Сегодня - День Парижской коммуны

Марксист

18-03-2009 17:38:07

Сегодня - День Парижской коммуны
2009.03.18

18 марта 1871 года произошло вооруженное восстание парижан и свержение буржуазного правительства, 28 марта провозглашена Парижская коммуна.

Возникновение Парижской коммуны было закономерным историческим явлением, вызванным глубокими социальными противоречиями внутри французского общества, резко обострившимися в результате поражения Франции во франко-прусской войне 1870-1871 годов. Сформированное в феврале правительство ставленника крупной буржуазии Тьера приняло тяжелые и унизительные для Франции условия договора о мире. Ответом революционных сил было создание Республиканской федерации Национальной гвардии, которую возглавил Центральный комитет. Попытка правительства Тьера обезоружить пролетарские районы столицы и арестовать членов ЦК Национальной гвардии, предпринятая в ночь на 18 марта, провалилась. Правительство в панике бежало из Парижа в Версаль. Национальная гвардия заняла казармы, типографию, ратушу, над которой взвилось красное знамя. Выборы в Совет Коммуны Парижа состоялись 26 марта. Первое заседание Совета прошло 28 марта 1871 года под председательством Прудона Белэ.

На следующий день новый муниципалитет был официально переименован в «Парижскую коммуну». Первое правительство рабочего класса просуществовало в Париже всего 72 дня - с 18 марта по 2б мая 1871 года. 21 мая войска версальцев вступили в Париж. Но еще целая неделя потребовалась им для того, чтобы полностью овладеть городом. Защитники Коммуны с боями отстаивали каждый квартал, особенно упорным было сражение на кладбище Пер-Лашез. Решение отмечать 18 марта как первую успешную попытку рабочих захватить политическую власть было принято 20 февраля 1872 года Генеральным советом 1-го Интернационала.

23 мая 1880 года по призыву французских социалистических газет в Париже состоялось первое шествие к Стене коммунаров на кладбище Пер-Лашез. С тех пор ежегодно в последнее воскресенье мая у Стены коммунаров устраиваются митинги парижских трудящихся. В России до 1917 года День Парижской коммуны отмечали на нелегальных собраниях рабочих и революционных организаций; впервые широко начал отмечаться после того, как ЦК Международной организации помощи борцам революции (МОПР) в марте 1923 объявил День Парижской коммуны своим праздником.

В 1921 году в этот же день было подавлено восстание моряков Балтийского флота в Кронштадте.

Источник: http://forum-msk.org/material/news/780286.html

Махновец

19-03-2009 18:56:22

Парижская коммуна: урок классовой войны.

138 лет назад произошло событие, в последствии названое первой пролетарской революцией. Началось все с франко-прусской войны. Наполеон III, монарх Франции, в силу династического противостояния не смог потерпеть претензии Леопольда Гогенцоллерна (одного из германских князьков) на испанский престол, что и было выражено прусскому королю Вильгельму I. Однако, капитал поднимающей свою голову в Германии претендовал на роль большую той, которую им предоставляла тогдашний расклад сил в Европе. Современное оружие, и более современная организация в скором времени привели пруссаков к стенам Парижа.



В это время Париж уже был как на пороховой бочке. Буржуазия, не имела полных прав в монархической Франции и потому искала союзника в лице пролетариата. С начала 1860-х годов, в рамках борьбы буржуазии за свои права с бонапартистским режимом, рабочие обрели большую свободу. Буржуа так же были заинтересованы в свободе – здесь интересы этих противоборствующих классов совпали.

Появились рабочие союзы, которые преследовали экономические интересы рабочих, стремились к повышению заработной платы, к сокращению рабочего дня и т. п., для чего устраивали стачки. Во Франции организовалось представительство. Первого интернационала (Международное товарищество рабочих, МТР), организации объединявшей пролетарских революционеров социалистов, анархистов, республиканцев. В конце 1860-х гг. большим распространением, особенно в низших слоях буржуазии, стал пользоваться революционный радикализм, но их интересы сходились лишь в одном - в ненависти к империи. Когда она пала, новое правительство народной обороны создано было исключительно населением Парижа.

В это период появилось стремление к учреждению коммуны (сильного местного самоуправления), в которой средство против бюрократического режима империи. [B]Основной силой революции были приверженцы Прудона.[/B] Они мечтали о разделении Франции на ряд автономных общин, из которых каждая самостоятельно определяла бы свой хозяйственный быт. Идея коммуны встретила большое сочувствие также и у коммунистов-заговорщиков, глава которых, Бланки, лично явился тогда в Париж.

Основной силой коммуны была парижская национальная гвардия: все граждане, изъявившие на то желание, были вооружены и несли службу под начальством офицеров, ими же избранных. В короткое время численность национальной гвардии достигла 300 тысяч человек. Национальным гвардейцам назначено было жалованье: служба в национальной гвардии обеспечивала тех, которые остались без работы вследствие осады Парижа. Но экономической подоплекой был другие меры предусмотренные правительством. Все вещи, заложенные в кассах ссуд за сумму менее 15 франков, были выкуплены за государственный счёт; платежи за квартиры и по векселям были приостановлены на неопределённый срок.

8 февраля 1871 года состоялись выборы в новое национальное собрание. В Париже подавляющим большинством голосов избраны были представители радикальной демократии, в числе которых были Виктор Гюго, Ледрю-Роллен, Локруа, обещавшие выступить с требованием децентрализации и свободы общин. Из социалистов в депутаты попали немногие.

Провинция послала в национальное собрание консерваторов и монархистов. Главой правительства избран был Тьер. Первым из его декретов был направлен против национальной гвардии, собственно против коммуны. Право на жалованье сохранено было только за теми национальными гвардейцами, которые документально могли доказать свою бедность и неимение работы. Около 100 тыс. национальных гвардейцев, принадлежавших к более зажиточному классу, покинули службу, а вместе с ней и Париж: радикальные элементы получили безусловный перевес.

18 марта правительство попыталось разоружить ополченцев. Это было не самой удачной идеей для властей. Они ничего не могли сделать с народом. Столица Франции перешла в руки ополченцев, после чего началась революция.

Париж, отрезанный от остальной Франции, предоставил право поднять знамя коммуны всякому округу и всякой более-менее значительной городской общине по собственному усмотрению. Устанавливать свой политический и социальный строй, предполагалось возложить на конгресс делегатов отдельных общин.

В Париже были проведены городские выборы. Совет коммуны был одновременно и законодательным, и правительственным учреждением. Он отказался от идеи разделения властей. Выборные представители выполняли так же и роль «чиновников». По-сути коммуна отказалась от «правительства» и «государства» буржуазии. Каждый выборный служащий получал по 6 тысяч франков. Это были весьма скромные деньги. Причем, «министры» не воровали. Комиссией финансов, руководил Журд, бывший бухгалтер. За 40 дней бюджет составил 26 миллионов франков. Жена «главы Минфина» работала прачкой, а ребёнок посещал школу для бедных. Это был институт самоорганизации пролетариата и антигосударственной революции для анархистов. Марксисты же называют коммуну первой "диктатурой пролетариата". В любом случае это восстание стал эталоном для всего левого движения.

