Дубовик
03-04-2008 08:45:26
АЛЕКСЕЙ БОРОВОЙ
Алексей Алексеевич Боровой родился 30 октября 1875 г. в Москве в семье генерала. Однако карьера военного его не привлекала, и окончив Московский университет, он стал преподавателем юридического факультета. Круг интересов Борового со студенческих лет был весьма широк и включал в себя историю, философию, политэкономию, педагогику, музыку, литературу; в то же время он интересовался марксизмом, к которому всю свою жизнь относился с большим уважением.
Осенью 1904 Боровой находился в научной командировке в Париже. Всесторонне образованный, он оказался интеллектуально подготовлен к восприятию анархического учения, но пришел к нему совершенно самостоятельно и, пожалуй, неожиданно для себя самого: «Никто меня анархизму не учил, не убеждал, не заражал, - вспоминал он много позже. – Неожиданно, из каких-то неведомых глубин, во мне родилась разом огромная, оформленная, просветляющая, единая мысль. С необыкновенной отчетливостью, побеждающей убедительностью во мне проснулось чувство нового для меня мироощущения… Со скамьи Люксембургского сада я встал просветленным, страстным, непримиримым анархистом, каким остаюсь и по сию пору».
Как анархист Боровой всегда принадлежал к индивидуалистическому направлению, - впрочем, он никогда не разделял крайностей индивидуализма в духе философских систем Макса Штирнера или Фридриха Ницше, всегда оставаясь вне каких-либо строгих рамок течений и направлений. Но несомненно, что в его лице анархизм приобрел, как говорили позднейшие исследователи, «оригинального, романтического и чуждого всякого догматизма приверженца», великолепного писателя, чьи «блестящая образность, смелая фантастика его стиля и речи скорее облачают в нем поэта, художника слова, чем теоретика в обычном понимании».
Осенью 1905, в разгар начавшейся революции, Боровой вернулся в Россию и возобновил работу в Московском университете. А в апреле 1906 он впервые в России выступил с легальной открытой лекцией по анархизму, имевшей большой успех среди интеллигенции, - «Общественные идеалы современного человечества».
Для раннего Борового характерен своеобразный синтез марксистской социологии и истории с философией индивидуализма, близкой штирнеровской. Он рассматривал историю цивилизации как последовательность сменяющих друг друга общественных систем, отличающихся все большей степенью личной свободы человека: на смену феодальному абсолютизму пришел буржуазный строй с демократическими свободами и развитием техники и науки; он будет неизбежно сменен государственным социализмом, – который станет революционным уничтожением эксплуататорских, имущих классов, огосударствлением всей хозяйственной и общественной жизни, решением таких социальных проблем, как бедность, безработица и т.п., - но, одновременно, сохранит духовное закрепощение человека «всеобъемлющей властью социалистического шовинизма»; и как венец развитию человечества, на смену социализму естественным образом придет общество ничем не ограниченной индивидуальной свободы личности, Анархия. При этом единственной последовательной анархической системой молодой Боровой считал индивидуализм, а в анархо-коммунизме Кропоткина он видел прежде всего внутреннее противоречие между личностью и обществом, коллективом, а также отрицание абсолютной свободы индивида. Иногда он даже заявлял о том, что коммунизм и анархизм есть взаимоисключающие понятия. Поиски решения проблемы совмещения абсолютной свободы индивида и интересов целого общества Боровой называл «научной теорией анархизма» и в ней видел свою задачу теоретика; наиболее перспективные варианты такого решения он находил в максимальном развитии науки и техники, что должно привести к полному изобилию материальных благ.
С 1906 года Боровой выступал в разных городах страны с лекциями по анархизму, а также участвовал в работе издательства «Логос», явочным порядком выпускавшего анархическую литературу, и писал для сборника статей «Индивидуалист». Лекции нередко принимали характер антиправительственной агитации, и за одну из них Боровой был даже приговорен к месяцу тюрьмы.
Однако сам Боровой оставался ничем не связанным с непосредственной революционной борьбой и какими-либо анархическими организациями, - а потому многочисленные русские анархо-коммунисты и синдикалисты воспринимали его как псевдо-анархиста, на деле выступающего за парламентскую демократию в социал-демократическом духе. Особенно жесткой критике Боровой был подвергнут на Амстердамском Международном анархическом конгрессе летом 1907, где один из ведущих российских анархистов В. Забрежнев в докладе «Проповедники индивидуалистического анархизма в России» назвал его антикоммунистические и индивидуалистические теории «ницшеанским словоблудием».
В конце 1910 Боровому грозил суд в связи с антигосударственным направлением издательства «Логос». Такое преступление наказывалось заключением в тюрьму на срок до одного года, - и он предпочел скрыться за границу. Поселившись во Франции, Боровой нашел работу преподавателя политэкономии и истории в Русском Народном Университете и Свободном колледже социальных наук, созданном французскими анархистами. Личное знакомство с последними пробудило у Борового интерес к теории и практике французского рабочего синдикалистского движения и стало причиной коренного пересмотра его собственного индивидуалистического мировоззрения. В своих лекциях Боровой отныне заявлял о поддержке революционного синдикализма, отрицающего парламентаризм и направленного на переустройство общества путем социальной революции, - хотя к классическому анархо-коммунизму он по-прежнему относился весьма критически.
В 1913 году царское правительство объявило амнистию политическим преступникам в связи с 300-летием Дома Романовых. Вернувшись в Россию, Боровой занимался публицистикой в столичных журналах, а также готовил новую работу, посвященную синдикалистскому движению (книга «Революционное творчество и парламент» была издана в 1917 году).
