Анархизм в Китае

Кащей_Бессмертный

01-12-2008 23:31:53

УРОКИ КИТАЙСКОГО АНАРХИЗМА


Китайские анархисты не создали сколько-нибудь оригинальной теории. Они ориентировались на идеологов европейского и американского анархизма - Ж.П.Прудона, М.А.Бакунина, Э.Малатесту, Э.Гольдман, А.Беркмана, отдавая явное предпочтение П.А.Кропоткину. Но пересаженные на новую почву идеи подвергались неизбежной трансформации, что приводило иногда к самым неожиданным результатам, например, к теории Лю Шипея о поступательном развитии общественной организация от современной к анархической, затем к коммунистической и, наконец, к обществу "уравненных физических сил людей".

В этой компилятивной статье мы постараемся отметить наиболее интересные теоретические мутации, обогатившие, на наш взгляд, общую картину развития анархической мысли и идеопластики. "На рубеже 20-х годов, в период так называемого движения "4 мая'', анархизм стал чуть ли не самым популярным социальным учением. Имена западных анархистов постоянно мелькали 8 прогрессивной китайской прессе того времени. Истинную революцию в умах произвела теория П.А.Кропоткина о взаимной помощи, утверждающая, что в человеческом обществе и в мире животных развитие является результатом не борьбы за существование, как утверждал Дарвин, а взаимной помощи". (Е.Ю.Стабу рова. "Анархизм в Китае (1900-1921) ", "Наука", М., 1983). .

Эта теория преобразовала лозунг Великой Французской революции, который у китайцев зазвучат как "СВОБОДА, РАВЕНСТВО, БРАТСТВО, ВЗАИМОПОМОЩЬ" (Усы шици цикань цзешао /обзор периодики "4 мая"/ т. 2-3, Пекин, 1958-1959). Именно эта формулировка была взята за основу при формировании современного лозунга, выброшенного русской группой в Париже "Черный передел Земли и Воли" и звучащего теперь как "СВОБОДА, РАВЕНСТВО, БРАТСТВО, ВЗАИМОПОМОЩЬ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ЧЕСТЬ" (Впервые опубликован: "Вечерний 3"он"№-3).

О популярности анархизма в Китае говорит и тот факт, что такие крупнейшие мыслители как Сунь Ятсен отдали, в свое время, должное анархической идее. К 1924 г. относится его высказывание: "То, что недавно стала осуществлять Россия, в действительности не есть чистый коммунизм. Истинный коммунизм - это коммунизм Прудона, коммунизм Бакунина". (Цит. по: А.В.Меликсетов. "Социально-политические взгляды Сунь Ятсена: происхождение, развитие, сущность. - Китай: государство и общество". М., 1977).

Лишь в Китае, единственной стране мира, было осуществлено издание полного собрания сочинений П.А.Кропоткина, приуроченное к 100-летию со дня его рождения ("Internationalist". The Origins of the anarchist movement in China, with foreword by Stuard Christie, London, n.d.).

Современные историки находят корни китайского анархизма в древних идеологиях. Учения конфуцианцев чаще всего воспринимались как конформистские. Что же касается даосизма, то он почти всегда выступал в китайской традиции как неортодоксальное оппозиционное течение. Сами китайцы в XX веке охотно писали о том, что даосизм - не что иное, как китайский анархизм. По мнению Л.Д.Позднеевой, "теория восстаний - начиная с даосских утопий раннего средневековья... вырастала из утопий Лаоцзы... из притч Ян Чжу, Лецзыи Чжуанцзы"("Атеисты, материалисты, диалектики Древнего Китая". М., 1967.). Первые собственно китайские работы, в которых отразился интерес к анархизму и прозвучало слово "анархизм", относятся к 1902-1903 гг. Первая группа китайских анархистов в Японии организационно оформилась в 1907 г., т.е. тогда, когда общепризнанный вождь японских социалистов Котоку Сюсуй (Дэн-дзиро) (1871-1911) окончательно перешел на позиции анархизма.

Первыми крупными анархистами-теоретиками были создатели этой группы Лю Шипей (1884-1919) и Чжан Цзы. Оба они были выходцами из круга конфуцианской интеллигенции, мировоззрение которой развивалось "от патриотизма к революционности" (В.Н.Никифоров. "Китай в годы пробуждения Азии". М., 1982). Свои взгляды они излагали в журнале "Тянь и бао" ("Естественный закон") и газете "Хан бао" ("Мера"). Философия Лю Шипея базировалась на нижеследующем: "... абсолютно лишь состояние душевной гармонии в самом человеке. Это состояние нельзя выразить в словах. Наименования лишь нарушают гармонию, ввергают человека Е заблуждения и ограничивают его возможности путем обозначения конечных явлений - плохое или хорошее, успех или неудача. Если человек понимает, что успех и неудача - это всего лишь явления, то все, что его ум воспринимает как успех или неудачу, не прельстит его. Если же человек не будет соблазнен ни хорошим, ни плохим, то все ему я шляющееся он воспримет как пустоту". (Цит. по: Е.Ю.Стабурова. Указ. соч.) Отметим еще осуждение Лю Шипеем тех людей, что "разрушают традиции", которое не вяжется с обычным представлением об анархистах как разрушителях. Сейчас нам представляется, что именно традиции бытового уклада хотел сохранить и Н.И.Махно при организации "Вольных коммун" на Екатеринославщине. Но, пожалуй, самой любопытной особенностью анархизма "Естественного закона" было то, что в центре стояла не идея об абсолютной свободе, а идея о равенстве всех людей. Журнал считал, что у человека имеется три неотъемлемых права: равенство с другими людьми, независимость и свобода; из них главное - равенство".

Китайские анархисты действовали не только в Азии на территории Японии, Китая, Макао, но и во Франции. Отметим, что первое периодическое издание на китайском языке во Франции журнал "Шицзе" ("Мир") был основан анархистами. Он был задуман как иллюстративное издание по искусству, однако, в нем появлялись материалы о политике, социологии, естествознании.

