Идеи Али Шариати, Ленин и диктатура в Иране

Tiratore

01-02-2020 20:30:45

ИзображениеСвязаны ли Хомейни и нынешний иранский режим с ленинизмом? Такая постановка вопроса кажется странной. Ленин был убежденным атеистом и марксистом. Находясь во главе партии большевиков, он защищал созданный ей однопартийный режим. Имам Хомейни отвергал марксизм, был создателей мусульманской шиитской теократии в Иране, системы велаят-э-факих (правление мусульманского правоведа). Так что между ними общего?

В основе иранской государственной системы лежит почти абсолютная власть духовного лидера (рахбара), который через свой бюрократический аппарат (в Иране это называется "бете рахбари") управляет внешней и внутренней политикой, вооруженными силами, принимает решения в области финансов и назначает членов ведущих органов власти. Хотя в Иране существуют избираемые обществом президент и парламент, они и близко не имеют власти, сравнимой с могущественным лидером. Напомним, что и Ленин с определенного момента стал политическим лидером, обладая колоссальной властью, возглавляя правительство большевиков (Совнарком), и ведущий орган внутри ЦК партии большевиков - Политбюро, так же принимая множество важнейших решений во всех областях общественной жизни и подавляя любую оппозицию против партии большевиков. Но все же, этого недостаточно. В истории было много диктатур, не стоит всех грести под одну гребенку.

К сожалению, между двумя диктаторами существует и более глубокая идейная связь. Идеи исламской революции в Иране в 1979 году, которая привела к власти диктатора Хомейни, а затем его наследника, нынешнего рахбара Али Хаменеи, имели различные источники. Но говоря о ней, нельзя пройти мимо фигуры выдающегося иранского шиитского теолога, мыслителя, революционера и социалиста Али Шариати. Именно он сформулировал многие ключевые постулаты этой революции. Именно он обосновал и яростную борьбу против тирании иранского шаха, и новую диктатуру религиозных кругов, во главе которой встал имам Хомейни.

Али Шариати - ключевая фигура революции в Иране

Али Шариати (23 ноября, 1933 - 19 июня 1977) был иранцем по происхождению и верующим мусульманином-шиитом. Он родился в Хорасане. Он учился и работал в Париже в университете Сорбона, где воспринимал и творчески перерабатывал идеи западных мыслителей - от Карла Маркса до Жана-Поля Сартра. На него оказали влияние Фанон и Ленин. Постепенно он стал считаться в самом Иране великим. Его идеи, статьи и записи с его выступлениями, читали и слушали сотни тысяч иранцев. Хотя Шариати умер за два года до революции, по общему признанию без него иранская революция 1979 г была бы невозможна. Я не буду излагать тут подробно мировоззрение Шариати, желающие могут познакомиться с его основами из соответствующих публикаций*. Обозначим лишь некоторые основные идеи его учения.

Религия и социализм

Шариати соединял религиозную веру и идеал социализма. Он считал, что без религиозной веры невозможны радикальные преобразования общества, ибо неверующие не имеют твердой моральной основы для борьбы (с тиранией и нищетой). Да и вообще, по его мнению, никаких неверующих нет. Люди, которые не поклоняются богу, поклоняются идолам - деньгам, лидерам, хозяевам, чью волю они исполняют, своей корпорации и т.д. Отходя от единобожия (таухид), люди, по мнению Шариати, неизбежно впадают в многобожие (ширк).

Против многобожия и неравенства, за власть Советов, трудовое самоуправление и бесклассовое общество

Подчинение одних людей другим уже несет следы многобожия и поклонения идолам (почитания одних людей другими). Равенство людей (в области политики и экономики) вытекает из принципа единобожия (таухид) - все равны перед богом, никто не выше других. Поэтому необходимые общественные преобразования Шариати видел в духе самоуправленческого социализма, прямой демократии трудовых Советов. Поскольку бог сотворил людей из одной субстанции, то и права, и возможности у людей должны быть равны, вне зависимости от того, в бедности или богатстве они родились, мужчины они или женщины. А значит, люди имеют право на то, чтобы на равных управлять своей политической и законодательной системой, а так же экономикой (значит, предприятия должны находиться в коллективной общественной собственности). Хотя Шариати ничего не имел против прав меньшинств (и даже подчеркивал необходимость соблюдения их прав и терпимого отношения к ним - в качестве примера приводились христиане и иудеи в ряде мусульманских стран), он, в отличие от многих современных "левых" выступал, прежде всего, за освобождение большинства. Иными словами, боролся против эксплуатации большинства - т.е. наемных работников, безработных и бедняков, угнетенных на рабочем месте и страдающих от диктатуры и репрессий иранского шаха.

