Дубовик
17-10-2009 13:59:14
Гончарок Моше (Михаил)
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ЕВРЕЙСКОГО АНАРХИСТА
Я никогда не писал мемуаров и полагаю, что делать это следует не для увековечивания личности автора в памяти потомков, а для того лишь, чтобы передать читателю конкретные исторические факты из времени, в котором жил и действовал автор, для того, чтобы будущий исследователь собрал как можно больше данных по интересующему его периоду, почувствовал т.н. «аромат эпохи». В данном конкретном случае – эпохи «развитого социализма» в СССР, которая, надо надеяться, ушла в область истории и никогда более не повторится.
Я пишу эти краткие воспоминания по предложению моего друга Анатолия Дубовика, историка и одного из идеологов современного анархизма на Украине. Толя полагает, что мемуаристика такого рода поможет историкам и молодым энтузиастам Движения лучше понять время, в которое жили мы, - представители несколько более старшего поколения сторонников анархистской идеологии.
В мире существуют сотни и тысячи авторов, принадлежавших самым разным общественно-политическим движениям, переживших гораздо больше меня, страдавших значительно сильнее; собственно говоря, я вообще не страдал. Я не сидел в советских тюрьмах, не подвергался принудительному «психиатрическому» лечению. Я не могу поведать читателю ничего такого, что хотя бы отдаленно напоминало правдивые и страшные воспоминания таких «зубров» диссидентства самых разных сортов и борьбы с советским тоталитаризмом, как Буковский, Мурженко, Осипов, Плющ, Менделевич… Кроме того, всегда существует опасность романтизации эпохи и, соответственно, возвеличивания собственной личности в этой эпохе. Попытаемся скрупулезно придерживаться фактов.
Я родился в 1962 г. в Ленинграде, в семье инженеров. Отец и мама происходили из совершенно ассимилированных еврейских семей. Отец родился в 1937 г. в Кременчуге, мама – в 1938-м в Ленинграде. Среди моих предков были не только евреи. Прабабушка моя с материнской стороны, Берта, родилась в конце 19-го века в местечке под Витебском и, видимо, влекомая модными в ту эпоху среди евреев ассимиляторскими идеями, пожелала уйти из дома, дабы вести самостоятельную жизнь: не ждать жениха, которого ей подсунут родители, а зарабатывать на хлеб самой, учиться и получить специальность, чтобы приносит пользу людям. Бегство из семьи привело ее в Витебск, где она, по процентной норме, принятой в царское время для евреев из «черты оседлости», поступила на медицинские курсы и, в итоге, стала врачом. В 1912-1913 гг. она повстречалась с молодым армейским офицером, греком по национальности, Владимиром Совапуло. В результате сей романтической связи прабабушка забеременела. Грек оказался не на высоте; его родители категорически возражали по поводу брака с еврейкой, тем более – некрещеной. Прабабка, не придававшая религии в своей жизни никакого значения, креститься, тем не менее, категорически отказалась. Они расстались, а в январе 1914 г. родилась моя бабушка Кира. Я не буду нудно и долго рассказывать о судьбе ассимилированной семьи, имевшей еврейские корни. Короче: вырастя, бабушка вышла замуж за Николая Васильевича Заплетина, инженера, происходившего из поволжской крестьянской семьи со смешанными русско-татарскими (или чувашскими?) корнями. Так началось и так продолжалось разрушение традиционного, освященного веками, еврейского местечка, еврейского традиционного уклада жизни.
Для чего я пишу обо всем этом? Чтобы читатель понял, какие силы при воспитании столкнулись во мне, появившемся на свет в начале 60-х годов 20-го века. С одной стороны – интернационализм, переходящий в космополитизм, и полное равнодушие к религии со стороны семьи моей мамы, с другой – ярко выраженный поиск своих национальных корней, подспудно начатый под влиянием семьи бабушки со стороны отца.
Мой прадед со стороны папы, работавший на железной дороге в Кременчуге, Ашер Есельсон, обеспечивавший семью из 11-ти детей, был убит царскими казаками, зарублен и сброшен с поезда. Это случилось, кажется, еще до революции. Некий репортер-газетчик, оказавшийся свидетелем убийства, сфотографировал кровавое месиво, оставшееся от еврея-железнодорожника, и поместил снимок в местной газете. Прабабушка, собирая детей-сирот (и среди них мою бабку), в йорцайт, годовщину смерти мужа, доставала эту фотографию и говорила одну-единственную фразу:
- Посмотрите, что русские люди сделали с вашим отцом.
Эти слова, на всю жизнь запомнившиеся ей с детства, неоднократно повторяла и моя бабушка для меня. Потом был 1937-й год, расстрел бабушкиного брата Сюлика (Израэля) – как «троцкиста»; с другой стороны – арест и казнь некоторых других моих родственников, - за несуществующие грехи. Потом был 41-й год. Бегство в эвакуацию с моим малолетним отцом на руках. Фотография зарубленного Ашера пропала, но фраза осталась.
