павел карпец
03-04-2021 17:13:35
Е.Тарле
ПРЕРИАЛЬСКОЕ ВОССТАНИЕ 1795 ГОДА
Предлагаемая статья представляет собой главу из подготовленного мной к печати исследования "Жерминаль и Прериаль". В предшествующих этой главе частях книги я исследую экономическую и политическую обстановку в промежуток между 9 термидора (27 июля 1794 г.) и 12 жерминаля (1 апреля 1795 г.), рассказываю историю жерминальского выступления и даю характеристику личного состава как термидорианской правящей группы, так и "последних монтаньяров", которым суждено было выступить 1 прериаля и погибнуть за это на гильотине. В заключительной главе я исследую контрреволюционный террор, последовавший за прериальским восстанием. Печатаемая же глава посвящена исключительно лишь самой истории четырех дней прериальского восстания. В своей книге я стараюсь выявить историческое значение этих событий, о которых все историки всегда были обязаны говорить и говорили, но которым мало кто посвящал все заслуживаемое ими внимание. Разгул, хищничество, спекуляция, казнокрадство, кутежи и оргии нажившихся воров и покровительствующей им правящей кучки - все это в первые месяцы после 9 термидора было еще внове, к этому еще не успели попривыкнуть, как потом, при Директории. И этот циничный разгул болезненно раздражал и оскорблял плебейские предместья, где самоубийства на почве голода стали в эту страшную зиму 1794 - 1795 г. бытовым явлением.
Меня интересовали настроения столичной массы от термидора до жерминаля, от жерминаля до прериаля, постепенно укреплявшееся убеждение, что 9 термидора был совершен какой-то страшный обман, что как ни плох был закон о максимуме, в особенности в том виде, как он осуществлялся, но что его отмена в декабре 1794 г. оказалась еще хуже, что избавление от голодной смерти и от владычества спекулянтов и воров заключается только в прямом нападении на их главную цитадель - на "термидорианский" Конвент. Специальные главы посвящены анализу политических групп, боровшихся в Конвенте восемь месяцев между термидором и жерминалем, - главным образом, с одной стороны, правящей группы термидорианцев, а с другой - остатков монтаньяров, или "вершины" (la crete), как тогда называлась эта группа, оставшаяся от былой "горы" (la montagne). Эти эпигоны мелкобуржуазного якобинизма: Ромм, Субрани, Дюкенуа, Гужон, Дюруа, Бурботт - выступили 1 прериаля и сложили за это выступление свои головы. Они не только не были руководителями восстания, но едва ли знали даже, что оно готовится. Настоящей близости к плебейской массе, хотя бы такой близости, какая была в свое время у Марата, у них не было, и в этом был особый трагизм их участи.
12 жерминаля был первый революционный порыв: рабочие предместья произвели угрожающую демонстрацию. Но демонстрация была рассеяна, настоящей пробы сил, не произошло, и обе стороны остались неудовлетворенными. Голодающая масса отхлынула и вернулась в предместья, не победившая, но и не побежденная. "Богатые секции", т. е. буржуазия центральных кварталов столицы, и поддерживавшие их собственнические слои городов и деревень провинции, были явно недовольны тем, что "термидорианский" Конвент мало, с оглядкой, неуверенно использовал свою "победу". Обе стороны готовились к новой, решительной схватке, обе высматривали друг друга. Почти два месяца (с 12 жерминаля до 1 прериаля, т. е. с 1 апреля до 20 мая 1795 г.) прошло в ожидании (окончательного и решающего междуклассового боя. Эта схватка началась 1 прериаля, а окончилась 4-го.
I. ПЕРВОЕ ПРЕРИАЛЯ
Приступая к анализу прериальского восстания, нужно прежде всего отметить ту черту его, которая, правда, не столь ярко, сказалась и в жерминальских событиях. Нелепо было бы резюмировать особенности прериальского восстания, сказав, например (как это иногда делается), что в нем был налицо характер классовой борьбы. Как будто без классовой борьбы была бы возможна вообще вся революция, со всеми ее событиями, начиная со спора Генеральных штатов о способе проверки полномочий и кончая государственным переворотом генерала Бонапарта! Но в весенних выступлениях 1795 г. и особенно в прериальском восстании бросается в глаза гораздо более отчетливое сознание того, что дело идет именно о победе или поражении либо собственников либо неимущих, причем, как увидим, иной раз берется еще более узкая и конкретная формула; (редкая для тех времен) и говорится о борьбе "рабочих" и "буржуазии". Другими словами, вся подготовленная идеологией и фразеологией философии XVIII в. словесная завеса, за которой начиная с 1789 г. происходили сдвиги и схватки реальных движущих сил революции, рассеялась, рассыпалась и обнаженная борьба имущих с неимущими выступила с несравненно большей отчетливостью.
Термидорианец Тибодо называет три категории людей, которые 1 прериаля пришли на выручку Конвента: "Честные республиканцы - из любви к свободе; люди, у которых было что терять, - из боязни, грабежа; роялисты... - чтобы спасти свои головы" . Первая категория, как видим, весьма неопределенна, зато остальные две обозначены не только вполне точно, но и в полном согласии с другими источниками.
Согласно показаниям одного из верховодов "золотой молодежи", Жюлиана, уже перед 1 прериаля "все секции" (конечно, кроме секций двух рабочих предместий), боясь воскрешения террора, предложили свои услуги Конвенту. Прежде всех явилась "молодежь" (мюскадены). В день 1 прериаля и в следующие дни мюскадены были "(везде" и даже пробирались в гущу инсургентов . Это показание, очень беглое и общее, разумеется, нуждается в пояснениях: не только не "все" секции стали на защиту Конвента, но и в самых, казалось бы, буржуазных и зажиточных из них вовсе не "все" граждане были вполне благонадежны. У нас есть крайне характерное указание на тот зрело обдуманный отбор, который производился в эти критические дни властями в "каждой секции.
Опубликованная только в 1908 г. переписка члена Конвента Ровера с Гупильо дает интереснейшее свидетельство того, до какой степени отчетливо термидорианское правительство понимало классовый характер поднимавшегося движения. Конвент, утверждает Ровер, никогда не подвергался такой опасности, как в прериальские дни. Спасли его "добрые граждане, отобранные по одиночке в каждой секции" и позванные на его защиту. Если бы были просто призваны секции в общем составе (en masse), все бы погибло, потому что везде преобладали "злодеи", а честные люди стыдились с ними смешиваться. Это обстоятельство, "к счастью", не ускользнуло от внимания Конвента. Кликнули клич только "добрым гражданам, имевшим состояние", у которых, следовательно, было что защищать. Из этих-то отборных граждан и составилась "сразу" армия в 50 тысяч человек (вместе с линейными войсками) . Официальный отчет о событиях, правда, говорит лишь о 25 тысячах человек, и ясно, что Ровер от восторга впал в преувеличение. Но самая тактика отбора только имущих людей для защиты их собственности, находящейся под угрозой, и расправы с "злодеями" настолько восхищает Ровера, что он рекомендует ее на будущие времена своему находящемуся в командировке приятелю.
О таком же персональном приглашении "отборных "граждан" для защиты Конвента говорит и Давид в одном неизданном письме к Мерлену, причем, по его предположению, 4 прериаля набралось от 30 до 40 тысяч "отборных граждан"; "сопровождали" же их два полка кавалерии и несколько отрядов "добровольцев" (под последними Давид, вероятно, понимает мюскаденов). Конечно, и к этой цифре следует отнестись скептически, но, во всяком случае, характерно, что и Давиду дело, повидимому, представлялось так: главная сила - "отборные граждане", линейные же войска их только "сопровождают" . Тотчас же после победы разоружение подозрительных ("террористов") и аресты по докладам полиции и по доносам частных лиц возобновились с удесятеренной энергией.
