Насколько опасно было быть неформалом старше 20 в СССР.

DartMol2

29-09-2014 01:13:16

Вопрос знатокам - насколько в СССР было опасно жить сохранив после 20 неформальный внешний вид и как минимум придерживаясь каких-то далёких от официальных взглядов(и высказывая их за пределами кухни)? Начиная с появления неформалов(хотя-бы с тех же стиляг). Сильно ли были бы проблемы с трудоустройством, сильно ли бы мыли мозг на партсобраниях(кстати, про партсобрания - верно ли я понимаю что если ты не состоял в партии - ты мог на них не ходить?)?
Больше всего приветствуются истории людей живших в то время, или же наслышаных о подобном от живших в то время.

Дубовик

29-09-2014 04:42:21

Проще всего почитать воспоминания, которых масса. Их писали:
Алексей (?) Козлов, лидер джаз-бэнда "Арсенал", бывший стиляга.
Гребенщиков, Макаревич, Гунницкий, Андрей "Дюша" Романов, Маргулиз, Гаккель, Маргарита Пушкина, Рыбин (сооснователь "Кино") - столичные хиппи и рок-музыканты (Ленинград здесь беру как вторую столицу).
Не писали специально, но много рассказывали в интервью Шевчук и Летов, люди из провинциальной Системы.
Есть еще воспоминания разных людей о Башлачеве, Науменко, Чистякове и их окружении.
На сайтах хиппи тоже имеются всякие мемуары.
И на кришнаитстских сайтах.

И вот, как для меня, принципиальный момент: не было в СССР никаких "неформалов". Само слово появилось во время "перестройки". Общее самоназвание было именно "Система", "системные люди" и т.п., а дальше уже шли "специализированные": хиппи, панки, анархисты, рокеры и металлисты и вертлявые танцоры брэйка ((с) Григорян)

Партсобрания - для членов партии. А "открытые партсобрания" - для всех работников данного предприятия/учреждения. В обязательном порядке.

NT2

29-09-2014 05:28:35

"опасно жить" в конце 1970- начале 1980ых - слишком сильно сказано, но масса мелких неприятностей была за малейшие отклонения в манере одеваться и вести себя. Ну и относительно слушанья музыки.

Дубовик

29-09-2014 05:38:41

Ну, не всегда это были мелкие неприятности. Прежде всего за пределами Москвы и Ленинграда. Слишком активных системных людей прессовали, как уже упомянутых мной Летова и Шевчука. Вплоть до "дурки" (психиатрической больницы). И с гопниками всегда были проблемы, хотя тут прямой связи с госрежимом не было.
Тяжелее всего приходилось, разумеется, политизированным кружкам, но эти хоть знали, на что шли, да и не стоит их относить к тому, что сейчас называют дурацким словечком "неформалы".
И очень тяжело было людям из нью-эйджерских религиозно-философских течений, т.е. тем, кто интересовался буддизмом, оккультизмом и другими преимущественно восточными мистическими и религиозными учениями. Кришнаиты, например, постоянно подверглаись преследованиям: арест - судебный приговор - принудительное лечение.

NT2

29-09-2014 05:59:17

Мои наблюдения из военных городков и потом Чернигова. Шибко активных не встречал ни разу, только слушал о них по Радио Свобода на японском приемнике отчима Айва с подавителем смущений. Он этот приемник из Египта привез, где воевал с израильтянами. О фильтрах уменьшения глушлок он и сам не знал, я наткнулся случайно на какие кнопки нажимать.

noname

01-10-2014 20:12:58

Например неформалы каратисты и культуристы, как у путлера интернет, постепенно стали вне закона. Их отлавливали и сажали за организацию занятий или по-доброму выселяли из подвалов. Отсюда увлечение Цоя запретным искусством, и криминализация обоих направлений.

Но основной, народный поток неформальности, характеризуется фильмом "Афоня", когда советсике "хиппи" просто становились алкашами. Я таких парочку, самых приличных, знаю. Они до сих пор трезвыми не ходят, но я их никогда не видел чтобы в гавно и валялись. Так под легким градусом, шевелюра, клёш, шлёпанцы, рубаха петухами ну там или майка вызывающая - одинокие люди.

