ПЕТР КРОПОТКИН И ВОССТАНИЕ В КВАНДЖУ (Джордж Катсификас)

NestorLetov

10-01-2010 17:42:54

Джордж Катсификас

ПЕТР КРОПОТКИН И ВОССТАНИЕ В КВАНДЖУ

Этот доклад – попытка применить идеи Кропоткина к революционному движению второй половины ХХ-го века. Хотя Кропоткин создавал свою революционную теорию в основном на материале социальных движений Франции (особенно Революции 1789-1793 гг. и Парижской Коммуны 1871 г.), он был интернационалистом, призывавшим "чувствовать себя заодно с бьющимся сердцем всего человечества, с начинающимся бунтом против вековой неспра­ведливости и с попытками выработки новых форм жизни". Восстание 1980-го года в корейском городе Кванджу – одно из важнейших событий современной истории. По Кропоткину, свободная коммуна – цель и средство революции: "Восстание Парижской Коммуны... дало ответ на вопрос, который мучил каждого истинного революционера. Дважды Франция пыталась осуществить социальную революцию через центральное правительство... Каждый раз она терпела неудачу. Но теперь новое решение было обозначено: свободная коммуна должна делать это"... "примером, а не силовым навязыванием законов, не подчинением правилам большинства, которые всегда являются правилами посредственности. Самоуправление не может пониматься только как террито­риальное. Чтобы оно было эффективно, оно должно охватывать все функции жизни свободного сообщества". Путь к свободной коммуне лежит через восстание. Кропоткин понимал, что революцию делают сами люди, народ – а не "руководящие и направляющие" авангардистские партии или группы заговорщиков. Он видел в восстаниях не только средство, но и ключ к определению целей революции: "Характер каждой революции определен характером и целью восстаний, которые ей предшествуют".

В Париже в 1871г. и в Кванджу в 1980г. безоружное население, восставшее против правительств, взяло под контроль пространство городов и удерживало его, сопротивляясь военным силам, стремящимся восстановить "общественный порядок", сотни тысяч людей оказались на высоте положения и создали народ­ную политическую самоорганизацию, заменившую государственную власть. Преступность в освобожденных от власти городах резко упала – люди интуитивно ощущали небывалое братство между собой. Реальность Коммун в Париже и Кванджу опровергает пропагандистский миф о том, что люди по существу злы и поэтому им якобы требуются сильные правительства, поддерживающие порядок и правосудие. Поведение людей в городах, освобожденных от власти, показало способность людей к самоуправлению и взаимопомощи. Власти, подавлявшие восстания, напротив, демонстрировали нечеловеческую жестокость. Читая у Кропоткина описание действий правительственных войск, трудно определить, где это происходит – в Париже или Кванджу: "Вы должны погибнуть, независимо от того, что вы делаете. Если вы взяты с оружием в руках – смерть! Если вы просите пощады – смерть! Куда бы вы ни повернули – направо, налево, назад, вперед, вверх, вниз – смерть! Вы не просто вне закона, вы – вне человечества. Ни возраст, ни пол не могут спасти вас и ваших близких. Вы должны умереть, но сначала вы должны испытать агонию вашей жены, вашей сестры, вашей матери, ваших детей! На ваших глазах раненых должны взять из медпункта и заколоть штыками или забить прикладами винтовок. Их будут тащить по грязи, ещё живых, за сломанные ноги или кровоточащие руки и швырять, как отбросы, в сточные канавы. Смерть! Смерть! Смерть!"

События в Кванджу начались с убийства диктатора Южной Кореи Пак Чжон Хи. После смерти Пака в Кванджу начались массовые студенческие выступления против диктатуры, но власть была захвачена генералом Чон Ду Хваном, который угрожал применением силы, если протесты будут продолжаться. Во всей Корее, за исключением Кванджу, люди оставались дома. Тогда правительство с одобрения США бросило против студентов отряды десантников, чтобы преподать Кванджу урок. В городе начался правительственный террор. Людям пробивали головы, топтали им спины, били ногами по лицам. Когда солдаты заканчивали, их жертвы выглядели как груды одежды в мясном соусе. Тела сваливали в грузовики, где солдаты продолжали бить и пинать оставшихся в живых. Студенты сопротивлялись. Солдаты использовали против них штыки. Десантник, размахивая своим штыком перед пленными студентами, кричал им, что таким штыком он вырезал груди у женщин во Вьетнаме. Население было в шоке. Десантники забили до смерти даже директора департамента полиции, который пытался помешать слишком жестокому обращению с людьми. Студенты стойко сопротивлялись, а на следующий день их поддержал весь город. Народ мобилизовался. Против 18.000 полицейских и более чем 3.000 десантников, брошенных на подавление восстания, использовались камни. палки, ножи, трубы, ломы. Город отказался от капитуляции. 20 мая повстанцы выпустили свою газету, "Бойцовский Бюллетень". В тот же день в 17.50 толпа в 5.000 человек выбила полицию с одной из баррикад. Десантники оттеснили восставших назад. Вечером 20 мая в восстании участвовало уже более чем 200.000 человек - из семисоттысячного населения города. Толпа объединила рабочих, фермеров, студентов, людей из всех слоев общества. Девять автобусов и более двухсот такси двинулись в центр города.