В конце 1950-х годов мои родители встретились в Ленинграде. В 1962 г. появился на свет я.
Я учился – сначала в восьмилетке, потом перешел в десятилетку. Психологическое влияние отторжения от большевистской идеологии было сильно, при том, что дед мой со стороны мамы, Коля, был идейным коммунистом, правда – антисталинской направленности. В раннем детстве, гуляя с ним «за ручку» во дворе нашего дома, я слышал:
- Мика! Ленин был хороший человек; Сталин был плохой до войны и после. Во время войны он тоже был хорошим. Понял?
- Понял, деда, - говорил я, хотя не понимал ничего решительно. В русском деде моем уживалась преданность господствовавшей идеологии и обида за отобранный в 37-м партбилет.
Как и почему я стал интересоваться анархизмом? Не знаю. Не помню. Сказалось все: и осознание фальши речей проповедников советского строя (в начале 70-х годов в фальши этого строя уже не сомневался, по-видимому, никто); и детская моя горечь от бабушкиной фразы о том, что царские казаки зарубили ее отца; и влияние деда – если бы не Советская власть, он не стал бы инженером, ученым, кандидатом наук, а остался бы обыкновенным крестьянином и, следовательно, дореволюционная власть была еще хуже, чем новая (теперь я в этом вовсе не уверен); и то, как в начале 80-х, когда мне, уже учившемуся в институте, предложили вступить в партию, и мама, раздувая крылья носа, процедила:
- В моей семье коммунистов не будет!
Определенное влияние оказали, конечно, и «голоса» из-за «бугра». «голос Америки» и «Би-Би-Си» в семье слушали все, даже ортодоксально коммунистический дед. При этом считалось, что «Радио Свобода» и «Свободная Европа» - это уже чересчур, они не объективны. «Голос Израиля» на русском и идиш слушал только мой второй дед (со стороны отца), Хаим; чему-то хихикая и прищелкивая пальцами, он всегда, после очередного прослушивания, объявлял мне только одно, - какая температура воды сегодня в реке Иордан. Наша дальняя родственница, тетя Уля, когда-то – близкая подруга Анны Андреевны Ахматовой, приходя к нам домой, говорила мне, иногда сбиваясь на французский:
- Мишаня, дед твой, папин папа, совсем сбрендил; его не интересует, какой дрек эти коммунисты, чтоб они сгорели. Его интересует, сколько градусов в Иордане. Мир гори огнем, хоть вся планета гори огнем, коммунисты правят бал; так нет, - его интересует лишь одно: сколько сегодня градусов в Иордане. Как будто сегодня к вечеру он полезет в этот Иордан купаться! Эти сионисты совсем чокнутые.
Под сионистами она подразумевала всех, кто не столько проклинает «махтунью» - родную Советскую власть, которую она ненавидела зоологически, - сколько интересуется новостями из Израиля.
К десяти годам я усвоил, что:
большевики – это плохо; царская власть, т.е. власть буржуазии, - тоже мало хорошего; что антисемиты – подонки, но с ними ничего не поделать; что евреем-националистом (тогда я считал, что это равнозначно понятию «сионист») быть стыдно. Кто виноват во всем, что потерпели за десятилетия моя семья и семьи моих родственников, друзей и одноклассников? – Коммунисты и нацисты. Что любой, кто борется с Советской властью и сидит за эту борьбу в лагерях, - святой (тогда я еще не знал, что в диссидентском движении были такие личности, как Огурцов, сторонник христианско-монархического возрождения России, Иванов-Скуратов и Бородин, с их странной трактовкой национального вопроса, и откровенный фашист Фетисов). Не только диссидентское, но и национальные движения, стремившиеся к отделению своих народов от центральной власти в Москве, вызывали симпатию. Литовское, эстонское, украинское, армянское. В январе 1978 года в московском метро прогремел взрыв, устроенный группой Стефана Затикяна. Помню, - никто не верил, что это настоящий теракт армянских националистов. Сходились на том, что это – провокация КГБ в целях расправы с армянским национальным движением. Никому не приходило в голову, что цена такой провокации была бы слишком высока, - официально признать наличие в благополучном СССР настоящего боевого подполья; в результате взрыва были погибшие и раненые, вдобавок ко всему, на Казанском вокзале столицы была обнаружена еще одна, неразорвавшаяся бомба. Спустя более 20 лет, уже живя в Израиле, я увидел по телевизору документальную запись отрывков из процесса над Затикяном и его товарищами. Съемка, естественно, велась операторами госбезопасности. Меня поразило красивое лицо главного обвиняемого, ставшее страшным в момент произнесения последнего слова: «СССР – русско-жидовское государство…» Никогда в жизни ни от одного армянина я такого не слышал. Сразу же вспомнилась фраза в небольшой статье в «Известиях» в 1978 г., в которой описывался процесс; там говорилось о зоологическом антисемитизме главного обвиняемого. Я, помнится, тогда этому не поверил, - пока в начале 2000-х годов сам не услышал этого по телевизору.