В целях само-управления люди создают выборные Советы (шура), которые принимаю хозяйственные и политические решения на основе решений большинства коллектива (регулярных собраний общины, имеющей право в любой момент отозвать и заменить делегатов Совета). Это означает революционное свержение тирании (Али Шариати поддерживал борьбу против диктатуры иранского шаха) и создание бесклассового общества. (Классы - это большие группы людей, отличающиеся по уровню общественного богатства и по отношению к производству. Например, при капитализме одни владеют предприятиями, распоряжаясь результатами труда и управляя процессом труда, а другие, не владея почти ничем (ибо почти все богатство сосредоточено в руках первых), вынуждены наниматься на работу к владельцам богатств). Поскольку все станут управлять своими предприятиями, больше не будет деления на владельцев и наемных работников, на бедных и богатых. Коллектив будет решать, как использовать предприятие. Так же, Советы - эти органы прямой трудовой демократии - будут принимать политические решения. Возможно, эту свою идею Али Шариати воспринял от другого известного мыслителя, Франца Фанона - участника борьбы против западного колониализма, критика государственной бюрократии.

Свобода личности

Всякий человек, по мнению Шариати, имеет право или даже обязан самостоятельно толковать идеи религиозного учения. Каждый человек при этом сам несет ответственность за свой выбор. Личная свобода, включая свободу слова и право на критику любой идеи, должна стать основой общества. Согласно мнению Шариати, даже функция религиозных пророков заключается лишь в том, чтобы познакомить массы с истинной религией и указать путь устранения религии искаженной, ликвидировать эксплуатацию (присвоение результатов чужого труда) и несправедливости. На этом миссия пророков заканчивается, поскольку люди, обладая свободой выбора, сами могут и должны делать выводы о том, как им надлежит поступить.

Борьба против диктатуры?

Шариати объявляет борьбу с тиранией за личную свободу - долгом человека. “Каждый, кто навязывает свою волю народу, и руководит, как ему захочется, претендует таким образом на то, что принадлежит одному лишь Всевышнему, и каждый, кто соглашается с таким положением вещей, мгновенно превращается в неверного, ибо абсолютная власть, абсолютная воля, восхваление и возвеличивание могут принадлежать лишь Богу”. То же касается и духовенства. “Если мы восхваляем какого-то клерика (рухони), выражаем наше обожание, принимаем все, что бы он ни сказал, подчиняемся любым его приказам, слепо перенимаем его направление мыслей, то в этом случае мы превращаемся в безбожников и язычников, и я назвал бы это “мусульманским язычеством”.

Необходимость временной диктатуры?

Парадоксальным образом, эти идеи у Шариати сочетались с восхвалением авторитарных идей, заимствованными как у Ленина, так и в шиитской версии ислама. Исследователь творчества Шариати, Сергей Богдан, отмечает: "На время переходного революционного периода (когда ведется интенсивная борьба с противниками революции - прим.) в обществе предлагается установить систему "управляемой демократии”, целью которого является построение идеального общества на основе революционной идеологии. Предводителем и руководителем этой демократии должен быть в человек, избранный большинством (имам). Шариати пытается перестроить понятие имама (духовного лидера - прим.), которое в традиционном шиитском понимании использовалось прежде всего в отношении исторических двенадцати имамов. Некоторые мыслители еще до Шариати переосмысливали эту концепцию, особенно что касается двенадцатого скрытого имама-освободителя (скрытый имам, по вере шиитов, должен стать Мессией, который освободит человечество от угнетения, страданий и несправедливости - прим.). Джалаль Ал-е Ахмад заявил, что каждый верующий, с оружием в руках выступивший против тирании угнетателей, может считаться этим двенадцатым имамом. Шариати смягчил крайне широкую трактовку Ал-е Ахмада и пояснил: “Имамат является прирожденным правом, которое следует из свойств самого лица, источником имамата является сам имам, неважно, назначенный или нет, избранный или нет – он имам, ибо обладает определенными личными добродетелями... Соответственно, в процессе руководства имам не нуждается в утверждении со стороны народа и он не отчитывается перед народом иначе, как только в соответствии со справедливостью и собственным чувством ответственности. Как раз эти идеи стали обоснованием для занятия имамом Хомейни после революции высшего руководящего поста – Вождя революции. Первыми ему в этом помогли сторонники Шариати."

