10 законов истории Тойнби, которые помогут Украине

Дмитрий Донецкий

31-01-2015 10:23:38

10 законов истории Тойнби, которые помогут Украине

Денис Самыгин

30 января 2015

http://www.pravda.com.ua/rus/columns/20 ... 0/7056910/

История Украины сегодня творится буквально на наших глазах. Но в мире все это уже когда-то было. Некоторые считают, что история подчиняется своим законам, которые, возможно, смогут объяснить суть процессов, происходящих в Украине и России...

Известный английский историк и философ Арнольд Тойнби, историческая концепция которого стала очень популярна на Западе, в свое время задался амбициозной целью – проанализировать весь исторический опыт человечества и найти универсальные законы истории.

Потратив 20 лет на анализ истории двадцать одной цивилизации, он сформулировал свою достаточно сложную теорию в фундаментальной роботе A Study of History. Ниже – цитаты его базовых, на мой взгляд, постулатов, которые сейчас как никогда актуальны для Украины.

1. Про захватническую войну

Милитарная экспансия – это в общем случае последствие усиления милитаризма, который, в свою очередь, является симптомом упадка.

2. Про потерю территории и внешнюю агрессию

Уменьшение географической территории, которое вызвано вторжением внешних врагов, не является ни причиной, ни признаком упадка общества. Внешняя агрессия против общества, которое находится в процессе развития, стимулирует его усилить свою активность.

3. Про поражение

Неожиданное и разгромное поражение, как правило, стимулирует того, кто потерпел поражение, навести порядок в своем доме и подготовиться к победному реваншу.

4. Про приграничное расположение

Люди, общества, которые живут на границе и страдают от постоянных вражеских нападений, достигают значительно больших успехов в своем развитии.

5. Про истинное развитие и новое качество жизни

Цивилизация приходит к людям не вследствие какого-то особого биологического дара или влияния благоприятного географического окружения, а вследствие ответа на вызов при чрезвычайно тяжелых обстоятельствах жизни, которые заставляют их прикладывать беспрецедентные усилия для своего выживания.

Цивилизации, как нам кажется, развиваются через "жизненный порыв", который переносит их от вызова через ответ к дальнейшему вызову... Кажется, мы употребляем слово "вдохновение", когда хотим передать это состояние.

На самом деле, если человек пользуется своим психическим аппаратом, тот играет в его жизни значительно большую роль, чем любой материальный аппарат.

6. Про уход от ответа

Когда результатом каждой последующей схватки является не победа, а поражение – вызов, на который не найдено успешного ответа, никогда не отходит в историю. Он повторяется снова и снова, пока не получает какого-то запоздалого и несовершенного ответа или не разрушает общество, которое так и не смогло дать на него эффективный ответ.

7. Про победный ответ

Сцена действий переносится с одного поля на другое поле, где взаимодействие вызов-ответ находят себе альтернативную арену... А победные ответы проявляются не в форме преодоления внешних препятствий, а в форме духовного самоутверждения или самоопределения.

8. Про немногих, которые меняют всех

Любое развитие начинается в душах творческих личностей или среди небольших творческих меньшинств, которые затем убеждают все общество ступить на новую тропу.

Единственный способ, по которому нетворческое большинство может идти под предводительством творческих лидеров – это мимезис, некая разновидность муштры, поверхностное, механическое подражание великим, вдохновленным творческим гением оригинальным мыслителям.

Лишь через внутреннее развитие индивидуальности отдельные человеческие существа приобретают способность совершать те творческие акты во внешнем поле деятельности, которые дают толчок к развитию человеческих обществ. Творческая мутация, которая произошла в мистическом микрокосмосе, требует адаптивного видоизменения в макрокосмосе, перед тем как она становится полной и необратимой.

Если творческий гений потерпит неудачу в своей попытке вызвать в своем окружении мутацию, которая произошла в нем самом, – его творческий порыв станет для него фатальным.

