Мюнстерская коммуна

band

05-08-2012 16:10:44

Мюнстерская коммуна
http://drevniy-daos.livejournal.com/312301.html



Изображение
(портрет Иоанна Лейденского)

Анабаптисты после крестьянской войны. Мюнстерская коммуна.
После разгрома Крестьянской войны и наступившей реакции часть анабаптистов вернулась к сектанству, к пропаганде идеи ожидания социального переворота от сверхъестественных сил, от вмешательства самого Христа. Вместе с тем среди этой части анабаптистов распространялось учение скорняка Мельхиора Гофмана о том, что после победы Христа наступит час, когда потребуется и активное участие людей – ревнителей дела бога.
Однако в народных массах и среди анабаптистов сохранились и революционные элементы, которые продолжали верить, что наступление «царства божия» на земле невозможно без народного восстания. Уже в 30-х годах XVI в. революционная пропаганда в духе учения Томаса Мюнцера велась в городах Северо-Западной Германии, вступивших тогда вместе с городами соседних Нидерландов в полосу нового экономического подъема и обострения социальных отношений. В этих городах, ставших, как и нидерландские города, средоточием и убежищем анабаптистов, оживилась политическая оппозиция и началась борьба за Реформацию. Наиболее ярко новое революционное движение проявилось в Мюнстере.
В 1533 г. в Мюнстере победили сторонники Реформации. После изгнания из города князя-епископа в Мюнстер из других городов Вестфалии и Нидерландов начали стекаться анабаптисты, влияние которых в обстановке обострившейся классовой борьбы сильно возросло. В феврале 1534 г. анабаптисты, связанные с плебейскими массами Мюнстера, получили большинство в магистрате и фактически захватили власть в городе. Во главе их стояли прибывшие из Нидерландов булочник Ян Матис и портной Иоанн Лейденский (Бокельсон).
Господство анабаптистов в Мюнстере продолжалось 14 месяцев (до июня 1535 г.). Город был объявлен «Новым Иерусалимом», т.е. центром «Царства божьего», которое должно быть, согласно проповеди Яна Матиса, установлено на земле мечом «праведных». В обстановке вражеской осады анабаптисты провели в Мюнстере ряд преобразований. Ремесленные мастера, в руках которых сохранились орудия производства и на которых работали, как и прежде, подмастерья, обязаны были выполнять заказы городской общины и подчиняться ей в деле организации производства вообще. Община распоряжалась раздачей отдельным лицам земельных участков для обработки. Золото, серебро и драгоценные вещи подлежали конфискации в общую пользу. Деньги были упразднены, производился только натуральный обмен.
В области потребления политика Мюнстерской коммуны содержала некоторые элементы потребительского коммунизма. Предметы потребления брались на учет особыми должностными лицами («диаконами»). Они же имели право отбирать излишки для распределения среди нуждающихся. Практиковалось устройство общих трапез. Значение Мюнстерской коммуны заключалось не столько в ее социальных преобразованиях, которые не выходили за рамки уравнительства, проводились к тому же непоследовательно и в основном диктовались военной обстановкой, сколько в том, что после поражения Крестьянской войны она показала пример готовности к революционной борьбе против восторжествовавшей феодально-княжеской реакции.
В условиях реакции Мюнстерская коммуна осталась изолированной, несмотря на то что некоторые города Германии и Нидерландов послали ей на помощь вооруженные отряды. После длительной героической обороны Мюнстер пал. Оставшиеся в живых деятели Мюнстерской коммуны, в том числе Иоанн Лейденский, были после жестоких пыток казнены.

Смирин М.М. Германия в XVI и в начале XVII в. // История средних веков. Т.2. 2-е, перераб. изд. М.: Высшая школа,1977. с.80-81.
(скачать учебник можно здесь: http://znanie-vlast.livejournal.com/99461.html )

О тех же событиях говорится в статье В. Перцева "Реформационное движение в Германии", но рисуется совсем другая картина происходящего:
"Ещё более несогласную с лютеранской реформацией форму приняло городское движение в северной Германии в начале 30 годов. Там анабаптистам удалось завладеть городом Мюнстером; в нем был введен полный коммунизм, доходивший даже до общности жен; иконы, предметы роскоши и даже все книги, кроме библии, были подвергнуты уничтожению. В городе был установлен теократический образ правления и вся власть была передана в руки вождя голландских перекрещенцев - Иоанна Лейденского, принявшего титул "царя нового израиля" и правившего своим народом с крайней жестокостью. После отчаянного оспротивления Мюнстер был взят епископскими войсками и вожди анабаптистов были подвергнуты жестоким пыткам и казнены."

