Актуален ли женский вопрос?

afa-punk-23

16-04-2017 19:17:45

Игорь Кравчук, историк литературы. Актуален ли женский вопрос?

Сегодня, в условиях консервативного наступления, патриархатная риторика почти заглушает голоса сторонников гендерного равенства. Чтобы представить альтернативную точку зрения, мы решили дать слово мужчинам, разделяющим идеи женского освобождения.
Мы задали нашим собеседникам несколько вопросов:
- Актуален ли сегодня, на ваш взгляд, женский вопрос в мире?
- Актуален ли он в России?
- Почему женский вопрос важен для вас лично?
- Какие пути преодоления гендерных проблем вы видите?
Сегодня на них отвечает Игорь Кравчук, историк литературы и левый активист из Санкт-Петербурга.

...Для меня "женский вопрос" - это составная часть вопроса о человеческой личности, о ценности и смысле нашей жизни. Как литературовед я мог бы вспомнить о термине "остранение", предложенном в свое время Виктором Шкловским. Творческое и научное познание позволяют человеку преодолевать автоматизм восприятия, невосприимчивость к действительности в ее красоте, трагизме, в ее сложности, позволяют видеть в культуре и истории не набор фактов и школярских интерпретаций, а не терпящие отлагательства вопросы, судьбы и драмы живых людей.
Гендерные стереотипы, как любые другие, снимают с человека груз ответственности за себя и свою судьбу, освобождают его от необходимости жить, чувствовать, мыслить. Зачем, если можно присоединиться к большинству? Сегодня это преподносится как позитивный пример здорового консерватизма, возвращения к истокам, единения людей. Но любая традиция на три четверти конструируется и на четыре четверти обращается в орудие для достижения власти и выгод...

Изображение

Актуален ли женский вопрос? Часть вторая

Мы продолжаем серию интервью с мужчинами – сторонниками женского освобождения. Мы задали нашим собеседникам вопросы: «Актуален ли женский вопрос в мире и России?», «Почему он важен для вас?» и «Каковы пути решения гендерных проблем?». Сегодня на них отвечает участник феминистского движения Москвы Кирилл Чунаев.

... Очень странно, что у кого-то могут быть сомнения в том, что женский вопрос всё ещё очень актуален в нашем мире. Приведу несколько простых, но красноречивых примеров (данные ООН):

— Зарплата женщин за одну и ту же работу в среднем в мире на 17 процентов ниже зарплаты мужчин.
— Женщины выполняют 66% всей работы в мире, производят 50% еды, но при этом получают только лишь 10% всех доходов и владеют всего лишь 1% собственности.
— В некоторых регионах женщины составляют 70% рабочей силы в сфере сельского хозяйства и производят более 90% еды, однако никак не участвуют в принятии решений, связанных с распределением бюджета.

До сих пор в наших обществах существуют:
— Системное угнетение женщин мужчинами, женоненавистничество, оправдываемое биологией, экономической необходимостью или культурными традициями.
— Исторически сконструированное понятие социального пола (гендера), которое накрепко связывается с биологическим полом и навязывает произвольные и вредные модели должного поведения, общественные и культурные стереотипы, которые формируют ожидания людей.
— Половая/гендерная иерархия (неравенство), предполагающее господство, привилегии для одних и подчинённое положение, отсутствие тех же привилегий для других.
— Несправедливость в распределении ресурсов (экономических, властных и многих других) в рамках гендерной иерархии.
— Специфическое гендерное насилие и проявление агрессии по отношению к женщинам.

... В нашем мире не существует так называемых «стран победившего феминизма», и в России, разумеется, женский вопрос также актуален. Особая специфика здесь заключается в том, что реформы в этой сфере, проводившиеся во времена рождения советской России и СССР, первого социалистического/рабочего/государственно-капиталистического (нужное подчеркнуть) государства, принесли определённые положительные плоды, хотя и были частично задавлены реакцией уже к 30-ым годам XX века...

Изображение

Актуален ли женский вопрос? Часть третья

Евгений Люфанов, активист #РСД из Санкт-Петербурга отвечает на вопросы о том, актуальна ли борьба за гендерное равенство в России и мире, должны ли мужчины поддерживать феминистское движение и каковы пути преодоления сексистских стереотипов...

...Мне лично омерзительно всякое угнетение и неравенство. Там, где мужчина паразитирует на женщине, потребляя её как вещь, мне подчас становится просто физически невыносимо. Я вижу отношение к женщинам в семьях своих родственников, друзей, я вижу отношение к женщинам на работе, я ежедневно сталкиваюсь с рекламой, эксплуатирующей женское тело как хорошо продающийся товар – вокруг меня килотонны насилия и рабства, унижения и побоев. Я не смог бы быть тем, кто я есть, если бы отказался признавать наличие этой проблемы.