Провинция хорошо понимала, что Конвент рассчитывает и может рассчитывать в предстоявшей борьбе в первую голову именно на собственников. Члены уголовного трибунала департамента Эро в адресе, посланном Конвенту, обещают ему в помощь целые "фаланги республиканцев-собственников", тех самых, которые в большом количестве и, прибавим, вполне добровольно, по личному почину, пошли за несколько дней до того усмирять восстание в Тулоне . Но Конвенту эта помощь не понадобилась: к вечеру 4 прериаля борьба была решена силами регулярной армии и буржуазных секций столицы.
Хотя отбор производился во всех секциях, но были, разумеется, среди них и такие, где и без всякого отбора "благонадежный" элемент имел подавляющую силу. Такие секции с первого же момента явились предлагать свои услуги.
Секция Брута (где была сильна средняя буржуазия) первая пришла в Конвент с предложением помощи против восставших. Комитеты в самых сильных выражениях высказывались об инсургентах, благодаря секцию за проявленные ею чувства и предложенные жертвы (сбор среди "богатых" для помощи "нуждающимся" и т. д.) . Целым рядом следовавших одно за другим постановлений комитеты (в объединенном заседании) подтягивали к Конвенту отборную вооруженную силу секций, обеспечивали ее провиантом, устанавливали связь с генералом Фоксом, которому Конвент непосредственно поручил свою охрану.
Если, как мы видим, показание Жюллиана о "всех" секциях нуждается в поправках и пояснениях, то относительно так называемой "золотой молодежи" оно совершенно точно. Во все эти дни мюскадены играли роль деятельных соглядатаев, лазутчиков и осведомителей. Едва ли не они первые принесли 2 прериаля известие, что в Антуанском предместье происходят сборища, принимающие тревожный характер, причем в точности указали участвующие в этом движении секции. Они же доложили о собирающихся совсем близко от Конвента женщинах. Этих "молодых людей, полных усердия и доброй воли", пересылали из комитета в комитет для представления кому следует обстоятельных устных докладов. Подлинные документы, писавшиеся в разгар прериальских событий и сохранившиеся в архивах, рисуют, таким образом, роль мюскаденов в полном согласии с воспоминаниями Жюллиана .
В другом лагере также сознавали, что восстание направляется против собственников. Сидевший во время прериальских событий в тюрьме Левассер знал о них по рассказам людей, арестованных уже после прериальского дела. Да и до своего ареста он как один из членов "вершины" пользовался большим доверием и тоже многое мог знать. По его словам выходит, что какая-то организация существовала; она состояла из "нескольких отважных молодых людей", задумавших восстановить "господство патриотов" и с этой целью вошедших в сношения с некоторыми монтаньярскими депутатами. Гужон и Бурботт будто бы согласились "стать вождями восстания", причем решено было "использовать опыт 12 жерминаля", целью восстания должно было быть немедленное восстановление конституции 1793 г., а до ее введения в действие - "диктатура нескольких энергичных патриотов". На этот раз, пишет Ренэ Левассер, речь шла о том, чтобы "победить или погибнуть"; на этот раз "это была борьба народа против средних классов, рабочих курток против сюртуков". Материальная сила была, несомненно (certainement), на стороне народа, но ему не хватало единого руководства, правильной дисциплины, и он был побежден.
Это свидетельство заслуживает полного внимания. У исследователя истории великой буржуазной революции, нужно оказать, остается впечатление, что в Париже, а отчасти и в провинции была некоторая группа людей, которая в той или иной мере участвовала и в жерминальских, и прериальских событиях, и в заговоре Бабефа, и в гренельском деле; группа эта была, конечно, не очень велика, редела с каждым годом, но в ней хранились и передавались известные, если можно так выразиться, традиции и навыки инсуррекционных выступлений. Не ее ли имеет в виду Левассер, говоря об отважных молодых людях? Возможно, что она-то и составила живую связь между "вершиной" (la crete) Конвента и рабочими предместьями, если
такая связь вообще была. Насколько правильно утверждение, касающееся Гужона и Бурботта, сказать трудно. Конечно, то обстоятельство, что впоследствии перед лицом судившей их военной комиссии они оба отрицали какую бы то ни было свою связь с подготовкой восстания, само по себе не может служить аргументом. Но, с другой стороны, близкий друг и родственник Гужона, Тиссо, всецело разделявший его убеждения и почти на шестьдесят лет его переживший, никогда ничего не говорил о его согласии стать во главе восстания. Как бы то ни было, свидетельство Левассера, хотя и не подтверждаемое другими источниками, заслуживает быть отмеченным. Еще интереснее для историка утверждение того же очевидца (на этот раз совпадающее с рядом других показаний), что борьба в весенние месяцы 1795 г. носила явно выраженный характер выступления "народа", блузников рабочих предместий, против буржуазии, или, как он говорит, "средних классов".
Арестованный еще до 1 прериаля, Левассер мог много и точно знать о прериальском восстании: ведь тюрьмы в те времена были своеобразными политическими клубами, а с 1 прериаля они были битком набиты арестованными участниками и свидетелями событий. По словам Левассера, 1 прериаля инсургенты были или совсем не вооружены или вооружены плохо (дурными ружьями, пиками, ржавыми саблями, рабочими инструментами); среди них было много женщин. Левассер, несомненно, повторяет жалобы самих инсургентов, когда говорит о недостаточном вооружении, о неумелом предводительствовании и когда настойчиво и многократно изображает прериальское восстание как возмущение "рабочего класса" (la classe ouvriere) против "буржуазной аристократии" (l'aristocratie bourgeoise).
Характер назревавших событий понимал, конечно, и Фрерон. В N 123 своей газеты, составленной и отпечатанной в самом конце флореаля (и появившейся в свет 2 прериаля, причем разыгравшиеся накануне события в нем еще не упоминаются), Фрерон, признавая "грязную алчность и гнусное мошенничество" спекулянтов, искусственно создающих дороговизну, отмечает "доводящую до отчаяния" скудость выдаваемых пайков хлеба и "общее удрученное настроение". "La consternation etait generate", - пишет он, скорбно-иронически поясняя, что говорит обо всем этом как о прошедших бедствиях только потому, что "было бы слишком тягостно" говорить о них в настоящем времени, хотя, прибавляет он, они продолжаются попрежнему. Как бы задабривая голодающих, он восторженно хвалит их за долготерпение, за самоотверженность, за покорность судьбе, длящиеся столько же, сколько и лишения. Главное же, в чем, по мнению Фрерона, проявляется возвышенная добродетель "народа", - это то, что он не восстает против собственников: "Никогда еще собственность не была столь религиозно чтима", и порядок "Существует так же прочно, как если бы вокруг царило изобилие.
Едва успели выйти из типографии все эти слащавые комплименты долготерпению народа, как долготерпение лопнуло и плебейские предместья выступили.
*
С утра 30 флореаля распространился слух, что порция хлеба на человека в день определена в Париже в две унции. На другой день,1 прериаля, в 5 час. утра, в предместьях раздался бой барабанов, а несколько позже - набатный перезвон. Толпы женщин первыми двинулись к центру города; мужчины (сначала в меньшем числе) следовали за ними. Лозунгом, который громко провозглашала толпа и который ввиде надписи мелом красовался на шляпах, на груди или на рукавах у многих участников, шествия, были слова: "Хлеба и конституцию 1793 года!"
