Кащей_Бессмертный
02-11-2008 22:06:19
«Анархизм - страстная любовь к свободе, выраженная теоретически и практически, когда это становится возможным» - такое определение анархизму дает французский «Словарь франкмасонства». Выход его второго издания был приурочен к 200-летнему юбилею Великой Французской Революции.
Вероятно, одним из первых анархистов-масонов был Сильвен Марешаль (1750-1803). Будучи во время революции депутатом французского парламента, он неоднократно выступал с речами, критикуя государство. По-видимому, он являлся членом ложи «Верность» (Париж).
Следующим поворотным пунктом в истории взаимодействия масонства и анархизма стали два посвящения: М. А. Бакунина в 1845 году и П. Ж. Прудона в 1847. Прудон был посвящен в Безансоне, в ложе «Искренность, Союз и Дружба», хотя и не шагнул дальше степени подмастерья. Это знаменитое посвящение окончательно утверждает победу позитивистской линии в Великом Востоке Франции. Как пишет сам Прудон в своем труде «О справедливости в революции и в церкви» (1858): «Как всякий неофит, прежде чем получить Свет, я должен был ответить на три вопроса: Чем обязан человек своему ближнему? Своей стране? Господу? На первые два вопроса мой ответ был выдержан в рамках ожидаемого. На третий вопрос, чем обязан человек Богу, я ответил - войной!» В той же работе Прудон пишет о так называемом антидеистическом масонстве: «Бог масонов... не является ничем, что соответствовало трансцендентной концептуальности. Масонский Бог является олицетворением вселенского равновесия. Бог - это Архитектор, он держит циркуль, наугольник, уровень, молоток. Все инструменты труда и меры. В области нравственности порядок такого Бога – справедливость».
Масонская карьера Бакунина началась в1845 году, позже он стал членом итальянской ложи Социальный прогресс. 3 апреля 1865 года М. А. Бакунину был вручен патент на 32-ю степень Древнего и Принятого Шотландского Устава от великой консистории Великого Востока Италии.
Прудон и Бакунин, никогда не находясь в явной оппозиции друг к другу, представляли две линии взаимодействия масонство и анархизма, а шире и всего социалистического (в большинстве своем - немарксистского) спектра. Прудон, Э. Малатеста и др. представляли позитивистскую линию. Они выступали за отмену или преобразование устаревших по их мнению установок и ланд марок. Малатеста вступил в неапольскую ложу в 1875 году, отказавшись подвергнуться «испытаниям», которые считал нелепостью и анахронизмом, и вышел из нее, получив девятую степень Шотландского обряда, в знак протеста против поведения большинства масонов, устроивших торжественную встречу тогдашнему министру внутренних дел Италии Джованни Никотера. Логичным завершением развития этой линии, знаменем которой стал П. Ж. Прудон, стала отмена в 1877 году в Великом Востоке Франции ланд марки Великого Архитектора Вселенной, что привело к фактическому расколу масонства. В дальнейшем для своих работ Великий Восток Франции использует многочисленные цитаты из Прудона (в частности в «Книге Ученика»).
Другая линия, которую можно назвать социальной, была представлена М. А. Бакуниным, Дж. Фанелли (член неапольской ложи с 1863-го), Э. Реклю, которые выступали за активизацию деятельности масонов в социальной сфере. Это пытался обосновать М. А. Бакунин в книге «Современный катехизис масонства». Показательна его попытка создать Мировое братство, в некотором роде пара масонскую организацию [3]. Элизе Реклю (1830-1905), член лож «Избранники храма» и «Возрождение» вместе со своими братьями и сыном продолжил линию Бакунина, переведя ее в социально- педагогическую плоскость. Анархист, основатель «Современной школы» Франциско Феррера-Гуардия (1859-1909), посвященный в масоны в 1884 году в ложе «Истина» (Барселона), член ложи «Истинные знатоки» (Париж), достиг 31-й степени посвящения. Вместе с Полем Робеном (1837-1912), брюссельским профессором, члена лож «Теллем» и «Шотландский Иерусалим» (Париж), Феррера разрабатывал принципы новой педагогики. Широко использовал их идеи Себастьян Фор (1858-1942), вышедший из масонства в 1914 году, руководитель художественной школы «Ля-Руш», редактор «Анархистской энциклопедии».
