Дмитрий Донецкий
03-06-2014 13:13:51
М. Инсаров
http://novaiskra.org.ua/?p=869
30 мая исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского революционера, основоположника революционного анархизма Михаил Александровича Бакунина. В связи с этой датой мы публикуем статью, в которой доказывается, что живи Бакунин сейчас, он был бы в первых рядах борцов Украинской революции, в первых рядах Майдана.
Посвящается А.
…теперь настала пора воздать должное этой незаурядной исторической фигуре и признать, что в общем и целом ее недостатки далеко перевешивались ее достоинствами и что в общей экономии мирового пролетарского движения привнесенные Бакуниным плюсы заставляют побледнеть его минусы.
Ю.М. Стеклов, 1927 год.
Память о тебе будет вечно жить в сердцах всех искренних революционеров, всех честных людей. Живой, ты воодушевлял, ты вдохновлял их на великие подвиги, воспоминание о твоей самоотверженной деятельности будет вдохновлять их и после твоей смерти. Русская молодежь напишет твое имя на своем революционном знамени, и, осененная им, смело будет продолжать свою революционную борьбу, в которой ты всегда был самым передовым застрельщиком.
П.Н. Ткачев, 1876 год.
Позитивистам мы говорим: «Откройте ваши духовные очи, предоставьте мертвецам погребать своих мертвых и убедитесь наконец, что духа вечно юного, вечно рождающегося нечего искать в обрушившихся развалинах!» А соглашателей мы увещеваем раскрыть свои сердца для истины и освободиться от своей убогой и слепой мудрости, отказаться от своего теоретического высокомерия и холопского страха, который сушит их души и парализует их движения.
М. А. Бакунин, 1842 год.
В последние годы один за другим пошли 200-летние юбилеи людей, сыгравших большую роль в истории русской и мировой революционной мысли – юбилеи мыслителей, поэтов и борцов. В 2011г. исполнилось 200-летие Белинского, в 2012г. – Герцена, в прошлом, 2013г. – 200-летие соратника Герцена, Огарева и 200-летие гениального немецкого мыслителя, драматурга и революционера, «марксиста до Маркса» Георга Бюхнера, 9 марта 2014г., сразу после победы Февральской революции на Украине и в начале русской империалистической интервенции – 200-летие великого поэта крестьянской революции, Тараса Шевченко, а 18 мая 2014г. исполнилось 200 лет Михаилу Александровичу Бакунину. В октябре 2014 года исполнится 200 лет Лермонтову, в мае 2018г. будет 200 лет Карлу Марксу, а в августе 2018г. – его тезке, великому итальяскому революционному коммунисту, Карло Пизакане.
Все славные юбиляры, как бы ни сложилась их судьба, сколько бы они ни прожили на земле и в каких сложных отношениях ни были бы друг с другом, были современниками. Все они вступали в сознательную жизнь в одну эпоху – в 1830-е годы, когда Июльская революция во Франции смела давящий режим Реставрации, пытавшийся отбросить Францию и всю Европу ко временам абсолютизма, всевластия государства и бесправия подданных (как мы знаем теперь, свергать подобные режимы приходится в истории снова и снова), но оказалось, что общество, освобожденное от феодальных пережитков, не освобождено от раскола на классы, и что на смену старых страданий человечества пришли новые, чуть ли не более мучительные. Что и как с этим делать, можно ли изменить мир и если да, то как его менять, думали и решали все названные выше мыслители, писатели и борцы. Готовых ответов ни у кого из них не было, ни один из них не смог ответить на ВСЕ вопросы своего времени, не говоря уже о временах других, но они жили в эпоху, подобную нашей, в эпоху, когда история, сметя стремившуюся остановить ее плотину Реставрации, возобновила свой ход. Поэтому, не ища у наших товарищей из прошлого абсолютных и законченных ответов, можно учиться у них методу мышления – и методу действия.
