Дубовик
15-12-2007 08:39:13
РЕВОЛЮЦИОННОЙ КОНФЕДЕРАЦИИ АНАРХИСТОВ-СИНДИКАЛИСТОВ
ИМЕНИ Н.И.МАХНО
1. СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО.
В современном обществе мы выделяем два основных класса:
- буржуазию, т.е. собственников средств производства , как распоряжающихся ими единолично, так и объединенных в различные группы (акционерные общества, корпорации и т.п.), в т.ч. и объединенные в единую «сверхкорпорацию» в масштабах целых стран, как это было в СССР и ряде других государств; ближайший и вернейший союзник и исполнитель воли буржуазии – государственное чиновничество;
- пролетариат, под которым мы понимаем всех лиц наемного труда, не имеющих собственных средств производства, лишенных контроля над ними, и занятых общественно-полезным трудом на предприятиях, принадлежащих буржуазии. В современных условиях большинство крестьянства, фактически, также принадлежит к пролетариату, т.к. преимущественно занято сельскохозяйственным трудом не на собственных земельных участках, не собственными орудиями труда, а на крупных предприятиях капиталистического типа, маскирующихся под «коллективные хозяйства» (акционерные общества, колхозы и др.
Очевидно, что границы между разными классами и слоями не являются постоянными (наследственными) и четко проведенными, как это было в сословных и кастовых обществах, однако, если рассматривать большие массы людей, то классовое разделение есть бесспорный факт, который проявляется именно в отношению к производству и в том месте (господствующем или подчиненном), которое тот или иной класс занимает в экономике.
Экономическое господство буржуазии дополняется ее монополией на политическую власть, имеющую форму государства. Мы не считаем, что государство совпадает с человеческим обществом: оно представляет собой иерархический аппарат, созданный и действующий в интересах собственников, и призванный сохранять и защищать выгодный им порядок.
Неизбежными следствиями классового деления, государственной организации общества и построения всей хозяйственной жизни исключительно в интересах получения прибыли собственниками, являются:
- неравенство людей в фактических возможностях удовлетворить свои потребности (материальные и духовные);
- невозможность для подавляющего большинства людей влиять на принятие решений, затрагивающих самые важные вопросы личной и общественной жизни;
- неизбежность войн, экономических кризисов, безработицы и т.д. и т.п.;
- в странах т.н. «третьего мира» и бывшего «социалистического лагеря» это дополняется также массовым обнищанием, голодом для большинства населения, возникновением тоталитарных и фашистских режимов и др.;
- наконец, государственная и капиталистическая организация общества привели сегодня к возникновению реальной угрозы уничтожения всего человечества и жизни на Земле в целом в результате ядерной катастрофы, или надвигающейся экологической катастрофы.
Попытки решения стоящих перед обществом проблем, предлагаемые и предпринимаемые в рамках капиталистического и государственного строя, по нашему глубочайшему убеждению, не могут иметь успеха; к этому никогда не приводили и не могли привести никакие попытки построения «общенародного», «подлинно демократического» государства, «народного капитализма» и т.п. проекты. Сохраняя собственность и реальную власть в руках немногих, сохраняя разделение людей на управляющих и управляемых, - можно лишь замаскировать, но не ликвидировать социальные противоречия. До сих пор все попытки поднять жизненный уровень трудящихся развитых капиталистических стран происходили либо за счет усиленной эксплуатации стран «третьего мира» (как это делали и делают США, страны Западной Европы), либо за счет экономической помощи более развитых стран по определенным политическим мотивам (например, Япония).
Из противоположности функций и роли буржуазии и пролетариата в обществе и экономике неизбежно следует противоположность и в их классовых интересах, а отсюда – неизбежность борьбы между ними. В этой классовой борьбе буржуазия и чиновничество выступают единым фронтом для защиты своих собственности и власти, - источника их доходов и привилегий, используя, громадные силы и средства, находящиеся под их контролем: финансы, средства массовой информации, систему воспитания и образования (вернее сказать, массового оболванивания), навязанную буржуазную мораль, религию и т.д., вплоть до суда, полиции и вооруженных сил. Со стороны же пролетариата борьба за собственные интересы, как правило, носит характер борьбы за улучшение экономического состояния, но, как уже отмечено, исторический опыт свидетельствует о невозможности решения этой задачи в рамках капитализма на сколько-нибудь продолжительный срок. Таким образом, в интересах господствующего класса – сохранение существующего строя, в то время как решающие перемены в положении пролетариата будут достигнуты лишь с его победой над буржуазией, уничтожением классового разделения, капиталистического строя, и заменой его на иной, социалистический.
2. СОЦИАЛИЗМ И АНАРХИЗМ.
Итак, реальной и единственной альтернативой государственному и капиталистическому строю является безгосударственное социалистическое общество.
Под социализмом мы понимаем общество, основанное на следующих принципах:
- ликвидация частной и групповой собственности буржуазии на средства производства, передачу их всему обществу в лице трудовых коллективов и местных территориальных объединений;
- организация хозяйственной жизни не с целью получения прибыли для отдельных лиц или групп лиц, а для возможно более полного удовлетворения потребностей всех и каждого, ведение ее не в интересах отдельного предприятия, корпорации или отрасли, а в интересах всего общества;
- социальное равенство, т.е. возможность свободного и равного доступа ко всем имеющимся в распоряжении общества материальным и духовным ценностям; распределение тех благ, которые имеются в недостатке, должно производиться по решениям коллективов, в интересах наиболее нуждающихся в этих благах;
- самоуправление всех хозяйственных и территориальных единиц, т.е. отсутствие внешнего вмешательства в их внутреннюю жизнь; все окончательные решения принимаются теми объединениями людей, которых они касаются;
- личная свобода каждого, т.е. отсутствие какого-либо вмешательства в личную жизнь, убеждения и т.п.;
- взаимопомощь, товарищество и братство как основа для межличностного общения.
