Кащей_Бессмертный
02-11-2008 20:50:17
Опыт считается лучшей школой жизни. На человека, который не извлёк какого-то важного урока из этой школы, обычно считают дураком. Тем более странно то, что, хотя организованные институты снова и снова совершают ошибки, хотя они ничему не учатся на опыте, мы смиряемся с этим, как с неизбежностью.
В Барселоне жил и работал человек по имени Франциско Феррер. Он был детским учителем, и народ знал его и любил. Вне Испании только некоторые образованные люди знали о работе Франциско Феррера. Для мира в целом этот учитель не существовал.
Первого сентября 1909 года испанское правительство – по указке католической церкви – арестовало Франциско Феррера. 13ого октября, после судебного процесса, напоминающего фарс, его поставили в ров около тюрьмы города Монтжуич перед ужасной Стеной Многих Вздохов и расстреляли. Сейчас Феррер, малоизвестный учитель, стал символической фигурой, вызывающей протест всего цивилизованного мира против зверского убийства.
Убийство Франциско Феррера – это не первое преступление, совершённое испанским правительством и католической церковью. История этих институтов – это сплошной поток огня и крови. Однако они так и не выучили из своего опыта, что даже слабый и беззащитный человек, уничтоженный Церковью и Государством, растёт и вырастает в могучего великана, который когда-нибудь избавит человечество от их опасного владычества.
Франциско Феррер родился в 1859 году в скромной семье. Его родители были католиками и надеялись воспитать сына в той же вере. Они не знали, что мальчику суждено нести более высокую истину, и его мысль не будет ходить проторёнными путями. В раннем детстве Феррер начал подвергать сомнению веру предков. Он спрашивал, как может Бог, который говорит о любви и доброте, может прервать сон невинного ребёнка ужасом пыток, страданий, ада. Его живой исследовательский ум быстро раскрыл всю чудовищность этого кровавого монстра – католической церкви. Он не хотел иметь с ним ничего общего.
Франциско Феррер был не просто сомневающимся, не просто искателем истины, он был бунтарём. Его дух горел справедливым гневом против железного режима его страны, и, когда группа бунтовщиков во главе с отважным патриотом генералом Виллакампой, под знаменем республиканских идеалов, начали восстание против этого режима, среди них не было более отважного бойца, чем Франциско Феррер. Республиканские идеалы – я надеюсь, никто не свяжет их с республиканцами Америки. Как бы мы, анархисты, ни относились к республиканскому движению латинских стран, мы знаем, что они намного чище и выше коррумпированной и реакционной партии, уничтожающей любое стремление к свободе и справедливости в Соединённых Штатах. Надо, однако, вспомнить о Маццини, Гарибальди и многих других, которые направляли свой бунт не только против деспотизма, но также против католической церкви, которая с самого начала своего существования была врагом любого прогресса и свободолюбия.
В Америке всё наоборот. Там слово «республиканцы» означает облечённых властью правых, империализм, нечестные политические игры и уничтожение любых ростков свободы. Их идеал – это жирная, скользкая респектабельность Мак-Кинли и брутальное нахальство Рузвельта.
Испанские повстанцы были подавлены. Нужно нечто большее, чем один отважный бунт чтобы расколоть скалу, стоявшую столетия, чтобы срубить голову этой гидре – католической церкви и испанскому трону, За героической попыткой маленькой группы последовали аресты, преследования и казни. Те, кому удалось избежать расправы, бежали к иностранным берегам. Франциско Феррер был среди последних. Он отправился во Францию.
Как его душа, должно быть, развернулась на новой земле! Франция, колыбель свободы, новых идей и действий. Париж, вечно юный, блестящий Париж с его пульсирующей жизнью – после сумерек его собственной отсталой страны – как он должен был вдохновить его. Какие блестящие возможности открывались для юного идеалиста!
Франциско Феррер не терял времени. Как голодный набрасывается на еду, он бросался в различные либеральные движения, встречал самых разных людей, учился, впитывал знания и рос. именно там он увидел в действия Современную Школу, которой суждено было сыграть такую важную и роковую роль в его жизни.
Современная Школа во Франции была основана задолго до Феррера. Её источником, хотя и не в большой мере, был дух Луизы Мишель. Сознательно или бессознательно, она чувствовала ещё давно, что будущее принадлежит молодому поколению. То есть, пока молодые не будут освобождены от буржуазной школы – учреждения, уничтожающего ум и душу – общественное зло продолжит существовать. Возможно, она думала, как и Ибсен, что атмосфера наполнена призраками, победить которые взрослым не позволяют их суеверия. Как только они освобождаются от смертельной хватки одной химеры – они оказываются во власти девяноста девяти других. Поэтому лишь немногие достигают горной вершины полного освобождения.
