Левые эсеры – борцы за Советскую власть и против государственного капитализма.

Кащей_Бессмертный

21-07-2008 17:13:28

В конце -1917г., когда стало ясно, что большевики и Ленин дело построения социализма предполагают осуществить посредством внедрения государственного капитализма, который, как им казалось, являлся единственным выходом из сложной политической и экономической ситуации, сложившейся после Октябрьской революции, ряд революционных социалистических течений, участвовавших в Октябрьской революции – левые эсеры, эсеры-максималисты и анархисты- перешли в оппозицию к большевистскому курсу. Наиболее сильной из этих организаций была Партия левых социалистов-революционеров (ПЛСР).

ПЛСР образовалась в конце 1917г. в результате откола левого крыла от Партии социалистов-революционеров (ПСР). ПСР возникла в 1902г. в результате объединения организаций, стоящих на позициях революционного народничества. В отличие от обеих фракций РСДРП она считала, что революция в России будет делом не только промышленного пролетариата, но всего трудового народа, т.е. рабочего класса, трудового крестьянства и трудовой интеллигенции. Продолжая традицию „Народной воли”, ПСР вела вооруженную борьбу против царского режима, уничтожая отличавшихся особым зверством чиновников самодержавия. Сегодня мы должны отдать дань великого уважения героям ПСР – таким, как Егор Сазонов, Иван Каляев, Алексей Ухтомский– кто, не страшась каторги и казни, шел на открытую борьбу с оружием в руках и кто погиб за освобождение угнетенного народа.

ПСР была неоднородной партией, в нее входили как убежденные сторонники социальной революции, так и люди, близкие к буржуазному либерализму. Поэтому в 1906г. от ПСР откололись наиболее левые элементы, создавшие Союз социалистов-революционеров-максималистов (ССРМ), выступивший за немедленную социалистическую революцию. Лучшие кадры ССРМ погибли в вооруженной борьбе с царизмом и капитализмом во время революции 1905г.. и в 1917г. ССРМ был относительно немногочисленной организацией. Точно так же погибли в вооруженной борьбе во время революции 1905г. и наиболее революционные и самоотверженные активисты ПСР, уцелели в ней элементы наиболее оппортунистические, которые после Февральской революции и осуществляли руководство партией. Революционно-интернационалистские элементы ПСР, выступавшие против соглашения с буржуазией и за Советскую власть, в ноябре 1917г. отделились от ПСР и создали самостоятельную организацию – ПЛСР.

В первые месяцы после Октябрьской революции левые эсеры действовали как союзники большевиков, некоторое время входили в Сонет народных комиссаров и образовывали значительную часть депутатов рабочих, солдатских и – особенно – крестьянских Советов. В числе героев революции, погибших в борьбе с буржуазно-помещичьей реакцией, были руководители Донревкома левые эсеры Подтелков и Кривошлыков, бакинские комиссары – члены ПЛСР Везиров и Петров, балтийский матрос левый эсер Борис Донской, уничтоживший командующего кайзеровской оккупационной армией на Украине фельдмаршала Эйхгорна и казненный оккупантами, эсер-максималист из Сибири Василий Неррис, неудачно бросивший бомбу в известного своим садизмом белого атамана Семенова и замученный в белогвардейской конттразведке и многие другие. Революционные преобразования 1917-1918гг. в значительной мере были заслугой небольшевистских революционно-социалистических организаций, участвовавших в Октябрьской революции – ПЛСР, ССРМ и анархистов.

Но крен большевиков в сторону государственного капитализма привел к тому, что пути этих организаций разошлись с путями большевиков, во всяком случае, с путями ленинского большевистского руководства. Распад единого революционного фронта, существовавшего с Февральской революции (первую листовку с призывом к свержению Временного правительства сразу после нее выпустил левый эсер Петр Александрович, расстрелянный после 6 июля 1918г. большевиками) до лета 1918г., облегчил победы старой контрреволюции в 1918г. и последующую смену Советской власти партийной диктатурой.

