ПАРТИЗАНСКИЙ ОТРЯД МАХНОВЦЕВ В ГОДЫ ВТОРОЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ

Кащей_Бессмертный

27-08-2008 16:19:56

ПРОТИВ ВЕРМАХТА, КРАСНОЙ АРМИИ И УКРАИНСКИХ НАЦИОНАЛИСТОВ



28 августа 1921 г. Нестор Махно с немногими оставшимися товарищами вынужден был окончательно покинуть территорию Украины. Остатки легендарной крестьянской армии, возглавлявшейся анархистами, перешли Днестр и оказались в изгнании. Героическая эпопея, продолжавшаяся около четырех лет, закончилась.
Среда партизан-махновцев, оказавшихся за рубежом, был и Осип Цебрий.
Отец Осипа, Василий Григорьевич, крестьянин деревни Тартаки под Жмеринкой, попав в солдаты, познакомился в Петрограде с анархизмом и стал убежденным анархистом-бакунистом. Среди односельчан он пользовался большим авторитетом. Во время революции 1917 г. жители деревни по его предложению на общем собрании решили объединиться в коммуну и сообща обрабатывать землю. После прихода немецко-австрийских войск и возвращения помещиков крестьяне Тартаки создали партизанский отряд самообороны, участвовали в разгроме Скоропадского, отстаивали свою автономию против всех властей, которые рвали и терзали Украину. Осенью 1920 г. небольшой отряд из Тартаки под командованием Осипа Цебрия был отправлен на помощь махновцам. У деревни Ярошенко он слился е местными добровольцами в "Боевой отряд анархо-махновцев под командованием Корчуна. По дороге на Харьков у деревни Дачево партизаны вступили в бой с "красной" пехотой. Пользуясь поддержкой местного населения, отряд продолжал операции, разоружил милиционеров в селе Пятигоры. Зимовали в селе Тетев. Крестьяне приютили бойцов, которые помогали им в сельскохозяйственных работах и были готовы в случае угрозы быстро рассеяться. Так же были организованы крестьяне в 13 деревушках района: в каждой существовал свой отряд. Партизанам удалось разгромить отряд "красных" количеством в 500 человек. Была установлена связь с главным штабом Нестора Махно. Весной 1921 г. отряд, включавший до полутысячи партизан, направился на Знаменку, вступая по дороге в бои с многочисленными "красными" соединениями и неся тяжелые потери. В конце лета, в Татиевке, он соединился с махновским отрядом Белаша. После поражения движения Осип вместе с двумя товарищами перебрался в Польшу, затем в Австрию и Югославию.
В 1922 г. он оказался в Боснии. Судьба занесла его в село Росавац, населенное русинами - переселенцами из Галиции. На общем сходе жителей он вызвался работать учителем; его предложение крестьяне приняли с радостью. В ноябре он начал учить 85 детей, а по вечерам по полтора часа занимался со взрослыми. После рождества он попросил жителей собрать сход и предложил помочь им в деле организации хозяйства. Осип объяснил крестьянам, что их нищета оттого, что каждый работает в одиночку. "Ваша местность очень богата, - говорил оп, - земля плодородная, чернозем, масса чернослива, грибов..., масса диких свиней и пушистых лисиц. Всего в полутора километрах есть хорошее место для мельницы..., даже можно установить маленькую турбину для производства электричества. Есть хорошее место для... кирпичного завода. Для того, чтобы ваш труд не пропадал даром, мы должны заложить "коммунарное" хозяйство". Жители согласились с предложениями Осипа; в качестве первой меры было решено сообща сделать множество клеток для ловли диких свиней. Осип помог крестьянам получить документы на землю, из которых выяснилось, что селу принадлежит еще 850 гектаров общественной земли.
Многие крестьяне жаловались на лентяев и пьяниц. К их изумлению украинский коммунар предложил им решение. Он доставил в село капканы для охоты на лис. "Нужно было выбрать двух человек, которые занялись бы охотой, - вспоминал Осип. - Я предложил общине назначить молодого парня, любителя гоняться за лисицами, а в помощники ему пожилого "гыцля", любителя убивать собак. Перед тем, как доверить им эту работу, я взял их на 2 недели для перевоспитания. Первым делом мы их одели и накормили. В течение двух недель я познакомил их с капканами+ Молодого парня познакомил, как обращаться с охотничьим ружьем. На пожилого была возложена обязанность снимать шкуры, а туши относить в мыловарню... За три месяца охотники сдали общине 1500 лисьих шкур и 250 кг. барсучьего сила. На вырученные деньги община приобрела паровую мельницу и веялку".
