снова о Катыни

Шаркан

08-04-2010 00:29:32

http://grani.ru/opinion/rudensky/m.176724.html

Кино без покаяния

"Князь Талейран умер. Интересно, для чего это ему понадобилось?"
Так откликнулся некий парижский остроумец на сообщение о смерти знаменитого дипломата и интригана. Когда на прошлой неделе стало известно, что российское государственное телевидение собирается показать полузапрещенный у нас фильм Анджея Вайды "Катынь", некоторые либералы почуяли подвох. От анонсированного обсуждения картины с участием таких державных авторитетов, как Никита Михалков, ожидали "разоблачения" спорного сеанса. Однако ничего подобного не случилось. Высокопоставленные эксперты были более или менее единодушны в высокой оценке "Катыни", а главное, не стали оспаривать историческую достоверность фильма.

И это неудивительно. Наверняка решение о демонстрации картины принималось в высоких кабинетах, и осудить ее как русофобскую фальшивку значило бы подвергнуть сомнению мудрость политического руководства. А ради пятиминутки патриотической ненависти не стоило и фильм показывать - достаточно было просто выпустить на экран того же Михалкова и каких-нибудь близких ему по духу товарищей, позволив им говорить что в голову взбредет.

Но совсем удержаться от "разоблачения" никак нельзя. Зрителям, только что испытавшим потрясение от "Катыни", пришлось услышать завуалированные намеки на то, что сталинское истребление поляков было своего рода возмездием - и за высокую смертность советских пленных в войне 1920 года, и за нехорошее поведение Польши, получившей кусочек чехословацкой территории в 1938-м. Никита Михалков с сожалением проронил, что его друг Анджей сделал "обиженный" фильм. И впрямь, куда польскому мастеру до нашего Никиты Сергеевича, чей киногерой не обиделся на товарища Сталина даже за собственную казнь!

Виталий Третьяков, всегда готовый на бой за честь России, заметил, что Вайда обличает в первую очередь не Россию и не русских, а сталинизм. Но тут же с присущей ему проницательностью (и с видимым неодобрением) добавил, что сталинизм в фильме прямо ассоциируется с Советским Союзом. Надо полагать, в сознании г-на Третьякова сталинизм ассоциируется с какой-то другой страной.

Впрочем, эти глубокомысленные соображения Виталий Товиевич изложил не в ходе телевизионного обсуждения, а в своем блоге. Нашел возможность более подробно высказаться о проблеме Катыни и другой участник дискуссии - директор Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян. Интервьюер спрашивает чиновного историка: должна ли Россия извиниться за катынское преступление? И получает следующий ответ:

"...ответственность за то, что происходило в XX веке, - уже более сложная материя... Это еще и вопрос внутреннего устройства государства. Если бы современная Россия строилась на тех же основах, что и СССР, тогда, может, и можно было бы говорить об извинениях. Но у нас сейчас совсем другая страна, что особенно заметно для людей моего поколения… В самой Катыни захоронено больше 4 тысяч поляков. Но там же покоится и более 8 тысяч расстрелянных советских граждан. Да, Катынь - это трагедия польского народа. Но не только. Это трагедия всех, кто пострадал от сталинизма".

Выглядит все вроде бы гладко. Действительно, кто станет спорить с тем, что сталинский режим уничтожал своих еще более ретиво, чем чужих. Однако логика такой апологии весьма сомнительна. Г-ну Чубарьяну, и не только ему, хорошо известно, что лидеры послевоенной Германии не раз приносили извинения за преступления гитлеризма. Но разве ФРГ строилась на тех же основах, что и Третий рейх? Вилли Брандт, возглавлявший правительство страны в 1969-1974 годах, в молодости боролся с нацизмом, находясь в эмиграции. Но, ступив на землю варшавского гетто, он не стал говорить, что нынешняя Германия совсем не похожа на гитлеровскую и что он не Гитлер и не Гиммлер, чтобы извиняться за Холокост, а опустился на колени в знак покаяния. Глава правительства России, чья молодость связана со службой в том самом ведомстве, которое расстреливало поляков в Катыни, ведет себя иначе.

А г-н Чубарьян, видимо, считает, что за Катынь если кто и должен был каяться, так разве что Сталин и его подручные (интересно, как он это себе представляет?), а на нет и суда нет. И получается печальная диалектика: страна у нас другая, чем при Сталине, а в чем-то важном та же самая.
05.04.2010 17:04

Николай Руденский
Полная версия

ГРАНИ-ТВ
[video Видео] Анджей Вайда о "Катыни"
[video Видео] История
[video Видео] Польша
05.04.2010

Статья
Могильное молчание

Память о Катыни совсем не вписывается в контекст бравурных торжеств, посвященных 65-летию Победы. Красная Армия и Советский Союз должны предстать только освободителями Европы от коричневой чумы. О том, что освободители также совершали преступления, будь то "братский" раздел Польши с нацистской Германией, Катынь, аннексия Балтийских стран, агрессия против Финляндии, массовые изнасилования и убийства мирного населения в странах Европы...
http://grani.ru/opinion/sokolov/m.175747.html
Борис Соколов
10.03.2010

