Зелимхан Гашмазукаев - отважный абрек-революционер

Stokman

05-04-2010 12:16:46

После окончания Кавказской войны и сдачи в плен Шамиля сопротивление горцев колонизаторам отнюдь не прекратилось. В Чечне, Дагестане и Ингушетии продолжали действовать ряд партизанских отрядов, а в 1877 на Северном Кавказе вспыхнуло народное восстание, охватившее большую часть Чечни и Дагестана. После того как это восстание было потоплено в крови царскими войсками, а его вожди казнены, сопротивление царизму приняло такую своеобразную форму как абречество. Абреки были настоящими кавказскими робин гудами, которые, не желая мириться с несправедливостью и произволом, брались за оружие. Действуя в одиночку или небольшими группами, абреки мстили царизму за себя, своих родственников и свой народ: убивали ненавистных царских сатрапов, грабили банки, казенные учреждения, богачей-эксплуататоров, брали их в заложники и требовали выкуп. Отобранные деньги и ценности абреки нередко затем распределяли среди бедных крестьян. Абречество имело массовую поддержку среди горцев и, отражало недовольство народов северного Кавказа национально-колониальным гнетом. Народ смотрел на абреков как на своих защитников, и сам тоже защищал их, укрывая от царских властей. Борьба абреков нашла широкое отражение в фольклоре горских народов. О них писали стихи и складывали песни.

Вопреки утверждениям царизма и позднейшей сталинской исторической "науки" колонизация Северного Кавказа Россией отнюдь не способствовала прогрессивному экономическому и культурному развитию населяющих его народов, а наоборот тормозило его. После завоевания у чеченцев и ингушей были конфискованы огромные земельные массивы в пользу казны и казачества, а население загнано в горы. В нагорных районах, до 40 процентов хозяйств совершенно не имели пахотных и сенокосных участков. По статистическим данным, в горной Чечне на мужскую душу в среднем приходилось 1,2 десятины пахотной земли, а Ингушетии - 0,2 десятины. В то же время на одного казака в Сунженском отделе, например, приходилось 10,7 десятины, а в Кизлярском отделе - до 27,5 десятины земли. Недостаток земли заставлял горских крестьян арендовать ее у казачества и казны. При этом чеченцы и ингуши должны были платить огромные налоги, которые возрастали из года в год. Интересно, что соседние с ингушами осетины, исповедовавшие христианство и по численности в два раза превосходившие ингушей, платили в 1866 году 10 000 рублей, тогда как ингуши платили 13 000. Царская власть, как и любой другой империалист, действовала по принципу "разделяй и властвуй".


Такая политика вызвала настоящее обнищание горских народов. Собираемый ими урожай позволял лишь не умереть с голоду. Сложился достаточно большой слой безземельных крестьян. Но и путь в пролетарии им был фактически закрыт. В окрестностях Грозного в конце XIX века начала развиваться нефтяная промышленность, но если туда и брали горцев, то исключительно на самую черную работу. В 1891 году и вовсе было издано постановление, запрещающее проживать в черте города всем чеченцам и ингушам, не состоящим на государственной службе. Вайнахи были изгнаны из Грозного, Воздвиженской, Шатое и Ведено. А по постановлению от 14 мая 1893 года горскому населению уже прямо запрещалось работать на промышленных предприятиях Грозного (кстати, практика недопущения горцев на промышленные предприятия негласно проводилась после возвращения чеченцев и ингушей из депортации вплоть до 1991 года).


В эпоху колониализма первыми прославленным кавказскими абреками были Вара, убитый в 1865 году, а так же Назир-абрек и Атабай Карачаевский В последующие годы его дело продолжили такие известные абреки как Иски организовавший массовый побег из грозненской крепости и убивший адъютанта генерала Скобелева, Осман Мутуев, Мехки, Аюб, Зелимхан гельдигенский, Саламбек Гараводжев. Но, безусловно, самым известным и почитаемым чеченским абреком был Зелимхан Гушмазукаев из селения Харачой близ Ведено. Он получил широкую известность далеко за пределами Чечни и даже за пределами Кавказа. О нем писали в центральных газетах, а все революционные партии, да и впрочем, все более-менее прогрессивные слои российского общества горячо сочувствовали его борьбе против самодержавия.
Зелимхан начал свою борьбу в 1901 г. Поначалу он занимался грабежами богатых колонизаторов на дорогах и вскоре создал свой небольшой отряд. С самого начала он и его соратники по борьбе следовали правилу грабить только состоятельных и только не чеченцев. Наибольшая активность Зелимхана началась с начала революции 1905 года, в которой он как и другие абреки принял активное участие.
27 января 1905 года забастовали рабочие фирмы "Ахвердов и К°" в Грозном, а затем к ним присоединились рабочие других предприятий и железнодорожники. Еще ряд мощных забастовок прошли в мае и июле. Последняя из забастовок носила уже чисто политический характер. В организации забастовок принимал большое участие местный комитет РСДРП. В 1906 и 1907 забастовки и демонстрации рабочих вспыхнули с новой силой.


