Почему развалились колхозы царя Александра III

LaViro

14-10-2017 12:18:31

В 1890-х в двух российских губерниях — Пермской и Херсонской — был проведён эксперимент: создание на бюджетные и благотворительные деньги артелей из крестьян-бедняков. Эксперимент оказался неудачным: до 30% лошадей в артелях умерло, крестьяне не хотели трудиться ради товарищей и получать прибыль. Это ещё раз доказало отсутствие коллективизма у русских крестьян, а также их нацеленность на натуральное хозяйство.

Об эксперименте с артелями в Пермской губернией рассказывает историк Степан Пьянков в статье «Ссуда на коллективизм: организация земледельческих артелей на Урале в конце XIX в.» (Уральский исторический вестник, №3, 2013).

Создание земледельческих артелей в в этих двух губерниях было связано с катастрофическим неурожаем 1891 года, нанесшим сильнейший удар по крестьянским хозяйствам. Как и позднее, при Сталине, эта экономическая новация насаждалась сверху и обосновывалась не только благом крестьян, но и способом, который наконец-то позволит покончить с вечными недоимками в бюджет.

Деньги на коллективные хозяйства выделялись из бюджета земств (как сейчас сказали бы, из местного бюджета) и благотворительных взносов. Уполномоченным по артелям в Пермской губернии стал секретарь Шадринской уездной земской управы Н.Фёдоров. Согласно его проекту, идеальная артель должна была состоять из шести безлошадных хозяев. Один из членов артели избирался старостой, который и руководил работой. В каждом населённом пункте, где были учреждены артели, назначался особый попечитель, который должен был наблюдать за исполнением условий устава.

Имущество артели: лошади, орудия, семена и весь урожай с артельных запашек — должно было находиться в коллективной собственности (а не в собственности каждого хозяйства в отдельности). Урожай артели делился на семенной фонд, на выплату податей, а оставшаяся часть должна была храниться для выдачи ссуд членам артели, нуждающимся в семенах (предполагалось, что артельщики, кроме общей запашки, будут вести и небольшое личное хозяйство).

В июне 1892 года Фёдоров организовал 55 артелей, из которых 47 состояли из безлошадных домохозяев. Каждая из артелей, кроме посевных семян, получила 2 лошади, 2 одноконных плуга и соху, молотилки и веялки. На эти хозяйства местным бюджетом была выделена ссуда на 20 тыс. рублей на три года.

Ещё одним организатором колхозов в этом регионе стал социалист Григорий Соломон. На это дело он получил из Петербурга «от неизвестных лиц» несколько траншей по 5-8 тыс. рублей каждый. Эти деньги выделялись крестьянам безвозмездно. Он организовывал земледельческие артели по системе Фёдорова, выдавая лошадей, орудия и семена.

Соломон обосновался в селе Ново-Петропавловское, где открыл бесплатную столовую для крестьян. Крестьяне в артелях, которые курировались им, получали плату: за один рабочий день мужчинам полагалось 15 коп., женщинам — 10 коп. и детям — 5 коп.; всем работникам также раз в день бесплатно давали горячую пищу. Также Соломон оказывал бесплатную медицинскую помощь.

В 1894 году губернское земство собрало первые сведения о деятельности артелей. Всего в Шадринском уезде было обследовано 63 артели. На момент создания в них насчитывался 401 член, 85 — вышли из артелей в первый же год их существования, 30 человек было исключено, вновь принято — 45. В итоге к 1894 году в состав артелей входило 323 крестьянина (за два года потеря 20% состава). В их пользование было выдано 219 лошадей, одна артель купила лошадь самостоятельно. В первый же год деятельности артелей пало 22 лошади. В отчёте губернской земской управы указывалось:

«Никому лично не принадлежавшая лошадь не пользуется должным уходом. Большинство лошадей пало прямо от голода. У артельщиков идёт пережидание, который должен работать, тот и корми лошадь, а последний, поработав целый день, передает её другому, а покормить после трудов не позаботится. Во многих слуаях и оставшиеся лошади плохо кормлены и истощены».