Ребёнку, однако, не надо бороться с традициями. Его разум ещё не отягощён стереотипами, а его сердце не превратилось в лёд из-за кастовых и классовых различий. Ребёнок для учителя – всё равно, что глина для скульптора. Получится ли из него произведение искусства или корявая подделка – во многом зависит от творческой силы учителя.
Луиза Мишель была, как будто бы создана для того, чтобы понимать стремления детских душ. Она сама была как ребёнок – такая же добрая, нежная, простая и щедрая. Её душа всегда горела белым огнём против любой социальной несправедливости. Когда жители Парижа восставали против чего-либо неправильного, она всегда была в первых рядах. И когда она была помещена в заключение за свою преданность борьбе за освобождение угнетённых, маленькая школа на Монмартре вскоре прекратила существовать. Но зерно было брошено в землю, и плоды появились во многих городах Франции.
Самым важным событием Современной Школы был великий молодой старик Поль Робен. Вместе с несколькими друзьями он основал большую школу в Кемпуа, красивом месте возле Парижа. Поль Робен стремился к большему, нежели просто внедрение современных идей в образование. Он стремился показать на фактах, что буржуазная концепция «наследственности» - это не более чем предлог, позволяющий оправдать общество за его чудовищные преступления против детей. Идея о том, что ребёнок должен страдать за грехи отцов, что он должен продолжать жить в нищете и грязи, что он должен вырастать пьяницей или преступником – просто потому, что предки не оставили ему другой возможности – была слишком чудовищной для прекрасной души Поля Робена. Он верил что, какую бы роль ни играла наследственность, есть и другие факторы, не менее мощные, которые могут устранить её влияние. Хорошая экономическая или социальная среда, дыхание свободы, здоровые упражнения, любовь, забота и, самое главное, глубинное понимание потребностей ребёнка – это уничтожит жестокое, несправедливое и преступное клеймо, поставленное обществом на невинного ребёнка.
Поль Робен не выбирал детей, он не искал так называемых «лучших родителей»: он брал свой материал отовсюду, где находил его – с улиц, из лачуг, из приютов для сирот и подкидышей, из интернатов – из всех этих серых и ужасных мест, где наше дружелюбное общество прячет свои жертвы, чтобы усыпить своё чувство вины. Он собирал всех этих грязных, больных и дрожащих маленьких изгоев и приводил их в Кемпуа. Там, окружённые прекрасной природой, свободные, сытые, чистые, глубоко любимые и понимаемые, эти маленькие человеческие ростки начинали расти, расцветать и развиваться даже больше, чем мог ожидать их друг и учитель Поль Робен.
Дети росли и развивались в самодостаточных, свободолюбивых мужчин и женщин. Что может быть большей опасностью для институтов, призванных заставить бедных порождать бедных? Школа Кемпуа была закрыта французским правительством по обвинению в совместном обучении мальчиков и девочек, что было запрещено во Франции. Однако Кемпуа успела просуществовать достаточно долго чтобы доказать всем учителям свои невероятные возможности и стать зародышем новой системы образования, медленно но неизбежно подрывающей основы существующей системы.
За Кемпуа последовало большое количество новых попыток создания школ – среди них школа Мадлен Верне, талантливого писателя и поэта, автора книги «Свободная любовь» и Ля Руш[1], школа Себастьяна Фора, которую я посетила в Париже в 1907 году.
Несколько лет назад товарищ Фор купил землю, на которой он построил Ля Руш. За сравнительно короткое время ему удалось превратить дикую целину в цветущую землю, имеющую вид ухоженной фермы. Большой квадратный двор, ограниченный тремя зданиями и широкая дорога, ведущая в сады и огороды, радуют глаз посетителя. Сады, возделываемые так, как умеют только французы, поставляют большое количество овощей для Ля Руш.
Себастьян Фор считал, что если ребёнок подвержен противоречивым влияниям, его развитие в результате страдает. Только если материальные потребности, домашняя гигиена и интеллектуальная среда находятся в гармонии, ребёнок может вырасти здоровым и свободным.
Себастьян Фор рассказывает о своей школе:
«Я взял двадцать четыре ребёнка обоего пола, в основном сирот или тех, чьи родители были слишком бедны чтобы платить. Они одевались, содержались и обучались за мой счёт. К 12 годам они получат хорошее базовое образование. Между двенадцатью и пятнадцатью – их обучение всё ещё продолжается – они будут обучены какому-либо ремеслу с учётом способностей и склонностей каждого. После этого они свободны покинуть Ля Руш и начать жизнь во внешнем мире, уверенные, что они всегда могут вернуться в Ля Руш, где они будут приняты с распростёртыми объятиями, как родители принимают своих любимых детей. Если они хотят продолжить работу у нас, они могут сделать это на следующих условиях: Одна треть дохода идёт на покрытие расходов на содержание ребёнка, другая треть – в общий фонд для содержания новых воспитанников, а последнюю треть он или она может тратить по своему усмотрению.
