Политические взгляды Варлама Шаламова

Джон

24-12-2011 00:02:14

Люди, подскажите, пожалуйста, Шаламов до конца жизни оставался сторонником социалистических идей? И что это были за идеи конкретней? Дайте ссылочку!
«Я был представителем тех людей, которые выступили против Сталина, — никто и никогда не считал, что Сталин и Советская власть — одно и то же».

В монографии Есипова показано, что «взгляды Шаламова и после лагеря развивались в том же русле — левого, социалистического… течения», они были «антибуржуазными», «антиторгашескими», писатель безоговорочно отвергал сталинскую модель социализма с позиций не «правых, тем более не националистически — консервативных», но — «советских ценностей в их идеальном варианте»

Варлам Тихонович Шаламов известен широкому читателю, прежде всего, как автор «Колымских рассказов», которые принесли ему мировую известность. Тема революции, и, в частности, русской революции 1917 года у находится у него как бы в тени картин сталинского ГУЛАГа. Тем не менее, вдумчивый читатель не сможет не заметить, что везде - в публицистических заметках, биографических эссе, стихах, дневниковых записях Шаламов вновь и вновь возвращается к революционной романтике и революционной истории. Собственно говоря, и «Колымские рассказы» не находятся вне дискурса русской революции. На это вполне конкретно указал А. Солженицын, бросивший Шаламову упрек: «Ведь, несмотря на весь колымский опыт, на душе Варлама остается налет сочувственника революции и 20-х годов. Та политическая страсть, с которой он когда-то в молодости поддержал оппозицию Троцкого – видимо, не забыта и с 18-ью годами лагерей»[1].
(...)
Шаламов считал сталинизм со всеми страшными реалиями ГУЛАГа, не продолжением, а отрицанием революции[4]. Отмеченный Солженицыным «налет сочувственника» революции, на наш взгляд сохранился у Шаламова на всю жизнь именно потому, что в годы своей молодости он ощущал себя не просто свидетелем происходящего, но, активным его субъектом.

В свете вышеизложенного очевидно, что популярные сегодня трактовки русской революции и, в особенности, большевистского переворота, как социального регресса по содержанию и «верхушечного заговора отщепенцев» по форме были для Шаламова категорически неприемлемы. Образ революционера как творца, созидателя, а, отнюдь не разрушителя писатель в частности выразил в стихотворении, посвященном речи Джузеппе Гарибальди в Лондоне.

«…Рубаха красная, надетая на мне,
Не знак пожара, не призыв к войне.

Ведь в этот алый цвет всегда одет
Крестьянской жизни трудовой рассвет.
Прошу прощенья, дамы, господа.
Я не солдат, а человек труда.
Вся жизнь моя – прямой тому пример.
Здоровье ваше, господин лорд-мэр!»[5]
(...)
Партийный фетишизм был, судя по всему, чужд Шаламову. Позже он неоднократно писал о различных политических силах и группировках, принимавших участие в русской революции – эсерах, анархистах, большевиках, но, при этом никогда не стратифицировал революционеров «по степени революционности» или по степени важности своего вклада в революцию. Для писателя было важно то общее, которое все эти люди внесли в дело свержения царского режима. Именно с этих позиций писатель оценивал события февраля 1917 года, которые были «точкой приложения абсолютно всех общественных сил, от трибуны Государственной думы до террористического подполья и до анархических кружков»[10]. Шаламов многократно и с большим уважением пишет об эсерах, в которых он видел наследников «Народной воли», героически подтачивавших самодержавие. Конечно, это восприятие сложилось у Шаламова не без влияния отца, который симпатизировал эсерам. Но, вместе с тем, столь же уважительно Шаламов пишет об анархистах, основавших в Москве кооператив «всеизобретальни-всечеловечества», о большевистских лидерах Ленине, Троцком, Раскольникове и даже об «обновленцах» - сторонниках церковной реформы, «союза с передовой наукой», понимающих обрядность «в духе критического разума». Все это иллюстрирует приоритеты Шаламова в понимании сущности революционных преобразований. Общественный фактор для него являлся главным, а политический – вторичным, хотя и неизбежным.

ясенъ

24-12-2011 00:51:27

Похоже, шаламов, будучи поэтом, до самой смерти (в одиночестве, в доме престарелых) не ассоциировал себя с партийными играми и политикой, отдавая предпочтение самоотверженности отдельных борцов и справедливости декларируемых идей.
То есть с точки зрения фундаментального анархиста - так и не созрел до чёткого заявления антигосударственности своих воззрений :-):
Мне кажется, "антигосударственность" - порой удобный фетиш, за которым очень легко спрятать несамостоятельность, лень и скудоумие, а такие люди, как шаламов, идут к свободе напрямую, проявляя и выжигая звериное в человеке, независимо от того, оправдываетсяли зверство государством, блатными законами или банальным инстинктом самосохранения.

Джон

24-12-2011 18:07:56

Мне кажется где-то слышал, что Шаламов в конце отказался от социалистических идей. :du_ma_et:

Zogin

24-12-2011 19:42:48

Джон писал(а):Мне кажется где-то слышал, что Шаламов в конце отказался от социалистических идей. :du_ma_et:


Вероятно многим, спекулирующем на его творчестве этого очень сильно хотелось бы. А то как же его рассказы номинируются на премию миллиардера Прохорова, а а самого номинанта какие-то полутроцкистские взгляды.. Неприлично и нерукопожатно выходит. Его ж за "антисоветчину" и сподобили такой чести.

Шаркан

25-12-2011 08:49:30

Джон писал(а):«советских ценностей в их идеальном варианте»

анархизм образца 1918-ый?
:mi_ga_et: