Дубовик
23-04-2017 14:39:38
При обсуждении всяких разных вопросов здесь viewtopic.php?f=7&t=30230&start=60 и здесь viewtopic.php?f=4&t=30439 возникла проблема об отношении к диссидентам в СССР и вопросы о самом диссидентском движении, его сути, задачах и вообще истории. Чтобы не захламлять исходники, открываю новую тему, посвященную этим вопросам.
При изучении любого общественного явления всегда имеет смысл начать с того, как сами его участники определяют свои цели. Этот же подход можно применить и к диссидентскому движению, благо, многие из его активистов дожили до постсоветских времен; некоторые из них оставили воспоминания, а некоторые начали и исследовательскую работу. Насколько мне известно, центром этой работы стало Общество «Мемориал», начавшее в 1990 проект «История диссидентства в СССР» (http://old.memo.ru/history/DISS/index.htm). В работе этого проекта принимали участие такие авторитетные деятели движения, как Л. Алексеева, А. Даниэль, Г. Кузовкин, А. Рогинский, Т. Хромова и др. Во вводной статье к этому проекту, в частности, говорится (текст здесь и далее выделен мною):
При изучении любого общественного явления всегда имеет смысл начать с того, как сами его участники определяют свои цели. Этот же подход можно применить и к диссидентскому движению, благо, многие из его активистов дожили до постсоветских времен; некоторые из них оставили воспоминания, а некоторые начали и исследовательскую работу. Насколько мне известно, центром этой работы стало Общество «Мемориал», начавшее в 1990 проект «История диссидентства в СССР» (http://old.memo.ru/history/DISS/index.htm). В работе этого проекта принимали участие такие авторитетные деятели движения, как Л. Алексеева, А. Даниэль, Г. Кузовкин, А. Рогинский, Т. Хромова и др. Во вводной статье к этому проекту, в частности, говорится (текст здесь и далее выделен мною):
После смерти Сталина и частичного разоблачения Хрущевым преступлений сталинизма на XX и XXII съездах КПСС эпоха массовых политических репрессий отошла в прошлое. Но основная установка режима, - сохранение тотального контроля за общественной жизнью, - осталась незыблемой. Пределы дозволенного в области мнений, вкусов и даже поступков слегка раздвинулись; но само деление гражданской и культурной инициативы, не говоря уже о политике, на "дозволенную" и "недозволенную", сохранилось в полном объеме. На самом деле, почти любая самостоятельная инициатива, даже вполне лояльная по отношению к господствующей идеологии, почти всегда подпадала под подозрение, просто в силу того, что она является инициативой, а не выполнением предписаний начальства.
Система предписаний и запретов, диктуемая властью, отнюдь не совпадала не только не только с представлениями о правах человека, принятых в демократических странах, но и [/b] с действующим советским законодательством[/b]. Предполагалось, что для советского человека законом являются идеологические установки партии и правительства, причем эти установки далеко не всегда проговаривались вслух, хотя бы в передовицах "Правды". Предполагалось, что советскому человеку и без дополнительных разъяснений должно быть понятно: общаться с иностранцами без дозволения начальства - по меньшей мере предосудительно; слушать зарубежное радио - нелояльно; писать картины в манере, отличной от социалистического реализма, а тем более, выставлять их на всеобщее обозрение - акт "идеологической диверсии"; публиковаться за границей без спроса - преступление. Несоблюдение этих норм грозило нарушителю крупными неприятностями, а если нарушение было особо злостным или нарушитель особо упорствовал в своих заблуждениях, его могли и арестовать.
Власти, по-видимому искренне, не считали свои действия по отношению к "отщепенцам" политическими репрессиями - ведь, в отличие от сталинских времен, они исключали, выгоняли, сажали в лагерь или в сумасшедший дом, шельмовали в прессе не случайных людей, которые не совершали решительно ничего, что можно было бы расценить, как непослушание. В эпоху Хрущева и Брежнева "ни за что" не преследовали, и любой, кто вел себя достаточно разумно и правильно, мог быть уверен в своем будущем.
Находились, однако, люди, которые, не нарушая букву закона, открыто отказывались соблюдать общепринятые правила поведения. Эти люди, по большей части, были не глупее основной массы населения и отлично понимали, чем может быть чреват подобный нонконформизм для них лично. Далеко не все из них считали себя политическими оппозиционерами - просто собственную личную, профессиональную и гражданскую независимость они ценили выше, чем благополучие готовы были платить за эту независимость достаточно высокую цену, вплоть до тюрьмы. Поначалу таких нонконформистов было немного, однако, благодаря Самиздату и зарубежным радиостанциям их имена становились широко известны, и все больше людей следовало их примеру. К концу 1960-х гг. открытое игнорирование негласных предписаний власти стало заметным фактором советской культурной и общественной жизни. Вскоре появилось и специальное слово для обозначения тех, кто выбрал эту новую и непривычную для советского человека линию поведения. Их стали называть диссидентами.
http://old.memo.ru/history/DISS/index.htm
Скрытый текст: :