Городская революция XI - XII веков

Кащей_Бессмертный

13-10-2009 18:44:43

Изображение

«С единодушием почти непостижимым и долгое время непонятым историками население городов... начало стряхивать с себя иго своих светских и духовных властителей. Укрепленная деревня поднялась против дворянского замка, сначала дала ему отпор, затем перешла в наступление и наконец разрушила его, - писал Кропоткин в классической книге о взаимопомощи 100 лет назад. - Движение распространялось от одного населенного пункта к другому, захватило каждый европейский город, и менее чем за сто лет на берегах Средиземного, Северного и Балтийского морей, Атлантики, вплоть до фьордов Скандинавии, у подножия Апеннин, Альп, гор Шварцвальда... и Карпат, на равнинах России, Венгрии, Франции и Испании возникли вольные города»...

Средневековые города были организованы по территориальному и профессиональному принципам. Все дома были сгруппированы в небольшие местные объединения - улицы, общины или секции. Соседские объединения, включавшие до 10 тысяч человек, отвечали за поддержание порядка и борьбу с преступностью. Они выбирали собственных судей и священников и создавали свое ополчение.

Работники образовывали гильдии... С их помощью была организована экономика города, выработана этика поведения, в которой соединялись чувства профессиональной и личной ответственности. К примеру, полагалось, чтобы в случае болезни одного из членов гильдии двое других дежурили у его постели, пока он не оказывался вне опасности. В случае его смерти они должны были позаботиться о детях. Гильдия разрешала споры между ее членами. Когда город брался за оружие, каждая гильдия становилась самостоятельным подразделением с выбранным ею командиром.

Средневековая экономика не регулировалась «невидимой рукой рынка». Цены часто устанавливались «третьими лицами», которые хорошо знали производственные затраты. В одном из городов, например, торговцы и матросы должны были, давая клятву, сообщать о закупочных ценах и стоимости транспортировки привезенных товаров. Мэр города и двое компетентных людей в соответствии с этим устанавливали цену для продажи.

Города требовали, чтобы изготовленные в них изделия были самого высокого качества. Предписывалось, чтобы ремесленники использовали «настоящие» дерево, кожу или нитки. Хлеб должен был испекаться «правильно»... Качество оценивали коллеги по работе. Именно гильдия, а не отдельный производитель, поставляла изделия городской общине. Та поставляла изделия союзным городам и отвечала за их качество. Вина за технические ошибки ложилась не только на отдельного ремесленника и его гильдию, но на всю общину. Производство считалось социальным долгом, следствием чувства социальной ответственности. Во многих городах за долги, сделанные их торговцами, отвечал весь город. Вольные города регулировали спрос и предложение, устанавливали цены... Кропоткин и его последователи описывали это положение как «ан-архию». Для многих это означает «хаос». Для Кропоткина речь шла об обществе, в котором решения принимаются теми, кого они затрагивают, и где местные производители изготовляют необходимые изделия и предоставляют услуги.

В Средние века эта «анархия» дала заметные результаты... Облик Европы изменился. «Земля была усеяна богатыми городами, окруженными толстыми стенами, украшенными воротами и башнями, где каждая деталь представляла собой произведение искусства... Ремесла и искусства достигли вершин совершенства, которое во многих областях остается непревзойденным до сих пор - разве что в тех случаях, когда изобретательность, совершенство и целостность труда работника оказывается важнее, чем скорость изготовления. Флоты вольных городов по всем направлениям бороздили... внутренние моря, еще одно усилие - и они выходили в океан. На больших пространствах нищета уступила место благосостоянию; образование пошло вглубь и вширь. Были разработаны научные методы, заложены основы естественных наук и открыт путь для всех изобретений в механике, которыми гордится наша эпоха», - писал Кропоткин...

Историк может перечислить изобретения и открытия, доставшиеся нам от свободных граждан - бумага, книгопечатание, очищенные стекло и сталь, порох, часы, телескоп, компас, усовершенствованный календарь, десятичные дроби, алгебра, тригонометрия, химия и контрапункт (последнее изобретение сравнимо с повторным открытием музыки).