Попечители артели описывали вступление крестьян в артель как меру вынужденную:

«Безлошадные крестьяне смотрят на артель как на неизбежное зло, лежащее на пути к приобретению собственной лошади, возможности стать полным хозяином. Заметна сильная тенденция уравнять число членов с числом лошадей, что достигается обыкновенно устранением лишних (сверх лошадей) членов».

Ещё одно исследование было проведено в октябре 1896 года, спустя четыре года после их основания. К этому времени ВСЕ артели распались, не выплатив полученные ссуды. Артельное хозяйство велось плохо, быстро менялся состав членов, а на момент обследования общая запашка была повсеместно прекращена. Из 153 лошадей, приобретенных на средства губернского земства, в Шадринском уезде пало 24%, в Екатеринбургском уезде — 32%.

Бывшие члены артели из села Далматово описывали работу своего распавшегося коллектива так: «Да разве это резон сообща владеть лошадями? Я буду её кормить, а потом её другому отдадут, кто не кормит, а только робить будет. Или я починю молотилку, а другой задаром моим трудом воспользуется! А лошади у нас пропали».

Несмотря на оказанную земством огромную помощь, экономическое положение бывших артельщиков не изменилось. Как и прежде, многие из них были бедны. Количество личного домашнего скота и инвентаря в хозяйствах участников артелей было минимальным. Хозяйства этих крестьян так же, как и десять лет назад, балансировали на грани полного упадка: за ними числились недоимки по уплате податей и долги в общественные хлебозапасные магазины.

Эпилогом в истории с организацией сельскохозяйственных артелей стало списание долгов, числившихся за бывшими участниками артелей. Всего было прощено долгов 8371 руб., поводом же стало рождение наследника престола — цесаревича Алексея Николаевича.

В Херсонской же губернии дело обстояло чуть лучшим образом: к 1910 году из 118 созданных артелей всё же сохранилось 16 (видимо, сказывался такой фактор, как наличие в регионе более активных крестьян).

Ожидания способности русских крестьян вести коллективное хозяйство не оправдали себя на практике. Кроме того, эксперимент показал и незаинтересованность крестьян в большом увеличении достатка: их идеалом было самодостаточное хозяйство, способное вдосталь прокормить всех членов семьи и выплатить налоги.

В 1930-е большевики при коллективизации, видимо, учли эту психологию русского крестьянина, и организовывали колхозы не через экономическую заинтересованность, а жестокими мерами. Не учли они лишь одного: организованное любым способом сельскохозяйственная артель всё равно окажется неэффективной экономической единицей.

http://ttolk.ru/2016/11/28/%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%8C-%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%85%D0%BE%D0%B7%D1%8B-%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%8F-%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA/

hil-hil

14-10-2017 15:06:50

было дело

Дубовик

15-10-2017 14:59:09

Несколько замечаний по тексту, составленных вразброс, в более-менее произвольном порядке.

1. "Почему развалились колхозы царя Александра?" - Кажется, уже из самого текста видна важнейшая причина: потому что туда загоняли силой, административным принуждением, по разнарядке. Очевидно, не спрашивая ни с кого согласия. Как пишет сам гражданин историк С. Пьянков, "крестьяне смотрели на артель как на неизбежное зло". Как на вредную причуду земского начальства.
Напомню, что полувеком ранее так же насильственно внедрялось в сельское хозяйство выращивание картофеля. Сотни людей отравились в результате неправильного хранения и употребления картошки, десятки людей были убиты и запороты при усмирении волнений. Если гражданин историк С. Пьянков когда-нибудь возьмется за написание соответствующей истории, то он, наверное, придет к выводу, что "организованное любым способом" картофелеводство "все равно окажется неэффективным" и вредным для здоровья и общественного порядка.