Десантники напали на колонну. Им сопротивлялся целый город. Армия атаковала всю ночь. Особенно много людей погибло в районе вокзала и недалеко от площади Демократии, где десантники открыли огонь по толпе из автоматических винтовок. Подконтрольные властям СМИ не сообщали об этих убийствах. Тогда тысячи людей окружили здание управления информации. Солдаты, охранявшие его, отступили, и толпа заняла здание, которое было ею сожжено. В час ночи был подожжен офис налоговой службы – налоги использовались для содержания армии, убивавшей людей. Кроме того, сожжены были офис инспекции труда и 16 полицейских участков. Решающий бой произошёл на вокзале около 4 утра. Солдаты стреляли в наступающую на них толпу, но люди шли в атаку по телам погибших товарищей. Армия отступила. На следующее утро, 21 мая, более 100.000 людей собрались снова на центральной улице. В то же утро повстанцы захватили более 350 единиц транспорта, в т.ч. три бронетранспортера. Был организован выезд повстанческих групп в соседние деревни. Несколько грузовиков вернулись в город с хлебом. Появившаяся утром надежда на мирный исход была вновь убита армией – десантники открыли по толпе огонь на поражение. В кровавой бойне множество людей было убито и более 500 ранены. Повстанцы отвечали. Через два часа после начала перестрелки с целью захвата оружия был атакован участок полиции. Формируются боевые группы для захвата оружия. С помощью шахтёров удалось достать динамит и детонаторы. Семь автобусов с работницами текстильной фабрики отправились в соседний город Наджу; где удалось захватить сотни винтовок и боеприпасы к ним. Винтовки привезли в Кванджу. Такие экспроприации оружия были проведены в четырёх прилегающих к городу округах. Движение распространяется по крайней мере по 16 округам юго-западной Кореи. В надежде распространить восстание на Сеул некоторые повстанцы отправились туда, но были остановлены войсками, блокировавшими автомагистрали и железные дороги. Восстанию в Кванджу нс удалось превратиться в корейскую революцию. Свободная Коммуна в Кванджу продержалась 6 дней. 27 мая - в день гибели Парижской Коммуны – Кванджу, несмотря на героическое со­противление, пал.

Восстание в Кванджу повлияло на политическую ситуацию в государствах Восточной Азии. Через шесть лет после Кванджу на Филиппинах была свергнута диктатура Маркоса. В 1987 г. военная диктатура в Южной Корее пала в результате девятнадцатидневного восстания. В том же году был положен конец военному положению на Тайване. В Бирме в марте 1988 года студенты взялись за улицы Рангуна и, несмотря на ужасающие репрессии, движение до­билось ухода президента – после 26 лет авторитарного режима. Цепная реакция восстаний против военных диктатур продолжилась в Непале в апреле 1990. В 1998 г. в Индонезии пала диктатура Сухарто.

Повстанцы Кванджу, создавал свою свободную Коммуну, действовали так же, как полагал нужным действовать Кропоткин. После того как 21 мая военные покинули город, рынки и магазины были открыты. Продовольствие, вода и электричество не стали неразрешимой проблемой. Люди делились сигаретами со своими вновь обретенными товарищами по оружию. Когда в больницах потребовалась кровь для переливания, множество людей оказались го­товы ее дать. При возникновении потребности в деньгах тысячи долларов были быстро собраны через добровольные пожертвования. В течение нескольких дней люди сами, добровольно, чистили улицы, распределяли бесплатную пищу на рынке и держали постоянную охрану против ожидаемой контратаки. Каждый находил свое место в освобожденном Кванджу. Спонтанно возникло новое разделение труда. Повстанцы Кванджу принимали решения на ежедневных собраниях вокруг фонтана в центре города. Жители собирались там каждый день десятками тысяч. Право голоса на площади имели все - торговцы, преподаватели, последователи различных религий, домохозяйки, студенты, фермеры. Город был един.

Сопротивление властям в Кванджу началось спонтанно, без предварительной организации. Большинство повстанцев не имело никакого политического опыта. Почти все лидеры оппозиции были арестованы или бежали ещё до начала восстания. Тем не менее люди сумели организоваться - сначала сотнями, затем тысячами. Жители города восстали и сбросили правительство без сознательного планирования и без лидеров. Правда, некоторые из участников восстания (в частности, группа, выпускавшая "Бойцовский Бюллетень") входили в группу Ким Нам Джу, до этого изучавшую опыт Парижской Коммуны. Парижская Коммуна проложила путь восстанию в Кванджу. Идеи Кропоткина продолжают жить в революционных движениях. Конечно, было бы глупо применять эти идеи механически - учитывая, что каждая ошибка может стоить тысяч человеческих жизней. Революционная теория должна использовать опыт предыдущих восстаний - но в любом случае люди вправе сами создавать и решать собственную судьбу. К счастью, Кропоткин ошибся, когда утверждал, что организаторы кровавых репрессий "никогда не привлекаются к ответу". Иногда случается иначе. В июне 1987г. инициаторы резни в Кванджу Чон Ду Хван и Ро Дэ У оказались брошены в тюрьму; где были подвергнуты пыткам.

(по докладу Джорджа Катсификаса на 2-й Международной Кропоткинской конференции, Питер, 9-10 декабря 2002 г.)

Напечатанно в газете участников АДА "Новый Светъ" # 56, май 2004 г.
http://piter.anarhist.org/newworld.htm