Только в контексте общереволюционной борьбы можно добиться равноправия и прекращения эксплуатации. Сексуальная и бытовая эксплуатация имеет те же корни, что и эксплуатация чужого труда. Нет возможности добиться равенства прав людей, не сменив текущую общественно-экономическую формацию. Если говорить конкретней, то по гендерному вопросу задача, стоящая перед любым вменяемым человеком очевидна – не сметь закрывать глаза на всякое несправедливое дело...

Изображение

Почему актуален женский вопрос? Часть четвертая

«Актуален ли женский вопрос в мире и в России, почему он важен для вас лично и каковы пути решения гендерных проблем?», - эти вопросы мы задали мужчинам – участникам левых и феминистских движений. Сегодня на них отвечает социалист, историк Станислав Худзик.

«Даже в «демократическом» обществе, существование женщины признается лишь наполовину, настолько, насколько она сама работает (разумеется, в «женских» профессиях, - работая в «мужских», она вынуждена действовать, как мужчина), признается обществом в качестве носителя рабочей силы и, таким образом, является частью гражданского общества.

Женщина за пределами гражданского общества лишается существования, так как для либерального капитализма, в котором женщине отведена роль средства производства и воспроизводства рабочей силы, покупаемой капиталистом, труда «женщины просто» не существует. Существование публичной сферы, гражданского общества, рынка и государства основывается на низведении к «несуществованию» сферы потребления и воспроизводства, где женщине отведена роль, с одной стороны, «товара народного потребления», с другой стороны рабочего, труд которого по воспроизводству рабочей силы не распознается - и не может быть распознанным - капиталом.

Более того, способ «несуществования» женщины, описанный выше, заключен в наличии самой категории «женщина» при капитализме, категории, которая подразумевает разделение мира на сферу публичного и частного, труд мужчин и «не-труд» женщин (работа по дому, рождение и уход за детьми, а также «недотруд» - низкооплачиваемые «женские профессии»).

Такой способ существования подразумевает не только сохранение подчиненного положения женщины, но и является структурно необходимым элементом воспроизводства капиталистической эксплуатации...

Изображение

afa-punk-23

16-04-2017 19:23:20

Почему актуален женский вопрос? Часть пятая

Мы продолжаем серию интервью с левыми активистами, сторонниками феминистских взглядов. На вопросы о причинах актуальности женского вопроса и путях преодоления гендерного неравенства отвечает участник анархистского движения Даниил (по просьбе автора мы не публикуем его фамилию и фото).

Изображение

«Женский вопрос актуален, безусловно. И у этой актуальности есть много сторон. Одну из них я назвал бы эмпирической: женщины до сих получают зарплату в среднем ниже, чем мужчины за те же виды работ, они до сих пор занимают менее квалифицированные должности, чем мужчины, именно их насилуют на улицах, именно они чаще всего являются жертвами домашнего насилия, именно их жизнь больше всего контролируется модой и рекламой, они меньше представлены в органах власти и т.д.

Другая сторона связана с менее осязаемым аспектом, заключающимся в том, что существующий мир – это мир, в котором господствуют патриархат и гетеронормативность. Все его ценности – «мужские» либо поданные с мужской точки зрения.

Когда ты живешь в стране, который руководит «альфа-самец», гарцующий с оголенным торсом на лошади, в стране, где поехавшие депутаты то и дело выдвигают абсурдные законопроекты, вроде запрета для женщины получать высшее образование, если она не наплодит 50 детей, в стране, где жертвами домашнего насилия каждый год становятся тысячи женщин, где женский голос вообще не слышен, то здесь, по-моему, даже вопроса об актуальности не должно стоять. Но кроме этого, феминизм важен для нас еще и как определенная оптика, «инфракрасные очки», позволяющие высвечивать патриархатную логику существующего режима. Мне кажется, что феминизм, с одной стороны, позволяет лучше понять основания имеющейся в нашей стране государственной политики, а с другой - является эффективным оружием ее деконструкции.

Феминистская борьба на данный момент является одной из самых радикальных форм политического мышления и действия. Ведь это не просто борьба за равенство внутри существующей системы. Равенство в патриархатном обществе означает только то, что каждый может исполнять мужские роли и «быть мужиком». Феминизм борется с самой системой гендерного доминирования. Он подрывает и взламывает те невидимые парадигмы, которые скрываются, если не смотреть на них через феминистскую оптику. Это значит, что существуют проблемы, которых мы зачастую не замечаем, нам кажется, что тут даже нет никакой проблемы, а все вполне естественно. Например, в левой организации Х состоит 50 мужиков и 10 девушек, причем девушки не принимают активного участия в деятельности, сидят молча на собраниях и т.д. Обычно это все списывается на то, что, «ну это же девушки, социализация и т.д.». Мне кажется, что такие случаи, их регулярность и постоянство говорят о том, что существующие политические организации (левые и анархистские) скорее отвечают интересам мужчин и выстроены больше в соответствии со взглядом из мужской перспективы. И какая-то честная рефлексия по этому поводу обычно отсутствует напрочь. Вместо того, чтобы открыто признавать проблемы сексизма и мачизма в своих рядах и работать с ними, левые активисты предпочитают просто не обращать на это внимания и искать нелепые оправдания. Наверное, боятся, что открытое признание проблем повредит их репутации крутых борцов за всеобщее равноправие.

