«Маленькая республика» Гомера Лейна

afa-punk-23

09-02-2017 13:12:48

Из истории социально- педагогической работы: «Маленькая республика» Гомера Лейна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики НовГУ


Одна из главных социально-педагогических проблем, которую никак не могут разрешить ни педагоги, ни психологи, ни правоохранительные органы – это проблема неуклонного роста детских правонарушений и преступлений. Укоренившаяся в советские времена авторитарная, “запретительная” педагогика и созданные в русле её идеологии спецшколы и колонии за высокими заборами с колючей проволокой, как показывает опыт, скорее усугубляют данную ситуацию, провоцируя девиантное поведение и способствуя тому, чтобы растущий человек пронес полученное в детстве клеймо преступника через всю свою жизнь. Абсолютно ясно, что избавиться от этого клейма ребенок сможет только в том случае, если окружающие его люди поверят в него, увидят в нем его истинные человеческие достоинства и помогут реализовать их в социально значимой сфере жизнедеятельности.

А такое будет возможно лишь тогда, когда законодательно провозглашённая у нас в стране гуманизация образования реально коснётся не только обычных общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, но и детских воспитательно-исправительных учреждений. Пришло время и на этом поле педагогической деятельности активно внедрять гуманистические формы и методы, создавать и организовывать работу экспериментальных площадок, открывать заведения нового типа.

Как известно, всё новое – это хорошо забытое старое. Опыт последних лет показывает, что многие педагогические эксперименты прошлого актуализируются в сегодняшнем дне и успешно реализуются современными работниками воспитательных и образовательных учреждений. В настоящей статье читателю будет представлен интересный, но к сожалению почти неизвестный даже специалистам в области истории педагогики опыт работы с малолетними правонарушителями, осуществлённый в начале XX века сторонником идей свободного воспитания, американским педагогом и психологом Гомером Лейном.

Гомер Лейн получил педагогическое образование в США в “George Junior Republic”, после чего переехал в Великобританию, где в 1913 году начал свой уникальный эксперимент по перевоспитанию малолетних преступников. По словам Лейна, основной целью эксперимента было, базирующееся на доверии к ребенку, стремление “возложить на детей известную ответственность и помочь им таким путём воспитать самих себя”.[2, 90]. Сам факт, что юные правонарушители совершили так много (хоть и в нежелательном направлении) разнообразных дел, поднимались на защиту своей личности и независимости, позволил Лейну и его сподвижникам сделать вывод, что маленькие хулиганы и преступники обладают и способностями, и предприимчивостью, и ярко выраженной индивидуальностью, то есть теми качествами, которые в подходящей обстановке помогут им стать полноценными и полезными членами общества. А потому и основную задачу исправительного заведения Лейн видел в такой организации педагогической среды, которая бы ненасильственным, естественным образом направляла некогда разрушительную детскую энергию в созидательное русло.

Поддерживаемая государством, официальная английская педагогика того периода не признавала гуманистический радикализм взглядов Лейна. Ему стоило больших усилий добиться разрешения на проведение эксперимента, который взялись профинансировать солидарные с ним частные лица, создавшие учредительный комитет по реализации данного проекта.

Своё исправительно-воспитательное заведение Лейн назвал “Маленькая республика”. По сути это была педагогическая лаборатория, в которой апробировались новые для того времени идеи свободного и совместного воспитания и проводился интересный социально-экономический эксперимент.

“Маленькая республика” занимала территорию старой фермы с прилегающими к ней 200 акрами земли в одном из красивейших уголков южной Англии – деревушке Батком графства Дорсет. Основу её населения составляли имевшие проблемы с законом подростки в возрасте от 14 до 17 лет. Чем длиннее, и чем тяжелее был список совершенных ими проступков и преступлений, тем охотнее принимали их в члены “Маленькой республики”. “Дайте ему мальчика, которого раз десять секли за разные проступки, или девочку, осужденную за десяток краж, и он счастлив, а узнает, что его клиент или клиентка при аресте подрались с полицией, – он счастлив вдвойне”, – говорили о Лейне [1,75], что, как показано выше, полностью отвечало его педагогическим убеждениям.

