moskal2715
20-02-2015 00:49:06
Николай Руденко. Сквозь тьму тысячелетий
Николай Руденко
Сквозь тьму тысячелетий
Так озаглавил свою работу историк по образованию и журналист по профессии Н. Г. Руденко. В предисловии к ней он пишет:
«О самом Мариуполе, его истории, истории его предприятий учреждений культуры написано немало. А вот о том, что было задолго до Основания города, сообщалось мельком и походя, хотя в устье Кальмиуса люди жили еще во времена древнекаменного века. Чтобы восполнить этот пробел, автор поставил перед собой цель, используя данные археологии, литературные источники, документы и легенды, в хронологическом порядке рассказать о том, кто жил на территории нынешнего Мариуполя, начиная с кроманьонцев и кончая казаками Кальмиусской паланки.
В ходе повествования автор предлагает свою версию решения загадки «древнего города Адомахи», появления над Азовским морем бродников, о которых упоминают русские летописи, и о том, что город Адомаха был одним из главных, если не главным опорным пунктом «страны Броднии». Приводя аргументы в подтверждение своей версии, автор выражает полное согласие с теми учеными-историками, которые утверждают, что именно бродники были предшественниками и донских, и запорожских казаков и одновременно подчеркивает, что Северное Приазовье было одним из очагов зарождения украинского казачества».
Сокращенный вариант этой работы представляем для тех, кто любит читать книжки пользуясь сетью Интернет.
Рябченко Н. Н.
*****@***net
* * *
Место в устье Кальмиуса над седым Азовом издавна привлекало внимание первобытных родов и племен. Следы их пребывания на территории нынешнего Мариуполя уходят во времена древнекаменного века (палеолита) и прослеживаются археологами в новокаменном веке (неолите), и в веке меди и бронзы, и в железном веке, когда уже появляются первые письменные свидетельства о тех или иных народах.
Так, археологи установили, что примерно в 20-м или 21-м тысячелетии до нашей эры на берегу Кальчика находилась стоянка кроманьонцев, о чем говорили найденные в 1962 году кремневые орудия. Подобная палеолитическая стоянка не была единственной. Во времена строительства «Азовстали» было вскрыто многочисленное поселение позднего палеолита. Кстати, такие стоянки были найдены и в прилегающих к городу районах, в частности, в окрестностях сел Гранитное, Куйбышево, Новоромановка и Федоровка, Володарского, Бахчевик и Новоселовка Тельмановского района и возле города Новоазовск.
В ходе строительства «Азовстали» в 1930 году был вскрыт так называемый Мариупольский могильник. 124 его захоронения дали богатый материал о стоянке древнего человека на берегу Азовского моря. В могильнике не было глиняной посуды, зернотерок, характерных для земледельческих племен. Зато в изобилии находились наконечники стрел из кремня, ножи, скребки, булавы, как символ власти, а также монисто и другие украшения из зубов оленя, вепря, барсука, волка, лисы, из ракушек и перламутра, и еще кристалл уральского горного хрусталя и порфировая подвеска с Кавказа.
Все эти находки говорили, что территория нашего города еще пять, а то и пять с половиной тысяч лет назад была хорошо обжита людьми. Как минимум 200, а то и все 500 лет подряд здесь жила община древних охотников и рыболовов. Люди эти жили в поселении, находившемся в долине Кальмиуса. Там он строили себе жилища типа шалашей, используя для этой цели лозу, камыши и глину. Для хранения различного рода припасов они оборудовали специальные хозяйственные ямы-погреба. А вот своих умерших родственников жители этого неолитического поселения хоронили на возвышенности. Теперь па этом месте стоит азовстальская домна № 1.
По предметам, которые клали живые рядом с мертвыми, и по способу захоронения археологи отнесли жителей, оставивших могильник на левом берегу Кальмиуса, к так называемой днепродонецкой культуре. Кстати, понятие археологической культуры коренным образом отличается от современного понятия культуры. Оно включает в себя совокупность памятников одного времени, расположенных па одной территория и отличающихся от других чертами материальной культуры. К днепродонецкой археологической культуре отнесены и стоянки, обнаруженные на одном из склонов Зинцевой балки и в селе Юрьевка Першотравневого района.
Вековой покой племени этой культуры времен неолита, то есть новокаменного века, был нарушен приходом с востока племен уже меднокаменного века или энеолита – племени среднестоговской культуры, существовавшей на территории Левобережной Украины и Поднепровья во второй половине 4-го до середины 3-го тысячелетия до нашей эры. Пришельцы частично ассимилировали местных жителей, а частично вытеснили за пределы мест их векового обитания. По характеру хозяйственной деятельности пришельцы коренным образом отличались от своих предшественников на территории нынешнего Мариуполя. Если жители неолитической общины занимались только охотой и рыбной ловлей, то племя среднестоговской культуры было племенем скотоводов, поскольку приазовская степь привлекла их своим богатым разнотравьем и благодатным климатом. Члены этого племени освоили и табунное коневодство, разводили овец и коз, занимались примитивными формами земледелия.
Кроме того, члены этого племени занимались изготовлением всех необходимых предметов быта, орудий труда и оружия. Для этой цели они использовали кремень, камень, кость, рог, а иногда и медь. Жило это племя в устье Кальмиуса довольно долго. Об этом свидетельствуют три групповые могилы, найденные в ходе строительства «Азовстали».
Меднокаменный век на Донетчине считается временем возникновения монументальных земляных сооружений – курганов. Возникновение же их напрямую связано с приходом племен ямной культуры. В частности, название эта культура получила по характерному признаку погребального обряда: покойников хоронили в ямах-могильниках и насыпали над ними курганы.