Вот, пребывая в такой атмосфере, в возрасте 14-ти лет, я увидел у папы на полке книгу Льва Черного «Новое направление в анархизме», изданную в Санкт-Петербурге, в начале века. Эта книга перевернула мою жизнь, мою пионерско-оппозиционную протоидеологию. Идеология анархизма открыла для меня, что можно быть порядочным человеком вне рядов какой-нибудь конкретной партии; вне какой-то конкретной национальности и религии; вне всего того, что мы, взрослые и дети, презрительно именовали «ИХ системой».
(Теперь, по прошествии чуть ли не трех десятилетий, я думаю, что и в анархистской идеологии был перехлест, - вернее, много самых разнообразных перехлестов и загибов; но до сих пор полагаю, что не было среди общественно-политических учений 19-20 веков более порядочного, честного и открытого, нежели учения Кропоткина и Рудольфа Рокера, учения, базировавшегося не на сиюминутной политической выгоде, а на понятии Свободы и Справедливости, как таковых).
Я был книжным подростком. Я искал на полках библиотек и в букинистических магазинах литературу, имевшую отношение к анархизму, но находил мало, прямо-таки – ничтожно мало: в активе был Лев Черный (Турчанинов); адаптированное для детей, тщательно выхолощенное издание кропоткинских «Записок революционера»; биографии Кропоткина и Бакунина, очень осторожно написанные Натальей Пирумовой. Две последние книги я держал за настольную литературу и, в конце концов, привез с собой в Израиль.
В 1979-м, в возрасте 16-ти лет, не в силах держать в себе открытия Новой Идеологии, я начал рассказывать о ней своим одноклассникам. Большинству ребят, готовившимся к сдаче выпускных экзаменов, все это было глубоко безразлично. Лишь мой «наперсник детских игр», друг и товарищ еще с подготовительной группы детсада, Валера Б., слушал меня, раскрыв рот. К группе единомышленников присоединился и Леша Т., и еще пара-другая парней. Имен этих единомышленников я не назову, т.к., в конечном итоге, они сыграли весьма печальную роль в истории нашей группы. Порядочным человеком оказался Леша Т., именно близко к сердцу принявший новую идеологию (встретившись с ним несколько лет назад, приезжая в Петербург, я, кстати, уже не назвал бы его анархистом). Он возглавил «боевой отдел» нашей «организации», который для конспирации назвал «БИ» - «Бандой идиотов». Он же являлся автором герба нашей группы. Тот был частично списан с герба западногерманской РАФ. Посредине поля – автомат типа «шмайсер», в обрамлении слов «За вашу и нашу свободу!» Именно этот герб показал детскость наших представлений о подполье. Настоящим подпольщикам в условиях тоталитарного режима никогда не пришло бы в голову создавать какие бы то ни было гербы, символы и гимны.
Факт: в 1979-м году, в Ленинграде, Городе Трех Революций, мы создали маленькую группу «Черный Передел – 2», идеологию которой охарактеризовали как анархистскую. Мной была написана программа, представлявшая дикую эклектику из кропоткинско-бакунинских идей, из цитат Хорста Малера и Ульрики Майнхоф (которых мы совершенно ошибочно причисляли к анархистам), из пары-тройки фраз Тимоти Лири - идеолога американских хиппи 60-х гг., и Джерри Рубина, идеолога движения «йиппи» того же периода. Все это романтически окрашивалось ссылками на народническую идеологию 70-80-х гг. 19-го века (Желябов-Перовская) и сдабривалось изрядной порцией цитат из братьев Стругацких (в первую очередь – из «Гадких лебедей», без ссылки на источник).
Программа была напечатана в двух экземплярах на пишущей машинке моего деда-коммуниста (и уничтожена в 1984-м, в апреле месяце, когда я почувствовал, что КГБ вплотную заинтересовался персонами некоторых из нас).
С этой программой, с верой в мировую революцию, со смутным осознанием чувства локтя друзей-сверстников, с ощущением, что в 37-м все давно кончилось бы для нас по-другому, - я поступил на исторический факультет ленинградского Педагогического института имени А. И. Герцена.