Когда была построена маленькая винокурня, Осип предложил назначить на работу туда трех пьяниц. Они оказались великолепными работниками и совершенно перестали пить. Точно также, когда ночного вора назначили сторожем, он полностью оправдал проявленное к нему доверие!..
За пять лет "коммунарной" работы были созданы одноклассное сельское училище, кооператив "Махно" с 80 рабочими и служащими, дом для стариков и детей (на время полевых работ), ресторан и гостиница на 80 мест, мельница, лесопилка, кирпичный завод, хлебопекарня и мясная-колбасная, мастерская по сушке фруктов и грибов, коровник для 60 породистых швейцарских коров, сыроварня, кожевенная и сапожная мастерские, кузница, столярная и механическая мастерские, большой амбар и птичник; приобретены трактор, молотилка, сноповязалка и другие машины. В "коммунарию" Росаваца вступили 400 человек из других сел и районов. В ней работали 500 рабочих. Каждую неделю организовывалась дешевая ярмарка, на которую собирались со всей округи. Общинники провели 15-километровую дорогу, соединившую село с трактом на Банья Луку; приобретены 2 грузовые машины. Началась постройка жилых домов для коммунаров. Лентяев в коммуне не было; все были одеты, обуты и хорошо питались - не только на пасху, а каждый день. Работал общественный дом из трех комнат. На стене Осип Цебрий повесил изречение Элизе Реклю: "Полная гармония в жизни нашей планеты не установится до тех пор пока, люди не соединялся в одну обширную семью. Чтобы сделаться истинно прекрасной, земля, как любящая мать, ждет той минуты, когда ее дети обнимутся по братски и заключат между собой великий союз свободных народов".
В 1927 г. в село неожиданно нагрянули русские белогвардейцы со своими попами. Врангелевские офицеры получили полицейские должности в уезде. Они стали заставлять жителей построить церковь, но те отказались. Тогда власти арестовали Осипа и доставили в тюрьму в Белград. Через 8 дней он был выслан из IОгославии, нелегально пробрался в Австрию, а оттуда по контракту поехал во Францию.
Как позднее узнал Осип, жители пытались протестовать против его высылки, но были жестоко избиты. Община была вынуждена разделить имущество между своими членами и затаиться. Но время от времени бывшие коммунары наносили удары по своим мучителям. В один прекрасный день попа и двух монахов нашли мертвыми (они "отравились грибами"), через неделю сгорела построенная церковь, кооператив я дом вместе с жившими там управляющим и его помощником. Окончательно добили общину титовские партизаны; советское консульство предложило жителям переехать на Украину...
Когда в 1941 г. нацистские войска вторглись на Украину, Осип решил, что настало время действовать. Он сумел добраться до Киевщины и здесь в 1942 г. создал партизанский отряд, независимый как от сталинских "коммунистов", так и от украинских националистов В то время крестьянство на Украине организовало свою "Зеленую гвардию", которая, наподобие армии Махно, сражалась против немецких войск и против "Красной Армии", за своя права, за хлеб и волю. Осип Цебрий, всегда заявлявший о себе. как о махновце, пытался, таким образом, возродить славные традиции украинского анархизма.
К сожалению, мы не знаем подробностей действий его партизанского отряда. Известно только, что зимой 1943 г. он был разбит гитлеровцами, и Осипа еще несколько месяцев прятали крестьяне. В конце концов, он был схвачен, но, очевидно, не опознан. Это позволило ему избежать смерти. Его бросили в лагерь. Осипу удалось освободиться только в конце войны...
После второй мировой войны Осип Цебрий жил в Западной Европе. Он по-прежнему считал себя анархистом-махновцем, писал для русского эмигрантского анархистского журнала "Дело труда - Пробуждение", в котором публиковал свои воспоминания. Несистематизированные, они, тем не менее, содержат уникальные исторические сведения об история крестьянского коммунарского и либертарного движения, написаны простым, живым языком и читаются не хуже, чем какой-нибудь приключенческий роман.
(По материалам журнала "Дело Труда - Пробуждение")
Вадим Дамье
"Прямое действие", 1998. 11.
http://shraibman.livejournal.com/13907.html