Хотя, как сейчас увидим, существовал "план восстания", или, вернее, распространялась прокламация, содержавшая программу требований и общие указания о том, что прежде всего надлежит делать восставшим; хотя более чем вероятно, что утреннее формирование масс в предместьях было делом организованным, а не стихийно возникшим, - но самая организация или предполагаемая инициативная группа ускользнула от внимания и поэтому от ареста. Уже утром 1 прериаля Комитет безопасности знал о существовании какого-то инсуррекционного комитета; он даже укорял полицию в недостаточной активности (конечно, за то именно, что исходный центр восстания остался неоткрытым) .
Были, несомненно, и неоднократные попытки создать днем 1 прериаля, уже в разгаре событий, организационное и стратегическое ядро восстания, но они не привели ни к какому осязательному результату. Из некоторых документов (например из подлинного протокола заседания "революционного комитета" 12-го округа, протокола, составлявшегося в ходе самого заседания) мы видим, что инсургенты пытались в первый день восстания завладеть частью помещений секций и открыть там собрание, которое могло бы, очевидно, стать первой ячейкой местной инсуррекционной власти. Такие попытки возобновлялись в течение дня в разных местах, но ни одна из них не получила развития . Точно так же в секции Обсерватории и в секции Пантеона делались попытки самочинно открыть общее собрание секции независимо от официальных окружных комитетов и вообще без всякого касательства к установленным властям. Эти собрания предполагалось связать с секциями восставших предместий. Но и это не удалось.
Была также сделана попытка открыть заседание такого самочинного собрания в городской ратуше, причем были выдвинуты требования, отчасти совпадавшие с теми, которые включал упомянутый план восстания, отчасти же более конкретные (например об изгнании из Конвента возвращенных 73 жирондистов и вообще "людей 31 мая", о восстановлении закона о максимуме и, в частности, таксации зерна, о принудительном курсе ассигнаций, о раздаче народу продовольственных запасов) .
Во всяком случае, и друзьям и врагам прериальских инсургентов было ясно, что никакого обдуманного, центрального руководства в течение всего дня 1 прериаля восстание не имело, что признает и Левассер, с одной стороны, и Жюллиан - с другой, как и все вообще очевидцы, писавшие об этом дне. Похоже было на то, что кое-какая организованность проявилась лишь в первоначальном сформировании народных масс и в направлении их из предместий в Конвент, а потом все было предоставлено случаю .
Драгоценные часы в Конвенте были даром потеряны: ни Комитет общественного спасения, ни Комитет безопасности, ни Военный комитет не были захвачены.
С самого утра 1 прериаля начинавшееся в центральных кварталах столицы восстание характеризовалось так: Антуанское и Марсельское предместья (слово "saint" при обозначении предместья тогда опускалось) идут к Конвенту требовать хлеба . Для властей на местах размеры надвигающейся опасности стали более или менее выясняться, повидимому, только к 11 часам утра. Комитет 6-го округа, например, лишь к этому времени получил известие о предстоящем движении массы к Конвенту. В течение всей середины дня это движение не ослабевало; приходили все новые и новые известия об инсуррекционных формированиях .
При всей пестроте показаний, касающихся точного времени отдельных событий 1 прериаля, можно считать, что народ из предместья двинулся походом на Конвент всей массой не в утренние часы, а скорее уже после 1 часа дня. Об этом говорят не только свидетельства очевидцев, записанные ими на другой же день (как например письмо Дизе), но и данные, вроде, например, той записи, какую мы встречаем в протоколе комитета 9-го округа от 1 прериаля: "В половине второго... член комитета, откомандированный в Антуанское предместье, сообщает, что мастерские (слово boutiques в документах того времени обозначает часто не столько лавки, сколько мастерские. - Е. Т. ) там заперты, что женщины выходят оттуда и направляются в Конвент, что мужчины там собираются группами и вооружены, причем у некоторых на шляпах слова: "Хлеба или смерть!" . Если так обстояло дело в предместье во втором часу пополудни, ясно, что движение не могло начаться очень рано.
Слухи с утра ширились, становясь все более грозными. При этих обстоятельствах и открылось заседание Конвента.
Комитет безопасности прежде всего ознакомил собрание с "планом восстания". В этом документе объявлялось, что "тираническое" правительство морит народ голодом; указывалось на заточения и избиения "энергичных граждан"; напоминалось, что при столь невыносимом угнетении "восстание есть священнейший долг"; граждане и гражданки приглашались идти в Конвент и требовать: 1) хлеба, 2) уничтожения существующего образа правления, 3) конституции 1793 г., 4) ареста всех членов правительства и освобождения всех патриотов, арестованных за то; что они требовали продовольствия для народа или выражали "энергичные мнения", 5) созыва первичных избирательных собраний на 25 прериаля и Национального собрания на 25 мессидора, 6) собственность и личная безопасность всех граждан должны быть поставлены под охрану народа, выезд из Парижа запрещен всем, кроме тех, кому будет поручено продовольственное дело: почта, сигнальный телеграф, транспортные конторы должны быть захвачены; курьеры будут впускаться в столицу, но не будут из нее выпускаться, 7) бежавшие члены Конвента должны быть "с подобающим уважением" возвращены в Конвент, 8) с самим Конвентом будут обходиться со всем почтением, какое полагается оказывать представительству французского народа, 9) всякая власть, "не исходящая от народа", отменяется; все агенты правительства, которые окажут неповиновение, будут наказаны "как тираны"; секции пойдут на Конвент "в братском беспорядке".
По выслушании доклада Комитета безопасности председатель Конвента Вернье заявил: "Бумага, которую (нам) только что прочли, не может испугать представителей народа: они сумеют умереть на своем посту". Все собрание на мгновение встало, аплодируя и крича: "Да, да!" В этом документе больше всего должны были, конечно, заинтересовать депутатов немногие содержащиеся в нем чисто тактические распоряжения: "Секции в братском беспорядке отправятся в Конвент и увлекут за собою те, которые окажутся у них по пути". Лозунгом движения, как сказано, объявлялись слова: "Хлеба и конституцию 1793 г.!" Впрочем, в Конвент уже с утра поступали сообщения о том, что в Антуанском предместье и некоторых других местах действительно собираются большие толпы, выдвигающие этот лозунг. Теперь пришли известия, что громадная масса инсургентов подходит к дворцу Конвента и что на шляпах у большинства "мятежные надписи".
Уже 12 жерминаля на шляпах многих людей, вторгшихся в зал заседания, были слова, ставшие потом лозунгом восстания 1 прериаля: "Du pain et la constitution de 93!" ("Хлеба и конституцию 93-го года!"). Кроме этих требований теперь появилось и третье: "Свободу заключенным патриотам!" Дюлор слышал этот возглас уже от первой толпы, вошедшей в Конвент .
Первыми вторглись в Конвент толпы женщин с криками: "Хлеба! Хлеба!" Они заняли сначала трибуны, и их крики раздавались около четверти часа. Почти тотчас же народные толпы, гораздо более многочисленные, хлынули в здание Конвента. При страшно усиливавшемся шуме председатель пытался говорить о том, что получены удовлетворительные сведения о доставке продовольствия, но его слова заглушались криками: "Нет, нет, мы хотим хлеба!" .
С первой же минуты настроение вошедших было враждебным. Угрозы и брань сыпались на членов Конвента. Особенно раздражены были, по свидетельству очевидцев, женщины: они призывали к прямому нападению на депутатов и называли трусами вошедших вместе с ними в зал мужчин.