Пять столетий спустя нас все еще вдохновляют средневековое искусство и архитектура, отчасти и потому, что любое искусство является общественным. Вот как объяснял это Совет города Флоренции: «Коммуна не должна выступать инициатором тех или иных произведений, но все планы проистекают из большого сердца коммуны, зреют в сердцах всех граждан, связанных общей волей». Средневековый городской собор был не просто зданием, а символом победы города, талантов и солидарности его граждан.

В средневековых городах еще не было многих известных нам удобств, но это не значит, что жизнь их обитателей была бессодержательной. И - естественно для общин, управляемых самими работниками - нормой был 48-часовая рабочая неделя, которую мы смогли вернуть себе только в нашем столетии. Парижские работники имели 30-дневный отпуск. Оплата труда была удивительно высока... Кузнец, каменщик или дровосек в Амьене мог купить на свой дневной заработок 50 фунтов хлеба; сегодняшний рабочий, чтобы сделать то же самое, должен получать 300 долларов в неделю.

Вольные города проиграли борьбу со своими внутренними и внешними врагами. Но было ли их превращение в зависимые элементы национальных государств неизбежным?

Мюррей Букчин, автор превосходной книги «Агония города», говорит о том, что следующей ступенью развития могли стать не национальные государства, а федерации (союзы) городов. Когда император Фридрих Барбаросса вторгся в Италию и пошел на Милан, на помощь городу поспешили другие города... В 1167 г. была основана Ломбардская лига. В 1226 г. к ней принадлежали почти все крупные города Северной Италии.

В 1384 г. Швабский союз городов объявил о своем желании вступить в Швейцарский союз... «Если бы швейцарцы оказались более склонны принять это предложение», - предполагает Букчин, - «возможно, европейская история приняла бы иной ход, и на место национализма пришел бы федерализм»...

ДЭВИД МОРРИС

(Schwarzer Faden, Nr.63)

Перевод: В.Граевский. Опубликовано: «Прямое действие», №12/13.

http://vivalafora.livejournal.com/152400.html

Leon

13-10-2009 19:01:19

Да, очень печально, что история не знает сослагательного наклонения...

Арадан

13-10-2009 19:04:24

но иногда бывает интересно устроить мозговой штурм и почесать языки на тему "что было бы, если.." :)

Кащей_Бессмертный

13-10-2009 19:05:09

Leon писал(а):Да, очень печально, что история не знает сослагательного наклонения...


Да все она знает, другое дело что изменить нельзя, а вот рассуждения "а что было бы, если бы..." очень даже историчны - без этого никакой науки ИМХО не будет, тем более что это важно и для понимания настоящего и перспектив на будущее:cool:

Leon

13-10-2009 19:09:56

В моем понимании исторично - это то, что соответствует истории. Понимание настоящего возможно не придумывая, "что бы было, если бы вот тогда вот то-то...". Перспективы на будущее - тут да, тут соглашусь. Но этим уже занимается не история, а другие науки.
ИМХО)

Кащей_Бессмертный

13-10-2009 19:14:42

Leon писал(а):В моем понимании исторично - это то, что соответствует истории. Понимание настоящего возможно не придумывая, "что бы было, если бы вот тогда вот то-то...". Перспективы на будущее - тут да, тут соглашусь. Но этим уже занимается не история, а другие науки.
ИМХО)



1. А что есть история как наука? Это во многом как раз "что было бы, если бы" в том числе потому что каждый историк дает свою оценочную характеристику истории. История - это изучение в том числе не состоявшихся перспектив.

2. Без понимания "что было бы" полноценно понять настоящее невозможно ИМХО, потому что нет толком знания того что было упущено, или что было преодолено типа к счастью.

3. Перспективы на будущее - это в первую очередь футурология, но она строится в том числе на истории (на которой строятся так же и экономика, социология и некоторые другие науки).

:cool:

Leon

13-10-2009 19:25:37

Именно так. Строятся на истории, но не есть история.
Дело-то все в том, что, ИМХО, полноценно понять "что было бы", невозможно, так как же можно говорить об упущенных возможностях?)
И да, насколько мне помнится, наука история - имеется такая.

Кащей_Бессмертный

13-10-2009 19:36:04

Leon писал(а):Именно так. Строятся на истории, но не есть история.
Дело-то все в том, что, ИМХО, полноценно понять "что было бы", невозможно, так как же можно говорить об упущенных возможностях?)
И да, насколько мне помнится, наука история - имеется такая.