Коммуна разрешила не платить домовладельцам квартирных денег с октября 1870 года по июль 1871 года, отсрочены платежи по векселям, приостановлена продажа просроченных залогов. 6 мая постановлено было, что все вещи, заложенные в ломбарде ранее 26 апреля, в сумме не превышающей 20 франков, и состоящие из одежды, белья, мебели, книг и рабочих инструментов, могут быть получены обратно без выкупа. Запрещены были вычеты из заработной платы, ночная работа в пекарнях. [B]Также решено при всех подрядах и поставках для города отдавать предпочтение рабочим ассоциациям (артелям, которые были организованы в период Коммуны) перед частными предпринимателями.

16 апреля Коммуна передала производительным ассоциациям все промышленные предприятия
[/B]. Также коммуна признала за незаконнорожденными все права законных детей, узаконила отделение церкви от государства, церковное имущество объявила народной собственностью, как символ приняла красное знамя.

Однако Париж хоть и был центром событий не мог повлиять на ход истории во вей Франции. 2 апреля произошла первая стычка между версальцами (правительственными войсками) и коммунарами. 5 коммунаров, захваченные в плен, были немедленно и без суда расстреляны версальцами. Коммунары ответили жестокостью на жестокость. «Если версальцы ведут войну как дикари, то да взыщется око за око и зуб за зуб», - заявили члены совета.

В Лионе, Сент-Этьенне, Марселе, Тулузе, Бордо, Лиможе были местные попытки организовать коммуны. И они были подавлены. Перед Парижем стояла 130-тысячная армия Мак-Магона. Один за другим переходили в руки версальцев важнейшие форты, а 21 мая они без боя вступили в Париж, через ворота, которые были оставлены федералистами без охраны.

Но версальцам предстояло ещё воевать на улицах Парижа. Они были прегорожены мощными баррикадами. Началась восьмидневная уличная резня, беспощадная с обеих сторон, ужасающая по своим подробностям. Пожары и разруха охватили город. Разрушения во многом были на совести версальцев. Адмирал Сессэ, обвинил в пожарах в Тюильри, ратуше, министерстве финансов и счётной палате сторонников старого режима. Дело в том, что в этих зданиях хранилась масса всякого рода документов и отчетов, относившихся к периоду до империи.

28 мая наступил конец борьбе: весь Париж был уже в руках версальцев. Начали свою работу военные суды, которые осудили свыше 13000 человек; из них 7500 человек было сослано, а 21 расстреляны. Число коммунаров, расстрелянных без суда, в течение кровавой недели, Мак-Магон определяет в 15000 человек, а по другим данным жертв террора было вдвое больше.

Оставшихся в живых после суда отправили в Новую Каледонию. 1879 году осуждённым коммунарам была дарована частичная амнистия, а в 1881 году - полная.

Так закончилась самая первая попытка социальной революции, направленной против капиталистического строя.

http://livasprava.info/index.php?option ... 2&Itemid=1


От меня . Жирным шрифтом намеренно выделил элементы анархической самоорганизации. Дабы марксисты не приписывали Парижскую коммуну на свой счёт.

черкас

19-03-2009 19:22:07

Во времена Парижской Коммуны французы все еще были "самыми смелыми людьми на Земле (Наполеон)".
Французы 1940 года были уже не теми.
В 1944-м они могли только выстригать волосы проституткам, расстреливать пленных полицаев и хвастаться, что все они были в Сопротивлении.

Махновец

19-03-2009 19:25:43

черкас писал(а): В 1944-м они могли только выстригать волосы проституткам.

Не проституткам, а женщинам сожительствовшим и сотрудничавшим с немцами. Причём брили головы наголо. Исторический факт.

Anonymous

19-03-2009 19:29:17

Махновец писал(а):Не проституткам, а женщинам сожительствовшим и сотрудничавшим с немцами. Причём брили головы наголо. Исторический факт.
надо это скинам рассказать,может они волосы начнут отращивать

Trinity

19-03-2009 22:33:37

Махновец писал(а):Не проституткам, а женщинам сожительствовшим и сотрудничавшим с немцами. Причём брили головы наголо. Исторический факт.
Ну, тогда б пол парижа было б лысых

Trinity

19-03-2009 22:35:52

Класс. Марксист и Махновец спасибо за напоминание... Когда я был маленьким в Москве была ткацкая фабрика им. Парижской Коммуны.


Кстати я читал, что среди коммунаров были анархисты...

ostrogova

19-03-2009 23:09:34

да, спасибо, ребята.
Что касаеться анархистов, то черное знамя было у Леонских ткачей, и на нем были вышиты слова:" Жить в труде или умереть в борьбе".

Trinity

19-03-2009 23:14:11

ostrogova писал(а):Что касаеться анархистов, то черное знамя было у Леонских ткачей, и на нем были вышиты слова:" Жить в труде или умереть в борьбе".
Ну, это и у меня дома на обоях написано.

Дмитрий Донецкий

20-03-2009 05:49:53

В поддержку Махновца. Маркс сначала отнёсся к Коммуне отрицательно. У него в голове уже была схема "правильной" революции, которой парижане явно не соответствовали. Потом он сообразил, что такое эпохальное событие надо внести в свой актив. То есть поступил, как несколько позже его ученик Сталин - живой человек подозрителен, а из мёртвого можно слепить марксистскую икону. Ведь возразить уже некому. Правда в случае Маркса оставшиеся в живых коммунары не позволили себя оболгать.

Длинная пуля

20-03-2009 13:46:18

'Дмитрий Донецкий писал(а):Правда в случае Маркса оставшиеся в живых коммунары не позволили себя оболгать.


А Маркс и не пытался их оболгать. В "Гражданской войне во Франции" он скорей идеализирует Коммуну, чем принижает ее. Вообще, Коммуна совсем не так хороша, как думал тот же Маркс. Кропоткин писал, что Коммуна так и не ввела бесплатное жилье и даже долги за жилье аннулировала уже перед самым своим разгромом. Хрен знает сколько шли споры отменять ли ночной труд пекарей. Другое дело, что потенциально это было нечто многообещающее. При этом инициатива шла снизу - от рабочих коллективов, от секций Интернационала. Но для того, чтобы из этого что-то вышло, нужно было, чтобы это перекинулось в другие районы. А этого не произошло. Т же Коммуна в Лионе быстро была подавлена. Впрочем, это уже отдельная песня.

Дубовик

20-03-2009 21:04:49

ostrogova писал(а): Что касаеться анархистов, то черное знамя было у Леонских ткачей, и на нем были вышиты слова:" Жить в труде или умереть в борьбе".

Аяяяяй! Какие у Леона могут быть Леонские ткачи?! :D

Анархисты участвовали в Парижской Коммуне. Это были т.н. левые прудонисты, а по сути, - последователи Бакунина.
В событиях ПК также участвовали русские анархисты. Например, Михаил Сажин, Владимир Озеров. А бакунин в это время пытался поднять восстание в Лионе.

Дмитрий Донецкий

20-03-2009 21:20:33

'Длинная пуля писал(а):А Маркс и не пытался их оболгать.


Согласен. Слово "оболгать" неудачное. Маркс хотел Коммуну извратить в своём духе. Коммуна ближе к жизни, чем марксов бред, поэтому она действительно "не так хороша, как думал Маркс".

Дубовик, справедливости ради надо признаться, что Бакунин тоже прозевал Парижскую коммуну.

Иван Говнов

21-03-2009 10:49:15

Коммуна дело хорошее лишь бы все были равны а вода вся выпита давно ПС я пьян

ostrogova

21-03-2009 12:06:12

Дубовик,спасибо, что исправил мою ошибку

Trinity

21-03-2009 21:47:16

Дубовик писал(а):Аяяяяй! Какие у Леона могут быть Леонские ткачи?! :D


.
:) Как какие ? На Леона много ткачей работает...

