afa-punk-23
01-04-2017 07:06:44
История анархизма: источники
17 апреля 2015 года в филиале ГПИБ — Центре социально-политической истории состоялась презентация выставки для публики. Краткие заметки о презентации выставки читайте в очерке Ольги Монаховой "Черное знамя, белое дело..."
Что мы знаем об анархизме? Лишь общепринятые штампы и клише. В лучшем случае, анархисты воспринимаются нами как вооруженные люди, которые бегали с шашками вместе с батькой Махно во времена Гражданской войны, а в худшем - террористы, которые подкладывали бомбы под государственных деятелей страны. О том, что анархизм, ставший в начале ХХ века массовым социальным движением, чьи представители играли заметную роль в исторических событиях на протяжении последнего столетия в самых разных странах, знают лишь профессиональные историки. Восполнить пробелы в знании, очистить анархизм от привычных ярлыков и штампов, показать историю анархизма от Годвина и Бакунина до наших дней — вот лишь неполный перечь задач, которые ставили перед собой кураторы выставки «История анархизма: источники».
Об этом и о многом другом мы говорим с одним из кураторов выставки – кандидатом исторических наук, доцентом Российского государственного аграрного университета – Российской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева Дмитрием Рублевым.
Дмитрий Иванович, в чем актуальность этой выставки, почему именно сейчас?
Анархизм, на мой взгляд, – это вечная тема. Пока существует государственная модель организации общества, анархизм будет актуален как оппозиция ему. К тому же анархисты известны как критики бюрократии и капитализма одновременно. Наше время — это время, когда многие мыслители, общественно-политические деятели, активисты социальных движений, все более и более осознают кризисный характер капиталистического общества и глобального капитализма. С другой стороны, и в России, и во многих других странах все больше растет недоверие к бюрократии, к чиновникам. Кроме того, анархистское движение и в России, и во всем мире, до сих пор существует и действует. Да и тема эта недостаточно изучена у нас в стране. Например, до сих пор не написана и не издана на русском языке более или менее всемирная история анархизма. До сих пор нет книг, представляющих собой обзор истории анархистской мысли и движения анархистов в России.
Выставка называется «История анархизма: источники», какие материалы представлены на выставке?
Очень разные. Это труды теоретиков анархизма, агитационная литература, газеты и журналы. Хронология представленных материалов начинается c конца XVIII века. Самый ранний экспонат – теоретическая работа Вильяма Годвина. Завершают экспозицию издания 2010-х годов.
Годвин, кто это? Не все знают его...
Это великий английский писатель, один из основоположников детективного жанра и в то же время - один из первых основоположников анархического учения. Я бы даже сказал - анархо-коммунистического. Под влиянием событий Французской революции он попытался представить некую социальную альтернативу революционной диктатуре, изобразить безгосударственное общество, в котором отсутствовало бы угнетение человека человеком. И в тоже время он известен как отец известной писательницы Мэри Шелли, которой мы обязаны образом Франкенштейна.
Также на выставке представлены работы Пьера-Жозефа Прудона. Ведь именно его, а не Годвина называют отцом анархизма, так как Прудон был первый, кто назвал себя анархистом – в работе «Что такое собственность?». Он был критиком частной собственности, защищая владение, затем – трудовую собственность вместо той, что основана на эксплуатации человека человеком. Прудон был оппонентом Маркса. Кооператоры и синдикалисты считали его основоположником своих движений.
Также на выставке представлены труды Михаила Александровича Бакунина, великого русского революционера, философа, участника революционных движений в различных странах — во Франции, в Германии … Он является основателем анархистского движения.
Первый русский анархист?...
Не первый. Первым в России считается соратник Герцена – Василий Энгельсон. Затем Николай Соколов. Его книга «Отщепенцы» представлена на нашей выставке. И, естественно, Бакунин — это такая скала, гигант, основатель анархистской традиции, которая с тех пор развивается до наших дней. Из его деятельности выросло международное анархистское движение и образовалось антиавторитарное крыло I Интернационала, Международного Товарищества Рабочих.