Herz

27-08-2008 16:21:59

о мля разошолся. Что мы без тебя в инете не можем найти или в библиотеке? Учи своих учеников учителешка жалкий.

Дубовик

27-08-2008 19:09:44

Герц, вы сегодня оживленны несколько сверх меры. К чему бы это?...
Почти все, что написано на форуме, можно найти в других местах. Но вас волнует лишь Кащей.
Вы к нему неравнодушны?
Кстати, а как там в вашей протестантской Библии сказано "про не судите" и про то, что "какой мерой меряете, такой и вам отмеряно будет"?
Фи, поповский ханжа...

Goren

28-08-2008 01:47:14

'Herz писал(а):о мля разошолся. Что мы без тебя в инете не можем найти или в библиотеке? Учи своих учеников учителешка жалкий.

Я думаю, что выражу общее мнение, если скажу, что ваш с Кащеем срач по поводу и без повода уже заебал.

Herz

28-08-2008 04:30:06

меня заебал трепет ваш перед кащеем и кащевско-магидовский спам-бот на форумах и рассылках.

Уважаемый Дубовик, не сообразуйтесь с древестностью вашего ника, поповский подлизала.

Кащей_Бессмертный

28-08-2008 04:50:00

Герц - я тебе как ФСБшник ФСБшнику скажу - хорош темы засирать своим бредом :D

Goren

28-08-2008 05:46:21

'Herz писал(а):меня заебал трепет ваш перед кащеем и кащевско-магидовский спам-бот на форумах и рассылках.

Уважаемый Дубовик, не сообразуйтесь с древестностью вашего ника, поповский подлизала.

Странно, ты же вроде непьющий? С чего вдруг такой заскок?

АNARCHY®WORLD

28-08-2008 06:59:00

'Кащей_Бессмертный писал(а):Герц - я тебе как ФСБшник ФСБшнику скажу

'Herz писал(а):.



Не знал что среди анархистов эта инфекция так распространена , по ходу под прекрытием оба, казачки засланные .)

Хороший мент мертвый мент !


'Кащей_Бессмертный писал(а):.


Статья интересная спс.)

Онако

28-08-2008 07:21:40

'Кащей_Бессмертный писал(а):В 1922 г. он оказался в Боснии. Судьба занесла его в село Росавац, населенное русинами - переселенцами из Галиции.

'Кащей_Бессмертный писал(а):В "коммунарию" Росаваца вступили 400 человек из других сел и районов. В ней работали 500 рабочих. Каждую неделю организовывалась дешевая ярмарка, на которую собирались со всей округи. Общинники провели 15-километровую дорогу, соединившую село с трактом на Банья Луку; приобретены 2 грузовые машины. Началась постройка жилых домов для коммунаров. Лентяев в коммуне не было; все были одеты, обуты и хорошо питались - не только на пасху, а каждый день. Работал общественный дом из трех комнат.

'Кащей_Бессмертный писал(а):В 1927 г. в село неожиданно нагрянули русские белогвардейцы со своими попами. Врангелевские офицеры получили полицейские должности в уезде. Они стали заставлять жителей построить церковь, но те отказались.

'Кащей_Бессмертный писал(а):Община была вынуждена разделить имущество между своими членами и затаиться. Но время от времени бывшие коммунары наносили удары по своим мучителям. В один прекрасный день попа и двух монахов нашли мертвыми (они "отравились грибами"), через неделю сгорела построенная церковь, кооператив я дом вместе с жившими там управляющим и его помощником. Окончательно добили общину титовские партизаны; советское консульство предложило жителям переехать на Украину...

Это то, что показалось мне во всём тексте интересным.
Церкви в селе значит, не было, и жителям она была не нужна.
Не надо к уроженцам Западной Украины ярлык бандеровцев и националистов привешивать. Очень даже пригодные для анархизма люди.
Вольные люди за своё не постеснялись бороться в духе народных традиций.
И все беды этих людей вполне себе "русских" будь то врангелевские офицеры или каратели НКВД.

Punk Pashtet

28-08-2008 08:49:51

За статью спасибо.
Было интересно!

Herz

28-08-2008 09:28:00

Герц - я тебе как ФСБшник ФСБшнику скажу - хорош темы засирать своим бредом


так ты не бот?

Дубовик

28-08-2008 15:09:48

Herz писал(а): Уважаемый Дубовик, не сообразуйтесь с древестностью вашего ника, поповский подлизала.


Герц, у меня не ник, а фамилия такая, - Дубовик.
"Поповским подлизалой" никогда не был, ибо атеист, по отношению к церкви - воинствующий.
А по сути сказать вам так и нечего? С точки зрения этой вашей християнской морали как-то у вас не очень красиво получается... И судите других, и щечку не подставляете...
Герц, Герц, я в очередной раз переживаю за спасение вашей бессмертной души! Одумайтесь и покайтесь, пока не поздно! Разве не вам персонально было сказано про то, что прощать надо до семижды семи раз?
:D
А остальным - обращаю внимание на постоянно наблюдаемое ханжество християн. На словах они такие пушистые, но дай им волю, - даже протестанты костры инквизиции заново жечь будут.