Здесь я познакомился со своей будущей (первой) женой Ирой П. и пошел проповедовать идеи Абсолютной Свободы в массы., то бишь – в круги ленинградской хипповой «Системы», - на станции метро «Невский проспект» и «Гостиный двор», в садик у Казанского собора. Идеи имели определенный успех в кругах местных хиппи и Панков, особенно – идея борьбы с нацизмом. Так как бороться с господствующей идеологией в лице идеологического отдела ЦК КПСС было совершенно невозможно, то мы решили бороться с т.н. «нацистами» в молодежных кругах. Идеология неофашизма среди подростков была довольно популярна в центральных городах России уже в конце 1970-х годов; «нацистов» выявляли по внешнему виду: по своеобразной стрижке и одежде (черные куртки, фуражки со стилизованным изображением свастики, подбритые виски и прочее).Не забуду грандиозную драку между питерскими «нацистами» и панками осенью 1980-го года, на станции метро Приморская, недалеко от Василеостровской. Мы распространяли машинописные листовки, призывавшие бороться с «неонацизмом – неофициальным проводником идей официальной Советской власти». Полуофициальный Ленинградский рок-клуб (впрочем, существовал ли он тогда? Или это культурное явление открылось парой лет позже? Не помню) в своих боевых песнях-намеках дал легитимизацию этой борьбы. Спустя некоторое время, однако, в кафе на улице Зверинской (легендарная Петроградская сторона) я вдруг увидел лидеров питерских Панков и «нациков», сидевших за одним столиком и мирно потягивавших принесенный с собой портвейн (пиво?) и договаривавшихся между собой о следующей битве. Вот тогда у меня в первый раз родилась мысль о том, что все действия молодежной тусовки нашего города (и, наверное, других тоже) регулярно и аккуратно согласуются с Органами.
Листовки мы распространяли на молодежных тусовках, среди «своих». В нашу компанию приходили и уходили люди. Было несколько ярких типов, среди них – некто Леша З. по кличке Лева Задов, идейный анархист 18-ти лет, с которым мы не сошлись на почве национального вопроса: евреев он недолюбливал.
В ноябре 1980 г. мы ездили в Выборг, недалеко от финской границы; в одном из пригородных лесов состоялся «смотр» группы. С черным знаменем мы промаршировали несколько километров под заснеженными елями и соснами. Одним из студентов нашего факультета были сделаны отличные фотографии этого шествия; несмотря на мои просьбы дать мне фотографии для нашего «архива», он отказался. Теперь думаю – и слава Богу.
Зимой 1980 г. мою жену Ирину, активную деятельницу ленинградских хиппи, завалили на экзаменах. Делалось это при прямой наводке органов, - никто из преподавателей даже не скрывал этого. За месяц до того Ирина выступила на семинаре по философии, на котором подчеркнула какую-то неувязку у Маркса. Кто-то настучал. Задача деканата теперь была – выкинуть из института, и все. Не 37-й год, все ж таки. «Отделалась легким испугом». Легкий испуг выразился в разрушении центральной нервной системы: Ира лежала в постели несколько месяцев. Рассказывать об этом неприятно, тем более, что это не имеет прямой связи с целью повествования. Расскажу лишь, как после очередного экзамена, когда доцент Островский, ухмыляясь, поставил ей «кол» в зачетку, она вышла из аудитории – и упала. Что-то отказало. Островский же переступил через нее и пошел, посмеиваясь, в деканат. Я схватил ее на руки и держал, глядя вслед доценту. Тогда я, в первый раз в жизни, почувствовал ненависть. Не абстрактную, а вполне конкретную.
В 1981 г. в нашем институтском корпусе кгб-шники нашли стопку листовок, призывавших к освобождению Сахарова и еще к чему-то подобному. В нашем 20-м корпусе находились два факультета – исторический и филологический (литературный). Искали всюду. На нашем «идеологическом» истфаке искали особенно усердно. Взяли нескольких студентов, среди них – Диму Г., хиппи-поэта, художника (кажется, сломали), моего близкого приятеля, еврея Рому М. (за дружеские отношения с неким Витей А., представителем «национал-сталинистской партии»; вмешательство высокопоставленного папы не помогло, - исключили); вызвали и меня. Вопрос был – что я могу рассказать о «студентах Г. и М.». Я сказал, что хорошие ребята, хорошо учатся. «Что-то у вас все хорошие ребята, все хорошо учатся», - со злостью пробормотал гебист, отпуская меня.
Мы тем временем разрабатывали планы свержения большевиков по всей стране. Завели библиотеку, стали строить планы поисков реальных средств по борьбе. Думали о Синявинских болотах, где тьма-тьмущая была оружия со времени Второй мировой.