Первое серьезное расхождение между левыми эсерами и большевиками возникло по поводу Брестского мира. Левые эсеры были противниками Брестского мира, видя в нем предательство революции на Украине и в Прибалтике. В ответ на возражение Ленина, что войну с немецким империализмом вести невозможно, т.к. нет регулярной армии, левые эсеры отвечали, что регулярная армия – это воспроизведение старорежимных царских порядков, и выдвигали лозунг „Не война, а восстание”, означавший отказ от ведения войны посредством регулярной армии, вместо чого предлагалось сочетание партизанской войны, террора и пропагандистской работы по разложению кайзеровской армии, по переагитации немецких солдат на сторону революции.

Вопросом о Брестском мире разногласия левых эсеров, а равным образом эсеров-максималистов, с большевиками не исчерпывались. У них была собственная концепция социализма, отличная от большевистской. Если среди большевиков преобладало унаследованное от социал-демократии представление, что социализм означает передачу средств производства в руки государства, то левые эсеры и максималисты выступали не за национализацию, а за социализацию, не за огосударствление средств производства, а за их обобществление, за то, чтобы производством после революции управлял не чиновничий аппарат, но рабочие союзы и крестьянские общины, договаривающиеся между собой об общих делах и организующие планирование снизу. Подмена социализма государственным капитализмом очень рано подверглась критике со стороны представителей народнического социализма. Уже в написанной в 1902г. Программе ПСР говорилось:

«…ПСР предостерегает рабочий класс против того «государственного социализма», который является отчасти системой полумер для усыпления рабочего класса, отчасти же – своеобразным государственным капитализмом, сосредотачивая различные отрасли производства и торговли в руках правящей бюрократии ради ее фискальных и политических целей».

В августе 1918 г. активист Союза эсеров-максималистов Светлов писал:

«Мы являемся противниками государственного капитализма, в который ныне вырождается национализация промышленности, ибо и государственный капитализм вырождается, в свою очередь, в систему государственной эксплуатации и подчинение рабочего класса такому сильному и мощному орудию порабощения, хотя бы по названию оно и было трудовым, а не капиталистическим. Трудовое государство без самодеятельности и творчества трудящихся – это абсурд» (Союз эсеров–максималистов. Документы. Публицистика. 1906–1924 годы. М., 2002., с. 172).

В 1919 г. другой максималист, Нестроев указывал на опасность, которая возникнет для социалистического движения из отождествления огосударствления с социализмом:

«…вырастает…грозное для судеб социализма представление в умах неразвитых широких масс о центральной власти, стоящей над народом и управляющей производством, и работнике, продающем этой власти свою рабочую силу, как раньше он продавал свою силу буржуазии» (там же, с. 265).

Леве эсеры и эсеры-макималисты были революционерами. Они прекрасно понимали, что победа революции невозможна без беспощадной борьбы с буржуазией, без подавления отчаянного сопротивления эксплуататорских классов. Однако они считали, что это подавление должно быть делом не государства, не обособленного от народных масс управленческого и карательного аппарата, воспроизводящего всю старую мерзость и становящегося питомником новых эксплуататоров и паразитов, но делом самих вооруженных трудящихся, их общих собраний и подконтрольных общим собраниям Советов

Именно ССРМ уже во время революции 1905г. первой из революционных организаций увидел в Советах организационную форму социалистического преобразования мира. Именно ПЛСР и ССРМ во время Великой Революции 1917 – 1921гг. упорно отстаивали Советскую власть как против буржуазного парламентаризма, так и против не менее буржуазной партийной диктатуры. Лидер ПЛСР Мария Спиридонова писала осенью 1918г. о Советской власти:

„Власть Советов – это при всей своей хаотичности большая и лучшая выборность, чем все учредилки, думы и земства. Власть Советов – аппарат самоуправления трудящихся масс, чутко отражающий их волю, настроения и чаяния. И когда каждая фабрика, каждый завод и село имели право через перевыборы своего советского делегата влиять на работу государственного аппарата и защищать себя в частном и общем смысле, то это действительно было самоуправлением. Всякий произвол и насилие, все грехи, естественные при первых попытках массы управлять и управляться, легко излечимы, т.к. принцип не ограниченной никаким временем выборности и власти населения над своим избранником даст возможность исправить свого делегата радикально, заменив его честнейшим и лучшим, известным по всему селу и заводу… Для того, чтобы Советская власть была чутка, барометрична и спаянна с народом, нужна беспредельная свобода выборов, игра стихий народных, и тогда-то и родится творчество, новая жизнь, новое устроение и борьба. И только тогда массы будут чувствовать, что все происходящее – их дело, а не чужое. Что она сама, масса, творец своей судьбы, а не кто-то ее опекает, и благотворит, и адвокатит, как в учредилке и других парламентарных учреждениях, и только тогда она будет способна к безграничному подвигу” (К.В. Гусев. Эсеровская богородица. М., 1992, сс. 129 – 130).