Начиная с весны 1905 года в Чечне и Ингушетии поднимается волна крестьянских выступлений. Крестьяне изгоняли назначаемых властями чиновников, захватывали частные и казенные казачьи земли, отказывались платить налоги и выполнять повинности. Выступления крестьян, которые продолжились и в 1906 году приняли наибольший размах в Введенском районе, на родине Зелимхана. Отважные действия благородного абрека Зелимхана вдохновляли крестьянские массы на борьбу и сыграли большую роль в том, с каким упорством крестьяне отказывались повиноваться колониальным властям.


10 октября 1905 г власти организовали погром чеченцев на грозненском базаре. Войска расстреляли 17 чеченцев. Зелимхан решил отомстить и через неделю захватил пассажирский поезд, ограбил богатых русских пассажиров и 17 человек из них расстрелял. "Передайте полковнику Попову, -сказал он уцелевшим пассажирам, - что жизни, взятые в Грозном, отомщены".


Отряд Зелимхана начал фактически партизанскую войну против властей. Против него были брошены отряды регулярной армии. В селах, которые укрывали абреков, проводились жестокие "зачистки". Начались преследования родственников Зелимхана: были убиты его брат и отец, арестованы его жена и дети. За голову легендарного абрека царское правительство назначило 5000 рублей, а в последствии эта сумма была увеличена до 18000 рублей.


Но ни что не смогло сломить Зелимхана и он продолжал свою борьбу. В апреле 1906 года он убил начальника Грозненского округа подполковника Добровольского. В 1908 году - начальника Веденского округа полковника Галаева, за то он хотел осуществить антикрестьянские проекты по землеустройству, что вызвало в Чечне массовое недовольство. В январе 1910 - совершил налет на Грозненский вокзал и увез из кассы 18000 рублей.


Приказом по Терской области властями был сформирован "временный охотничий отряд" во главе с войсковым старшиной Вербицким для уничтожения Зелимхана и его соратников. Этот отряд устроил побоище мирных чеченцев на гудермесском базаре, в результате которого погибло несколько человек. Зелимхан решил отомстить и убить Вербицкого, но от этого шага его отговорил один очень авторитетный чеченский интелегент, которого он не мог не послушать. И тогда Зелимхан решает отомстить Вербицкому другим способом - совершить набег на Кизляр и ограбить там местное казначейство. При этом он решается на безрассудно смелый шаг - он предупреждает Вербицкого о запланированном месте и времени нападения. На Зелимхана и его отряд, разумеется, была подготовлена засада. Но отряду абреков в 60 человек во главе с Зелимханом удалось совершить невероятное - они удачно обошли засады переодевшись казаками и разделившись на небольшие группы, ограбили казначейство и скрылись, не потеряв ни одного человека! В полицейском отчете сообщалось, что скрыться Зелимхану от полицейских и казаков помогли жители села Абильадиль-чанка-юрта. Они стерли следы, оставленные копытами коней абреков на 15-верстном отрезке дороги. "Безнаказанность чеченских аулов, по которым прошла шайка Зелимхана после ограбления кизлярского казначейства, конечно, окрылит разбойников и повлечет их на новые подвиги",-- говорилось в том же отчете.


Добыча от этого налета была совсем небольшая, если учитывать численность отряда - всего-то 5000 рублей. Но не это было главное: Вербицкому удалось отомстить и теперь он попал под суд за бездействие и неудачу в поимке Зелимхана.

В 1910 году, когда многотысячный карательный отряд начальника Назрановского округа князя Андронникова начал операцию по поимке Зелимхана, последний устроив засаду, лично убил Андроникова за арест своей семьи, которую ему так и не удалось отбить у отряда Андроникова. Однако и силы абреков вскоре понесли тяжелую утрату - в марте 1911 года в селении Старые Атаги был убит ближайший сподвижник Зелимхана абрек Аюб Тамаев.


Однажды во время гастролей по Северному Кавказу в заложники к Зелимхану попал знаменитый певец Федор Шаляпин. Когда Зелимхан узнал, кто попал к нему в руки он решил не требовать с него выкуп и просто попросил его спеть. Когда Шаляпин спел, растроганный до слез абрек отпустил его на свободу.