В Барселоне жил и работал человек по имени Франциско Феррер. Он был детским учителем, и народ знал его и любил. Вне Испании только некоторые образованные люди знали о работе Франциско Феррера. Для мира в целом этот учитель не существовал.
Первого сентября 1909 года испанское правительство – по указке католической церкви – арестовало Франциско Феррера. 13ого октября, после судебного процесса, напоминающего фарс, его поставили в ров около тюрьмы города Монтжуич перед ужасной Стеной Многих Вздохов и расстреляли. Сейчас Феррер, малоизвестный учитель, стал символической фигурой, вызывающей протест всего цивилизованного мира против зверского убийства.
Убийство Франциско Феррера – это не первое преступление, совершённое испанским правительством и католической церковью. История этих институтов – это сплошной поток огня и крови. Однако они так и не выучили из своего опыта, что даже слабый и беззащитный человек, уничтоженный Церковью и Государством, растёт и вырастает в могучего великана, который когда-нибудь избавит человечество от их опасного владычества.
Франциско Феррер родился в 1859 году в скромной семье. Его родители были католиками и надеялись воспитать сына в той же вере. Они не знали, что мальчику суждено нести более высокую истину, и его мысль не будет ходить проторёнными путями. В раннем детстве Феррер начал подвергать сомнению веру предков. Он спрашивал, как может Бог, который говорит о любви и доброте, может прервать сон невинного ребёнка ужасом пыток, страданий, ада. Его живой исследовательский ум быстро раскрыл всю чудовищность этого кровавого монстра – католической церкви. Он не хотел иметь с ним ничего общего.
Франциско Феррер был не просто сомневающимся, не просто искателем истины, он был бунтарём. Его дух горел справедливым гневом против железного режима его страны, и, когда группа бунтовщиков во главе с отважным патриотом генералом Виллакампой, под знаменем республиканских идеалов, начали восстание против этого режима, среди них не было более отважного бойца, чем Франциско Феррер. Республиканские идеалы – я надеюсь, никто не свяжет их с республиканцами Америки. Как бы мы, анархисты, ни относились к республиканскому движению латинских стран, мы знаем, что они намного чище и выше коррумпированной и реакционной партии, уничтожающей любое стремление к свободе и справедливости в Соединённых Штатах. Надо, однако, вспомнить о Маццини, Гарибальди и многих других, которые направляли свой бунт не только против деспотизма, но также против католической церкви, которая с самого начала своего существования была врагом любого прогресса и свободолюбия.
В Америке всё наоборот. Там слово «республиканцы» означает облечённых властью правых, империализм, нечестные политические игры и уничтожение любых ростков свободы. Их идеал – это жирная, скользкая респектабельность Мак-Кинли и брутальное нахальство Рузвельта.
Испанские повстанцы были подавлены. Нужно нечто большее, чем один отважный бунт чтобы расколоть скалу, стоявшую столетия, чтобы срубить голову этой гидре – католической церкви и испанскому трону, За героической попыткой маленькой группы последовали аресты, преследования и казни. Те, кому удалось избежать расправы, бежали к иностранным берегам. Франциско Феррер был среди последних. Он отправился во Францию.
Как его душа, должно быть, развернулась на новой земле! Франция, колыбель свободы, новых идей и действий. Париж, вечно юный, блестящий Париж с его пульсирующей жизнью – после сумерек его собственной отсталой страны – как он должен был вдохновить его. Какие блестящие возможности открывались для юного идеалиста!
Франциско Феррер не терял времени. Как голодный набрасывается на еду, он бросался в различные либеральные движения, встречал самых разных людей, учился, впитывал знания и рос. именно там он увидел в действия Современную Школу, которой суждено было сыграть такую важную и роковую роль в его жизни.
Современная Школа во Франции была основана задолго до Феррера. Её источником, хотя и не в большой мере, был дух Луизы Мишель. Сознательно или бессознательно, она чувствовала ещё давно, что будущее принадлежит молодому поколению. То есть, пока молодые не будут освобождены от буржуазной школы – учреждения, уничтожающего ум и душу – общественное зло продолжит существовать. Возможно, она думала, как и Ибсен, что атмосфера наполнена призраками, победить которые взрослым не позволяют их суеверия. Как только они освобождаются от смертельной хватки одной химеры – они оказываются во власти девяноста девяти других. Поэтому лишь немногие достигают горной вершины полного освобождения.
Ребёнку, однако, не надо бороться с традициями. Его разум ещё не отягощён стереотипами, а его сердце не превратилось в лёд из-за кастовых и классовых различий. Ребёнок для учителя – всё равно, что глина для скульптора. Получится ли из него произведение искусства или корявая подделка – во многом зависит от творческой силы учителя.
