Анархия и исходный код

xbb

10-03-2008 06:42:07

Анархия и исходный код.
Что есть движение за свободное программное обеспечение и как оно соотносится с анархизмом?

Кристиан Имхорст (Christian Imhorst)

Это - перевод моей статьи “Anarchie und Quellcode” для немецкого “Open Source Jahrbuch 2005” (Ежегодник открытых исходников 2005). Вы можете найти ее здесь: http://www.imhorst.com/en/anarchy_and_sourcecode.html. Статья более или менее резюмирует мою книгу “Die Anarchie der Hacker” (Анархия хакеров). Вы можете связаться со мной по christian@imhorst.com.

Предисловие

Два человека обедали вместе в Нью-Йоркском ресторане и обдумывали следующие шаги своей маленькой революции. Один из них, - Эбен Моглен (Eben Moglen), высказал мысль, что проходящие мимо люди, наверное, считают их очень похожими. "Здесь мы, - два маленьких бородатых анархиста, - составляем заговор и планируем следующие шаги. Любой, кто подслушал бы нашу беседу, стал бы думать, что мы сумасшедшие, но я знаю: я знаю, что революция находится прямо здесь за этим столом." А человек, сидящий напротив, - Ричард Столлман, - был тем человеком, который должен был заставить ее случиться. (Cp. Williams 2002, 184) Не только Эбен Моглен, - профессор права и юридической истории Колумбийской школы права, полагал себя анархистом. Ричард Столлман, - один из самых необычных людей Движения за свободное программное обеспечение, также видел себя анархистом. Не следует думать, что анархисты Движения за свободное ПО похожи на мультяшную картинку: потрепанный сумасшедший с горящими глазами и оружием. Наоборот, вместо хаоса Столлман в терминах хакерской этики постулировал новую форму порядка для интеллектуальной собственности: доступ к знанию должен быть свободным, децентрализованным, антибюрократическим и антиавторитарным. Поскольку концепция анархизма иначе истолковывается в Соединенных Штатах, равно как и в Европе, Столлман, как анархист, получил неодобрительные отзывы о себе. Дэвид Делеон (David DeLeon), - профессор общественной и интеллектуальной истории Ховардского университета в Вашингтоне, - в своей книге "Американец как анархист", объясняет, что в Америке анархизм понимается как радикальная конструктивная критика существующего либерального общества Соединенных Штатов. Более того, я считаю, что американский анархизм был необходим для разработки хакерской этики. (Imhorst 2004)

Идея Столлмана является радикальной политической идеей, так как касается частной собственности, - одного из краеугольных камней нашего общества. В начале 21-го столетия продажа интеллектуальной частной собственности в форме программного обеспечения едва ли не равна обладанию выдуманными привилегиями. Богатейший человек в мире, - Билл Гейтс, - сделал свои деньги не на продаже нефти или золота, и не на спекуляции акциями. Он сделал эти деньги на программном обеспечении. Начиная с 1980-х с копирайтами и патентами на интеллектуальную собственность в форме ПО, вы можете сделать миллионы долларов США.

Оппоненты Столлмана обвиняют его и движение за свободный софт в раздражающей отмене интеллектуальной собственности и в навязывании коммунистической утопии. Столлман не считает себя коммунистом или антикапиталистом, - общественным антагонистом, который желает отмены частной собственности. Лицензия Столлмана, - Универсальная общественная лицензия (GPL) GNU, - политическое выражение сущности движения за свободное программное обеспечение, - не отменяет интеллектуальную собственность. Наоборот, лицензия защищает специфическую интеллектуальную собственность. Программист свободного ПО дарит другим контроль над плодом своего труда, но сам не утрачивает его. Он остается автором программы. Пользователь этой программы имеет определенные свободы: свободу изменять и публиковать модификацию. Только одно условие накладывается на эту процедуру: модифицированный труд должен быть опубликован под той же лицензией GPL. Существуют сходные лицензии для книг, музыки и других форм интеллектуальной собственности. Никто не вправе отобрать эти свободы. Свободное ПО не может быть собственностью отдельного человека, но оно может быть собственностью кждого члена общества. Копия этого ПО является собственническим ПО. Проприетарные программы, такие как Microsoft Word, являются собственностью компании Microsoft. Пользователь, который установил Word, имеет право только использовать программу, но не имеет права собственности. Обширная лицензия призвана защитить Word от модификации и копирования. GPL, наоборот, поощряет пользователя изменять и копировать. Исключения из права собственности на GPL-софт ничтожны. Также отсутствует контроль над обращением свободного ПО. Любой, кому нужно программное обеспечение, может легко получить его с помощью копирования и распространения. Благодаря этой процедуре GPL-софт быстро распространяется. Одной рукой GPL предотвращает отчуждение любого, кто желает использовать свободное ПО, а другой рукой GPL устраняет возможность использования свободного ПО в создании проприетарного ПО. Ничто не может быть помехой для использования свободной операционной системы GNU/Linux и никто не может захватить ее и уничтожить. Каждый, кто может скачать GNU/Linux из интернета, кто может установить GNU/Linux на свой компьютер, кто может подарить или продать копии, является собственником своего личного GNU/Linux. В этом качестве GPL является разновидностью антилицензии, и поэтому Столлман охотнее говорит о ней как о копилефте в противовес копирайту.

Политическая философия Столлмана базируется на хакерской этике. На кодексе, который был разработан юными компьютерными фанатами в Массачусетском технологическом институте (MIT) в конце 1950-х. Они сообща изучали в MIT программирование первых компьютеров и делились друг с другом нажитыми знаниями. Совместное программирование, обучение и свободный поток информации они обобщили под термином хакинга и называли друг друга хакерами, а потом, как и следовало ожидать, журналисты использовали этот термин для обозначения компьютерных пиратов. Хакерская этика считается анархистской с тех пор как это требование свободы и децентрализации было изложено в терминах антибюрократизма и антиавторитаризма.

Анархизм в Европе почти исчез, но он упорно существовал в американской традиции. Делеон в "Американец как анархист" указал три важные характеристики этого феномена: радикальный протестантизм, как внутренняя религия; окружение огромными физическими пространствами, на которых сообщества могли бросить вызов государственному контролю; и американский анархо-синдикализм:

Наши радикалы сосредоточились на эмансипации, на ломке теремной власти, вернее на проектировании реорганизации. Они - аболиционисты а не строители учреждений; адвокаты освобождения женщин, освобождения геев, освобождения технологии, освобождения черных; пророки а не священники; анархисты а не администраторы. Они уверены, что свободный дух будет мало нуждаться или вообще не будет нуждаться в каком либо руководстве. (DeLeon 1978, 4)


Читать целиком: http://xbb.uz/anarchy_and_sourcecode.html