Последователем идей французского анархиста Жана Жака Элизе Реклю (1830-1905) был журнал "Новое время", руководимый Ли Шецзэном и У Чжихуэйем. Последний писал: "Анархистская революция не есть так называемая пропагандистская революция, а всего лишь образование. Тем более не имеет она так называемого пропагандистского периода. Ведь революция - это всего лишь обучение. Обучение, которое ведется изо дня в день, это и есть революция, совершающаяся изо дня в день". (Цит. по: Е.Ю.Стабурова. Указ. соч.). Впоследствии эта мысль была развита в призыв "К работе - учебе". А в дальнейшем анархисты Франции, Испании и Америки осуществляли его кружковой работой на предприятиях. Положительный опыт распространения идей анархизма путем непрерывного политического образования масс анархистами прошлого дал возможность группе "Черный передел Земли и Воли" внести слово "ПРОСВЕЩЕНИЕ" пятым по порядку в лозунг современного анархизма.

Новая страница в истории китайского анархизма открывается вместе с новым периодом в истории всего Китая - с Синьхайской революции, положившей в 1912 г. конец императорскому правлению. Реальную воз*можность для свободной пропаганды идей представляла стихийная либерализация общества, достигшая своего апогея с принятием Временной конституции Китайской республики, подписанной Сунь Ятсеном в марте 1912 г. Конституция возвела в закон свободу слова, дискуссий, печати, собраний, организаций и т.д. ("Синхайская революция 1911-1913 гг..". Сборник документов и материалов. М., 1968). Важным для нас событием было вычленение в начале 1912 г. из "Общества китайских террористов Гуанчжоу" организации "Синь шэ" ("Сердце") под руководством Лю Шифу, начавшей издавать сначала журнал "Предрассветный крик петуха", а позже журнал "Голос народа". Лю Шифу был социалистом, но не отрицал анархизма как формы борьбы. Он был одним из первых китайцев, который пришел к пониманию "капитала" как "общественных отношений". Это сделало его впоследствии анархо-коммунистом. Встав на позиции интернационализма и анархо-синдикализма, "Голос народа" занял ведущую позицию среди китайской периодики и был признан крупнейшими анархо-коммунистами, в т.ч. Жаном Гравом (1854-1919). Именно этому журналу принадлежит заслуга широкого распространения движения "прилежной работы, экономной учебы". Накануне и в период движения "4 мая" в анархистском движении Китая стали появляться новые течения. Основными направлениями анархизма того времени были анархо-коммунизм, синдикализм и так называемый неонигилизм. Часть анархистов выступила с проповедью идеи мирной взаимопомощи, надеясь на изменение общества путем постепенного внедрения в повседневную жизнь якобы совершенных, т.е. анархистски понятных, моральных норм.

Появление неонигилизма объяснялось тем, что наиболее нетерпеливых молодых людей перестали удовлетворять рассуждения Лю Шифу, заимствованные у П.Кропоткина, о постепенной подготовке революции путем просвещения, агитации, пропаганды. Новое поколение анархистов, будучи порождением революционного подъема 1919 г., преувеличивало значение субъективного и волюнтаристского начал. Ярким выразителем этих настроений стал журнал "Фэньдоу" ("Борьба"), издававшийся с начала 1920 г. одноименной группой пекинского университета. Увидевшие свет девять номеров этого журнала дают наглядное представление о разочаровании в идеях Кропоткина.

Все, что, по мнению последователей анархо-коммунизма, составляло их гордость ("материалистическая" основа учения, его "научность"), на страницах "Борьбы" было отброшено и раскритиковано.

Создателем нового направления, так называемой философии "борьбизма", был Чжу Цяньчжи. Своими учителями Чжу считал М.Штирнера и А.Бергсона. "Борьбизм охватывает всю современную философию", - самоуверенно заявлял его творец. В центре новой теории стояло понятие о борьбе как источнике прогресса. Отвергнув кропоткинскую "взаимопомощь", Чжу Цяньчжи настаивал на том, что "в борьбе - причина развития человеческого общества", что "жизнь людей - ежечасная борьба". (Цитаты из: "Обзор периодики '4 мая' ", т. 2-3, Пекин, 1958-1959).

Отметим, что именно "Борьба" начала систематическую борьбу с идеологией большевизма.

Из других изданий следует отметить газету "Гоминь" ("Нация"), находившуюся на штирнеровских позициях крайнего индивидуализма, отрицавшего даже анархическое общество. "Стоит появиться правилам - и свободы нет. Другие люди начинают решать, что мне делать - и свободы нет" - говорилось в статье "Мы не можем согласиться на законы" (20 окт. 1920) (Цит. по: Е.Ю.Стабурова. Указ. соч.).

С середины 20-х годов начинается период упадка анархической мысли в Китае. Часть анархистов ушла в гоминдан, часть слилась с коммунистами, другие оставили деятельность. Логика обострившейся классовой борьбы отрицала анархическую аполитичность.

Однако мы никогда не забудем того вклада в общее дело освобождения людей, который внесли наши китайские товарищи.



ТОЛСТЫЙ

(альманах "Мулета Ъ", Париж, 1986г.)

Кащей_Бессмертный

01-12-2008 23:32:16

АНАРХИЗМ В КИТАЕ

Идейное и общественно-политич. течение, популярное в Китае первой пол. 20 в. Орг-ции кит. сторонников анархизма появились за пределами страны в 1907. В Токио анархисты основали журн. "Тяньи бао" ("Естеств. закон"), в Париже объединились вокруг газеты "Синь шицзи" ("Новый век"). Пропагандистами кит. анархизма в Японии стали Лю Шипэй, Чжан Цзи, Хэ Чжэнь; во Франции - Ли Шицзэн, У Чжихуэй. Анархисты ориентировались на зап. антиавторитарные учения. Наибольшей популярностью пользовались теории П.-Ж. Прудона, М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина, Э. Малатесты, В. Черкезова, публицистич. статьи Л.Н. Толстого. Анархисты выступали против системы принуждения и ограничения индивидуума, проявлениями чего, по их мнению, были гос-во, прав-во, армия, семья, традиц, мораль и т.д. Зап. идеи индивидуализма и антиавторитаризма переплелись в Китае с традиц. представлениями: нигилизмом даосов, прежде всего с учением Бао Цзинъяня (3 - 4 вв.), видевшего в правителях источник зла. Принцип "взаимопомощи" Кропоткина кит. анархисты сближали с принципом "всеобщей любви" Мо Ди (5 - 4 вв. до н.э.), доказывали, что "студенчество получило свое первое анархистское крещение еще пару тысяч лет тому назад в учении Лао-цзы".

