Саудовская Аравия сделала первый шаг к гендерному равенству

Эдельвейс

20-11-2011 13:35:55

Саудовская Аравия, один из мировых лидеров по женскому бесправию, сделала первый шаг к гендерному равенству. Пока король дал женщинам избирательные права, на очереди – водительские, - пишет Наталия Мечетная в № 39 журнала Корреспондент от 7 октября 2011 года

Наверное, нигде в мире жизнь женщин не наполнена странностями настолько, как в королевстве Саудовская Аравия, отмечает местная журналистка и правозащитница Асма аль-Мохамед. Это люди второго сорта в своей стране, констатирует она. В тоже время мужчины думают иначе, называя их "охраняемыми жемчужинами и тайными сокровищами".

В саудовском ультраконсервативном обществе у представительниц прекрасного пола куда меньше прав, чем в других мусульманских странах, убеждены и эксперты.

К примеру, в Бахрейне есть даже женщины-министры, в то время как саудовским женщинам, согласно местным порядкам, не обойтись без так называемого опекуна - сопровождающего мужчины из числа ближайших родственников. Без него женщина не может пойти даже в супермаркет, возмущена аль-Мохамед.

В саудовском ультраконсервативном обществе у представительниц прекрасного пола куда меньше прав, чем в других мусульманских странах
Более того, в Саудовской Аравии, живущей по строгим законам шариата, женщине без согласия ближайшего родственника мужского пола не может быть сделана даже хирургическая операция, она не может получить образование, устроиться на работу или открыть счет в банке. А физическое наказание за ослушание супруга или отца не осуждается, а наоборот - поддерживается духовными лицами страны.

Однако женское бесправие не может длиться вечно: 25 сентября король Абдулла предоставил женщинам избирательное право. Хотя закон вступит в силу лишь в 2015 году, а жительница Саудовской Аравии сможет пойти на выборы только в сопровождении мужа, отца или брата, тем не менее, для королевства это прорыв, констатируют обозреватели.

Женщине без согласия ближайшего родственника мужского пола не может быть сделана даже хирургическая операция, она не может получить образование, устроиться на работу или открыть счет в банке.

"Мы отказываемся от исключения женщин из общественной жизни, поэтому после консультаций с религиозными авторитетами мы решили, что женщины могут участвовать в заседаниях совета, начиная со следующей сессии", - проявил либерализм король Абдулла, за свои пять лет у власти прослывший в Саудовской Аравии реформатором. Также он заявил, что разрешает женщинам голосовать на муниципальных выборах и даже выдвигаться в кандидаты.

Королевскую щедрость с восторгом приняли немногочисленные саудовские борцы за права женщин. Среди них писательница Нима Исмаил Навваб, которая тут же заявила, что ждала этого шага не один десяток лет.

А ее соратница, правозащитница Ваджеха аль-Хувайдер, назвавшая решение короля хорошей новостью, тут же заметила, что останавливаться на достигнутом нельзя. "Настало время убрать остальные барьеры для женщин - позволить им водить автомобиль или жить без обязательного надзора со стороны мужчины", - поставила она новые задачи.

Бесправный пол

Амал Салех, жительница саудовской столицы Эр-Рияд, призналась британским журналистам, что в ее 30 с лишним лет отец не позволяет ей выйти замуж. По словам Салех, опасающейся назвать свое полное имя, так как отец, узнав о ее жалобах, может избить или посадить ее под замок, то отца не устраивает социальный статус женихов, то не внушают доверия их родители. Иные избранники не подходили, так как принадлежали к другому племени.

Братья Салех всецело поддерживают волю родителя, отсеивающего всех претендентов на руку дочери. "Я как лошадь. Они не относятся ко мне, как к человеку. Они ведут себя со мной так, вроде я принадлежу им, и они должны решать, что делать с этой "вещью", - описывает Салех отношение к себе своих ближайших родственников мужского пола.

Я как лошадь. Они не относятся ко мне, как к человеку. Они ведут себя со мной так, вроде я принадлежу им, и они должны решать, что делать с этой"вещью",
Другая женщина, молодая вдова Самар Бадави из города Джедды, и вовсе угодила за решетку из-за размолвки с отцом, не желавшим, чтобы она снова вышла замуж. Причиной для вынесения судьей жестокого приговора стало то, что Бадави самовольно покинула отчий дом. Регулярные побои, которые она сносила от родителя, не послужили смягчающим обстоятельством.

Хотя еще неизвестно, кому не повезло больше - несостоявшимся женам или 12-летней девочке из провинции Эль-Касим, что на востоке от Эр-Рияда: отец выдал ее замуж за 80-летнего старика. Тогда она осмелилась потребовать развода.

В стране, где родителям не возбраняется отдавать девочек замуж чуть ли не с пеленок, этот частный случай не получил бы огласки, если бы не привлек внимания королевской семьи. "У ребенка есть право прожить свое детство, его не должны насильно выдавать замуж", - заявила тогда принцесса Адела, дочь короля Абдуллы.