Революционные народники не отрицали инициативной роли революционного меньшинства и революционной организации. Однако, на их взгляд, революционная организация, чтобы не перестать быть революционной, не должна командовать пролетариатом. Максималист Нестроев писал о позициях ССРМ:

“Максимализму чуждо стремление управлять массами, подменять программу народного максимализма программным максимализмом своей организации, ибо для него “освобождение рабочих – дело самих рабочих” – не звук пустой, не лозунг для вовлечения масс в борьбу для захвата власти и проведения затем своей программы, а девиз самоосвобождения, который, претворяясь в жизнь, только и может привести к победе социальной революции. Наша роль сводится только к роли помощников народных, к роли агитаторов и проповедников максимализма через наши организации, должных влиять на стихийное движение народа, направлять его на путь творчества новых, справедливых форм общественной жизни, влиять на народ примером, опытом и жизнью своею, сливаясь с ним, входя в организации, созданные самим народом, работая с ним на поле, на заводе, на фабрике и в казарме, пока она существует” (Союз эсеров–максималистов. Документы. Публицистика. 1906–1924 годы. М., 2002.,,, сс. 269–270).

Кащей_Бессмертный

21-07-2008 17:13:55

Иначе говоря, максималисты считали, что революционная организация должна быть руководителем пролетариата, влияющим на него посредством убеждения и примера, а не управителем над пролетариатом, воздействующим на него принуждением и подкупом; должна являться самой решительной, смелой и дальновидной частью пролетарского класса, увлекающей за собой весь класс, а не стоящим над пролетариатом слоем новых начальников и господ. „Власть Советам, а не партиям!” – на таких позициях стояли ПЛСР и ССРМ во время Великой Революции 1917-1921гг.

Беззаветные борцы за Советскую власть и Октябрьскую революцию, революционные народники из ПЛСР и ССРМ были первыми, кто подверг критике их бюрократическое перерождение. М. Спиридонова в „Открытом письме ЦК РКП(б)” (ноябрь 1918г.) писала:

„Октябрьская революция, в которой мы шли вместе с вами [большевиками], должна была кончиться победой, т.к. основания и лозунги ее объективно и субъективно необходимы в нашей исторической действительности, и они были дружно поддержаны трудящимися массами. Это была действительно революция трудящихся масс, и Советская власть буквально покоилась в недрах ее…

Но ваша [большевиков] политика объективно оказалась сплошным надувательством трудящихся.

Вместо социализированной промышленности – государственный капитализм и капиталистическая государственность; принудительно-эксплуатационный характер остается, с небольшой разницей насчет распределения прибыли – с небольшой, т.к. ваше многочисленное чиновничество в этом строю сожрет больше кучки буржуазии…”(К.В. Гусев. Эсеровская богородица. М., 1992, с. 127).

В феврале 1922г. Объединение левого народничества, куда вошли ССРМ и часть ПЛСР, давали следующую характеристику нэпа:

«Нэп ставит Советскую Россию в ряды буржуазно–капиталистических государств с тем лишь различием, что хозяйство этих стран развивается при наличии политических свобод, до сих пор не признанных диктатурой РКП, что роднит Советскую Россию со странами самодержавными и бюрократическими» (Союз эсеров-максималистов…, с. 371).