Trinity

21-03-2009 21:48:49

Дмитрий, а какое-то более важное дело, чем поливать грязью Маркса, анархист может себе найти ? :)

Делирий

21-03-2009 22:51:05

Коммуна обосралась с тем что не забрала себе всё достояние парижского банка -- в этом случае Версалю настал бы пиздец.

Дмитрий Донецкий

22-03-2009 09:05:41

'Trinity писал(а):Дмитрий, а какое-то более важное дело, чем поливать грязью Маркса, анархист может себе найти ?


Он сам себя полил. Я то при чём?

Zogin

07-06-2009 12:43:39

Фильм. «Коммуна (Париж, 1871)» («La Commune (Paris 1871)», 2000 г.)

http://krasnoe.tv/node/1387

«Репортаж из Парижской Коммуны» — такой подзаголовок мог бы носить фильм Питера Уоткинса «Коммуна (Париж, 1871)» («La Commune (Paris 1871)», 2000 г.). Ведь именно в форме репортажа построено повествование о семидесяти двух днях первой в истории человечества пролетарской революции.
В съёмках приняли участие более 200 человек, при этом не актёров-профессионалов, а обычных граждан (как левых, так и консервативных взглядов), разделившихся в процессе работы на группы по интересам, тем самым добившись поразительной натуралистичности действий и эмоций персонажей, естественно им сопереживая.
События «Коммуны» разворачиваются во Франции во второй половине XIX века (1870—1871 гг.), в которую волей режиссёра был перенесён такой привычный современный атрибут, как телевидение. В противовес официальному правительственному телеканалу (Версаль-ТВ), коммунары создают телевидение Коммуны. День за днём, шаг за шагом — мы можем наблюдать (почти присутствуя!), как в ночь на 18 марта правительство Тьера пытается обезоружить рабочие кварталы столицы и арестовать членов Центрального комитета Национальной гвардии, но эта попытка проваливается — солдаты отказываются стрелять в народ, национальные гвардейцы дают отпор правительственным войскам и, перейдя от слов — к делу, занимают правительственные учреждения. Затем следуют затяжные выборы в Парижскую Коммуну — в то время, как Версаль собирает войска, готовясь к контрудару… И, всё же, это время знаменитых декретов, баррикадных боёв за каждую улицу, за каждый дом (пришедшихся в основном на вторую часть фильма).
Другой важной особенностью фильма является то, что камера фактически «идёт в народ»: нам не скармливают дежурные беседы со «звёздами» политики и театра, мастерами военных интриг и растлителями культуры — вместо этого мы видим и слышим рабочих, солдат, портних, прачек, кухарок, учителей, стариков и детей пролетарских кварталов Парижа. Картина дополняется мнением представителей буржуазии, священников, госслужащих, политических обозревателей, солдат и офицеров правительственных войск. Вряд ли мы ошибёмся, если станем утверждать, что подобное изложение материала куда скорее привлечёт внимание зрителя к книге, к изучению демонстрируемых в фильме событий, чем крикливый винегрет из патриотизма, невежества и поповской «философии», приправленный правительственными одобрением и поддержкой.
Режиссёр: Peter Watkins
Авторы сценария: Agathe Bluysen, Peter Watkins
Оператор: Odd-Geir Sжther
Перевод, дублирование: А. Топольская, А. Хромов.

Evolutioner

10-06-2009 10:29:50

Trinity писал(а)::) Как какие ? На Леона много ткачей работает...


Настоящие Леонские ткачи нигде не работают! :D:D:D

Кащей_Бессмертный

19-03-2010 21:07:56

Изображение

Михаил Бакунин. Парижская Коммуна и понятие о государстве
http://az.lib.ru/b/bakunin_m_a/text_0240.shtml

Дамье В. В. Коммунальная революция во Франции в 1871 году
http://aitrus.info/node/88

Paris Commune
http://libcom.org/tags/paris-commune

ПАРИЖСКАЯ КОММУНА // Автоном №11
http://www.avtonom.org/papers/11_commune.html

Георгий Маев Парижская Коммуна
http://avtonom.org/lib/theory/pariscommune.html

Дмитрий Донецкий

30-03-2010 15:03:10

черкас писал(а):Во времена Парижской Коммуны французы все еще были "самыми смелыми людьми на Земле (Наполеон)".
Французы 1940 года были уже не теми.
В 1944-м они могли только выстригать волосы проституткам, расстреливать пленных полицаев и хвастаться, что все они были в Сопротивлении.[/quot
e]
Махновец писал(а):Не проституткам, а женщинам сожительствовшим и сотрудничавшим с немцами. Причём брили головы наголо. Исторический факт.

Маргарет Дюрас, участница Сопротивления (в одной группе с Франсуа Миттераном, будущим президентом Франции), описывает деголлевцев в Париже. Почитайте.

http://lib.aldebaran.ru/author/dyuras_m ... ol__1.html

К сожалению не копируется. В двух словах. Довольные, сытые, с иголочки одетые в форму полковников и прочих капитанов, смотрящие с презрением на трусов, оставшихся на оккупированной немцами территории, женщины-деголлевки, невзирая на протесты некоторых участников Сопротивления, всячески издеваются над женщинами, добровольно уехавшими в Германию. А те - в тряпье, перепуганные, затравленные, с почерневшими от немецких станков руками.

Lister

17-06-2010 21:19:48

Александр Тарасов
Мать беспорядка
Скрытый текст: :
Мировая история знает всего три серьезные попытки сознательного воплощения анархистского социального идеала, теорий анархизма в жизнь: Парижская Коммуна 1871 г., махновщина и «либертарный коммунизм» в Испании в 1936–1939 гг. Но в двух последних случаях имел место откровенный разрыв с принципами анархизма: там анархисты, установив этатоидную (подобную государству) власть, навязывали эту власть остальному населению (большинству) силой оружия, безжалостно подавляя и уничтожая несогласных (вопреки принципу свободы личности), а в Испании еще и превратившись в коллективных угнетателей и эксплуататоров трудящихся – в первую очередь в созданных ими «коллективах» («коммунах»).

И только Парижская Коммуна, не отмеченная печатью принуждения, эксплуатации и ограбления трудящихся во имя анархии, была чистым случаем воплощения анархистских теорий в жизнь. Это при том, что анархисты в руководстве Коммуны не составляли большинства (большинство состояло из странной на первой взгляд коалиции неоякобинцев, то есть левобуржуазных республиканцев, и бланкистов; показательно, однако, что бланкисты заключили союз именно с неоякобинцами, а не с анархистами, то есть такими же, как они, социалистами).

Но анархистское меньшинство оказалось таким меньшинством, которое сыграло решающую роль в истории Коммуны. Во-первых, потому что неоякобинцы, ориентированные на свержение монархии и повторение Великой французской революции, не имели никакой экономической программы (и знали это), а бланкисты искренне полагали, что социально-экономические изменения явятся автоматическим следствием политической революции рабочего класса. Анархисты Коммуны, почти поголовно прудонисты, были единственными, кто опирался на какую-то социально-экономическую теорию. Во-вторых, прудонисты, как члены Интернационала, были укоренены в рабочей среде куда лучше, чем неоякобинцы, и как минимум не хуже, чем бланкисты, а революция 1871 г. была революцией рабочего Парижа. В-третьих, эта революция, спровоцированная военной катастрофой, была стихийной (с чем соглашались все революционеры), а анархисты были единственными, кто ориентировался на спонтанность.