Однако если Саудовская Аравия пытается делать первые шаги в сторону женских свобод, в некоторых мусульманских странах, контролируемых радикальными исламистами, идет обратный процесс. Первой среди них эксперты называют Афганистан, где ситуация усугублена тем, что государство является еще и зоной военного конфликта.

Продолжающийся конфликт, авиаудары НАТО и культурные традиции - все это делает Афганистан крайне опасным местом для женщин
"Продолжающийся конфликт, авиаудары НАТО и культурные традиции - все это делает Афганистан крайне опасным местом для женщин", - заявила Антонелла Нотари, глава правозащитной организации Women Change Makers.

Халиль Нури, президент New World Strategies Coalition Inc, исследовательского центра по поиску невоенных решений афганской проблемы, также говорит о том, что жизнь афганских женщин становится все труднее.

"В настоящее время в правительстве только одна женщина-министр, по сравнению с тремя в 2004 году, - отмечает Нури. - Число женщин на государственной службе сократилось с 31% в 2006 году до 18,5% в 2010-м".

Крайне неблагоприятную обстановку в отношении женщин аналитики также видят в раздираемом гражданской войной Сомали - там тоже свирепствуют исламисты
Крайне неблагоприятную обстановку в отношении женщин аналитики также видят в раздираемом гражданской войной Сомали - там тоже свирепствуют исламисты. В подконтрольных им южной и центральной частях страны уже введены жесточайшие нормы шариата. Радикалы закрыли все женские организации и под страхом смерти запретили любое общение между представителями разных полов, не связанных браком или родственными узами.

Однако наиболее жестоким оказался запрет женщинам работать где-либо, кроме собственного дома. Таким образом, в испытывающей сильнейший гуманитарный кризис стране их лишили возможности даже минимального заработка и обрекли на голод.

Феминизм в чадре

Эйфория по поводу получения права голоса саудовскими женщинами была омрачена другим событием. На следующий день после заявления короля его подданная Шаима Джастаина была приговорена к десяти ударам плетью за вождение автомобиля - Саудовская Аравия является единственной в мире страной, где женщинам это запрещено. В других мусульманских государствах представительницы прекрасного пола обычно могут самостоятельно передвигаться за рулем и таким образом получают некую свободу от мужчин и возможность вести более независимый образ жизни.

Хотя в Саудовской Аравии на такие вольности пока согласиться не могут, король Абдулла проявил великодушие: он помиловал Джастаину, избавив ее от жестокого наказания.

"Спасибо нашему любимому королю. Я уверена, что все саудовские женщины счастливы", - выразила свое отношение к решению монарха принцесса Амира аль-Тавил, жена племянника короля.

Жительницы Саудовской Аравии уже успели отличиться этим летом, устроив акцию протеста против запрета на вождение.
Аналитики поразительное великодушие Абдуллы связывают с опасениями монарха по поводу того, что арабская весна, во время событий которой именно женщины проявили особую активность, дойдет и до границ его страны. Жительницы Саудовской Аравии уже успели отличиться этим летом, устроив акцию протеста против запрета на вождение.

Кроме того, видеоролики, на которых саудовские женщины в парандже управляют автомобилями, появились в социальных сетях, в том числе - популярных Facebook и Twitter. Таким образом несогласные не только нашли единомышленниц, но и привлекли к своей проблеме внимание мировой общественности.

Примечательно, что активисток поддержали даже некоторые мужчины, специально для съемок севшие за руль в женских одеждах. "Моя жена готова к аресту и даже собрала вещи на случай, если ее посадят в тюрьму", - заявил муж одной из участниц акции.

В другом ролике из социальных сетей саудовская женщина недоумевает, почему ее собственный сын, который в два раза ее младше, вправе контролировать ее жизнь и решать, когда и зачем ей можно покинуть пределы дома. И еще одно скандальное видео появилось недавно на канадском ТВ. Героиней ролика была женщина с заклеенным ртом, а голос за кадром призывал канадцев не покупать нефть у страны, попирающей элементарные права женщин.

Саудовская женщина недоумевает, почему ее собственный сын,который в два раза ее младше, вправе контролировать ее жизнь и решать, когда и зачем ей можно покинуть пределы дома.
Так или иначе мировые правозащитные организации по правам человека не спускают глаз с Саудовской Аравии, да и те новации, которые происходят в этой страны в последнее время воспринимают критически: дескать, избирательное право для женщин в действительности мало изменит их бесправное положение.

“Сначала я решил, что это шутка, - говорит Махмуд Шаджарех из Исламской комиссии по правам человека. - В обществе, подобном Саудовской Аравии, где никто не имеет доступа в политику, все живут в условиях диктатуры, женщинам вдруг дают право голосовать. Но голосовать за кого? За руководителей квартала, у которых нет никаких полномочий?”

