Trinity
16-11-2009 17:12:08
Биография Карла Маркса
--------------------------------------------------------------------------------
Ничто человеческое не было чуждо личности Карла Маркса, и первые страницы его биографии также свидетельствуют о преобладании поэтических интересов.
Покинув осенью 1835 года родительский дом, чтобы изучать юридические науки в Бонне, он уделяет истории искусств и литературы не меньше времени, чем институциям и уголовному праву. В те времена на кафедре Боннского университета можно было еще видеть пережившего свое время ветерана романтической школы Августа Вильгельма Шлегеля. Маркс посещает его специальные курсы, посвященные Гомеру и римскому поэту Проперцию.
Он слушает также историю нового искусства у д'Альтона и, если верить университетскому начальству, "с особой тщательностью и вниманием" занимается древней мифологией. Ее читал в Боннском университете известный немецкий филолог Ф.-Г. Велькер. Но интерес к художественному творчеству имеет у молодого Маркса не только теоретический характер. Сохранился рассказ о литературном соперничестве геттингенских поэтов, среди которых были Теодор Крейцнах, Людвиг Бернайс и другие, с поэтическим кружком Боннского университета. Маркс также защищал честь города Бонна и принял участие в соревновании певцов.
Неизвестно, какой успех имела его поэзия перед лицом более широкой публики, но у родителей она вызывала смутное беспокойство. Это с достаточной ясностью следует из переписки Маркса с отцом. В ноябре 1835 года он посылает домой "философское стихотворение", которое Генрих Маркс, юрист и любитель ясности, находит слишком глубокомысленным. Еще больше тревожит отца романтический образ жизни боннского поэтического кружка. Эти заботы привели к семейному кризису 1836 года.
После бурного обсуждения было решено, что юный поэт должен оставить Бонн с его атмосферой тайных студенческих союзов и веселых землячеств. Берлинский университет славился в те времена своей ученой серьезностью, а науки, изучающие право, были представлены в нем известными именами. Осенью 1836 года Маркс переехал в Берлин и записался на юридический факультет.
За время пребывания в Берлинском университете он лишь однажды, в течение зимнего семестра 1840-1841 годов, обнаружил интерес к лекциям по истории литературы. То были лекции об Еврипиде К.-Э. Гепперта. Они привлекали его внимание в связи с эпохой распада греческой мысли, которую Маркс изучал на пороге 40-х годов. Но это не значит, что литературно-художественные интересы молодого Маркса были исчерпаны еще в Бонне. Скорее, университетская наука уже не могла дать достаточно пищи его критическому уму и наступила пора самостоятельного труда.
Так, в 1837 году к числу прочитанных им книг относятся такие создания немецкого гения, как "История искусства древности" Винкельмана, "Лаокоон" Лессинга, "Размышления о художественных инстинктах животных" Реймаруса и "Эрвин" Зольгера.
В качестве студента юридического факультета Маркс посещает лекции берлинских профессоров Ганса и Савиньи, но основным предметом его самостоятельных занятий становится философия. Мы знаем, что он изучал Аристотеля, и сохранился даже набросок сделанного им перевода из "Риторики". Однако нет никакого сомнения в том, что главным содержанием его духовного развития в эти годы был интенсивный процесс критической переработки недавнего прошлого немецкой философии - от Канта до Гегеля. Берлинский университет все еще оставался центром гегелевской школы, хотя великий светильник разума погас. Совершив переход к философии Гегеля, Маркс познакомился и с его "Лекциями по эстетике или философии искусства" (вероятно, летом 1837 г.).
Что касается собственного творчества, то опасность сделаться заурядным стихотворцем, которую рисовал перед ним отец, не миновала для молодого Маркса и на берегах Шпрее. В Берлине, второй столице немецкой романтики, среди соблазнов литературной среды благородная страсть вспыхнула в нем с новой силой. Тем более что вдохновение питалось теперь не только плодами философского глубокомыслия, но и более реальным человеческим содержанием. Любовь заняла свое законное место в жизни поэта. Предметом его усилий, которым он старался придать стихотворную форму, было искреннее романтическое чувство к Женни фон Вестфален. В декабре 1836 года первая тетрадь "Книги любви" и еще одна, названная, как у Гейне, "Книгой песен", были отправлены адресату - "моей дорогой, вечно любимой Женни".
В доме Вестфален созрело желание молодого Маркса стать поэтом. Если адвокат Генрих Маркс, друг Виттенбаха и участник его кружка, был поклонником просветительной философии XVIII века, то отец Женни - Людвиг фон Вестфален - знал наизусть песни "Илиады" и драмы Шекспира. Это был человек широкого образования, с редкой для его сословия свободой от предрассудков и симпатией к юности. В посвящении своей докторской диссертации Маркс называет его "другом-отцом". У старика Вестфалена он познакомился однажды (в 1838 или 1839 г.) с Беттиной фон Арним, одной из замечательных женщин немецкой романтической школы.