Наконец, несмотря на то, что анархисты в Коммуне были в меньшинстве, по набору имен своих представителей, их известности у рабочих и ремесленников они ни в чем не уступали такому же набору имен и у неоякобинцев, и у бланкистов. Из 81 члена Коммуны (окончательного состава) анархистов было 36 (28 прудонистов и 4 бакуниста) против 22 неоякобинцев и 23 бланкистов и необабувистов[1]. Причем среди коммунаров-прудонистов были такие имена, как Жюль Валлес, Эжен Варлен, Гюстав Курбе, Артюр Арну, Огюст Верморель, Шарль Лонге, Шарль Белэ, Альбер Тейс, Огюстен Авриаль, Франсуа Журд, Жан-Батист Мильер, Амеде-Жером Ланглуа, Гюстав Лефрансе, Эмиль Обри, Камиль-Пьер Ланжевен, Жан-Луи Пенди и Жюль Бабик, а среди бакунистов – Гюстав Клюзере и Бенуа Малон. И даже те из них, кто, что называется, на глазах преодолевал прудонизм – Варлен, Валлес, Лонге, – в дни Коммуны в основном еще оставались анархистами[2].

Анархисты Коммуны, отдадим им должное, последовательно проводили в жизнь свои взгляды – и в результате погубили Коммуну и заплатили за свои ошибки, иллюзии и глупость не только своими жизнями, но и жизнями тысяч коммунаров.

В первую очередь, это касается военной организации Коммуны. Вступив под воздействием аргументов Варлена в Национальную гвардию – с тем чтобы взять над ней идеологический контроль, – прудонисты вскоре заняли посты командиров многих легионов, вошли в состав ЦК Национальной гвардии и довели дело до того, что даже заседания ЦК стали проводиться в помещении прудонистских секций Интернационала на улице Кордери[3]. С 18 по 28 марта ЦК Национальной гвардии был де-факто классовым революционным правительством Парижа, опиравшимся непосредственно на вооруженные «низы» (представители легионов Национальной гвардии из буржуазно-аристократических кварталов в ЦК не вошли). Но, верный прудонистским мелкобуржуазно-демократическим иллюзиям, ЦК добровольно передал власть Коммуне, избранной всеми слоями и всеми округами Парижа. На это ЦК пенял еще Маркс[4].

Более того, испытывая, как полагается анархистам, священную ненависть к дисциплине и правильной военной организации, прудонисты насаждали в Национальной гвардии то, что позже, во времена Гражданской войны в России, будет названо «партизанщиной». Избираемость и сменяемость командиров, отказ подчиняться единому командованию, митинговщина и повсеместное самовольное присвоение функций на местах были результатом прудонистской пропаганды (в противовес позиции неоякобинцев, ориентированных на образ революционной армии времен якобинской диктатуры)[5]. В качестве штабов «партизанщины» выступили вполне анархистские по духу «окружные подкомитеты» Национальной гвардии, которые Коммуна смогла распустить только 6 апреля[6]. Помимо анархистской ненависти ко всякому «милитаризму», такая позиция прудонистов основывалась и на том, что они не считали Парижскую Коммуну государственной властью и, следовательно, Национальную гвардию – армией.

Полного триумфа принципы анархии в военной организации Коммуны достигли после того, как военным делегатом Коммуны (то есть главнокомандующим и «военным министром») стал бакунист Клюзере, участник клоунской попытки Бакунина учинить анархистскую революцию в Лионе[7]. Верный бакунистской установке на «инициативу низов», он окончательно разложил и децентрализовал управление Национальной гвардией, довел его до полного хаоса и анархии. Клюзере не знал, из кого состоит его штаб, сколько батальонов и орудий в его распоряжении, сколько людей на позициях у Домбровского и т.д. В разгар ожесточенных боев он иногда целыми днями спал[8]. Проспер Оливье Лиссагарэ назвал его «призрачным полководцем», который «диктовал… приказы…, развалясь на своем диване»[9]. Член Военной коллегии Коммуны О. Авриаль констатировал: «Национальная гвардия неорганизована… никто ею не командует; то и дело поступают приказы и контрприказы; она не знает, кому она должна подчиняться… у нее нет ни шинелей, ни обуви, ни брюк… ее оставляют на две недели в траншеях, кормят исключительно солониной, что ведет к заболеваниям»[10]. Одни батальоны – как 176-й – находились бессменно в бою по 25 дней и доходили до изнеможения и поголовной цинги, другие скучали в Париже. На позициях не хватало ни обмундирования, ни боеприпасов, старые ружья выходили из строя, новых штаб не отпускал[11]. Полный анархистской веры в «стихийную инициативу масс», Клюзере даже не подверг ревизии городские военные склады – а массы, откликаясь на призыв прудонистов не покушаться на чужую собственность, не тронули на дверях складов и замков. В результате коммунары сражались устаревшими пистонными ружьями, а на складах версальцы позже обнаружили 300 тысяч современных ружей «шаспо», 200 тысяч магазинных ружей и 14 тысяч карабинов Энфильда![12]

Даже после смещения и ареста Клюзере следующим военным делегатам – Росселю и Делеклюзу – оказалось не по силам исправить ситуацию. Россель признал, что «не способен нести далее ответственность там, где все рассуждают и никто не хочет повиноваться», а Делеклюз, хоть и начал сокращение чудовищно раздутого при Клюзере штата офицеров генштаба, обозов и артиллерии, победить сложившуюся систему не смог, о чем свидетельствовали и отчеты Домбровского[13]. Кончилось тем, что неоякобинец Делеклюз, идеалом которого были «железные батальоны» Сен-Жюста, махнул рукой и вынужден был смириться с анархией, выпустив знаменитый манифест со словами «Довольно милитаризма, довольно штабных военных…! Место народу, бойцам с голыми руками! … Народ ничего не понимает в искусных маневрах, но, имея ружья и мостовую под ногами, он не боится никаких стратегов монархической школы»[14].

Степень анархии в военной области вполне характеризует тот факт, что на протяжении всей Коммуны в казармах Принца Евгения комфортабельно располагался прекрасно экипированный отряд в 1500 штыков, провозгласивший нейтралитет – и, верные анархистским принципам «антиавторитаризма» и «свободы личности», коммунары не только не разоружили эту часть, но и содержали этих дармоедов![15]

Член Коммуны неоякобинец Поль Растуль назвал военную администрацию Коммуны «организованной дезорганизацией»[16]. Итог анархистской организации военного дела: «Деятельность командного состава не была разграничена от деятельности выборных организаций воинских частей, вмешивающихся даже в оперативные распоряжения. Результатом был величайший хаос… Из 200 тыс. национальных гвардейцев, имевшихся в распоряжении Коммуны, на боевых линиях было не более 15–16 тыс. человек. Они вынуждены были подолгу держаться в окопах без смены. Резервы прибывали слишком поздно или не приходили вовсе. Отряды часто вступали в бой по своей собственной инициативе. Очень плохо были организованы разведка и караульная служба»[17]. Справедлив вывод Поля Луи: «Отсутствие дисциплины, беспорядок…; плана не было никакого; и в результате с самого начала столица была, в сущности, в полной власти версальцев»[18].

