САУ-Одесса
25-11-2008 17:11:21
Во время распада махновской армии, в феврале 1920 г. в подполье прошла встреча видных деятелей махновщины, на которой обсуждались пути дальнейшего развития движения. Один из командиров Долженко предложил следующее развитие махновщины:
«Священной обязанностью теперь надо считать вопрос организации свободных коммун в советских условиях. В этом мы имеем достаточно опыта и должны показать деревне, как можно устроить коллективную жизнь. Пусть даже эти коммуны будут нести обычное бремя государственных налогов, подчиняться власти». Белаш В. Дороги Нестора Махно., К. 1993, стр. 383.
Позже, уже осенью 1920 года эта идея развилась и даже стала официальным требованием махновского движения на переговорах с Совнаркомом Украины. Это выразилось в нескольких пунктах советско-махновского военно-политического соглашения, подписанного махновским Реввоенсоветом пред совместным походом на Врангеля.
"Раздел 1, пункт 1. Немедленное освобождение и прекращение преследований в дальнейшем на территориях советских республик всех махновцев и анархистов, за исключением вооруженно выступающих против советского правительства.
Раздел 1, пункт 2. Полнейшая свобода агитации и пропаганды, как устно, так и печатно, махновцами и анархистами своих идей и пониманий без призыва к насильственному ниспровержению советского правительства и с соблюдением военной цензуры. В деле издания махновцы и анархисты-, как революционные организации, признанные советской властью, пользуются техническим аппаратом советского государства, подчиняясь правилам техники издания.
Раздел 1, пункт 3. Свободное участие в выборах советов, право махновцев и анархистов вхождения в таковые и свободное участие в подготовке созыва очередного 5-го всеукраинского съезда советов, имеющего быть в декабре с. г…
Раздел 2, пункт 4. Семьи революционной повстанческой армии махновцев, проживающие на территории советской республики, в льготах приравниваются к семействам красноармейцев и получают от совет. правительства Украины соответствующие документы…"
Наконец, махновцы требовали подписания пункта 4 политического (первого) раздела соглашения, по которому,
«Ввиду того, что одной из главных сторон махновского движения является борьба за самоуправление трудящихся у себя на местах, повстанческая армия махновцев выдвигает четвертый пункт политического соглашения, а именно: организация в районе действий махновской армии местным рабоче-крестьянским населением вольных органов экономического и политического самоуправления, их автономия и федеративная (договорная) связь с государственными органами советских республик». Аршинов П. История махновского движения. М. 1996, стр. 116 – 117.
Из выделенных мной мест соглашения следует, что:
1) Махновцы обязались не призывать к насильственному свержению Советской власти.
2) Махновцы и анархические организации, их поддержавшие, легализовались в советском государстве «как революционные организации, признанные советской властью».
3) Махновцы и анархические организации, их поддержавшие, собирались участвовать в выборах представительских органов (Советов) по всей Украине не только на местах, но и до уровня Съезда Советов, исполнявшего функции непостоянно действующего парламента.
4) На время войны семьи махновцев ставились на государственное обеспечение, - приравнивались в льготах к красноармейцам.
5) В перспективе махновцы собирались превратить свой Вольный район в анархическую федеральную единицу в составе советского государства.
К этому можно добавить, что Конфедерация анархических организаций Украины «Набат» в тот период осени 1920 г. плотного сотрудничала, как с махновским Реввоенсоветом в целом, так и конкретно с махновской делегацией в Харькове, которая подписала соглашение. Члены делегации и набатовцы развили совместную работу в трудовых коллективах. Из этого я заключаю, что «Набат», как минимум, не был против пунктов данного соглашения, утверждающих легализацию махновцев и анархистов. А так как «Набат» объединял чуть ли не подавляющее большинство немахновских анархических организаций по Украине, можно говорить о поддержке идеи легализации анархизма практически всеми украинскими анархистами того времени.
Вопрос к форумчанами ЕФА, разбирающимся в вопросах истории махновщины и в вопросах теории анархизма. Как вы охарактеризуете данные документальные свидетельства? Можно ли их считать первой попыткой легализации анархических организаций и движений в рамках государства? Обоснуйте, пожалуйста, свои ответы.