Мы не считаем возможным и даже необходимым дать максимально подробную картину того, как практически может функционировать такое общество. Жизнь, практика всегда строятся не по детально разработанным проектам, - свободное народное творчество сделает все лучше любой писаной программы. Но определенное представление об устройстве социалистического общества дать необходимо.
Мы считаем, что на место государства должен встать подлинный советский строй трудящихся, без власти и составленных ею законов. Подчеркнем, что советский строй, в нашем понимании, это не власть какой-либо партии, не «партийный парламент», а наиболее законченная конструктивная форма безгосударственного социалистического самоуправления, находившая практическое воплощение в опыте махновщины (1918-1920) и Испанской революции (1936-1939).
Собрания жителей и работников предприятий свободно избирают из своей среды органы территориального и производственного самоуправления – Советы, как исключительно технические и координирующие органы, члены которых в своей деятельности исполняют решения своих избирателей, подотчетны им, лишены каких-либо привилегий и могут быть в любой момент отозваны и сменены. Таким образом, внутренняя жизнь каждой территориальной и производственной единицы определяется исключительно ее участниками.
Представители местных Советов объединяются в Городской Экономический Совет или – в сельских районах – в Районный Экономический Совет. В масштабах области эти Советы создают федерацию; объединение федераций составляет национальную конфедерацию на территории всей страны. Задачами районных, городских, областных и национальных объединений Советов являются координация хозяйственной и общественной жизни по необходимым вопросам, - в первую очередь, планирование, осуществление межрегионального распределения сырья, энергии, готовой продукции и т.п. Решения этих объединений вырабатываются на основе свободных соглашений представителей составляющих объединение местных единиц, и касаются лишь проблем, общих для них.
Экономика социализма, которая ведется в интересах всех членов общества, а не собственников и даже не коллективов отдельных предприятий, должна отказаться от хаотического, бессистемного хозяйствования капитализма, с его стремлением к прибыли любой ценой, с непозволительными тратами сил и средств, в т.ч. на конкурентную борьбу. Централизованное регулирование экономики государственными органами и транснациональными корпорациями также осуществляется в эгоистических групповых интересах, при неучастии в нем самих трудящихся. Анархическое социалистическое общество должно, следовательно, организовать хозяйственную жизнь на принципиально иных основах.
Съезды местных и региональных Советов и союзов трудящихся выясняют свои производственные возможности и потребности, избирают делегатов на национальные отраслевые и межотраслевые съезды; эта сеть местных и общенациональных учетных, статистических, распределительных и других технических органов осуществляет согласование социально-экономической деятельности в интересах всего народа и под его непосредственным контролем. Принципиально важным является то, что хозяйственное регулирование производится децентрализовано, снизу вверх, при максимальном участии всех местных сил.
Для желающих заниматься личной трудовой деятельностью без использования наемного труда должна быть возможность координировать свою работу с социалистическими предприятиями и с Советами, - с тем, чтобы иметь свободный доступ к участию в общественном распределении продукции и услуг. Однако, развитие общества должно идти не в сторону укрепления частнособственнических хозяйств (что может привести в итоге к восстановлению капитализма), а к росту и укреплению общественного производства во всех сферах хозяйства. Поэтому Советы не должны допускать использование найма рабочей силы, аренду частными предпринимателями средств производства помимо собственных, возникновение паразитических форм капитала (ростовщичество, посредничество, частная торговля и т.п.) Экономический контроль общества над индивидуальными хозяйствами и замена рыночной стихии общественным планированием в сфере производства и распределения будут достаточными мерами для обеспечения защиты от возможности возрождения неравенства, эксплуатации и власти.
Культурная, научная, воспитательная деятельность определяется всеми заинтересованными лицами и их объединениями. Каждая территориальная единица сама может установить формы социального обеспечения для стариков, больных, условия работы школ, детских садов и т.п. Каждое лицо или группа лиц в свободное от общественно-полезного труда время может заниматься любым творчеством, изданием книг и журналов, научными и другими работами, соединяясь с единомышленниками в тех случаях, когда необходима или желательна совместная деятельность. Освобожденные от власти денег, от госзаказа, ставшие подлинно народными, - наука и искусство начнут стремительно развиваться, одновременно повышая духовный и культурный уровень людей.
Защита свободного общества от внешних и внутренних врагов, в т.ч. и преступности, должна стать делом всего общества. Вместо профессионалов, получающих жалование от государства, готовых поэтому выполнить любой, самый античеловеческий приказ властей, неизбежно подвергающихся коррупции и сращиванию с преступным миром, - общество должно защищаться путем всеобщего вооружения народа, созданием действительно народной добровольной милиции на предприятиях и в жилых районах.
Преступность порождается в первую очередь частной собственностью. Существование государственной власти, оторванного от народа коррумпированного чиновничества, создают необходимые условия для возникновения преступности организованной. В условиях безгосударственного социализма размеры преступности окажутся намного меньшими, чем ныне. Формы народного суда и ответа на преступность могут быть различны для каждого конкретного случая, без оглядки на писаные абстрактные статьи уголовного кодекса.
Безгосударственное социалистическое общество (АНАРХИЯ) вовсе не означает наступление «царства божьего на земле». В анархическом обществе сохранятся некоторые проблемы, присущие нынешнему времени, более того, возможно и появление новых общественных проблем. Такова жизнь и ее законы. Однако, условия для решения этих проблем, условия жизни людей будут, в любом случае, несравненно благоприятнее нынешних.