Председатель приказал очистить трибуны, но почти в тот же момент раздались сильные удары во внутренние двери. Через полчаса народ выломал эти двери, и новые толпы ринулись в зал. По приказанию председателя два человека были схвачены и уведены. Вскоре затем арестовали еще и третьего. Депутат Феро бросился навстречу толпе, но был сильно помят. Среди жандармерии и войск, спешно вызванных на защиту Конвента, стало замечаться некоторое колебание. Самовольно спешившиеся кавалеристы поговаривали о том, что хотели бы сражаться с неприятелем на границе, но вовсе не желают стрелять в народ.
В 2 часа дня шум на улицах перед зданием Конвента неимоверно возрос: новые народные толпы прибывали со всех сторон с криками:
"Хлеба! Хлеба!" Конвент постановил передать генералу Дельма командование вооруженными силами столицы. Около 4 часов перестрелка у входов в Конвент и внутри самого здания усилилась. Депутат Феро бросился навстречу народной массе, пытаясь ее остановить; почти в тот же момент он был убит, и атакующие бросились в зал . Одновременно новая громадная волна народа хлынула в здание Конвента.
Конвент на время оказался во власти инсургентов. Но они совершенно непроизводительно, с точки зрения своих интересов, потеряли несколько часов. Тут-то и сказалось отсутствие центрального, обдуманного руководства, отсутствие дееспособных вождей восстания.
Феро был убит после 3 часов дня огромной толпой, где уже в подавляющей массе преобладали мужчины. Когда он упал раненый и кто-то произнес его имя, инсургенты, как гласит очень распространенная версия, будто бы смешали его с Фрероном, особенно ненавистным за свою близость к мюскаденам и за общее направление своей деятельности. Раздались крики ярости, на упавшего посыпались удары, его стали топтать ногами, и через минуту его отрезанная голова была воткнута на пику . Нужно сказать, что версия о будто бы погубившей Феро путанице фамилий усердно поддерживалась самим Фрероном, желавшим, повидимому, таким дешевым способом отчасти приобщиться к посмертным лаврам убитого депутата.
Гибель Феро была подробно описана в торжественной поминальной речи, произнесенной Луве 14 прериаля, когда Конвент чествовал память убитого. Конечно, речь эта, составленная в том приподнятом ложноклассическом духе, который тогда был в большой моде в подобных случаях, сильно стилизует подробности события. Получается, будто Феро, безоружный, стал перед толпой со словами: "Вы пройдете только через мой труп" - и был повергнут на землю. Друзья подняли его и увлекли прочь. А когда затем Феро увидел, что толпа подняла оружие на некоего Льебо, он, желая защитить этого, лично ему неизвестного человека, принял на себя удары и пал жертвой. Удары пиками и штыками продолжали сыпаться на уже бездыханное тело .
Такова была официальная версия, окончательно канонизированная речью Луве. В других источниках я не нашел подтверждений всех этих деталей. В невообразимом шуме, царившем в тот момент вокруг и внутри Конвента, при лихорадочной быстроте событий, едва ли была у Феро возможность произносить величавые изречения, и уже, во всяком случае, если они и были произнесены, навряд ли окружавшие могли их расслышать.
Один из инсургентов, окончательно отделивший ножом голову убитого Феро, воткнул ее на пику и в сопровождении нескольких товарищей пронес через весь зал прямо к президиуму, где в течение нескольких мгновений держал голову перед глазами председательствовавшего Буасси д'Англа. Легенда, впоследствии вдохновившая нескольких художников (начиная с лубочных и кончая Жозефом Куром и знаменитым Евгением Делакруа), гласит, будто Буасси встал и поклонился отрезанной голове своего товарища. Ничего подобного источники не подтверждают. Вообще Буасси д'Англа в первое время после событий сам нисколько не поддерживал сказаний о собственном геройстве; передавали даже, будто он впоследствии признавался, что, вероятно, убежал бы, если бы было куда бежать.
Как бы то ни было, толпа, окружившая президиум и показавшая председателю только что отрезанную голову Феро, все же не тронула самого Буасси. Разговор между ниш и инсургентами, передаваемый Сальвертом в его брошюре, вышедшей сейчас же после событий, не был, насколько известно, опровергнут самим Буасси. Это не значит, конечно, что разговор происходил именно в таком виде, в каком его передает Сальверт: "Как! - спрашивает кто-то из толпы. - Так это ты тот Буасси, который нас морил голодом в эту зиму?" - "Я Буасси, который не морил вас голодом в эту зиму. Напротив, напрасно я раздавал слишком много хлеба, считаясь с бедственными обстоятельствами. Бели бы я тогда экономил хлеб, его теперь было бы больше". - "Ты преступник! Мы умираем с голоду. У меня нет хлеба!" - "У меня не больше хлеба чем у вас". - "У меня жена и четверо детей". - "И у меня есть жена и дети". - "А! И у тебя нет хлеба?" - "Я уже вам это сказал, если хотите убедиться, - пойдите ко мне домой, от моего имени, я живу там-то". - "Право, у тебя вид порядочного человека. Стань во главе нас!" - "Не могу. Я на своем посту". - "Тем хуже!.. Так у тебя жена и дети?" - "Да". - "И нет хлеба? Ну, так вот кусок, отнеси его своей жене". С этими словами человек из толпы подал Буасси кусок хлеба, который тот спрятал в карман. Но разговор на этом не кончился: "Скажи-ка мне, прошу тебя, где преступники Тальен и Фрерон? Мне надо пойти убить этих негодяев". - "Я вам не скажу. Я совсем не знаю, где они; но если бы и знал, я бы не захотел вам сказать". - "Право же у тебя вид порядочного человека, жаль, что ты не хочешь стать во главе нас". Буасси, придя после всех событий домой, будто бы рассказал весь этот разговор жене и отдал ей полученный кусок хлеба . Но в момент самого разговора положение казалось Буасси отчаянным: в голове, которую держали перед ним на пике, он не опознал Феро, а думал, что это голова генерала Фокса, которому он только что дал приказ отразить вооруженной силой нападение на Конвент. Приказ был письменный, за подписью председателя; в случае победы восставших немедленная гибель Буасси была бы неизбежна .
Толпа, переполнявшая зал заседаний, не предпринимала никаких решительных действий, продолжая волноваться и шуметь; среди всеобщего шума раздавались отдельные возгласы, требования, угрозы.
Официальный отчет чаще всего упоминает следующие требования инсургентов: объявление вне закона тех, кто после 9 термидора и 12 жерминаля требовал ареста некоторых членов Конвента; непрерывность заседания секций; домашние обыски у подозрительных по контрреволюционности лиц; освобождение арестованных. Иногда слышались крики: "Уходите, мошенники, мы сами хотим образовать конвент!" С момента появления позже вошедшей толпы, несшей на пике голову Феро, шум и смятение еще больше увеличились. Часы шли за часами; развязка не наступала. Часть народных представителей из числа монтаньяров "вершины" смешалась с народной толпой. Правая часть собрания, как и все термидорианцы, впоследствии воспользовалась этим обстоятельством, чтобы отправить в ссылку или казнить тех, в ком она видела "Якобинскую опасность". Депутаты, требовавшие слова, предлагавшие декреты или голосование, ставили этим на карту свою голову, и они погибли потом в первую очередь. Официальный протокол не жалеет бранных слов, чтобы изобразить их поведение. Они, читаем мы в этом документе, "доводят бесстыдство и гнусность до того, что поддерживают наглые требования взбунтовавшихся, до того, что даже сами провоцируют дебаты и голосуют вместе с этим сбродом разбойников то, что они называют декретами". И протокол перечисляет ораторов этой группы . К их выступлениям мы теперь и перейдем.