(Михаил Лифшиц )
--------------------------------------------------------------------------------
Ничто человеческое не было чуждо личности Карла Маркса, и первые страницы его биографии также свидетельствуют о преобладании поэтических интересов.
Покинув осенью 1835 года родительский дом, чтобы изучать юридические науки в Бонне, он уделяет истории искусств и литературы не меньше времени, чем институциям и уголовному праву. В те времена на кафедре Боннского университета можно было еще видеть пережившего свое время ветерана романтической школы Августа Вильгельма Шлегеля. Маркс посещает его специальные курсы, посвященные Гомеру и римскому поэту Проперцию.
Он слушает также историю нового искусства у д'Альтона и, если верить университетскому начальству, "с особой тщательностью и вниманием" занимается древней мифологией. Ее читал в Боннском университете известный немецкий филолог Ф.-Г. Велькер. Но интерес к художественному творчеству имеет у молодого Маркса не только теоретический характер. Сохранился рассказ о литературном соперничестве геттингенских поэтов, среди которых были Теодор Крейцнах, Людвиг Бернайс и другие, с поэтическим кружком Боннского университета. Маркс также защищал честь города Бонна и принял участие в соревновании певцов.
Неизвестно, какой успех имела его поэзия перед лицом более широкой публики, но у родителей она вызывала смутное беспокойство. Это с достаточной ясностью следует из переписки Маркса с отцом. В ноябре 1835 года он посылает домой "философское стихотворение", которое Генрих Маркс, юрист и любитель ясности, находит слишком глубокомысленным. Еще больше тревожит отца романтический образ жизни боннского поэтического кружка. Эти заботы привели к семейному кризису 1836 года.
После бурного обсуждения было решено, что юный поэт должен оставить Бонн с его атмосферой тайных студенческих союзов и веселых землячеств. Берлинский университет славился в те времена своей ученой серьезностью, а науки, изучающие право, были представлены в нем известными именами. Осенью 1836 года Маркс переехал в Берлин и записался на юридический факультет.
За время пребывания в Берлинском университете он лишь однажды, в течение зимнего семестра 1840-1841 годов, обнаружил интерес к лекциям по истории литературы. То были лекции об Еврипиде К.-Э. Гепперта. Они привлекали его внимание в связи с эпохой распада греческой мысли, которую Маркс изучал на пороге 40-х годов. Но это не значит, что литературно-художественные интересы молодого Маркса были исчерпаны еще в Бонне. Скорее, университетская наука уже не могла дать достаточно пищи его критическому уму и наступила пора самостоятельного труда.
Так, в 1837 году к числу прочитанных им книг относятся такие создания немецкого гения, как "История искусства древности" Винкельмана, "Лаокоон" Лессинга, "Размышления о художественных инстинктах животных" Реймаруса и "Эрвин" Зольгера.
В качестве студента юридического факультета Маркс посещает лекции берлинских профессоров Ганса и Савиньи, но основным предметом его самостоятельных занятий становится философия. Мы знаем, что он изучал Аристотеля, и сохранился даже набросок сделанного им перевода из "Риторики". Однако нет никакого сомнения в том, что главным содержанием его духовного развития в эти годы был интенсивный процесс критической переработки недавнего прошлого немецкой философии - от Канта до Гегеля. Берлинский университет все еще оставался центром гегелевской школы, хотя великий светильник разума погас. Совершив переход к философии Гегеля, Маркс познакомился и с его "Лекциями по эстетике или философии искусства" (вероятно, летом 1837 г.).
Что касается собственного творчества, то опасность сделаться заурядным стихотворцем, которую рисовал перед ним отец, не миновала для молодого Маркса и на берегах Шпрее. В Берлине, второй столице немецкой романтики, среди соблазнов литературной среды благородная страсть вспыхнула в нем с новой силой. Тем более что вдохновение питалось теперь не только плодами философского глубокомыслия, но и более реальным человеческим содержанием. Любовь заняла свое законное место в жизни поэта. Предметом его усилий, которым он старался придать стихотворную форму, было искреннее романтическое чувство к Женни фон Вестфален. В декабре 1836 года первая тетрадь "Книги любви" и еще одна, названная, как у Гейне, "Книгой песен", были отправлены адресату - "моей дорогой, вечно любимой Женни".
В доме Вестфален созрело желание молодого Маркса стать поэтом. Если адвокат Генрих Маркс, друг Виттенбаха и участник его кружка, был поклонником просветительной философии XVIII века, то отец Женни - Людвиг фон Вестфален - знал наизусть песни "Илиады" и драмы Шекспира. Это был человек широкого образования, с редкой для его сословия свободой от предрассудков и симпатией к юности. В посвящении своей докторской диссертации Маркс называет его "другом-отцом". У старика Вестфалена он познакомился однажды (в 1838 или 1839 г.) с Беттиной фон Арним, одной из замечательных женщин немецкой романтической школы.
(Михаил Лифшиц )