Первыми жителями “Маленькой республики” были три девочки, затем к ним присоединились три мальчика, затем ещё и ещё, и, в конце концов, общая численность этого своеобразного государства достигла примерно сорока человек.

Лейн, как истинный педагог-гуманист и ярый сторонник свободного воспитания верил в природную мудрость детей и их способность к саморегуляции и самоорганизации своей жизни. Именно поэтому жизнь подростков в “Маленькой республике” началась без единого закона, установленного сверху. От Лейна и его помощников, одним из которых был ныне широко известный английский педагог Александр Нейлл, не исходило никаких приказаний и регламентаций. Их воспитанники могли делать всё, что им заблагорассудится. Порой доходило до того, что и взрослые вместе со своими подопечными громили собственное заведение, будучи уверенными в том, что этим способствуют выходу детей из состояния регрессии. И действительно, постепенно ситуация стала меняться. После короткого периода анархии и вседозволенности юные граждане почувствовали необходимость “закона и порядка” и решили учредить законодательное собрание, с избираемым из своей среды председателем. В составлении законов на равных правах принимали участие все жители республики. Этот процесс успешно эволюционировал без какого-либо настойчивого вмешательства взрослых, даже если принимаемые законы были явно непригодны или нереальны. Жизнь сама всё расставляла на свои места. Негодные законы отменялись, а вместо них принимались более целесообразные. Качество законов улучшалось пропорционально повышению культуры законотворческой деятельности. Неуправляемые шумные собрания, когда все говорили разом и часами не могли прийти к общему мнению, постепенно сменились конкретными, предметными разговорами на которых успешно решались, к примеру, такие сложные вопросы, как налоговое обложение граждан “Маленькой республики”, взаимоотношения республики и комитета её учредителей и т. п.

Такая регламентация собственной жизни способствовала росту у детей самоуважения, прививала им чувство ответственности за выполнение собственных решений и практически отбивало присущее многим из них стремление восставать против любого посягательства на свою свободу, так как все ограничения вводились ими самими добровольно. Если же отдельные подростки не соблюдали принятых законов, то сограждане воздействовали на них сначала при помощи силы кулака, а позднее при помощи силы общественного мнения и определённой судебной процедуры.

“Если вы хотите исправить преступника – сделайте его судьей”, – говорил Лейн [2, 88] и приветствовал появление в “Маленькой республике” собственного суда. В состав суда, как и в законодательное собрание входили все полноправные граждане республики. Из своих рядов они избирали судью, который непосредственно устанавливал степень вины и меру наказания, и секретаря суда, ведшего учет нарушений и наказаний. Суд заседал один раз в неделю и занимался проступками, связанными с несоблюдением законов, а также порочащими доброе имя “Маленькой республики” в глазах внешнего мира. Мелочные личные тяжбы и столкновения суд не разбирал.

Каждый гражданин, принимавший участие в судебном заседании, мог выступить и как обвинитель, и как защитник. Если вдруг решение судьи не совпадало со мнением большинства членов суда, то оно не вступало в силу и в последствии изменялось. Самые обычные наказания, которые здесь применялись – это штраф или запрет на свободный выход со двора или сада. Были и другие наказания, логично вытекавшие из того или иного проступка. Так, к примеру, двум подросткам, которые дразнили малышей и испортили их клумбу, по приговору суда пришлось купить семян и восстановить клумбу заново.

Интересно, что постепенно сам факт осуждения согражданами стал считаться самым большим наказанием. И нередко в особо серьёзных случаях судья отказывался выносить приговор, заявляя, что сам проступок и его всеобщее обсуждение и осуждение уже достаточное наказание виновному. Случалось, что дело сводилось к самонаказанию, когда подсудимый по собственному желанию вызывался выполнять тяжелую и неприятную работу, или какую-нибудь другую “эпитимию”, чтобы загладить свою вину.