ПРЕРИАЛЬСКОЕ ВОССТАНИЕ 1795 ГОДА
Предлагаемая статья представляет собой главу из подготовленного мной к печати исследования "Жерминаль и Прериаль". В предшествующих этой главе частях книги я исследую экономическую и политическую обстановку в промежуток между 9 термидора (27 июля 1794 г.) и 12 жерминаля (1 апреля 1795 г.), рассказываю историю жерминальского выступления и даю характеристику личного состава как термидорианской правящей группы, так и "последних монтаньяров", которым суждено было выступить 1 прериаля и погибнуть за это на гильотине. В заключительной главе я исследую контрреволюционный террор, последовавший за прериальским восстанием. Печатаемая же глава посвящена исключительно лишь самой истории четырех дней прериальского восстания. В своей книге я стараюсь выявить историческое значение этих событий, о которых все историки всегда были обязаны говорить и говорили, но которым мало кто посвящал все заслуживаемое ими внимание. Разгул, хищничество, спекуляция, казнокрадство, кутежи и оргии нажившихся воров и покровительствующей им правящей кучки - все это в первые месяцы после 9 термидора было еще внове, к этому еще не успели попривыкнуть, как потом, при Директории. И этот циничный разгул болезненно раздражал и оскорблял плебейские предместья, где самоубийства на почве голода стали в эту страшную зиму 1794 - 1795 г. бытовым явлением.
Меня интересовали настроения столичной массы от термидора до жерминаля, от жерминаля до прериаля, постепенно укреплявшееся убеждение, что 9 термидора был совершен какой-то страшный обман, что как ни плох был закон о максимуме, в особенности в том виде, как он осуществлялся, но что его отмена в декабре 1794 г. оказалась еще хуже, что избавление от голодной смерти и от владычества спекулянтов и воров заключается только в прямом нападении на их главную цитадель - на "термидорианский" Конвент. Специальные главы посвящены анализу политических групп, боровшихся в Конвенте восемь месяцев между термидором и жерминалем, - главным образом, с одной стороны, правящей группы термидорианцев, а с другой - остатков монтаньяров, или "вершины" (la crete), как тогда называлась эта группа, оставшаяся от былой "горы" (la montagne). Эти эпигоны мелкобуржуазного якобинизма: Ромм, Субрани, Дюкенуа, Гужон, Дюруа, Бурботт - выступили 1 прериаля и сложили за это выступление свои головы. Они не только не были руководителями восстания, но едва ли знали даже, что оно готовится. Настоящей близости к плебейской массе, хотя бы такой близости, какая была в свое время у Марата, у них не было, и в этом был особый трагизм их участи.
12 жерминаля был первый революционный порыв: рабочие предместья произвели угрожающую демонстрацию. Но демонстрация была рассеяна, настоящей пробы сил, не произошло, и обе стороны остались неудовлетворенными. Голодающая масса отхлынула и вернулась в предместья, не победившая, но и не побежденная. "Богатые секции", т. е. буржуазия центральных кварталов столицы, и поддерживавшие их собственнические слои городов и деревень провинции, были явно недовольны тем, что "термидорианский" Конвент мало, с оглядкой, неуверенно использовал свою "победу". Обе стороны готовились к новой, решительной схватке, обе высматривали друг друга. Почти два месяца (с 12 жерминаля до 1 прериаля, т. е. с 1 апреля до 20 мая 1795 г.) прошло в ожидании (окончательного и решающего междуклассового боя. Эта схватка началась 1 прериаля, а окончилась 4-го.
I. ПЕРВОЕ ПРЕРИАЛЯ
Приступая к анализу прериальского восстания, нужно прежде всего отметить ту черту его, которая, правда, не столь ярко, сказалась и в жерминальских событиях. Нелепо было бы резюмировать особенности прериальского восстания, сказав, например (как это иногда делается), что в нем был налицо характер классовой борьбы. Как будто без классовой борьбы была бы возможна вообще вся революция, со всеми ее событиями, начиная со спора Генеральных штатов о способе проверки полномочий и кончая государственным переворотом генерала Бонапарта! Но в весенних выступлениях 1795 г. и особенно в прериальском восстании бросается в глаза гораздо более отчетливое сознание того, что дело идет именно о победе или поражении либо собственников либо неимущих, причем, как увидим, иной раз берется еще более узкая и конкретная формула; (редкая для тех времен) и говорится о борьбе "рабочих" и "буржуазии". Другими словами, вся подготовленная идеологией и фразеологией философии XVIII в. словесная завеса, за которой начиная с 1789 г. происходили сдвиги и схватки реальных движущих сил революции, рассеялась, рассыпалась и обнаженная борьба имущих с неимущими выступила с несравненно большей отчетливостью.
Термидорианец Тибодо называет три категории людей, которые 1 прериаля пришли на выручку Конвента: "Честные республиканцы - из любви к свободе; люди, у которых было что терять, - из боязни, грабежа; роялисты... - чтобы спасти свои головы" . Первая категория, как видим, весьма неопределенна, зато остальные две обозначены не только вполне точно, но и в полном согласии с другими источниками.
Согласно показаниям одного из верховодов "золотой молодежи", Жюлиана, уже перед 1 прериаля "все секции" (конечно, кроме секций двух рабочих предместий), боясь воскрешения террора, предложили свои услуги Конвенту. Прежде всех явилась "молодежь" (мюскадены). В день 1 прериаля и в следующие дни мюскадены были "(везде" и даже пробирались в гущу инсургентов . Это показание, очень беглое и общее, разумеется, нуждается в пояснениях: не только не "все" секции стали на защиту Конвента, но и в самых, казалось бы, буржуазных и зажиточных из них вовсе не "все" граждане были вполне благонадежны. У нас есть крайне характерное указание на тот зрело обдуманный отбор, который производился в эти критические дни властями в "каждой секции.
Опубликованная только в 1908 г. переписка члена Конвента Ровера с Гупильо дает интереснейшее свидетельство того, до какой степени отчетливо термидорианское правительство понимало классовый характер поднимавшегося движения. Конвент, утверждает Ровер, никогда не подвергался такой опасности, как в прериальские дни. Спасли его "добрые граждане, отобранные по одиночке в каждой секции" и позванные на его защиту. Если бы были просто призваны секции в общем составе (en masse), все бы погибло, потому что везде преобладали "злодеи", а честные люди стыдились с ними смешиваться. Это обстоятельство, "к счастью", не ускользнуло от внимания Конвента. Кликнули клич только "добрым гражданам, имевшим состояние", у которых, следовательно, было что защищать. Из этих-то отборных граждан и составилась "сразу" армия в 50 тысяч человек (вместе с линейными войсками) . Официальный отчет о событиях, правда, говорит лишь о 25 тысячах человек, и ясно, что Ровер от восторга впал в преувеличение. Но самая тактика отбора только имущих людей для защиты их собственности, находящейся под угрозой, и расправы с "злодеями" настолько восхищает Ровера, что он рекомендует ее на будущие времена своему находящемуся в командировке приятелю.
О таком же персональном приглашении "отборных "граждан" для защиты Конвента говорит и Давид в одном неизданном письме к Мерлену, причем, по его предположению, 4 прериаля набралось от 30 до 40 тысяч "отборных граждан"; "сопровождали" же их два полка кавалерии и несколько отрядов "добровольцев" (под последними Давид, вероятно, понимает мюскаденов). Конечно, и к этой цифре следует отнестись скептически, но, во всяком случае, характерно, что и Давиду дело, повидимому, представлялось так: главная сила - "отборные граждане", линейные же войска их только "сопровождают" . Тотчас же после победы разоружение подозрительных ("террористов") и аресты по докладам полиции и по доносам частных лиц возобновились с удесятеренной энергией.