Статья
Катынь, гуманизм, патриотизм

Яков Кротов утверждает, что в фильме Анджея Вайды о Катыни нет гуманизма, поскольку в нем преобладает государственническая, национальная, патриотическая традиция. Но гуманизм не должен непременно носить анархический характер.
http://grani.ru/Politics/Russia/m.136151.html
Борис Соколов
30.04.2008

Статья
Катынь не осознана

Ничего удивительного, что в России многие люди проявляют радикализм и непослушание власти, признавая факт преступления в Катыни. Это не мешает им оставаться лояльными к власти в главном – взгляде на человека как на средство жизни, а на безопасность – как на цель жизни.
http://grani.ru/Politics/World/Europe/m.136031.html
Священник Яков Кротов
25.04.2008

Статья
Простая история

Вот и история теперь понадобилась отдельно взятая, а не та, космополитическая и "общечеловеческая", которая на иностранные гранты. Главное - это чтобы что? Это чтобы вытравлять из россиян чувство вины. Так примерно и сказано. Каким образом увязывается тотальное отрицание чувства вины с экспансией церковно-православного влияния на жизнь общества - вопрос интересный, но не очень. А главное, неразрешимый.
http://grani.ru/Culture/essay/m.124401.html
Лев Рубинштейн
06.07.2007

Copyright © 2010 Grani.ru

Шаркан

08-04-2010 00:44:55

Могильное молчание

В последние дни о катынской трагедии не было никаких заявлений российских официальных лиц. Ни один телеканал не дал сюжета в новостях. Да и в других СМИ появились лишь считанные материалы на эту тему. Заявление общества "Мемориал", несколько публикаций в оппозиционных и полуоппозиционных изданиях, программа на "Эхе Москвы" - вот, пожалуй, и все. А ведь 5 марта - юбилейная дата. В этот день в 1940 году Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о расстреле почти 22 тысяч пленных польских офицеров, полицейских и гражданских лиц сомнительной классовой принадлежности - фабрикантов, помещиков, интеллигентов.

Всерьез откликнулась на скорбную годовщину только прокуратура Москвы. Как раз в эти дни она начала проверку выходящего на русском языке польского журнала "Новая Польша" по обвинению в экстремизме. Такой проверки, в лучших советских традициях литературного доноса, потребовал главный редактор журнала "Наш современник" Станислав Куняев, и как раз сейчас прокуратура сочла необходимым на этот сигнал отреагировать. Что ж, в России и сегодня действуют влиятельные силы, для которых катынское преступление - бельмо на глазу.

Общепризнанного ответа на вопрос, зачем Сталин расстрелял польских офицеров, нет и по сей день. Наиболее вероятно предположение, что от неблагонадежных, антисоветски настроенных поляков стремились поскорее избавиться, поскольку Сталин собирался после начала предстоящего большого германского наступления на Западе (оно началось 10 мая 1940 года) ударить в спину "другу Адольфу". Ради этого был спешно заключен мир с Финляндией, а уже с конца февраля 1940 года советским вооруженным силам предписано было считать главными противниками Германию и ее союзников. Англия и Франция стали бы советскими союзниками, и польских офицеров пришлось бы освободить из лагерей и передать польскому правительству в изгнании во главе с генералом Владиславом Сикорским. Но тогда они сформировали бы новую армию, подчиняющуюся правительству Сикорского, а не Москве. Чтобы не допустить этого, Сталин решил их заранее расстрелять.

Основные мероприятия российская и польская стороны договорились перенести на апрель. Именно тогда в Катынь приедут польские президент и премьер, а также российский премьер, который, правда, по крайней мере официально, едет не извиняться за Катынь, а чтобы заложить камень в основание церкви, посвященной российским жертвам сталинизма, также похороненным в Катыни. Замечу, что утверждение пресс-секретаря российского премьера Дмитрия Пескова, будто в Катыни нацистами были расстреляны пленные бойцы Красной Армии, - это чистой воды вымысел, призванный хоть немного оправдать фальсификацию, осуществленную в 1944 году комиссией Бурденко. На самом деле немцы не только не расстреливали в Катынском лесу советских военнопленных, но даже устроили там, у самых польских могил, штаб отдельного полка связи группы армий "Центр", поскольку до апреля 1943 года не знали, что здесь было место расстрелов НКВД. Военнослужащих именно этого полка советская сторона на Нюрнбергском процессе безуспешно пыталась обвинить в совершении катынского преступления.

Что ж, своя логика в отнесении памятных церемоний на апрель есть: хотя судьба поляков была решена 5 марта 1940 года, расстреливать их начали только в апреле. Однако если бы российская власть была действительно склонна к каким-то прорывным решениям и действиям по катынскому делу, то в годовщину 5 марта кто-нибудь из первых лиц наверняка бы помянул Катынь в том или ином контексте. Да и прокуратуре Москвы вежливо намекнули бы о неуместности ее действий против журнала "Новая Польша" именно в эти дни. А раз этого не произошло, то для Польши это грозный признак. Значит, Москва не собирается извиняться за Катынь, рассекречивать материалы дела и передавать их польской стороне. И тем более не собирается признавать Катынь преступлением против человечества. Действительно, такого рода заявления не очень хорошо вписываются в контекст патриотической риторики другого юбилея - 65-летия победы в Великой Отечественной войне. И на просьбу "Мемориала" возобновить расследование катынского дела президент России не ответил. А будет ли он на печальных торжествах в Катыни в апреле, до сих пор непонятно.