Говорить я буду сейчас о Михаиле Бакунине. О нем писали друзья и враги, некритические апологеты, некритические ненавистники и умные критики (этих последних, как ни странно, тоже было немало). Говорить о нем, как и о других великих революционерах, как о Марксе, как о Чернышевском, как о Ленине, можно бесконечно. Но времени нет. И нет охоты повторяться. Много умных вещей о нем сказано, много интересных наблюдений сделано. Друзьями и критиками. Анархистами и марксистами. Народником Герценом, левым либералом Амфитеатровым, великим поэтом Блоком и забытым марксистским историком Стекловым (автором запредельно, как для марксиста, сочувственной Бакунину его четырехтомной биографии).
Говорить я буду о моем Бакунине. И о Бакунине нашем. Не о мертвой иконе из безвозвратно ушедшего прошлого, а о человеке, которому, возможно, больше, чем другим революционерам из этого прошлого, есть что сказать нашим дням. Есть что сказать сторонникам социальной революции, живущим в России и в Украине в 2014 году. О бунтаре и борце, у которого мысль была связана с действием. Не о Бакунине – создателе анархизма, а о Бакунине – революционном социалисте (как нередко он называл себя, и именно от него это название и было заимствовано одной ныне покойной левацкой группой, оказавшейся, впрочем, не на высоте задекларированного названия). О Бакунине, который был больше, шире и умнее законченной анархистской доктрины (как Маркс был больше, шире и умнее законченной марксистской доктрины) и нередко чувствовал проблему там, где доктрина готова была признать лишь безупречное и бесплодное решение. О Бакунине, с которым иногда появляется инфантильное желание проговорить всю ночь, проговорить о небытии бога – и о задачах текущего момента, поперемывать косточки общим приятелям и противникам («зря ты, Ляксандрыч, на Маркса так бочку катишь. Есть у него, конечно, свои загоны, но если его с Граевским сравнить…»), выкурить за ночь по две пачки сигарет на каждого и выпить по 7 стаканов крепкого чая, – и договориться до какого-то плана общей революцуионной работы, до какого-то общего смелого революционного предприятия. Увы, этого не будет. Во времени разминулись. Нужно довольствоваться тем, что реально.
Прежде всего, Бакунин был революционером. А революционер – это не тот, кто читает и пишет книжки о прошлых революциях или фантазирует о революции будущей, революционер – это тот, кто участвует в революции настоящей. Как показал опыт 1917 года в России и 2014 года в Украине, можно сто пятьсот раз мечтать о революции и призывать ее, пока находишься от нее в безопасном далеко, – и в ужасе отшатнуться от нее, когда она наконец придет, услышав твои молитвы. Именно так сделала куча левонастроенных интеллигентов в 1917г., интеллигентов, которых Валерий Брюсов спросил после этого:
То, что мелькало во сне далеком,
Воплощено в дыму и в гуле…
Что ж вы коситесь неверным оком
В лесу испуганной косули?
Что ж не спешите вы в вихрь событий
Упиться бурей, грозно-странной?
И что ж в былое с тоской глядите,
Как в некий край обетованный?
Иль вам, фантастам, иль вам, эстетам,
Мечта была мила как дальность?
И только в книгах да в лад с поэтом
Любили вы оригинальность? (В. Брюсов. Товарищам – интеллигентам).
Современные украинские леваки, клявшиеся и божившиеся Марксом, Бакуниным, Троцким и Махно, точно так же отшатнулись в ужасе от реальной революции, когда она пришла в этот мир – пришла в крови и грязи (как будто революции приходят по-другому?). Мелкая троцкистская группка, горделиво называющая себя «Украинский коммунистический рабочий союз», опубликовала даже в начале февраля заметку «Поллюции вместо революции», автор которой, Т. Вятский, возмущался тем, что революцию делают «свезенные с Западной части страны, зачастую люмпенизированные массы, при поддержке некоренных киевлян, зачастую, таких же неустроенных и чужих, как и сезонные политические гастербайтеры» http://katalizator1917.blox.ua/2014/02/ ... nenie.html
Также возмущался он, впрочем и властью. За что, думаете?