Одного в ментовке отпиздюхали милиционеры 80-х за прогулку босиком по газону.

noname

01-10-2014 20:23:01

а лет 6 назад на концерте динозавров рока
встретил целую компанию хиппов
три парня и девчонка - пьяные с начесом хаера в джинсе и свободным поведением
все оболтусы безработные лет по 35-40

noname

01-10-2014 20:25:26

Ну вспомните хотя бы "Ассу" Что там у тебя в ухе? Сними!

За большое количество значков, как у Гаркуши или около десяти, менты доебывались

Я так звездочку октябряцкую выцарапал иголкой в маршальскую звезду, так меня заебали комсомольцы до горкома дотащили суки.

noname

01-10-2014 20:34:10

Завуч прямо называла меня асоциальным элементом, и прочила мне тюрьму
Когда в школу приходили какие-нибудь сотрудники, то всех нас "реестровых" хулиганов вызывали на индивидуальную беседу. Спрашивали за жизнь, за учёбу, какие книжки читаем. А летом отправляли в исправительные лагеря на природу вон из города.

NT2

01-10-2014 20:39:40

Скрытый текст: :
Были секции по каратэ в СССР вполне себе "формальные", только вот попасть в них было непросто; потому "тайком" ходили в якобы нелегальные, я сам такую посещал месяца полтора-два... пока случайно не узнал, что тренер из ментов, ведет так же занятия курсантам в ЧВВАУЛ, где отчим был завкафедрой аэродинамики.
Тоесть неформальщина оказалась липовой. Естественно, зачем мне было платить по 15 советских рублей в месяц, когда люди занимаются у тех же инструкторов бесплатно?!


Собственно настоящим хипанам должно быть далеко за 50; которые младше, те просто прихипнутые, подражатели, но без идей того движения.

Че-то не вызывает доверия твое "хулиганское" прошлое. Таких в обычных школах не держали, если только не из втроэшелонных мажорчиков, но даже и третьего разряда мажоров в "исправительные" лагеря не отправляли.

NT2

01-10-2014 20:45:09

Советское кино ниразу настоящих неформалов не показало, лишь фантазии режиссеров на эту тему.
Асса то уже перестройка, я в то время уже уехал,личных впечатлений нет.

Дубовик

02-10-2014 04:33:15

noname писал(а): Но основной, народный поток неформальности, характеризуется фильмом "Афоня", когда советсике "хиппи" просто становились алкашами.

И в "Афоне" никаких хиппи нет, если не считать Макаревича в 5-секундном эпизоде. И западные хиппи вполне себе спивались и умирали от наркотиков без всякого советского антуража и прессинга...

NT2

02-10-2014 08:47:11

Насчет наркотиков, на Западе их использовали спецслужбы, чтобы разложить и движение хипи, и движения меньшинств, например чернокожих, которые не довольствовались религиозными формациями, подчеркнуто законофильских.
Так ревпотенциал таких движений был сведен к нулю, а то и еще ниже.
(разложить - значит не просто сделать наркоманами, но и втянуть их в бизнес с жесткими внутренними разборками - самоистребление угнетенных классов, создания в них "малых" угнетателей, - бизнес распространения наркотиков; бизнес и антизаконный, и асоциальный, но никак не АНТИСИСТЕМНЫЙ, бо все равно бизнес, отражал все "прелести" вполне ЛЕГАЛЬНОГО капобщества.)

В СССР такого не потребовалось, революционность у неформалов и так была никакой.

noname

03-10-2014 09:27:13

Дубовик писал(а):И в "Афоне" никаких хиппи нет, если не считать Макаревича

Плохо быть метафизиком - Афоня и есть настоящий советский "хиппи", естественный, а не подражатель западных образцов

NT2

03-10-2014 11:57:46

И в чем именно его хиповость? Ты про хипи ваще что знаешь-то?

Дилетант

03-10-2014 19:17:57

NT2
По ходу глобализация началась раньше ссср.

NT2

03-10-2014 21:05:03

Да. И?

