Дмитрий Донецкий
06-10-2010 11:23:49
Кареев Николай Иванович (1850-1931). Прожитое и пережитое (1921, 1923, 1928). Подгот. текста, вступ. ст. и коммент. В.П.Золотарёва. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1990. – 384 с., ил. Предисловие. Главы первая – четырнадцатая. Научные труды Н.И.Кареева. Указатель имён.
Н.И.Кареев - русский историк, философ, социолог и общественный деятель. В его вообще интересных воспоминаниях меня особо заинтересовало такое: ирония над религией; заметки о Кропоткине и некоторых других; русификация на примере Польши.
ИРОНИЯ НАД РЕЛИГИЕЙ
Николай Павлович - император Николай Первый.
Кстати забавно. Я не раз говорил, что истинная неказённая (а в данном случае вообще детская) религиозность приводит к вполне анархистским выводам. Все равны перед Богом, следовательно - все равны.
Соловьёв Владимир Сергеевич (1853-1900), сын историка С.М.Соловьёва, однокашник Кареева по Московским гимназии и университету, знаменитый философ.
И на последок из воспоминаний писателя Константина Федина (о 1926-1927 годах).
Н.И.Кареев - русский историк, философ, социолог и общественный деятель. В его вообще интересных воспоминаниях меня особо заинтересовало такое: ирония над религией; заметки о Кропоткине и некоторых других; русификация на примере Польши.
ИРОНИЯ НАД РЕЛИГИЕЙ
Во времена моего детства на эктениях поминали всю царсскую фамилию до Анны Павловны, королевы Нидерландов, включительно, старичок-дьякон не помнил наизусть всех имён, а поэтому в надлежащий момент ему подавалась дощечка с ручкой, где все имена были написаны. Мало-помалу, слушая дьконское пение, я запомнил эти имена, чем немало гордился.
Как живо вспоминал я муравишниковского дьякона и его дощечку (по-смоленскому дОсточку), на которой первым стояло имя Николая Павловича, когда много-много лет спустя вспомнил о том, как известный чешский писатель Гавличек написал из Москвы своим пражским друзьям следующие слова: "Был первый раз в русской церкви во время службы и с удивлением узнал, что в России Бога зовут Николаем Павловичем". Случились со мною в церкви недоразумения, напоминающие тургеневское "Вонмем" или щедринское "Жезаны": как ни плохо было пение дьячка и пономаря, но оно мне более нравилось, чем мало понятное чтение, а потому я был в наивности своей вполне уверен, что пение "слава тебе господи, слава" после чтения евангелия было выражением удовольствия, что чтению этому пришёл конец (52-53).
Николай Павлович - император Николай Первый.
Я стал любить церковную службу. В дни рождения и именин мама возила меня в собор к ранней обедне, которая служилась ещё в потёмках, что наполняло мою душу каким-то благоговением, а когда я впервые присутствовал на каком-то соборном служении молебна св. Духа, то был умилён почти до слёз, которым не дал воли, чтобы другие не заметили моего волнения. Я по нескольку раз прочитывал весь молитвинник, смущаясь в нём только тем, что во многих местах и молитвах говорилось об "отце и братиях", но нигде не упоминалось ни матери, ни сестры. В своих обращениях к Богу я делал необходимую поправку: вот где и когда у меня зародилась мысль о женском равноправии (76).
Кстати забавно. Я не раз говорил, что истинная неказённая (а в данном случае вообще детская) религиозность приводит к вполне анархистским выводам. Все равны перед Богом, следовательно - все равны.
Точно теперь я не могу сказать, будучи в пятом или шестом классе (вернее, в шестом), совершился перелом в моём миросозерцании, полное исчезновение из него всякой мистики и романтизма и замена их самым "трезвым реализмом". Старые верования постепенно падали одно за другим, причём пройден был весь путь отрицания до самого конца (...) В новых своих мыслях я встретился с Соловьёвым, который тоже доходил до конца. Когда из физики мы узнали, что плотность газа обратно пропорциональна его объёму, Соловьёв со своим обычным громким смехом сообщил мне, что в таком случае "Бог есть газ, плотность которого равна нулю" (...)
От прежнего у меня сохранилось уважение к религии, как к культурному явлению, могущему иметь и часто имеющему моральную ценность, а также к религиозному чувству других, к свободе человеческой совести (105-107).
Соловьёв Владимир Сергеевич (1853-1900), сын историка С.М.Соловьёва, однокашник Кареева по Московским гимназии и университету, знаменитый философ.
Член нашего старшего кружка, бывший несколько старше нас, Андрей Дмитриевич Карицкий (...), любивий выпить и часто бывавший в этом отношении очень неумеренным, смешил нас своими чудачествами. "А вы, верно, актёр", - сказал ему дьякон. "Собрат-с ваш по ремеслу", резко ответил ему Карицкий. "Ах, господин, - заговорил дьякон, - по театрам ходите, а уж храм-то божий наверное редко посещаете". На это последовал ответ: "Рад бы бывать, да репертуар у вас, батюшка, однообразен". Судьбе было угодно, чтобы свою жизнь Карицкий заканчивал преподавателем одной провинциальной духовной семинарии (127).
И на последок из воспоминаний писателя Константина Федина (о 1926-1927 годах).
Живя летом в деревне Лужского уезда, я однажды на прогулке встретился с историом Кареевым. Мы проходили мимо сельской церкви, он вдруг взял меня под руку и сказал: "Зайдёмте, я покажу вам кое-что весьма интересное". В церкви, в полусвете вечернего часа и в полной безлюдности, Кареев подвёл меня к большой почерневшей от копоти "голгофе" и , показав необыкновенно длинным жёлтым ногтем мизинца на "Адамову голову" в подножии распятия, быстро сказал мне на ухо: "Фёдор Сологуб". Череп и правда будто улыбнулся мне жёлтой улыбкой Сологуба, так что я попятился, а старик Кареев, разглаживая свою бороду-фартук, с полным наслаждением захохотал тут же в церкви (360).