«Власть отдала столицу на откуп «мирному протесту». Создавая имидж миротворца, она принципиально отказалась защищать граждан, да и государственную и коммунальную собственность от политически-активных субъектов. Через СМИ президент и его клика объясняют, что самое главное – не допустить гражданской войны и отсутствием инициативы введения военного положения. Они принципиально не замечают того, что военное положение в центральной части города де-факто уже существует. Участники «мирного протеста» активно отлавливают не симпатичных им граждан и учиняют судилища, громят памятники и калечат парки, превращают административные здания, выставочные и концертные залы в ночлежки.
Собственно, все чего добилась оппозиция – уничтожение Киева, как города. Сегодня район города, бывший еще вчера интересным, как для киевлян, так и для туристов, полностью разорен, перекрыт баррикадами из мусора, здания зияют выбитыми окнами, облеплены грязью и обрисованы граффити…» http://katalizator1917.blox.ua/2014/02/ ... nenie.html
Так что стоит леваку-ультрареволюционеру попасть в ситуацию реального выбора и реальной трагедии, когда исчезает все наносное и остается лишь подлинное, как оказывается грозный ультрареволюционер обыкновенным сытым мещанином, коренным киевлянином (ну, или коренным москвичем), страшащимся дурно пахнущих «люмпенизированных масс», возмущенным тем, что центр города «перекрыт баррикадами из мусора» (пардон, мосье левак, чем богаты, тем и рады!), и призывающим власти подавить протесты. Лживое и паскудное левацкое племя, глаза бы на него не глядели!
Впрочем, даже для тех, кто не отшатнется от революции с ее кровью и грязью, реальная революция выглядит несколько по-другому, чем когда о ней читаешь в книжках. Ведь в книжках не ты рискуешь жизнью – не ты рискуешь жизнью и не твои близкие.
Очень романтично читать в книжках о революциях прошлого, как накануне ожидаемого смертельного боя ты сидишь с любимой, она щиплет корпию для раненых (в санитарки пошла – «Должна же я что-то сделать для революции?» – , и ты ее пустил, дуралей – может. не стоило пускать –если убьют, то жалко будет), а ты пишешь прощальные письма разным людям, на всякий случай, и помогаешь ей щипать корпию, и завтра вы поедете и разойдетесь – каждый кому куда надо, и может быть, больше не увидитесь. Романтично читать это в книжках о прошлых революциях – и ох, как не романтично переживать в действительности (тем более закатит она тебе грандиозную сцену ревности, ревнуя тебя к другой любимой, – сцену ревности, которая совершенно не ко времени, учитывая то. что должно быть завтра – и ты не сможешь даже спокойно подумать о всяких возвышенных и правильных вещах в этот, быть может, последний вечер). Завтра ничего не произойдет, но жить, как прежде будет уже невозможно…
И старая марксистка, в твоем первом в твоей жизни марксистком кружке объяснявшая тебе теорию прибавочной стоимости и учившая тебя азам марксизма, 22 года агитировавшая за революцию, станет социал-шовинисткой, не примет твоей революции, окажется во враждебном тебе лагере, и ее единственный сын пойдет в Белую гвардию и его, раненого, расстреляют красногвардейцы, разъяренные тем, что белые обстреляли их из-за угла и убили нескольких товарищей. И ты не сможешь ей сказать «Роза Исааковна, ведь это Вы нас учили. что история – не тротуар Невского проспекта, и что революций без жертв не бывает». Ты не сможешь ей ничего сказать, и будут бесполезны слова. Она будет ненавидеть, всю оставшуюся жизнь, тебя и твое дело. которое когда-то было ее делом, но у тебя не будет к ней ненависти…. Будут бессильные уважение и жалость.
Красивая история, очень красивая. Со стороны. Только не завидуйте тем, кто смотрит на нее не со стороны…
Революция – это грязь, и боль, и кровь, и дурость, и смерть, и кошмар. Но через все это люди становятся людьми. Революция страшна – как жизнь человеческая. И она – прекрасна. Тоже как жизнь человеческая.