Herz

28-08-2008 16:02:05

Дубовик писал(а):Герц, у меня не ник, а фамилия такая, - Дубовик.
"Поповским подлизалой" никогда не был, ибо атеист, по отношению к церкви - воинствующий.
А по сути сказать вам так и нечего? С точки зрения этой вашей християнской морали как-то у вас не очень красиво получается... И судите других, и щечку не подставляете...
Герц, Герц, я в очередной раз переживаю за спасение вашей бессмертной души! Одумайтесь и покайтесь, пока не поздно! Разве не вам персонально было сказано про то, что прощать надо до семижды семи раз?
:D
А остальным - обращаю внимание на постоянно наблюдаемое ханжество християн. На словах они такие пушистые, но дай им волю, - даже протестанты костры инквизиции заново жечь будут.


Остальным это кому?
Надеешься что какое не начитанное быдло тебя поддержит и воцарится апогей демократии и тоталитаризм большинства? Может лет 20 назад тебя поддержали бы, но теперь все знают, в отличает от вас воинствующих, что различает ортодоксов от тех, кто протестует против них.

Anonymous

29-08-2008 00:11:16

Herz писал(а): Может лет 20 назад тебя поддержали бы, но теперь все знают, в отличает от вас воинствующих, что различает ортодоксов от тех, кто протестует против них.
-- хм...странно...и что именно отличает? Ты так за всех расписался резко...хотя на самом деле нет ничего хуже агрессивно настроенного сектанта.

Goren

29-08-2008 12:33:56

Герц, я тебе как умному скажу. Я не знаю, что там у тебя произошло и зачем ты пишешь здесь то, что пишешь, но в данный момент ты совершенно невыигрышно выглядишь. Оставь личные наезды и кидание говном Длинной Пуле и подобным, ни на что другое не способным по жизни. Перед тобой же стоят куда более другие задачи.

маршо

04-02-2009 19:40:00

'Кащей_Бессмертный писал(а):(По материалам журнала "Дело Труда - Пробуждение")


А не подскажете где можно найти этот первоисточник?

Кащей_Бессмертный

04-02-2009 19:43:44

маршо писал(а):А не подскажете где можно найти этот первоисточник?


видимо разве что в крупных библиотеках, и то не во всех

маршо

04-02-2009 20:11:31

'Кащей_Бессмертный писал(а):видимо разве что в крупных библиотеках, и то не во всех

Но я правильно понял что это журнал выходивший в Париже? т.е. его переиздали или как он мог в библиотеку попасть? Ищу давно, найти не могу пока что

Дубовик

05-02-2009 07:10:22

Журнал "Дело труда" выходил в Париже в 1925-1930. В 1931-1939 выходил в США. С 1939 объединился с журналом "Пробуждение", и в 1940-1956 (или до 1960, тут не очень понятно) выходил в США под названием "Дело труда - пробуждение" (ДТП).
Конечно, никто его не переиздавал.
В Москве ДТП доступно в Библиотеке имени Виктора Сержа. Кажется, она уже опять работает.

маршо

05-02-2009 07:40:23

Дубовик,
Спасибо!

черкас

05-02-2009 23:59:45

В детстве читал мемуарную советскую книжечку братьев Струтинских "На берегах Горыни и Случи" . Повесть рассказывала о том, как они в годы второй мировой войны создали семейный партизанский отряд, который затем разросся и присоединился к диверсионному чекистскому отряду Медведева. Струтинские до 1939 года были польскими гражданами и соответственно, как и все польские украинцы, лютой ненавистью ненавидели польскую державу, угнетавшую их по национальному признаку. В 1941-м году в промежутке между отступлением наших и приходом немцев братья собирали брошенное Красной армией при отступлении оружие. А потом решили пустить его в ход. Их первой жертвой стал немецкий мотоциклист. Потом была легковая машина и т.д. и т.п.
Потом стали стрелять по полиции, которую немцы набирали из поляков. Ну и так далее, пока не встретились с медведевцами и не стали "идейными борцами за коммунизм". В повести вскользь упоминалось про полесскую сечь Бульбы-Боровца, который "воевал с немцами вяло и неохотно", но с которым "советские партизаны" пытались заключить или заключили союз...
УПА, как известно, была создана на Волыни в 1942 году Бульбой-Боровцом. В 1943-м бандеровцы уничтожили штаб Боровца, убили его жену, а он сам бежал. Отряды УПА подчинились новому бандеровскому командованию, а затем это имя , УПА, распространилось на все украинские партизанские отряды, которые подчинялись "генеральному проводу ОУН".
В истории братьев Струтинских интересен их в общем-то рядовой эпизод из спонтанного можно сказать анархического зарождения партизанского движения на Западной Украине, не инспирированного ни ОУН, ни НКВД. И не встреться они вовремя с отрядом Медведева, может стали лихими командирами УПА, воевали бы с краснюками до 1948 года, а потом с боем прорвались бы и ушли "чорним лісом до Мюнхена" в Западную Германию. Или погибли бы от пуль ястребков и энкаведистов.
Эх, не было в 1942-м году на Волыни и в Галиччине анархистов!