Идея социальной справедливости, занимавшая важное место в теоретич. построениях кит. анархистов, имела во многом традиц. основу. Она обусловила их повышенный интерес к тем направлениям анархизма, в к-рых мысль о личной свободе связывалась с вопросами переустройства об-ва, к европ. социалистич. учениям. Анархисты первыми в Китае начали систематич. изучение и пропаганду социализма. Они публиковали отрывки из произв. К. Маркса, Ф. Энгельса. В 1907 усилиями анархистов в Токио были открыты Курсы по изучению социализма. Анархисты увязывали теорию классов с неприятием власти, полагая, что "возникновение классового неравенства в об-ве началось с подчинения авторитетам", считали, что наряду с классами капиталистов и рабочих, землевладельцев и крестьян существуют также антагонистич. классы "правителей и подданных".

Социальную справедливость кит. анархисты ассоциировали с "равенством". В их трактовке понятия равенства прослеживается влияние философии буддизма. Однако непосредств. их идейным предшественником, видимо, был Тань Сытун. Сами они своим учителем называли философа 4 в. до н.э. Сюй Сина. Влиянием отечеств, традиции можно объяснить тот факт, что для издателей "Тяньи бао" идея полного и абс. равенства оказалась более значимой, чем идея свободы: "абс. свобода невозможна без абс. равенства". Наиболее полное выражение идеал социального равенства получил в учении об об-ве "уравненных физич. сил" Лю Шипэя. Подобное об-во является конечной целью развития человечества, но на пути к нему предстоит пройти еще два этапа - "анархистский", на к-ром будет ликвидировано прав-во, и "коммунистич.", когда произойдет обобществление частной собственности. В об-ве "уравненных физич. сил" будут полностью уничтожены различия в условиях жизни людей, в образовании, воспитании, но главное - в мере труда и характере деятельности.

Кит. анархисты во Франции объясняли свою приверженность зап. культуре тем, что в ее основе лежит наука. Накануне Синьхайской революции 1911 они наиболее резко критиковали отжившие нормы и обычаи. Позднее эта тенденция была подхвачена участниками "движения за новую культуру".

Анархисты предсиньхайского времени принадлежали к антиманьчж. революц. лагерю. В отличие от большинства кит. революционеров борьбу с маньчжурами они рассматривали не как акт нац. мести, но как борьбу с тиранией.

На территории Китая орг-ции анархистов возникли во время Синьхайской революции. Антиавторитарные теории находили сочувствие среди многих членов созданной в 1911 Кит. социалистич. партии. В 1912 вышедшие из нее анархисты создали свою Социалистич. партию. Их признанным вождем был Лю Шифу, возглавлявший сначала орг-цию в Гуанчжоу, позднее - Товарищество анархо-коммунистов в Шанхае и считавший, что "анархизм - это цель, синдикализм - способ, и их нельзя разделить".

После Синьхайской революции А. в К. продолжал развиваться как социалистич. учение. Его сторонники ратовали за создание "свободного коммунистич. об-ва" на основании принципа "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям". Др. социалистич. теории казались им непоследовательными и слишком умеренными. Лю Шифу осуществил подробный разбор программ возрождения Китая Сунь Ятсена и основателя Кит. социалистич. партии Цзян Канху. Завязалась полемика, к-рая фактически стала дискуссией о социализме в Китае. Анархисты довольно точно определяли нек-рые слабости учений своих оппонентов, отмечая, в части., что экономич. проекты Сунь Ятсена имеют мало общего с социализмом. "Сунь Ятсен,- писал Лю Шифу, - ошибается, принимая передачу предприятий гос-ву, характерную для социальной политики, за обобществление капитала, свойственное социализму... Он не знает, что обобществление капитала - это передача всех средств производства в руки трудящихся для того, чтобы сами трудящиеся распоряжались ими".

Пик политич. активности А. в К. приходится на пер. "движения 4 мая" 1919 и нач. 20-х гг. Идеи зап. и кит. анархистов находили отклик среди широкого и крайне неоднородного круга представителей левых сил. Чрезвычайно популярны были идеи П.А. Кропоткина. Осн. направлениями А. в К. в то время были анархо-коммунизм, синдикализм и так наз. философия "борьбизма" Чжу Цяньчжи. Часть анархистов выступала с проповедью идей мирного преобразования об-ва путем самосовершенствования, внедрения в социальную практику различных форм взаимопомощи. Они активно помогали созданию первых марксистских кружков и нередко сами налаживали в них издательскую и профсоюзную работу. Возрастание в кит. об-ве интереса к марксизму и создание в 1921 Коммунистич. партии Китая поставили анархистов перед необходимостью определить свое отношение к идеям и делам коммунистов. В новой дискуссии о социализме, к-рая развернулась на р-же 20-х гг. между анархистами, гильдейскими социалистами и сторонниками марксизма, наметились две тенденции: к сохранению единства кит. сторонников социализма и к окончат, размежеванию марксистов и представителей др. идейных течений. Победила вторая тенденция: в 20-е гг. пути кит. коммунистич. движения и А. разошлись.

На р-же 20 - 30-х гг. в правящей партии Гоминьдан существовала сильная фракция анархистов, к-рую возглавляли У Чжихуэй и Ли Шицзэн. С лета 1927 они выпускали журн. "Гэмин" ("Революция"); их изд-во "Цзыю" ("Свобода") публиковало произв. П.А. Кропоткина, М.А. Бакунина, П.-Ж. Прудона, Э. Реклю и Ж. Грава, Осуги Сакаэ, А. Беркмана, Н.И. Махно. Основу идейных позиций этой фракции составляло совмещение национализма и анархизма. Фактич. ревизия прежней идеологии обосновывалась формулой У Чжихуэя: "Анархистская революция совершится... самое малое через 500 лет, самое большее - через три тыс. лет". С ней перекликалось утверждение Ли Шицзэна: "Так как 100% свободы в настоящее время невозможны, то следует добиваться по крайней мере 50% свободы". Периферийные орг-ции анархистов в большинстве были оппозиционны Гоминьдану.

Анархисты не прекращали пропагандистскую деятельность также в 30 - 40-е гг. Во время войны с Японией 1937 - 45 анархисты, считавшие себя наследниками Лю Шифу, разделяли патриотич. взгляды.