Нужно только принять ее, забыть о прошлом, понять, что нет к нему возврата, что не вернешься ты к старой спокойной жизни. когда можно было не думать о том, что завтра может произойти все, что угодно. Нужно принять, что в огне брода нет, и делать то, что должен делать, то, что хотел делать всю предыдущую жизнь. Сделать у тебя получится ничтожно мало по сравнению с желаемым, но жизнь твоя не пройдет напрасно…
Так вот. Бакунин был революционером. Не по долгу, как становились революционерами многие хорошие и даже замечательные борцы за освобождение человечества, мечтавшие на самом деле заниматься чем-то совершенно другим, книжки писать по истории новогреческой литературы или работать на станке с сверхсовременным числовым программным управлением, а по призванию. Доживи они до момента, когда революция победила бы и установилось бесклассовое общество, Махно сапожничал бы, пахал землю или учил детей в сельской школе, Кропоткин занимался бы геологией, Ленин – работал бы статистиком. Бакунину делать в обществе победившей революции было бы совершенно нечего. В разговоре с одним из личных друзей о том, он будет делать, когда реализуются все его цели, Михаил Александрович ответил «Все переверну – и начну заново».
Несчастная судьба – и счастливая судьба. Ради революции он отказался почти от всего, отказался от родины (я не про Россию сейчас и не про Российскую Империю никоим образом, я про Прямухино с его деревьями, прудами и и квакающими в прудах по ночам лягушками, которых Старик прочувственно вспоминал незадолго до смерти), от дома. от быта, от всего, без чего большинство людей не мыслит себе своей жизни. И враньем, наверное, будет сказать, что это ему ничего не стоило, и что скитальческая кочевая жизнь без своего угла была старому и с подорванным здоровьем Бакунину так уж по душе. Только даже выбор такой перед ним не возникал, в смысле – понятен был выбор с самого начала, и думать было нечего. Вся душа его была там, где «порыв, и жизнь, и новый, беззаконный, а потому свободный мир». И выбор между этим миром и спокойной обыденщиной был сделан им сразу и изначально, и сделанный выбор настолько отвечал его природе, что иного выбора быть не могло. И сожалеть было не о чем.
Как революционер, Бакунин участвовал во всех революциях, которые подворачивались на его жизненном пути – начиная с революции 1848-1849 годов. И как он отличен в этом от современных «анархистов» и «либертариев» (впрочем, современные «коммунисты» и «большевики» ничем не лучше).
Современный левак в массе своей – это такая особь, что как завидит настоящую революцию или другую заварушку, то начинает молить Господа (в которого, к тому же, и не верит), чтобы поскорее закончился этот кошмар и можно было вернуться к спокойной сектвозне, к раздаче листовок, которые никто не читает, да к проведению семинаров о прошлых революциях. А поскольку революционеру сбегать от настоящей революции как-то не пристало, то начинает наш представитель смердючего левацкого племени подыскивать 1000 и 1 аргумент, что революция – неправильная, народ – неправильный, требования – неправильные, все – неправильно. Надо ждать правильной революции – а в ожидании ее ни во что не влазить и беречь свою шкуру –шкура настоящего революционера в правильной революции еще как пригодится! Придут к ней народные массы, поклонятся и скажут – иди и володей нами, будь нашим авангардом! И шкура авангарда придет. И всем будет хорошо.
Бакунин был не таким. Всю свою жизнь, после 1842 года, после статьи «Реакция в Германии», где он провозгласил, что страсть к разрушению есть творческая страсть, он не ждал правильной, чисто анархистской революции, а участвовал и стремился участвовать во всех революциях и революционных движениях, которые ему подворачивались – и толкать их максимально влево.
Более того, чисто анархистское восстание в Болонье в 1874г., в котором принял участие 60-летний Старик, не надеясь уже на победу, а ища смерти, было самым незначительным, бестолковым и заведомо обреченным на неудачу революционным выступлением, в котором ему довелось участвовать.