А что есть "наука история"? И что есть "история"? Это факты?

История это и есть куча нереализованных возможностей + реальность, которая не всегда реальность: что мы знаем о строительстве египетских пирамид или нападении нацистской Германии на СССР? - вариаций дофига - история вообще очень интересная и сложная штука:cool:

Leon

13-10-2009 19:42:03

"Факт - Бог истории". Устоявшееся выражение, насколько мне известно.
И вот именно, что вариаций дофига, все и не рассмотришь) Поэтому, полагая, что и заниматься этим активно не стоит, исключительно в виде практического интереса, на один-два хода - и решили, что сослагательного наклонения в истории нету.
А вообще, предлагаю оставить бесмысленный и очень долгий спор, а вернутся к нему, когда не будет других насущных проблем и можно будет проводить долгие вечера в уютном кресле с чашечкой чая за приятной беседой))

Кащей_Бессмертный

13-10-2009 19:57:22

Leon писал(а):"Факт - Бог истории". Устоявшееся выражение, насколько мне известно.
И вот именно, что вариаций дофига, все и не рассмотришь) Поэтому, полагая, что и заниматься этим активно не стоит, исключительно в виде практического интереса, на один-два хода - и решили, что сослагательного наклонения в истории нету.
А вообще, предлагаю оставить бесмысленный и очень долгий спор, а вернутся к нему, когда не будет других насущных проблем и можно будет проводить долгие вечера в уютном кресле с чашечкой чая за приятной беседой))


Факт - это слово. Туринская плащиница, или там "операция Гроза" - это факт? Или вот сталин - его отравили или нет? Факт факту рознь.

Хех. Просто я историей занимаюсь пусть и не профессионально, но стараюсь по возможности близко к тому:cool:

Leon

13-10-2009 20:01:54

Сталин умер - вот это факт.
Да мы, впрочем тоже, не пальцем деланы))

Шаркан

13-10-2009 20:03:22

'Leon писал(а):очень печально, что история не знает сослагательного наклонения...

'Арадан писал(а):но иногда бывает интересно устроить мозговой штурм

это называется осмысление исторического опыта - и таким путем само собой намечается план как действовать в настоящем, чтобы получить желаемое будущее

Кащей_Бессмертный

13-10-2009 20:04:54

Leon писал(а):Сталин умер - вот это факт.
Да мы, впрочем тоже, не пальцем деланы))


Да ну:cool:Вот до сих пор спорят умер ли Гитлер в 1945, а вы - факт. :cool:

Leon

13-10-2009 20:08:48

А толку от этих споров?.. Если так рассуждать, то можно оспорить все что угодно, и пирамиды, и римскую империю и вообще все. Вопрос в другом - в целесообразности.

Кащей_Бессмертный

13-10-2009 22:59:52

Leon писал(а):А толку от этих споров?.. Если так рассуждать, то можно оспорить все что угодно, и пирамиды, и римскую империю и вообще все. Вопрос в другом - в целесообразности.


А толку то что надо хоть немного разбираться в том о чем пытаешься судить, а то я тут могу тоже щас начать рассуждать о квантовой механике или квантовой физике, или там о нанотехнологиях - для более или менее профессионально разбирающегося человека будет смешно, как мне сейчас многие рассуждения об истории как науке тех кто в ней не разбирается:cool:

маршо

13-10-2009 23:26:34

'Кащей_Бессмертный писал(а):А что есть "наука история"? И что есть "история"? Это факты?

Английский писатель Лоренс Даррелл на фоне древнего города Александрии - со своей смесью мусульман, христиан-коптов и евреев - написал прекрасный "Александрийский квартет" (Justine, Balthasar, Mountolive, Clea) состоящий из четырех книг - каждая из которой описывает одни и те же события из перспективы четырех разных людей - которые в этих событиях играют свою роль. Из одного события получаются четыре - взависимости от перспективы участника. Четыре полностью разных события - так как взор каждой отдельной личности субьективно ограничен. Квартет понятно показывает что истории "обьективной" не существует, и существовать не может. Она всегда субьективная - связок множества индивидуальных судеб и опыта - и чем дальше смотришь в прошлое, тем меньше можно понять былые происшествия.

ДВС

13-10-2009 23:41:00

Кропоткин о вольных средневековых городах: http://anarhia.org/forum/showthread.php?t=418