Луиза Мишель была, как будто бы создана для того, чтобы понимать стремления детских душ. Она сама была как ребёнок – такая же добрая, нежная, простая и щедрая. Её душа всегда горела белым огнём против любой социальной несправедливости. Когда жители Парижа восставали против чего-либо неправильного, она всегда была в первых рядах. И когда она была помещена в заключение за свою преданность борьбе за освобождение угнетённых, маленькая школа на Монмартре вскоре прекратила существовать. Но зерно было брошено в землю, и плоды появились во многих городах Франции.
Самым важным событием Современной Школы был великий молодой старик Поль Робен. Вместе с несколькими друзьями он основал большую школу в Кемпуа, красивом месте возле Парижа. Поль Робен стремился к большему, нежели просто внедрение современных идей в образование. Он стремился показать на фактах, что буржуазная концепция «наследственности» - это не более чем предлог, позволяющий оправдать общество за его чудовищные преступления против детей. Идея о том, что ребёнок должен страдать за грехи отцов, что он должен продолжать жить в нищете и грязи, что он должен вырастать пьяницей или преступником – просто потому, что предки не оставили ему другой возможности – была слишком чудовищной для прекрасной души Поля Робена. Он верил что, какую бы роль ни играла наследственность, есть и другие факторы, не менее мощные, которые могут устранить её влияние. Хорошая экономическая или социальная среда, дыхание свободы, здоровые упражнения, любовь, забота и, самое главное, глубинное понимание потребностей ребёнка – это уничтожит жестокое, несправедливое и преступное клеймо, поставленное обществом на невинного ребёнка.
Поль Робен не выбирал детей, он не искал так называемых «лучших родителей»: он брал свой материал отовсюду, где находил его – с улиц, из лачуг, из приютов для сирот и подкидышей, из интернатов – из всех этих серых и ужасных мест, где наше дружелюбное общество прячет свои жертвы, чтобы усыпить своё чувство вины. Он собирал всех этих грязных, больных и дрожащих маленьких изгоев и приводил их в Кемпуа. Там, окружённые прекрасной природой, свободные, сытые, чистые, глубоко любимые и понимаемые, эти маленькие человеческие ростки начинали расти, расцветать и развиваться даже больше, чем мог ожидать их друг и учитель Поль Робен.
Дети росли и развивались в самодостаточных, свободолюбивых мужчин и женщин. Что может быть большей опасностью для институтов, призванных заставить бедных порождать бедных? Школа Кемпуа была закрыта французским правительством по обвинению в совместном обучении мальчиков и девочек, что было запрещено во Франции. Однако Кемпуа успела просуществовать достаточно долго чтобы доказать всем учителям свои невероятные возможности и стать зародышем новой системы образования, медленно но неизбежно подрывающей основы существующей системы.
За Кемпуа последовало большое количество новых попыток создания школ – среди них школа Мадлен Верне, талантливого писателя и поэта, автора книги «Свободная любовь» и Ля Руш[1], школа Себастьяна Фора, которую я посетила в Париже в 1907 году.
Несколько лет назад товарищ Фор купил землю, на которой он построил Ля Руш. За сравнительно короткое время ему удалось превратить дикую целину в цветущую землю, имеющую вид ухоженной фермы. Большой квадратный двор, ограниченный тремя зданиями и широкая дорога, ведущая в сады и огороды, радуют глаз посетителя. Сады, возделываемые так, как умеют только французы, поставляют большое количество овощей для Ля Руш.
Себастьян Фор считал, что если ребёнок подвержен противоречивым влияниям, его развитие в результате страдает. Только если материальные потребности, домашняя гигиена и интеллектуальная среда находятся в гармонии, ребёнок может вырасти здоровым и свободным.
Себастьян Фор рассказывает о своей школе:
«Я взял двадцать четыре ребёнка обоего пола, в основном сирот или тех, чьи родители были слишком бедны чтобы платить. Они одевались, содержались и обучались за мой счёт. К 12 годам они получат хорошее базовое образование. Между двенадцатью и пятнадцатью – их обучение всё ещё продолжается – они будут обучены какому-либо ремеслу с учётом способностей и склонностей каждого. После этого они свободны покинуть Ля Руш и начать жизнь во внешнем мире, уверенные, что они всегда могут вернуться в Ля Руш, где они будут приняты с распростёртыми объятиями, как родители принимают своих любимых детей. Если они хотят продолжить работу у нас, они могут сделать это на следующих условиях: Одна треть дохода идёт на покрытие расходов на содержание ребёнка, другая треть – в общий фонд для содержания новых воспитанников, а последнюю треть он или она может тратить по своему усмотрению.