Алексей Алексеевич Боровой родился 30 октября 1875 г. в Москве в семье генерала. Однако карьера военного его не привлекала, и окончив Московский университет, он стал преподавателем юридического факультета. Круг интересов Борового со студенческих лет был весьма широк и включал в себя историю, философию, политэкономию, педагогику, музыку, литературу; в то же время он интересовался марксизмом, к которому всю свою жизнь относился с большим уважением.
Осенью 1904 Боровой находился в научной командировке в Париже. Всесторонне образованный, он оказался интеллектуально подготовлен к восприятию анархического учения, но пришел к нему совершенно самостоятельно и, пожалуй, неожиданно для себя самого: «Никто меня анархизму не учил, не убеждал, не заражал, - вспоминал он много позже. – Неожиданно, из каких-то неведомых глубин, во мне родилась разом огромная, оформленная, просветляющая, единая мысль. С необыкновенной отчетливостью, побеждающей убедительностью во мне проснулось чувство нового для меня мироощущения… Со скамьи Люксембургского сада я встал просветленным, страстным, непримиримым анархистом, каким остаюсь и по сию пору».
Как анархист Боровой всегда принадлежал к индивидуалистическому направлению, - впрочем, он никогда не разделял крайностей индивидуализма в духе философских систем Макса Штирнера или Фридриха Ницше, всегда оставаясь вне каких-либо строгих рамок течений и направлений. Но несомненно, что в его лице анархизм приобрел, как говорили позднейшие исследователи, «оригинального, романтического и чуждого всякого догматизма приверженца», великолепного писателя, чьи «блестящая образность, смелая фантастика его стиля и речи скорее облачают в нем поэта, художника слова, чем теоретика в обычном понимании».
Осенью 1905, в разгар начавшейся революции, Боровой вернулся в Россию и возобновил работу в Московском университете. А в апреле 1906 он впервые в России выступил с легальной открытой лекцией по анархизму, имевшей большой успех среди интеллигенции, - «Общественные идеалы современного человечества».
Для раннего Борового характерен своеобразный синтез марксистской социологии и истории с философией индивидуализма, близкой штирнеровской. Он рассматривал историю цивилизации как последовательность сменяющих друг друга общественных систем, отличающихся все большей степенью личной свободы человека: на смену феодальному абсолютизму пришел буржуазный строй с демократическими свободами и развитием техники и науки; он будет неизбежно сменен государственным социализмом, – который станет революционным уничтожением эксплуататорских, имущих классов, огосударствлением всей хозяйственной и общественной жизни, решением таких социальных проблем, как бедность, безработица и т.п., - но, одновременно, сохранит духовное закрепощение человека «всеобъемлющей властью социалистического шовинизма»; и как венец развитию человечества, на смену социализму естественным образом придет общество ничем не ограниченной индивидуальной свободы личности, Анархия. При этом единственной последовательной анархической системой молодой Боровой считал индивидуализм, а в анархо-коммунизме Кропоткина он видел прежде всего внутреннее противоречие между личностью и обществом, коллективом, а также отрицание абсолютной свободы индивида. Иногда он даже заявлял о том, что коммунизм и анархизм есть взаимоисключающие понятия. Поиски решения проблемы совмещения абсолютной свободы индивида и интересов целого общества Боровой называл «научной теорией анархизма» и в ней видел свою задачу теоретика; наиболее перспективные варианты такого решения он находил в максимальном развитии науки и техники, что должно привести к полному изобилию материальных благ.
С 1906 года Боровой выступал в разных городах страны с лекциями по анархизму, а также участвовал в работе издательства «Логос», явочным порядком выпускавшего анархическую литературу, и писал для сборника статей «Индивидуалист». Лекции нередко принимали характер антиправительственной агитации, и за одну из них Боровой был даже приговорен к месяцу тюрьмы.
Однако сам Боровой оставался ничем не связанным с непосредственной революционной борьбой и какими-либо анархическими организациями, - а потому многочисленные русские анархо-коммунисты и синдикалисты воспринимали его как псевдо-анархиста, на деле выступающего за парламентскую демократию в социал-демократическом духе. Особенно жесткой критике Боровой был подвергнут на Амстердамском Международном анархическом конгрессе летом 1907, где один из ведущих российских анархистов В. Забрежнев в докладе «Проповедники индивидуалистического анархизма в России» назвал его антикоммунистические и индивидуалистические теории «ницшеанским словоблудием».
В конце 1910 Боровому грозил суд в связи с антигосударственным направлением издательства «Логос». Такое преступление наказывалось заключением в тюрьму на срок до одного года, - и он предпочел скрыться за границу. Поселившись во Франции, Боровой нашел работу преподавателя политэкономии и истории в Русском Народном Университете и Свободном колледже социальных наук, созданном французскими анархистами. Личное знакомство с последними пробудило у Борового интерес к теории и практике французского рабочего синдикалистского движения и стало причиной коренного пересмотра его собственного индивидуалистического мировоззрения. В своих лекциях Боровой отныне заявлял о поддержке революционного синдикализма, отрицающего парламентаризм и направленного на переустройство общества путем социальной революции, - хотя к классическому анархо-коммунизму он по-прежнему относился весьма критически.
В 1913 году царское правительство объявило амнистию политическим преступникам в связи с 300-летием Дома Романовых. Вернувшись в Россию, Боровой занимался публицистикой в столичных журналах, а также готовил новую работу, посвященную синдикалистскому движению (книга «Революционное творчество и парламент» была издана в 1917 году).