Вот как описывало Объединение левого народничества двусмысленное положение РКП, «играющей двойственную классовую роль государства–хозяина–работодателя и в то же время пытающейся быть выразительницей воли трудящихся масс; роль насадителя капиталистических отношений в России и в то же время – борца с буржуазией и нэпманами за рабочие интересы; роль государства–капиталиста, с одной стороны, эксплуатирующего деревню путем бесчисленных денежных и натуральных, прямых и косвенных трудпродгужналогов, с другой стороны, пытающейся восстановить сельское хозяйство; роль мнимого защитника интересов деревенской бедноты при одновременной ставке на отрубника, на крепкого столыпинского мужика; наконец, роль буржуазного дипломата, заигрывающего с Муссолини, Кемаль-пашой и Эррио и в то же время подготавливающего через Коммунистический Интернационал мировую социалистическую революцию…

В этих условиях отхода правящей РКП от октябрьских позиций, левонародничество становится единственной программой и идеологией, верной лучшим октябрьским заветам, идеалам перманентной социалистической революции» (там же, сс. 389, 375).

Трагедия партии левых эсеров во время Октябрьской революции состояла в том, что она возникла слишком поздно.Она развивалась вместе с революцией, но катастрофически запаздывала. Ее программа социальной революции в развернутом виде была сформирована только после катастрофы 6 июля, когда было уже слишком поздно. Поэтому ПЛСР не смогла победить в своей борьбе с ленинским курсом на путь к социализму (как казалось Ленину) через государственный капитализм.

Движимые справедливым революционным возмущением немецким империализмом, левые эсеры осуществили 6 июля 1918г. уничтожение немецкого посла Мирбаха, не думая о политических последствиях этого акта и не будучи к ним готовыми. Это стало катастрофой для партии, которая затем раскололась на множество течений, расходящихся по вопросу об отношении к большевикам (поддерживать ли их против белогвардейской конттреволюции или считать такими же контрреволюционерами, как и белых) и была окончательно разгромлена полицейским террором в начале 1920-х годов. Ее бывшие руководители и активисты после долгих лет тюрем и ссылок были уничтожены сталинским террором.

Но на опыте их борьбы, их подвигов и их ошибок необходимо учиться всем нам, всем, кто в новых- и тоже весьма нелегких- условиях продолжает их борьбу, борьбу за всеохватывающее освобождение угнетенного пролетарского класса…

Закончить статью хотелось бы словами из уже цитированного „Открытого письма ЦК РКП(б)” Марии Спиридоновой:

„Социализм должен осуществиться, т.к. этого требуют интересы огромного большинства трудящихся, т.к. капиталистическое развитие подготовило почву и укрепило класс, непосредственно заинтересованный в социализме – он должен быть, как неизбежный результат всей теперешней исторической катастрофы. Это научное обоснование социалистической веры не может быть поколеблено никакими неудачами, но она имеет и идеалистические, иррациональные корни. Вера в социализм есть вместе с тем вера в лучшее будущее человечества, в добро, правду и красоту, в прекращение всех форм гнета и насилия, в осуществление братства и равенства на земле…

Наша партия левых социалистов-революционеров интернационалистов единственно последовательная и стойкая интернационалистическая партия. Партия крестьян и рабочих, партия власти Советов, свободно выбранных трудящимися. Партия непримиримой борьбы с богачами и угнетателями всех стран, партия, не запятнавшая себя соглашательством ни с какой буржуазией, ни с каким империализмом, не загрязнившая своих рук использованием старого аппарата сыска и насилия буржуазной государственности, партия светлой, могучей веры в социализм и Интернационал, имеет огромное будущее.

Истребить ее невозможно ни вам [большевикам], ни временной реакции, т.к. и она, и ее идеи живут в массах, коренятся в глубинах их психологии, и революционное мировое возрождение всего человечества неминуемо произойдет под знаком ее Идеи, идеи освобождения Человеческой Личности…” (К.В. Гусев. Эсеровская богородица. М., 1992, сс. 137, 144).

М. Инсаров
http://iuprc.anho.org/archives/7

Дмитрий Донецкий

21-07-2008 18:22:55

'Кащей_Бессмертный писал(а):Лучшие кадры ССРМ погибли в вооруженной борьбе с царизмом и капитализмом во время революции 1905г.. и в 1917г. ССРМ был относительно немногочисленной организацией. Точно так же погибли в вооруженной борьбе во время революции 1905г. и наиболее революционные и самоотверженные активисты ПСР, уцелели в ней элементы наиболее оппортунистические, которые после Февральской революции и осуществляли руководство партией.