Племя ямной культуры некоторое время сосуществовало с людьми племени среднестоговской культуры, но потом вытеснило их с территории нашего города. На месте нынешних комбинатов имени Ильича и «Азовсталь», а также в поселке Волонтеровка и на земле совхоза «3ірка» были раскрыты и изучены курганы, датируемые третьим – началом второго тысячелетия до нашей эры.
Племена ямной культуры, как свидетельствует археология, были одними из самых больших человеческих объединений в период перехода от меднокаменного к бронзовому веку на территории всей Восточной Европы. Много их было и в окрестностях Мариуполя. Их курганные и грунтовые могильники археологи обнаружили у села Кременевка Володарского района, сел Коминтерново, Набережное, Октябрь Новоазовского, Портовское, Ялта Першотравневого и Карань, Заможное, Запорожец, Орловское, Староласпа Тельмановского районов. Все эти племена были полукочевыми. Занимались преимущественно скотоводством. Правда, значительную роль в их хозяйстве играло и мотыжное земледелие. Кроме того, определенную часть продуктов питания давали им охота и рыболовство. Все необходимое в быту, в том числе орудия труда и оружие, члены этих племен изготовляли из камня, кремня, кости, а украшения – из раковин, кости и меди.
Изготовление всех этих вещей из бронзы – первого металла, искусственно созданного человеком, – широко распространяться начинает уже с начала второго тысячелетия до нашей эры. Изготовление и применение этого металла и знаменует начало бронзового века. Этот век характерен дальнейшим усовершенствованием орудий труда, значительным развитием скотоводства и земледелия, расширением межплеменного обмена. В эту эпоху в приморской части Северного Приазовья, как и на территории Донецкой области, обитали вначале пришедшие извне племена катакомбной, а затем и срубной культур.
Итак, в начале второго тысячелетия до нашей эры на значительной территории, которую занимали племена ямной культуры, появились новые племена. В отличие от своих предшественников они хоронили умерших не в обычных ямах, а в пещероподобных камерах, глубоких подбоях, что и стало поводом назвать их племенами катакомбной культуры.
Вот как описывает такие похороны археолог А. П. Смирнов в труде «Скифы»: «Катакомбы рылись так: сначала выкапывалась прямоугольная или глубокая яма (шахта), в одной из стенок которой у дна прорывался обычно короткий ход, заканчивавшийся овальной катакомбой (камерой). Тело покойного и веши, «необходимые» ему в загробном мире, клались в катакомбу, вход в которую часто закрывался досками или камнями. После захоронения шахта засыпалась камнями и на этом месте возводилась земляная насыпь – курган.
Такие захоронения, в частности, были найдены на территориях нынешних комбинатов имени Ильича, «Азовсталь», у поселка Волонтеровка и на землях совхоза «3ірка», в окрестностях сел Боевое и Приовражное Володарского района, поселка Ялта и села Портовское Першотравневого, Гусельщиково, Набережное и Октябрь Новоазовского, а также Луково, Новоселовка, Орловское и Староигнатьевка Тельмановского районов.
Основным занятием катакомбных племен было полукочевое скотоводство. Летом они кочевали на север, где были обильные пастбища, а зимой – на юг, к морю, где скот мог добывать корм из-под снега. Поэтому па юге в поймах рек и на возвышенностях пастухи-скотоводы возводили временные жилища для того, чтобы пережить зиму. Кроме того, эти племена занимались и мотыжным земледелием. Однако оно вместе с охотой и рыболовством играло вспомогательную роль в их хозяйственной деятельности. Достаточно высоко были развиты у этих племен гончарное производство, изготовление орудий труда и оружия, ткачество.
Существовал в Приазовье и такой вариант катакомбных племен, как племена культуры многоваликовой керамики. Отличались они от катакомбников тем, что были оседлыми и занимались как земледелием, так и скотоводством. Жилищами им служили землянин или полуземлянки. Для строительства последних они использовали дерево и глину. Они оставили следы многих поселений, располагавшихся в долинах рек на высоких коренных берегах. Кроме приселищного животноводства занимались охотой и рыболовством. Умерших хоронили в курганах, оставленных предшествующими племенами. Следы таких захоронений найдены на территориях комбинатов имени Ильича и «Азовсталь» и совхоза «3ірка», поселка Волонтеровка и станции Сартана, а также в районе сел Боевое, Приовражное Володарского, Набережное Новоазовского, Запорожец, Луково, Новоселовка, Петровское Тельмановского районов.
Племена катакомбной культуры появились на территории Северного Приазовья в первой половине 2-го тысячелетия до нашей эры, а в XVI веке до пашей эры к ним присоединились племена культуры многоваликовой керамики. И уже в XV столетии до Нашей эры в Приазовье появляются племена срубной культуры. Эта культура получила название по устройству племенами могильных конструкций в виде срубов. Такие могильные конструкции, а также следы поселений археологи нашли на территориях «Азовстали», комбината им. Ильича, пос. Волонтеровка, станции Сартана, совхоза «3ірка», а также в окрестностях сел Боевое, Веселое, Зеленый Яр, Украинка, Кременевка, Куйбышево, Приовражное Володарского района, Гусельщиково, Коминтерново, Набережное, Обрыв, Октябрь, Пищевик Новоазовского района и в окрестностях самого Новоазовска, сел Демьяновка, Портовское и поселка Ялта Першотравневого, Карань, Заможное, Запорожец, Красный Октябрь, Новоселовка, Орловское и Петровское Тельмановского районов.