Большевикам так и не удалось установить контакт с Зелимханом, о чем они, конечно, впоследствии очень сожалели. Ведь из Зелимхана мог получиться еще один Котовский. Однако связь с революционным движением в России Зелимхан все же установил, но к сожалению через анархистов. В 1911 году с знаменитым абреком встретились несколько студентов-анархистов из Ростова-на-Дону. От них он узнал что "царь не только чеченцам зло делает". Студенты подробно рассказали о той борьбе, которую ведут рабочие и крестьяне по всей России. Зелимхан с сочувствием и поддержкой отнесся к гостям. Они расстались друзьями и соратниками. Студенты вручили Зелимхану красно-черный флаг, четыре бомбы и печать, на которой было написано "Группа кавказских горных террористов-анархистов. Атаман Зелимхан". С этого момента Зелимхан скреплял свои послания и ультиматумы этой печатью.


Зелимхан был просто неуловим и выбирался из самых трудных ситуаций. В октябре 1911 года ему удалось бежать из окруженного села Сунженское, а в декабре того же когда он умудрился бежать из окруженной пещеры. Причина того, что абрека не могли поймать в течение долгих лет была в том, что крестьяне и беднота его всегда укрывали. Любое село почитало за честь приютить Зелимхана, несмотря на то, что селу за это грозили жестокие репрессии. Однако все же нашлись предатели, которые за деньги сдали Зелимхана. 26 сентября 1913 года близ Шали карателями Дагестанского конного полка заболевший Зелимхан был окружен и убит.


После революции 1917 года Зелимхан почитался как герой национально-освободительной борьбы, выразитель интересов горской бедноты каким он и был. О нем было написано несколько книг, а киностудия "Восток-кино" сняла о подвигах Зелимхана немой фильм.

М.Мурлин


Муса Гешаев. Прыжок в вечность


Когда над горами сгущался туман
И был камнепад небывалый,
В Харачое родился абрек Зелимхан ,
Гроза всей России немалой.


Волчица щенилась под песню ветров,
И рыскал злой барс по обвалам,
Мужал Зелимхан , у горящих костров
Месть в сердце его закипала.


И четверти века хватило ему,
Чтоб в шоке держать всю державу,
И был он грозою ужасной тому,
Кто делал на горцев облаву.


Не раз государственной думе пришлось
Решать, что же делать с смутьяном,
И столько бессонных ночей не спалось
Царю при живом Зелимхане


Но молнией горе блеснуло в горах -
В тюрьму их с отцом посадили,
Больших унижений настала пора,
И род весь его очернили.


Хлебнув горечь жизни, он бурею взмыл
И выбрал дорогу абрека ,
И пыл его сердца уже не остыл
На вздыбленном стремени века.


- Отец! Мы не будем здесь долго сидеть,
Мы стены тюрьмы подкопаем.
И вот уж разносится радостно весть:
Абрек на свободе гуляет.


Кровавая бойня на рынке Чечни,
И слухи о ней забродили -
Тем зверством все были поражены,
Где двадцать семь горцев убили...


Наутро друзей Зелимхан всех собрал,
Состав пассажирский он встретил,
Одетых в мундиры лишь с поезда снял
и двадцать семь пулей пометил.


Хвастливый Вербицкий, смеясь, говорил:
"Абрек у меня уж в кармане!"
Но вот он записку его получил:
"Сегодня я буду в Кизляре!


Я деньги из банка, хочу унести,
Меня там лишь встретить ты можешь,
И если ты хочешь мундир свой спасти -
Ты встречей себе же поможешь!"


Вино на балу все рекою лилось,
Но гром прогремел стозвонный,
Ограблен в Кизляре, действительно, банк,
С подполковника сняли погоны.


Семья Зелимхана под арест взята,
Абрек посылает прошенье,
Услышав отказ, принужден Зелимхан
Готовить такое же мщепье.


Он сына полковника прячет в залог,
Вернуть лишь в обмен обещает,
Напуган полковник поступком его,
Семью всю назад возвращает.


И помнит погоню над Сунжею мост,
Кольцо вражьей силы все уже,
И встал на коне Зелимхан во весь рост,
И прыгнул с моста прямо в Сунжу.


Враги лютовали в бессилии зла,
Когда ускользнул он бесследно,
И слава его все росла и росла
От каждой нелегкой победы.


Больного абрека, в пещере зажав,
В тройное кольцо окружили,
И тысячи пуль понеслись, завизжав,
Из солдатских винтовок служивых.
А он метким выстрелом бил по врагам,
Не дав подойти им к пещере,
И только рассвет над землей задрожал,
Глазам никто не поверил.
Казалось, - конец! Убит Землимхан!
И цепи рванули победно,
В черкеске... бревно лежало. Обман!
Ушел Зелимхан незаметно.
И помнит история случай один,


С Шаляпиным встречу героя,
Певец своим пением так угодил -
До слез Зелимхана расстроил.


Для власти он значился "не человек",
Абреком , разбойником звали,
Но разве от песни заплачет абрек -
А слезы текли, не кончались.


