"Госпожа" или "товарищ"?

zajets

27-03-2010 16:45:39

ИзображениеТекст к дискуссии о гендере в Центре Визуальной Культуры при Киево-Могилянской Академии. Будет зачитан в 18.00 12 марта 2010 года. Доклад касается политических ценностей левых, а не академических "гендерних студій".

Поскольку предмет нашего обсуждения прямо касается личного выбора и личных переживаний, я позволю привести пример из своей жизни.

Когда я был совсем маленький, мое воспитание содержало, помимо всего прочего, навязанную роль агрессора, беспощадного бойца, пуританина, властного человека и хладнокровного собственника. Отчасти это прививалось родителями, отчасти внешним обществом, школой, СМИ, литературой и кинематографом. Я должен сказать, что меня это совершенно не радовало. Более того, мне была чужда подобная роль, в которой я не находил себя и которую считал совершенно «бесчеловечной».

Приведем реальный пример репрессивности половых ролей:

"Споры вокруг операций по изменению пола достигли внимания общественности в 1997 году, когда был опубликован рассказ о жизни человека по имени «John/Joan», получивший Национальную премию по журналистике. «John/Joan», известный в настоящее время как Дэвид Реймер (David Reimer), родился в 1965 г. вместе с другим братом-близнецом и был назван Брюсом. Но предпринятое в 8 месяцев обрезание привело к несчастью — потере пениса, после чего ребенок был кастрирован в 22 месяца и переименован в Бренду. Случай был оценен в литературе как потрясающий успех Хопкинсовского психолога Джона Мани (John Money), который был автором самого термина «гендер», он послужил прецедентом для многих других. В действительности же дело обстояло вовсе не так благополучно.

Бренда, которая всегда чувствовала себя неуютно в своем разодетом в платья теле, пережила ужасное детство, полное замешательства и безжалостных насмешек, и в сущности не воспринимала себя как девочку. Она была склонна к мальчишеским занятиям, увлечениям и поведению. Когда в 14 лет ей наконец рассказали правду, она немедленно с чувством глубокой удовлетворенности и облегчением стала Дэвидом. В итоге Дэвид женился, принял детей жены и сегодня он уже дедушка."

( http://www.x-gender.net/biogender/David_Reimer_and_other.html )

Опустим проблему транссексуальности. Чувства Дэвида-Бренды, которому было неуютно в розовых платьицах, бантиках и прочей навязанной мишуре, вполне могут совпадать с чувствами других людей, чье детство было не менее ужасным в связи с их гендерным воспитанием. Все знают девочек, любящих "мальчишеские" игры, и мальчиков, любящих "девичьи" занятия. Дэвид-Бренда мог никогда не узнать о своем истинном поле и смириться с навязанной ему ролью, как с ней вынуждены мирится миллионы других мужчин и женщин. Может быть, все дело в наличии социально-половых ролей как таковых? Мы приходим к тому, что психологический пол не более объективен, чем социальный. Да, мужчина и женщина имеют физиологические, поведенческие и психологические различия, но в своей массе люди обоих полов настолько разнообразны, что невозможно, да и не нужно укладывать их в калечащее прокрустово ложе гендера.

Пол это совокупность генетически детерминированных признаков особи, биологическая обусловленность и неизменная материальная данность. Гендер – социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Если сам по себе пол подразумевает только набор устойчивых характеристик, отвечающих строение тела, гормональный фон, сексуальную функцию и роль в продолжении рода, то его гендерный окрас определяет место и роль в социальной среде. Свое пиковое значение гендер приобретает в обществах с классовым разделением, как инструмент разделения труда, иерархии, удержания собственности и власти внутри социальной группы, коллектива, семьи и всего общества.