Материалы, которые представлены на выставке, позволяют проследить историю анархизма. Как он менялся?
1880-1890-е годы — время, когда на смену анархо-коллективизму Бакунина приходит анархический коммунизм Кропоткина. Эта первая мощная трансформация. В России, первоначально анархизм в 1860-80 годы был связан с народничеством. Затем, на фоне значительного «поправения» народнического движения, анархизм из этого течения ушёл и возродился в 1890-е гг. в эмигрантских кружках. Далее, в 1900-х гг. он снова появляется уже в виде анархистских рабочих и интеллигентских организаций среди эмигрантов, а также в городах западных губерний Российской империи. Подъем движения приходится на 1903-1908 гг., в том числе – на период Первой российской революции. Затем опять спад. Многие анархисты оказались в эмиграции. Новый подъём пришелся на 1910-е годы. Это была связано с событиями Первой мировой войны. Тогда большинство анархистов (не считая Петра Алексеевича Кропоткина, ставшего «оборонцем» и патриотом), заняло интернационалистскую радикальную позицию. Они выдвинули идею о том, чтобы противопоставить мировой войне мировую революцию, началом которой послужила бы всеобщая забастовка. Эти идеи анархисты распространяли и в России.
После падения монархии и бурного развития революционных процессов 1917 г., когда одно правительство сменяло другое, а затем произошел Октябрьский большевистский переворот, анархисты стали набирать вес. Это был их звездный час. Они не просто оказывали влияние на происходящие события, но стали одной из самых влиятельных политических сил. Не только в Москве, Петрограде, но во всех крупных городах образовались Федерации анархистов. Появились влиятельные синдикалистские организации, которые действовали, в том числе, и в профсоюзном движении. Были созданы и анархистские боевые отряды, которые сыграли большую роль в событиях Гражданской войны.
Затем большевики начали постепенно отстранять от власти своих бывших партнёров по леворадикальной коалиции. Сначала они разоружили анархистов и ликвидировали часть их организаций, затем принялись за радикальное крыло эсеров-максималистов, ну а дальше наступила очередь партии левых эсеров. По мере установления большевистской однопартийной системы, анархистское движение раскололось. Часть из них стала анархо-большевиками и «советскими анархистами». Они воспринимали большевиков как «меньшее зло» по сравнению с белыми, либо как партию, проводящую прогрессивный социально-экономический курс, вплоть до признания военно-коммунистического режима в качестве некоей стадии на пути к анархо-коммунистическому обществу. Были надежды на то, что большевики победят белых, буржуазию, ну а потом их строй эволюционирует, превратится в систему, более близкую идеалам анархии. Другая часть ушла в оппозицию. Появляются, например, знаменитые «анархисты подполья». Они осуществляют экспроприации в советских учреждениях. Очень крупные. Иногда на десятки миллионов рублей. В 1919 году в ряде прифронтовых регионов бывшей Российской империи возникают повстанческие движения. Здесь одной из важных фигур становится Нестор Иванович Махно. Сначала, в 1918–1919 гг., он действовал в союзе с большевиками. По мере того как последние стали ограничивать политическое влияние его сторонников, навязывать свою политическую линию, ликвидировать автономию махновских подразделений, начал протестовать. Он был объявлен вне закона, его частям перестали поставлять вооружение. Вот с этого начинается некий новый этап, этап, который завершается в 1921 году разгромом антибольшевистских повстанческих движений. Не только на Украине, но и в движении крестьян на Алтае, и во время восстания 1921 г. в Кронштадте, анархисты играли значительную роль.
1920-е годы – время, когда создавалась видимость легального существования анархистского движения. В это время появляются новые течения в российском анархизме. Например, анархо-мистики пытались создать парамасонскую «орденскую» организацию, чтобы распространять среди интересующейся эзотерикой интеллигенции идеи анархизма, истолкованные в религиозно-мистическом ключе. В это же время были попытки создания подпольных организаций анархистов среди студентов, рабочих и даже красноармейцев. Некоторые комсомольцы бросали свои организации и переходили в ряды анархистов. В Ленинграде, например, была создана организация «Черный набат», в которой участвовала Лидия Чуковская, дочь классика детской литературы, писателя Корнея Ивановича Чуковского.