О поразительных целительных свойствах уважения, доверия и свободного самоуправления учредители “Маленькой республики” стали вполне уверенно говорить уже во втором своем годовом отчете: “Всякий раз, когда господство взрослого над ребенком уступает место уважению к ребенку и созданию подходящих условий и стимулов для активности ребёнка, – самопроявление детей, самореализация их “Я” неизменно ведёт к самым положительным результатам. Уже ребенок, предоставленный самому себе и не связанный с другими детьми, по всей вероятности, будет экспериментировать и, быть может, и в области дурного, но таким-то опытным путем и установит сам этические принципы, гораздо более действенные для него, чем указания взрослых; еще проще станет этот процесс в общине равных, где сталкиваются различные интересы и вкусы отдельных членов, сама жизнь потребует какой-нибудь власти, определяющей нормы поведения и общежития. В обыкновенных исправительных заведениях эти нормы устанавливаются правилами взрослых и потому конфликт неизбежен, хотя потребность в правилах ощущается каждым членом данного целого. Этот конфликт устранён в “Маленькой республике”, потому что там нормы поведения определяет общественное мнение, поскольку оно формулируется на законодательных и судебных собраниях всех граждан общины”(1, 82-83).

Большой интерес в изучении опыта “Маленькой республики” вызывает то, что её малолетние граждане не только сами определяли законы своей жизни, но и содержали себя собственным трудом. Это удивительно ещё и потому, что и решение этого вопроса Лейн осуществлял, не сходя с гуманистических позиций. Девизом его республики стали слова: “Через труд – к свободе”, – и в полном соответствии с ним во всей организации трудовой деятельности не было ничего обязательного, насильственного, просто условия жизни, сложившаяся система экономических отношений и сила общественного мнения создавали вокруг каждого подростка такую ситуацию, когда не работать было просто нельзя.

Экономически “Маленькая республика” была неразрывно связана со своим учредительным комитетом. Комитет предоставлял гражданам республики обставленные всем необходимым коттеджи, а также необходимые коммуникации и сервисные службы. В свою очередь, граждане должны были содержать всё что получили в порядке, проводить текущий ремонт и оплачивать из собственных средств стоимость питания и других услуг. Для того, чтобы иметь необходимые для нормальной жизни деньги подростки вынуждены были наниматься на работу. Главным работодателем также являлся учредительный комитет. Он нанимал граждан республики для постройки новых дорог, коттеджей, работ в саду, огороде, на ферме, в прачечной и др., оплачивая их труд по реально существующим расценкам.

Между тем, и сама “Маленькая республика” порой выступала как предприниматель, нанимая работников (в основном из числа своих граждан) для внутрихозяйственных дел, а также беря подряд на работы в соседних деревнях. К примеру, только за один год подростками под наблюдением взрослых специалистов и с привлечением лишь нескольких чернорабочих со стороны, были выполнены следующие виды работ:

устройство водопроводов во всех зданиях;
изготовление резервуара для воды;
окончание начатых ранее канализационных работ;
переоборудование старой прачечной в паровую прачечную;
строительство конюшни и коровника;
приспособление старых построек под торговую лавку и склад;
замощение дорожек;
проведение новых дорог;
благоустройство двора фермы;
начало строительства нового коттеджа;
огораживание загона для скота;
заготовка кормов для скота;
земледельческие работы;
выращивание плодов и овощей на продажу. [1, 80].

Для выполнения необходимых сервисных и других видов работ по поддержанию нормальной жизнедеятельности “Маленькой республики” в ней постоянно функционировали такие коммерческие предприятия, как торговая лавка, прачечная и банк. Условием их существования было получение прибыли. Внутри “Маленькой республики” ходили собственные алюминиевые деньги эквивалентные обычным деньгам, при помощи которых и осуществлялся расчёт за товары и услуги.

Из прибыли, получаемой от различных коммерческих предприятий и других выполняемых гражданами республики работ, формировались индивидуальные сбережения подростков, которые выдавались им учредительным комитетом, когда они покидали заведение, отбыв положенный срок, или по другим причинам.

