anarh
24-10-2008 06:44:33
[SIZE="5"]Российские анархисты. Сегодня, здесь, сейчас[/SIZE]
Большое количество сайтов, «живых журналов», региональных и общероссийских организаций, периодические упоминания в газетах, журналах, интернет-СМИ - все это бросается в глаза каждому, кто пытается ознакомиться с анархистским движением в России. Анархисты – социально активная сила. Они давно уже заметны в левой среде, принимают активное участие в социальных движениях (экологическом, антифашистском, жилищном), и даже собирают сотни человек на митинги и в свои колонны на демонстрациях. Что же собой представляет анархистское движение в современной России?
Для начала попробуем прояснить, какие анархистские организации существуют на сегодняшний день. Большинство анархистов - сторонники левых, антикапиталистических взглядов. Значительная часть участников анархистских организаций считает себя анархо-коммунистами (либертарными коммунистами) - сторонниками идей Петра Алексеевича Кропоткина и близких ему теоретиков. Маловлиятельны в современной России такие течения, как анархо-индивидуализм и особенно анархо-капитализм, предполагающие сочетание безгосударственного общества с рыночной экономикой и частной собственностью. Влияние антикапиталистических настроений среди российской анархистской молодежи сказалось и на идеологии этого течения. Показательно, что группы, в которых преобладают анархо-капиталисты и индивидуалисты, уже с конца 1990-х годов выступают с позиций «плюрализма» моделей общества будущего, где капиталистический сектор будет лишь одним из многих. К тому же на словах они часто выступают против капиталистических отношений, фактически оставаясь их сторонниками. Помимо классических для анархизма течений, в последние два года в России появились и ранее не представленные. Среди них - анархо-примитивизм, сторонники которого призывают бороться не только против государства и капитализма, но и выступают за отказ от городской цивилизации и возвращение к обществу собирателей и охотников.
Вообще, для современных российских анархистов характерно сочетание идей различных течений, порой - достаточно гармоничное. Так, некоторые анархо-коммунисты одновременно являются анархо-синдикалистами (считают, что синдикаты - массовые радикальные профсоюзы - должны стать ведущим инструментом преобразования общества) и экоанархистами (последователями Мюррея Букчина и Андре Горца). При этом анархист может быть верующим человеком и разделять частично идеи христианского анархизма в духе Льва Толстого. Анархо-примитивист может быть одновременно анархо-коммунистом и т.д. Отдельные анархисты могут к тому же оказаться еще и сторонниками националистических идей.
При этом молодые анархисты, отождествляющие себя, например, с анархо-коммунизмом, и другими течениями, в основном ищут ответа на вопрос «Что делать?» и мало задумываются над устройством будущего общества. Такая ситуация характерна как для независимых анархистов, так и для тех, кто состоит в крупных организациях.
Большое количество сайтов, «живых журналов», региональных и общероссийских организаций, периодические упоминания в газетах, журналах, интернет-СМИ - все это бросается в глаза каждому, кто пытается ознакомиться с анархистским движением в России. Анархисты – социально активная сила. Они давно уже заметны в левой среде, принимают активное участие в социальных движениях (экологическом, антифашистском, жилищном), и даже собирают сотни человек на митинги и в свои колонны на демонстрациях. Что же собой представляет анархистское движение в современной России?
Для начала попробуем прояснить, какие анархистские организации существуют на сегодняшний день. Большинство анархистов - сторонники левых, антикапиталистических взглядов. Значительная часть участников анархистских организаций считает себя анархо-коммунистами (либертарными коммунистами) - сторонниками идей Петра Алексеевича Кропоткина и близких ему теоретиков. Маловлиятельны в современной России такие течения, как анархо-индивидуализм и особенно анархо-капитализм, предполагающие сочетание безгосударственного общества с рыночной экономикой и частной собственностью. Влияние антикапиталистических настроений среди российской анархистской молодежи сказалось и на идеологии этого течения. Показательно, что группы, в которых преобладают анархо-капиталисты и индивидуалисты, уже с конца 1990-х годов выступают с позиций «плюрализма» моделей общества будущего, где капиталистический сектор будет лишь одним из многих. К тому же на словах они часто выступают против капиталистических отношений, фактически оставаясь их сторонниками. Помимо классических для анархизма течений, в последние два года в России появились и ранее не представленные. Среди них - анархо-примитивизм, сторонники которого призывают бороться не только против государства и капитализма, но и выступают за отказ от городской цивилизации и возвращение к обществу собирателей и охотников.
Вообще, для современных российских анархистов характерно сочетание идей различных течений, порой - достаточно гармоничное. Так, некоторые анархо-коммунисты одновременно являются анархо-синдикалистами (считают, что синдикаты - массовые радикальные профсоюзы - должны стать ведущим инструментом преобразования общества) и экоанархистами (последователями Мюррея Букчина и Андре Горца). При этом анархист может быть верующим человеком и разделять частично идеи христианского анархизма в духе Льва Толстого. Анархо-примитивист может быть одновременно анархо-коммунистом и т.д. Отдельные анархисты могут к тому же оказаться еще и сторонниками националистических идей.
При этом молодые анархисты, отождествляющие себя, например, с анархо-коммунизмом, и другими течениями, в основном ищут ответа на вопрос «Что делать?» и мало задумываются над устройством будущего общества. Такая ситуация характерна как для независимых анархистов, так и для тех, кто состоит в крупных организациях.