afa-punk-23
16-04-2017 19:17:45
Игорь Кравчук, историк литературы. Актуален ли женский вопрос?
Сегодня, в условиях консервативного наступления, патриархатная риторика почти заглушает голоса сторонников гендерного равенства. Чтобы представить альтернативную точку зрения, мы решили дать слово мужчинам, разделяющим идеи женского освобождения.
Мы задали нашим собеседникам несколько вопросов:
- Актуален ли сегодня, на ваш взгляд, женский вопрос в мире?
- Актуален ли он в России?
- Почему женский вопрос важен для вас лично?
- Какие пути преодоления гендерных проблем вы видите?
Сегодня на них отвечает Игорь Кравчук, историк литературы и левый активист из Санкт-Петербурга.
...Для меня "женский вопрос" - это составная часть вопроса о человеческой личности, о ценности и смысле нашей жизни. Как литературовед я мог бы вспомнить о термине "остранение", предложенном в свое время Виктором Шкловским. Творческое и научное познание позволяют человеку преодолевать автоматизм восприятия, невосприимчивость к действительности в ее красоте, трагизме, в ее сложности, позволяют видеть в культуре и истории не набор фактов и школярских интерпретаций, а не терпящие отлагательства вопросы, судьбы и драмы живых людей.
Гендерные стереотипы, как любые другие, снимают с человека груз ответственности за себя и свою судьбу, освобождают его от необходимости жить, чувствовать, мыслить. Зачем, если можно присоединиться к большинству? Сегодня это преподносится как позитивный пример здорового консерватизма, возвращения к истокам, единения людей. Но любая традиция на три четверти конструируется и на четыре четверти обращается в орудие для достижения власти и выгод...
Актуален ли женский вопрос? Часть вторая
Мы продолжаем серию интервью с мужчинами – сторонниками женского освобождения. Мы задали нашим собеседникам вопросы: «Актуален ли женский вопрос в мире и России?», «Почему он важен для вас?» и «Каковы пути решения гендерных проблем?». Сегодня на них отвечает участник феминистского движения Москвы Кирилл Чунаев.
... Очень странно, что у кого-то могут быть сомнения в том, что женский вопрос всё ещё очень актуален в нашем мире. Приведу несколько простых, но красноречивых примеров (данные ООН):
— Зарплата женщин за одну и ту же работу в среднем в мире на 17 процентов ниже зарплаты мужчин.
— Женщины выполняют 66% всей работы в мире, производят 50% еды, но при этом получают только лишь 10% всех доходов и владеют всего лишь 1% собственности.
— В некоторых регионах женщины составляют 70% рабочей силы в сфере сельского хозяйства и производят более 90% еды, однако никак не участвуют в принятии решений, связанных с распределением бюджета.
До сих пор в наших обществах существуют:
— Системное угнетение женщин мужчинами, женоненавистничество, оправдываемое биологией, экономической необходимостью или культурными традициями.
— Исторически сконструированное понятие социального пола (гендера), которое накрепко связывается с биологическим полом и навязывает произвольные и вредные модели должного поведения, общественные и культурные стереотипы, которые формируют ожидания людей.
— Половая/гендерная иерархия (неравенство), предполагающее господство, привилегии для одних и подчинённое положение, отсутствие тех же привилегий для других.
— Несправедливость в распределении ресурсов (экономических, властных и многих других) в рамках гендерной иерархии.
— Специфическое гендерное насилие и проявление агрессии по отношению к женщинам.
... В нашем мире не существует так называемых «стран победившего феминизма», и в России, разумеется, женский вопрос также актуален. Особая специфика здесь заключается в том, что реформы в этой сфере, проводившиеся во времена рождения советской России и СССР, первого социалистического/рабочего/государственно-капиталистического (нужное подчеркнуть) государства, принесли определённые положительные плоды, хотя и были частично задавлены реакцией уже к 30-ым годам XX века...
Актуален ли женский вопрос? Часть третья
Евгений Люфанов, активист #РСД из Санкт-Петербурга отвечает на вопросы о том, актуальна ли борьба за гендерное равенство в России и мире, должны ли мужчины поддерживать феминистское движение и каковы пути преодоления сексистских стереотипов...
...Мне лично омерзительно всякое угнетение и неравенство. Там, где мужчина паразитирует на женщине, потребляя её как вещь, мне подчас становится просто физически невыносимо. Я вижу отношение к женщинам в семьях своих родственников, друзей, я вижу отношение к женщинам на работе, я ежедневно сталкиваюсь с рекламой, эксплуатирующей женское тело как хорошо продающийся товар – вокруг меня килотонны насилия и рабства, унижения и побоев. Я не смог бы быть тем, кто я есть, если бы отказался признавать наличие этой проблемы.