...Не ведал герой, что больного его
Предаст близкий друг в своем доме,
И он в окруженьи заклятых врагов
В час смертный о смерти не вспомнил.


Предателю пулю в сердце послав,
Он песней врагов своих встретил,
Не знал он, что смерть его рядом была;
Но смелостью он ей ответил.


Как призрак кровавый, он падал, вставал,
Врагов своим видом пугая,
И ужас, и страх на всех нагонял,
Град пуль во врагов посылая.
Молитву шептали неслышно уста,
Абрек умирал смертью храбрых,
Как будто с царизмом бороться устал
И в нем не нашел своей правды.
Лежит фотография прошлых дней
(Как редкость, весь мир облетела),
Где сотни солдат, офицеров на ней
Стоят над расстрелянным телом.
Тут каждый стремился засняться скорей
С убитым абреком в знак чести...
Багровый диск солнца сквозь тучи горел,
И ветер нес горькие вести:


"Убит Зелимхан, наш любимый герой!
Скорбите, чеченцы, скорбите!"
А он, худощавый и очень простой,
Был страшен врагам и убитый.
Нет мужеству горцев предела. В борьбе
И даже один в поле воин,
Когда в твоем сердце дыханье любви,
Ты жизни великой достоин.
Нам долгие годы твердили одно,
Что он был бандит и отступник.
Кем право на это такое дано?
Для нас Зелимхан был заступник.
Гордитесь, вайнахи, ведь каждый народ
Хотел бы иметь Зелимхана,
Отец - своим сыном продолжить свой род,
Народ - своего великана.


И каждой сестре бы хотелось иметь
Отважного брата такого,
И брату совсем не пришлось бы краснеть
За брата, джигита лихого.
Как жаль, что в то трудное время тревог,
Когда он вершил свое дело,
Народ защитить Зелимхана не смог,
А он защищал его смело.
Никто не забудет героя Чечни,
Он вписан строкою в столетья.
Останутся в песнях те грозные дни,
В легендах - прыжок тот в бессмертье.

http://revkom.com/index.htm?/naukaikultura/zelimhan.htm

ostrogova

05-04-2010 12:21:16

Спасибо, было очень интересно узнать про чеченского революционера
Вот, кстати, видео про этого человека: http://www.vaytube.com/view_video.php?v ... 5f2280e7cd

маршо

05-04-2010 16:49:43

Спасибо Стокман! :-): Последними абреками Чечни были Хамад Газиев (погиб в бою в 1968 году)
Биография тут (неимоверно интересный человек был):
http://agrig65.blogspot.com/2008/05/blog-post_1110.html
и Хасуха Магомадов (погиб в бою в 1976 году).
Биография тут:
http://www.teptar.com/2826-hasuha-magomadov.html

Они продолжили славную традицию абречества. Причем связь с анархистами была с тех пор регулярной - даже жену Нестора Махно в казахской депортации приютили чеченцы. Жаль что сегодняшние анархисты часто забывают об этом. :-(

Эдельвейс

05-04-2010 19:39:01

Однако связь с революционным движением в России Зелимхан все же установил, но к сожалению через анархистов.


Не к сожалению, а к счастью :-):

ostrogova

05-04-2010 23:44:07

Эдельвейс писал(а):
Однако связь с революционным движением в России Зелимхан все же установил, но к сожалению через анархистов.


Не к сожалению, а к счастью :-):

Во-первых, статья с ресурса троцкистов. Там, кстати, и про Махно есть неплохая статья, гораздо лучше, чем я встречала на анархо-ресурсах. А во-вторых, не девочке-цветочку судить.

Махновец

06-04-2010 04:59:45

ostrogova писал(а): А во-вторых, не девочке-цветочку судить.

Это ещё почему? Чем "девочка-цветочек" хуже вас?

Острогова, следите за своим поведением. Вы единственная на форуме, кто позволяет себе хамское отношение к опонентам. Это вас не красит.

Stokman

07-04-2010 11:35:17

маршо писал(а):Спасибо Стокман! :-): Последними абреками Чечни были Хамад Газиев (погиб в бою в 1968 году)
Биография тут (неимоверно интересный человек был):
http://agrig65.blogspot.com/2008/05/blog-post_1110.html
и Хасуха Магомадов (погиб в бою в 1976 году).
Биография тут:
http://www.teptar.com/2826-hasuha-magomadov.html

Они продолжили славную традицию абречества. Причем связь с анархистами была с тех пор регулярной - даже жену Нестора Махно в казахской депортации приютили чеченцы. Жаль что сегодняшние анархисты часто забывают об этом. :-(

Не за что, маршо )) Вот еще мой материал про чеченских революционеров: http://redforum.borda.ru/?1-0-0-0000002 ... 1223592187