Журналистка из Кувейта Мона Карим, в свою очередь, обращает внимание на куда более важную саудовскую проблему, чем невозможность водить автомобиль, - необходимость законодательного запрета выдавать девушек замуж до 18 лет.

Вся система подчинения женщин мужчинам должна быть демонтирована
"Те, кто призывают ввести минимальный брачный возраст, пусть побоятся бога и не нарушают его законы", - ответил Карим влиятельный саудовский богослов шейх Салех аль-Фаузан. Его аргументация основана на том, что жене пророка Мухаммеда, Аише, в момент заключения брака было всего шесть лет.

О том, что Саудовской Аравии давно пора приобщиться к цивилизованному миру, этот самый мир твердит давно. Так, Филипп Лютер, заместитель директора отделения правозащитной организацииAmnesty International по странам Ближнего Востока и Северной Африки, хотя и приветствует предоставление женщинам права голоса, в то же время подчеркивает, что это всего лишь один небольшой шаг на долгом пути королевства к гендерному равенству. "Вся система подчинения женщин мужчинам должна быть демонтирована", - резюмирует Лютер.

Женское несчастье

ТОП-5 стан мира, где женщинам живется хуже всего

1.Афганистан

Каждая 11-я женщина умирает во время родов

87% женщин неграмотны

70-80% выданы замуж поневоле

2.Конго

1.152 женщины ежедневно (или 400 тыс. в год) подвергаются сексуальному насилию

57% беременных страдают анемией

0 юридических действий может совершить жена без согласия мужа

3.Пакистан

90% женщин подвергаются домашнему насилию

Более 1.000 женщин и девочек ежегодно становятся жертвами "убийств чести" (жестокие расправы над членами семьи их же родственниками во имя "спасения семейной чести)

На 82% зарплаты у женщин на ниже, чем у мужчин

4.Индия

100 млн человек, преимущественно девочек и женщин, ежегодно становятся жертвами торговли людьми

Более 50 млн девочек в последние 100 лет были убиты новорожденными

45% девушек выходят замуж поневоле в возрасте до 18 лет

5.Сомали

95% девочек подвергаются обрезанию в возрасте 4-11 лет

9% женщин рожают в медучреждениях

Данные Фонда Thomson-Reuters, ООН, Всемирного банка, Gender Index, Human Rights Watch, International Center for Research on Women

http://korrespondent.net/world/1271431- ... -ravenstvu

Рабочий

22-11-2011 19:03:37

А мне вот интересно, как это домашние насилие считают?

pizzz7

22-11-2011 19:10:04

Пиздец просто!!!! как они это терпят?! :fe_mi_ni_zm;
:-)

Ниди

25-11-2011 14:23:07

pizzz7 писал(а):как они это терпят?

Очень просто, pizzz7. Они, их матери, бабушки, прабабушки появляются на свет и проживают свою жизнь именно в таком укладе. О том, что положение женщины в обществе может быть иным, очень многие из них даже не знают. А те, кто знают, с одной стороны, наверное, хотели бы иметь равные с мужчинами права, но, с другой стороны, воспитаны так, что не умеют самостоятельно себя обеспечивать. Отсюда страх. Равноправие - это палка о друх концах: ты равноправный участник сообщества, но ты и отвечаешь за все сама и сама зарбатываешь деньги на жизнь, если нет супруга или родственников, которые хотят о тебе позаботиться. Мусульманский мир - это мир особый. Он очень сильно отличается от нашего. Поэтому нам сложно объективно судить о происходящих там процессах. Когда читаешь материалы об отношении к женщинам и девочкам в мусульманском мире, зачастую волосы дыбом встают. Такое впечатление, что родные этих женщин и детей не люди, а какие-то чудовища, лишенные доброты, сострадания, не способные любить своих дочек, внучен, племянниц, сестер. Но несколько раз мне случалось общаться с женщинами из мусульманских семей, приехавших в наш российский город вместе с мужьями. Для них в нашей жизни многое непонятно. Моя знакомая из Узбекистана - замужняя женщина, мать двлих детей, большую часть жизни прожившая на родине - искренне не понимает как мы можем сами работать и сами зарабатывать себе на жизнь, да еще и единственными кормильцами семьи быть, если муж вдруг без работы остался и новой пока не нашел, или просто брак распался. Для них это столь же дико, как для нас право отца выдать замуж дочь без ее согласия или право мужа оставить у себя детей при разводе. Принципиально разные культуры, разный менталитет. Вполне возможно, что очень многие мусульманки вовсе не стремятся к свободе и равноправию в нашем понимании. Желание как-то пресечь жестокость в семье и отношение к женщине как к вещи не равноценно стремлению к равноправию и свободе по европейскому образцу. Нам трудно понять, как они терпят свое бесправное положение, а им трудно понять, как мы справляемся с нашим равноправием... ИМХО, конечно. :-):