*Синь шицзи (Новый век). Париж, 1907 - 10; Гэмин (Революция), Шанхай, 1927 - 8; Синь Тайвань (Новый Тайвань). Б.м., 1938; **Стабурова Е.Ю. Анархизм в Китае. 1900 - 1921. М., 1983; Ее же. Утопии кит. анархистов // Кит. Социальные утопии. М., 1987; Ее же. Анархисты в нанкинском Гоминьдане (1927 - 31 гг.) // 8-я НК ОГК. Ч. 3. М., 1977. См. также лит-ру к ст. Лю Шипэй, Лю Шифу, Чжу Цяньчжи.

Е.Ю. Стабурова

Graswurzel

01-12-2008 23:33:54

статейки на сайте анархистов питера висели, помниццо.

Кащей_Бессмертный

01-12-2008 23:35:21

Graswurzel писал(а):статейки на сайте анархистов питера висели, помниццо.


ща проверим - я их с махно.ру спиздил:cool:

ДВС

02-12-2008 09:18:17

'Кащей_Бессмертный писал(а):"Анархистская революция совершится... самое малое через 500 лет, самое большее - через три тыс. лет".

А нас будут чтить как древних предтечей.:D

Леон Чёрный

02-12-2008 09:21:58

Ага, как в кунсткамере - "чтят" уродцев:D

Goren

02-12-2008 10:27:09

Я помню, у Замятина в "Мы" было, как из "совершенного" общества с неким страхом и отвращением пишется послание "примитивным" предкам. но я бы так не хотел. Обратная совместимость важна.

Дмитрий Донецкий

02-12-2008 16:38:08

Мы уже немного бродили по Китаю:

http://anarhia.org/forum/showthread.php?t=671&page=12

и следующая страница.

Дубовик

02-12-2008 16:38:54

Кащей_Бессмертный писал(а):ща проверим - я их с махно.ру спиздил:cool:

А ты думаешь, товарищ Идеалист их вручную набивал для Махно.ру?

Idealist

02-12-2008 19:19:56

Дубовик писал(а):А ты думаешь, товарищ Идеалист их вручную набивал для Махно.ру?


Нет, конечно. Так, погуглил маленько... По приказу товарища Дубовика.

Дубовик

02-12-2008 19:29:02

Ай! Сейчас придет Леон и опять заведет про "ркасфюрера"... :D

Кащей_Бессмертный

02-12-2008 19:53:21

Дубовик писал(а):А ты думаешь, товарищ Идеалист их вручную набивал для Махно.ру?


Да хто ж его знает :D А вообще - мало ли откуда сперто. И вообще - на сцайте питерцев (если оно было то) не нашел

Master Talion

02-12-2008 20:06:00

Насчёт анархизма в Китае, мне вспоминается лозунг "Все под небом", что всегда был в фаворе у китайцев. А взаимопомощь подразумевалась как объединение масс людей под жёсткой властью императора или "Дорого товарища .....".
У меня сложился определённый стереотип, что восточные культуры, восточные народы изначально отрицают самою суть анархии по своей природе. Да и вообще они мелкие какие-то. Подтвердите или опровергнете мои подозрения пожалуйсто.

aka ankaz

02-12-2008 20:15:08

понятно, тов. Дубовик книжку Стабуровой в Казани видел. мой аватар как раз с обложки этой книги. этим иероглифом китайцы обозначали анархию...

Goren

03-12-2008 02:04:03

'aka ankaz писал(а):мой аватар как раз с обложки этой книги. этим иероглифом китайцы обозначали анархию...

На самом деле твой аватар - это 無, читается как wъ. На самом деле это просто отрицательная частица, типа "не", "без" итп. Полностью слово "анархия" пишется как 無政府狀態 (wъzhиngfǔzhuаngtаi), то есть, в дословном переводе, "возможность состояния без правительства". Есть ещё слово 乱 (luаn), но оно скорее должно переводиться как "хаос". Хотя я допускаю, что китайцы могли просто писать wъ, когда было понятно, о чём речь.

Что же до китайского анархизма, то я думаю многие здесь не в курсе (вообще, очень мало кто знает в "белой цивилизации", бо европоцентризм не преодолён), что именно в Китае во времена противостояния Гоминьдана и коммунистов было самое мощное, многочисленное, деятельное и успешное анархическое движение в истории. Хотя поскольку они были против коммунистов, я думаю многие и их заклеймят "анархо-капиталистами".

Goren

03-12-2008 02:05:46

Блин, фейл какой-то с пиньином. ЧТО ТЫ СДЕЛАЛ С МОИМ ПИНЬИНОМ, СЦУКО ФОРУМНЫЙ ДВИЖОК???
Ладно, вот напишу по-простому, с цифирьками: wu2zheng4fu3zhuang4tai4 кому надо, тот поймёт.

Кащей_Бессмертный

03-12-2008 06:48:42

Кондово-совковое:

МАОИЗМ И АНАРХИЗМ


Из мелкобуржуазных западных радикальных теорий ранее всех на Мао Цзэ-дуна оказал воздействие анархизм, который В. И. Ленин рассматривал как «вывороченное наизнанку буржуазное миросозерцание» [29, 131] и психологию «выбитого из колеи интеллигента или босяка, а не пролетария» [27, 378].

Периодические проявления анархизма во взглядах и особенно в практике маоизма отмечались на протяжении всей его истории, но особенно отчетливое выражение они получили в период «культурной революции», что дает основание говорить об анархизме как об одном из идейных истоков маоизма, хотя последний в принципе противоположен анархизму. На связь маоизма с анархизмом указывают многие исследователи маоизма как в нашей стране, так и за рубежом.

В первой четверти XX в. анархизм был наиболее радикальным и одним из самых влиятельных в Китае мелкобуржуазных революционных течений. Он оказывал сильное воздействие на китайскую молодежь, в результате чего социализм и марксизм-ленинизм были восприняты значительной ее частью через призму анархизма. Следует иметь в виду, что китайские анархисты занимались пропагандой тех идей марксизма, которые были близки их взглядам (борьба против капитализма, общественная собственность на средства производства, бесклассовое общество и т.д.). На китайский язык был переведен ряд работ виднейших теоретиков анархизма, в том числе «Взаимопомощь», «Моя автобиография», «Обращение к молодежи», «Хлеб и свобода» П. А. Кропоткина, «Бог и государство» М. А. Бакунина и др. К 1923 г. в Китае было издано более 70 книг и журналов, посвященных анархизму (не считая переводов).