Гибельными были и классические для анархистов коммуналистские (федералистские) иллюзии прудонистов. Если бы анархисты говорили о федерации коммун в некоем отдаленном будущем, после всеобщей победы социальной революции – никакой беды бы не было. Но они настаивали на том, что Парижская Коммуна – это не революционная государственная власть, противостоящая контрреволюционному версальскому правительству, а всего лишь самоуправление одного города, «муниципальный совет Парижа». Во Франции, полагали они, вообще не должно существовать централизованного государства и центрального (пусть и социалистического) правительства, а должна быть федерация коммун. Революцию 18 марта они рассматривали как «коммуналистскую революцию», ближайшей ее задачей считали создание «муниципальной конституции» («коммунальной хартии»)[19].

По этой причине уже ЦК Национальной гвардии отказался от похода на Версаль (а Коммуна затем подтвердила эту позицию), призвав провинцию «подражать нам». Как сказал Белэ при провозглашении Коммуны, она будет заниматься только «местными вопросами», а для других должна стать «моделью». Позже Лонге устами центрального печатного органа Коммуны – «Официальной газеты Французской Республики» – даже заявит, что Коммуна создана «не для управления Францией, а для ее освобождения» – причем освобождения силой примера[20].

Со времен Маркса эта ошибка коммунаров считается одной из основных причин поражения Коммуны[21]. Маркс даже назвал ее «роковой», то есть, видимо, решающей[22]. В первые дни после 18 марта А. Тьер в Версале (всего в 20 км от Парижа) располагал лишь 22–27 тыс. абсолютно деморализованных солдат. ЦК мог противопоставить им от 100 до 200 тыс. полных энтузиазма бойцов. Позже версальцы – вплоть до Тьера – сами признавали, что атака Национальной гвардии на Версаль стала бы для них катастрофой[23].

Официальная программа Коммуны, опубликованная 20 апреля под названием «Декларация к французскому народу», носила откровенно коммуналистский характер, называла свою революцию «коммунальной», говорила преимущественно об автономии Парижа и его правах и рисовала в качестве искомой цели «полную автономию коммун на всем протяжении Франции»[24]. То есть прудонистское меньшинство успешно навязало свою волю не только бланкистам, но и неоякобинцам, для которых, казалось, формула «Республика, единая и неделимая» должна быть священной!

Коммунализм прудонистов простирался так далеко, что они готовы были в случае лишения Парижа звания столицы пойти на формальное провозглашение независимости «Департамента Сена», то есть Парижа![25]

Нежелание видеть за коммуналистской догмой реальный мир доходило до того, что прудонистская «La Commune» клеймила Коммуну за «увлечение» войной с Версалем, в то время как в небрежении оказались собственно коммунальные вопросы: освещение улиц, «снабжение водой, очистка города, омнибусы». Ст. Мендельсон, обративший внимание на эту явно неадекватную (война же!) позицию, справедливо указывал: какая работа омнибусов, если во всем двухмиллионном Париже было меньше 600 лошадей – и их не хватало даже для артиллерии![26]

Отказав единомышленникам в военной помощи и идеалистически провозгласив «воздействие лишь примером», Коммуна обрекла на поражение своих сторонников в других городах – где было меньше и рабочих, и национальных гвардейцев, где не знали ужасов прусской осады и где остались правительственные гарнизоны. Коммуны были провозглашены в Марселе, Лионе, Тулузе, Крёзо, Сент-Этьене, Лиможе, Нарбонне, Бордо, Морёе[27]. Но все они без военной поддержки революционного Парижа были быстро подавлены правительственными войсками. П. Луи считает именно эту ошибку «главной причиной падения» Парижской Коммуны[28].

Из-за анархистской ненависти ко всему государственному, и уж тем более к карательным органам, прудонисты сделали всё, чтобы воспрепятствовать эффективной борьбе с контрреволюцией. В этой области Коммуна и так была почти беспомощна, не имея ни аппарата контрразведки, ни опыта, ни кадров для подобной деятельности. Большинство агентов Тьера успешно избежало ареста, большинство арестованных было арестовано по ошибке и вскоре освобождено (причем многие агенты Тьера – сообщниками, воспользовавшимися неразберихой). Но и такой «борьбе с контрреволюцией» прудонисты отчаянно препятствовали, постоянно атакуя прокурора Коммуны бланкиста Рауля Риго, выступая против создания Комитета общественного спасения, а когда не удалось сорвать его создание – против действий последнего, таких как введение удостоверений личности (вполне логичной меры на войне)[29]. В условиях осады Парижа версальцами прудонисты требовали соблюдения максимально широких гражданских свобод для всех, включая врагов Коммуны, выступали против каких-либо репрессий (как говорил Арну, «социалисты не должны пользоваться средствами, которые употребляли деспоты») и настаивали на том, что социалисты должны быть «философами и ставить разум выше силы»[30].

И это при том, что Париж был буквально наводнен версальской агентурой, агенты Тьера успешно проникли в генштаб, в ЦК Национальной гвардии (Рауль дю Биссон), некоторые из них стали офицерами Национальной гвардии (например, начальник штаба 7-го легиона виконт Барраль де Монто). Агентом Версаля были начальник 6-го сектора обороны Коммуны полковник Лапорт и даже первый главнокомандующий Национальной гвардией Шарль Люлье. Тьер располагал планами обороны Парижа и планами баррикад, его агенты открыли версальцам ворота в город и сдали редут Мулен-Саке. В Версале под руководством секретаря Тьера Бартелеми Сент-Илера было создано специальное бюро по руководству шпионско-диверсионной деятельностью против Коммуны. Бюро располагало значительными средствами. Оно подкупало чиновников, журналистов, предпринимателей в Париже, организовало массовый саботаж (в частности, при осуществлении оборонительных работ, на железнодорожном узле, в госпиталях), успешно осуществляло диверсии – вплоть до взрыва патронного завода на улице Рапп (с почти сотней жертв). В Париже составлялись заговоры – с целью организации восстаний в тылу Коммуны при подходе версальцев – и если эти заговоры раскрывались (как в случае с заговором «трехцветных повязок»), то исключительно по случайности[31].

Огромный моральный и пропагандистский ущерб анархисты нанесли Коммуне, когда они конституировались в официальное «меньшинство». Причиной было несогласие с созданием Комитета общественной безопасности, которыми был воспринят ими как «орган диктаторской власти, узурпирующий народный суверенитет», хотя необходимость создания Комитета была продиктована катастрофическим ухудшением положения Коммуны[32]. 15 мая – воспользовавшись как предлогом срывом заседания Коммуны – «меньшинство» (21 человек, к которым позже присоединился Б. Малон) выступило с официальной декларацией (опубликованной в газетах 16-го), где заявило о своем выходе из Коммуны и намерении «удалиться в округа». Это было публичным сообщением о расколе. Декларация «меньшинства» вызвала потрясение: массовую растерянность у рядовых коммунаров, восторг версальской прессы, радость буржуазных кругов в Париже, тут же ставших требовать через свою печать новых выборов в Коммуну[33]. И хотя «меньшинство» не выполнило своей угрозы и не ушло, ущерб репутации Коммуны был так велик, что, по мнению Лиссагарэ, «покончил с авторитетом Коммуны»[34]. А по мнению О.Л. Вайнштейна, декларация «меньшинства» спровоцировала фактический распад Совета Коммуны (который последний раз собрался 21 мая) и дезорганизацию в последующие дни[35]. По свидетельству Рошфора, Тьер, узнав о расколе Коммуны, «ликовал» – и «уже считал себя господином Парижа», начав подготовку к решающему штурму города[36].