На территории Донбасса и в Приазовье срубники вели оседлый образ жизни. Обычно их поселения представляли собой большие неукрепленные родовые поселки. Жилища каждого из родов были разного вида: землянки, полуземлянки, наземные или чуть углубленные с одно - или двухскатными крышами и нередко отличались – в зависимости от численности рода – довольно значительной площадью: до ста квадратных метров. Для строительства в Приазовье они использовали камень и глину.
Занимались племена срубников земледелием, а также разведением крупного и мелкого рогатого скота, лошадей и даже свиней. Подспорьем для них служили охота и рыболовство. Сами они изготовляли оружие, орудия труда, вещи бытового назначения, пряли, занимались ткачеством, переработкой зерна, молока, мяса, шкур, кожи, а также гончарным делом. Их гончары производили баночные горшки, слепленные от руки, а также приземистые сосуды с широким устьем и выпуклыми с реберчатым перегибом боками.
Следует заметить, что в отличие от других регионов в Приазовье племена срубной культуры не вытеснили катакомбников, а вошли с ними в контакт. Точно в такой же контакт вступили они и с племенами многоваликовой культуры. И поскольку подавляющее большинство этих контактов было бесконфликтным, то в нашем крае происходила и этническая, и культурная ассимиляция племен.
На рубеже II и I тысячелетий до нашей эры, как и во всей Восточной Европе, в Причерноморье и Приазовье происходит крупная экономическая перемена. На смену комплексному земледельческо-скотоводческому хозяйству приходит специализированное скотоводческое, поскольку скот и продукты скотоводства стали представлять меновую ценность и появилась возможность обмена их на продукты других производств. К началу VIII века до нашей эры закончился бронзовый и начался железный век. Именно в VIII веке до нашей эры началось широкое распространение железных орудий и оружия. А это поднимало на качественно новый уровень и земледельческий труд, и труд скотовода. Появилась возможность производить продукцию не только для своих нужд, но и для обмена как внутри племени и на его границах, так уже и с дальними странами. Результатом этого был рост разложения первобытнообщинного строя и возникновение могущественных объединений – царств и союзов племен. При этом уже известных нам по древним письменным источникам.
Один из таких племенных союзов носил имя киммерийцев. Едва ли не первым письменным источником об этом народе является Библия. В десятой главе книги Бытия говорится о том, что после всемирного потопа у сыновей Ноя родились дети, каждый из которых стал потом родоначальником своего народа. Так вот во втором стихе этой главы идет речь о том, что у самого младшего сына Ноя Иафета первенцем был Гомер. И именно он по Библии стал родоначальником народа, который ассирийцы стали называть «гиммираи», что в переводе с клинописи на греческий означало киммерийцы.
О киммерийцах упоминал и великий Гомер в «Одиссее». В этой бессмертной поэме есть, в частности, такие строки: «Закатилось солнце, и покрылись тьмою все пути, а судно паше достигло пределов глубокого океана. Там народ и город людей киммерийских, окутанные мглою и тучами». Географ древности Страбон о них писал: «Киммерийцы некогда имели большую силу на Боспоре, вследствие чего Боспор был назван Киммерийским». (Страбон имел в виду Керченский пролив). А живший в IV веке до нашей эры древнегреческий историк Геродот, в свою очередь, указывал, что киммерийцы занимали вначале ту страну, которую потом заняли скифы.
А это означает, что кочевали они по степям Крыма, Северного Причерноморья и Северного Приазовья, в том числе и в наших краях. И ушли оттуда, как писал древнегреческий историк Геродот, под угрозой нашествия скифов. Именно об этом шла речь в дошедшей до нас легенде, рассказанной Геродотом в четвертой книге его «Истории».
Ушли киммерийцы, оставив на своем пути, в том числе и в Приазовье в виде курганных погребений в поселке Ялта Першотравневого района и возле села Орловского Тельмановского. Получилось, как писал в «Истории» Геродот, так, что скифы пришли в бывшие киммерийские степи тогда, когда там уже не было киммерийцев.
Царские скифы в период нахождения их на территории Северного Приазовья и Причерноморья переживали так называемый период военной демократии, то есть период, когда войны ведутся только ради грабежа соседних и дальних народов и племен, то есть когда войны становятся постоянным промыслом. Потому они, естественно, были воинственными, хорошо в военном отношении организованными и вооруженными и искусными в ведении боевых действий.
О том, какую силу они из себя представляли, говорит тот факт, что могущественный ассирийский царь Ассархадон откупился от скифов, выдав свою дочь замуж за скифского царя Пиртатуа. Богатыми дарами откупился от них и египетский фараон Псамметих I. О том, какой ужас навевали скифы на страны Востока, идет речь в Библии. Устами пророка в ней говорит еврейский бог Иегова в «Книге пророка Иеремии»: «Возвестите в Иудее и возгласите в Иерусалиме, проповедуйте и трубите трубою по земле, взывайте громким голосом и говорите: «Соберитесь и пойдем в укрепленные города. Поднимите знамя в Сионе, бегите, не останавливайтесь, ибо я приведу с севера бедствие и великую погибель. Лев восходит из своей чащи, и губитель народов поднимается и выступает из своего места, чтобы обратить твою страну в пустыню…».
Много лет скифы считались непобедимыми. Не смог победить их и персидский царь Дарий, вознамерившийся присоединить к своему могущественному на Ближнем Востоке царству и широко известную Скифию.