Мао Цзэ-дун, Чжоу Энь-лай и некоторые другие руководители китайского революционного движения, не говоря уже о таких деятелях китайской культуры, как Ба Цзинь, Хоу Вай-лу, Дин Лин и др., в молодости находились под влиянием анархизма. Мао Цзэ-дун познакомился с идеями марксизма в период увлечения анархизмом. Впервые на него оказал влияние анархизм, по-видимому, еще в Чанша, когда он читал статьи Цзян Кан-ху о социализме. На китайскую социалистическую партию, организатором которой был Цзян Кан-ху, заметное влияние оказали анархический коммунизм и социал-реформизм.

Лучшими друзьями Мао Цзэ-дуна в Пекине (осень 1918-весна 1919 г.) были анархисты. По их совету Мао Цзэ-дун познакомился с трудами Кропоткина и Бакунина. Под влиянием анархизма Мао Цзэ-дун начал думать, что единственным разрешением китайских проблем является полная децентрализация управления и что правительство должно быть свергнуто насильственным путем. Он вел переписку с анархистами и даже думал организовать анархистское общество [см. 275, 38-39].

Влияние в 1918-1920 гг. «а Мао Цзэ-дуна анархизма отмечает и близко знавший его китайский поэт Эми Сяо [см. 195, 13]. Об этом же говорит и статья Мао Цзэ-дуна «Широкий союз народа», опубликованная в студенческой газете «Сянцзян пин-лунь» (1919 г., №2,3,4). В этой статье он восхвалял Кропоткина и ставил его выше Маркса.

О своем увлечении анархизмом Мао Цзэ-дун сам рассказывал впоследствии Э. Сноу, подчеркивая свою склонность «к бунтарству»: «Я читал статьи об анархизме и был под сильным их влиянием... В то время я разделял многие его положения» [294, 149].

Известно, однако, что интерес к анархизму Мао Цзэ-дун не утратил и в более поздние годы. В конце 20-х годов, будучи политическим комиссаром китайской Красной армии, Мао Цзэ-дун стал опираться на люмпен-пролетариат и осуществлять тактику «бродяжничества», что могло превратить армию в бродячую шайку разбойников. Эти действия Мао Цзэ-дуна были подвергнуты критике на VI съезде КПК (1928), который осудил их как проявление анархизма и выражение настроений отчаявшейся мелкой буржуазии.

В первой четверти XX в. представления о революции и социализме формировались в Китае под сильным воздействием анархистов, которые, в частности, распространяли в Китае идею мировой революции. Выступая от имени простого народа (пинминь), китайские анархисты заявляли о «необходимости коренным образом провести мировую революцию, разрушив и искоренив все органы насильственной власти в современном обществе, преобразовать общество в новое, правильное, которое придет на смену старому» [318, 1]. Они считали, что «мировая революция» простого народа «начнется в Европе, затем охватит Америку и после этого распространится на Азию. Китай должен готовиться к этой мировой революции, ибо в противном случае он может оказаться препятствием на пути мирового прогресса» [311, 8].

Много внимания проблемам анархической революции и анархического коммунизма уделял журнал китайских анархистов «Цзыю» («Свобода»), издававшийся в начале 20-х годов.

Под влиянием анархистов мелкобуржуазные, волюнтаристские представления о революции и революционном процессе глубоко проникли в сознание части китайской революционной молодежи.

Для анархических представлений о революции было характерно игнорирование ее социально-экономических причин, волюнтаристская переоценка субъективного фактора в революционном процессе и в связи с этим неисторический подход к революции.

Анархисты уподобляли революцию мятежу и рассчитывали добиться своих целей с помощью «перманентного бунта» и «пропаганды действием». Кропоткин писал в своем журнале «Бунтовщик» («Ле револьте») 25 декабря 1880 г.: «Постоянный бунт с помощью устного и письменного слова, кинжала, ружья, динамита... все хорошо для нас, идущих против закона». Анархисты понимали революцию как взрыв негодования обездоленных и простых людей, поднятых на выступление каким-либо чрезвычайным событием или героической личностью. Таким образом, они фактически отрицали классовую революцию, подменяя ее «народной». Основную цель революции анархисты видели в разрушении. Например, китайские анархисты, издававшие в Париже журнал «Синь нищай», считали своей главной, непосредственной задачей разрушение, которое, с их точки зрения, должно было явиться залогом свободы в человеческом обществе. Одновременно они делали ставку на насилие как средство разрушения, применяемое в интересах революции, звали к убийствам во имя освобождения человечества от его врагов. Представления китайских анархистов о революции нашли выражение в известной брошюре «Революция», изданной ими в Париже в 1907 г. и переизданной в Шанхае в 1947 г.

Для анархистов революция была стихийным иррациональным массовым движением, лишенным руководства и необходимой организации, в котором особая роль принадлежит люмпенам, якобы представляющим весь ум и силу революции. Критикуя анархистские представления о революции, китайские коммунисты еще в начале 20-х годов указывали на то, что революция не может победить без организованной силы и руководства, тем более если она осуществляется неорганизованной, недисциплинированной -массой.

Анархические представления о революции, безусловно, оказали свое воздействие на маоизм и его взгляды на революционный процесс. Для маоистов революция является не следствием социально-экономического развития общества, т.е. несоответствия характера производственных отношений уровню развития производительных сил, а результатом негодования доведенного до отчаяния простого народа, вне зависимости от социально-экономических процессов, происходящих в обществе. В теории и практике маоистов революционный процесс так же неисторичен, как и у анархистов. В подходе к революции они, так же как и анархисты, предпочитают исходить не из классового анализа (во всяком случае ими игнорируется роль рабочего класса), оперируя категорией «простой народ».

Наиболее полно элементы анархизма обнаружили себя в маоизме во время «культурной революции» в Китае, когда китайская пропаганда открыто выступила с анархическими установками вроде «бунт — дело правое» и утверждала, ссылаясь на Мао Цзэ-дуна, что «революция — это и есть разрушение». Хунвэйбины совершали «культурную революцию» под анархистскими лозунгами — «свергать все», «отрицать все», «сомневаться во всем».