Провинция хорошо понимала, что Конвент рассчитывает и может рассчитывать в предстоявшей борьбе в первую голову именно на собственников. Члены уголовного трибунала департамента Эро в адресе, посланном Конвенту, обещают ему в помощь целые "фаланги республиканцев-собственников", тех самых, которые в большом количестве и, прибавим, вполне добровольно, по личному почину, пошли за несколько дней до того усмирять восстание в Тулоне . Но Конвенту эта помощь не понадобилась: к вечеру 4 прериаля борьба была решена силами регулярной армии и буржуазных секций столицы.
Хотя отбор производился во всех секциях, но были, разумеется, среди них и такие, где и без всякого отбора "благонадежный" элемент имел подавляющую силу. Такие секции с первого же момента явились предлагать свои услуги.
Секция Брута (где была сильна средняя буржуазия) первая пришла в Конвент с предложением помощи против восставших. Комитеты в самых сильных выражениях высказывались об инсургентах, благодаря секцию за проявленные ею чувства и предложенные жертвы (сбор среди "богатых" для помощи "нуждающимся" и т. д.) . Целым рядом следовавших одно за другим постановлений комитеты (в объединенном заседании) подтягивали к Конвенту отборную вооруженную силу секций, обеспечивали ее провиантом, устанавливали связь с генералом Фоксом, которому Конвент непосредственно поручил свою охрану.
Если, как мы видим, показание Жюллиана о "всех" секциях нуждается в поправках и пояснениях, то относительно так называемой "золотой молодежи" оно совершенно точно. Во все эти дни мюскадены играли роль деятельных соглядатаев, лазутчиков и осведомителей. Едва ли не они первые принесли 2 прериаля известие, что в Антуанском предместье происходят сборища, принимающие тревожный характер, причем в точности указали участвующие в этом движении секции. Они же доложили о собирающихся совсем близко от Конвента женщинах. Этих "молодых людей, полных усердия и доброй воли", пересылали из комитета в комитет для представления кому следует обстоятельных устных докладов. Подлинные документы, писавшиеся в разгар прериальских событий и сохранившиеся в архивах, рисуют, таким образом, роль мюскаденов в полном согласии с воспоминаниями Жюллиана .
В другом лагере также сознавали, что восстание направляется против собственников. Сидевший во время прериальских событий в тюрьме Левассер знал о них по рассказам людей, арестованных уже после прериальского дела. Да и до своего ареста он как один из членов "вершины" пользовался большим доверием и тоже многое мог знать. По его словам выходит, что какая-то организация существовала; она состояла из "нескольких отважных молодых людей", задумавших восстановить "господство патриотов" и с этой целью вошедших в сношения с некоторыми монтаньярскими депутатами. Гужон и Бурботт будто бы согласились "стать вождями восстания", причем решено было "использовать опыт 12 жерминаля", целью восстания должно было быть немедленное восстановление конституции 1793 г., а до ее введения в действие - "диктатура нескольких энергичных патриотов". На этот раз, пишет Ренэ Левассер, речь шла о том, чтобы "победить или погибнуть"; на этот раз "это была борьба народа против средних классов, рабочих курток против сюртуков". Материальная сила была, несомненно (certainement), на стороне народа, но ему не хватало единого руководства, правильной дисциплины, и он был побежден.
Это свидетельство заслуживает полного внимания. У исследователя истории великой буржуазной революции, нужно оказать, остается впечатление, что в Париже, а отчасти и в провинции была некоторая группа людей, которая в той или иной мере участвовала и в жерминальских, и прериальских событиях, и в заговоре Бабефа, и в гренельском деле; группа эта была, конечно, не очень велика, редела с каждым годом, но в ней хранились и передавались известные, если можно так выразиться, традиции и навыки инсуррекционных выступлений. Не ее ли имеет в виду Левассер, говоря об отважных молодых людях? Возможно, что она-то и составила живую связь между "вершиной" (la crete) Конвента и рабочими предместьями, если
такая связь вообще была. Насколько правильно утверждение, касающееся Гужона и Бурботта, сказать трудно. Конечно, то обстоятельство, что впоследствии перед лицом судившей их военной комиссии они оба отрицали какую бы то ни было свою связь с подготовкой восстания, само по себе не может служить аргументом. Но, с другой стороны, близкий друг и родственник Гужона, Тиссо, всецело разделявший его убеждения и почти на шестьдесят лет его переживший, никогда ничего не говорил о его согласии стать во главе восстания. Как бы то ни было, свидетельство Левассера, хотя и не подтверждаемое другими источниками, заслуживает быть отмеченным. Еще интереснее для историка утверждение того же очевидца (на этот раз совпадающее с рядом других показаний), что борьба в весенние месяцы 1795 г. носила явно выраженный характер выступления "народа", блузников рабочих предместий, против буржуазии, или, как он говорит, "средних классов".
Арестованный еще до 1 прериаля, Левассер мог много и точно знать о прериальском восстании: ведь тюрьмы в те времена были своеобразными политическими клубами, а с 1 прериаля они были битком набиты арестованными участниками и свидетелями событий. По словам Левассера, 1 прериаля инсургенты были или совсем не вооружены или вооружены плохо (дурными ружьями, пиками, ржавыми саблями, рабочими инструментами); среди них было много женщин. Левассер, несомненно, повторяет жалобы самих инсургентов, когда говорит о недостаточном вооружении, о неумелом предводительствовании и когда настойчиво и многократно изображает прериальское восстание как возмущение "рабочего класса" (la classe ouvriere) против "буржуазной аристократии" (l'aristocratie bourgeoise).
Характер назревавших событий понимал, конечно, и Фрерон. В N 123 своей газеты, составленной и отпечатанной в самом конце флореаля (и появившейся в свет 2 прериаля, причем разыгравшиеся накануне события в нем еще не упоминаются), Фрерон, признавая "грязную алчность и гнусное мошенничество" спекулянтов, искусственно создающих дороговизну, отмечает "доводящую до отчаяния" скудость выдаваемых пайков хлеба и "общее удрученное настроение". "La consternation etait generate", - пишет он, скорбно-иронически поясняя, что говорит обо всем этом как о прошедших бедствиях только потому, что "было бы слишком тягостно" говорить о них в настоящем времени, хотя, прибавляет он, они продолжаются попрежнему. Как бы задабривая голодающих, он восторженно хвалит их за долготерпение, за самоотверженность, за покорность судьбе, длящиеся столько же, сколько и лишения. Главное же, в чем, по мнению Фрерона, проявляется возвышенная добродетель "народа", - это то, что он не восстает против собственников: "Никогда еще собственность не была столь религиозно чтима", и порядок "Существует так же прочно, как если бы вокруг царило изобилие.
Едва успели выйти из типографии все эти слащавые комплименты долготерпению народа, как долготерпение лопнуло и плебейские предместья выступили.
*
С утра 30 флореаля распространился слух, что порция хлеба на человека в день определена в Париже в две унции. На другой день,1 прериаля, в 5 час. утра, в предместьях раздался бой барабанов, а несколько позже - набатный перезвон. Толпы женщин первыми двинулись к центру города; мужчины (сначала в меньшем числе) следовали за ними. Лозунгом, который громко провозглашала толпа и который ввиде надписи мелом красовался на шляпах, на груди или на рукавах у многих участников, шествия, были слова: "Хлеба и конституцию 1793 года!"