Главенство и авторитет физическим превосходством мужины и закрепленностью за ним ключевых отраслей производства, женщина же распределением труда отброшена в наименее значимые сферы деятельности. Это картина, присущая патриархату. В современном мире дело обстоит немного лучше - женщины располагают равными с мужчинами правами и возможностями, так что совершают сделки, пишут завещания, подают на развод, голосуют и участвуют в выборах все совершеннолетние граждане либеральных государств. Казалось бы, равенство и объективная оценка природы обоих полов торжествует, но при этом круг ограничений и табу для женщины значительно шире.

"В большинстве стран мира доля женщин в передовых секторах не превышает 20%. В среднем, по статистике, женщины получают на 37% меньше, чем мужчины, и эта цифра в последние годы только растет. Такие традиционно «женские» профессиональные сферы, как образование (80,8% работников — женщины), здравоохранение и предоставление социальных услуг (84%), работа в гостиницах и ресторанах (79%), входят в пятерку самых низкооплачиваемых видов экономической деятельности. 55% контролеров и специалистов-техников по эксплуатации транспортных средств — женщины, но получают они в среднем не больше 49% от зарплаты мужчин. Работницы предприятий общественного питания (93% — женщины) получают 55% от оклада мужчин. Женщинам редко удается вырваться из узких рамок предписанных им сфер деятельности, и лишь немногим удается продвинуться по карьерной лестнице. Чем хуже условия труда, чем ниже его оплата, чем длиннее рабочий день, тем больше там занято женщин."

"Из всего экономически неактивного населения 54% женщин и 46% мужчин, но ведут домашнее хозяйство 96% неработающих женщин и только 3,4% неработающих мужчин."

(http://livasprava.info/index.php?option ... &Itemid=83)

"в Европе только 21% членов парламента - женщины, этот процент колеблется от 4,4% в Турции до 45% в Швеции"

(http://www.eycb.coe.int/compasito/ru/chapter_5/7.html)

Несколько столетий назад современное положение женщины показалось бы фантастическим. Ни о каком образовании, самостоятельном трудоустройстве, общественной деятельности не могло быть и речи. И ведь дело не только в доступе к материальным благам. Женщины высших общественных слоев вообще считались собственностью своих отцов, а затем мужей, не имея морального права на самостоятельную жизнь, даром что купались в изобилии и роскоши. А политическое участие для женщин тех времен - что-то вообще совершенно немыслимое. Да что говорить, если швейцарские женщины получили право голоса каких-то 35 лет назад. Даже современная Конституция Украины содержит пережиток сексизма, как бы указывая на то что гендерное равноправие - вещь относительно молодая: "Равенство прав женщины и мужчины обеспечивается: предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в общественно-политической и культурной деятельности, в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и вознаграждении за него (ст. 24)". И это далеко не единичный случай, когда следы былого неравноправия фиксируются в нормативно-правовых актах. Ну а что касается военной службы, то в большинстве стран мира открытым текстом заявляется: женщины исключены из доступа к оружию. И ведь таким образом они фактически исключены из института власти. Ведь, согласно традиции, гажданин, субъект власти - тот, кто носит оружие и защищает отечество, не так-ли?

А ведь так было не всегда. В первобытных, как правило, обществах гендер не играл столь репрессивную роль. Он скорее определял принадлежность к родовой функции и способности к различным материальным заботам. Множество известных истории культур перешло к гендерному доминированию мужчин именно вследствие неолитической революции. Тогда за мужчиной закрепилась ведущая роль в овладении жизненно важным навыками земледелия, животноводства, ремесла. А все, потому что физическая сила, в чем у мужчины безоговорочное преимущество, стали востребованнее иных качеств. Но существовали так, же и общества, в которых силовым трудом одинаково занимались и мужчины, и женщины, не говоря уже о культурах, в которых подобные занятия вообще не играли решающей роли для выживания. Также известны случаи одновременного развития иерархических и эгалитарных обществ в рамках одних и тех же природных условий и производственных возможностей. Получается, что гендер сооружает материальный мир, трудовые отношения и формируемое ими сознание.