Восемь веков прошло между тем временем, когда скифы пришли в Приазовье из-за Волги, и временем, когда их начали вытеснять двигавшиеся оттуда же сарматы. И в память о себе они оставили множество курганов с захоронениями, в том числе и на территории города и вокруг него, о чем и говорится в статье Е. В. Черненко «Скіфські кургани V ст. до н. е. поблизу м. Жданова», опубликованной журналом «Археологія» за 1970 год. В пределах города, в частности, скифские курганы были раскопаны на территориях комбинатов «Азовсталь» и имени Ильича, в районе станции Сартана, а также на бывшем старом аэродроме между нынешними улицами Заворуева и Покрышкина. В найденных на территории города скифских погребальных комплексах, датируемых VI–V в. в. до нашей эры, находились меч-акинак и пластинки панциря, бронзовые наконечники стрел, браслет, бляшка в виде половы лося, привески и обломки костяных рукояток ножей. Последним был раскопан и изучен курган Двугорбая могила в поселке Сартана, представлявший собой царское захоронение. Его раскопки вели сотрудники Донецкого областного краеведческого музея Приваловы, и все найденные в нем вещи хранятся в фондах этого музея. Скифские захоронения были найдены и в окрестностях села Набережное Новоазовского района, а также самого Новоазовска, вблизи сел Касьяновка и Кременевка Володарского и Староласпа, Староигнатьевка Тельмановского районов.
Как уже говорилось выше, скифов в степях Приазовья и Причерноморья во II веке нашей эры сменили родственные сарматы.
Как свидетельствуют археология и история, сарматский племенной союз образовался в степях Приуралья и Поволжья путем объединения племен аорсов, сираков, языгов, алан и роксолан с главенствующей ролью роксолан. Уже в IV веке до нашей эры орды сарматского племенного союза начинают постепенно двигаться на запад и юго-запад. Особенно ускорилось это движение после того, как македонский царь Филипп, отец Александра Македонского, нанес сокрушительное поражение войску главы скифского государства царя Атея. Существовавшие до этого мирные отношения между скифами и сарматами были нарушены. Если и до этого вооруженные сарматские группы время от времени переходили за Танаис, то после поражения Атея сарматы просто вторглись в скифские края. И уже ко II веку до нашей эры они распространили свою власть на приазовские и причерноморские степи.
По северному побережью Азовского моря, в частности, вместо скифов уже кочевали роксоланы. Об этом говорит тот факт, что археологи нашли главную стоянку роксоланов на впадающей в Азовское море реке Молочной, Позже других в Северное Приазовье пришли аланы.
В Приазовье сарматы продолжали заниматься скотоводством и в силу этого вели кочевой образ жизни. Древнегреческий географ Страбон, живший в конце первого века до нашей и начале первого столетия нашей эры, о сарматах писал: «Они следуют за своими стадами, выбирая всегда местности с хорошими пастбищами, зимой – возле Меотиды (Азовское море. – Н. Р.), а летом – на равнинах».
Разводили они крупный рогатый скот, овец и мелкую породу лошадей. Дополнительным промыслом для них была охота на диких зверей, в которой участвовали и женщины.
Жилищами для сармат служили сделанные из войлока кибитки, поставленные на повозки. Основной их пищей были мясо, сыр, молоко. Питались они, как писал римский ученый Плиний, и просяной кашей.
Одежда сармат была похожа на скифскую. Единственным отличием был у них плащ греческого типа. Женщины же носили длинную одежду, часто стянутую поясом, а также длинные шаровары. Ворот, рукава и подол своего платья они обшивали мелкими бусами. Убор их дополнялся украшениями по своему набору, мало чем отличавшемуся от современного: диадемами, ожерельями, браслетами, подвесками, кольцами и перстнями.
Соответственно с образом жизни сарматы занимались кузнечным, бронзолитейным, кожевенным, деревообделочным и другими ремеслами. Это мужчины, а женщины – пряли, ткали, изготовляли изделия из войлока, вышивали, лепили из глины посуду. Как и скифы, сарматы поддерживали торговые отношения с греками-колонистами, используя для этой цели сохранённый ими стоявший в устье Дона боспорский город Танаис, а также греческий город – колонию Ольвию на черноморском побережье. Именно сюда они доставляли предметы продажи и пригоняли захваченных в бою пленных, чтобы продать в рабство.
И роксоланы, и аланы, входившие в сарматский племенной союз, были очень воинственными и, в отличие от скифов, тяжеловооруженными. Тяжелая конная лава сарматских воинов была страшна для всех в те времена. Даже для очень организованных и закаленных во многих боях римских легионов. А им пришлось испытать удары этой лавы, когда сарматы, пройдя по южным степям, вышли на берега Дуная и стали делать набеги па римскую провинцию Мизию.
Однако уже с середины III века нашей эры сарматы теряют свое господствующее положение в Приазовье и Причерноморье, и оно начинает переходить к племенам восточных германцев, объединенных в готский союз. Постепенно сарматы сходят с исторической арены, оставив после себя памятники культуры, хотя и не такие многочисленные, как скифские. Один из них на территории нынешнего города нашел в конце XIX века русский-ученый Н. Е. Бранденбург. В четырех километрах от железнодорожной станции Сартана на левом берегу Кальчика, там, где соединялись балки Кровавая и Пиявица, он раскопал курган, где было сарматское захоронение. Подобные ему были найдены и на территориях прилегающих районов: в селах Водяное и Шевченково Володарского и Черевковское Тельмановского районов.
Новые пришельцы – готы – начали переселяться с Балтики на юг еще во II веке нашей эры. Как сообщает готский историк Иордан, они поселились «в Скифии» на побережье Черного моря и Меотиды. При этом они смешивались с местными преимущественно скифо-сарматскими племенами и создали здесь могущественное политическое объединение, которое достигло вершины своего могущества в середине IV века. Однако оно было недолговечным.