Перцев В. Реформационное движение в Германии. // Книга для чтения по истории Нового времени. Т.1. М.: Изд. т-ва И.Д. Сытина,1910. с.101.

Заметка историка А.Н. Чистозвонова Мюнстерская коммуна в БСЭ представляется более научной и точной, чем поданная в идеологическом ключе и сильно стилизованная картинка, нарисованная Смириным. Чистозвонов, как и Смирин, специализировался на истории 16 века и Реформации (только не Германии, а Голландии). Кстати, заметка в БСЭ написана, повидимому, почти тогда же, когда и текст Смирина - в 50-х годах (текст из учебника почти идентичен тексту из 4 тома "Всемирной истории" http://historic.ru/books/item/f00/s00/z ... t007.shtml

Журналистка Марина Шнайдер в заметке о Мюнстерской коммуне писала:
"Основываясь на постулатах своей веры, анабаптисты разбили алтари и изображения святых в католических церквях. Церковное золото и драгоценности пошли в общую казну. Частная собственность была отменена. Золото, серебро и драгоценности подлежали конфискации в общую пользу. Деньги были упразднены, для всех горожан были открыты общественные столовые, которые были открыты 24 часа в сутки. Община распоряжалась и земельными участками.
Мюнстерская коммуна продержалась четырнадцать месяцев. Все это время войска изгнанного епископа не переставали осаждать город. Внутри крепостных стен начался голод. Восставшие выслали женщин, детей, стариков на милость епископа, но чуда не произошло – большинство их них погибли от рук армии епископа. В июне 1535 года Мюнстер пал...Трое руководителей анабаптистов были взяты в плен, около полугода их возили из города в город, устраивая публичные спектакли. Наконец, они были казнены, по одной версии – пронзенные раскаленным кинжалом в сердце, по другой – разорванные раскаленными щипцами на части. Их тела, подвешанные в трех металлических клетках на башне Ламберти кирхи, долго устрашали местных жителей."
http://www.weltreport.de/artickel_repor ... r_kommune/

Статья Д. Дубровской о Мюнстерской коммуне, опубликованная в журнале "Вокруг Света" сообщает некоторые подробности и дополнительные факты ("Король-портной погиб за идеалы коммунизма" 22.01.2008) http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/history/531/
цитата:
"25 июня 1535 года войска епископа проникли в город, воспользовавшись предательством изнутри: некто Генрих Гресбек (Heinrich Gresbeck) провел через ворота штурмовую группу. Иоанна нашли в подвале, выволокли наружу и отправили в полугодовое путешествие по замкам Германии – показывали, как зверя. Почти все мужское население Мюнстера было казнено, уцелели немногие, среди них и предатель. По иронии судьбы, именно воспоминания этого Гресбека являются единственными сохранившимися записками очевидца об этой странице истории города. К концу XIX века был собран грандиозный 50-томный компендиум по Мюнстерской коммуне, но во время Второй мировой он сгорел на книжных кострах Гамбурга. История жестоко рассчиталась даже с памятью об Иоанне Лейденском."



(д.д.) История Мюнстерской коммуны необычна, в ней были наиболее последовательно проведены идеалы коммунизма. При этом коммуна являлась теократией, с гипертрофированной религиозностью. Впрочем, трудно сказать, была ли религиозность лишь знаменем восставших, или коммунизм как таковой вырос именно из христианских уравнительных и эсхатологических идей. К сожалению, Мюнстерская коммуна слабо изучена, на русском языке я не нашел ни одной специальной публикации, не говоря уж о полноценных исследованиях. Об анабаптизме и его отличиях от других реформационных направлений эпохи можно прочесть в книге Н.В. Ревуненковой (Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. М.:Мысль,1988. с.108-159. ). Ревуненкова несколько раз ссылается на книгу: Шеллер-Михайлов А.К. Революционный анабаптизм. СПб.,1889. По видимости, в этом старом исследовании дан рассказ о Мюнстерской коммуне.

Дубовик

05-08-2012 18:22:10

... При этом всегда учитываем чрезвычайно важное обстоятельство: историю пишут победители. О том, что и как происходило в Мюнстере, мы знаем ТОЛЬКО из рассказов и свидетельств католической церкви, с которой плебейское население Мюнстера вело отчаянную борьбу. Все, что касается "жестокого теократического управления" и т.п. - это информация торжествующего победителя, который может безнаказанно оболгать и опорочить уничтоженного противника. В 20 веке то же самое было проделано с Махновщиной и ее лидерами...

steward15

01-10-2012 06:00:09

Дубровской о Мюнстерской коммуне, опубликованная в журнале "Вокруг Света" сообщает некоторые подробности и дополнительные факты ("Король-портной погиб за идеалы коммунизма"