Ряд известных деятелей анархистского движения оказался в эмиграции. Между ними развернулись очень острые дискуссии по вопросу о стратегии, тактике, организации анархистского движения, строительстве безвластного общества. Возникли новые течения. Например, «синтетический» анархизм. Его основоположник, Всеволод Михайлович Волин, один из бывших руководителей и идеологов махновского движения, предлагал соединение в рамках единой концепции анархизма идей индивидуалистического принципа борьбы за свободу личности, анархо-коммунистического социального идеала и синдикалистской стратегии борьбы. Затем «платформизм» - его основоположники Петр Аршинов и Нестор Махно, заимствуя отчасти опыт большевиков, выступали за создание централизованной анархистской организации партийного типа, которая руководила бы рабочим движением и повстанческой армией. С начала 1930-х годов Аршинов, действуя, как признавался позднее, в духе и направлении Коминтерна, призывал анархистов сотрудничать с СССР и бороться за установление в других странах Европы «диктатуры пролетариата». Он вернулся в СССР, где открыто отрекся от анархизма. Чтобы доказать лояльность, он даже предлагал свои услуги по работе в тюремно-лагерной системе.
За границей печатались анархистские газеты, журналы и книги на русском языке. Последним из них был журнал «Дело Труда - Пробуждение», издававшийся приблизительно до середины 1960-х годов. Последние русские анархисты-эмигранты умерли в 1980-е годы.
Насколько популярны современные анархические движения в нашей стране?
Их популярность носит весьма ограниченный характер. В основном - среди молодежи, студентов. В тоже время, это движение, переживая некую динамику, постоянно изменяется. Распадаются одни организации, появляются другие. Наблюдается текучее состояние кадров. Но всегда будут существовать группы людей, среди которых анархические идеи будут пользоваться популярностью. Кроме того, анархисты в России достаточно активно участвуют в различных массовых выступлениях, демонстрациях. Мы можем наблюдать это и по ситуациям, связанным с украинскими событиями 2014 - 2015 гг.
А влияние на политику они оказывают?
Очень ограниченное. В основном, анархистское движение вызывает интерес, как политическая сила, позиционирующая себя в качестве радикальной альтернативы этатистской общественно-политической модели и экономической системе капитализма, пытаясь завоевать себе пространство, право на жизнь .
В чем главные различия между анархическими движениями начала и конца XХ века?
В первую очередь, социальный состав этих движений. В начале XX века анархистское движение было ориентировано на рабочий класс, на рабочее движение и старалось участвовать в классовой борьбе. В конце века анархизм преимущественно ориентировался на иную среду — интеллигенцию, молодежь, субкультурные круги.
А идеологические различия?
Очень сильно изменился состав общества как в Европе, так и у нас. Сами трактовки рабочего класса изменились. Те же анархо-синдикалисты используют термин «рабочий», как некий эквивалент категории «трудящийся», включая представителей интеллектуального наемного труда. Имеются в виду те категории трудящихся, которые не эксплуатируют чужой труд, при этом подвергаясь эксплуатации и самоэксплуатации. Актуальность экологических проблем вызвала к жизни ряд новых течений анархизма. Прежде всего - экоанархизм, основоположником которого был Мюррей Букчин. Затем, анархо-примитивизм. Его сторонники выступают за полную ликвидацию не только индустриальной городской цивилизации, но любых общественных моделей, основанных на производящей экономике.
Каковы перспективы развития в России анархических движений в России?
На мой взгляд, о перспективах говорить достаточно сложно. Все зависит от того, смогут ли российские анархисты создать себе опору среди формирующихся в России социальных движений. В случае решения этой задачи, появятся шансы на дальнейшее развитие анархистского движения.