К тому времени буквы SNZ («Шварце Неуауфтайлунг – цвай», немецкоязычное название нашей организации) виднелось в Питере во многих подъездах, написанное нами и не нами. Почему именно SNZ? Аббревиатура от «Черного Передела – 2» по-русски звучала неблагозвучно: «ЧПД». Не то ЧП, не то – КПД.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ЕВРЕЙСКОГО АНАРХИСТА
Я никогда не писал мемуаров и полагаю, что делать это следует не для увековечивания личности автора в памяти потомков, а для того лишь, чтобы передать читателю конкретные исторические факты из времени, в котором жил и действовал автор, для того, чтобы будущий исследователь собрал как можно больше данных по интересующему его периоду, почувствовал т.н. «аромат эпохи». В данном конкретном случае – эпохи «развитого социализма» в СССР, которая, надо надеяться, ушла в область истории и никогда более не повторится.
Я пишу эти краткие воспоминания по предложению моего друга Анатолия Дубовика, историка и одного из идеологов современного анархизма на Украине. Толя полагает, что мемуаристика такого рода поможет историкам и молодым энтузиастам Движения лучше понять время, в которое жили мы, - представители несколько более старшего поколения сторонников анархистской идеологии.
В мире существуют сотни и тысячи авторов, принадлежавших самым разным общественно-политическим движениям, переживших гораздо больше меня, страдавших значительно сильнее; собственно говоря, я вообще не страдал. Я не сидел в советских тюрьмах, не подвергался принудительному «психиатрическому» лечению. Я не могу поведать читателю ничего такого, что хотя бы отдаленно напоминало правдивые и страшные воспоминания таких «зубров» диссидентства самых разных сортов и борьбы с советским тоталитаризмом, как Буковский, Мурженко, Осипов, Плющ, Менделевич… Кроме того, всегда существует опасность романтизации эпохи и, соответственно, возвеличивания собственной личности в этой эпохе. Попытаемся скрупулезно придерживаться фактов.
Я родился в 1962 г. в Ленинграде, в семье инженеров. Отец и мама происходили из совершенно ассимилированных еврейских семей. Отец родился в 1937 г. в Кременчуге, мама – в 1938-м в Ленинграде. Среди моих предков были не только евреи. Прабабушка моя с материнской стороны, Берта, родилась в конце 19-го века в местечке под Витебском и, видимо, влекомая модными в ту эпоху среди евреев ассимиляторскими идеями, пожелала уйти из дома, дабы вести самостоятельную жизнь: не ждать жениха, которого ей подсунут родители, а зарабатывать на хлеб самой, учиться и получить специальность, чтобы приносит пользу людям. Бегство из семьи привело ее в Витебск, где она, по процентной норме, принятой в царское время для евреев из «черты оседлости», поступила на медицинские курсы и, в итоге, стала врачом. В 1912-1913 гг. она повстречалась с молодым армейским офицером, греком по национальности, Владимиром Совапуло. В результате сей романтической связи прабабушка забеременела. Грек оказался не на высоте; его родители категорически возражали по поводу брака с еврейкой, тем более – некрещеной. Прабабка, не придававшая религии в своей жизни никакого значения, креститься, тем не менее, категорически отказалась. Они расстались, а в январе 1914 г. родилась моя бабушка Кира. Я не буду нудно и долго рассказывать о судьбе ассимилированной семьи, имевшей еврейские корни. Короче: вырастя, бабушка вышла замуж за Николая Васильевича Заплетина, инженера, происходившего из поволжской крестьянской семьи со смешанными русско-татарскими (или чувашскими?) корнями. Так началось и так продолжалось разрушение традиционного, освященного веками, еврейского местечка, еврейского традиционного уклада жизни.
Для чего я пишу обо всем этом? Чтобы читатель понял, какие силы при воспитании столкнулись во мне, появившемся на свет в начале 60-х годов 20-го века. С одной стороны – интернационализм, переходящий в космополитизм, и полное равнодушие к религии со стороны семьи моей мамы, с другой – ярко выраженный поиск своих национальных корней, подспудно начатый под влиянием семьи бабушки со стороны отца.
Мой прадед со стороны папы, работавший на железной дороге в Кременчуге, Ашер Есельсон, обеспечивавший семью из 11-ти детей, был убит царскими казаками, зарублен и сброшен с поезда. Это случилось, кажется, еще до революции. Некий репортер-газетчик, оказавшийся свидетелем убийства, сфотографировал кровавое месиво, оставшееся от еврея-железнодорожника, и поместил снимок в местной газете. Прабабушка, собирая детей-сирот (и среди них мою бабку), в йорцайт, годовщину смерти мужа, доставала эту фотографию и говорила одну-единственную фразу:
- Посмотрите, что русские люди сделали с вашим отцом.
Эти слова, на всю жизнь запомнившиеся ей с детства, неоднократно повторяла и моя бабушка для меня. Потом был 1937-й год, расстрел бабушкиного брата Сюлика (Израэля) – как «троцкиста»; с другой стороны – арест и казнь некоторых других моих родственников, - за несуществующие грехи. Потом был 41-й год. Бегство в эвакуацию с моим малолетним отцом на руках. Фотография зарубленного Ашера пропала, но фраза осталась.
