Немного интересной истории откопал в и нете про Испанию >>>
Россия и Испания – не второстепенные субъекты мирового бытия. Это два крыла Европы, две древние страны с богатым имперским прошлым. Их роль в мировом процессе всегда была весомой. Качественно отличаясь друг от друга, русский и испанский миры имеют общие черты, объективные параллели и аналогии.
С точки зрения географии Россия и Испания образуют два полюса континента Евразия. С антропологической точки зрения наши народы принадлежат к европеоидной расе. В этногенезе и формировании наших национальных культур принимали участие родственные племена и народы, в том числе славянского (венедо-вандальского), германского и индо-иранского (арийского) происхождения. Русский и испанский языки, на которых сегодня говорят десятки народов, относятся к индоевропейской лингвистической семье.
С точки зрения истории Испания и Россия также прошли схожий путь. Из небольших христианских государств, возникших в XV-XVI веках в результате Реконкисты и свержения татаро-монгольской Орды они выросли в грозные империи с обширными колониальными владениями в Азии и Америке, которые пережили в конце ХIХ – начале ХХ веков период своего краха.
Рыцарство вандалов и венедов, православная и католическая мистика с её углубленным культом Царицы Небесной, русское дон-кихотство и испанский анархизм, христианский неоконсерватизм и национал-большевизм, тоталитаризмы Сталина и Франко, демократические разочарования и неомонархические иллюзии, – вместе образуют две стороны одной европейской медали.
Изначальное, во всяком случае, доримское, население Иберийского полуострова состояло, как минимум, из трех основных пластов: кельтов, иберов и финикийцев. Испанские кельты, близкие по породе и наследию к галлам и бриттам, у нас достаточно хорошо известны. Именно они являются главными носителями различных испанских наречий, принадлежащих к романской группе индоевропейской семьи языков. Гораздо меньше изучены финикийцы, эллинизированные в эпоху классической Греции. И совсем противоречивые сведения мы находим в литературе об иберах. Западные ученые, не вникая в детали, запросто называют их «кельт-иберами», подразумевая некую разновидность индоевропейской семьи народов. Местные исследователи ищут корни иберов, заметно отличающихся от кельтов расой и языком, на юге, то есть в северной Африке (бывшей Ливии) и на Ближнем Востоке. Советские ученые выдвинули гипотезу о том, что испанские иберы родственны выходцам из кавказской Иберии, располагавшейся между древней Колхидой и Албанией. По мнению лингвиста В.П.Григорьева, язык современных басков (васконов), прямых родственников древних иберов, подобен картвельским, абхазо-адыгейским и нахско-дагестанским наречиям народов Кавказа.
Знаменитая скульптура Дамы из Эльче (III века до н.э.), принадлежащая автохтонной культуре иберов и ставшая символом античной Испании, имеет свою аналогию в древнем Дагестане. Ее характерный головной убор с большими наушными дисками не имеет ничего похожего в европейской традиции, зато очень напоминает женские украшения на глиняных фигурках Богини-Матери, которые археологи нашли в Индии и относят к первому тысячелетию до н.э. Архаичная индоарийская традиция, уходящая корнями в дохристианскую эпоху, могла проникнуть на Кавказ, а затем и на Пиренейский п-в через Каспийские степи, где проходили пути древних ариев.
Другое белое пятно в этногенезе Испании – это роль варваров в формировании средневековой цивилизации. Говоря об этом периоде истории, ученые, как правило, делают акцент на готском наследии и стиле. Кто не видел изображения знаменитых готских застежек в виде орлов, украшенных драгоценными камнями? Однако помимо готов, к 5 веку н.э. прошедших через всю Европу – от Дуная до Пиренейского п-ва, территорию нынешней Испании осваивали также аланы, свевы и вандалы, составлявшие вместе военный союз. Будучи соперниками проримски ориентированных готов, они разделили захваченные земли следующим образом. Аланам, пришедшим из степей Причерноморья, досталась западная часть Пиренеев; свевам, выходцам из центральной Европы – северное побережье; а вандалам – часть северо-западной Испании (Галисия) и южной (Андалузия). Само название этой солнечной провинции, возможно, происходит от вандалов, вендов или антов, которые были прямыми родственниками славяно-русов.