Хотя, как сейчас увидим, существовал "план восстания", или, вернее, распространялась прокламация, содержавшая программу требований и общие указания о том, что прежде всего надлежит делать восставшим; хотя более чем вероятно, что утреннее формирование масс в предместьях было делом организованным, а не стихийно возникшим, - но самая организация или предполагаемая инициативная группа ускользнула от внимания и поэтому от ареста. Уже утром 1 прериаля Комитет безопасности знал о существовании какого-то инсуррекционного комитета; он даже укорял полицию в недостаточной активности (конечно, за то именно, что исходный центр восстания остался неоткрытым) .
Были, несомненно, и неоднократные попытки создать днем 1 прериаля, уже в разгаре событий, организационное и стратегическое ядро восстания, но они не привели ни к какому осязательному результату. Из некоторых документов (например из подлинного протокола заседания "революционного комитета" 12-го округа, протокола, составлявшегося в ходе самого заседания) мы видим, что инсургенты пытались в первый день восстания завладеть частью помещений секций и открыть там собрание, которое могло бы, очевидно, стать первой ячейкой местной инсуррекционной власти. Такие попытки возобновлялись в течение дня в разных местах, но ни одна из них не получила развития . Точно так же в секции Обсерватории и в секции Пантеона делались попытки самочинно открыть общее собрание секции независимо от официальных окружных комитетов и вообще без всякого касательства к установленным властям. Эти собрания предполагалось связать с секциями восставших предместий. Но и это не удалось.
Была также сделана попытка открыть заседание такого самочинного собрания в городской ратуше, причем были выдвинуты требования, отчасти совпадавшие с теми, которые включал упомянутый план восстания, отчасти же более конкретные (например об изгнании из Конвента возвращенных 73 жирондистов и вообще "людей 31 мая", о восстановлении закона о максимуме и, в частности, таксации зерна, о принудительном курсе ассигнаций, о раздаче народу продовольственных запасов) .
Во всяком случае, и друзьям и врагам прериальских инсургентов было ясно, что никакого обдуманного, центрального руководства в течение всего дня 1 прериаля восстание не имело, что признает и Левассер, с одной стороны, и Жюллиан - с другой, как и все вообще очевидцы, писавшие об этом дне. Похоже было на то, что кое-какая организованность проявилась лишь в первоначальном сформировании народных масс и в направлении их из предместий в Конвент, а потом все было предоставлено случаю .
Драгоценные часы в Конвенте были даром потеряны: ни Комитет общественного спасения, ни Комитет безопасности, ни Военный комитет не были захвачены.
С самого утра 1 прериаля начинавшееся в центральных кварталах столицы восстание характеризовалось так: Антуанское и Марсельское предместья (слово "saint" при обозначении предместья тогда опускалось) идут к Конвенту требовать хлеба . Для властей на местах размеры надвигающейся опасности стали более или менее выясняться, повидимому, только к 11 часам утра. Комитет 6-го округа, например, лишь к этому времени получил известие о предстоящем движении массы к Конвенту. В течение всей середины дня это движение не ослабевало; приходили все новые и новые известия об инсуррекционных формированиях .
При всей пестроте показаний, касающихся точного времени отдельных событий 1 прериаля, можно считать, что народ из предместья двинулся походом на Конвент всей массой не в утренние часы, а скорее уже после 1 часа дня. Об этом говорят не только свидетельства очевидцев, записанные ими на другой же день (как например письмо Дизе), но и данные, вроде, например, той записи, какую мы встречаем в протоколе комитета 9-го округа от 1 прериаля: "В половине второго... член комитета, откомандированный в Антуанское предместье, сообщает, что мастерские (слово boutiques в документах того времени обозначает часто не столько лавки, сколько мастерские. - Е. Т. ) там заперты, что женщины выходят оттуда и направляются в Конвент, что мужчины там собираются группами и вооружены, причем у некоторых на шляпах слова: "Хлеба или смерть!" . Если так обстояло дело в предместье во втором часу пополудни, ясно, что движение не могло начаться очень рано.
Слухи с утра ширились, становясь все более грозными. При этих обстоятельствах и открылось заседание Конвента.
Комитет безопасности прежде всего ознакомил собрание с "планом восстания". В этом документе объявлялось, что "тираническое" правительство морит народ голодом; указывалось на заточения и избиения "энергичных граждан"; напоминалось, что при столь невыносимом угнетении "восстание есть священнейший долг"; граждане и гражданки приглашались идти в Конвент и требовать: 1) хлеба, 2) уничтожения существующего образа правления, 3) конституции 1793 г., 4) ареста всех членов правительства и освобождения всех патриотов, арестованных за то; что они требовали продовольствия для народа или выражали "энергичные мнения", 5) созыва первичных избирательных собраний на 25 прериаля и Национального собрания на 25 мессидора, 6) собственность и личная безопасность всех граждан должны быть поставлены под охрану народа, выезд из Парижа запрещен всем, кроме тех, кому будет поручено продовольственное дело: почта, сигнальный телеграф, транспортные конторы должны быть захвачены; курьеры будут впускаться в столицу, но не будут из нее выпускаться, 7) бежавшие члены Конвента должны быть "с подобающим уважением" возвращены в Конвент, 8) с самим Конвентом будут обходиться со всем почтением, какое полагается оказывать представительству французского народа, 9) всякая власть, "не исходящая от народа", отменяется; все агенты правительства, которые окажут неповиновение, будут наказаны "как тираны"; секции пойдут на Конвент "в братском беспорядке".
По выслушании доклада Комитета безопасности председатель Конвента Вернье заявил: "Бумага, которую (нам) только что прочли, не может испугать представителей народа: они сумеют умереть на своем посту". Все собрание на мгновение встало, аплодируя и крича: "Да, да!" В этом документе больше всего должны были, конечно, заинтересовать депутатов немногие содержащиеся в нем чисто тактические распоряжения: "Секции в братском беспорядке отправятся в Конвент и увлекут за собою те, которые окажутся у них по пути". Лозунгом движения, как сказано, объявлялись слова: "Хлеба и конституцию 1793 г.!" Впрочем, в Конвент уже с утра поступали сообщения о том, что в Антуанском предместье и некоторых других местах действительно собираются большие толпы, выдвигающие этот лозунг. Теперь пришли известия, что громадная масса инсургентов подходит к дворцу Конвента и что на шляпах у большинства "мятежные надписи".
Уже 12 жерминаля на шляпах многих людей, вторгшихся в зал заседания, были слова, ставшие потом лозунгом восстания 1 прериаля: "Du pain et la constitution de 93!" ("Хлеба и конституцию 93-го года!"). Кроме этих требований теперь появилось и третье: "Свободу заключенным патриотам!" Дюлор слышал этот возглас уже от первой толпы, вошедшей в Конвент .
Первыми вторглись в Конвент толпы женщин с криками: "Хлеба! Хлеба!" Они заняли сначала трибуны, и их крики раздавались около четверти часа. Почти тотчас же народные толпы, гораздо более многочисленные, хлынули в здание Конвента. При страшно усиливавшемся шуме председатель пытался говорить о том, что получены удовлетворительные сведения о доставке продовольствия, но его слова заглушались криками: "Нет, нет, мы хотим хлеба!" .
С первой же минуты настроение вошедших было враждебным. Угрозы и брань сыпались на членов Конвента. Особенно раздражены были, по свидетельству очевидцев, женщины: они призывали к прямому нападению на депутатов и называли трусами вошедших вместе с ними в зал мужчин.