Безусловно, большой удар по единству коммунаров и репутации Коммуны нанесли после этого прудонистские газеты, атаковавшие «большинство» с невиданным ожесточением. Так, «La Sociale» опубликовала 16 мая статью «Подлецы», где призывала Росселя к военному перевороту, требовала ареста и расстрела ЦК Национальной гвардии и Комитета общественного спасения. 19 мая «La Commune» назвала «большинство» «кровавыми шутами» и потребовала расстрелять и Комитет общественного спасения, и Комиссию общественной безопасности. После таких статей, далеко превосходящих по резкости то, что писала буржуазная парижская пресса, газеты были закрыты Коммуной, что, естественно, тоже не прибавило ей авторитета[37].

Неоякобинцы передоверили вопросы экономики социалистам[38], но прудонисты, называя вещи своими именами, провалили социально-экономическую политику Коммуны. Как заметил Ст. Мендельсон, даже само название Комиссии труда, промышленности и обмена («министерства экономики» Коммуны) было откровенно прудонистским[39]. Прудонистская доктрина ставила в центр экономики не производство, а именно обмен, и потому выходом из противоречий капитализма называла «взаимность услуг» (мютюэлизм), бессудный кредит, кооперативы и «свободный договор» между работником и работодателем – без покушения на собственность последнего. Эти идеи прудонисты последовательно пытались воплотить в социально-экономической политике Коммуны, считая, видимо, предыдущий негативный опыт воплощения идей Прудона на практике (крах его «Народного банка») случайностью.

Руководствуясь прудонистской догмой о неприкосновенности собственности (и тем более банковских фондов как основы «организации кредита и обмена»), а также и потому, что прудонисты считали Коммуну лишь коммунальным самоуправлением, Парижская Коммуна не только не национализировала Французский банк, но даже не назначила новое руководство, ограничившись посылкой в банк делегатом прудониста Ш. Белэ, которого во всем поддерживал делегат финансов прудонист Ф. Журд. Во Французском банке лежало 3 млрд франков, Белэ получил в банке за все время Коммуны 16 млн франков (в основном с муниципального счета Парижа; когда деньги на счету иссякли, он с унижениями получал кредиты – под залог городского имущества! – на суммы, гораздо меньше требовавшихся, что нанесло тяжелый удар по социальным программам Коммуны). В то же время Французский банк беспрепятственно предоставил правительству Тьера 267 млн франков, то есть в 15 раз больше, чем Коммуне![40]

Более того, когда 12 мая бланкисты из Комитета общественной безопасности силами батальона Национальной гвардии и двух отрядов добровольцев попытались занять банк, Белэ добился ухода отрядов[41]. Правительство Тьера оценило эти действия: после разгрома Коммуны Белэ был освобожден от наказания, получил пропуск и беспрепятственно выехал в Швейцарию[42].

Как справедливо – с нескрываемой горечью – сказал Лиссагарэ, даже в Версале «капиталистическая крепость» (Французский банк) не имела таких защитников, какими оказались прудонисты[43].

Прудонисты таким образом посадили Коммуну на голодный паек, сорвали финансирование социальных реформ и заставили отказаться от пересмотра налоговой политики в интересах трудящихся (то есть своей социальной базы) и свести к минимуму социальные выплаты[44]. Между тем в результате войны с пруссаками и осады большинство предприятий Парижа остановилось, в городе была чудовищная безработица, из 600 тыс. парижских рабочих и ремесленников работу имело всего 114 тыс. (в том числе 62 тыс. женщин); Коммуна вынуждена была полностью содержать самое меньшее 300–350 тыс. человек, не считая муниципальных служащих и т.п.[45] Кроме того, отказ от контроля над Французским банком сделал заранее бесперспективными переговоры Коммуны с пруссаками: немецкая сторона знала, что у Коммуны нет реальной возможности выплатить хотя бы часть контрибуции[46].

Эта, основанная на прудонистских догмах, политика Парижской Коммуны по отношению к Французскому банку справедливо считается одной из главных причин гибели Коммуны – с 1872 г., когда об этом написал Энгельс, прямо возложивший вину на прудонистов[47]. Позже во введении к «Гражданской войне во Франции» Маркса он же отметил: «Банк в руках Коммуны… имел бы больше значения, чем десять тысяч заложников. Это заставило бы всю французскую буржуазию оказать давление на версальское правительство в пользу заключения мира с Коммуной»[48].

Социально-экономическая политика прудонистов отличалась половинчатостью и соглашательством, ее даже нельзя назвать социалистической, можно лишь популистской. Удачные шаги носили исключительно частный характер, были направлены либо на решение проблем отдельных групп трудящихся, либо на частичное решение этих проблем (запрет ночной работы почему-то только пекарей; введение муниципальных съестных лавок, где цены были ниже, чем в частных – но почему-то не установление потолка цен; запрет проституции – но почему-то мэриями только отдельных округов, и т.д., и т.п.). Хотя прудонисты постоянно клялись именем пролетариата, проведенные ими через Коммуну законы защищали интересы буржуазии – например, закон о просроченных коммерческих платежах[49]. Половинчатым и популистским был и закон о ломбарде, провозглашенный прудонистами «социалистическим». В условиях войны и безработицы ломбард обобрал весь рабочий Париж, накопив ценностей на 180 млн франков (при этом ссуд было выдано лишь на 38 млн); «высший менеджмент» ломбарда прославился баснословными окладами (расходы на управленческий аппарат достигли 960 тыс. франков в год!); основными предметами заклада были вовсе не драгоценности и т.п., а орудия труда (инструменты, швейные машинки, ткацкие станки и т.д.) и предметы первой необходимости. Социалистической мерой была бы ликвидация этого ростовщического института и возвращение заложенных вещей. Но прудонисты решительно отвергли это и пошли лишь на возвращение закладов до 20 франков, которые к тому же почти никто получить не успел[50]. Мотивируя отказ от ликвидации ломбарда, Журд прямо сказал, что «уничтожить ломбард значит посягнуть на [частную] собственность»[51].

Именовавшие себя «пролетарскими революционерами», прудонисты постоянно печатно выступали в защиту имущественных интересов буржуазии. Прудонист Пьер Дени в газете «Le Cri du Peuple» доказывал, что интересы буржуазии и рабочих-поденщиков – одни и те же. «La Commune» ратовала за «союз между капиталом и работником» и требовала от Коммуны защиты интересов «всех классов общества». «La Sociale» заявляла, что Коммуна не будет лишать буржуа «плодов их завоеваний», а «Le Cri du Peuple» – что Коммуна не намерена «превратить богатого в бедняка, хозяина – в наемного рабочего» и «ее задача» – «равновесие»[52].

Прудонисты не сделали даже того, что они, как члены Интернационала, обязаны были сделать. Так, Брюссельский (1868) конгресс Интернационала принял резолюцию о национализации железных дорог. Прудонисты сделали вид, что не помнят этого, и даже проекта о национализации железных дорог не составили![53] Аналогичным образом прудонисты проигнорировали резолюцию Женевского (1866) конгресса Интернационала о 8-часовом рабочем дне, а соответствующее предложение Лео Франкеля было ими тут же провалено[54]. Вероятно, они искренне считали, что проведенное ими на конгрессе добавление об «эквивалентности функций труда различных отраслей» является альтернативным решением вопроса и потому резолюция о 8-часовом рабочем дне на них не распространяется[55]. Вайнштейн верно отметил, что прудонистская, состоявшая из членов Интернационала, Комиссия труда и обмена «не поставила на рассмотрение Коммуны ни вопроса о контроле рабочих над производством, ни вопроса о регулировании рабочего дня, ни вопроса о минимуме заработной платы»[56].