Никаких материальных памятников в нашем городе и близлежащих районах готы не оставили. В Северном Приазовье после них остался разрушенный античный город Танаис.
Сменившие готов гунны, – еще один племенной союз кочевников, – в Северное Приазовье пришли в 375 году. Гунны, пройдя через земли, входившие некогда в сарматский племенной союз, как писал римский историк Аммиан Марцеллин, произвели страшное опустошение, а с уцелевшими заключили союз и присоединили к себе. Рядом с потомками сармат – аланами стали кочевать утургуры – одно из гуннских племен.
Неизвестно, то ли в семье Баламбера, то ли в какой другой родился мальчик, которому дали имя Аттилы. Именно ему выпала доля стать во главе гуннов, чтобы со своими ордами пройти по необозримым пространствам, дойти до самого сердца Европы. Чтобы под их ударами вздрогнул в предсмертных судорогах некогда великий Рим...
Материальных следов пребывания гуннов на территории города тоже нет. Но о том, что, двигаясь вдоль берега моря на запад, гунны могли пройти и по земле, на которой стоит Мариуполь, говорит найденный археологами их бронзовый амулет возле поселка Ялта.
Послегуннское племенное объединение утургуров и в VI веке занимало Северное Приазовье. Но о них известно пока лишь то, что они вели борьбу с другим послегуннским племенным объединением – кутургуров, которые занимали территорию Северного Причерноморья. Эта борьба была беспощадной, вплоть до самоуничтожения. Вот что писал о них византийский историк второй половины VI века Агафий: «В течение долгого времени были заняты взаимной борьбой, усиливая вражду между собой. То делали, набеги и захватывали добычу, то вступали в открытые бои, пока почти совершенно не уничтожили друг друга, подорвав силы и разорив себя. Они даже потеряли свое племенное имя. Гуннские племена дошли до такого бедствия, что если и сохранилась их часть, то, будучи рассеянной, она подчинена другим и называется их именами».
Возможно, когда-нибудь во время какого-нибудь строительства и обнаружатся следы пребывания на территории нашего города утургуров. А пока их нет. Как нет и материальных свидетельств: о том, что здесь побывали племена аварского союза, которые русские летописи назвали обрами и которые двигались на запад по обычной столбовой дороге кочевников, пролегавшей через Северное Приазовье и Северное Причерноморье.
Зато хазарский период оставил заметный след в устье Кальмиуса, Хазары, которым по Пушкину в начале X века «собирался отмстить» вещий Олег, были тюркоязычным народом. Они стали двигаться из-за Волги сразу после гуннского нашествия. Уже в середине VII века они достигли Приазовья, где издавна кочевали пришедшие сюда потомки сарматов аланы-ясы, и включили его в состав возникшего своего государства – Хазарского каганата. Власть этого государства простиралась вплоть до Днепра и на большую часть Крыма.
Материальные следы хазарского периода относятся к так называемому приазовскому варианту салтово-маяцкой культуры. Поселения ее носителей размещались как в Приазовье, так и в Подонье. Их разница состояла в том, что приазовские поселения были в два, а то и в три раза больше донских. Во - вторых, в Приазовье они располагались как бы в виде хуторков, оторванных друг от друга. И в - третьих, поселения в Подонье состояли из юрт и полуземлянок, тогда как приазовские состояли из двухкамерных жилищ, выстроенных на каменных цоколях. Цоколя эти были сложены той же кладкой, что и стены городищ: в два щита с забутовкой между ними. Жилища обычно состояли из двух помещений – одно (без очага) служило сенями, а зимой и хлевом для молодняка. Жилое помещение отапливалось обычно открытым очагом, расположенным в центре пола.
Носителями салтово-маяцкой культуры, по мнению многих известных ученых, были представители своеобразного конгломерата этносов: хазар, ирано-язычных алан-ясов, тюркоязычных болгар, находившихся в политической зависимости от хазарского каганата, а также вселившихся извне евреев и славян.
Кстати, к тому времени, как хазары включили Северное Приазовье в свое государство, приморскую часть его уже занимали вместе с аланами болгары. Они жили и на территории города. Об этом свидетельствует захоронение женщины-болгарки, найденное во время строительства стана «3000» комбината им, Ильича.
Пришли они сюда, в Северное Приазовье после того, как распалась на несколько орд основанная Кубратом в Восточном Приазовье Великая Болгария на развалинах тюркского каганата в 635 году. Но после смерти ее основателя хана Кубрата в 40 годах VII века она распалась на отдельные орды. Батбай – остался кочевать в Восточном, а Котраг со своей ордой перекочевал в Северное Приазовье. Аспарух со своей ушел на Балканы, а остальные – на северо-восток, чтобы образовать там Волжскую Болгарию.
Орда Котрага была не единственной в Северном Приазовье. Как писала историк Н. Полонская-Василенко, на приморских территориях между Днепром и Миусом жили аланы, которых славяне называли ясами. С этим полностью соглашается О. Бубенок. В своей работе «Ясы и бродники в степях Восточной Европы (VI – начало XII века)» он пишет, что «свидетельством пребывания ираноязычных аланов-ясов в степях Северного Приазовья является название реки Калки».