Технологии и машинная работа в капиталистическом производстве упразднили тяжелый мышечный труд, а отчуждение и классовый антагонизм достигли своей пиковой отметки. Агрессия, деструктивность и социальный садомазохизм становятся регулярными синдромами классового общества. Есть ли смысл добиваться равенства полов там, где равенство в принципе не возможно?

"Человек может адаптироваться к рабству, но он реагирует на него снижением своих интеллектуальных и моральных качеств; он может адаптироваться к культуре, проникнутой всеобщим недоверием и враждебностью, но он реагирует на такую адаптацию ослаблением своих сил и бесплодностью. Человек может адаптироваться к культурным условиям, требующим подавления сексуальных влечений, но при такой адаптации, как показал Фрейд, у него развиваются невротические симптомы. Человек может адаптироваться почти к любой культурной системе, но в той мере, в какой эти системы противоречат его природе, у него развиваются ментальные и эмоциональные нарушения, принуждающие его, в конце концов, к изменению этих условий, так как он не может изменить свою природу" (Эрих Фромм, "Человек для себя").

Нет ни социального, ни тем более полового равенства в обществе, основанном на подневольном труде, эксплуатации, отчуждении, нищете и насилии. Культ силы, власти и собственности вплетается во все сферы общественной жизни, пускает глубокие корни в культуру и сознание, становится чем-то естественным и не требующим обснования. Гегемония буржуазии породила массу культурных стереотипов и предрассудков относительно гендера. Сюда относится традиционное мнение о женщине как хранительнице домашнего очага, неспособной к ответственному и тяжелому труду, умственной, военной и политической деятельности. И каждый желающий соприкоснуться с благами "успешной жизни" вынужден мириться с этими установками, одевая на себя маску социального пола и ведя соответсвующую ее капризам жизнь. Репрессивность гендера прямо зависит от социально-экономических, классовых противоречий, и добиться истинного полового равенства в неравноправном обществе не представляется возможным. Если общество порабощает какую-то одну социальную группу - это прямое свидетельство несвободы всех и каждого.

Если вы хотите освобождения человека, то данная мысль является чем-то само собой разумеющимся и не требующим обособленного оформления. По крайне мере, было бы нелогично отстаивать идеи общественного равенства, обходя при этом факт наличия половой дискриминации.

"Поскольку мужчины не являются равными в обеспечивающей господство белых капиталистической патриархальной классовой структуре, то с какими мужчинами женщины хотят быть равными?" (Белл Хукс, черная феминистка).

В этом вопросе заключено основное противоречие либерального, мейнстримового феминизма. Его представительницы желают строить финансовые империи, растить детей, организовывать политические партии и участвовать в общественной жизни независимо от мужчины, но может ли это решить проблему дискриминации для тех женщин, которые в силу национального или классового происхождения всегда будут находится внизу социальной пирамиды.

"По мнению идеологов данного направления, изменить зависимый статус женщины в обществе может лишь установление формального юридического равноправия, которое, помимо всего прочего, принесет пользу и всему обществу в целом. Находясь в числе самых уязвимых социальных групп населения, женщины только тогда смогут самореализоваться, когда получат равные с мужчинами гражданские и политические права."

"Симона де Бовуар и Б. Фридан (как представительницы либерального феминизма "второй волны") полагали, что главной целью является необходимость показать женщинам возможность свободы и самореализации вне семьи. Основным инструментом достижения этой цели Фридан полагала образование. Поэтому не случайно активность представительниц либерального феминизма «второй волны» была направлена, в первую очередь, на право получения образования, на социальную поддержку государства в воспитании детей и т. д. "

"Методы, избранные либеральным феминизмом для достижения своих целей, были традиционны для принципов представительной демократии, в рамках которой данное феминистское течение всегда действовало. Это были – участие в избирательных кампаниях, создание групп давления в рамках различных властных структур, тактика лоббирования своих интересов и т. д. Вместе с тем, либеральный феминизм (как его теоретические концепции, так и практическая деятельность) никогда не ставил под сомнение концепцию либеральной демократии, создававшуюся мужчинами и для мужчин, и в которой был изначально закреплен патриархатный принцип неравенства мужчин и женщин."
(http://community.livejournal.com/femini ... 72553.html)

Нелогичность целей либерального феминизма в том что они сами по себе - потакание экономическому неравенству и и классовому разделению, что и есть причина гендерной репрессивности.