С другой стороны, если гению удастся преодолеть инертность, и он успешно реформирует свою среду, – это еще вовсе не значит, что новая жизнь сразу станет приемлемой для всех простых смертных. Нет, им сперва придется долго и настойчиво приспосабливаться к новому социальному строю, навязанному им победной творческой волей гения-триумфатора.

9. Про мнимое величие

Нередко бывает, что первые этапы трагического упадка общества широкая публика воспринимает как разделы величия и бурного развития.

Эти государства ("мировые государства", которые воспринимают себя центром мира – прим.) возникают после, а не до надломов цивилизации. Они являются, скажем, так, не летом, а бабьим летом, за которым скрывается приход осени и недалекая зима.

Они знаменуют собой временный – но очень заметный – подъем в процессе распада, которому свойственно последовательное чередование упадков и возрождений.

10. Про Меч, который проиграет Правде

Истина, наверное, заключается в том, что меч, который однажды напился крови, будет требовать крови и дальше – как тигр, попробовав человеческого мяса, неминуемо превращается в людоеда.

Как известно, тигр-людоед – это тигр, обреченный на смерть. Даже если ему удастся избежать пули, он сдохнет от коросты. Но даже если б тигр мог предвидеть свою судьбу, ему вряд ли удалось бы укротить свой людоедский аппетит.

То же самое происходит с обществом, которое, ища спасения, однажды прибегло к мечу. И хотя внедренный таким образом и такой справедливый на первый взгляд Pax Oecumenica, Всемирный Мир и может стоять твердо на своем страшном фундаменте из вкопанных в землю мечей на протяжении ста или двухсот лет – время рано или поздно сведет их усилия к нулю.

Спаситель с мечом неминуемо терпит поражение.

Христиане отказались признавать авторитет меча и, в конце концов, христианский дух мученичества одержал полную победу над грубой силой оружия, что дало Тертуллиану повод заявить с триумфальной уверенностью, что капли пролитой христианской крови посеются в грунт семенами.

* * *

Итак, эти постулаты Тойнби еще раз подтверждают чувство, которое есть у многих, что в истории останется победа украинской Правды над российским Мечом.

Хотя, конечно, Тойнби мыслит большими временными отрезками. Поэтому мы не знаем, произойдет это через пару лет или через десятилетие. И какие при этом потери человеческие и территориальные нас ждут.

Но, в любом случае, украинцы на правильной стороне истории.

А тому, кому "повезло" оказался по другую сторону, тратя жизнь на бесперспективное и преступное дело, надо начинать думать и меняться.

ясенъ

31-01-2015 11:24:03

:co_ol:
этот сборник вневременных алгоритмов
концентрат чистой воды человеческого опыта.
может помочь и россии даже, мало того -
многим людям наверняка поможет.
и форуму тоже.

Недоанархист

31-01-2015 12:03:22

Цивилизация приходит к людям не вследствие какого-то особого биологического дара или влияния благоприятного географического окружения, а вследствие ответа на вызов при чрезвычайно тяжелых обстоятельствах жизни, которые заставляют их прикладывать беспрецедентные усилия для своего выживания.


C этим категорически не согласен.

Дилетант

31-01-2015 13:07:47

Христиане отказались признавать авторитет меча и, в конце концов, христианский дух мученичества одержал полную победу над грубой силой оружия....

:ps_ih:
Неохота затевать полемику про инквизицию,про крестовые походы и пр.
По-моему 10 пункт - религиозные предпочтения автора.
Этот пункт имхо стоило бы назвать:"Добро должно быть с кулаками".Если он(пункт) вообще нужен.

Дилетант

31-01-2015 14:35:30

Скрытый текст: :
C этим категорически не согласен.

Тоже б не согласился,если б появился вне цивилизации. :-)

NT2

31-01-2015 17:07:47

Дилетант писал(а):полемику про инквизицию

это уже следствие.
Впрочем, Тойнби рассматривает историю сквозь призму идеализма.
Его законы можно упростить, выделить существенные. Как Шаркан я в одном из постов выделил то, что мне показалось наиболее интересным, возможно поисковик форума найдет те посты, а мне сейчас трудно писать, сухожилие растянул.