2. Мало того, что, судя по тексту, сельхозартели насаждали насильно, мало того, что загоняли туда самых бедных крестьян, так еще и одной из целей этого мероприятия, оказывается, была, так сказать, оптимизация налоговых поступлений: "эта экономическая новация насаждалась сверху и обосновывалась не только благом крестьян, но и способом, который наконец-то позволит покончить с вечными недоимками в бюджет". То есть - для вашего, сволочи, блага мы вас организуем и будем с вас деньги собирать более эффективно. А потом будем удивляться: чего это облагодетельствованные налогоплательщики недовольны остались.

3. У гражданина историка С. Пьянкова получается, что описываемые им сельхозартели существовали в некоем общественно-экономическом вакууме. Есть организаторы эксперимента, власти, и есть объект эксперимента, отдельно взятые очень небольшие группы крестьян (в Шадринском уезде - 401 член в 63 артелях при общей численности населения уезда более 300 тысяч человек). А вокруг них - пустота.
Как относились к этим артелям самые что ни на есть местные власти, - не далекое уездное или губернское земство, а волостные правления, волостные старшины, становые приставы? Как относились сельские попы? Как относились местные землевладельцы - помещики и кулаки? Гражданин историк С. Пьянков этим не интересуется. И напрасно. Потому что из множества воспоминаний людей, живших в конце 19 века и занимавшихся созданием нормальных (читай: добровольных) артелей, кооперативов и коммун, следует, что все перечисленные категории видели в подобных попытках угрозу власти и своей собственности и всячески мешали артельным начинаниям. Применяя целый комплекс мер противодействия, от доносов о политической неблагонадежности до прямого насилия.
Вот один лишь пример, который приведен в воспоминаниях всем известного писателя Максима Горького. Дело было в 1888 году, когда 20-летний Алексей Пешков (псевдоним "Горький" он взял много позже) жил в селе Красновидово Свияжского уезда Казанской губернии в доме старого и довольно известного революционера-народника Михаила Ромася. К тому времени Ромась отбыл ссылку в Сибири, а освободившись и поселившись в селе, попытался организовать местных крестьян в артель. Не в коммуну (гражданин историк С. Пьянков почему-то путает артели и коммуны, а это совсем-совсем разные вещи), - в артель с очень ограниченной и специфической задачей: в Красновидово занимались садоводством, выращивали яблоки, но вся торговля ими находилась в руках трех-четырех крупных скупщиков, ставивших низкие закупочные цены; Ромась основал артель, участники которой должны были совместно наладить оптовый сбыт продукции со своих мелких хозяйств и распределять выручку на пропорциональных началах (т.е. по труду, а не поровну). Скупщикам это не нравилось: их выдавливали с рынка, им сбивали цену. Артель просуществовала менее года. За это время в Ромася дважды стреляли из ружья и несколько раз избивали кольями; избивали также Пешкова и других артельщиков; если верить Горькому, то какого-то крестьянина Изота, еще одного помощника Ромася, "убили топором, когда он рыбачил"; наконец, однажды ночью дом Ромася просто сожгли, после чего он и Пешков были вынуждены сбежать из Красновидово.
Теперь представим себе, что гражданин историк С. Пьянков взялся проанализировать эту историю таким же образом, как он это сделал для Пермской губернии. Что у него получится? - Некто организовал артель, но она развалилась, а сам организатор сбежал. Точка.

4. Отдельно отмечу примечательный факт, касающийся Херсонской губернии: за почти два десятка лет (с начала 1890-х по 1910) здесь сохранилось 16 артелей из 118. То есть каждая седьмая. Это не так уж и мало. Это за пределами статистической погрешности. Казалось бы, этому факту гражданин историк С. Пьянков должен был бы найти какое-то объяснение. Более рациональное, чем предположение о "большей активности" украинских крестьян. И уж тем более, сообщив о сохрании каждой седьмой артели на Херсонщине, не следовало бы тут же делать вывод, что "организованная любым способом сельскохозяйственная артель всё равно окажется неэффективной экономической единицей".