Все остальное – революция 1848-1849годов в Европе, революционное движение начала 1860-х годов в России, польское восстание 1863 года, революционно-патриотическое восстание в Лионе в сентябре 1870г. (неудачное предвестие Парижской Коммуны) – все это были многоклассовые движения с присущей таким движениям размытостью целей, а также – кошмар, какой кошмар! – с сильными националистическими тенденциями. Как должны были бы осуждать Бакунина наши современные анархо-пуристы, ведь он участвовал в революционных движениях, которые ничем по существу не отличались от украинского Майдана, а значит, были «фашистским путчем».
Он сражался на одной баррикаде вместе с националистами –с чешскими в 1848 году, с немецкими в 1849 году, с польскими – в 1863году. с французскими – в 1870 году. Сражался – и не испытывал от этого никаких угрызений совести. Национал-анархистом он был, поборником презренной реал-политик (как напишет про социальных революционеров, участвующих в революции на Украине, человечек, козлящий в газете одной молдавской буржуазной группы другую молдавскую буржуазную группу) и презренным пособником буржуазии. Так должны были бы говорить про Бакунина анархо-пуристы, обладай они редким в нашем мире достоинством последовательности и неуважения к своим собственным авторитетам.
Если у современных леваков при виде любой революции первой появляется мысль «Как от нее сбежать?», то у Бакунина при виде любой революции появлялась мысль «Как в нее вмешаться?». Вмешаться даже в том случае, когда революция явно чужая, не его. Вот жил он в Дрездене в мае 1849г., местными делами мало интересовался, готовя свое собственное восстание в Чехии (подготовил бы или нет– теперь уже не проверишь), а тут бах! – поднялся Дрезден на восстание. Меллкобуржуазные немецкие демократы его на восстание подняли, на изломе уже революции решили дать свой последний бой наступающей реакции.
Немцев, как нацию, Бакунин не любил, немецких мелкобуржуазных демократов – по совместительству немецких мелкобуржуазных националистов, – не любил тоже, будучи сам на тот момент утопическим крестьянским всеславянским националистом. В успех восстания в Дрездене он не верил, и вообще отвлекало оно его от всех собственных планов и расчетов, от собственного лелейно готовящегося славянского восстания. Съебаться от восстания в Дрездене он мог запросто, никому он был не нужен.
Но, бля, не годится панслависту, бегать, как борзая, какой же я революционер буду, если от революции сбегу? И не сбежал. И полез в заведомо обреченное, глупое и бестолковое восстание немецких бюргеров (современный левак такую ошибку ни за что бы не сделал!). И стал его военным командиром – как чуть ли не единственный из лидеров повстанцев, служивший когда-то в армии. И действовал в качестве военного командира повстанцев так, что хвалили его за эти действия столь разные люди, как Фридрих Энгельс и Николай Первый, оба, впрочем, разбирающиеся в военной науке. И получил Бакунин за эти свои действия 2 смертных приговора – от Саксонии и от Австрии, год немецких тюрем да 7 лет русской тюрьмы – с 4 годами сибирской ссылки впридачу. И вопроса для него, правильно ли он сделал, что полез в чужую бучу, не возникало. Революционер он был по духу и по темпераменту, и не мог проходить мимо, когда рядом загорается святое пламя бунта.
И более того. Бакунин не просто участвовал буржуазных и национальных революциях. Без этих революций и без своего непосредственного участия в них он никогда не стал бы самим собой. Никогда не стал бы анархистом.