Председатель приказал очистить трибуны, но почти в тот же момент раздались сильные удары во внутренние двери. Через полчаса народ выломал эти двери, и новые толпы ринулись в зал. По приказанию председателя два человека были схвачены и уведены. Вскоре затем арестовали еще и третьего. Депутат Феро бросился навстречу толпе, но был сильно помят. Среди жандармерии и войск, спешно вызванных на защиту Конвента, стало замечаться некоторое колебание. Самовольно спешившиеся кавалеристы поговаривали о том, что хотели бы сражаться с неприятелем на границе, но вовсе не желают стрелять в народ.
В 2 часа дня шум на улицах перед зданием Конвента неимоверно возрос: новые народные толпы прибывали со всех сторон с криками:
"Хлеба! Хлеба!" Конвент постановил передать генералу Дельма командование вооруженными силами столицы. Около 4 часов перестрелка у входов в Конвент и внутри самого здания усилилась. Депутат Феро бросился навстречу народной массе, пытаясь ее остановить; почти в тот же момент он был убит, и атакующие бросились в зал . Одновременно новая громадная волна народа хлынула в здание Конвента.
Конвент на время оказался во власти инсургентов. Но они совершенно непроизводительно, с точки зрения своих интересов, потеряли несколько часов. Тут-то и сказалось отсутствие центрального, обдуманного руководства, отсутствие дееспособных вождей восстания.
Феро был убит после 3 часов дня огромной толпой, где уже в подавляющей массе преобладали мужчины. Когда он упал раненый и кто-то произнес его имя, инсургенты, как гласит очень распространенная версия, будто бы смешали его с Фрероном, особенно ненавистным за свою близость к мюскаденам и за общее направление своей деятельности. Раздались крики ярости, на упавшего посыпались удары, его стали топтать ногами, и через минуту его отрезанная голова была воткнута на пику . Нужно сказать, что версия о будто бы погубившей Феро путанице фамилий усердно поддерживалась самим Фрероном, желавшим, повидимому, таким дешевым способом отчасти приобщиться к посмертным лаврам убитого депутата.
Гибель Феро была подробно описана в торжественной поминальной речи, произнесенной Луве 14 прериаля, когда Конвент чествовал память убитого. Конечно, речь эта, составленная в том приподнятом ложноклассическом духе, который тогда был в большой моде в подобных случаях, сильно стилизует подробности события. Получается, будто Феро, безоружный, стал перед толпой со словами: "Вы пройдете только через мой труп" - и был повергнут на землю. Друзья подняли его и увлекли прочь. А когда затем Феро увидел, что толпа подняла оружие на некоего Льебо, он, желая защитить этого, лично ему неизвестного человека, принял на себя удары и пал жертвой. Удары пиками и штыками продолжали сыпаться на уже бездыханное тело .
Такова была официальная версия, окончательно канонизированная речью Луве. В других источниках я не нашел подтверждений всех этих деталей. В невообразимом шуме, царившем в тот момент вокруг и внутри Конвента, при лихорадочной быстроте событий, едва ли была у Феро возможность произносить величавые изречения, и уже, во всяком случае, если они и были произнесены, навряд ли окружавшие могли их расслышать.
Один из инсургентов, окончательно отделивший ножом голову убитого Феро, воткнул ее на пику и в сопровождении нескольких товарищей пронес через весь зал прямо к президиуму, где в течение нескольких мгновений держал голову перед глазами председательствовавшего Буасси д'Англа. Легенда, впоследствии вдохновившая нескольких художников (начиная с лубочных и кончая Жозефом Куром и знаменитым Евгением Делакруа), гласит, будто Буасси встал и поклонился отрезанной голове своего товарища. Ничего подобного источники не подтверждают. Вообще Буасси д'Англа в первое время после событий сам нисколько не поддерживал сказаний о собственном геройстве; передавали даже, будто он впоследствии признавался, что, вероятно, убежал бы, если бы было куда бежать.
Как бы то ни было, толпа, окружившая президиум и показавшая председателю только что отрезанную голову Феро, все же не тронула самого Буасси. Разговор между ниш и инсургентами, передаваемый Сальвертом в его брошюре, вышедшей сейчас же после событий, не был, насколько известно, опровергнут самим Буасси. Это не значит, конечно, что разговор происходил именно в таком виде, в каком его передает Сальверт: "Как! - спрашивает кто-то из толпы. - Так это ты тот Буасси, который нас морил голодом в эту зиму?" - "Я Буасси, который не морил вас голодом в эту зиму. Напротив, напрасно я раздавал слишком много хлеба, считаясь с бедственными обстоятельствами. Бели бы я тогда экономил хлеб, его теперь было бы больше". - "Ты преступник! Мы умираем с голоду. У меня нет хлеба!" - "У меня не больше хлеба чем у вас". - "У меня жена и четверо детей". - "И у меня есть жена и дети". - "А! И у тебя нет хлеба?" - "Я уже вам это сказал, если хотите убедиться, - пойдите ко мне домой, от моего имени, я живу там-то". - "Право, у тебя вид порядочного человека. Стань во главе нас!" - "Не могу. Я на своем посту". - "Тем хуже!.. Так у тебя жена и дети?" - "Да". - "И нет хлеба? Ну, так вот кусок, отнеси его своей жене". С этими словами человек из толпы подал Буасси кусок хлеба, который тот спрятал в карман. Но разговор на этом не кончился: "Скажи-ка мне, прошу тебя, где преступники Тальен и Фрерон? Мне надо пойти убить этих негодяев". - "Я вам не скажу. Я совсем не знаю, где они; но если бы и знал, я бы не захотел вам сказать". - "Право же у тебя вид порядочного человека, жаль, что ты не хочешь стать во главе нас". Буасси, придя после всех событий домой, будто бы рассказал весь этот разговор жене и отдал ей полученный кусок хлеба . Но в момент самого разговора положение казалось Буасси отчаянным: в голове, которую держали перед ним на пике, он не опознал Феро, а думал, что это голова генерала Фокса, которому он только что дал приказ отразить вооруженной силой нападение на Конвент. Приказ был письменный, за подписью председателя; в случае победы восставших немедленная гибель Буасси была бы неизбежна .
Толпа, переполнявшая зал заседаний, не предпринимала никаких решительных действий, продолжая волноваться и шуметь; среди всеобщего шума раздавались отдельные возгласы, требования, угрозы.
Официальный отчет чаще всего упоминает следующие требования инсургентов: объявление вне закона тех, кто после 9 термидора и 12 жерминаля требовал ареста некоторых членов Конвента; непрерывность заседания секций; домашние обыски у подозрительных по контрреволюционности лиц; освобождение арестованных. Иногда слышались крики: "Уходите, мошенники, мы сами хотим образовать конвент!" С момента появления позже вошедшей толпы, несшей на пике голову Феро, шум и смятение еще больше увеличились. Часы шли за часами; развязка не наступала. Часть народных представителей из числа монтаньяров "вершины" смешалась с народной толпой. Правая часть собрания, как и все термидорианцы, впоследствии воспользовалась этим обстоятельством, чтобы отправить в ссылку или казнить тех, в ком она видела "Якобинскую опасность". Депутаты, требовавшие слова, предлагавшие декреты или голосование, ставили этим на карту свою голову, и они погибли потом в первую очередь. Официальный протокол не жалеет бранных слов, чтобы изобразить их поведение. Они, читаем мы в этом документе, "доводят бесстыдство и гнусность до того, что поддерживают наглые требования взбунтовавшихся, до того, что даже сами провоцируют дебаты и голосуют вместе с этим сбродом разбойников то, что они называют декретами". И протокол перечисляет ораторов этой группы . К их выступлениям мы теперь и перейдем.