Это что-то новое. Во-первых, гибли в основном "практики", а "теоретикам" доставались ссылка и эмиграция. Они в 17-м и возглавили партию. Никаких оппортунистов-перерожденцев не было, иначе откуда взялись все эти упоминаемые вами герои Гражданской войны, пережившие царские репрессии? Во-вторых, от Февраля у всей России крыша съехала: рвались в бой "революционные и самоотверженные активисты", пару месяцев назад не знавшие даже таких слов, как "социализм" и "коммунизм". Один французский социалист писал, что "здешние" кадеты до неприличия левые, к остальным он и подходить боялся. В-третьих, повторю то, что уже говорил об анархо-коммунистах: все, кто пытался пристроиться к большевикам боком или раком "за что боролись, на то и напоролись". Такое бездарное восстание, как в июле 1918 года, даже с репетицией трудно провести. Кстати, многие историки считают, что это было провокация большевиков.

Дубовик

21-07-2008 19:13:30

Дмитрий, не в обиду, - не надо так уверенно говорить о весьма спорных вещах...

Дмитрий Донецкий писал(а): Это что-то новое. Во-первых, гибли в основном "практики", а "теоретикам" доставались ссылка и эмиграция.

У анархистов погибли при царе такие теоретики, как А.Гроссман (брат Гроссмана-Рощина) и Б. Энгельсон; у максималистов - А.Соколов и В.Мазурин (два основателя самого направления, а Соколов - автор программы ССРМ, между прочим). Отбыли каторгу (нередко до 10 лет), - что означало высокий риск смерти, - Я.Новомирский, С.Романов, Лев Черный, И.Гейцман. У с.-р. умер вскоре после побега с каторги фактический основатель партии Гершуни, отбыли по 10-летнему и больше сроку Абрам и Михаил Гоц, М.Натансон, Е.Ковальская. Можно и еще продолжить. В общем, не ведитесь на бредни и клевету Семанова...

Дмитрий Донецкий писал(а): Они в 17-м и возглавили партию. Никаких оппортунистов-перерожденцев не было, иначе откуда взялись все эти упоминаемые вами герои Гражданской войны, пережившие царские репрессии?

Оппортунисты-перерожденцы как раз таки и были, иначе откуда взялись те бывшие анархисты, левые и даже "правые" с.-р., меньшевики и максималисты, которые пачками шли записываться в РКП(б)?
А как вы назовете Савинкова, того же А.Гоца, Зензинова, Аргунова и массу других членов ПСР, которые с 1917 находились на весьма правых позициях, едва ли не кадетско-буржуазных? Это даже не либерал Керенский, - это старые революционеры, бескомпромиссные борцы с царизмом и убежденные ("твердолобые") социалисты, - как они сами понимали социализм. Если их эволюция не есть оппортунизм и перерождение, то что тогда называется этими словами?

Дмитрий Донецкий писал(а): Во-вторых, от Февраля у всей России крыша съехала: рвались в бой "революционные и самоотверженные активисты", пару месяцев назад не знавшие даже таких слов, как "социализм" и "коммунизм".

И что из этого? Вы сами родились - кем? Анархистом? Либералом? Еще кем-то? Лично я родился грудным младенцем абсолютно без всяких убеждений; подозреваю, что даже Петр Рауш, Вадим Дамье и Михаил Магид тоже лишь со временем стали кем-то, а не имели в хромосомах "ген революционера".
Или вас смущает, что многие люди стали пламенными революционерами за слишком короткий срок? Ну да, было даже понятие "мартовские с.-р." ("мартовские с.-д." и т.д.), - те, кто на волне массовой эйфории прибежал записываться в партии, а после октября 1917 так же стремительно убежал из них. Значит ли это, что все, кто "пару месяцев назад не знал даже таких слов, как "социализм" и "коммунизм", - игрались? следовали моде? что вы там еще придумаете?
Я вам мог бы привести не один и не десять примеров того, как в царское время, в революцию 1905-1907, люди, едва лишь присоединившиеся к анархистам, например, делом, жизнью своей доказывали собственную искренность. На смерть, на виселицу, - из-за моды не идут, знаете ли...