Выделение Великого Востока Франции и общее «полевение настроений» в его руководстве, а также наметившиеся эстаблиширование регулярного масонства, фактически не оставляли выбора как анархистам-масонам, так и неофитам-анархистам. Большинство из них вошли в Великий Восток Франции и близкие ему организации (Великая Ложа Италии и т. д.). Появление лож смешанного послушания привело в их ряды и анархистских активисток, например Луизу Мишель (1830-1905) , отбывшую семь лет каторги за участие в Парижской Коммуне, основавшую вместе с уже упомянутым С. Фором, журнал «Либертарий».
Следующий значимый этап истории взаимоотношений масонства и анархизма приходится на период гражданской войны в Испании. Среди основателей Иберийской Федерации Анархистов и Национальной Конфедерации Труда не мало анархистов-масонов (Висенте Баллестер, Санчес Роза и д. р.). Деятельность этих организаций породило целое поколение анархистов-масонов, среди них был известный художник Жоакин Дельгадо, подмастерье гренобльской ложи «Бессмертные ученики» Великого Востока Франции. Он был казнен 17 августа 1963 года в Испании по обвинению в выступлении против «франкистских синдикатов».
Нам еще предстоит оценить роль масонства и анархистов-масонов в событиях 1968 года во Франции. Нельзя не упомянуть о существовании ложи «Социальная республика», которая даже в среде «полевевшего» Великого Востока Франции считается радикальной и анархической. Следует также напомнить о продолжительной дискуссии в конце 60-х годов проходившей между антимасонски настроенным анархо-изданием «Черное и красное» и журналом «Свободолюбивый гуманизм», редактором которого был Ж. Леваль, один из руководитель Иберийской Федерации анархистов, отстаивавшим право анархистов принимать масонское посвящение.
Ансельм
http://www.anarh.ru/anarch/3/mason.htm
Вероятно, одним из первых анархистов-масонов был Сильвен Марешаль (1750-1803). Будучи во время революции депутатом французского парламента, он неоднократно выступал с речами, критикуя государство. По-видимому, он являлся членом ложи «Верность» (Париж).
Следующим поворотным пунктом в истории взаимодействия масонства и анархизма стали два посвящения: М. А. Бакунина в 1845 году и П. Ж. Прудона в 1847. Прудон был посвящен в Безансоне, в ложе «Искренность, Союз и Дружба», хотя и не шагнул дальше степени подмастерья. Это знаменитое посвящение окончательно утверждает победу позитивистской линии в Великом Востоке Франции. Как пишет сам Прудон в своем труде «О справедливости в революции и в церкви» (1858): «Как всякий неофит, прежде чем получить Свет, я должен был ответить на три вопроса: Чем обязан человек своему ближнему? Своей стране? Господу? На первые два вопроса мой ответ был выдержан в рамках ожидаемого. На третий вопрос, чем обязан человек Богу, я ответил - войной!» В той же работе Прудон пишет о так называемом антидеистическом масонстве: «Бог масонов... не является ничем, что соответствовало трансцендентной концептуальности. Масонский Бог является олицетворением вселенского равновесия. Бог - это Архитектор, он держит циркуль, наугольник, уровень, молоток. Все инструменты труда и меры. В области нравственности порядок такого Бога – справедливость».
Масонская карьера Бакунина началась в1845 году, позже он стал членом итальянской ложи Социальный прогресс. 3 апреля 1865 года М. А. Бакунину был вручен патент на 32-ю степень Древнего и Принятого Шотландского Устава от великой консистории Великого Востока Италии.