Дмитрий Донецкий

31-01-2015 20:01:42

Недоанархист писал(а):C этим категорически не согласен.


Почему?

Если бы погода не испортилась (в Ледниковый период), где бы мы сейчас были? Бананы собирали?

Вообще универсальная схема развития. Сначала всё более менее хорошо (в нашем ТОГДАШНЕМ понимании), затем проблема, голод, холод, спасайся кто может. И два выхода. Или становимся артефактом для археолога. Или начинаем играть в Цивилизацию.

moskal2715

31-01-2015 20:02:47

Дмитрий Донецкий писал(а): или не разрушает общество, которое так и не смогло дать на него эффективный ответ.

Весьма актуально.

Дмитрий Донецкий

31-01-2015 20:04:04

Дилетант писал(а):Неохота затевать полемику про инквизицию,про крестовые походы и пр.


Это уже после. Тойнби говорит про первые три века христианства.

Дилетант

31-01-2015 20:46:15

Это уже после. Тойнби говорит про первые три века христианства.

Не являюсь знатоком истории,но имею все основания полагать,что в эти три века грубая сила одерживала победу над мучениством.
Иначе б ясень не гонялся бы с идеями новой этики(что за "птица"? - типо блаватской и нью -эйджа что-ли?) в наше время.

ясенъ

31-01-2015 23:00:31

Дилетант писал(а):(что за "птица"? - типо блаватской и нью -эйджа что-ли?)

не, типо другого такого. скорее типо кастанеды или маккены. угадай, кого?
Главное требование, которое теперь ставится этике, это постараться найти в философском изучении предмета то, что есть общего между двумя рядами противоположных чувств, существующих в человеке, и, таким образом, помочь людям найти не компромисс, не сделку между ними, а их синтез, их обобщение.
Скрытый текст: :
Одни из этих чувств влекут человека к тому, чтобы подчинять себе других ради своих личных целей, тогда как другие чувства влекут его объединяться с другими, чтобы совместными усилиями достигать известных целей. Первые отвечают одной основной потребности человека — потребности борьбы, тогда как вторые отвечают другой, тоже основной потребности: желанию единения и взаимного сочувствия. Эти две группы чувств, конечно, должны бороться между собою, но найти синтез их в какой-нибудь форме безусловно необходимо. Тем более необходимо, что современный человек, не имея определенных убеждений, чтобы разобраться в этом столкновении, теряет свою действенную силу. Он не может допустить, чтобы борьба за обладание, ведущаяся на ножах между отдельными людьми и нациями, была бы последним словом науки, и в то же время он не верит в разрешение вопроса проповедью братства и самоотречения, которую вело столько веков христианство, никогда не будучи в состоянии достигнуть ни братства народов и людей, ни даже взаимной терпимости различных христианских учений. Что же касается учения коммунистов, то громадное большинство людей по той же причине не верит в коммунизм.
Таким образом, главной задачей этики является теперь — помочь человеку найти разрешение этого основного противоречия.
С этой целью нам предстоит прежде всего тщательно изучить средства, к которым прибегали люди в разные времена, чтобы из суммы усилий отдельных личностей получить наибольшее благосостояние для всех и вместе с тем не парализовать личной энергии. Мы должны также изучить стремления, проявляющиеся теперь в том же направлении, как в виде делающихся уже робких попыток, так и скрытых еще возможностей, заложенных в современном обществе, чтобы дойти до нужного синтеза. А так как никакое новое движение не совершалось без пробуждения некоторого энтузиазма, необходимого для того, чтобы преодолеть косность умов, то основной задачей новой этики должно быть внушение человеку идеалов, способных пробудить энтузиазм, — и дать людям силы для проведения в жизнь того, что сможет объединить личную энергию с работой на благо всем.