Kredo

03-10-2014 21:12:54

Афоня и есть настоящий советский "хиппи", естественный, а не подражатель западных образцов

Да все настоящие хиппи - западные или подражатели западным, свои русские - это уже что-то другое, даже если похоже.

Дубовик

04-10-2014 04:30:08

Как всегда в истории России, - некое культурное явление пришло с Запада, но сумело здесь прижиться, наполнить заимствованную внешнюю форму собственным специфическим содержанием, и дало внушительные реузультаты, которые внесли большой вклад в развитие уже собственной культуры. Так было с практически со всеми литературными и музыкальными жанрами. С футуризмом, оперой, джазом и проч. Так получилось и в том смысле, что русскоязычная поэзия позднего СССР получила мощный вклад со стороны советских хиппи.

moskal2715

04-10-2014 05:40:45

noname писал(а):Завуч прямо называла меня асоциальным элементом, и прочила мне тюрьму
Когда в школу приходили какие-нибудь сотрудники, то всех нас "реестровых" хулиганов вызывали на индивидуальную беседу. Спрашивали за жизнь, за учёбу, какие книжки читаем.

Была такая фигня, проходили. :ni_zia: Правда, с лагерями не довелось познакомиться, на всю "добровольно-принудиловку" забивал.
NT2 писал(а):Таких в обычных школах не держали,

Держали. Спихнуть в спецшколу- это ж снижение показателей! Втыки на рай-, гор оно итд. Нафиг оно кому надо? С другой стороны, система. После очередной неявки на демонстрацию потащили к директору, а там комиссия какая-то. На вопрос, почему не был, я и выдал: "А чо я там забыл?". "Комиссары" разорались, потом на завуча накинулись: "Почему на учет до сих пор не поставили?" Она отмазалась:" У него двоек мало, в милиции ставить не хотят. :ps_ih:

noname

04-10-2014 05:58:09

Kredo писал(а):
Афоня и есть настоящий советский "хиппи", естественный, а не подражатель западных образцов

Да все настоящие хиппи - западные или подражатели западным, свои русские - это уже что-то другое, даже если похоже.

Конечно с этим следует согласиться, если по-женски смотреть на детали. Но я мужиг, и смотрю на явления со стратегических позиций.
Конечно Афоня не хиппи, но это точно такой же ответ общественной природы на империализм, хотя и в другой форме, суть такая же

Дубовик

04-10-2014 07:46:55

noname писал(а): Афоня и есть настоящий советский "хиппи"

noname писал(а): Конечно Афоня не хиппи

Стратегия... Мужская точка зрения... Гы-гы-гы.

noname

04-10-2014 11:23:13

Дубовик писал(а):
noname писал(а): Афоня и есть настоящий советский "хиппи"

noname писал(а): Конечно Афоня не хиппи

Стратегия... Мужская точка зрения... Гы-гы-гы.

Где строчка "Афоня хиппи" ? гы-гы-гы!

Облигация

13-10-2014 13:51:10

Очень хороший документальный фильм "Легко ли быть молодым".
Из художественных - "Дом Солнца" Сукачева - Охлобыстина. Немного наивный, но положение неформалов в стране показано абсолютно верно.
Это сегодня нефоры снаркоманились, а в те годы в хиппи уходили дети из приличных семей, антисоветски и антимилитаристски настроенные. Они не пьянствовали, не употребляли наркотики, но получали психиатрические диагнозы: не хотели служить в армии, работали "уличными музыкантами", ездили автостопом и предпочитали "вражескую культуру". Их не принимали в престижные ВУЗы. Деньги они зарабатывали в котельных, были натурщиками, сторожами и т. п.
За всеми следил КГБ. Телефоны прослушивались, переписку читали. Если нефор был идеологически вреден, его сажали. Старались повесить уголовную статью.
Особенно "везло" тем, у кого были "сознательные" родители. Одной полоумной бабке, считавшей, что жена ее сына, диссидентка, плохо влияла на ее дитятко, спецслужбы помогли лишить невестку родительских прав. Внук оказался у бабушки, которая стала воспитывать из него октябренка. Но произошла перестройка, мать мальчика была реабилитирована, ребенка ей вернули, и она эмигрировала в Германию.