Как видно из вышесказанного, подопечные Лейна занимались самыми различными видами производительного и обслуживающего труда и были озабочены теми же проблемами, что и обычные свободные труженики. Так, подросткам приходилось постоянно соизмерять свои доходы и расходы. Работая на предпринимателя, они должны были добросовестно выполнять возложенные на них обязанности, чтобы не потерять рабочее место. Сложившаяся ситуация практически снимала и саморегулировала проблему трудовой дисциплины. К примеру, если недобросовестного работника увольняли и он не хотел искать себе новое место работы, то, естественным образом, быстро становился обузой для товарищей, которым приходилось содержать его за свой счет. Ясно, что так долго продолжаться не могло и под давлением общественного мнения нерадивый подросток в конце концов брался за ум, находил себе работу и старался трудиться, чтобы вновь её не потерять.

Вот один из характерных примеров такой эволюции сознания и поведения. Однажды один из не желавших трудиться мальчиков совершенно обносился и ходил по территории республики в настоящих лохмотьях. Обычно в подобных случаях (в основном новичкам) лавка давала одежду в кредит, который потом нужно было вернуть. Здесь же общее собрание граждан постановило купить тунеядцу новую одежду за счёт налогов в качестве благотворительности, то есть без дальнейших выплат с его стороны. Это решение так подействовало на ребенка, что вскоре он стал одним из лучших работников и с разрешения сограждан оплатил полную стоимость своего благотворительного костюма.

Интересен и случай с девочкой, которая до прибытия в “Маленькую республику” была отчаянной хулиганкой и воровкой. Однако, попав в новую среду, постепенно изменила своё поведение и отношение к жизни, добилась общественного признания, доверия новых товарищей и возглавила работу таких важных учреждений как банк и торговая лавка.

Этот факт наглядно показывает прогрессивную социальную роль совместного воспитания осуществляемого в “Маленькой республике”, в условиях которого и мальчикам и девочкам предоставлялись равные возможности для участия в общественной и трудовой деятельности и получения тех или иных должностей. Думаю, абсолютно ясно, что и оплата труда там, в отличие от реальной социальной действительности того времени, была так же одинаково справедливой для всех граждан республики без каких-либо дискриминаций по половому или иному признаку.

Умелая организация совместного воспитания в “Маленькой республике” давала и другие преимущества, увеличивающие педагогический эффект данного нововведения. Главное это то, что временное совместное проживание малолетних преступников было избавлено от казарменной монотонности и однообразности и напоминало жизнь большой и дружной семьи. Как и в настоящей семье мальчики и девочки проживали в одном коттедже (по 15-20 человек). У каждого из них была своя комнатка, которая оформлялась по личному вкусу безо всякой внешней цензуры. На половине девочек находилась комната “матери коттеджа” (руководительницы домашними делами), а на половине мальчиков проживал “отец коттеджа” (помощник Лейна, специализирующийся в какой-либо области труда). Кроме того, в коттедже были ещё столовая, гостиная и туалетные помещения. Дети ежедневно и многократно сталкивались в быту на почве общих дел и интересов. Всё это устраняло нездоровый сентиментализм, упрощало взаимоотношения, приоткрывало тайну полов. Между мальчиками и девочками завязывалась дружба, они учились уважать и ценить друг друга, что лишний раз убеждало Лейна в правильности совместного воспитания.

Семейная атмосфера стала полнее с появлением в коттеджах маленьких детей в возрасте от года до пяти-шести лет, которые по тем или иным причинам остались без попечения родителей. Для подростков присутствие малышей открыло целый мир новых переживаний и ощущений и послужило причиной вхождения в непривычные для себя социальные роли. Чувствуя ответственность перед младшими товарищами, старшие дети проявляли всяческую заботу о них, следили за своими словами и поступками, стараясь подавать подопечным лишь положительные примеры. Малыши же платили за доброе к себе отношение преданностью и нежностью, невольно пробуждая в душах подростков их лучшие черты.

Для самых младших жителей “Маленькой республики” был открыт детский сад, работавший по системе Монтессори. Положительные результаты от применения этой системы вскоре проявились и в быту (в самообслуживании и в выполнении различных хозяйственных и домашних дел), и в помощи шестилеток и пятилеток более маленьким ребятишкам, и в физическом и интеллектуальном развитии детей.