Карина Агеева.
http://www.shpl.ru/events/exhibition/is ... stochniki/
17 апреля 2015 года в филиале ГПИБ — Центре социально-политической истории состоялась презентация выставки для публики. Краткие заметки о презентации выставки читайте в очерке Ольги Монаховой "Черное знамя, белое дело..."
Что мы знаем об анархизме? Лишь общепринятые штампы и клише. В лучшем случае, анархисты воспринимаются нами как вооруженные люди, которые бегали с шашками вместе с батькой Махно во времена Гражданской войны, а в худшем - террористы, которые подкладывали бомбы под государственных деятелей страны. О том, что анархизм, ставший в начале ХХ века массовым социальным движением, чьи представители играли заметную роль в исторических событиях на протяжении последнего столетия в самых разных странах, знают лишь профессиональные историки. Восполнить пробелы в знании, очистить анархизм от привычных ярлыков и штампов, показать историю анархизма от Годвина и Бакунина до наших дней — вот лишь неполный перечь задач, которые ставили перед собой кураторы выставки «История анархизма: источники».
Об этом и о многом другом мы говорим с одним из кураторов выставки – кандидатом исторических наук, доцентом Российского государственного аграрного университета – Российской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева Дмитрием Рублевым.
Дмитрий Иванович, в чем актуальность этой выставки, почему именно сейчас?
Анархизм, на мой взгляд, – это вечная тема. Пока существует государственная модель организации общества, анархизм будет актуален как оппозиция ему. К тому же анархисты известны как критики бюрократии и капитализма одновременно. Наше время — это время, когда многие мыслители, общественно-политические деятели, активисты социальных движений, все более и более осознают кризисный характер капиталистического общества и глобального капитализма. С другой стороны, и в России, и во многих других странах все больше растет недоверие к бюрократии, к чиновникам. Кроме того, анархистское движение и в России, и во всем мире, до сих пор существует и действует. Да и тема эта недостаточно изучена у нас в стране. Например, до сих пор не написана и не издана на русском языке более или менее всемирная история анархизма. До сих пор нет книг, представляющих собой обзор истории анархистской мысли и движения анархистов в России.
Выставка называется «История анархизма: источники», какие материалы представлены на выставке?
Очень разные. Это труды теоретиков анархизма, агитационная литература, газеты и журналы. Хронология представленных материалов начинается c конца XVIII века. Самый ранний экспонат – теоретическая работа Вильяма Годвина. Завершают экспозицию издания 2010-х годов.
Годвин, кто это? Не все знают его...
Это великий английский писатель, один из основоположников детективного жанра и в то же время - один из первых основоположников анархического учения. Я бы даже сказал - анархо-коммунистического. Под влиянием событий Французской революции он попытался представить некую социальную альтернативу революционной диктатуре, изобразить безгосударственное общество, в котором отсутствовало бы угнетение человека человеком. И в тоже время он известен как отец известной писательницы Мэри Шелли, которой мы обязаны образом Франкенштейна.
Также на выставке представлены работы Пьера-Жозефа Прудона. Ведь именно его, а не Годвина называют отцом анархизма, так как Прудон был первый, кто назвал себя анархистом – в работе «Что такое собственность?». Он был критиком частной собственности, защищая владение, затем – трудовую собственность вместо той, что основана на эксплуатации человека человеком. Прудон был оппонентом Маркса. Кооператоры и синдикалисты считали его основоположником своих движений.
Также на выставке представлены труды Михаила Александровича Бакунина, великого русского революционера, философа, участника революционных движений в различных странах — во Франции, в Германии … Он является основателем анархистского движения.
Первый русский анархист?...
Не первый. Первым в России считается соратник Герцена – Василий Энгельсон. Затем Николай Соколов. Его книга «Отщепенцы» представлена на нашей выставке. И, естественно, Бакунин — это такая скала, гигант, основатель анархистской традиции, которая с тех пор развивается до наших дней. Из его деятельности выросло международное анархистское движение и образовалось антиавторитарное крыло I Интернационала, Международного Товарищества Рабочих.