"Сотни тысяч читателей советника "Макиавелли для женщин" не создают общий картель в мире бизнеса, а остаются сотнями тысяч одиноких борцов, который скрепя зубами мирятся с разочарованием. Для того чтоб проблема перешла в политическую плоскость, необходимо чтобы пявилась группа, которая ее представляет. Поэтому мы считаем, что пришло время для нового политического женского движения. И пришло время для феминистического дискурса равноправия.. Это должно дать толчок к новому, обогащенному феминизмом сознанию женщин (и некоторых мужчин) в нашем обществе, вместо того, чтобы продолжать развивать устаревшие доктрины." (Сюзанна Вайнгартен, Марианна Веллерсгофф)

Мы желаем видеть женщину свободным и равным товарищем, госпожой или рабыней? Теперь, давайте обсудим этот вопрос.

(картинка в начале статьи является тестом на чувство юмора и понимание гендерной проблематики)

Источник:
http://livasprava.info/index.php?option ... 8&Itemid=1

Master Talion

27-03-2010 18:04:32

чё? Не могу уловить - в чём же здесь вопрос или, точнее, новизн вопроса?

zajets

27-03-2010 19:47:14

А по тексту будут вопросы?

Ниди

28-03-2010 12:36:44

zajets писал(а):Мы желаем видеть женщину свободным и равным товарищем, госпожой или рабыней? Теперь, давайте обсудим этот вопрос.

Давайте обсудим. Я могу обсуждать только применительно к России. На мой взгляд, в России сегодня свободу женщины по признаку пола никто не ограничивает. В этом плане равенство с мужчиной обеспечено. Равенство в гражданских правах тоже обеспечено. Равные возможности социальной реализации в законе задекларированы и в подавляющем большинстве случаев вполне осуществимы на практике. Сложности есть, конечно. Но они неизбежны в силу чисто биологических причин. Женщине сложнее, чем мужчине, сочетать семейную жизнь и профессиональную реализацию. Полностью это преодолеть не получится ни при каком общественном устройстве. Понятно, что можно и нужно развивать формы общественного воспитания детей и так далее, это снимет с женщины часть нагрузки, высвободит время, которое она сможет потратить на то, чем ей хотелось бы заниматься в общественной жизни. В анархическом обществе, где все сообщество заинтересовано в предоставлении каждому возможности внести наибольший вклад в общественную жизнь люди будут работать в этом направлении. А по поводу товарищ, госпожа или рабыня, я бы сказала, не то, не другое и не третье. В обществе, основанном на принципах свободы, равенства и взаимопомощи, статус женщины в общественной жизни будет максимально приближен к товарищу. Потому что равные права и социальные возможности обеспечены всем. Собственно говоря, и в современном обществе можно говорить о приближении к товарищеским отношениям, поскольку никаких ограничений прав по признаку пола я в России не наблюдаю. И в любой сфере общественной жизни мужчины нормально воспринимают женщин, которые подготовлены для решения задач именно в этой сфере общественной жизни, будь-то профессия, общественная деятельность, какие-то объединения по интересам. Я на самом деле не вижу в реальной жизни дискриминации по признаку пола. Проблемы есть, но они есть у всех, и у женщин, и у мужчин. На блюдечке с голубой каемочкой никому и ничего не дается в этом мире, чтобы получить признание в определенной среде, необходимо сначала много учиться, потом много работать, и не ссылаться при этом на то, что ты женщина. В связи с этим хотелось бы узнать, когда написана эта статья? Такое впечатление, что это первая половина 20 века.