С течением времени росли интеллектуальные запросы и у подростков. Сначала они постановили купить за счёт налоговых средств энциклопедию, для расширения кругозора и исправления своего произношения и правописания. Вслед за этим появились новые книги, и постепенно образовалась целая библиотека, в которой наряду с развлекательно-познавательными и художественными произведениями была также техническая литература и школьные учебники. Для тех, кто хотел, по вечерам стали проводить занятия по различным учебным дисциплинам, посещение которых было абсолютно добровольным. Однако число желающих посещать эти вечерние уроки неуклонно росло, а сами они становились всё серьезнее и научнее, наглядно показывая, что и девиантные дети стремятся к знаниям и могут охотно и успешно учиться, если веришь в их возможности и создаёшь подходящие условия и мотивацию для интеллектуальной работы.

Для полноценного проведения вечернего досуга граждане “Маленькой республики” построили особое здание (Assembly Hall building), комнаты которого по окончании трудового дня всегда были заняты. Здесь и учились, и читали книги (каждый про себя или коллективно, вслух), и пели, и танцевали, и репетировали пьески, и просто играли или разговаривали по душам. Тут же проходили всевозможные вечеринки, концерты, дискуссии, заседания суда и законодательного собрания, а также некоторые другие общественные мероприятия.

Таким образом, жизнь граждан “Маленькой республики” была наполнена не только социально-трудовой деятельностью, но и была интеллектуально и эмоционально насыщенной. Это не могло не сказаться положительно на моральном климате в целом и нравственном облике каждого воспитанника в отдельности.

Особенно заметным влияние педагогической атмосферы, созданной (благодаря мудрости Лейна и его помощников), по сути, самими малолетними правонарушителями, было при появлении в “Маленькой республике” новичков. Сначала они чувствовали себя героями, кичились прежними хулиганскими похождениями и преступлениями, хамили взрослым и задирались к тем, кто послабей. Однако реакция окружающих была совсем не такой, как им хотелось. Их прошлыми подвигами никто не восхищался, а вызывающее поведение не привлекало, а лишь вызывало сожаление и отталкивало других детей, которые с утра до вечера были заняты полезным делом и старались не отвлекаться на бестолковое хвастовство и пустое времяпрепровождение. Оказавшись вне центра внимания, и понимая, что настоящая жизнь проходит мимо, новички постепенно меняли своё поведение и вскоре мало чем отличались от старожилов “Маленькой республики”, стараясь добиться общественного признания в социально значимой сфере деятельности.

Как правило, все заинтересованные новым опытом посетители “Маленькой республики” восхищались результатами социально-педагогического эксперимента Лейна, который, глубоко веря в доброе начало детской природы, не побоялся дело перевоспитания девиантных детей передать в их собственные руки. И они его не подвели. Но не смотря на это, не смотря на видимые всеми успехи, малообоснованные нападки и злобная критика взглядов и деятельности Лейна со стороны консервативной педагогической общественности Великобритании не прекращалась ни на минуту. И в конце концов они добились своей цели. Официальные власти запретили Лейну продолжать столь успешно начатый эксперимент, и, устав от постоянной борьбы, он покинул Великобританию и вернулся в Америку. Однако его дело полностью не погибло, дав новые гуманистические ростки. Так, своим “духовным отцом” назвал Лейна хорошо знакомый постоянным читателям журнала (“Ментор” №8, 1998) основатель всемирно известной свободной школы “Саммерхилл” Александр Нейлл, использовавший при организации своего учебно-воспитательного заведения многое из богатого опыта “Маленькой республики”. Думается, что и современным педагогам этот опыт окажется полезным для творческого воплощения в практике социально-педагогической работы.

Литература.

Ландсберг Р. Еще о “Маленькой республике”//Свободное воспитание, 1915-16, №5.
Ландсберг Р. Маленькая республика//Свободное воспитание, 1913-14, №3.
Саффранж Ж.-Ф. Портрет педагога. Александр Саттерленд Нейлл (1883-1973)//Перспективы, 1989, №2.
Neill A/ Summerhill. – London, 1984.