Результатом стало массовое разочарование парижских рабочих в Коммуне. Члены Коммуны сами вынуждены были признать, что массы обвиняют Коммуну в «нереволюционности», в «бездеятельности», в «мягкотелости» и т.п.[57] Вскоре это разочарование вылилось в массовый абсентеизм – на довыборах членов Коммуны[58].

Так прудонисты подорвали социальную опору Коммуны. Это не было случайностью: постоянно рассуждая о «социальной революции», прудонисты ее боялись. Это видно и из программной статьи «золотого пера» прудонистов О. Вермореля в первом номере его «L’Ordre», где автор уравнивает социальную революцию, торжествующую реакцию и «прусское наступление», и из другого программного документа прудонистов – воззвания парижских секций Интернационала от 23 марта, которое было выдержано, говоря современным языком, в духе «социального партнерства» и где говорилось вовсе не о пролетарской революции, борьбе классов и, тем более, ликвидации частной собственности на средства производства, а о «реорганизации труда» на основе «уничтожения антагонизма классов» в виде «организации кредита, обмена, ассоциации, обеспечения рабочих заработной платой, эквивалентной труду».[59]

Дело было не только в анархистских иллюзиях вождей. Сами воззрения прудонистов были отражением стихийных умонастроений той среды, от лица которой говорили эти «представители парижского пролетариата». Тогдашние парижские рабочие выглядели совсем не так, как по нынешним представлениям должен выглядеть пролетариат.

Франция Второй империи сильно отставала в развитии от капиталистического примера – Англии, а Париж во многих отношениях отставал от Франции в целом. В Париже не было шахт, или крупных сталелитейных заводов, или такого сосредоточия ткацкого производства, как, например, в Лионе. В основном рабочие Парижа были ориентированы на производство того, в чем нуждалась аристократически-бюрократическая столица империи: мебели, одежды, экипажей, бумаги, предметов роскоши. На 101 тыс. официально зарегистрированных промышленных предприятий Парижа работало 416 тыс. рабочих, то есть в среднем четверо рабочих на одного хозяина. 61 % предприятий обходились без рабочих или имели только одного рабочего (то есть перед нами – типичные ремесленники), 31 % имел от 1 до 10 рабочих и лишь 7 % – свыше 10. Больше всего рабочих и ремесленников было занято изготовлением одежды (107,5 тыс. человек), затем шло строительство (88,7 тыс., причем в большинстве это были вчерашние крестьяне), затем – производство предметов роскоши (31,4 тыс.), затем – производство металлоизделий (29,3 тыс.) и пищевая промышленность (18,4 тыс.). При этом в производстве одежды и туалетных принадлежностей на каждого хозяина приходилось в среднем менее двух рабочих, в пищевой промышленности предпринимателей было в 2,5 раза больше, чем рабочих, и даже в строительстве на каждого предпринимателя приходилось в среднем менее 1,5 рабочего. В Париже насчитывалось 24 тыс. сапожников-ремесленников, 15 тыс. портных, 4 тыс. модисток, 5,5 тыс. шляпников и шляпниц, 8 тыс. белошвеек, 9 тыс. позументщиков и т.п. Лишь 10 % парижских рабочих числились фабрично-заводским пролетариатом (50 тыс.), причем, очевидно, в основном они были заняты на мелких и средних предприятиях, 19 % – в строительстве и около 10 % были железнодорожными рабочими. На две трети парижская промышленность состояла из карликовых предприятий, почти на треть – из мелких и уж совсем ничтожный процент составляли средние и крупные. Типичный парижский рабочий – это кустарь-одиночка или ремесленник с одним-двумя подмастерьями. Показательно, что в конце 60-х гг. XIX в. стоимость произведенной во всей Франции продукции рудной, каменноугольной и металлообрабатывающей промышленности составила лишь 565 млн франков, а стоимость произведенной одежды и предметов моды – 1,5 млрд франков[60].

Вдобавок к тому, несмотря на перестройку Парижа при Второй империи, вызвавшую определенное разграничение богатых и бедных кварталов, значительная часть рабочих еще жила (или хорошо помнила, как совсем недавно жила) в тех же самых домах (только на других этажах), что и хозяева, и постоянно с ними по-соседски общалась. То есть и вне производства нравы были ремесленно-патриархальные[61].

Это должно было порождать именно мелкобуржуазные настроения, пусть даже и социалистические. Прудонизм как раз и был таким мелкобуржуазным учением, к тому же – по сравнению с другими вариантами анархизма – чудовищно патриархальным и нереволюционным. Неразвитость капитализма и слабая классовая дифференциация между пролетариями и ремесленниками в Париже просто обрекли прудонизм на массовый успех. Не случись в 1871 г. революции, влияние прудонизма по мере экономического развития Франции само собой сошло бы на нет. Но в условиях революции оно стало фатальным фактором.

Поразительно, но массы, ведомые, по сути, классовым инстинктом, в условиях гражданской войны куда раньше своих вождей избавлялись от анархистских иллюзий. Однако в отсутствие массовой теоретической грамотности, массовых организаций, классовой революционной традиции и эффективных механизмов воздействия на вождей это опережение массами вождей могло дать лишь ограниченный результат. Это понял Ленин, который – постоянно выдвигая Коммуну в качестве примера для революционного пролетариата – все-таки вынужден был отметить, что «Коммуны не понимали те, кто ее творил, они творили гениальным чутьем проснувшихся масс» и что в Коммуне «революционный инстинкт рабочего класса прорывается вопреки ошибочным теориям» ее вождей[62]. Или, как сказал о том же Плеханов, «если в мероприятиях Парижской Коммуны незаметно… утопизма, то это объясняется тем, что объективная логика великого революционного движения оказалась сильнее субъективной логики его вожаков, и зараженная утопизмом мысль подчинялась … властным указаниям общественной жизни»[63].

Итак, что же принесла рабочему населению Парижа похвальная настойчивость и принципиальность анархистов в деле внедрения своих идейных принципов в жизнь? 1. Развал в военной области, что сделало вооруженные силы Коммуны неспособными противостоять регулярной армии версальцев. 2. Изоляцию Парижа – из-за отказа выступить в роли общефранцузской революционной власти (плод коммуналистских антигосударственнических догм). 3. Дезорганизацию и делегитимацию системы управления (включая – в условиях гражданской войны! – репрессивный аппарат) – опять же из-за отказа признавать, что Коммуна де-факто была революционной государственной властью. 4. Подрыв социальной опоры Коммуны вследствие половинчатой и непоследовательной социальной политики. 5. Подрыв авторитета Коммуны путем открытого раскола.

Именно анархисты несут львиную долю ответственности за «кровавую неделю» в Париже, за смерть 35–40 тыс. коммунаров, из которых менее 3 тыс. погибло в бою, а все остальные были казнены без суда (en masse) и по суду, умерли – в том числе от ран, лишенные медицинской помощи – в заключении[64].

Анархисты всего мира гордились Парижской Коммуной именно как «опытом преодоления государства». Например, Бакунин до конца жизни был уверен, что Коммуна – это пример безгосударственности, пример социальной революции против государства[65]. И в наши дни А. Шубин восхваляет анархистов Коммуны – причем именно за реформизм, за отказ от классовой борьбы, за ориентацию «на конструктивные формы экономического соревнования с капиталом, а не насильственное его уничтожение», за намерение «создать новый сектор» в экономике – в форме, если вдуматься, ЗАО (АОЗТ), за то, что они «взяли на себя функции посредников между трудом и капиталом»[66].

