Kava
02-11-2008 22:58:01
[font="Century Gothic"]
Человеческое существование не может быть безмолвным,
оно также не может быть вскормлено фальшивыми словами —
только подлинными словами питается истинно
человеческое существование, словами, посредством которых
люди изменяют мир. Существовать по_человечески —
значит самому называть мир и изменять его.
Пауло Фрейре[/font]
Образование взрослых в Бразилии в ХХ веке развивалось в русле двух основных моделей — систематической и народной, которые иллюстрируют поляризацию государства и общества этой страны в 50е и в начале 60_х гг. На него оказали влияние, во_первых, сильное движение гражданского общества, сопровождающееся развитием образовательного опыта у неправительственных организаций, народных движений,
церковных учреждений; а во_вторых, полная централизация и огосударствление программ по распространению грамотности и образовательных действий для взрослых в 70_е гг. после военного путча бразильским
федеральным правительством1.
Систематическая модель образования исходит из того, что образование в целом и образование взрослых в частности тесно связано с социально_экономическим развитием страны. Программы распространения грамотности и базового образования взрослых являются основным инструментом проведения изменений в социально_психологической области и приближения к идеалу современного индустриального общества.
Народное образование взрослых, educacion popular, на испанском означает больше, чем popular education по_английски или education populaire по_французски. Этот термин содержит в себе элемент эмансипации, освобождения и самоопределения угнетенных и эксплуатируемых масс, признание того, что люди, социально исключенные из материальной обеспеченности, образования и принятия решений, могут совместно отрефлексировать свою ситуацию, осознать, что она не санкционирована свыше, и понять, что они должны самоорганизоваться, для того чтобы изменить структуру общества. Нигде образование взрослых, ориентированное на интересы беднейших слоев населения и связанное с неправительственными организациями, не развито так сильно, как в Латинской Америке. И по_прежнему громко звучит сегодня имя Пауло Фрейре (1921–1997), к которому educacion popular чувствует наибольшую признательность.
Пауло Фрейре родился в 1921 году в городе Ресифе на северо_востоке Бразилии. Мировой экономический кризис заставил его узнать голод и нищету в молодые годы, что оказало глубокое влияние на его жизнь и привело к тому, что в возрасте одиннадцати лет он дал клятву посвятить свою жизнь борьбе против голода и нищеты.
Жизнь в бедности привела Фрейре к открытию явления, которое он описывает как “культуру молчания”
обездоленных. Он пришел к пониманию, что невежество и вялость этих людей были прямым результатом всей
ситуации экономического, социального, политического господства и патернализма, жертвами которого они были, и считал, что образовательная система являлась одним из главных инструментов для сохранения этой “культуры молчания”.
Фрейре начал свою деятельность с работы учителем начальной школы. Но его идеи в области образования стали проявляться с 1946 года, когда он стал работать директором по образованию в SESI —организации работодателей, которая была создана для помощи рабочим и их семьям. Увидев рассогласованность между элитной образовательной практикой и реальной жизнью рабочих, Фрейре вступает в ряды Движения за народную культуру.
Фрейре опирался, по его собственному признанию, на взгляды “Сартра и Мунье, Эриха Фромма и Луи Альтузера, Ортеги_и_Гассета и Мао, Мартина Лютера Кинга и Че Гевары, Унамуно и Маркузе”, развивая собственный взгляд на образование, который явился ответом на конкретные реалии Латинской Америки.
Своей работой Фрейре продемонстрировал, что неграмотные крестьяне могут быстро научиться читать и писать, если слова, которым их обучают, имеют для них политическое значение и если грамотность сопровождается ростом возможностей для изменений в их повседневной жизни (таких как земельная реформа или другие изменения социально_экономических условий). Образование взрослых добивается больших успехов, если становится сознательно политическим действием, целью которого является не просто осознание собственного угнетения, а рефлексия опыта, который воодушевит людей на социальное действие.