В конце 1950-х годов мои родители встретились в Ленинграде. В 1962 г. появился на свет я.
Я учился – сначала в восьмилетке, потом перешел в десятилетку. Психологическое влияние отторжения от большевистской идеологии было сильно, при том, что дед мой со стороны мамы, Коля, был идейным коммунистом, правда – антисталинской направленности. В раннем детстве, гуляя с ним «за ручку» во дворе нашего дома, я слышал:
- Мика! Ленин был хороший человек; Сталин был плохой до войны и после. Во время войны он тоже был хорошим. Понял?
- Понял, деда, - говорил я, хотя не понимал ничего решительно. В русском деде моем уживалась преданность господствовавшей идеологии и обида за отобранный в 37-м партбилет.
Как и почему я стал интересоваться анархизмом? Не знаю. Не помню. Сказалось все: и осознание фальши речей проповедников советского строя (в начале 70-х годов в фальши этого строя уже не сомневался, по-видимому, никто); и детская моя горечь от бабушкиной фразы о том, что царские казаки зарубили ее отца; и влияние деда – если бы не Советская власть, он не стал бы инженером, ученым, кандидатом наук, а остался бы обыкновенным крестьянином и, следовательно, дореволюционная власть была еще хуже, чем новая (теперь я в этом вовсе не уверен); и то, как в начале 80-х, когда мне, уже учившемуся в институте, предложили вступить в партию, и мама, раздувая крылья носа, процедила:
- В моей семье коммунистов не будет!
Определенное влияние оказали, конечно, и «голоса» из-за «бугра». «голос Америки» и «Би-Би-Си» в семье слушали все, даже ортодоксально коммунистический дед. При этом считалось, что «Радио Свобода» и «Свободная Европа» - это уже чересчур, они не объективны. «Голос Израиля» на русском и идиш слушал только мой второй дед (со стороны отца), Хаим; чему-то хихикая и прищелкивая пальцами, он всегда, после очередного прослушивания, объявлял мне только одно, - какая температура воды сегодня в реке Иордан. Наша дальняя родственница, тетя Уля, когда-то – близкая подруга Анны Андреевны Ахматовой, приходя к нам домой, говорила мне, иногда сбиваясь на французский:
- Мишаня, дед твой, папин папа, совсем сбрендил; его не интересует, какой дрек эти коммунисты, чтоб они сгорели. Его интересует, сколько градусов в Иордане. Мир гори огнем, хоть вся планета гори огнем, коммунисты правят бал; так нет, - его интересует лишь одно: сколько сегодня градусов в Иордане. Как будто сегодня к вечеру он полезет в этот Иордан купаться! Эти сионисты совсем чокнутые.
Под сионистами она подразумевала всех, кто не столько проклинает «махтунью» - родную Советскую власть, которую она ненавидела зоологически, - сколько интересуется новостями из Израиля.
К десяти годам я усвоил, что:
большевики – это плохо; царская власть, т.е. власть буржуазии, - тоже мало хорошего; что антисемиты – подонки, но с ними ничего не поделать; что евреем-националистом (тогда я считал, что это равнозначно понятию «сионист») быть стыдно. Кто виноват во всем, что потерпели за десятилетия моя семья и семьи моих родственников, друзей и одноклассников? – Коммунисты и нацисты. Что любой, кто борется с Советской властью и сидит за эту борьбу в лагерях, - святой (тогда я еще не знал, что в диссидентском движении были такие личности, как Огурцов, сторонник христианско-монархического возрождения России, Иванов-Скуратов и Бородин, с их странной трактовкой национального вопроса, и откровенный фашист Фетисов). Не только диссидентское, но и национальные движения, стремившиеся к отделению своих народов от центральной власти в Москве, вызывали симпатию. Литовское, эстонское, украинское, армянское. В январе 1978 года в московском метро прогремел взрыв, устроенный группой Стефана Затикяна. Помню, - никто не верил, что это настоящий теракт армянских националистов. Сходились на том, что это – провокация КГБ в целях расправы с армянским национальным движением. Никому не приходило в голову, что цена такой провокации была бы слишком высока, - официально признать наличие в благополучном СССР настоящего боевого подполья; в результате взрыва были погибшие и раненые, вдобавок ко всему, на Казанском вокзале столицы была обнаружена еще одна, неразорвавшаяся бомба. Спустя более 20 лет, уже живя в Израиле, я увидел по телевизору документальную запись отрывков из процесса над Затикяном и его товарищами. Съемка, естественно, велась операторами госбезопасности. Меня поразило красивое лицо главного обвиняемого, ставшее страшным в момент произнесения последнего слова: «СССР – русско-жидовское государство…» Никогда в жизни ни от одного армянина я такого не слышал. Сразу же вспомнилась фраза в небольшой статье в «Известиях» в 1978 г., в которой описывался процесс; там говорилось о зоологическом антисемитизме главного обвиняемого. Я, помнится, тогда этому не поверил, - пока в начале 2000-х годов сам не услышал этого по телевизору.
