An Anarchist FAQ: Мученики Хеймаркета

afa-punk-23

13-05-2017 17:56:03

An Anarchist FAQ: Мученики Хеймаркета

1 мая - день особого значения для движения всех трудящихся. Сталинистская бюрократия сделала все, чтобы извратить его историю в СССР и мире, но несмотря на ее усилия праздник движения всех трудящихся Первого Мая - день международной солидарности. Время вспомнить события прошлой борьбы и продемонстрировать нашу надежду на лучшее будущее. День, когда мы вспоминаем, что несправедливость для одного – несправедливость для всех.

История Первомая тесно связана с историей анархического движения и борьбы трудящихся за лучший мир. Начало ей положило убийство государством четырех анархистов в Чикаго в 1886 г. за организацию рабочих для достижения восьмичасового рабочего дня. Поэтому Первое Мая - пример «анархии в действии», то есть использования трудящимися прямого действия в качестве борьбы за перемены.

Все началось в 1880-х в США. В 1884 г. Федерация организованных профсоюзов США и Канады(создана в 1881 г., в 1886 г. стала Американской федерацией труда) приняла резолюцию, в которой утверждалось, что «начиная с 1 мая 1886 г. рабочий день должен состоять из восьми часов. Мы рекомендуем всем районным организациям труда внести соответствующие поправки в свои уставы». В поддержку этого требования были назначены забастовки на 1 мая 1886 г.

В Чикаго анархисты обладали значительным влиянием в профсоюзном движении, и в основном благодаря им, профсоюзы выбрали датой начала забастовок 1-е мая. Анархисты считали, что восьмичасовой день можно завоевать только прямым действием и солидарностью всех рабочих. Разумеется, такая борьба не считалась самодостаточной, а позиционировалась как только одно сражение в продолжающейся классовой войне, которая закончится только социальной революцией и созданием свободного общества. Это соответствовало анархическим идеям, за их реализацию анархисты организовывались и боролись.

В одном только Чикаго 400 000 рабочих, готовые бастовать, вышли на улицу. В результате этой акции 45 000 рабочих был предоставлен сокращенный рабочий день, им даже не пришлось бастовать. 3 мая 1886 г. полиция открыла огонь по толпе, пикетирующей McCormick Harvester Machine Company, убив по крайней мере одного, покалечив пять или шесть человек и ранив неопределенное число бастующих. На следующий день анархисты организовали массовый митинг против полицейского насилия в Хеймаркет-Сквер. Мэр выступил с заявлением, что «не произошло ничего того, что потребовало бы вмешательства властей». Несмотря на это на митинг прибыла колонна из 180 полицейских, чтобы разогнать его силой. В этот момент кто-то бросил бомбу в полицейских, и они открыли огонь по толпе. Сколько гражданских лиц было ранено или убито полицией, точно никогда не подсчитывалось, но хорошо известно, что погибло 7 полицейских (иронично, что 6 из них пали от пуль своих же коллег и только 1 - в результате взрыва) [Paul Avrich, The Haymarket Tragedy, стp. 208]).

«Царство террора» наводнило Чикаго, «организованные бандиты и бессовестные наймиты капитала временно прикрывали газеты, представлявшие сторону тех, кем набивались тюремные камеры. Они вторгались в дома всех тех, кто подавал голос в защиту борцов с несправедливостью существующей системы грабежа и притеснения... они вторгались в их дома и подвергали их вместе с семьями унижениям, которые невозможно описать» [Lucy Parsons, Liberty, Equality & Solidarity, стр. 53]. На залы заседаний, офисы профсоюзов, типографии и частные домовладения совершались набеги(обычно без ордеров). Такая тактика позволила полиции захватить всех известных анархистов и других социалистов. Многие из подозреваемых были избиты, а кое-кто подкуплен. «Вначале совершайте облавы и обыски, а затем уже соблюдайте законы!» публично заявил государственный поверенный Дж. Гриннел, когда был поднят вопрос об ордерах на обыск ["Editor's Introduction", The Autobiographies of the Haymarket Martyrs, стр. 7].

Восемь анархистов были подвергнуты судебному преследованию за соучастие в убийстве. Судом в расчет не принималось, что ни один из них не бросал и не планировал бросать бомбу. Суд показал, что государство не нуждается в поиске фактического преступника или обосновании влияния обвиняемых на него. Государство не пыталось доказать, что ответчики как-либо одобряли или подстрекали акт. Фактически, только трое из них присутствовали на митинге, где взорвалась бомба, при чем Альберта Парсонса сопровождали его жена и товарищ Люси и их двое маленьких детей.