Педагогика Фрейре по обучению грамотности включала в себя не только чтение слова, но “чтение мира”. Это требует включения критического сознания (процесс, называемый по_португальски conscientizacao). Формирование критического сознания заставляет людей задавать вопросы по поводу своей исторической и социальной ситуации — “читать свой мир” — с целью действовать как субъекты в создании демократического общества (что было новым для Бразилии того времени). В плане образовательного процесса, Фрейре использовал обмен мнениями в форме диалога между учителем и студентами, в котором обе стороны учатся, обе спрашивают, обе рефлектируют и обе участвуют в создании смысла. “Освобождающее образование состоит в актах познания, а не в передаче информации,— писал он. — Это — ситуация учения, в которой познающийся объект… является посредником между познающими сторонами — учителем с одной стороны и учениками — с другой”2.
На практике эта педагогика начинается с того, что учитель бродит среди сообщества, задавая вопросы
людям и собирая список слов, которые они используют в повседневной жизни. Он начинает понимать социальную действительность этих людей и разрабатывать список обобщающих слов и тем, которые могут побудить их к дискуссии на занятиях в “культурных кружках” (Circulo de Cultura)3. Создавая слова, относящиеся к жизни людей, можно инициировать процесс осознавания (conscientization), при котором будет критически проверяться социальное построение действительности.
В 1962 году прошла первая экспериментальная проверка метода Фрейре, когда 300 сельскохозяйственных работников за 45 дней были обучены чтению и письму. В результате правительство одобрило создание тысяч культурных кружков по всей Бразилии, и разработанная Фрейре методология стала широко использоваться в образовательных кампаниях на северо-востоке Бразилии.
Военный переворот 1964 года прервал эту работу и изменил жизнь Пауло Фрейре. В июне 1964 года он
был заключен в бразильскую тюрьму по обвинению в измене, затем освобожден и был вынужден покинуть страну. Пять лет Фрейре жил в Чили, работая с ЮНЕСКО и в Христианском Демократическом движении по аграрной реформе по программам обучения взрослых. В 1967 он опубликовал первую книгу “Образование как практика свободы” (Educacao como Practica da Liberdade), принесшую ему в 1969 г. известность и статус приглашенного профессора в Гарварде. В 1968 он пишет свою знаменитую “Педагогику угнетенных” (Pedagogy of the Oppressed), опубликованную на испанском и английском языках в 1970 г., но только в 1974 г. вышедшую в самой Бразилии. Десять лет Фрейре был специальным консультантом по образованию при Всемирном конгрессе церквей в Женеве, путешествовал по всему миру, помогая развивающимся странам осуществлять реформы в области образования и распространения грамотности. В 1980 г. он вернулся в Бразилию, где несколько лет руководил программами по распространению грамотности среди взрослых, а с 1988 года работал Министром образования Сан_Пауло.
Работа бразильского просветителя получила признание во всем мире и оказала глубокое влияние как на
образовательную теорию и практику, так и на борьбу за национальное развитие. Активисты неформального образования взрослых начали быстро адаптировать его идеи в городах Северной Америки. В США и Канаде сотни “фрейрианских” центров образования взрослых открывались при магазинах, церквях, местных общественных
организациях, колледжах сообществ. Делались также попытки адаптировать методологию Фрейре к программам базового образования взрослых (обучения грамотности, изучения языков, в высших школах для взрослых), но они встретили на своем пути структурные ограничения школьной системы. Наиболее успешными были те из программ, которые не приняли государственного финансирования и опирались на тщательно выстроенную сеть частной и общественной поддержки.
Идеи Пауло Фрейре оказали огромное влияние на тех адукаторов, которые искали альтернативу тем традиционным моделям образования, в которых образование взрослых рассматривалось либо как способ социальной адаптации, либо как средство социального отбора.
Татьяна Пошевалова
1 Rute Baquero. Adult education in Brazil: between systematic and popular orientated educational models. Paper presented at SCUTREA,
32nd Annual Conference, 2–4 July 2002, University of Stirling.
2 П. Фрейре “Педагогика угнетенных”, глава 2.
3 Культурный кружок — это дискуссионная группа, в которой учителя и учащиеся используют кодификации для вовлечения участников
в диалог о причинах существующей ситуации. Группа обеспечивает теоретический контекст для рефлексии и для трансформирую_
щихся интерпретаций действительности от простых мнений к более критическому знанию.