Нам нужно создавать/изобретать новые формы политического действия и протеста, в само устройство которых будет заложен принцип разрушения гендерных ролей и патриархатных моделей поведения, оценивания, мышления, видения».

С Даниилом беседовала Мария Рахманинова

Почему актуален женский вопрос? Часть шестая

Ветеран анархического движения Москвы, журналист Владлен Тупикин - о феминизме и том, почему он не может не быть феминистом, как бы ни старался...

...Он (феминизм) важен для меня потому, что я свято верю, что люди, независимо от строения пиписек, цвета глаз, волос и кожи, роста, веса, скорости тугодумия или степени состоятельности или образованности своей семьи, рождаются свободными и равными в правах. Феминизм – ещё один способ вскрыть это глубинное равенство и свободу, ещё один способ подчеркнуть их, ещё один способ настоять на них, ещё один способ добиться их осуществления, если какой-то отдельный придурок (придурошная) или целое общество/класс/гендер/государство попробует поприжать их.

А открыл я для себя феминизм впервые в детстве, ещё до детского сада, когда на равных играл с девочками и мальчиками; вторично – в 17 лет, когда как-то, сидя летом на бордюре (в вашем городе это называют – поребрик) вдвоём с подругой – оба мы были в джинсах, оба с отличием закончили только что первый курс истфака, оба хотели бухать, оба не имели ни копья денег на осуществление этих планов, оба жевали чуть протёртые о штаны немытые яблоки, оба страстно обнимали друг друга, в конце концов, для нас обоих это был первый настоящий секс в жизни, – я вдруг подумал, что не совсем чётко понимаю, где тут она, а где – я, где вообще разделяются эти два человеческих существа, два ли их вообще, или всё же одно, а если всё-таки два, то – кто из нас кто, где маскулин и где феминин, где “она” и где “он”, и кто, собственно, из них – есть я; а в третий раз (бог любит троицу – да? – нет?) всё самое важное про феминизм объяснила нам, всем московским мужчинам-анархистам 1990-х годов, Красная Лора, а кто тогда не понял, тот, во-первых, мудак, а, во-вторых, разумеется, не анархист...

Изображение

Почему актуален женский вопрос? Часть седьмая

Историк, марксист Михаил Ланкин - о том, почему женское освободительное движение по-прежнему актуально и почему не нужно никаких особых причин, чтобы быть феминистом...

...Октябрьская революция смогла добиться многого для установления реального равенства - для начала ХХ века принимаемые в советской стране законы были наиболее прогрессивными во всем мире, государство предпринимало очень много усилий, чтобы освободить женщин от кухонного рабства и от власти мужчины. Однако с приходом к власти Сталина все это было свернуто. Обязанности женщины на производстве были такими же, как у мужчин, семейные же обязанности возлагались целиком на женщину. Как говорилось: "В одной руке сетка, в другой — Светка, впереди пятилетний план, а позади пьяный Иван".

По большому счету, эта ситуация сохранилась и в современной России. Конечно, многое изменилось, но эти изменения чаще всего - не в лучшую сторону. Государство перестало обеспечивать наиболее уязвимые категории населения, а при сохраняющемся патриархате это означает, что женщины попали под удар в первую очередь. Например, положение матерей-одиночек в современной России просто катастрофическое - зарплаты у большей части населения граничат с нищенскими, при этом женщины получают в среднем значительно меньше мужчин, пособия крайне низкие - и за каждую копейку приходится грызться с чиновниками; очень часто никаких алиментов отцы не выплачивают. В таких условиях абсолютно непонятно, как удается еще и обеспечивать, и воспитывать ребенка.

Сокращение социальной защиты означает, что власть семьи и мужчины над женщиной увеличивается. Нормы сексуального поведения стали более "либеральными" - но, как и на Западе, сексуальная революция не дала женщинам равенства, зато породила множество новых форм эксплуатации...

Изображение

NT2

04-07-2017 19:05:58

Евгений Люфанов :co_ol:

Goot

05-07-2017 02:05:45

Сегодня, в условиях консервативного наступления, патриархатная риторика почти заглушает голоса сторонников гендерного равенства.