маршо

07-04-2010 12:06:54

Stokman писал(а):Не за что, маршо )) Вот еще мой материал про чеченских революционеров: http://redforum.borda.ru/?1-0-0-0000002 ... 1223592187

Спасибо, интересно было прочитать с такой позиции. А у тебя нет случайно ссылки на материал о "Дикой дивизии" Шкуро, то есть чеченским подразделением, которое на Украине совершила коллективное дезертирство после сражения с Махно? А то что-то никак ничего найти не могу :du_ma_et:

Stokman

08-04-2010 11:54:15

маршо писал(а):
Stokman писал(а):Не за что, маршо )) Вот еще мой материал про чеченских революционеров: http://redforum.borda.ru/?1-0-0-0000002 ... 1223592187

Спасибо, интересно было прочитать с такой позиции. А у тебя нет случайно ссылки на материал о "Дикой дивизии" Шкуро, то есть чеченским подразделением, которое на Украине совершила коллективное дезертирство после сражения с Махно? А то что-то никак ничего найти не могу :du_ma_et:

Я видел материал на эту тему вот здесь: http://www.makhno.ru/forum/showthread.php?t=49&page=15

Сразу хочу отметить, что БОЛЬШИНСТВО чеченцев и ингушей в Гражданской войне 1918-20 года сражалось на стороне Красных против белогвардейщины, причём сражалось самоотверженно, понеся в борьбе большие жертвы. Против деникинцев воевала Чеченская Красная Армия Асланбека Шерипова, красные ингушские повстанцы Хизира Орцханова, войска исламского Северо-Кавказского эмирата Узуна-Хаджи. Ожесточённое сопротивление чеченцев сковало на Северном Кавказе более трети дениикинской армии в решающий момент гражданской войны, когда деникинские полчища напирали на Москву. Так называемые "белые" чеченцы скорее всего были сторонниками контрреволюционера И.Чуликова, ( похожую роль в Чечне сегодня играет Рамзик Кадыров ))

Но таковых было абсолютное меньшинство. Большинство чеченцев сражалось за Советскую власть. Чеченская Красная Армия оказала ожесточённое сопротивление белым в тот момент, когда силы красных на Северном Кавказе почти погибли. Чеченцы же приняли и укрыли у себя тысячи ( а может десятки тысяч ) беженцев, спасавшихся от белого террора после разгрома 11-й Красной армии. Весной 1919 года в Чечне шли ожесточённые бои. Красные чеченцы одержали победу над деникинскими карателями в сражении за селение Гойты 7 марта 1919 года, оказали ожесточённое сопротивление белобандитам в боях за Алхан-Юрт, Устар-Гордой ( Аргун ), Цацан-Юрт, а Ингушетия на попытку белых провести насильственую мобилизацию ответила восстанием июня 1919 года. Было очень важно чтобы северокавказские горцы сражались против деникинщины, поскольку отвлекали на себя и уничтожали крупные силы белых, не давая перебросить их на фронт.

маршо

08-04-2010 14:29:28

Stokman писал(а):Я видел материал на эту тему вот здесь: http://www.makhno.ru/forum/showthread.php?t=49&page=15

Спасибо. У Аршинова также есть отрывки об этом (сейчас книжка не при мне - но кажется он утверждал что чеченцы были особо потрепаны Махно в боях около Александровска, после чего воевать с ним расхотели, и поехали домой на Кавказ - становясь первым важным фактором саморазвала Деникинской армии. Вот, но более точные заметки встречаются редко - на махно.ру они тоже довольно неопределенны.

Сразу хочу отметить, что БОЛЬШИНСТВО чеченцев и ингушей в Гражданской войне 1918-20 года сражалось на стороне Красных против белогвардейщины, причём сражалось самоотверженно, понеся в борьбе большие жертвы. Против деникинцев воевала Чеченская Красная Армия Асланбека Шерипова, красные ингушские повстанцы Хизира Орцханова, войска исламского Северо-Кавказского эмирата Узуна-Хаджи. Ожесточённое сопротивление чеченцев сковало на Северном Кавказе более трети дениикинской армии в решающий момент гражданской войны, когда деникинские полчища напирали на Москву. Так называемые "белые" чеченцы скорее всего были сторонниками контрреволюционера И.Чуликова, ( похожую роль в Чечне сегодня играет Рамзик Кадыров ))

Но таковых было абсолютное меньшинство. Большинство чеченцев сражалось за Советскую власть. Чеченская Красная Армия оказала ожесточённое сопротивление белым в тот момент, когда силы красных на Северном Кавказе почти погибли. Чеченцы же приняли и укрыли у себя тысячи ( а может десятки тысяч ) беженцев, спасавшихся от белого террора после разгрома 11-й Красной армии. Весной 1919 года в Чечне шли ожесточённые бои. Красные чеченцы одержали победу над деникинскими карателями в сражении за селение Гойты 7 марта 1919 года, оказали ожесточённое сопротивление белобандитам в боях за Алхан-Юрт, Устар-Гордой ( Аргун ), Цацан-Юрт, а Ингушетия на попытку белых провести насильственую мобилизацию ответила восстанием июня 1919 года. Было очень важно чтобы северокавказские горцы сражались против деникинщины, поскольку отвлекали на себя и уничтожали крупные силы белых, не давая перебросить их на фронт.