Анархисты, безусловно, имеют полное право считать Парижскую Коммуну «своей». Вопреки тому, что привыкла говорить марксистская традиция, ссылающаяся на Коммуну как на пример пролетарского государства (государства диктатуры пролетариата), Коммуна в собственном смысле слова государством не была. Это знал еще Энгельс[67], но по тактико-политическим соображениям марксисты эту точку зрения не пропагандировали, а со временем и вовсе забыли.

Коммуна была формой этатоидной власти. Но именно это ее и погубило. Коммуна потерпела в первую очередь военное поражение, а только этатоидная власть повстанцев, типичная для анархистов, могла сознательно совершить две недопустимые ошибки: избрать оборонительную тактику, в то время как «оборона есть смерть всякого вооруженного восстания»[68], и максимально дезорганизовать военные структуры, в то время как «организация – это победа, разрозненность – смерть»[69].

Анархия убила Коммуну. Это (пусть и выражаясь в 1877 г. сдержанно, с учетом чувств родных и товарищей погибших коммунаров) констатировал и В. Либкнехт: «Отсутствие политической и военной организации проходит красной нитью через всю историю Коммуны. Этим была заранее предопределена судьба ее»[70]. Энгельс в 1872 г. в частном письме мог себе позволить высказаться жестче: «Именно недостаток централизации и авторитета стоил жизни Коммуне»[71]. А публично Маркс с Энгельсом дважды в 1873 г. процитировали письмо Гарибальди (причем Энгельс во втором случае счел нужным выделить эти слова): «Парижская Коммуна пала потому, что в Париже не было никакой авторитетной власти, а лишь одна анархия»[72].

Но еще более суровые претензии предъявил анархистам – членам Коммуны теоретик народничества, участник и свидетель Коммуны и такой же, как парижские прудонисты, член Интернационала, П.Л. Лавров: «…именно члены социалистического меньшинства ничем не проявили того, что … “экономическое равенство” составляет главное дело, необходимое и предварительное условие “политической свободы”. Они толковали об автономии общин, о свободе слова, о вреде диктатуры – всё вопросы политические – и откладывали на будущее обсуждение … отношений труда к капиталу, пролетариата к собственности; они едва решались дотронуться до святыни собственности казначейства, банков, … а тем менее – до святыни собственности частных людей, ограничиваясь в этой области осторожными полумерами. …ни один камень экономического строя, враждебного пролетариату, не был сдвинут с места представителями его революции»[73]. Коммуна «объявила “социальное возрождение”, но не попыталась даже осуществить его. Она объявила “конец старого правительственного и клерикального мира, конец милитаризма, чиновничества, эксплуатации, биржевой игры, конец монополий и привилегий”, но не сделала ни одного решительного шага к их концу. Она поставила программу социальной революции, но не решилась выполнить этой программы»[74].

Иначе говоря, Лавров обвинил анархистов Коммуны в том, что они оказались препятствием на пути социальной революции! Для революционера и социалиста нельзя придумать более страшного обвинения.

Во всех трех указанных в начале статьи случаях, когда анархисты действительно попытались всерьез ввести «безначалие», они – противники власти («анархия» значит «безвластие») – вынуждены были взять власть в свои руки, стать властью. И, ненавидя государство, вынуждены были создать этатоидные (подобные государству) структуры. Но только в Парижской Коммуне анархисты не сделали уступок Realpolitik, сохранили идейную чистоту. И наглядно показали всему миру, чем это в кратчайший срок кончается. Гекатомбой.

Кащей_Бессмертный

17-06-2010 23:49:31

заебали уже своей тарасовской хуйней

Троцкист

18-06-2010 01:42:46

Так не читай же

Дмитрий Донецкий

18-06-2010 16:13:44

Кащей_Бессмертный писал(а):заебали уже своей тарасовской хуйней


Точно! Я уже раза два только на ЕФА встречал этот текст.

Кащей_Бессмертный

18-06-2010 16:31:53

Зы. Ник "Листер" - уже оскорбление форума + спам - бо не первый ужо раз тут хуета про Коммуну.

Засим аффтара - или расстрелять или забанить, писанину стереть к хуям как провокационную и ввести либертарную анархо-цензуру и карать нещадно врагов онархии во имя ПанкРокера :kav_boy:

Кащей_Бессмертный

19-03-2011 11:27:59

Кащей_Бессмертный писал(а):Дамье В. В. Коммунальная революция во Франции в 1871 году
http://aitrus.info/node/88


Всех со стосорокалетием

Изображение

hil-hil

19-03-2011 11:48:17

:dr_ink:

EZLN

04-05-2011 20:14:56

Вперёд!Вперёд!И не сдаваться!
Не опускать пред смертью глаз.
И до последнего сражаться!
Коммуна или смерть для нас!
И до последнего сражаться!
Коммуна или смерть для нас!

Видист

05-05-2011 16:15:52

Главное, не бедные женщины периода оккупации, которые "жили" с немцами ради своего спасения, главное, что был осужден и расстрелян маршал Франции, герой Первой Мировой Петен, осужден буржуй Жак Рено, и многие представители, так называемой элиты, которые и были настоящими шлюхами Франции.

черкас

06-05-2011 22:14:05

Видист писал(а):Главное, не бедные женщины периода оккупации, которые "жили" с немцами ради своего спасения, главное, что был осужден и расстрелян маршал Франции, герой Первой Мировой Петен, осужден буржуй Жак Рено, и многие представители, так называемой элиты, которые и были настоящими шлюхами Франции.

Ну да. Филиппа Петена фрацузы прозвали Путеном, т.е. проституткой. А все ж таки. Соглашаясь с Видистом по духу его замечания, вставлю пару слов в защиту Путена (почти Путина :-): )
Старику Путену (герою Первой Мировой Войны) было 89 лет, когда его приговорили к расстрелу в 1945 -м (впрочем он умер своей смертью лет эдак в 95, хотя и в заключении). Благодаря Путену французы могут очень легко относиться к Второй Мировой Войне и снимать смешные фильмы типа "Большой прогулки". Еще бы. Во второй мировой погибло в 10 раз меньше французов, чем в первой мировой.
А благодаря Шарлю де Голлю Франция вошла в число мировых держав, типа сокрушивших Гитлера. Польша не попала в число победителей, став первой жертвой агрессии, понеся миллионные потери, не сформировав ни одной эсэсэвской дивизии и воюя с немцами на всех!!! фронтах второй мировой (в Африке, в Западной Европе, в Восточной Европе, подняв восстание в Варшаве). Даже Кейтель мрачно удивился французским военным среди "победителей": "Неужели мы проиграли войну даже французам?"
Старик Путен подумал, как спасти французов от бойни, а молодец Де Голль перебил миллионы алжирцев и вьетнамцев во имя славы Франции.
Гитлер не окупировал Францию целиком в 1940-м году для того, чтобы южную половину Франции иметь как заложника против сопротивления Германии из французских колоний. У Франции оставался довольно мощный флот да и авиация. Англичане, как только французы сдались немцам, попытались потопить (не совсем удачно) французский флот. Де Голль спас "честь" Франции, а Путен спас жизнь французов, выступив в роли главного заложника. Это все политика.

Видист

07-05-2011 00:30:49

черкас
Спасибо. за историческое уточнение, и даже за интересный, и неоднозначный вывод:Де Голль спас "честь" Франции, а Путен спас жизнь французов, выступив в роли главного заложника.