Только в контексте общереволюционной борьбы можно добиться равноправия и прекращения эксплуатации. Сексуальная и бытовая эксплуатация имеет те же корни, что и эксплуатация чужого труда. Нет возможности добиться равенства прав людей, не сменив текущую общественно-экономическую формацию. Если говорить конкретней, то по гендерному вопросу задача, стоящая перед любым вменяемым человеком очевидна – не сметь закрывать глаза на всякое несправедливое дело...
Почему актуален женский вопрос? Часть четвертая
«Актуален ли женский вопрос в мире и в России, почему он важен для вас лично и каковы пути решения гендерных проблем?», - эти вопросы мы задали мужчинам – участникам левых и феминистских движений. Сегодня на них отвечает социалист, историк Станислав Худзик.
«Даже в «демократическом» обществе, существование женщины признается лишь наполовину, настолько, насколько она сама работает (разумеется, в «женских» профессиях, - работая в «мужских», она вынуждена действовать, как мужчина), признается обществом в качестве носителя рабочей силы и, таким образом, является частью гражданского общества.
Женщина за пределами гражданского общества лишается существования, так как для либерального капитализма, в котором женщине отведена роль средства производства и воспроизводства рабочей силы, покупаемой капиталистом, труда «женщины просто» не существует. Существование публичной сферы, гражданского общества, рынка и государства основывается на низведении к «несуществованию» сферы потребления и воспроизводства, где женщине отведена роль, с одной стороны, «товара народного потребления», с другой стороны рабочего, труд которого по воспроизводству рабочей силы не распознается - и не может быть распознанным - капиталом.
Более того, способ «несуществования» женщины, описанный выше, заключен в наличии самой категории «женщина» при капитализме, категории, которая подразумевает разделение мира на сферу публичного и частного, труд мужчин и «не-труд» женщин (работа по дому, рождение и уход за детьми, а также «недотруд» - низкооплачиваемые «женские профессии»).
Такой способ существования подразумевает не только сохранение подчиненного положения женщины, но и является структурно необходимым элементом воспроизводства капиталистической эксплуатации...
Сегодня, в условиях консервативного наступления, патриархатная риторика почти заглушает голоса сторонников гендерного равенства. Чтобы представить альтернативную точку зрения, мы решили дать слово мужчинам, разделяющим идеи женского освобождения.
Мы задали нашим собеседникам несколько вопросов:
- Актуален ли сегодня, на ваш взгляд, женский вопрос в мире?
- Актуален ли он в России?
- Почему женский вопрос важен для вас лично?
- Какие пути преодоления гендерных проблем вы видите?
Сегодня на них отвечает Игорь Кравчук, историк литературы и левый активист из Санкт-Петербурга.
...Для меня "женский вопрос" - это составная часть вопроса о человеческой личности, о ценности и смысле нашей жизни. Как литературовед я мог бы вспомнить о термине "остранение", предложенном в свое время Виктором Шкловским. Творческое и научное познание позволяют человеку преодолевать автоматизм восприятия, невосприимчивость к действительности в ее красоте, трагизме, в ее сложности, позволяют видеть в культуре и истории не набор фактов и школярских интерпретаций, а не терпящие отлагательства вопросы, судьбы и драмы живых людей.
Гендерные стереотипы, как любые другие, снимают с человека груз ответственности за себя и свою судьбу, освобождают его от необходимости жить, чувствовать, мыслить. Зачем, если можно присоединиться к большинству? Сегодня это преподносится как позитивный пример здорового консерватизма, возвращения к истокам, единения людей. Но любая традиция на три четверти конструируется и на четыре четверти обращается в орудие для достижения власти и выгод...
Актуален ли женский вопрос? Часть вторая
Мы продолжаем серию интервью с мужчинами – сторонниками женского освобождения. Мы задали нашим собеседникам вопросы: «Актуален ли женский вопрос в мире и России?», «Почему он важен для вас?» и «Каковы пути решения гендерных проблем?». Сегодня на них отвечает участник феминистского движения Москвы Кирилл Чунаев.
... Очень странно, что у кого-то могут быть сомнения в том, что женский вопрос всё ещё очень актуален в нашем мире. Приведу несколько простых, но красноречивых примеров (данные ООН):
— Зарплата женщин за одну и ту же работу в среднем в мире на 17 процентов ниже зарплаты мужчин.