Вот, пребывая в такой атмосфере, в возрасте 14-ти лет, я увидел у папы на полке книгу Льва Черного «Новое направление в анархизме», изданную в Санкт-Петербурге, в начале века. Эта книга перевернула мою жизнь, мою пионерско-оппозиционную протоидеологию. Идеология анархизма открыла для меня, что можно быть порядочным человеком вне рядов какой-нибудь конкретной партии; вне какой-то конкретной национальности и религии; вне всего того, что мы, взрослые и дети, презрительно именовали «ИХ системой».
(Теперь, по прошествии чуть ли не трех десятилетий, я думаю, что и в анархистской идеологии был перехлест, - вернее, много самых разнообразных перехлестов и загибов; но до сих пор полагаю, что не было среди общественно-политических учений 19-20 веков более порядочного, честного и открытого, нежели учения Кропоткина и Рудольфа Рокера, учения, базировавшегося не на сиюминутной политической выгоде, а на понятии Свободы и Справедливости, как таковых).
Я был книжным подростком. Я искал на полках библиотек и в букинистических магазинах литературу, имевшую отношение к анархизму, но находил мало, прямо-таки – ничтожно мало: в активе был Лев Черный (Турчанинов); адаптированное для детей, тщательно выхолощенное издание кропоткинских «Записок революционера»; биографии Кропоткина и Бакунина, очень осторожно написанные Натальей Пирумовой. Две последние книги я держал за настольную литературу и, в конце концов, привез с собой в Израиль.
В 1979-м, в возрасте 16-ти лет, не в силах держать в себе открытия Новой Идеологии, я начал рассказывать о ней своим одноклассникам. Большинству ребят, готовившимся к сдаче выпускных экзаменов, все это было глубоко безразлично. Лишь мой «наперсник детских игр», друг и товарищ еще с подготовительной группы детсада, Валера Б., слушал меня, раскрыв рот. К группе единомышленников присоединился и Леша Т., и еще пара-другая парней. Имен этих единомышленников я не назову, т.к., в конечном итоге, они сыграли весьма печальную роль в истории нашей группы. Порядочным человеком оказался Леша Т., именно близко к сердцу принявший новую идеологию (встретившись с ним несколько лет назад, приезжая в Петербург, я, кстати, уже не назвал бы его анархистом). Он возглавил «боевой отдел» нашей «организации», который для конспирации назвал «БИ» - «Бандой идиотов». Он же являлся автором герба нашей группы. Тот был частично списан с герба западногерманской РАФ. Посредине поля – автомат типа «шмайсер», в обрамлении слов «За вашу и нашу свободу!» Именно этот герб показал детскость наших представлений о подполье. Настоящим подпольщикам в условиях тоталитарного режима никогда не пришло бы в голову создавать какие бы то ни было гербы, символы и гимны.
Факт: в 1979-м году, в Ленинграде, Городе Трех Революций, мы создали маленькую группу «Черный Передел – 2», идеологию которой охарактеризовали как анархистскую. Мной была написана программа, представлявшая дикую эклектику из кропоткинско-бакунинских идей, из цитат Хорста Малера и Ульрики Майнхоф (которых мы совершенно ошибочно причисляли к анархистам), из пары-тройки фраз Тимоти Лири - идеолога американских хиппи 60-х гг., и Джерри Рубина, идеолога движения «йиппи» того же периода. Все это романтически окрашивалось ссылками на народническую идеологию 70-80-х гг. 19-го века (Желябов-Перовская) и сдабривалось изрядной порцией цитат из братьев Стругацких (в первую очередь – из «Гадких лебедей», без ссылки на источник).
Программа была напечатана в двух экземплярах на пишущей машинке моего деда-коммуниста (и уничтожена в 1984-м, в апреле месяце, когда я почувствовал, что КГБ вплотную заинтересовался персонами некоторых из нас).
С этой программой, с верой в мировую революцию, со смутным осознанием чувства локтя друзей-сверстников, с ощущением, что в 37-м все давно кончилось бы для нас по-другому, - я поступил на исторический факультет ленинградского Педагогического института имени А. И. Герцена.