Для части шиитов приход Мессии (Махди) не обязательно тождественен рождению конкретного человека - божественное не обязано действовать согласно правилам человеческого мышления: речь может идти и о рождении общественного движения. Однако, для Шариати, на которого, несомненно, влияли не только антиавторитарные, но и авторитарные социалистические идеи, все выглядело иначе. Так, сам Шариати, которые яростно отстаивал борьбу с тиранией (иранского шаха) во имя прямой власти собраний трудовых коллективов и Советов, наступает на горло собственной песне. Вдруг он начиная прославлять тиранию имама, религиозного лидера, который не нуждается в народном одобрении, чтобы править. С точки зрения шиитской теологии в этом не было необходимости. Но... как говорили в 1979 иранцы во время анти-шахской революции: "Шах ушел, имам пришел." После прихода к власти аятоллы Рухоллы Хомейни многие сторонники идей Шариати, потрясенные террором и бюрократической диктатурой нового режима, с отвращением отвернулись от Хомейни и его государства. Но было поздно. В Иране установилась новая диктатура - на десятилетия. В истории нет ничего более постоянного, чем временное. Никто просто так не отдает кольцо абсолютной власти. Она слишком привлекательна сама по себе, не говоря о материальных привилегиях и выгодах, которые она способна дать. Особенно, если некто считает себя Мессией или, по крайней мере, великим философом\правоведом, которому выпала нелегкая доля "править глупцами".

Влияние в этом вопросе на Али Шариати не только некоторых авторитарных версий шиизма, но и учения Ленина о диктатуре партии и вождей (см, например, ленинские работы "Что делать?", "Детская болезнь левизны в коммунизме") несомненно. Яд ленинского учения проник в 20-м веке в Иран, в различных, пусть и в искаженных и странных на первый взгляд формах. И хотя не стоит все сводить лишь к борьбе идей, этот пример показывает историческую необходимость устранения ленинизма с путей социализма.

* Сергей Богдан «ВСЕВЫШНИЙ СОЗДАЛ ТЕБЯ СВОБОДНЫМ»:ПУТЬ АЛИ ШАРИАТИ К ИСЛАМСКОЙ
РЕВОЛЮЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=aYtOtjlgZySlfB02eUP1Jyg6MQJ7InVybC...

Michael Shraibman



https://avtonom.org/author_columns/idei-ali-shariati-lenin-i-diktatura-v-irane

павел карпец

27-08-2021 19:25:48

каждый верующий, с оружием в руках выступивший против тирании угнетателей, может считаться этим двенадцатым имамом
Ну , это постоянная тема - про религиозные корни социализма (хотя , конечно , Бакунин с этим-бы не согласился)...

Michael Shraibman , насколько я заметил , довольно противоречивый автор на Автономном Действии имхо . Нет , то , что всевышний создал нас свободными , возражений не вызывает . Да и путь у Али Шариати к исламской революции и республике был наполнен конкретно антиавторитарным содержанием ...

Просто иранская революция это уже ИСТОРИЯ , которая , как мы знаем , наполнена антиимпериалистическим , а конкретней - антиамериканским содержанием , а иранские дамы вынуждены носить чадру ...
А вот уже современные свежие темы на АД - "Акции в поддержку афганских женщин прошли в Москве и Санкт-Петербурге" ; "В Москве пройдет пикетная очередь в поддержку афганских женщин"...
Michael Shraibman писал(а):Антиимпериализм как идеология очень глуп


Возвращаясь к теме Tiratore ,
- а Али Шариати разве антиимпериалистом не был ? Не глупый-ли он дурак после этого ? И разве не может каждый талиб считаться двенадцатым имамом ? И пусть не покажется странной такая постановка вопроса , но не связан-ли "Талибан" и нынешний афганский режим с ленинизмом??
Как говорится , вопросов больше чем ответов ...

павел карпец

30-08-2021 13:48:57

Вот , скажем , известно , что идеология талибов это причудливая смесь деобандизма (течение в исламе) и пуштунвалай