5. С этим последним выводом - вообще отдельная песня. Судя по этой фразе, вся статья писалась прежде всего из чисто пропагандистских намерений. Причем писалась человеком не очень честным: сообщив о создании и распаде артелей в определенном регионе, в определенное время, организованных на определенных началах и определенными методами, не сообщив ничего о важных для темы факторах существования артелей (см. пункт 3), - гражданин историк С. Пьянков распространяет определенный способ организации сельскохозяйственной кооперации на любой способ такой кооперации.
Это как если бы гражданин историк С. Пьянков поэкспериментировал с аквариумистикой и написал бы: "Я кормил своих рыбок пельменями, а они сдохли, - поэтому любой способ их кормежки все равно окажется неэффективным".
Не бывает таких методов, которые эффективны всегда и для всех. Не бывает таких опробованных методов, которые неэффективны всегда и для всех. Например, я бы посоветовал гражданину историку С. Пьянкову поставить мысленный эксперимент на тему "Ранняя история сельского хозяйства": без коллективных форм крестьянского труда любая известная в древней истории разновидность сельского хозяйства была бы попросту невозможна: ни ирригационное земледелие Азии, ни террасное Центральной Америки и той же Азии (Ирана), ни подсечно-огневое Европы.

Дубовик

15-10-2017 15:05:03

Думаю, что приложением к этой теме будет не лишним напомнить мой старый материал "Экономика махнощины. Наброски". Там же - ценные отрывки из работы А. Шубина по поводу коллективных крестьянских хозяйств в Махновском регионе.
См. здесь:
viewtopic.php?f=4&t=25259

LaViro

15-10-2017 20:40:24

Да, мне кажется, если не брать во внимание пунт о проблемах на местах (как в описанных вами ситуацией с артелью Горького), то основная причина по которой не удались начинания - это "насильно мил не будешь".

Дубовик

16-10-2017 04:37:47

Маааленькая поправка: артель Ромася, не Горького. Горький там просто помогал.

NT2

17-10-2017 19:08:27

Добавка к вопросу "что бы сказал г-н Пьянков?" - вот на это: https://topwar.ru/27437-iezuity-sociali ... rstva.html и https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%98% ... 0%B8%D0%B8

NT2

17-10-2017 19:10:12

Конечно, мы знаем, что социалистическое и государство как термины совмещать несостоятельно, но такова терминология мозгопромывания.

LaViro

20-10-2017 19:39:43

NT2 писал(а):терминология мозгопромывания.

Чем же так плоха статья? И при чем здесь мозгопромывание?

NT2

21-10-2017 15:59:38

Статья плоха внушениями.
Сие и есть мозгопромывание.

Недоанархист

22-10-2017 08:20:53

Ой, да какая по большому счету разница были ли на что -то способны селяне или нет.

Если мне в пример анархообщества будут приводить сельскую общину, то я сразу упомяну 2 фактора по которой она будет слабо напоминать желаемое.

1) религиозность.

2) Общие ценности. Т.е. чморение за нежелание соответствоовать каким то общим меркам. Будь то пьянка или ношение тех или иных атрибутов одежки.

Все - гуд бай америка, это не пример и не контрпример в информационном обществе. :)

Дубовик

22-10-2017 15:36:34

Недоанархист писал(а): Если мне в пример анархообщества будут приводить сельскую общину, то я сразу упомяну 2 фактора по которой она будет слабо напоминать желаемое.

Культурная отсталость и вызванная ею консервативность, прежде всего. К сожалению.
Плюс - вызванные названными факторами и материальными причинами сложности с доступом к техническим новинкам. Вот это всегда был главный бич крестьянских коммун.