а случайно не ваша ебнутая политика женской ксенофобии к мужчинам, черный расизм, лгбт-сепаратизм, толерантность к насилию со стороны "меньшинств"(неудачное слово) привела к наступлению "ужасного патриархата" :-)
Сегодня это преподносится как позитивный пример здорового консерватизма, возвращения к истокам, единения людей.

дебил! сегодня это прeподносится как равенство в отличие от ебанутых леваков которые закрывают глаза на тот самый консерватизм и мракобесие исламистов, но надо молчать и терпеть чтоб не нарушить баланс(х.з какой :-).видимо чтоб Меркель не потеряла кресло и дешевую раб.силу )...даже слово придумали- исламофобия
— Системное угнетение женщин мужчинами, женоненавистничество, оправдываемое биологией, экономической необходимостью или культурными традициями.

а не леваки случайно выступают за терпимое отношение к религиям и культурам(любым)...мусульманской которая одна из самых патриархальных?
или снимите или наденьте
существующий мир – это мир, в котором господствуют патриархат и гетеронормативность.

и многие феминиздки и леваки используют этот самый патриархат в своих целях
10 девушек, причем девушки не принимают активного участия в деятельности, сидят молча на собраниях и т.д.

это их проблемы...освобождение никто им на блюде не даст...или опять мужики виноваты? т.е вы признаете что женщины тупые существа которые даже говорить не умеют за себя и их освобождать должны тоже мужчины?
Мне кажется, что такие случаи, их регулярность и постоянство говорят о том, что существующие политические организации (левые и анархистские) скорее отвечают интересам мужчин и выстроены больше в соответствии со взглядом из мужской перспективы.

а мне кажется что ебанутые леваки и некоторые анархисты скорее отвечают интересам неолибералов и богачей которые разделяют(на М и Ж и т.д) и властвуют.
Вместо того, чтобы открыто признавать проблемы сексизма и мачизма

ужасные мачисты мешают феминисткам вести борьбу за свое освобождение? мешают наклейки клеить? :-)
а почему ебанутые леваки которые за "равенство" и против стереотипов решили что женщина не может какой захочет и мачисткой тоже? а разве называть кого-то мачистом это не стереотип? Откуда лево-либеральчики знают где женское, а где мачизм? и почему только бинарная(двухполовая) система? т.е мыслите патриархальными категориями?

Женский вопрос и вообще вопрос гендерного равенства актуален, но не левакам о нем рассуждать и решать, ибо тупые как бревно. А еще патриархальные сволочи которые научились использовать патриархат чтобы разделять людей в интересах богатых дядей...полезные идиоты.

Goot

05-07-2017 02:33:35

Феминизм который последние 30 лет доминирует в Европе и России не отвечает интересам женщин, а очередной повод попиздеть всяким либералам и троцкистам, насоздавать кучу форумов и интернационалов. Какие проблемы женщин решал Обама, Меркель, Медвежонок? А почему вохбуждаться начали только после Трампа который кого-то за жопу схватил? до Трампа проблем не было? Проблемы же не решали...боролись за политкорректность, правильные слова, фемино-кашерные костюмы на хэлоин, но не за равную оплату труда, не за доступ к профессиям и это не только в США. Как к таким тупорылым и мелочным людям относиться?!...как к говну

NT2

05-07-2017 07:02:29

Goot
с некоторыми оговорками согласен с тобой. Потому и лишь мнение Евгения нахожу нормальным, а с прочими чего то и спорить неохота, бо даже не совсем понимаю их мыслю... Особенно непонятны мне экзистенциальные терзания Тупикина в его 17 лет

А насчет толерантности (извращенный заместитель солидарности) к РЕЛИГИЯМ, это ваще идиотизм. Религия есть форма власти, к ней никакой терпимости быть не может. Любая религия.

Kamrad-87

06-07-2017 00:13:43

Пора бы уже выкинуть нахуй из левого движения такие темы как толерантность,ЛГБТ,феминизм,исламофобия.Пусть их осваивают либералы,у левых должны быть свои идеи.

afa-punk-23

06-07-2017 00:17:15

Goot писал(а):Феминизм который последние 30 лет доминирует в Европе и России не отвечает интересам женщин, а очередной повод попиздеть всяким либералам и троцкистам, насоздавать кучу форумов и интернационалов. Какие проблемы женщин решал Обама, Меркель, Медвежонок? А почему вохбуждаться начали только после Трампа который кого-то за жопу схватил? до Трампа проблем не было? Проблемы же не решали...боролись за политкорректность, правильные слова, фемино-кашерные костюмы на хэлоин, но не за равную оплату труда, не за доступ к профессиям и это не только в США. Как к таким тупорылым и мелочным людям относиться?!...как к говну


Дык именно это и критикуется. Об этом и речь.