Здесь я познакомился со своей будущей (первой) женой Ирой П. и пошел проповедовать идеи Абсолютной Свободы в массы., то бишь – в круги ленинградской хипповой «Системы», - на станции метро «Невский проспект» и «Гостиный двор», в садик у Казанского собора. Идеи имели определенный успех в кругах местных хиппи и Панков, особенно – идея борьбы с нацизмом. Так как бороться с господствующей идеологией в лице идеологического отдела ЦК КПСС было совершенно невозможно, то мы решили бороться с т.н. «нацистами» в молодежных кругах. Идеология неофашизма среди подростков была довольно популярна в центральных городах России уже в конце 1970-х годов; «нацистов» выявляли по внешнему виду: по своеобразной стрижке и одежде (черные куртки, фуражки со стилизованным изображением свастики, подбритые виски и прочее).Не забуду грандиозную драку между питерскими «нацистами» и панками осенью 1980-го года, на станции метро Приморская, недалеко от Василеостровской. Мы распространяли машинописные листовки, призывавшие бороться с «неонацизмом – неофициальным проводником идей официальной Советской власти». Полуофициальный Ленинградский рок-клуб (впрочем, существовал ли он тогда? Или это культурное явление открылось парой лет позже? Не помню) в своих боевых песнях-намеках дал легитимизацию этой борьбы. Спустя некоторое время, однако, в кафе на улице Зверинской (легендарная Петроградская сторона) я вдруг увидел лидеров питерских Панков и «нациков», сидевших за одним столиком и мирно потягивавших принесенный с собой портвейн (пиво?) и договаривавшихся между собой о следующей битве. Вот тогда у меня в первый раз родилась мысль о том, что все действия молодежной тусовки нашего города (и, наверное, других тоже) регулярно и аккуратно согласуются с Органами.
Листовки мы распространяли на молодежных тусовках, среди «своих». В нашу компанию приходили и уходили люди. Было несколько ярких типов, среди них – некто Леша З. по кличке Лева Задов, идейный анархист 18-ти лет, с которым мы не сошлись на почве национального вопроса: евреев он недолюбливал.
В ноябре 1980 г. мы ездили в Выборг, недалеко от финской границы; в одном из пригородных лесов состоялся «смотр» группы. С черным знаменем мы промаршировали несколько километров под заснеженными елями и соснами. Одним из студентов нашего факультета были сделаны отличные фотографии этого шествия; несмотря на мои просьбы дать мне фотографии для нашего «архива», он отказался. Теперь думаю – и слава Богу.
Зимой 1980 г. мою жену Ирину, активную деятельницу ленинградских хиппи, завалили на экзаменах. Делалось это при прямой наводке органов, - никто из преподавателей даже не скрывал этого. За месяц до того Ирина выступила на семинаре по философии, на котором подчеркнула какую-то неувязку у Маркса. Кто-то настучал. Задача деканата теперь была – выкинуть из института, и все. Не 37-й год, все ж таки. «Отделалась легким испугом». Легкий испуг выразился в разрушении центральной нервной системы: Ира лежала в постели несколько месяцев. Рассказывать об этом неприятно, тем более, что это не имеет прямой связи с целью повествования. Расскажу лишь, как после очередного экзамена, когда доцент Островский, ухмыляясь, поставил ей «кол» в зачетку, она вышла из аудитории – и упала. Что-то отказало. Островский же переступил через нее и пошел, посмеиваясь, в деканат. Я схватил ее на руки и держал, глядя вслед доценту. Тогда я, в первый раз в жизни, почувствовал ненависть. Не абстрактную, а вполне конкретную.
В 1981 г. в нашем институтском корпусе кгб-шники нашли стопку листовок, призывавших к освобождению Сахарова и еще к чему-то подобному. В нашем 20-м корпусе находились два факультета – исторический и филологический (литературный). Искали всюду. На нашем «идеологическом» истфаке искали особенно усердно. Взяли нескольких студентов, среди них – Диму Г., хиппи-поэта, художника (кажется, сломали), моего близкого приятеля, еврея Рому М. (за дружеские отношения с неким Витей А., представителем «национал-сталинистской партии»; вмешательство высокопоставленного папы не помогло, - исключили); вызвали и меня. Вопрос был – что я могу рассказать о «студентах Г. и М.». Я сказал, что хорошие ребята, хорошо учатся. «Что-то у вас все хорошие ребята, все хорошо учатся», - со злостью пробормотал гебист, отпуская меня.
Мы тем временем разрабатывали планы свержения большевиков по всей стране. Завели библиотеку, стали строить планы поисков реальных средств по борьбе. Думали о Синявинских болотах, где тьма-тьмущая была оружия со времени Второй мировой.
К тому времени буквы SNZ («Шварце Неуауфтайлунг – цвай», немецкоязычное название нашей организации) виднелось в Питере во многих подъездах, написанное нами и не нами. Почему именно SNZ? Аббревиатура от «Черного Передела – 2» по-русски звучала неблагозвучно: «ЧПД». Не то ЧП, не то – КПД.