Повторюсь: интересно прочитать этот взгляд. Хотя он довольно спорный. Советская власть среди чеченцев рассматривалась скорее как "меньшее зло". Все наследники первого поколения чеченских большевиков стали впоследствии руководителями антисоветских восстаний. А красноармейцев в Гойтах укрыли по причине гостеприимства. Раненных красноармейцев население приняло как гостей - а это обязывает в обеспечении безопасности вплоть до кровной мести. Когда Деникинцы поставили жителям Гойты ультиматум "выдать безбожников" и их оставят в покое, Гойтинцы в ответ отказались: "Нам все равно кто они есть, но они наши гости. Гостей мы не выдаем." До сих пор кстати мышление у чеченцев отнюдь не политическое - никто бы не стал защищать человека из-за "политической идеи". Гораздо важнее личное поведение, и собственное соответствие обычаям. С политической точки зрения оценивать родо-племенное общество сложно, и я бы сказал невозможно - так как основы мышления и действия разные.

Federal

12-04-2010 04:07:55

---

Дмитрий Донецкий

12-04-2010 10:20:27

Stokman, ну и что чеченцы получили от этой самой власти?

Stokman

14-04-2010 17:29:26

Дмитрий Донецкий писал(а):Stokman, ну и что чеченцы получили от этой самой власти?

От какой именно? Революционная Советская 1917-25 гг. и сталинская это разные вещи )

маршо

15-04-2010 00:20:48

Federal писал(а):Вобщем бред в стиле советской кровавой дружбы народов.Такой как например то ,что чеченцы укрывали раненых красноармейцев (кто и когда это написал? :sh_ok: ),якобы потому ,что они их гости :co_ol: .В горах живут весьма прагматичные люди,и всякие там телячьи нежности им чужды,и это воспитывается из века в век очень суровыми условиями жизни.Если гость выгоден ,то есть смысл его не выдавать.Выгода прежде всего.Их правила приличия ,мораль и этические нормы далеки от "равнинных".Конечно это не повод для обвинений,такова селяви .Это их жизнь.И она достойна уважения потому ,что это жизнь.Но и идеализировать не стоит.

Стиль советской кровавой дружбы народов - это когда чеченцев, бойцов Красной Армии, тяжелораненых при защите Ленинграда из лазаретов депортировали в Казахстан - за "сотрудничество с Гитлером".
А в горах весьма не прагматично относятся к гостям - и не играет роли верующий он или нет. Кто был у чеченцев в гостях это знает. Если гость зашел в дом, он три дня "святой" - что смогли познать даже оккупанты-федералы в первой чеченской войне, когда многие села их три дня приютили как гостей - после чего старейшины только разрешили оказывать сопротивление. И это не идеализация. Тем более таких стойких людей как абреки - которые среди чеченцев встречаются тоже не часто. Хотя намного чаще чем в других местах этой планеты.

Federal

15-04-2010 19:31:29

---

маршо

15-04-2010 22:19:19

"Ваши сьемки мы Вам отдать не можем, так как они не соответствуют действительности" - очень метко охарактеризовал положение один офицер российской армии, когда выпустил из плена американского журналиста, занимавшегося в Чечне сьемкой происходящего. Возможно этот ответ удовлетворил бы и Вас.

Я не вижу в чеченском конфликте узко-национализированный. В первую чеченскую войну даже состав боевиков был достаточно международным - тоже кстати факт, который почему-то нигде особо не освещен (и я не имею ввиду всяких "латышских стрелков" или "украинских националистов" - а простых людей, которые там находились.)

Более популярны в публичном освещении действия чеченских мародеров - которые безусловно имели место - как раз по отношению к русскому населению в Грозном. Но это не полная картина.
Если Вы думаете что когда армия на танках вьезжает в страну, то их будут встречать как освободителей - салютом - ну так удивительно, но почему-то это не так. :ze_va_et: Но в Чечне все равно были и такие моменты - и причем даже немало, не салютом встречали, но гостеприимство оказывали.
Призывников убивали - да, война ведь. А война - она тем и война, что убивают. Но имело место и передача многих сотен пленных русских солдат своим матерям - причем без всякого выкупа. Пункт где эти передачи происходили находился в Урус-Мартане. Некоторых из этих призывников родители вновь выдавали "своей" армии - которая вновь направляла их в Чечню. И было несколько случаев, когда призывников в который раз отпускали - и уже не к родителям, а в более безопасную заграницу - так как им домой уже самим не хотелось. Были конечно и случаи когда резали горло. Но вот когда люди видят только одну сторону медали, и полностью отрицают существование другой - именно человечной - то это как раз и есть фашизм. Принадлежность к народу становится определением характера и поведения человека. И это Россия в Чечне продемонстрировала без всякой меры. И последнее - боевиков не следует путать с разными мародерами и "рекламниками". Человек идущий на смерть защищая своих близких, имеет другую мотивацию, ежели бандюган и развращенец, пытающийся обогатиться на чужом горе.