Истинными причинами выбора этих восьми человек для расправы были их анархические убеждения и профсоюзная организаторская деятельность, как ясно дал понять государственный поверенный: «От исхода процесса зависит, будет ли осуждена анархия или будет осужден закон. Эти люди были отобраны и обвинены, потому что они - лидеры. Они виновны не больше, чем тысячи следовавших за ними. Господа присяжные, осудите этих людей в назидание другим, повесьте их, и вы спасете наши институты, наше общество». Специальный помощник шерифа, назначенный государственным поверенным, отбирал присяжных из числа бизнесменов и родственников одного из убитых полицейских. Ни о какой защите не было и речи, специальный помощник шерифа публично заявил: «Я управляю процессом, и понимаю, о чем я говорю. Эти товарищи будут повешены, и это столь же бесспорно как сама смерть» [Там же, стр. 8]. Не удивительно, что обвиняемые были осуждены. Семеро были приговорены к смертной казни, один к пятнадцатилетнему заключению.

По всему миру люди возмущались процессом и сочувствовали узникам, в результате поднявшейся кампании два смертных приговора были смягчены, но все же всего мира недостаточно, чтобы остановить американское правосудие. Из оставшихся пятерых, один (Луис Линг) не дал казнить себя палачу, совершив самоубийство накануне казни. Еще четверо (Альберт Парсонс, Август Шпис, Георг Энгель и Адольф Фишер) были повешены 11-го ноября 1887 г. Их помнят в истории профсоюзного движения как Мучеников Хеймаркета. По разным оценкам от 150 000 до 500,000 людей следовали по маршруту похоронного кортежа, и от 10 000 до 25 000 остались на похороны.

В 1889 г. американская делегация на Международном социалистическом конгрессе в Париже предложила считать 1-го мая праздником трудящихся. Он должен был знаменовать борьбу рабочего класса и «мученичество восьми чикагцев». С тех пор Первомай стал днем международной солидарности. В 1893 г. новый губернатор Иллинойса оправдал мучеников из-за их очевидной невиновности, потому что «суд не был справедливым». Впрочем рабочие Чикаго и мира знали это и так. По сей день имя истинного виновника происшествия не известно. Однако ни один из осужденных к этому не причастен - и это единственное, в чем можно быть уверенным: «Наши товарищи были убиты государством не за связь со взрывом, но за организацию наемных рабов Америки» [Lucy Parsons, Там же, стр. 142].

Власти думали, что они сломают хребет рабочему движению этим процессом. Участница событий Люси Парсонс писала 20 лет спустя: «[Хеймаркетский суд] был классовым судом - беспощадным, карательным, жестоким и кровавым. Судебным преследованием капиталисты хотели подавить успешную массовую забастовку за восьмичасовой рабочий день, центром ее стал город Чикаго; диким способом, которым они вели судебную расправу, капиталисты хотели запугать рабочий класс и заставить вернуться его к долгим малооплачиваемым часам тяжелого труда, к ситуации, из которой он пытался выбраться. Капиталистический класс считал, что они выполнят свой человеконенавистнический план, приговорив к бесславной смерти самых прогрессивных лидеров рабочего класса того времени. Кровавую судебную расправу они смогли организовать, но остановить могущественное прогрессивное движение трудящихся у них не вышло». [Lucy Parsons, Там же, стр. 128] Слова Августа Шписа, обращенные к суду после вынесения смертного приговора здесь достойны цитирования:

«Если вы считаете, что повесив нас, вы уничтожите рабочее движение... движение, в котором ищут спасение миллионы трудящихся людей, не получая в награду ничего, кроме горя и нищеты, если вы так считаете, тогда зовите вашего палача. Повесив нас, вы погасите искру, но здесь и там, повсюду вокруг вас разгорается пламя. Пока это скрытый огонь, но вам его не погасить! [цит. по: Paul Avrich, Там же, стp. 287]

Начиная с того времени, этот вызов, брошенный государству и капитализму, вдохновил тысячи людей примкнуть к анархизму, особенно в самих США. С тех пор анархисты отмечают Первое Мая (реформистские профсоюзы и лейбористские партии сместили соответствующие акции на первое воскресенье месяца). Мы делаем это, чтобы показать нашу солидарность с другими трудящимися по всему миру, отметить прошлую и настоящую борьбу, показать нашу силу и напомнить правящему классу об их уязвимости. Как писал Нестор Махно:

«40 с лишним лет тому назад американские труженики пытались организованно выразить свой протест против подлого строя власть и капитал имущих...
Труженики Чикаго... собирались для общей работы своим коллективным умом над терзавшими их вопросами их жизни и борьбы....
И по сие время всюду... труженики... относятся к первому мая, как ко дню своих непосредственных деловых встреч и прямых забот о своем освобождении» [1-ое мая - символ новой эры в жизни и борьбе трудящихся].