Дмитрий Донецкий писал(а): В-третьих, повторю то, что уже говорил об анархо-коммунистах: все, кто пытался пристроиться к большевикам боком или раком "за что боролись, на то и напоролись".

Нормальный взгляд нормального мещанина-обывателя. О диалектике истории вы, может, только слышали... И чего вам не сидится спокойно, чего вам среди анархистов понадобилось?...
Ваш, очень умного человека, весьма крепкого весьма задним умом, совет и рецепт для той ситуации. Представьте себе, что вы, анархист, находитесь в ситуации осени 1917 - весны 1918. Ваши действия? Так, к большевикам "не пристраиваться", - понятно. Но вот например: идут на революционный Петроград казачьи части генерала Краснова. Войдут - будут вешать всех красных и черных, без разбора. Красные формируют революционные части, идут на Пулковские высоты, - бить казаков. Анархисты тоже идут на те же самые высоты своими отрядами, ибо враг у них (у нас) с большевиками в этот момент один, и координировать действия вынуждает сама обстановка. А "донецкие", видимо, в это время чатятся на форумах, обсуждая проблемы легализации наркотиков и перспективы борьбы в защиту ГЛБТ?
Между прочим, были тогда и те анархисты, которые не жалали ничего общего иметь с другими участниками революционного (ибо против реакции направленного) фронта. Они действительно так вот и сидели по хатам в столичных центрах, читая друг другу рефераты о красивом будущем мире, о свободном воспитании, о создании нового языка, о праве личности на свободное перемещение в космосе... Кому они интересны, кому они нужны сейчас, - да и тогда тоже, во времена героической махновщины, во времена действительной массовой борьбы за освобождение человека и человечества...

Дмитрий Донецкий писал(а): Такое бездарное восстание, как в июле 1918 года, даже с репетицией трудно провести.

Современники считали несколько иначе. И это относится не только к большевикам. Во всяком случае, мнение такого очевидца и летописца революции, как Н.Суханов, для меня перевешивает ваше. А Суханов сравнивал Октябрь 1917 и Июль 1918, - и практически не находил между ними принципиальной разницы...

Дмитрий Донецкий

21-07-2008 19:51:48

'Дубовик писал(а):В общем, не ведитесь на бредни и клевету Семанова...


Не знаю, стыдно или наоборот, но Симанова не знаю (может, не помню). Да, каторга и даже эмиграция допускают вероятность смерти до 1917 года. Но я же говорил - в основном... Вы может не совсем поняли мою мысль. Я не злорадствую ни в коем случае в адрес выживших, а наоборот, выражаю несогласие с мнением автора статьи, что всё лучшее погибло, а "уцелели в ней элементы наиболее оппортунистические, которые после Февральской революции и осуществляли руководство партией". Чего бы они тогда стоили?

'Дубовик писал(а):Оппортунисты-перерожденцы как раз таки и были, иначе откуда взялись те бывшие анархисты, левые и даже "правые" с.-р., меньшевики и максималисты, которые пачками шли записываться в РКП(б)?


Извиняюсь, пачками писались уже позже, когда всем стало ясно, "кто в лесу хозяин". А вот в 17-м "писались" целыми деревнями как раз таки в эсеры. И к чему здесь Савинков и прочие правые эсеры? Ведь статья о левых. Кстати, тот же Савинков имел немалые шансы погибнуть. И в какой разряд он попал бы у автора?

'Дубовик писал(а):значит ли это, что все, кто "пару месяцев назад не знал даже таких слов, как "социализм" и "коммунизм", - игрались? следовали моде? что вы там еще придумаете?


Да опять же я никого не порицаю! Я говорю о массовом полевении после Февраля. Даже нелюбимые вами правые эсеры с точки зрения тогдашних европейских социалистов были с "левизной".

'Дубовик писал(а):Нормальный взгляд нормального мещанина-обывателя. О диалектике истории вы, может, только слышали... И чего вам не сидится спокойно, чего вам среди анархистов понадобилось?...


Ленин был отличный диалектик: Если с нами, то - народ, если против, то - толпа. Чем всё для анархистов, максималистов и левых эсеров кончится, писали и говорили многие люди поумнее меня. У них был передний ум, потому, что предсказывали.