Следует заметить, что приход хазар в Северное Приазовье совпал с процессом активной колонизации его славянами. При этом отношения славян и хазар долгое время в этом регионе были мирными. Об этом, в частности, свидетельствует Л. Гумилев в книге «Древняя Русь и Великая степь». Славянская же колонизация Северного Приазовья, как и Северного Причерноморья, началась еще до образования Киевской Руси и носила специфический характер. Она, как писал Б. Рыбаков в труде «Древние славяне в Причерноморье», не была подобна передвижению целых народов, которые в любом случае оставляют материальные следы. «Пионерами колонизации, – пишет он, – были выделяемые земледельческими славянскими племенами дружины, организованно пробивавшиеся через кочевнические заслоны и частично оседавшие в Причерноморье в соседстве с иноязычным и инокультуриым местным населением». Поэтому, по свидетельству того же автора, уже «...в VIII—IX веках по берегам Черного и Азовского морей на крупнейших реках Восточного Причерноморья было множество славяно-русских поселенцев, занимавшихся земледелием и торговлей».
Колонизация Северного Приазовья славянами совпала по времени с началом оседания хазар, болгар и аланов на земле и вскоре сделала этот процесс бурным. Славяне селились обычно на берегах рек у бродов, и переправ. Аборигены также стали оседать рядом с ними, используя их опыт строительства жилья. Именно поэтому жилища приазовского типа салтово-маяцкой культуры были двухкамерными, то есть такими, какими они были у славян: из сырцового кирпича на каменных цоколях. Одновременно аборигены перенимали и опыт ведения земледелия.
В то же время дружинники, обзаводясь семьями, роднились с аборигенами и воспринимали их бытовую культуру. Поэтому в Приазовье и прослеживаются археологически многочисленные памятники именно местного, приазовского варианта салтово-маяцкой культуры и очень редки находки чисто славянского происхождения типа бронзового медальона-змеевика, найденного на юго-восточной окраине села Гранитное Тельмановского района. Зато, как свидетельствуют археологи, памятники хазарского периода на территории прибрежной части Северного Приазовья довольно многочисленны. Только в Новоазовском районе они обнаружены в окрестностях населенных пунктов Гусельщиково, Коминтерново, Обрыв, Приморское, Седово, в Першотравневом – в Мелекино, Юрьевке, Ялте, в Володарском – в Кальчике и Украинке и в Тельмановском – в Коньково и Новоселовке. Найдены они и в пределах нынешнего города, а именно в Самариной Балке, Талаковке, Старом Крыму и на территориях комбинатов имени Ильича и «Азовсталь».
В частности, в ходе земляных работ в начальном периоде строительства металлургического гиганта Н. Макаренко и П. Пиневич в течение годов сделали ряд находок, относящихся именно к периоду салтово-маяцкой культуры. Так, на мысе у впадения Кальмиуса в море Н. Макаренко нашел городище, имевшее форму квадрата, стороны которого имели длину 200 метров. Одна сторона его выходила к морю, другая граничила с обрывом, высота которого превышала 5 метров, а еще две стороны отграничивались балочками. Это, по мнению П. Пиневича, мог быть феодальный замок, поскольку в этом квадрате имелись остатки каменной кладки.
Как писал П. Пиневич в «Дневнике археологических работ на Мариупольщвне за 1929 год», городище соседствовало с селищем, а в «Отчете» 1928 года предположительно оценил еще одну находку как «торжище» или «временный поселок». Уже одни эти находки говорят об интенсивности жизни на территории города в хазарские времена. Существование в то время «торгового поселка» на правом берегу Кальмиуса свидетельствовало о торговых связях тогдашних жителей поселения со своими соседями.
Кстати, историки и археологи пишут, что у племен салтово-маяцкой культуры существовали торговые отношения с восточными славянами, а позже с древнерусским государством. К тому же утверждение, что жившее в устье Кальмиуса население в VIII—X вв. занималось торговлей, согласуется с утверждением археолога В. Михеева в его книге «Подонье в составе Хазарского каганата», что «расположенные на берегах больших и малых рек салтовские поселения являлись не только землевладельческими, но и торговыми центрами. О том, что и «внутри Хазарского каганата шла активная торговля», пишет научный сотрудник городского краеведческого музея Л. Кучугура в работе «Памятники салтово-маяцкой культуры в устье Кальмиуса (по материалам П. М. Пиневича и Н. Е. Макаренко)». По ее мнению, амфоры, найденные в пределах салтовского поселения на территории «Азовстали», были завезены извне. Археологи же утверждают, что такие амфоры производились в Крыму.
Из приведенных выше высказываний можно сделать вывод, что у поселения в устье Кальмиуса тогда была пристань, куда поступали привозные товары и, в первую очередь, амфоры, и откуда отправлялось выращенное в прилегающих степях зерно, добытая в море и в Кальмиусе рыба и имевший тогда большой спрос изготовленный из осетровых рыбий клей; пристань, откуда уходили на рыбную ловлю и куда возвращались с уловом осетровых местные рыбаки. И не о ней ли упоминается в «Описании Новороссийских губерний» 1804 года, цитату из которого приводит А. Скальковский в «Хронологическом описании истории Новороссийского края», где говорится, что «близ Мариуполя приметна еще древняя гавань, занесенная песком и илом»?..
О том, что поселение в устье Кальмиуса было торговым центром, говорят и нумизматические находки: монет позднеримского периода на территории «Азовстали» и Горострова; дирхемов аббасидского халифа Абу-Джабара эль Мансура — на территории стана «3000» комбината имени Ильича, а также византийских монет вблизи села Кальчик и города Новоазовск. Кроме того, нумизматические находки свидетельствуют о том, что благодаря наличию пристани к поселению в устье Кальмиуса тяготели не только располагавшиеся рядом, но и более отдаленные поселения земледельцев. Именно там их жители могли сбыть излишки своей продукции и приобрести необходимые им товары и предметы быта, в том числе и амфоры.