Не надо забывать. что тот Бакунин, который прежде всего вошел в историю, Бакунин – сторонник мировой социальной революции, безгосударственного и бесклассового общества, пламенный борец за них – прожил на свете примерно 10 лет – с 1864 года, когда после поражения восстания 1863 года и провала надежд на скорую революцию в России Бакунин уехал в Италию, где жизнь была дешевле, чтобы в стороне от текучки, обдумать уроки прошлых поражений, – и до 1874г., когда старый и больной Бакунин, после поражения Парижской Коммуны, поражения Испанской революции, после провала авантюры с восстанием в Болонье, после вытрепавшей, надо полагать, кучу нервов и сильно подорвавшей веру в человечество фракционной борьбы с Марксом, после, наконец, разрыва с молодыми и бесцеремонными итальянскими единомышленниками из группы Кафиеро, что, надо полагать, совсем добило веру в человечество, – и когда после всего этого старый и больной Бакунин, не потеряв веру в необходимость революции, потерял веру в скорую возможность ее, почувствовав и поняв, что для Западной Европы период революционных потрясений надолго (как окажется – на 40 лет, до 1914 года) закончился, – объявил о своем уходе из политики при сохранении прежних убеждений.
А до того, до 1864 года. Бакунин никаким анархистом и, более того, никаким революционным социалистом не был. Был он передовым революционным демократом и революционным всеславянским националистом – чем-то очень левее российских нацдемов, но, пожалуй, сильно правее «Вольницы». Анархистом и революционным социалистом он стал, извлекая уроки из поражений и ограниченности реальных революций, в которых он участвовал, стремясь привести к победе реальное революционное движение, частью которого он был. Не будь этого реального революционного движения, этих реальных заговоров, восстаний и революций, не было бы необходимости объяснять причины их неудач – и не было бы причин двигаться влево.
Любая теория связана с практикой, но связь эта имеет разную меру опосредственности. Первый анархист Нового времени Вильям Годвин, автор книги «Исследование о политической справедливости», изданной в грозном 1793г. в тогдашнем оплоте европейской реакции – в Англии, тоже немыслим без своей современности с Французской революцией. Только был Годвин – без обид – кабинетным мыслителем, чей радикализм и последовательность в сфере мысли не имели выхода в сферу действия. И, погруженный в сферу мысли, был он анархистом-утопистом, уверенным, что против доводов разума не устоит никакой корыстный интерес и что все дело заключается в том. чтобы просветить людей, тогда государство падет само собой.
Бакунин был другим. Он восхищался мощью человеческого разума – и понимал ограниченность, пределы этой мощи. Могущественные силы бессознательного, страсти и интересы двигали историю до сих пор, двигали ее в мучительном пути от животности к человечности, – и будут двигать ее еще долго. Разум – могущественная сила, когда он идет в унисон со страстями и интересами, но он бессилен без них и против них. Чтобы победить, недостаточно убедить. Оружие критики не заменит критики оружием, но и теория может стать материальной силой, когда она сольется с бессознательным движением масс, – как писал соученик Бакунина по школе Гегеля, Маркс.
Именно участие в действительных революциях делало Бакунина действительным революционером – и именно революционное действие толкало вперед его мысль и делало ее революционной. Именно из опыта разочарования в буржуазных революциях, разочарования, которое испытывал не только сам Бакунин, но также – и это важнее – участвовавшие в этих революциях народные массы – вырастало не поверхностное, а прочувствованное и продуманное понимание необходимости совершения новой, более радикальной и последовательной революции, которая довела бы до конца то, что не доделали революции буржуазные, и освободила бы трудящееся человечество от экономической эксплуатации и политического гнета.
Будучи постоянным участником политических революций и восстаний. Бакунин не стал сторонником чисто экономической борьбы, игнорирующим политику, и в свой анархистский период. Пресловутая аполитичность бакунинского революционного социализма – миф, результат неудачных словесных формулировок. Не игнорировал вопрос о форме правления и не игнорировал политическую борьбу тот, кто писал:
«Мы твердо убеждены, что самая несовершенная республика в тысячу раз лучше, чем самая просвещенная монархия, ибо в республике есть минуты, когда народ, хотя и вечно эксплуатируемый, по крайней мере не угнетен, между тем как в монархиях он угнетен постоянно. И кроме того, демократический режим возвышает мало-помалу массы до общественной жизни, а монархия никогда этого не делает. Но хотя мы и отдаем предпочтение республике, все же мы принуждены признать и провозгласить, что, какова бы ни была форма правления, все же, пока вследствие наследственного неравенства занятий, имуществ, образования и прав человеческое общество останется разделенным на различные классы, до тех пор будет продолжаться исключительное правление меньшинства и неизбежная эксплуатация этим меньшинством большинства» (Бакунин. «Федерализм, социализм и антитеологизм»).