Человеческое существование не может быть безмолвным,
оно также не может быть вскормлено фальшивыми словами —
только подлинными словами питается истинно
человеческое существование, словами, посредством которых
люди изменяют мир. Существовать по_человечески —
значит самому называть мир и изменять его.
Пауло Фрейре[/font]
Образование взрослых в Бразилии в ХХ веке развивалось в русле двух основных моделей — систематической и народной, которые иллюстрируют поляризацию государства и общества этой страны в 50е и в начале 60_х гг. На него оказали влияние, во_первых, сильное движение гражданского общества, сопровождающееся развитием образовательного опыта у неправительственных организаций, народных движений,
церковных учреждений; а во_вторых, полная централизация и огосударствление программ по распространению грамотности и образовательных действий для взрослых в 70_е гг. после военного путча бразильским
федеральным правительством1.
Систематическая модель образования исходит из того, что образование в целом и образование взрослых в частности тесно связано с социально_экономическим развитием страны. Программы распространения грамотности и базового образования взрослых являются основным инструментом проведения изменений в социально_психологической области и приближения к идеалу современного индустриального общества.
Народное образование взрослых, educacion popular, на испанском означает больше, чем popular education по_английски или education populaire по_французски. Этот термин содержит в себе элемент эмансипации, освобождения и самоопределения угнетенных и эксплуатируемых масс, признание того, что люди, социально исключенные из материальной обеспеченности, образования и принятия решений, могут совместно отрефлексировать свою ситуацию, осознать, что она не санкционирована свыше, и понять, что они должны самоорганизоваться, для того чтобы изменить структуру общества. Нигде образование взрослых, ориентированное на интересы беднейших слоев населения и связанное с неправительственными организациями, не развито так сильно, как в Латинской Америке. И по_прежнему громко звучит сегодня имя Пауло Фрейре (1921–1997), к которому educacion popular чувствует наибольшую признательность.
Пауло Фрейре родился в 1921 году в городе Ресифе на северо_востоке Бразилии. Мировой экономический кризис заставил его узнать голод и нищету в молодые годы, что оказало глубокое влияние на его жизнь и привело к тому, что в возрасте одиннадцати лет он дал клятву посвятить свою жизнь борьбе против голода и нищеты.
Жизнь в бедности привела Фрейре к открытию явления, которое он описывает как “культуру молчания”
обездоленных. Он пришел к пониманию, что невежество и вялость этих людей были прямым результатом всей
ситуации экономического, социального, политического господства и патернализма, жертвами которого они были, и считал, что образовательная система являлась одним из главных инструментов для сохранения этой “культуры молчания”.
Фрейре начал свою деятельность с работы учителем начальной школы. Но его идеи в области образования стали проявляться с 1946 года, когда он стал работать директором по образованию в SESI —организации работодателей, которая была создана для помощи рабочим и их семьям. Увидев рассогласованность между элитной образовательной практикой и реальной жизнью рабочих, Фрейре вступает в ряды Движения за народную культуру.
Фрейре опирался, по его собственному признанию, на взгляды “Сартра и Мунье, Эриха Фромма и Луи Альтузера, Ортеги_и_Гассета и Мао, Мартина Лютера Кинга и Че Гевары, Унамуно и Маркузе”, развивая собственный взгляд на образование, который явился ответом на конкретные реалии Латинской Америки.
Своей работой Фрейре продемонстрировал, что неграмотные крестьяне могут быстро научиться читать и писать, если слова, которым их обучают, имеют для них политическое значение и если грамотность сопровождается ростом возможностей для изменений в их повседневной жизни (таких как земельная реформа или другие изменения социально_экономических условий). Образование взрослых добивается больших успехов, если становится сознательно политическим действием, целью которого является не просто осознание собственного угнетения, а рефлексия опыта, который воодушевит людей на социальное действие.