Обо всем, что происходило в низовьях Кальмиусавеков назад, мы могли бы иметь более ясное и, главное, достоверное представление, если бы в конце двадцатых – начале тридцатых годов XX века после открытия Мариупольского могильника отложили хотя бы на десяток лет строительство металлургического завода и дали археологам возможность спокойно, не торопясь, вести раскопки. Возможно, даже могли бы быть найдены и письменные источники. Ведь, как пишет С. Плетнева в книге «Хазары», среди жителей Хазарии была широко распространена грамота. Ею владели «простые строители крепости и степные кочевники среднего достатка». Кроме того, грамотными были и эмигрировавшие из Византии и других стран евреи-раввинисты, наводнившие Хазарию. Они, как пишет Л. Гумилев, «занимались торговлей, к чему хазары способностей не проявляли». И, по его словам, именно они превратили Хазарию из маленького ханства в ведущую державу средневековья.
А коль в Хазарии грамотных было много, то и могла существовать возможность того, что какой-либо манускрипт принес бы нам разгадку загадки «древнего города Адомахи». Но археологам не дали возможности тщательно изучить, что же в прошлом представляло устье Кальмиуса. Тогда, в годы первой советской пятилетки, Сталин требовал бешеных темпов индустриализации, а интересы такой науки, как археология, его тогда вовсе не интересовали. Загадка Домахи (Адомахи) и до сегодня, как и сто лет назад, остается загадкой. И тщетными считались попытки ее разгадать.
Дело в том, что местные краеведы на протяжении более чем столетия пытались разгадать ее, связывая это имя с присутствием запорожских казаков в устье Кальмиуса. Так, автор вышедшего в 1892 году краеведческого сборника «Мариуполь и его окрестности» Г. Тимошевский допускал, что Домаха (Адомаха) могла быть именем казацкого поселения. В то же время он не исключил и греческого происхождения поселка Домаха с античных времен. Л. Д. Яруцкий в «Кальмиусской паланке» написал, что Домаха «город, вероятнее всего, легендарный нежели историчный», а Л. Кузьминков в историко-критическом очерке «Переселение крымских греков в Северное Приазовье в 1778–1780 гг.» наименование «казачьего зимовника Домаха» называет «плодом легенд и фантазии местных краеведов».
Ошибка мариупольских краеведов заключается в том, что попытка разгадать тайну Домахи (Адомахи) всегда увязывается именно с казачьим присутствием в устье Кальмиуса. Поэтому и шли в ход версии о легендарной казачке Домахе и о домахе−сабле из дамасской стали. Ближе всего к истине оказалась точка зрения историка Р. Саенко, которая в работе «Из истории основания г. Мариуполя» высказала предположение о том, что «город» Домаха (или Адомаха) действительно существовал задолго до появления здесь запорожских казаков». Такое предположение отодвигало существование Адомахи вглубь веков, и, следовательно, разгадка его тайны становилась все более призрачной и практически почти неосуществимой. Но, как и в подобных случаях – ранее: определения, в частности, ареала обитания православян — на помощь пришла лингвистика, а точнее, такая ее дисциплина, как топонимия.
Итак, Домаха (Адомаха), как и Мариуполь, являются топонимами. И если в происхождении топонима (имени города) Мариуполь и до сегодня нет ясности, о чем пишет Л. Яруцкий в «Мариупольской старине», то с топонимом Домаха (Адомаха) дела обстоят намного сложнее.
В самом деле, встречающиеся в исторической литературе топонимы Домаха, Адомаха, Адомахия представляют большой интерес для топонимики. Если присмотреться к ним внимательно с точки зрения этой науки, то станет ясно, что самым древним из них является топоним Адомаха, который приспосабливал к своему языку каждый сталкивавшийся с ним народ. Пришедшее из древности имя Адомаха было непонятным украинцам и русским и они, отбросив начальную букву «а», превратили его в Домаху, могущую означать и женское имя, и казачье название сабли из дамасской стали, о чем пишет в «Мариупольской старине» Л. Яруцкий. Непонятным оно было и переселившимся в Приазовье грекам. И они, превратив Адомаху в эллинозвучащую Адомахию, потом выдвинули тезис «о греческом происхождении остатков этого древнего города».
Но ни легенда о запорожанке Домахе, ни другие версии, упомянутые Л. Яруцким, ни утверждения о никогда не прерывавшихся отношениях «крымских греков с кальмиусской страной», о чем пишет Л. Кузьминков, не имели под собой твердой почвы. Хотя бы уже потому, что, принимая во внимание только топонимы Домаха и Адомахия, они полностью игнорируют основополагающую, более древнюю и не совсем понятную Адомаху. А это означает, что они упускают чуть ли не главное. Упускают то, что Адомаха не только древнее, но и иноязычное слово, не связанное ни с русским, ни с греческим языками. Но остановимся пока на русском языке. Дело в том, что он, как пишет известный лингвист и писатель в книге «Слово о словах» Л. Успенский, почти совершенно не терпит слов, начинающихся со звука и буквы «а».
Отсюда следует вывод, что слово «Адомаха» или что-то похожее на него надо искать в языках других народов, которые могли занести его в Приазовье. И такое слово нашлось... в древнееврейском языке. Это слово – «адамах» – означало у древних иудеев «глина», «влажная красная земля». На первый взгляд может показаться, что слово «адамах» не имеет никакой связи с нашей Адомахой, поскольку страна древних евреев отстояла далеко от Приазовья. И, тем не менее, такая связь просматривается довольно четко. Дело в том, что Северное Приазовье в VIII-X вв. входило в Хазарский каганат, в котором, начиная с IX века, иудейская религия стала государственной. А это значит, что каждый из хазар, приняв новую веру, мог знать, что бог Иегова сотворил первого человека из глины («адамах») и дал ему имя Адам, чтобы тот знал, из чего он был создан. Это слово мог занести на берег Кальмиуса и кто-либо из евреев, занимавшихся торговлей.