Бакунин пришел к пониманию того, что чисто политические революции, изменяющие форму правления, заменяющие монархию республикой, а деспотизм – демократией, не решают социальный вопрос, не уничтожают нищету и обездоленность масс. При буржуазной демократии, как и при самодержавии, сохраняется «исключительное правление меньшинства и неизбежная эксплуатация этим меньшинством большинства». Именно поэтому нужно бороться не за одни политические преобразования, не за смену власти царя (в современном мире царей обычно называют президентами) властью парламента, а за всеохватывающее освобождение. За то, чтобы народ сам управлял своей жизнью и в экономике, и в политике.
Но в то же время «демократический режим возвышает мало-помалу массы до общественной жизни, а монархия никогда этого не делает». Борьба разных буржуазных клик за дележ власти, происходящая при системе буржуазной демократии, втягивает народ в общественную жизнь, приучает его к тому, что только самостоятельным действием, а не надеждами на доброго царя, можно достичь удовлетворения хотя бы части своих интересов. Толпа подданных, лижущих хозяйский кнут и приговаривающих «Спасибо, благодетели, вы – наши отцы, мы – ваши дети», превращается в народ, способный добиваться своих целей и свергать власть. Поэтому «самая несовершенная республика в тысячу раз лучше, чем самая просвещенная монархия», поэтому, борясь против буржуазной демократии, мы тем более боремся против буржуазного (или феодального) деспотизма. И, поскольку массы сперва поднимаются на борьбу против буржуазного деспотизма и лишь в ходе этой борьбы получают уроки о порочности буржуазной демократии, мы должны, если хотим завоевать доверие и уважение народных масс, быть в первых рядах борьбы с деспотизмом, и толкать эту борьбу максимально влево – стараясь. насколько хватит сил. чтобы революция стала непрерывной, чтобы буржуазная демократия, которая сменит после первого этапа революции буржуазный деспотизм, оказалась лишь кратковременным эпизодом, и чтобы ее в ходе второго этапа революции сменило прямое самоуправление трудящихся.
Борясь против буржуазного деспотизма, мы не должны солидаризоваться с силами буржуазной демократии, не должны поддерживать оппозицию против Януковича, а Навального – против Путина. Буржуазные либералы предают и продают борьбу за свободу, они сливают народное движение против деспотизма, как слили протесты в декабре 2011года вожди «белоленточной оппозиции» в России и как сливали (неудачно!) восстание против Януковича вожди трехглавой оппозиции в Украине. Никакого доверия к либеральной оппозиции, опора только на собственные силы трудящегося класса – вот какую линию должны отстаивать революционные социалисты, участвующие в буржуазной революции.
А когда деспотизм свергнут и завоевана буржуазная демократия, нужно не успокаиваться на достигнутом. а двигать революцию дальше. Не интегрироваться в обновленный механизм господства эксплуататоров, не идти на выборы по спискам партий, финансируемых обделенными олигархами. а быть в гуще народа, убеждать его, что революция, остановившаяся на полпути, обречена на откат назад, – вот что надо делать в условиях победившей парламентской системы.
Недоверие ко всем буржуазным силам, отказ от интеграции в парламентскую систему – все это есть у Бакунина. Но это – не аполитизм. Это – революционная политика трудящихся классов. И спор Бакунина с марксистами в Первом Интернационале на самом деле был не из-за того, что марксисты выступали за политическую борьбу, а бакунисты ее отрицали, а из-за того, что марксисты фактически понимали ее как только парламентскую борьбу, тогда как бакунисты искали путь к революционной политической борьбе.