Federal

16-04-2010 03:23:06

---

Шаркан

16-04-2010 06:59:17

Federal
ты не путаешь причину и следствие?
Federal писал(а):Конфликт был развязан силами чеченских националистов
Federal писал(а):"Русский национализм" ,в широком смысле ,как явление относящееся к Чечне появился несколькими днями позже начала боевых действий

ммм?

кста, вторая цитата меня вообще удивляет. Русский национализм "в широком смысле" я регистрировал за все время своего пребывания в СССР (12 лет) - и относился от ко всем нерусским, к украинцам тоже (например фраза "жлобский язык" звучала не раз, даже из уст учителей - и их никто не одергивал по партийной линии ну хотя бы из куртоазии).

Federal

16-04-2010 09:51:35

---

Шаркан

16-04-2010 10:33:17

Federal писал(а):не могу я, чёрт возьми, вспомнить ничего связанного с "русским национализмом"
ты представитель основного этноса, ясно, что не почувствуешь.
Federal писал(а):Я знал по крайне мере двух ребят из семей ,где им внушалось что "хохлом" быть почётнее ,чем "кацапом".
было и такое
Federal писал(а):Ну и что теперь,никогда не простить этого?
разве я к такому призывал? Конечно надо простить. Не не забывать, чтобы не повторялось.
Federal писал(а):здесь всё зависит от степени личного восприятия ,чувства юмора и "тормозов"
юмор важнее :-):
Federal писал(а):В СССР так или иначе культивировались все виды национализмов
не думаю. Насаждался советский патриотизм, а в силу государственности русского языка получалось негласная привилегированная позиция русских. А в противовес - большая зажиточность нацокраин. Все было подчинено принципу "разделяй и властвуй".
Federal писал(а):корче бытовуха
думаешь, она не страшнее именно своими бытовыми проявлениями вроде избиений и убийств инородних? Этой бытовухой пронизана вся пирамида общества. Конечно, официально пропаганда ведется в ключе имперского интернационализма.
Federal писал(а):Сам конфликт не является русско-чеченским
да, это был конфликт между русской и чеченской мафиями. Только вот русская мафия была детищем спецслужб и поэтому на разборки отправила не "бригадиров" с ТТ однократного пользования, а госармию с танками, самолетами и ракетами земля-земля. И действия против сепаратистов получили поддержку русского населения именно на базе "бытовухи".
Federal писал(а):Да именно на национальной волне выехал Дудаев
в военно-воздушной академии Жуковского (Монино) Дудаев был очень дружен с болгарскими летчиками - любил мастику (которая у греков зовется "узо").
Скрытый текст: :
Мой отец, тоже выпускник этой академии, припомнил Дудаева когда началась первая чеченская. Но мало что мог рассказать, кроме как о застольях. Тогда на него Дудаев произвел очень хорошее впечатление. Балканские горцы вообще-то быстро находят общий язык с Кавказскими горцами. Ведь и на внешность похожи.
(знаешь сколько раз на рынках нам с матерью кавказцы просто дарили арбузы и абрикосы? Принимали за своих. А вот на фоне светленьких своих одноклассников я почти всегда был "чуркой". Лишь после восьмого класса как-то перестали обращать внимание на цвет моих волос, глаз и смуглость - но уже на Украине; не знаю, чожет от возраста, а может от места)
Мне кажется, что Дудаев претендовал лишь на исключительное положение чеченцев в рамках РФ. И, для консолидации чеченцев, поставил залог на религию, а ислам этнически вообще-то интернационален.
Federal писал(а):Уж и не знаю хорошо это или плохо.
смотря к чему приведет

маршо

16-04-2010 11:49:50

Federal писал(а):Мне кажется странным что даже сюда тащат каких то сомнительных нац.героев.

Знаете, Нестор Махно на Украине тоже национальный герой, "защитник самостийности" и чего только еще. Националистические силы его используют для своих целей. Но это не значит, что Махно был националистом. Просто он был настолько популярен, что даже националистам выгоднее его не замалчивать, а использовать для себя. Да во многих местах это так - на Балканах националистические движения вполне себе используют гайдуков (балканские "абреки") для своих целей. А гайдуки, так же как абреки, не были политическим движением, а "социальным бандитизмом" - то есть самозащитой населения от власти. Сомнительно - использование этих моментов националистами, но не сами моменты.