— Женщины выполняют 66% всей работы в мире, производят 50% еды, но при этом получают только лишь 10% всех доходов и владеют всего лишь 1% собственности.
— В некоторых регионах женщины составляют 70% рабочей силы в сфере сельского хозяйства и производят более 90% еды, однако никак не участвуют в принятии решений, связанных с распределением бюджета.
До сих пор в наших обществах существуют:
— Системное угнетение женщин мужчинами, женоненавистничество, оправдываемое биологией, экономической необходимостью или культурными традициями.
— Исторически сконструированное понятие социального пола (гендера), которое накрепко связывается с биологическим полом и навязывает произвольные и вредные модели должного поведения, общественные и культурные стереотипы, которые формируют ожидания людей.
— Половая/гендерная иерархия (неравенство), предполагающее господство, привилегии для одних и подчинённое положение, отсутствие тех же привилегий для других.
— Несправедливость в распределении ресурсов (экономических, властных и многих других) в рамках гендерной иерархии.
— Специфическое гендерное насилие и проявление агрессии по отношению к женщинам.
... В нашем мире не существует так называемых «стран победившего феминизма», и в России, разумеется, женский вопрос также актуален. Особая специфика здесь заключается в том, что реформы в этой сфере, проводившиеся во времена рождения советской России и СССР, первого социалистического/рабочего/государственно-капиталистического (нужное подчеркнуть) государства, принесли определённые положительные плоды, хотя и были частично задавлены реакцией уже к 30-ым годам XX века...
Актуален ли женский вопрос? Часть третья
Евгений Люфанов, активист #РСД из Санкт-Петербурга отвечает на вопросы о том, актуальна ли борьба за гендерное равенство в России и мире, должны ли мужчины поддерживать феминистское движение и каковы пути преодоления сексистских стереотипов...
...Мне лично омерзительно всякое угнетение и неравенство. Там, где мужчина паразитирует на женщине, потребляя её как вещь, мне подчас становится просто физически невыносимо. Я вижу отношение к женщинам в семьях своих родственников, друзей, я вижу отношение к женщинам на работе, я ежедневно сталкиваюсь с рекламой, эксплуатирующей женское тело как хорошо продающийся товар – вокруг меня килотонны насилия и рабства, унижения и побоев. Я не смог бы быть тем, кто я есть, если бы отказался признавать наличие этой проблемы.
Только в контексте общереволюционной борьбы можно добиться равноправия и прекращения эксплуатации. Сексуальная и бытовая эксплуатация имеет те же корни, что и эксплуатация чужого труда. Нет возможности добиться равенства прав людей, не сменив текущую общественно-экономическую формацию. Если говорить конкретней, то по гендерному вопросу задача, стоящая перед любым вменяемым человеком очевидна – не сметь закрывать глаза на всякое несправедливое дело...
Почему актуален женский вопрос? Часть четвертая
«Актуален ли женский вопрос в мире и в России, почему он важен для вас лично и каковы пути решения гендерных проблем?», - эти вопросы мы задали мужчинам – участникам левых и феминистских движений. Сегодня на них отвечает социалист, историк Станислав Худзик.
«Даже в «демократическом» обществе, существование женщины признается лишь наполовину, настолько, насколько она сама работает (разумеется, в «женских» профессиях, - работая в «мужских», она вынуждена действовать, как мужчина), признается обществом в качестве носителя рабочей силы и, таким образом, является частью гражданского общества.
Женщина за пределами гражданского общества лишается существования, так как для либерального капитализма, в котором женщине отведена роль средства производства и воспроизводства рабочей силы, покупаемой капиталистом, труда «женщины просто» не существует. Существование публичной сферы, гражданского общества, рынка и государства основывается на низведении к «несуществованию» сферы потребления и воспроизводства, где женщине отведена роль, с одной стороны, «товара народного потребления», с другой стороны рабочего, труд которого по воспроизводству рабочей силы не распознается - и не может быть распознанным - капиталом.
Более того, способ «несуществования» женщины, описанный выше, заключен в наличии самой категории «женщина» при капитализме, категории, которая подразумевает разделение мира на сферу публичного и частного, труд мужчин и «не-труд» женщин (работа по дому, рождение и уход за детьми, а также «недотруд» - низкооплачиваемые «женские профессии»).
Такой способ существования подразумевает не только сохранение подчиненного положения женщины, но и является структурно необходимым элементом воспроизводства капиталистической эксплуатации...