Преследование ведьм в Древней Руси и Московском государстве

afa-punk-23

09-04-2017 18:30:50

Преследование ведьм в Древней Руси и Московском государстве.

Христианская традиция на Западе долго сохраняла убеждение в том, что женская природа тесно связана с вредительским колдовством, а большинство женщин не против отдаться дьяволу [1]. Христианская демонологическая истерия в большей степени характерна для XV-XVII вв. ( период Позднего Средневековья - Раннего Нового времени) – в 1486 году по приказу папы Иннокентия VIII, Якоб Шпренгер и Генрих Инститорис в Страсбурге издают трактат "Молот ведьм", который станет популярным демонологическим сочинением. Авторы предпринимают попытки очернить женщин и их «женскую природу», ссылаясь на женоненавистнические пассажи из книг Ветхого Завета и сочинений античных авторов. При этом они соглашаются с утверждением язычника Катона : «Если бы мир мог существовать без женщин мы бы общались с богами» [2]. По своей природе,как считают Шпренгер и Инститорис, женщина лжива, ненасытна в плотских наслаждениях,а также «из-за недостатка разума» скорее отступается от веры; женщина горче смерти, так как смерть уничтожает только тело, а грех «начатый женщиной умерщвляет душу через лишение благодати божьей» [3]. Женоненавистничество основывается у авторов Молота Ведьм на авторитете , например, святого Иоанна Златоуста, который определяет по их словам женщину " как врага дружбы, неизбежное наказание, необходимое зло, естественное искушение, вожделенное несчастье, домашнюю опасность, приятную глазу шелуху, изъян природы, подмалеванный красивой краской". Нужно отметить , что в тот исторический период даже прогрессивные для своего времени деятели, такие как,например, Жан Боден, верили в существование ведьм, a император Священной Римской Империи Карл V в своем сборнике законов "Каролина" карает "колдовство" смертью. ( CIX. Если кто-либо путем колдовства причинит людям вред или ущерб, то он должен быть подвергнут смертной казни, и сия казнь должна быть произведена путем сожжения) [4].Как пишет Жан- Мишель Салман ведьмы нередко были пожилыми либо одинокими женщинами, а изменение социально-экономического порядков в Раннее Новое время приводимо этих женщин ещё к большим экономическим трудностям и дискриминации. Также женщины всегда были хранительницами народных поверий, народной магии, лечения травами, но со временем эта область деятельности была демонизирована инквизиторами [5].

Канторович Я.А. в свей работе отмечает, что в Древней Руси представления о дьяволе остались в бледных зачатках и в самых слабых очертаниях и не могли развиться в ту стройную систему демонологических учений, какую мы видим на Западе [6]. Автор отмечает, что преследование ведьм не имели в Древней Руси такого масштаба как в Западной Европе, вред от колдовства измерялся экономическим началом -степенью и количеством нанесенного ущерба [7]. Однако, преследование ведьм, которые якобы портили урожай, наводили моровую язву, порчу существовало, что мы можем увидеть из различных исторических источников периодов Древней Руси и Московского государства.
В Повести Временных лет за 1071 год содержится информация о том, что двое волхвов во время голода в Ростовской земле грабили и убивали ростовских женщин, полагая, что именно они и прячут урожай: « Однажды во время неурожая в Ростовской области явились два волхва из Ярославля, говоря, что "мы знаем, кто запасы держит". И отправились они по Волге и куда ни придут в погост, тут и называли знатных жен, говоря, что та жито прячет, а та - мед, а та - рыбу, а та - меха. И приводили к ним сестер своих, матерей и жен своих. Волхвы же, мороча людей, прорезали за плечами и вынимали оттуда либо жито, либо рыбу и убивали многих жен, а имущество их забирали себе. И пришли на Белоозеро, и было с ними людей 300. В это же время случилось Яну, сыну Вышатину, собирая дань, прийти от князя Святослава; поведали ему белозерцы, что два кудесника убили уже много жен по Волге и по Шексне и пришли сюда. Янь же, расспросив, чьи смерды, и узнав, что они смерды его князя, послал к тем людям, которые были около волхвов, и сказал им: "Выдайте мне волхвов, потому чтосмерды они мои и моего князя".Они же его не послушали» [8]. В результате Ян Вышатич убил волхвов, но то, что в ПВЛ описывается наличие сторонников у данных кудесников показывает факт того, что значительная часть населения Древней Руси верила во вредоносную магию.
В 1284 г. в Кормчей Книге, сборнике церковных законов, появляется закон, в котором описывается как нужно преследовать еретиков: «Если кто будет еретическое писание у себя держать, и волхованию его веровать, со всеми еретиками да будет проклят, а книги те на голове его сжечь» [9].
Грекулов Е. Ф. пишет о «древнерусском инквизиторе», владимирском епископе Серапионе, который являлся сторонником преследования ведьм и колдунов. Он жил в XIII веке – как раз в то время,когда начались процессы против ведьм на Западе. Следующие «высокодуховнные слова» писал Серапион князю: « И когда вы хотите очистить город от беззаконных людей, я радуюсь этому. Очищайте по примеру пророка и царя Давида в Иерусалиме, который искоренял всех людей, творящих беззакония, - иных убийством, иных заточением, а иных заключением в тюрьму» [10].
В начале XV столетия (в 1411 году) в Пскове сожгли двенадцать вещих женок; «Того же лета псковичи сожгоша 12 жонке вещих» [11]. Повесть о волхвовании, написанная для Ивана Грозного, доказывает необходимость строгих наказаний для чародеев и в пример выставляет царя, который вместе с епископом «написати книги повеле и утверди, и проклят чародеяние, и весех заповеда таких огнем пожеч»[12]. Канторович Я. А. упоминает народное предание, в котором повествуется о том, что царь Иван Грозный сжег на площади старых баб в Москве [13].