Кащей_Бессмертный

28-03-2010 12:49:22

Равноправия не было и нет - сужу по своим знакомым девушкам - их положению на работе, отношению к ним работодателей, обывательскому мужскому ханжеству (что далеко не редкость), чиновническому подходу к женщине и т. д.
Ну а декларировать могут все что угодно, только вот декларировать - это одно, а делать - совсем другое... Ленин вон тоже много чего в "Государстве и революции" писал...

zajets

28-03-2010 14:11:37

Кстати, Авис там иллюстрирует эту мысль про фактическое неравенство. даже это самое "равенство" формулируется, как равенство женщины МУЖЧИНЕ. То есть конституция Украины признает факт патриархального доминирования.

маршо

28-03-2010 15:46:07

zajets писал(а):Кстати, Авис там иллюстрирует эту мысль про фактическое неравенство. даже это самое "равенство" формулируется, как равенство женщины МУЖЧИНЕ. То есть конституция Украины признает факт патриархального доминирования.

С феминистскими позициями я не согласен в тех сферах, где они не учитывают реальности. А реальность гораздо шире разделения на "мужчину" и "женщину". Если у женщины сегодня статус хуже чем у мужчины (чего не оспариваю) - то что приходится равняться на худшее положение? Есть такая левацкая фраза: "война дворцам, мир хижинам" (примерно так вроде переводится). Ну вот - мне больше нравится "война хижинам - дворцы для всех".
Равенство возможно если его желают обе стороны. Чего и стоит добиваться.

Чизес

28-03-2010 21:48:09

Мне не нравится само слово "равенство" - какая то бухгалтерия, какая то арифметика. И таких вещей много вобщем то обусловленных культурой и временем буржуазными от арифмометра до калькулятора, да и компа видимо, вот ведь моя операционка тупой и нудный бюрократ(ХР), а виста ещё хуже, и 7 далеко не ушла... Мы разные, мы разные биологически, сексуально, гендерно, социально, культурно,психолигически, духовно, мы просто разные люди, она - другой человек попросту. И этого достаточно, хотя мне кажеться что хотя в моей жизни женщина богиня, но это результат моего поклонения, моего жертвоприношения. Как говорят эти уроды православные мы равноправны но не равны, хотя конечно почему выше мужчина? Может это иллюзия? Может мы обворованы навсегда, отданы во власть "ей" навсегда? :)

zajets

29-03-2010 09:31:15

"Равенство возможно если его желают обе стороны. Чего и стоит добиваться."

Ты точно пишешь про ту статью, которая обсуждается? ;-)

zajets

29-03-2010 09:38:37

"в моей жизни женщина богиня"

Ну, ты доставил. ;-) Патриархальный буржуа может "обожествлять" женщину,как и сторонницы женского супрематизма. Богини язычества глупы, капризны, мстительны. Боги хуже реальных людей. Обожествление женщины идет рука об руку с ее угнетением.

Наша цель - преодолеть это неравенство, опирающееся на псевдопоэтическую риторику, так же как и социальное неравенство. Место "Богини" там же где и место "Бога" - на свалке неврозов и предрассудков человечества. Она может питать поэзию, но переносить эстетику в политику... это правая фишка.

hil-hil

29-03-2010 09:42:17

zajets писал(а):"в моей жизни женщина богиня"

богини разные бывают ;)
Изображение

маршо

29-03-2010 11:09:29

zajets писал(а):"Равенство возможно если его желают обе стороны. Чего и стоит добиваться."

Ты точно пишешь про ту статью, которая обсуждается? ;-)

Да.

Чизес

29-03-2010 15:30:11

zajets писал(а):"в моей жизни женщина богиня"

Ну, ты доставил. ;-) Патриархальный буржуа может "обожествлять" женщину,как и сторонницы женского супрематизма. Богини язычества глупы, капризны, мстительны. Боги хуже реальных людей. Обожествление женщины идет рука об руку с ее угнетением.