Federal писал(а):И этот Зелимхан Гашмазукаев ,которого "выкопал" нам уважаемый Stokman,тоже сильно пахнет.
Сам конфликт не является русско-чеченским - в новом виде.Кстати можно ли назвать население России ,"наследницы" СССР ,которая вступила в этот конфликт с чеченами,русским?! :du_ma_et:
Это конфликт криминала и власти ( тоже кстати... ).Да именно на национальной волне выехал Дудаев.Именно национализм был движущей силой чеченов.Успевших отделиться даже от своих кровных братьев ингушей.
Именно на националистические движения была возложена роль по развалу СССР ,а затем и РФ.И этот процесс совсем не остановлен и он уже не остановится.Уж и не знаю хорошо это или плохо.
Зачем вызывать с того света абреков?

Конфликт проходит по разным уровням, и его нельзя ограничить "национализмом, исламизмом, разборками криминала и власти " - хотя все эти составляющие имеют место быть. И если с проявлениями национализма, исламизма и разборок криминала и власти следует бороться, это не значит, что нужно бороться с этим по их определениям. То есть используя национальные, религиозные и криминальные стереотипы.

Шаркан

16-04-2010 11:58:28

маршо писал(а):балканские "абреки"
впрочем, самоорганизация народного ополчения вполне анархична именно в формате отрядов гайдуков (воевода и знаменосец выборные; отряд автономен, но взаимодействует с другими отрядами, имея лишь координационный центр, а то и обходясь без него, придерживаясь одних политических принципов и целей ведомой борьбы)

Federal

16-04-2010 15:57:00

---

Federal

16-04-2010 16:32:53

---

маршо

16-04-2010 17:20:26

Federal писал(а):Но выехали они на "национальной" волне,ничего не попишешь.И не религия была там важнейшим фактором,а месть за притеснения и жажда независимости и власти.По Грозненскому телевидению день и ночь крутили фильм "Ночевала тучка золотая",а так же выходили "научные" передачи о некой связи чеченов с индейцами племени майя, а доказательство тому Чечен -Ица в Мексике.Ясно что после такой пропагды нужно было срочно делать от туда ноги,т.к на улице с русской или нечеченской репой делать было нечего,кроме как выхватывать,илм умирать в худшем случае,а некоторые познали на себе и рабство.Никто не спрашивал в кого ты веришь,просто задавали вопрос на чеченском ,если не сумел ответить могли завалить тут же. В начале 90-х у всех происходило какое то потрясение в умах.С высоты пройденного времени всё это кажется уже сумасшествием.

Дудаев может и выехал на национальной волне. Но боевики воевали не за Дудаева, а по личным причинам - которые были отнюдь различными. Жажда независимости и месть за притеснения безусловно были важным фактором. А вот жажда власти - не всегда. Как раз наиболее популярные в Чечне полевые командиры - Хамзат Гелаев к примеру - резко противились вхождению во властные структуры. Гелаевское ополчение вообще одно из самых интересных, так как оно меньше всех соответствовало навязанному стереотипу.
А насчет пропаганды - да там особой пропаганды и не нужно было, у каждой семьи были свои истории с властью. Вот а момент "задавать вопрос на чеченском, и не получив ответа и т.д." - ну в этом сильно сомневаюсь. По простой причине что довольно много чеченцев попросту сами говорят только на русском, а чеченский не знают.
А что касается различных фильмов о "связях чеченцев и майи" - ну блин, вы даете. Эта ситуация вообще общая на 90-ые годы - и разные "интересные" истории ходили по всему постсовку - как в Чечне, так в России, Украине и Беларуси. В Чечне не только связь с майами "научно доказали", там даже "научно доказали" что чеченцы (самоназвание нохчи) происходят прямиком от библейского Ноя. Похоже звучат ведь слова - а фантазия остальное уже "научно докажет".

Federal

16-04-2010 19:35:54

---

маршо

16-04-2010 21:08:52

так пусть бы она и сводила бы счёты с этой властью...простые люди то причём?!


притом:

Да ведь чеченов никто уже не помнил к моменту возникновения этой ситуации

Шаркан

17-04-2010 13:05:11

Federal писал(а):не согласен.Существование империи не логично,но существование общего языка для общения - да.Во всех республиках имелись национальные теле-радио центры ,театры,типографии ,школы.
но русский все равно доминировал.
Кроме того язык - это не просто код общения. Это культура.
Нельзя поднимать в ранг международного уже существующий язык - моментально возникает и культурная (в том числе и идеологическая) доминация.