Историческая карта, представленная в главном археологическом музее Мадрида, в целом правильно указывает место исхода вандалов – территорию современной Польши и Германии, к югу от Балтийского моря. Именно здесь до нашествия Аттилы и завоеваний Карла Великого находился центр славянских (венедских) земель. Здесь находились их святыни – Ретра и Аркона. Здесь они сопротивлялись армии Юлия Цезаря. Отсюда вандалы организовали грандиозный поход на Рим во славе с Радегастом (406).
Испанский поход варваров в 409 году был непосредственным продолжением этой военной кампании и отчасти результатом дипломатических интриг. Вандальский король Гунтерих правил в Галисии 18 лет, но затем его войска под давлением готов и римлян переместились в Бетику, откуда совершили вместе с союзными аланами военный поход в Северную Африку, переправив через Гибралтар в 428 г. восемьдесят тысяч воинов.
Здесь король Гейзерих, родной брат Гунтериха, наследовал Вандальское королевство и правил им в течение 40 лет. Легендарные страницы этого периода – захват варварами, исповедовавшими арианскую веру, языческого Карфагена, построение нового морского порта Гадрумет и мощного флота. Освоив тактику морского боя, они совершили несколько победоносных рейдов в Средиземноморье: завоевали Корсику, Сардинию и Сицилию. В 455 г. вандалы захватили Рим, власть в котором еще через два десятилетия перешла в руки легендарного вождя ругов Одоакра (431-493), чье правление стало окончательной победой варваров над западно-римской империей.
Государство вандалов в Северной Африке просуществовало до VI в., пока не истощило силы в войнах с римлянами и не было разгромлено императором Юстинианом (483-565) с помощью византийского флота и европейских союзников. Несмотря на свое «антское» происхождение, он вел последовательную антиславянскую политику и, помимо прочего, прославился тем, что укрепил границу на Дунае, чтобы остановить продвижение славян в пределы Византийской империи.
После этого стратегического поражения варвары не исчезли, не растворились, а вошли в качестве воинской касты в систему местной власти. В научной литературе эти потомки вандалов и аланов, рожденные от смешанных браков с римлянами и маврами, известны как берберы (арабская версия латинского слова «варвар»). Антропологически они были ближе к европейцам, высокого роста светловолосые и голубоглазые, а по религии – частично язычники, а частично мусульмане.
Участие большого количества славян (лютичей, русов, сербов и др.) в варварском войске красочно отражено в знаменитой средневековой поэме «Песнь о Роланде». Во время вторжения христианского короля Карла Великого за Пиренеи в 778 году, они воевали на стороне испанцев, точнее басков и их союзников, которых автор поэмы подает, как «мавров», «язычников» и «неверных». Арабские источники упоминают об особом классе «славян» (сакалиба), состоявшем на службе у мавров-мусульман. Из славянских воинов, которых насчитывалось более 10 тысяч, формировалась, как пишет испанский историк Альтамира-и-Кревеа, избранная гвардия халифа. Люди эти были богаты, имели земли и слуг-рабов, которым они платили жалование. Это была своеобразная «аристократия меча», неоднократно принимавшая активное участие в решении важных политических вопросов, которую называли также «белой партией». Следы этой белой аристократии, мы позже находим в различных провинциях Пиренейского полуострова, что в частности подтверждает такое эпическое произведение, как “Historia de los Vandos de los Sergies y Abencerrages”.
Иначе говоря, испанцы соединяют в себе кровь не только «индоевропейцев», но также выходцев с Kавказа и мавров-африканцев, а в европейских корнях у них ясно просматривается вандальская, можно сказать, славяно-германская кровь.
РУССКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ "АТЕНЕЙ" 2001-2005