Прудон и Бакунин, никогда не находясь в явной оппозиции друг к другу, представляли две линии взаимодействия масонство и анархизма, а шире и всего социалистического (в большинстве своем - немарксистского) спектра. Прудон, Э. Малатеста и др. представляли позитивистскую линию. Они выступали за отмену или преобразование устаревших по их мнению установок и ланд марок. Малатеста вступил в неапольскую ложу в 1875 году, отказавшись подвергнуться «испытаниям», которые считал нелепостью и анахронизмом, и вышел из нее, получив девятую степень Шотландского обряда, в знак протеста против поведения большинства масонов, устроивших торжественную встречу тогдашнему министру внутренних дел Италии Джованни Никотера. Логичным завершением развития этой линии, знаменем которой стал П. Ж. Прудон, стала отмена в 1877 году в Великом Востоке Франции ланд марки Великого Архитектора Вселенной, что привело к фактическому расколу масонства. В дальнейшем для своих работ Великий Восток Франции использует многочисленные цитаты из Прудона (в частности в «Книге Ученика»).
Другая линия, которую можно назвать социальной, была представлена М. А. Бакуниным, Дж. Фанелли (член неапольской ложи с 1863-го), Э. Реклю, которые выступали за активизацию деятельности масонов в социальной сфере. Это пытался обосновать М. А. Бакунин в книге «Современный катехизис масонства». Показательна его попытка создать Мировое братство, в некотором роде пара масонскую организацию [3]. Элизе Реклю (1830-1905), член лож «Избранники храма» и «Возрождение» вместе со своими братьями и сыном продолжил линию Бакунина, переведя ее в социально- педагогическую плоскость. Анархист, основатель «Современной школы» Франциско Феррера-Гуардия (1859-1909), посвященный в масоны в 1884 году в ложе «Истина» (Барселона), член ложи «Истинные знатоки» (Париж), достиг 31-й степени посвящения. Вместе с Полем Робеном (1837-1912), брюссельским профессором, члена лож «Теллем» и «Шотландский Иерусалим» (Париж), Феррера разрабатывал принципы новой педагогики. Широко использовал их идеи Себастьян Фор (1858-1942), вышедший из масонства в 1914 году, руководитель художественной школы «Ля-Руш», редактор «Анархистской энциклопедии».
Выделение Великого Востока Франции и общее «полевение настроений» в его руководстве, а также наметившиеся эстаблиширование регулярного масонства, фактически не оставляли выбора как анархистам-масонам, так и неофитам-анархистам. Большинство из них вошли в Великий Восток Франции и близкие ему организации (Великая Ложа Италии и т. д.). Появление лож смешанного послушания привело в их ряды и анархистских активисток, например Луизу Мишель (1830-1905) , отбывшую семь лет каторги за участие в Парижской Коммуне, основавшую вместе с уже упомянутым С. Фором, журнал «Либертарий».
Следующий значимый этап истории взаимоотношений масонства и анархизма приходится на период гражданской войны в Испании. Среди основателей Иберийской Федерации Анархистов и Национальной Конфедерации Труда не мало анархистов-масонов (Висенте Баллестер, Санчес Роза и д. р.). Деятельность этих организаций породило целое поколение анархистов-масонов, среди них был известный художник Жоакин Дельгадо, подмастерье гренобльской ложи «Бессмертные ученики» Великого Востока Франции. Он был казнен 17 августа 1963 года в Испании по обвинению в выступлении против «франкистских синдикатов».
Нам еще предстоит оценить роль масонства и анархистов-масонов в событиях 1968 года во Франции. Нельзя не упомянуть о существовании ложи «Социальная республика», которая даже в среде «полевевшего» Великого Востока Франции считается радикальной и анархической. Следует также напомнить о продолжительной дискуссии в конце 60-х годов проходившей между антимасонски настроенным анархо-изданием «Черное и красное» и журналом «Свободолюбивый гуманизм», редактором которого был Ж. Леваль, один из руководитель Иберийской Федерации анархистов, отстаивавшим право анархистов принимать масонское посвящение.
Ансельм
http://www.anarh.ru/anarch/3/mason.htm