Материалы, которые представлены на выставке, позволяют проследить историю анархизма. Как он менялся?
1880-1890-е годы — время, когда на смену анархо-коллективизму Бакунина приходит анархический коммунизм Кропоткина. Эта первая мощная трансформация. В России, первоначально анархизм в 1860-80 годы был связан с народничеством. Затем, на фоне значительного «поправения» народнического движения, анархизм из этого течения ушёл и возродился в 1890-е гг. в эмигрантских кружках. Далее, в 1900-х гг. он снова появляется уже в виде анархистских рабочих и интеллигентских организаций среди эмигрантов, а также в городах западных губерний Российской империи. Подъем движения приходится на 1903-1908 гг., в том числе – на период Первой российской революции. Затем опять спад. Многие анархисты оказались в эмиграции. Новый подъём пришелся на 1910-е годы. Это была связано с событиями Первой мировой войны. Тогда большинство анархистов (не считая Петра Алексеевича Кропоткина, ставшего «оборонцем» и патриотом), заняло интернационалистскую радикальную позицию. Они выдвинули идею о том, чтобы противопоставить мировой войне мировую революцию, началом которой послужила бы всеобщая забастовка. Эти идеи анархисты распространяли и в России.
После падения монархии и бурного развития революционных процессов 1917 г., когда одно правительство сменяло другое, а затем произошел Октябрьский большевистский переворот, анархисты стали набирать вес. Это был их звездный час. Они не просто оказывали влияние на происходящие события, но стали одной из самых влиятельных политических сил. Не только в Москве, Петрограде, но во всех крупных городах образовались Федерации анархистов. Появились влиятельные синдикалистские организации, которые действовали, в том числе, и в профсоюзном движении. Были созданы и анархистские боевые отряды, которые сыграли большую роль в событиях Гражданской войны.
Затем большевики начали постепенно отстранять от власти своих бывших партнёров по леворадикальной коалиции. Сначала они разоружили анархистов и ликвидировали часть их организаций, затем принялись за радикальное крыло эсеров-максималистов, ну а дальше наступила очередь партии левых эсеров. По мере установления большевистской однопартийной системы, анархистское движение раскололось. Часть из них стала анархо-большевиками и «советскими анархистами». Они воспринимали большевиков как «меньшее зло» по сравнению с белыми, либо как партию, проводящую прогрессивный социально-экономический курс, вплоть до признания военно-коммунистического режима в качестве некоей стадии на пути к анархо-коммунистическому обществу. Были надежды на то, что большевики победят белых, буржуазию, ну а потом их строй эволюционирует, превратится в систему, более близкую идеалам анархии. Другая часть ушла в оппозицию. Появляются, например, знаменитые «анархисты подполья». Они осуществляют экспроприации в советских учреждениях. Очень крупные. Иногда на десятки миллионов рублей. В 1919 году в ряде прифронтовых регионов бывшей Российской империи возникают повстанческие движения. Здесь одной из важных фигур становится Нестор Иванович Махно. Сначала, в 1918–1919 гг., он действовал в союзе с большевиками. По мере того как последние стали ограничивать политическое влияние его сторонников, навязывать свою политическую линию, ликвидировать автономию махновских подразделений, начал протестовать. Он был объявлен вне закона, его частям перестали поставлять вооружение. Вот с этого начинается некий новый этап, этап, который завершается в 1921 году разгромом антибольшевистских повстанческих движений. Не только на Украине, но и в движении крестьян на Алтае, и во время восстания 1921 г. в Кронштадте, анархисты играли значительную роль.
1920-е годы – время, когда создавалась видимость легального существования анархистского движения. В это время появляются новые течения в российском анархизме. Например, анархо-мистики пытались создать парамасонскую «орденскую» организацию, чтобы распространять среди интересующейся эзотерикой интеллигенции идеи анархизма, истолкованные в религиозно-мистическом ключе. В это же время были попытки создания подпольных организаций анархистов среди студентов, рабочих и даже красноармейцев. Некоторые комсомольцы бросали свои организации и переходили в ряды анархистов. В Ленинграде, например, была создана организация «Черный набат», в которой участвовала Лидия Чуковская, дочь классика детской литературы, писателя Корнея Ивановича Чуковского.