Педагогика Фрейре по обучению грамотности включала в себя не только чтение слова, но “чтение мира”. Это требует включения критического сознания (процесс, называемый по_португальски conscientizacao). Формирование критического сознания заставляет людей задавать вопросы по поводу своей исторической и социальной ситуации — “читать свой мир” — с целью действовать как субъекты в создании демократического общества (что было новым для Бразилии того времени). В плане образовательного процесса, Фрейре использовал обмен мнениями в форме диалога между учителем и студентами, в котором обе стороны учатся, обе спрашивают, обе рефлектируют и обе участвуют в создании смысла. “Освобождающее образование состоит в актах познания, а не в передаче информации,— писал он. — Это — ситуация учения, в которой познающийся объект… является посредником между познающими сторонами — учителем с одной стороны и учениками — с другой”2.
На практике эта педагогика начинается с того, что учитель бродит среди сообщества, задавая вопросы
людям и собирая список слов, которые они используют в повседневной жизни. Он начинает понимать социальную действительность этих людей и разрабатывать список обобщающих слов и тем, которые могут побудить их к дискуссии на занятиях в “культурных кружках” (Circulo de Cultura)3. Создавая слова, относящиеся к жизни людей, можно инициировать процесс осознавания (conscientization), при котором будет критически проверяться социальное построение действительности.
В 1962 году прошла первая экспериментальная проверка метода Фрейре, когда 300 сельскохозяйственных работников за 45 дней были обучены чтению и письму. В результате правительство одобрило создание тысяч культурных кружков по всей Бразилии, и разработанная Фрейре методология стала широко использоваться в образовательных кампаниях на северо-востоке Бразилии.
Военный переворот 1964 года прервал эту работу и изменил жизнь Пауло Фрейре. В июне 1964 года он
был заключен в бразильскую тюрьму по обвинению в измене, затем освобожден и был вынужден покинуть страну. Пять лет Фрейре жил в Чили, работая с ЮНЕСКО и в Христианском Демократическом движении по аграрной реформе по программам обучения взрослых. В 1967 он опубликовал первую книгу “Образование как практика свободы” (Educacao como Practica da Liberdade), принесшую ему в 1969 г. известность и статус приглашенного профессора в Гарварде. В 1968 он пишет свою знаменитую “Педагогику угнетенных” (Pedagogy of the Oppressed), опубликованную на испанском и английском языках в 1970 г., но только в 1974 г. вышедшую в самой Бразилии. Десять лет Фрейре был специальным консультантом по образованию при Всемирном конгрессе церквей в Женеве, путешествовал по всему миру, помогая развивающимся странам осуществлять реформы в области образования и распространения грамотности. В 1980 г. он вернулся в Бразилию, где несколько лет руководил программами по распространению грамотности среди взрослых, а с 1988 года работал Министром образования Сан_Пауло.
Работа бразильского просветителя получила признание во всем мире и оказала глубокое влияние как на
образовательную теорию и практику, так и на борьбу за национальное развитие. Активисты неформального образования взрослых начали быстро адаптировать его идеи в городах Северной Америки. В США и Канаде сотни “фрейрианских” центров образования взрослых открывались при магазинах, церквях, местных общественных
организациях, колледжах сообществ. Делались также попытки адаптировать методологию Фрейре к программам базового образования взрослых (обучения грамотности, изучения языков, в высших школах для взрослых), но они встретили на своем пути структурные ограничения школьной системы. Наиболее успешными были те из программ, которые не приняли государственного финансирования и опирались на тщательно выстроенную сеть частной и общественной поддержки.
Идеи Пауло Фрейре оказали огромное влияние на тех адукаторов, которые искали альтернативу тем традиционным моделям образования, в которых образование взрослых рассматривалось либо как способ социальной адаптации, либо как средство социального отбора.
Татьяна Пошевалова
1 Rute Baquero. Adult education in Brazil: between systematic and popular orientated educational models. Paper presented at SCUTREA,
32nd Annual Conference, 2–4 July 2002, University of Stirling.
2 П. Фрейре “Педагогика угнетенных”, глава 2.
3 Культурный кружок — это дискуссионная группа, в которой учителя и учащиеся используют кодификации для вовлечения участников
в диалог о причинах существующей ситуации. Группа обеспечивает теоретический контекст для рефлексии и для трансформирую_
щихся интерпретаций действительности от простых мнений к более критическому знанию.