Дмитрий Донецкий

21-07-2008 21:24:07

'Дубовик писал(а):Ваш, очень умного человека, весьма крепкого весьма задним умом, совет и рецепт для той ситуации. Представьте себе, что вы, анархист, находитесь в ситуации осени 1917 - весны 1918. Ваши действия? Так, к большевикам "не пристраиваться", - понятно. Но вот например: идут на революционный Петроград казачьи части генерала Краснова. Войдут - будут вешать всех красных и черных, без разбора. Красные формируют революционные части, идут на Пулковские высоты, - бить казаков. Анархисты тоже идут на те же самые высоты своими отрядами, ибо враг у них (у нас) с большевиками в этот момент один, и координировать действия вынуждает сама обстановка. А "донецкие", видимо, в это время чатятся на форумах, обсуждая проблемы легализации наркотиков и перспективы борьбы в защиту ГЛБТ?
Между прочим, были тогда и те анархисты, которые не жалали ничего общего иметь с другими участниками революционного (ибо против реакции направленного) фронта. Они действительно так вот и сидели по хатам в столичных центрах, читая друг другу рефераты о красивом будущем мире, о свободном воспитании, о создании нового языка, о праве личности на свободное перемещение в космосе... Кому они интересны, кому они нужны сейчас, - да и тогда тоже, во времена героической махновщины, во времена действительной массовой борьбы за освобождение человека и человечества...


Статья о левых эсерах и мои комментарии о том же. Зачем лепить всё в кучу? Во времена корниловщины никто ни к кому не пристраивался. Выступление было идиотское. Один факт неучастия Корнилова в корниловщине чего стоит. И не только вся "демократия" выступила против, но и многие генералы, исполняя приказы главнокомандующего, подумывали, перед кем отчитываться придётся - перед Корниловым или перед Керенским, и особо не усердствовали. А у вас выходит, что и здесь большевики впереди планеты всей.
Та же история и с Махно. Махновщина - одна из немногих тем, объединяющих на нашем форуме всех - от самых левых до самых правых. И я не собираюсь быть исключением. О том, что союзы с большевиками были вызваны крайней необходимостью, писали в мемуарах и махновцы, и красные, и белые. Здесь и вопросов никаких не может быть. Тем более, что громил Нестор Иванович и большевиков не хуже, чем контрреволюционеров.
А вот с левыми эсерами дело несколько иначе. Уже после Октября они создавать с большевиками коалицию, делить портфели, помогать вытеснять всех, кто поправее... И рыть тем самым себе яму. Причём всё это происходило в месяцы "триумфального шествия советской власти", так что диалектической безысходности не было и в помине.
Анархисты подполья не сидели по хатам, правые эсеры, не согласившиеся с решением своего ЦК не проводить теракты против лидеров большевизма... Или уважения заслуживают только те, кто воевал с белой конрреволюцией, но примирился с красной?
Что же касается нашего форума, вы не найдёте ни одного моего поста в темах о легализации наркотиков и тому подобных. Правда, однажды мы обменялись с анархистом Ивановым репликами по самогоноварению. Но ведь это лёгкий наркотик?

Spirit

22-07-2008 02:24:00

Дубовик

Вы зря так относитесь к интеллектуальному и художественному наследию анархистов... Всё это продолжает действовать...

А что касается реальных боевых действий, то это конечно славное прошлое, но, как видите, до сих пор в нём не могут разобраться даже сами анархисты - у каждого своё мнение...

contrculturist

22-07-2008 19:06:30

Дмитрий Донецкий писал(а):Что же касается нашего форума, вы не найдёте ни одного моего поста в темах о легализации наркотиков и тому подобных. Правда, однажды мы обменялись с анархистом Ивановым репликами по самогоноварению. Но ведь это лёгкий наркотик?


Хм, начальство что ли заругает?

АNARCHY®WORLD

22-07-2008 20:31:21

Изображение....Изображение

Кащей_Бессмертный

22-07-2008 20:32:52

причем тут правые эсеры?

Дмитрий Донецкий

22-07-2008 21:11:52

'contrculturist писал(а):Хм, начальство что ли заругает?