Интересно, что во время «культурной революции» хунвэйбины перепечатали в феврале 1967 г. в Шанхае анархистскую статью Мао Цзэ-дуна «Широкий союз народа», указывая этим на свою связь с анархизмом. Характерным было и появление в период «культурной революции» цзаофаней — бунтарей, которые напоминают бунтарей Кропоткина.

Анархические представления о социализме и коммунизме воспринимались в Китае в первой четверти XX в., т.е. до широкого проникновения туда марксизма-ленинизма, как наиболее правильная европейская теория коммунизма. «Истинный коммунизм, — утверждал Сунь Ят-сен, — это коммунизм Прудона, коммунизм Бакунина» [225, т. 2, 636]. Однако хорошо известно, что анархический коммунизм — это мелкобуржуазный уравнительный коммунизм, призывавший на словах «к полнейшему освобождению и счастью народа, чернорабочего люда», а на деле готовивший ему казарму, где жизнь основана на обязательном для всех тяжелом труде и где каждый будет производить для общества как можно больше и потреблять как можно меньше. Прудон, Бакунин и Кропоткин считали, что общество должно иметь коммунальную организацию, в их теоретических представлениях о коммунизме коммуне отводилось центральное место. Согласно взглядам Прудона, Бакунина и Кропоткина, общество будущего будет представлять собой федерацию самоуправляющихся коммун.

Видимо, не случайно «коммуна» заняла в теории и практике маоизма весьма большое место, сделавшись с 1958 г. одним из основных элементов организации маоистского общества.

Китайская анархистская печать с самого своего возникновения во второй половине первого десятилетия этого века вела широкую пропаганду идей коммунизма и социализма, разумеется в их анархистской интерпретации. Пропаганда идей коммунизмасчиталась основной задачей таких анархистских изданий, как «Синь шицзи», «Тянь и бао», «Хуй минлу», «Цзыю» и др.

Уже в начале 20-х годов китайские коммунисты в полемике с анархистами показали утопический, реакционный характер анархических представлений о коммунизме. Они, в частности, указывали на то, что анархизм с политической и экономической точек зрения абсолютно несостоятелен, что анархический коммунизм с его идеей свободной федерации автономных коммун приведет Китай к экономическому застою, отбросит его к эре ручного производства, т.е. будет означать не прогресс, а регресс, который снова вызовет в Китае появление капитализма. Китайские коммунисты считали, что Китай нуждается в развитии промышленности и создании подлинно социалистической экономики, а не патриархальной экономики самодовлеющих свободных коммун, объединяемых в федерацию. Они обвиняли анархистов в том, что их представления о коммунизме основаны на прошлом и вытекают из взглядов аграрного общества и поэтому не могут служить современному индустриальному обществу ни сегодня, ни в будущем.

Создание маоистами «народных коммун», опирающихся на собственные силы и экономически обреченных на изоляцию, имеет много общего с анархическими представлениями о коммунизме, раскритикованными в Китае еще в начале 20-х годов. Многие элементы маоистских экономических представлений аналогичны анархистским: признание сельского хозяйства экономической основой общества; критика товарно-денежных отношений при социализме и оплаты по труду; попытки распределения на основании принципа «каждому по потребностям» в период проведения политики «трех красных знамен»; введение уравниловки и т.д. Связана со взглядами анархистов и маоистская схема развития мелкой и местной промышленности Китая, основанная на идее децентрализации.

После «культурной революции» маоисты попытались свалить ее анархистские эксцессы на Линь Бяо, который якобы и был «глашатаем анархизма» (см. «Хунци», «Жэньминь жибао» за октябрь — ноябрь 1972 г.). Однако хорошо известно, что как раз Линь Бяо и армия выступали против анархизма хунвэйбинов и цзаофаней [см. 319а , №262-265].

http://mx.esc.ru/~assur/ocr/maoism/part_ii.html

Читать этот бред правда и смешно и грустно, совковое извращение анархистских идей меня всегда умиляет. Еще когда "Хлеб и воля" Кропоткина читал, офигел насколько открывающая статья совкового автора не соответствует содержанию книги.

Кащей_Бессмертный

03-12-2008 06:50:20

Описание совками анархо-коммунизма думаю местным антикоммунистам понравится :)))

Леон Чёрный

03-12-2008 07:18:23

Goren писал(а):Что же до китайского анархизма, то я думаю многие здесь не в курсе (вообще, очень мало кто знает в "белой цивилизации", бо европоцентризм не преодолён), что именно в Китае во времена противостояния Гоминьдана и коммунистов было самое мощное, многочисленное, деятельное и успешное анархическое движение в истории. Хотя поскольку они были против коммунистов, я думаю многие и их заклеймят "анархо-капиталистами".

Эт да. Не просто многие - а большинство. На самом деле тут должен быть ещё один раздел - Анархизм в Китае с тучей тем.

Такого мощного, многолюдного и организованного анархизма ни в Европе ни в Америке не было.

Един-но что их объединяет кроме идеи - массовое уничтожение живых носителей анархизма. (Понятно, что только совдепия могла принять хунвэйбинов за анархистов).

ПЫ.СЫ. Для Дубовика : Оговорки - эт верняк...

Кащей_Бессмертный

03-12-2008 07:32:21

кст, граждане "много знающие о китайских анархистах", вы б лучше не своими отвлеченными мыслями делились тут, а ссылки на источники кидали, потому как кроме выложенных тут трех статеек да нескольких страниц у Дамье в "Забытом Интернационале" о китайских анархистах в начале 20 века видеть не доводилось.

Леон Чёрный

03-12-2008 07:37:37

книжка Стабуровой чуть ли не единственная в таком роде. На русском языке. Была идея эту тётеньку разыскать. Так засуетились, забыли. А книжка довольно старая.
Анказ ( если найдёт) выложит полные выходные данные - может где в антиквариате найдёте.
А так: Елена Стабурова, профессор синологии, руководитель факультета политологии в университете им. Паула Страдыня. Латвия.
Вот те и тема, тут с Латвии есть народ. Пошамань с ними. Если на неё выйдут - у неё материала должно быть кучи.
Жень минь жибао с ней на вась-вась.