Очевидное нежелание российской власти вспоминать о Катыни, на мой взгляд, объясняется двумя факторами, первый из которых относится к области пропаганды, а второй - к сфере реальной политики. Российская власть очень неохотно признает ответственность за преступления сталинского режима, и особенно за те из них, которые направлены против иностранцев. Это и международный престиж России, дескать, уронит, и может спровоцировать волну требований родственников расстрелянных о выплате денежных компенсаций. По словам сотрудника "Мемориала" историка Александра Гурьянова, нынешняя позиция российских властей такова: "Не отказываясь от того, что мы это совершили, наша страна, при этом отказываются признавать жертвами конкретных людей". Именно поэтому и боятся признать конкретных жертв, чтобы ничего не платить их родным. Но прав бывший прокурор Анатолий Яблоков, в свое время расследовавший катынское дело: "Да, родственникам расстрелянных поляков в их законных требованиях отказали все суды, но это наши суды. А сейчас дело перенесут в Европейский суд. Было бы очень правильно не ждать решения Европейского суда, а решить все у нас, внутри страны. Меньше будет позора".

Российские правители, кажется, до сих пор не поняли, что престиж нашей страны унижает как раз боязнь признать ответственность за Катынь и замалчивание этого преступления. Что же касается выплаты компенсаций, то родственники катынских жертв и так имеют на нее все права по российскому законодательству как родственники жертв политических репрессий, хотя российские суды под надуманными предлогами и отказываются их таковыми признавать. Главное же, память о Катыни совсем не вписывается в контекст бравурных торжеств, посвященных 65-летию Победы. Красная Армия и Советский Союз должны предстать в глазах российской и мировой общественности только освободителями Европы от коричневой чумы. О том, что освободители также совершали преступления, будь то "братский" раздел Польши с нацистской Германией, Катынь, аннексия Балтийских стран, агрессия против Финляндии, массовые изнасилования и убийства мирного населения в Германии и других освобождаемых странах Европы...

С другой стороны, отсутствие какой-либо российской реакции на катынскую годовщину, вполне возможно, вызвано тем, что в Кремле не могут сформулировать внятную политику по отношению к Польше, определить, в чем заключается ее цель. Превратить Польшу в своего рода "агента влияния" России в НАТО и ЕС, как это фактически удалось сделать с Германией, наверняка не удастся. Этому препятствует польская историческая память. Убедить Варшаву не быть в оппозиции проекту "Северный поток", который до некоторой степени подрывает позиции Польши как транзитера российских энергоносителей на запад, Москве тоже не удастся. Также вряд ли возможно заставить Польшу отказаться от размещения американских антиракет "Пэтриот". А других отчетливых российских целей в отношении Польши в настоящий момент не просматривается. Так что никакой практической выгоды для Кремля в серьезных уступках насчет Катыни нет (а в моральных категориях там такие вопросы даже не рассматривают). Поэтому нынешнее красноречивое молчание российских властей позволяет с высокой степенью вероятности предположить, что и на апрельских встречах никаких прорывов по вопросу о Катыни не будет. Впрочем, если я ошибусь с этим прогнозом, то расстраиваться не буду.
10.03.2010 15:01

Борис Соколов
Полная версия

Скрытый текст: :
Статья
Спор славян насчет Катыни

Сентябрь 1939 года - черный месяц в польской истории. Но если 1 сентября, день нападения Германии на Польшу, окрашен не только в трагические, но и в героические тона - памятью о мужественном сопротивлении поляков превосходящим силам врага, символами которого стали Вестерплатте и Варшава, - то с 17 сентября связаны только мрачные воспоминания.
http://grani.ru/Politics/World/Europe/m.157339.html
Борис Соколов
17.09.2009

Статья
Катынь не осознана

Ничего удивительного, что в России многие люди проявляют радикализм и непослушание власти, признавая факт преступления в Катыни. Это не мешает им оставаться лояльными к власти в главном – взгляде на человека как на средство жизни, а на безопасность – как на цель жизни.
http://grani.ru/Politics/World/Europe/m.136031.html
Священник Яков Кротов
25.04.2008

Статья
Резолюционная ситуация

Резолюция польского Сейма, посвященная "агрессии Советского Союза против Польши 17 сентября 1939 года", принималась в обстановке скандала и несомненно вызовет новый скандал. Как минимум в отношениях между Москвой и Варшавой. Впрочем, в тексте документа говорится и о том, что "польскую судьбу разделили многие другие народы Центральной и Восточной Европы", так что география новых исторических разборок может оказаться довольно широкой.
http://grani.ru/Politics/Russia/m.157659.html
Илья Мильштейн
23.09.2009

Copyright © 2010 Grani.ru