мы знаем много этических писателей, которые отрицали необходимость какого бы то ни было законодательства и прямо взывали к человеческой совести; и в ранний период Реформации эти писатели пользовались немалым влиянием. В сущности, задачи этики состоят не в том, чтобы настаивать на недостатках человека и упрекать его за его «грехи»; она должна действовать в положительном направлении, взывая к лучшим инстинктам человека. Она определяет и поясняет немногие основные начала, без которых ни животные, ни люди не могли бы жить обществами. Но затем она взывает к чему-то высшему: к любви, к мужеству, к братству, к самоуважению, к жизни, согласной с идеалом. Наконец, она говорит человеку, что, если он желает жить жизнью, в которой все его силы найдут полное проявление, он должен раз навсегда отказаться от мысли, что возможно жить, не считаясь с потребностями и желаниями других.
Только тогда, когда установлена некоторая гармония между личностью и всеми другими вокруг нее, возможно бывает приближение к такой жизни, говорит этика, и она прибавляет: «Взгляните на природу. Изучите прошлое человеческого рода. Они докажут вам, что это правда». Затем, когда человек, по какой-нибудь причине, колеблется, как ему поступить в каком-нибудь случае, этика приходит ему на помощь и указывает ему, как он сам желал бы, чтобы с ним поступили в подобном случае *.
* Этика не скажет ему: «Ты должен так-то поступить», а спросит его: «Чего ты хочешь, — определенно и окончательно, а не в силу минутного настроения». (Paulsen F. Sustem der Ethik: B 2 т. Б., 1896. Т. 1. c. 20).
Впрочем, даже в таком случае этика не указывает строгой линии поведения, потому что человек сам должен взвесить цену различных представляющихся ему доводов. Тому, кто не в состоянии; вынести никакой неудачи, бесполезно советовать рискнуть, точно так же бесполезно советовать юноше, полному энергии, осторожность пожилого человека.

В двух словах новая этика - это искусство тактично и сосредоточенно импровизировать, полагаясь лишь на совесть и интуицию

Недоанархист

01-02-2015 09:22:23

Если бы погода не испортилась (в Ледниковый период), где бы мы сейчас были? Бананы собирали?

Вообще универсальная схема развития. Сначала всё более менее хорошо (в нашем ТОГДАШНЕМ понимании), затем проблема, голод, холод, спасайся кто может. И два выхода. Или становимся артефактом для археолога. Или начинаем играть в Цивилизацию.


В критические моменты действует только экстенсивный метод ИМХО. Успех которого разумеется зависит от того, какие "наработки" сделаны в спокойное время.

Разумеется это бездоказательная хрень, так же как и "с той стороны".

Просто у цивилизаций было дохрена шансов скакнуть до индустриального уровня и все по какой-то причине были просраны.

Хотя напряжения было и поболе, чем в Европе 17 века. И опосля тяжких периодов не все канули в Лету.

NT2

06-02-2015 16:20:47

http://nvdaily.ru/info/27459.html
Пока только начало прочитал, показалось интересным.

ясенъ

08-02-2015 09:59:35

NT2?

о в известных мне планах тех структур, которые принимают решения, прописано чётко, сколько славянского населения может остаться на территории после этнических чисток — 8 миллион.... Решено провести этническую чистку всех славян и сделать чисто мусульманскую территорию

:du_ma_et: да... интересно, что же тут интересного...
про чвк гиркин -стрелков - молофеев - ну просто сенсация, супероткрытие. Не написано только про то что молофеев - чел евтушенкова, ну да ладно...
пустая конспирология.

Дилетант

08-02-2015 15:31:49

Скрытый текст: :
Как говаривал Л.Д.Троцкий, «Вы не интересуетесь мировой войной — зато она интересуется Вами».

Можно ещё добавить было:"Кстати,про это тоже написано в моей книжке."
p.s.А вообще-то интересно,главным образом то,что есть такие российские известные политологи.