Master Talion

03-12-2008 08:41:58

В Китае кроме империи ничего друго не возможно.Инерция мышления вещь могучая. Остоновить её можно только огромными волевыми усилиями, и то на локальном уровне, на уровне Целого государства это сделать почти не возможно, разве что перенаправить в иное русло. Обывателю всегда легче идти за кем-то. Анархист всегда идёт вперёд сам, те кто за ним не анархисты, стадо.

Леон Чёрный

03-12-2008 09:00:28

Хорошо, что китайцы сто лет назад не знали, что оне стадо. А так глядишь и анархизм появился... Не, Spirit, я Вам говорил - учителя?, не учителей не нада. Вот и пример выше...

Master Talion

03-12-2008 09:14:44

"Вот и пример выше..." Леон Чёрный, это Вы про меня?

Леон Чёрный

03-12-2008 09:21:42

Вы же зарегились как Мастер... Хотя да - мне на разживу как раз Мастера нужны...

Master Talion

03-12-2008 09:34:33

Мастер - это звание молодого дворянина в средневековой Англии - в рыцарей ещё не до играл.

Леон Чёрный

03-12-2008 09:38:36

Так давайте уже как в старой доброй Англии соберёмся( как молодые и не очень) в "Клубе"...

Master Talion

03-12-2008 09:42:10

Заманчивая идея! живое общение куда плодотворней такого.

Леон Чёрный

03-12-2008 09:47:32

Я имел ввиду ветку (дискуссионный клуб), шоб не бегать...

Master Talion

03-12-2008 09:51:46

А! Понятно, Прошу простить мою не осведомлённость, я действительно не давно, не более месяца назад, впервые самостоятельно вышел в И-нет. Дисскусионный клуб это "Анархисты говорят" ?

Леон Чёрный

03-12-2008 10:03:25

Да....

Дубовик

03-12-2008 13:33:16

aka ankaz писал(а):понятно, тов. Дубовик книжку Стабуровой в Казани видел.

И что из этого? Кто где видел и у кого в руках?
Кстати, читал всерьез я эту книгу уже в Украине, в Донецке.

elRojo

04-12-2008 20:21:35

Дубовик писал(а):И что из этого? Кто где видел и у кого в руках?
Кстати, читал всерьез я эту книгу уже в Украине, в Донецке.


это все про Стабурову?
может правда пошукать ее в университете?
хотя, мне думаеться, что китайский анархизм во вселенной синолога занимает не так уж и много места - это к тому, что "у нее должно быть много материала"..

ув. тов. Дубовик - я так понял книжки вышеназванной у вас не имеется, верно? полезная она вообще, в анархическом ключе?

з.ы. кто-то выше говорил про "Создание маоистами «народных коммун», опирающихся на собственные силы и экономически обреченных на изоляцию, имеет много общего с анархическими представлениями о коммунизме, раскритикованными в Китае еще в начале 20-х годов" - это скорее коллективизм, чем коммунизм.. ошибаюсь?

з.з.ы. "Следует иметь в виду, что китайские анархисты занимались пропагандой тех идей марксизма, которые были близки их взглядам (борьба против капитализма, общественная собственность на средства производства, бесклассовое общество и т.д.)" (опять же не помню кого цитирую из вышеотписавшихся, вроде из сообщения Кащея) - следует ли это понимать, что анархо-индивидуалисты и капиталисты советскими номенклатурщиками как опасность не рассматривались? в отличие от анархо-коммунистов.. критикуют как известно тех, кого боятся или о ком искренне переживают.. переживать об анархах совки не могли.. значит..
делаю такой вывод, поскольку анархисты как бы по умолчанию подразумеваются левыми (выделил текст).. вроде как правого крыла и нет вовсе..

Дмитрий Донецкий

04-12-2008 20:47:00

elRojo, "Анархизм в Китае" вышел в 1983-м году тиражём 2000 экземпляров. Поэтому меня повеселила почти детективная история на тему: кто, где, когда видел её, или не видел. В Риге наверняка можно что-нибудь найти интересное, тем более, что тема китайского анархизма у Стабуровой одна из ведущих.

Считать маоистов почти анархистами - общее место у всех советских историков и политологов. Индивидуалистов не замечали по двум причинам: они не претендовали на коммунизм (то есть не были конкурентами) и в России во время Гражданской войны не дали яркого представителя для дежурной ругани в его адрес.

Леон Чёрный

05-12-2008 06:37:34

Про Стабурову. Весьма полезно будет её найти. Я показал кем она сейчас работает. У неё очень много должно быть материала по анархизму в китае.
Д.Д. проблема не кто и что, а как...
А вот что и как в китае критиковали и что на самом деле делали - вот и надо посмотреть материал. И хыть давно я не читал этой книжки - но при повальной анархо-коммунизации чот не помню про автоклавы коммун... Точнее тех коммун о которых так мечтают комми...

Goren

05-12-2008 07:19:13

'Кащей_Бессмертный писал(а):кст, граждане "много знающие о китайских анархистах", вы б лучше не своими отвлеченными мыслями делились тут, а ссылки на источники кидали, потому как кроме выложенных тут трех статеек да нескольких страниц у Дамье в "Забытом Интернационале" о китайских анархистах в начале 20 века видеть не доводилось.

На Anarchy Archives была довольно толковая статья на английском, почитай. Хотя вообще источников на европейских языках и в самом деле до смешного мало. Вот на японском - пожалуйста...

Дубовик

05-12-2008 15:48:04

elRojo писал(а): я так понял книжки вышеназванной у вас не имеется, верно? полезная она вообще, в анархическом ключе?

Книга Стабуровой полезна для общега знакомиства с историей анархизма.
Еще она очень полезна для прочищения мозгов тем "патриотам белой расы", которые почему-то называют себя анархистами... или слегка ушибленных таким патриотством... В общем, для тех, кто - в т.ч. на ЕФА - высказывается, мол, анархия как идея понятна и принимается только европейцами, а всякие азиаты-африканцы к ней индифферентны, по натуре рабы и прочая и прочая. Вот, на книге Стабуровой, такие национал-ушибленные (Спирит, это не про вас совершенно) и могут убедиться: китайцы - азиатее не бывает! - оказывались ничуть не худшими анархистами, чем испанские рабочие или украинские крестьяне.

elRojo писал(а): з.ы. кто-то выше говорил про "Создание маоистами «народных коммун», опирающихся на собственные силы и экономически обреченных на изоляцию, имеет много общего с анархическими представлениями о коммунизме, раскритикованными в Китае еще в начале 20-х годов" - это скорее коллективизм, чем коммунизм.. ошибаюсь?