В XVII веке преследование колдовства приобретает в Московском государстве более системный характер, поэтому до нас дошло большее количество следственных дел по обвинению в колдовстве [14]. Исследовательница Опарина Т. А. приводит серию указов против ведовства, написанных в 40-50 гг. XVII столетия. Особенно интересен указ царя Алексея Михайловича, изданный в 1653 году, согласно которому «хто учнет к ворожом ходить, того и тем злым людем, врагом Божиим, того б государь великои жестоко казнил без пощады [и домы ]» [15]. В «Грамоте на Тулу о запрещении колдовства, изданной в 1653 году объявляется, что тех, кто не перестанет держать у себя дома колдовские коренья и еретические книги, нужно «жечь насмерть» [16].

Теперь мы приведем некоторые примеры процессов против ведьм в XVII веке. Одним из ярких примеров веры во вредоносную магию относится к 1635 году, когда одна из золотных мастериц царицы, Антонида Чашникова, выронила платок, в котором содержался особый корень. На нее донесли государю , и под угрозой пытки она рассказала, что она «ходитъ де въ царицыну слободу, въ Кисловку, к государевымъ мастерицамъ жонка , зовут ее Танькою. И она де той жонке била челомъ, что до нее муж лих; и она ей дала тотъ корень» [17]. После этого Чашникову и Таньку пытали, затем сослали в Казань.
В 1638 году Мария Сновидова сделала извет на другую мастерицу- Дарью Ламанову, обвинив ее в том, что она сыпет песок на след государыни царицы.В ходе расследования выяснилось, что Ламанова общалась с ведуньей Настькой, которая привораживала мужей к женам. В результате пыток открылась целая сеть так называемых ведьм, которых жестко пытали и жгли огнем. Настька и Ульянка умерли под пытками, Ламанова была сослана в Сибирь [18].
В 1647 году по навету церковных властей чародеями объявили женку Агафьицу и крестьянина Терешку. Этих людей по указу царя вывели на площадь, где объявили об их «богомерзком деле», а затем сожгли в срубе. В 1649 году в колдовстве была обвинена женка Анюта и мордвин. Их пытали и жгли огнем до такой степени, что поломали им ребра и сожгли ноги. После этого они умерли в тюрьме [19].
Грекулов Е. Ф. подчеркивал, что разрастание ведовских процессов было связано с пытками, с помощью которых светские и духовные власти искали сообщников ведьм и колдунов: «В 1630 г. по делу одной «бабы-ворожейки» было привлечено 36 человек... За Аленкой Дарьицей, привлеченной к суду в 1648 г. за тот же грех, последовали 142 жертвы. С Анюткой Ивановой (1649 г.) судили за чародейство 402» [20].
В заключение, можно отметить тот факт, что именно в XVII столетии преследование колдовства приобретает регулярный характер, при этом наказание ведьм, колдунов и еретиков могло быть очень суровым — их сжигают в срубах на площади, долго пытая перед этим.
Ссылки на используемую литературу.
1)Салман Жан-Мишель. Ведьмы.//История женщин, том 3 : Парадоксы эпохи Возрождения и Просвещения/ под общ. ред. Ж. Дюби и М. Перро, Спб: Алетейя, 2008. С. 460.
2) Молот ведьм. Я. Шпренгер, Г. Инститорис// пер. с лат. Н. Цветкова. - Спб: Амфора, 2008,с. 126.
3) Ibid., c.124-127.
4) Каролина. Уголовно-судебное уложение Карла V. Перевод, предисловие и примечания проф. С. Я. Булатова. Алма-Ата, 1967, CIX. http://krotov.info/acts/16/1/1532karolina.htm
5) Салман Жан-Мишель. Ведьмы.//История женщин, том 3 : Парадоксы эпохи Возрождения и Просвещения/ под общ. ред. Ж. Дюби и М. Перро, Спб: Алетейя, 2008. С. 460-474.
6) Канторович Я. А. Средневековые процессы о ведьмах. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014, с. 162.
7) Ibid., c. 163.
8) http://lib.ru/HISTORY/RUSSIA/povest.txt
9)Е. О. Шацкий. Русская православная церковь и сожжения. http://warrax.net/81/shatskiy2.html
10)Цит. по Е. Ф. Грекулов. Павославная инквизиция в России. Академия наук СССР. Научно-популярная серия. Издательство «Наука». М.: 1964, с. 29.
11) Псковские летописи: Вып. Второй/ Под ред. А. Н. Насонова. -М.: Изд-во АН СССР, 1955,с. 36. web.archive.org/web/20130528160126/http://www.vrev.ru..
12)http://www.e-reading.club/chapter.php/1004598/153/Kuz..
13) Канторович Я. А. Средневековые процессы о ведьмах. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014, с.166-167.
14) Опарина Т.А. Неизвестный указ 1653 г. о запрещении колдовства // Древняя Русь:Вопросы медиевистики, №3(9),с. 88.
15) Ibid.,c. 89.
16)Ibid.,c. 90.
17) Канторович Я. А. Средневековые процессы о ведьмах. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014,с.169.
18) Ibid.,с. 170-175.
19)Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. Академия наук СССР. Научно-популярная серия. Издательство «Наука». М.: 1964, с. 32.
20) Ibid.,с. 32.

Автор: Анна Дворниченко
Скрытый текст: :
Изображение


Источник: https://vk.com/id359345864?w=wall359345864_260%2Fall