Наша цель - преодолеть это неравенство, опирающееся на псевдопоэтическую риторику, так же как и социальное неравенство. Место "Богини" там же где и место "Бога" - на свалке неврозов и предрассудков человечества. Она может питать поэзию, но переносить эстетику в политику... это правая фишка.


Я консервативный революционер и буржуазность мне не менее ненависна чем тебе. На мой взгляд благородные мужи наделяют человеческим достоинством рабов и рабынь потому что благородны. Я уже озвучивал эту пародоксальную формулировку православных: Мы равноправны, но не равны. Кстати эти представления о равенстве полов очень так буржуазны, капитализм это эгалитаризм, анархизм не более чем радикальный либерализм.

Да, мы земные боги ютимся по дурдомам, монастырям, тюрьмам видимо то же. Но то что благородство стало уделом пенетенциарной системы это говорит о вашей подлой буржуазной сущности со всеми вашими мстительными социализмами и вороватыми коммунизмами.

ЗЫ: эгалитаризм, анархия, коммунизм уместны лишь оправданны верой, да - перед Богом мы все равны, но лишь перед ним, да - всё принадлежит Господу, но лишь ему, да - порабощение человека человеком гнусность, но лишь потому что мы рабы божьи.

Шаркан

29-03-2010 16:21:53

Чизес писал(а):Я консервативный революционер
:bra_vo:;;-)))
Чизес писал(а):капитализм это эгалитаризм, анархизм не более чем радикальный либерализм
;;-)));;-)));;-)));;-)));;-)));;-)));;-)));;-)));;-)))
Чизес писал(а):эгалитаризм, анархия, коммунизм уместны лишь оправданны верой, да - перед Богом мы все равны, но лишь перед ним, да - всё принадлежит Господу, но лишь ему, да - порабощение человека человеком гнусность, но лишь потому что мы рабы божьи.
:sh_ok: уже не смешно. Очередной виток идиотизма, бля.
Чизес, наслаждайся своим рабством и оставь тех, которые свободны по крайней мере в своем сознании от рабовладельца небеснаго, в покое.

Чизес

29-03-2010 17:52:47

Незнание законов от ответственности не освобождает. То что ты игнорируешь Господа и факт нашей покорности ему не значит что это не так. Например - бог есть любовь. И что ты решаешь кого любить, кого нет? Или ты можешь убить любовь? Или ты дорожишь своей свободой, откуда она приходит, куда уходит?

И вообще у меня очень специфические представления о консервативной революции, если настоящими консервативными революционерами мне кажуться анкомы? Я благословляю анархию и комунизм, я местный жрец! Я! :)

zajets

29-03-2010 19:08:16

"Я консервативный революционер и буржуазность мне не менее ненависна чем тебе."

Ты прелесть. Я тоже получил свой кайф, как и Шаркан.

Чизес

29-03-2010 19:13:32

Что, я не хуже Солнушка? Ох я!

маршо

29-03-2010 19:25:44

Чизес писал(а):Что, я не хуже Солнушка? Ох я!

Нет ты более у-РАВНО-вешенный. :men:

Шаркан

29-03-2010 19:26:26

Чизес писал(а):Незнание законов от ответственности не освобождает
да, кое-кому закон не писан...
Чизес, отстань.
:ze_va_et:

Шаркан

29-03-2010 19:29:25

Чизес писал(а):я не хуже Солнушка
нашел с кем себя сравнивать...

Чизес

29-03-2010 20:38:28

hil-hil писал(а):
zajets писал(а):"в моей жизни женщина богиня"

богини разные бывают ;)
Изображение


А проститука или порноактриса не человек, не женщина? И её кто то любит, и она то же кого то любит, у неё возможно и муж есть и не обязательно сутенёр вовсе. И дети... - Мать! А ещё вввозможно она верит в бога и каеться... Кстати в Индии например проституки издревле славны своей набожностью, это часть их традиции и культуры...

Основная масса так сказать добропорядочных женщин просто дешёвые проститутки, все эти "верные" жены. Нет денег - нет жены. Это реалии...