Леон Чёрный

06-02-2009 02:59:28

черкас, пля да ты не уймёшься. Суки твои бандеровцы. Твари. Они и были властью. И политической в том числе.

Goren

06-02-2009 03:24:19

Между прочим, "краеведам" вашим могу напомнить, что УПА в 1942 и УПА в 1943 - это две большие разницы. Первые - даже и не бандеровцы вовсе. А вторые - твари и полицаи. Всего за какой-то год личный состав сменился на 9/10.

Дмитрий Донецкий

06-02-2009 06:27:14

'Леон Чёрный писал(а):черкас, пля да ты не уймёшься.


Это ты не уймёшься. Если в твоём болоте повстанцев не было и никогда не будет, то это не значит, что их в мире не существует.

Goren

06-02-2009 08:52:45

В Татарстане тоже были, и ещё будут, я думаю.

Дмитрий Донецкий

06-02-2009 09:10:46

Когнитивные?

Goren

06-02-2009 10:01:06

Ага. Когнитивные Партизанские Каррасы Татарстана - звучит же!

noname

06-02-2009 14:02:06

Goren писал(а):Между
прочим, \"краеведам\" вашим могу напомнить, что УПА в 1942 и УПА в 1943 -
это две большие разницы.
Всего за какой-то год личный состав сменился на 9/10.

Как же так? У них был теоретический пробел с национал-анархизмом 8?)

Ganmrak

06-02-2009 14:12:10

Goren писал(а):Ага. Когнитивные Партизанские Каррасы Татарстана - звучит же!


Круто. Я как раз не очень далеко от Татарстана живу. А то я уж думал, что истинных последователей сладкой лжи Боконона и не осталось нигде...

Шаркан

06-02-2009 15:45:39

Punk Pashtet писал(а):За статью спасибо.
Было интересно!


от меня - тоже самое!
Эх, жаль что Осип Цебрий в Болгарию не подался... даже в конце 30-ых существовали вполне анархисткие аграрные кооперативы.
Кащей, еще раз спасибо!

черкас

06-02-2009 22:01:16

Леон Чёрный писал(а):черкас, пля да ты не уймёшься. Суки твои бандеровцы. Твари. Они и были властью. И политической в том числе.

Не кипишуй леня.
Конечно бандеровцы были властью. Моя мысль в том, что западноукраинские селяне, которые воевали в бандеровских отрядах, могли бы пойти не только за бандеровцами. Просто на момент зарождения
повстанчества на Волыни и Галичине ОУН была самой мощной, массовой и дисциплинированной революционной организацией. Других идей, кроме националистических, на Западной Украине не было. Коммунистов не любили еще со времен гражданской войны. Анархистов там практически не было. Селяне эти родились в Австро-Венгрии, выросли в Польше и вполне натурально пошли воевать за Украину. Но тот же Бульба-Боровец пострадал от ОУН за то, что он был националист атаманского полуанархического типа. А бандеровцы знали по опыту гражданской войны, что петлюровская децентрализованная и расхлябанная атаманщина войну за Украину не выиграет.
Бандеровцы конечно гады, но только потому, что не победили. Не понимаю, чем петлюровщина или бандеровщина принципиально отличается от польских или венгерских национально-освободительных восстаний 19-го века,потопленных в крови русской армией, на которых никто при совке клейма не ставил, потому что восстания были против царизма. Украинцы восставали против коммунистов, и за это краснюки на них всех собак повесили. А совки типа Лени Черного, Тринити и "одесских куплетистов" упрямо повторяют совковые штампы.

moskal2715

10-12-2014 02:25:33

У Скирды:
Таким образом, возможно, что махновские группы продолжали существовать и в это время и, несомненно, даже позже, так как во время второй мировой войны украинские партизанские отряды вновь поднимут черное знамя и будут воевать одновременно против гитлеровцев и сталинцев


Т.е. отряд походу был не один. Но инфы об этом практически нет.
Правда, попадалась мне как-то статейка о "черных партизанах" на Брянщине, но выставили их обыкновенными бандитами.