Дмитрий Донецкий
15-01-2013 23:12:53
Жорж Сорель: стачка, насилие, пессимизм
http://ttolk.ru/?p=15283
В издательстве «Фаланстер» выходит книга французского синдикалиста Жоржа Сореля «Размышления о насилии». Ещё в начале ХХ века он показал особый путь победы пролетариата в Западном мире – через всеобщую стачку. Его последователи Муссолини и Ленин пренебрегли заветам Сореля.
Жорж Сорель был типичным французским мелким буржуа. Родился в семье небогатого виноторговца, бОльшую часть жизни проработал инженером-железнодорожником, пока не получил наследство и ренту. Именно рента позволила ему наконец-то всерьёз заняться литературной работой. Как уже писал Блог Толкователя, большинство революционных мыслителей XIX – начала ХХ века были рантье. К примеру, почти вся эмигрантская верхушка российских оппозиционеров, включая Владимира Ленина. Экономическая свобода – на себе Жорж Сорель почувствовал, что именно она и только она способствует полному раскрытию потенциала человека.
Самая значительна книга в творчестве Сореля – «Размышления о насилии». Она издана издательством «Фаланстер» и скоро появится в его магазине. С разрешения «Фаланстера» мы печатаем часть предисловия к этой книге и отрывок из неё.
Предисловие:
Наследниками «Размышлений о насилии» последовательно, а иногда и одновременно называли себя крайне правые националисты и крайне левые революционеры, фашисты, террористы, сторонники тоталитаризма всех сортов. Хорошо известно, что у Муссолини — по крайней мере, по его собственным словам — это была одна из настольных книг. Но не все знают, что так же важна она была и для Антонио Грамши.
Она находится в точке пересечения трёх понятий, первое из которых принадлежит к коллективной психологии и зачастую считается наиболее оригинальным интеллектуальным вкладом Сореля — это понятие мифа, понимаемого не как вымысел, расходящийся с реальностью, а, наоборот, как мобилизующее коллективное представление. Второе понятие связано, прежде всего, с социологией — это насилие, а точнее, роль насилия в межклассовых отношениях и в историческом развитии. Наконец, третье позаимствовано из событий сорелевского времени — это идея всеобщей стачки как найденной после долгих поисков формы народной и антиавторитарной революции.
Сорель был одержим страхом того, что после революции давление буржуазного государства немедленно сменится давлением государства социалистического. Отсюда поиски такой революционной модальности, которая позволила бы избежать централизации власти в руках одной партии. Фернан Пеллутье как раз усматривал во всеобщей стачке, как в пассивной революции, «революцию везде и нигде» — в отличие от тактических маневров некоего центрального комитета. Точно так же и Сорель, сравнивая всеобщую стачку с освободительными войнами, видит в ней наиболее яркое проявление индивидуалистического духа в восставших массах. Здесь отчетливо видно его недоверие к диалектике слепых масс и манипулирующих ими революционеров — диалектике, которая станет проклятьем XX века.
Задолго до большевистской революции 1917 года люди, мыслившие подобно Сорелю, предугадали все её извращения.
Отрывок из книги:
http://ttolk.ru/?p=15283
В издательстве «Фаланстер» выходит книга французского синдикалиста Жоржа Сореля «Размышления о насилии». Ещё в начале ХХ века он показал особый путь победы пролетариата в Западном мире – через всеобщую стачку. Его последователи Муссолини и Ленин пренебрегли заветам Сореля.
Жорж Сорель был типичным французским мелким буржуа. Родился в семье небогатого виноторговца, бОльшую часть жизни проработал инженером-железнодорожником, пока не получил наследство и ренту. Именно рента позволила ему наконец-то всерьёз заняться литературной работой. Как уже писал Блог Толкователя, большинство революционных мыслителей XIX – начала ХХ века были рантье. К примеру, почти вся эмигрантская верхушка российских оппозиционеров, включая Владимира Ленина. Экономическая свобода – на себе Жорж Сорель почувствовал, что именно она и только она способствует полному раскрытию потенциала человека.
Самая значительна книга в творчестве Сореля – «Размышления о насилии». Она издана издательством «Фаланстер» и скоро появится в его магазине. С разрешения «Фаланстера» мы печатаем часть предисловия к этой книге и отрывок из неё.
Предисловие:
Наследниками «Размышлений о насилии» последовательно, а иногда и одновременно называли себя крайне правые националисты и крайне левые революционеры, фашисты, террористы, сторонники тоталитаризма всех сортов. Хорошо известно, что у Муссолини — по крайней мере, по его собственным словам — это была одна из настольных книг. Но не все знают, что так же важна она была и для Антонио Грамши.
Она находится в точке пересечения трёх понятий, первое из которых принадлежит к коллективной психологии и зачастую считается наиболее оригинальным интеллектуальным вкладом Сореля — это понятие мифа, понимаемого не как вымысел, расходящийся с реальностью, а, наоборот, как мобилизующее коллективное представление. Второе понятие связано, прежде всего, с социологией — это насилие, а точнее, роль насилия в межклассовых отношениях и в историческом развитии. Наконец, третье позаимствовано из событий сорелевского времени — это идея всеобщей стачки как найденной после долгих поисков формы народной и антиавторитарной революции.
Сорель был одержим страхом того, что после революции давление буржуазного государства немедленно сменится давлением государства социалистического. Отсюда поиски такой революционной модальности, которая позволила бы избежать централизации власти в руках одной партии. Фернан Пеллутье как раз усматривал во всеобщей стачке, как в пассивной революции, «революцию везде и нигде» — в отличие от тактических маневров некоего центрального комитета. Точно так же и Сорель, сравнивая всеобщую стачку с освободительными войнами, видит в ней наиболее яркое проявление индивидуалистического духа в восставших массах. Здесь отчетливо видно его недоверие к диалектике слепых масс и манипулирующих ими революционеров — диалектике, которая станет проклятьем XX века.
Задолго до большевистской революции 1917 года люди, мыслившие подобно Сорелю, предугадали все её извращения.
Отрывок из книги:
Скрытый текст: :