(взято из интернета)
Пуштунвалай - кодекс чести пуштунов(восточных иранцев)
1) Верить в Бога («Худай» на пушту). Понятие веры в Единого Творца соответствует в целом идеям веры в единого Бога. 
2) Хорошие мысли, хорошие слова, добрые дела — пуштун должен всегда стремиться к хорошим (добрым) мыслям, говорить добрыми словами и делать добрые дела. Понятия, перенятые ещё в зороастрийской морали приведены в простой фразе: «добрые мысли, добрые слова, добрые дела» (Humata, Hukhta, Hvarshta в авестийском). 
3) Поведение — пуштуны должны вести себя уважительно ко всем творениям Бога, включая людей, животных и окружающей среды вокруг них или природы. Загрязнение окружающей среды или её уничтожение противоречит Пуштунвалай. 
4) Единство — в языке, на котором они говорят, в крови (не смешивания с не иранскими народами), денежная (и другая) помощь друг другу, понятие, объединяющее или держащее пуштун в качестве единого этноса по всему миру. Там, где есть подлинное единство, все усилия, чтобы разъединить его, будут лишь способствовать укреплению единства у них. Что происходит с одним — бывает со всеми («Око за око, зуб за зуб»). Понятие призывающего не к равнодушию, а ко взаимной помощи друг другу в трудный час. 
5) Равенство — каждый человек по отношению к другому является равным. Эта концепция возникла в необходимости развитии среди пуштун системы джирги, в которой процесс принятия решений происходит с участием всех членов общества пуштунов, понятие, способствующее рациональному подходу ко всему. Каждый человек хочет сказать своё слово, и он будет бороться за своё право иметь своё мнение, чтобы его услышали, это понятие и предоставляет данное право. Все люди должны, по этому понятию, с надлежащей вежливостью и уважением относиться друг к другу, и никто не может навязывать своей воли другому. 
6) Свобода и независимость — вера в то, что свобода есть в физических, психических, религиозных, духовных, политических и экономических сферах пуштун, и они, мужчины и женщины, должны чтить её, при этом не принося вреда другому. 
7) Пуштунвалай говорит, что ни один человек не имеет права диктовать своего мнения другим — даже родителям нельзя навязывать своего мнения детям. 
8) Гостеприимство и святилище — быть гостеприимным для всего человечества, особенно к гостям; даже самым презираемым из врагов (если просили) предоставлялось святилище, убежище или защита, а также продовольствие и другая помощь. 
9) Правосудие и прощение — если один нанёс умышленные обиды другому, то пострадавший имеет право — даже обязан — мстить за эту несправедливость в разумной эквивалентности от нанесённой обиды. Если умышленно причинили вам зло и вы не добиваетесь справедливости, и даже если правонарушитель не просит у вас за свои действия прощения, то конфликт может быть разрешён только правосудием, по решению совета предоставляется компенсация за неправомерные действия обидчика. 
10) Братство и доверие — вера в то, что брату или сестре, каждому пуштуну следует доверять и помогать настолько, насколько это возможно. 
11) Честь — пуштуны должны сохранять свою независимость и человеческое достоинство. Честь имеет большое значение в обществе пуштун, и большинство других указов и кодексов жизни направлены к сохранению своей чести и гордости. 
12) Самоуважение — люди должны уважать себя и других. Уважение начинается с дома, среди членов семьи и родственников. 
13) Сострадание и сотрудничество — бедным, слабым и немощным должна быть оказана помощь и поддержка. Понятие направлено на то, чтобы защитить от произвола и угнетения беспомощных людей. 
14) Семья — семья как священный социум, ответственный, со своими обязанностями по отношению к жене, дочерям, старейшине, родителям, сыновьям и мужу. 
15) Мы одна семья — соплеменнику пуштуну должна быть оказана помощь. Все племена имеют одну общую судьбу и они должны быть в союзе друг с другом. 
16) Знание — пуштуны должны добиваться объективных знаний в жизни, искусстве, науке и культуре, которые считаются плодами, предоставленными Богом к пользованию. 
17) Пуштунская история — великое значение придаётся истории пуштун, со всеми её трагедиями и победами. Она учит пуштун «держать разум открытым, чтобы продолжить поиск истины, большая часть которой исчезла в истории». 
18) Бороться со злом — добро постоянно находится в состоянии войны со злом. Зло должно быть повержено и добро должно превалировать над злом. Это долг пуштуна — борьба со злом в различной его форме, когда он становится перед ним лицом к лицу. 
19) Честность и Клятва (Обещание) — пуштуны выполняют свои обещания и должны быть честными во всех ситуациях и в любом месте. Истина пуштун — не нарушать своего обещания или клятвы, к которой они относятся свято. 
20) Гостеприимство — пуштуны должны относиться ко всем гостям и людям, которые входят в дом, с большим уважением и всегда, когда придут гости, говорят: «Mailma de Khudai milgareh deh» («Гость — это Божий друг»). Так сделаем гостя счастливым, сделаем Бога тоже счастливым! Так что, делая вашего гостя счастливым, вы автоматически делаете и Бога счастливым.


Согласитесь , что и Али Шариати и наш Ильич подписались-бы под многими идеями Пуштунвалая . Так давайте и мы не будем огульно крыть "Талибан" трехэтажным ... Ведь почитать столичных критиков , так в афганском движении нет ничего кроме наркокартелей . Кругом одни наркокартели . Имхо столичные критики отрабатывают на афганцах собственные диагнозы . А у талибов , как можно было убедиться из Пуштунвалая , есть и Пуштунвалай , и , наверняка , есть свои Али Шариати ...

Разглядели же мы в иранской революции этого Али Шариати , а могли-бы сказать , что Иран это просто международный нефтекартель