Начальство заругает, если я на работу не выйду. Больше ничем я ему неинтересен. Типичное постсоветское начальство. Никакое. Просто меня эти темы не будоражат, вот и всё.

Дмитрий Донецкий

22-07-2008 21:34:21

'Дубовик писал(а): мнение такого очевидца и летописца революции, как Н.Суханов, для меня перевешивает ваше. А Суханов сравнивал Октябрь 1917 и Июль 1918, - и практически не находил между ними принципиальной разницы...


1. Ленин удачно прятался от ареста в шалаше (классика соцреализма) и внезапно явился народу в самый выгодный (для него) момент. Левые эсеры позволии большевикам арестовать почти всю свою верхушку.
2. Большевики имели союзников, тех же левых эсеров, максималистов, анархистов. При благожелательном нейтралитете немцев, сковывавших часть потенциальной контрреволюции на фронте. Левые эсеры выступили против большевиков, предусмотрительно передравшись почти со всеми другими партиями, открыто призывая к войне с Германией и при этом категорически отвергая союз с Антантой.
3. Цели. 1917-й: свергнуть правительство, захватить власть. 1918-й: насильно заставить братьев-большевиков начать войну с немцами.

contrculturist

23-07-2008 08:33:49

Дмитрий Донецкий писал(а):Начальство заругает, если я на работу не выйду. Больше ничем я ему неинтересен. Типичное постсоветское начальство. Никакое. Просто меня эти темы не будоражат, вот и всё.


Странный ты какой-то...

Дмитрий Донецкий

23-07-2008 17:22:31

'contrculturist писал(а):Странный ты какой-то...


А что, на этом форуме встречаются нестранные?

Кащей_Бессмертный

23-07-2008 17:25:48

[url=http://zhurnal.lib.ru/m/magid_m_n/eser.shtml] В исторической науке сделалось традиционным отождествление освободительного движения пролетариата лишь с одной из его частных разновидностей: с революционным движением, выступавшим под знаменем марксизма. Такое отождествление, однако, отнюдь не является полным, а потому сведение всей освободительной борьбы пролетариев только к марксистским движениям представляется вредным и ошибочным.
Борьба пролетариата за освобождение от власти капитала существовала задолго до Маркса, и именно эта борьба толкнула буржуазного демократа Маркса к коммунизму. Если марксистами были русские большевики, немецкие спартаковцы и итальянские левые коммунисты, то ими не были лионские ткачи, парижские коммунары, чикагские мученики, Индустриальные рабочие мира, Сакко и Ванцетти, что отнюдь не лишает их нашего уважения, а потому должно вызвать по крайней мере интерес, не стояла ли за немарксистскими убеждениями этих смелых пролетарских борцов хотя и не вся истина, но какая - то часть ее?
История - не нравоучительная пьеса, где правильная теория и правильная практика пребывают в ненарушимой гармонии. Верная теория иной раз ведет к бездействию, а великое действие рождается из великой ошибки. Колумб, исходя из неправильной теории, открыл Америку, те, кто имел позднее правильную теорию, Америку не открывали, ибо она уже была открыта, и , более того, неправильность старой теории стала известна лишь после огромного притока нового опыта, произошедшего после вызванного ошибкой открытия. Великий теоретик марксизма Богданов, правильно понявший, что победа мировой социалистической революции была невозможна в начале 20 века, в результате такого понимания отошел от политической деятельности; Ленин и Троцкий, ошибочно верившие в возможность социалистической революции, в результате возглавили буржуазную революцию, чрезвычайно ускорившую развитие человечества и тем самым сделавшую возможной революцию социалистическую.[/URL]

antiflag

27-09-2008 15:32:27

Привет, руски братя по идеи!Аз съм български анархист, който се интересува специално от левите есери като революционна организация , която е най-близка до възгледите на анаркомунистите.По време на революцията те единствени защитават идеите за федерелно самоуправление на работнически и кристянски съвети без задни мисли.Защо не правят съюз с украинските махновци?Ако имаш повече информация за отношенията между Махно и левите есери може ли да ми дадеш информация по този въпрос

Goren

27-09-2008 16:26:53

О, привет болгарским товарищам!