Источник: http://buzhov.narod.ru/Mentor/history/ivanov_02.html

afa-punk-23

09-02-2017 13:14:56

Скрытый текст: :
В наши дни диких столкновений с применением оружия и кастетов власти не знают, что делать с юношеской преступностью, и, видимо, готовы прибегнуть к любым средствам, чтобы обуздать ее. Об одном новом способе рассказали газеты. Способ суров: подростков приговором суда направляют в исправительные школы, в которых установлена система тяжелых работ со строгими наказаниями. В газете напечатана фотография мальчиков с огромными бревнами на плечах. В репрессивных учреждениях, кажется, не существует никаких послаблений.

Я допускаю, что несколько месяцев в подобном аду могут удержать нескольких потенциальных правонарушителей. Но такое обращение никогда не уничтожает истинные корни правонарушений. И что гораздо хуже, оно убеждает большинство подростков в ненависти общества к ним. Суровость обречена постоянно создавать людей, ненавидящих общество.

Более 30 лет назад Гомер Лейн доказал своей работой в исправительном лагере «Маленькое содружество», что малолетние правонарушители могут быть излечены любовью и такой властью, которая встает на сторону ребенка. Лейн забирал из лондонских судов самых трудных мальчиков и девочек, асоциальных крутых подростков, известных своей репутацией головорезов, воров и бандитов. Эти «неисправимые» приезжали в «Маленькое содружество» и сталкивались с самоуправлением, любовью и принятием. Постепенно молодые люди становились порядочными, честными гражданами, многие из которых давно стали моими друзьями.

Лейн был гением понимания детей-правонарушителей и взаимодействия с ними. Он излечивал их, потому что постоянно давал им любовь и понимание. Убежденный в том, что за каждым преступлением скрывается побуждение, которое изначально было хорошим, он всегда искал в правонарушении скрытый мотив. Он обнаружил, что разговоры с детьми бесполезны, а значение имеют только поступки. Лейн утверждал, что ребенок перестанет вести себя скверно или асоциально, если предоставить ему возможность изжить свои желания. Однажды, когда один из его юных подопечных — Джейбетс, разозлившись, захотел перебить чашки и блюдца на чайном столе, Лейн протянул ему железную кочергу и скомандовал: «Валяй!» Джейбетс сделал то, что хотел, но уже на следующий день он пришел к Лейну и попросил перевести его на более ответственную и лучше оплачиваемую работу, чем та, которую он делал до этого. Лейн спросил, зачем ему нужна лучше оплачиваемая работа. «Потому что я хочу заплатить за те чашки и блюдца», — ответил Джейбетс. Лейн объяснял это так: действие разбивания чашек сбросило груз его запретов и конфликтов. Тот факт, что в первый раз в жизни он был поддержан властью в желании что-то разбить, освободил его от злости и произвел на него благотворное эмоциональное действие.

Правонарушители из «Маленького содружества» Гомера Лейна были выходцами из ужасных городских трущоб. Тем не менее я никогда не слышал, чтобы кто-нибудь из них вернулся в старую компанию. Я называю метод Лейна методом любви. А создание ада-для-правонару- шителей я называю методом ненависти. И поскольку ненависть еще ни разу никого и ни от чего не излечила, я убежден, что этот адский метод никогда не поможет ни одному подростку стать на путь общественно приемлемого поведения.

А.Нилл "Саммерхилл — Воспитание свободой".
:-):

NT2

12-02-2017 11:36:01

противоречивое впечатление

ну, вместо жесткой силой "перековали" юных "преступников" в "добропорядочных граждан" мягким способом. Не грубым давлением, а поглаживанием заставили детей уложиться в заданные рамки.

есть ряд ценных моментов (отмирание мотива антисоциального поведения), но в конце концов питомцы Маленькой республики вписывались в мир "правильных" подданных Британской короны. Официальные же авторитеты так и не вдули (по крайней мере не тогда, а лишь полвека спустя и более), что система воспитания Лейна не угроза системе державности и капотношений, а наоборот - способ добиться тех же результатов с меньшими затратами и напряжением репрессивных институтов (в кои по праву надо включить и образование, рядом с судом, полицией, армией и формально отделенной от государства церковью).

напомнило Макаренко и шкидовцев, но еще более неприятно напомнило фильм "Never let me go" (2010) по роману Казуо Ишигуро (кстати, рожденного в Нагасаки) - роман недавно перевели на болгарский, но я все еще не решаюсь его прочесть.