А чтобы понять, как это могло произойти, следует снова обратиться к топонимике, которая свидетельствует, что люди в любой точке земного шара, любой национальности или племенной принадлежности, в любые времена всегда стремились дать имена встречавшимся на каждом шагу объектам природы – будь то ручей, река, озеро, лес, гора, обрыв, окала и т. д. При этом, давая им имена, они исходили из какой-то характерной особенности каждого объекта. Поэтому кто-то из жителей поселения на правом берегу устья Кальмиуса – то ли строитель замка хазар, то ли торговец еврей – дал имя Адамах обрыву с обнажением глины, на котором и размещалось поселение. Заметим, что глина была для местных жителей сырьем как для изготовления кирпича-сырца, так и для гончарных работ.
Подобных примеров наименования географических объектов, связанных с полезными ископаемыми, можно найти множество и на сегодняшних географических картах. Так, на Урале есть город Асбест и гора Магнитная, в Луганской области – город Антрацит и поселок Меловое, а в Краснодарском крае – населенный пункт Белая Глина...
Со временем имя глинистого обрыва получило и стоявшее на нем поселение салтово-маяцкой культуры. А к нам имя поселения Адамах сквозь тысячелетие дошло потому, что стало известным славянорусским поселенцам в Северном Приазовье. Здесь следует заметить одну, но очень существенную деталь. Имя Адамах носило поселение на левом берегу реки. А Адомаху во всех литературных источниках называют древним городом. Городом в историческом значении этого слова, то есть огороженным местом, крепостью. Причем на правом берегу, там, где был основан современный город. К тому же следует напомнить, что в «Камеральном описании городу Мариуполю», помещенном в «Межевой книге 1826 года», его автор Я. Калоферов писал, что на территории города «...некогда была устроена крепость по имени неизвестная, коей бастионы и рвы поныне в натуре видны».
Из оказанного выше следует, что в ходе колонизации побережья Азовского моря одна из дружин поселилась в устье Кальмиуса на правом его берегу. Ведь, как пишет В. Каргалов в своей работе «Феодальная Русь и кочевники», славянские поселения строились «на высоких речных берегах и окружались валами, глубокими рвами и крепкими деревянными стенами». В пользу этого утверждения говорит тот факт, что князь Игорь после неудачного похода на Византию в 941 году, спасаясь на своих судах от преследования, не стал подниматься по Днепру, а ушел в Азовское море, чтобы воспользоваться так называемым секретным водным путем по Кальмиусу — Кальчику — Соленой — Самаре и потом Днепру. Об этом, в частности, писал историк XIX века Ф. Брун в работе «След древнего речного пути из Днепра в Азовское море». Поступил так Игорь потому, что знал о печенежской засаде у днепровских порогов. Знал он наверняка и о том, что в устье Кальмиуса встретит не враждебных степняков-кочевников, а своих соплеменников.
И если, с точки зрения достоверности, возвращение Игоря в Киев через Азовское море и Кальмиус может служить лишь косвенным подтверждением, то прямым являются древние генуэзские карты, которые, как пишет В. Мавродин в работе «Русское мореходство на южных морях (Черном, Азовском и Каспийском) с древнейших времен и до XVI века включительно», помешают «русские порты у Кальмиуса». А это может означать только то, что кроме гавани на левом была и гавань на правом берегу реки у города Адомахи.
В исторической литературе есть и другие свидетельства того, что прибрежная часть Северного Приазовья была обжита славянами в VIII—XII вв. Так, в подготовленных А. Гаркави «Сказаниях мусульманских писателей о славянах и русских» помещено сообщение современника хазар Ибн-аль-Факира о маршруте руссов по Черному и Азовскому морям, Дону и Волге в Каспийское море. В нем этот арабский автор Азовское море не случайно называет Славянским, а Северное Приазовье – Славонией. Далее, украинский историк П. Лаврив в «Історії Південно-Східної України» сообщает, что в X—XIII веках славяне жили вблизи Кальмиуса и Миуса, а Н. Грушевский пишет, что в XII—XIII веках от Дона до Дуная на побережье Азовского и Черного морей были русские. Наконец, Никита Акоминат в своем «Слове» в 1190 году писал следующее: «...и те бродники, презирающие смерть, ветвь русских». О бродниках же в Большей Советской Энциклопедии говорится, что это «остатки древнеславянского населения южнорусских степей», «воинственное население берегов Азовского моря и Нижнего Дона (XII—XIII вв.)».
Здесь необходимо четко обозначить, что же представляет собой термин «бродники». Известный филолог-славист И. Срезневский в труде «Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам» свидетельствует, что слово «бродник» происходит от имени существительного «брод», а не от глагола «бродить». Следовательно, бродниками называли тех, кто жил у бродов и переправ и контролировал их.
И еще надо определить, что же собой представляли бродники с этнической точки зрения. По свидетельству Большой Советской Энциклопедии, это славяне. Л. Гумилев утверждает, что это православные хазары, а О. Бубенок в книге «Ясы и бродники в степях Восточной Европы» пишет, что это жившие в Северном Приазовье аланы-ясы, и при этом подчеркивает, что их самоназвание «фурдасы» в переводе на древнерусский язык означало «речные асы», «бродники».
Руденко Николай Григорьевич
СКВОЗЬ ТЬМУ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ
Книга для досуга
Книга издается под редакцией автора
Сдано в набор 2.03.2003 г. Подписано в печать 6.05.2003 г.
г. Мариуполь