Ряд известных деятелей анархистского движения оказался в эмиграции. Между ними развернулись очень острые дискуссии по вопросу о стратегии, тактике, организации анархистского движения, строительстве безвластного общества. Возникли новые течения. Например, «синтетический» анархизм. Его основоположник, Всеволод Михайлович Волин, один из бывших руководителей и идеологов махновского движения, предлагал соединение в рамках единой концепции анархизма идей индивидуалистического принципа борьбы за свободу личности, анархо-коммунистического социального идеала и синдикалистской стратегии борьбы. Затем «платформизм» - его основоположники Петр Аршинов и Нестор Махно, заимствуя отчасти опыт большевиков, выступали за создание централизованной анархистской организации партийного типа, которая руководила бы рабочим движением и повстанческой армией. С начала 1930-х годов Аршинов, действуя, как признавался позднее, в духе и направлении Коминтерна, призывал анархистов сотрудничать с СССР и бороться за установление в других странах Европы «диктатуры пролетариата». Он вернулся в СССР, где открыто отрекся от анархизма. Чтобы доказать лояльность, он даже предлагал свои услуги по работе в тюремно-лагерной системе.
За границей печатались анархистские газеты, журналы и книги на русском языке. Последним из них был журнал «Дело Труда - Пробуждение», издававшийся приблизительно до середины 1960-х годов. Последние русские анархисты-эмигранты умерли в 1980-е годы.
Насколько популярны современные анархические движения в нашей стране?
Их популярность носит весьма ограниченный характер. В основном - среди молодежи, студентов. В тоже время, это движение, переживая некую динамику, постоянно изменяется. Распадаются одни организации, появляются другие. Наблюдается текучее состояние кадров. Но всегда будут существовать группы людей, среди которых анархические идеи будут пользоваться популярностью. Кроме того, анархисты в России достаточно активно участвуют в различных массовых выступлениях, демонстрациях. Мы можем наблюдать это и по ситуациям, связанным с украинскими событиями 2014 - 2015 гг.
А влияние на политику они оказывают?
Очень ограниченное. В основном, анархистское движение вызывает интерес, как политическая сила, позиционирующая себя в качестве радикальной альтернативы этатистской общественно-политической модели и экономической системе капитализма, пытаясь завоевать себе пространство, право на жизнь .
В чем главные различия между анархическими движениями начала и конца XХ века?
В первую очередь, социальный состав этих движений. В начале XX века анархистское движение было ориентировано на рабочий класс, на рабочее движение и старалось участвовать в классовой борьбе. В конце века анархизм преимущественно ориентировался на иную среду — интеллигенцию, молодежь, субкультурные круги.
А идеологические различия?
Очень сильно изменился состав общества как в Европе, так и у нас. Сами трактовки рабочего класса изменились. Те же анархо-синдикалисты используют термин «рабочий», как некий эквивалент категории «трудящийся», включая представителей интеллектуального наемного труда. Имеются в виду те категории трудящихся, которые не эксплуатируют чужой труд, при этом подвергаясь эксплуатации и самоэксплуатации. Актуальность экологических проблем вызвала к жизни ряд новых течений анархизма. Прежде всего - экоанархизм, основоположником которого был Мюррей Букчин. Затем, анархо-примитивизм. Его сторонники выступают за полную ликвидацию не только индустриальной городской цивилизации, но любых общественных моделей, основанных на производящей экономике.
Каковы перспективы развития в России анархических движений в России?
На мой взгляд, о перспективах говорить достаточно сложно. Все зависит от того, смогут ли российские анархисты создать себе опору среди формирующихся в России социальных движений. В случае решения этой задачи, появятся шансы на дальнейшее развитие анархистского движения.
Карина Агеева.
http://www.shpl.ru/events/exhibition/is ... stochniki/