Да, наверное, лучше это называть коллективизмом. Сеть отдельных коллективов, связанных между собой товарными отношениями (хотя бы и без денег, а на натуральном обмене), - это ни разу не коммунизм. Коммунизм - это ведение единого хозяйства на всей данной территории.

elRojo писал(а): з.з.ы. "Следует иметь в виду, что китайские анархисты занимались пропагандой тех идей марксизма, которые были близки их взглядам (борьба против капитализма, общественная собственность на средства производства, бесклассовое общество и т.д.)" (...) - следует ли это понимать, что анархо-индивидуалисты и капиталисты советскими номенклатурщиками как опасность не рассматривались? в отличие от анархо-коммунистов.. критикуют как известно тех, кого боятся или о ком искренне переживают.. переживать об анархах совки не могли.. значит..
делаю такой вывод, поскольку анархисты как бы по умолчанию подразумеваются левыми (выделил текст).. вроде как правого крыла и нет вовсе..

Во времена советских номенклатурщиков НЕ БЫЛО анархо-капиталистов, а анархо-индивидуалисты уже сто лет были экзотически-маргинальным гетто, не представляющим ни малейшей угрозы никому (здесь а.-и. это последователи Штирнера и Таккера, т.е. некоммунистические индивидуалисты).
Анархисты со времен Прудона-Бакунина действительно всегда по умолчанию подразумевались и подразумеваются именно левыми. Если появляется такая экзотика, как правый анархизм (эволюционисты... сторонники анархо-капиталистического строя... "анархо-фашисты"...), - то, говоря о них, авторы всегда вынуждены подчеркивать их специфику, прилагая усилия для отделения от анархистов вообще.

aka ankaz

05-12-2008 21:56:21

Е.Ю.Стабурова
Анархизм в Китае 1900-1921

Академия наук СССР
ордена Трудового красного знамени Институт востоковедения
отв. редактор Л.П.Делюсин
Главная редакция восточной литературы издательства "Наука"
1983г.
ББК 83.7(4/8)
С 75

183 стр.

В монографии рассматривается история китайского анархизма, раскрываются основные положения его теорий и их эволюция, практическая деятельность анархистов и ее своеобразие на разных этапах. Впервые в советской литературе освящается история движения "прилежной работы, экономной учебы", инициаторами которого были анархисты. Выявляются место этого течения в развитии общественной мыслитого времени, теоретическая и практическая несостоятельность анархизма как средства обновления Китая.

Содержание

Предисловие

Глава 1

Китайский анархизм в послесиньхайское время

Зарождение движения
Китайские анархисты в Японии
Китайские анархисты во Франции

Глава 2

Социалистическая партия и группа "Голос народа"
Дискуссия о социализме
Влияние синдикализма на журнал "Голос народа"
"Голос народа" о международной солидарности
Движение "прилежной работы, экономной учебы" и анархисты

Глава 3

Китайские анархисты на рубеже 20-х годов

Организации анархистов
Идейные направления анархистов
Синдикализм и "Общество трудящихся Хунани"
Первые китайские сторонники марксизма и анархисты

Заключение

Примечания

Источники и литература

Именной указатель

aka ankaz

05-12-2008 21:59:07

Мао начинал политическую деятельность в одной из ячеек анархистов. Правда быстро перешел к коммунистам. Их идеи и распространялись анархистами и критиковались. Вполне возможно у Мао была в какой то мере в коммунах выражена анархо-коммунистическая идея. Впрочем у него уже не спросишь..

Вообще в анархистах Китая всего было намешано не меньше чем в анархистах иных регионов. Были там и своеобразные националисты и пр. Исторические проблемы тоже во многом повторялись, в том числе сотрудничество с властями.

Леон Чёрный

08-12-2008 08:07:26

Самый цимус в том, что марксоидные вирши появились в китае именно "благодаря" анархистам....

Graswurzel

08-12-2008 10:46:54

Кащей_Бессмертный писал(а):Да хто ж его знает :D А вообще - мало ли откуда сперто. И вообще - на сцайте питерцев (если оно было то) не нашел



http://spb-anarchists.anho.org/china-anarch.htm
: тов. толстый

Goren

08-12-2008 12:19:54

А можете кто-нибудь книжку Стабуровой отсканить и вывесить куда-нибудь?

Goren

08-12-2008 12:30:16

Вот про Стабурову, кстати, в яндексе: http://news.yandex.ru/people/staburova_elena.html

Леон Чёрный

08-12-2008 12:39:06

Ты подожди. Ельраджа может быть свяжется с ней - тогда сразу окунёмся в притягательный мир Китая:)

Goren

08-12-2008 12:49:57

Я думаю, тем, кто живёт в Латвии, проще всего взять какие-нибудь жёлтые страницы, найти там этот центр "Конфуция", договориться о встрече и приехать туда. Всё это можно проделать за один день. Жаль что в Латвии нет ещё той традиции, как это обычно делается в цивилизованных странах, давать на сайте универа емейлы ведущих преподов. А то бы было ещё проще - тупо написать ей на емейл, мол, мы хотим изучать китайский анархизм, а вы, вроде как, единственный специалист в этой области, помогите.

Леон Чёрный

08-12-2008 12:51:09

Да он вроде не против....

elRojo

08-12-2008 16:58:58

Леон Чёрный писал(а):Ельраджа

:D зачот

Goren писал(а):Я думаю, тем, кто живёт в Латвии, проще всего взять какие-нибудь жёлтые страницы...

я сразу об этом и подумал.. только немного занят был последнее время.. да и мнение хотелось услышать, стоит ли вообще..
в общем на этой неделе постараюсь замутить тему..

з.ы. единственное - кто знает, поделитесь инфой: в каком виде лучше сканить? никогда текстами не занимался - какие проги есть полезные ну и тому подобное.. может ссылка с инфой у кого есть..

Леон Чёрный

09-12-2008 08:48:31

У неё уже должен быть материал в электронном виде. Твоя задача её обаять!