Анархисты остаются верными происхождению Первомая и отмечают его рождение прямым действием угнетенных. Это классика анархических принципов прямого действия и солидарности, «историческое событие огромной важности, поскольку впервые рабочие сами попытались добиться чего-либо всеобщей спонтанной акцией... эта забастовка стала первым крупным примером в истории прямого действия, первой в Америке». [Lucy Parsons, Там же, С. 139-40] Угнетение и эксплуатация порождает сопротивление. Первомай, по мнению анархистов, международный символ этого сопротивления и силы - силы, выраженной в последнем слове Августа Шписа, выгравированных на памятнике мученикам Хеймаркета на кладбище Валдхейм в Чикаго:

«Придет время, когда наше молчание зазвучит сильнее голосов, которые вы сегодня душите!».

Почему государство и капиталисты были полны решимости повесить чикагских Анархистов? Потому что их считали лидерами крупного радикального профсоюзного движения. В 1884 г. чикагские анархисты издали первую в мире ежедневную анархистскую газету, Chicagoer Arbeiter-Zeiting. Она писалась, читалась, принадлежала и издавалась немецким иммигрантским рабочим движением. За шесть лет совокупное издание этой ежедневной газеты плюс еженедельник (Vorbote) и воскресный выпуск (Fackel) удвоилось, от 13 000 экземпляров в 1880 г. до 26 980 в 1886 г. Анархистские еженедельные газеты издавались также и для других этнических групп (одна на английском, одна на богемском и одна на скандинавском).

Анархисты стремились создать на основе Центрального Профсоюза(он состоял из одиннадцати самых многочисленных профсоюзов города), словами Альберта Парсонса(одного из мучеников), «эмбриональную ячейку будущего 'свободного общества'». Анархисты также принимали самое активное участие в Международной ассоциации трудящихся(так называемый «Черный интернационал»), собиравшейся из представителей 26 городов. МАТ «добилась прогресса среди профсоюзов, особенно на Среднем Западе». Её идеи «прямого действия рядовых членов» и профсоюзов, «служащих инструментом рабочему классу для полного разрушения капитализма и ядром для формирования нового общества» получили известность как «Чикагская Идея» (ею вдохновлялись Индустриальные Рабочие мира). ["Editor's Introduction," The Autobiographies of the Haymarket Martyrs, стр. 4]

Эта идея была выражена в манифесте Питтсбургского Конгресса 1883 г. за авторством МАТ:

«1. Уничтожение существующего классового господства любой ценой, т.е. энергичным, неустанным, революционным и международным действием.
2. Учреждение свободного общества, основанного на кооперативной организации производства.
3. Свободный обмен эквивалентными продуктами между организациями производителей без коммерции и торговой надбавки.
4. Организация образования на светской, научной и равной основе для обоих полов.
5. Равные права для всех, несмотря на половые или расовые различия
6. Регулирование всех общественных отношений согласно свободным контрактам между автономными (независимыми) коммунами и ассоциациями на принципах федерализма». [Там же, стр. 42]»

Помимо профсоюзной организации, Чикагское анархистское движение также организовывало социальные общества, пикники, лекции, танцы, библиотеки и многое другое. Все это помогло выковать ясную рабочую революционную культуру в сердце «американской мечты». Угроза правящим классам и их системе слишком разрослась, чтобы они могли позволить ей существовать (они помнили недавнее массовое восстание трудящихся в 1877 г. Как и в 1886 г., восстание так же подавили государственным насилием. Подробнее см. в книге "Бастуем!" Дж. Брекэра(Strike! by J. Brecher). Конфликт перерос в репрессии, неправедный суд и государственную расправу над теми, кого чиновники и капиталисты сочли «лидерами» движения.

Жизни и идеи мучеников Хеймаркета описаны в "Автобиографиях Мучеников Хеймаркета"(The Autobiographies of the Haymarket Martyrs). Альберт Парсонс, единственный из мучеников, родившийся в Америке, написал книгу под названием "Анархизм: Его Философия и Научное Основание"(Albert Parsons, Anarchism: Its Philosophy and Scientific Basis), в которой объяснил, чего они хотели. Историк Пол Эврич подробно и глубоко исследовал события, связанные с 1 мая в книге "Трагедия Хеймаркета"(Paul Avrich, The Haymarket Tragedy).

Перевод: Осенний Дождь
Источник: https://vk.com/anarchywithoutbanes?w=wa ... _205%2Fall

Изображение