noname
28-05-2013 18:49:29
по следам страницы http://salin.al.ru/nauka/tupik06.htm
Салин Ю.С. - Эволющионный тупик (ред. - Цивилизационный тупик)
Два образа народной культуры
Принятие идеи прогресса неизбежно формирует отношение ко всему менее
затронутому научно-технической цивилизацией как к более отсталому и
примитивному.
Вот какими представляет нецивилизованных людей Фридрих Шиллер: "Многие
из этих дикарей еще не были знакомы с самыми необходимыми ремеслами, не
знали употребления железа и плуга, и даже огня. Многие еще вели борьбу с
дикими зверями за пищу и за жилье, у многих речь еле поднималась от
звериных криков к членораздельным звукам. У одних не существовало даже
брачных связей, другие не имели никакого представления о собственности, у
третьих неразвитый интеллект не мог удержать данные ежедневного опыта.
Дикари беспечно бросали ложе, на котором они спали сегодня, потому что им
не приходило в голову, что завтра они тоже будут спать. Но войны велись
повсюду, и мясо побежденного врага нередко служило наградой победителю...
Такими были и мы сами. Восемнадцать столетий назад Цезарь и Тацит нашли
нас не в лучшем положении" [102, с. 15-16].
Анни Безант, англичанка, участница индийского движения за свободу и
независимость, рассказывает о дикарях, которым белые благотворители
раздают вечером одеяла, а они утром обменивают их на другие вещи, потому
что не понимают, что после заката солнца снова придет ночь; о дикарях,
которые поедают своих жен, а когда высокоразвитые миссионеры пытаются
пристыдить их, говоря, что они поступили плохо, возражают: "Уверяю вас, она
была очень вкусная" [6, с. 5]. Вот до какого зверства доходят люди,
находящиеся в гармонии с природой!
Да и были ли предки культурных людей способными жить среди дикой
природы? "Какими жалкими и бессильными, без мыслей и без желаний были
они в те времена! Они слонялись по земле, не зная, за что приняться, как
построить себе жилище. От дождя и диких зверей прятались они в глубоких
пещерах, куда никогда не заглядывало солнце. Они не умели предвидеть
приближение зимы с ее морозами или щедрыми плодами осени. И еду не умели
готовить те люди, которые не владели огнем". Такими представляла себе
первобытных людей греческая античность в мифе Эсхила о Прометее [59, с.
12].
Как же могла эволюция допустить такой просмотр? Мышка и птичка
догадываются о приближении зимы, готовят себе запасы в предчувствии
холодов, медведь благоустраивает берлогу, лебедь и волк остаются верны до
гроба подруге жизни, обезьяна умирает от тоски при потере любимого, а
человек дал такого маху! К чему бы вдруг такой провал в развитии? Чтобы,
отдохнув от переутомления с появлением перволюдей-недочеловеков,
эволюция снова принялась за дело неуклонного совершенствования
чувствующей материи, чтобы хоть со второй попытки создать что-то по образу
и подобию божию... Иначе у цивилизованного человека концы с концами не
сойдутся в объяснении мирового порядка, иначе он никак не сможет считать
себя венцом творения.
"Образ "слаборазвитых обществ", созданный в девятнадцатом столетии, явился
в значительной степени следствием позитивистской, антирелигиозной и
неметафизической позиции, которой придерживались многие, пользовавшиеся
уважением исследователи и этнологи, изучавшие "дикарей" с идеологических
позиций Конта, Дарвина и Спенсера", - пишет Мирча Элиаде: "В чужой
культуре ... исследователь ... обнаруживает лишь то, что он был "готов"
обнаружить" [105, с. 7].
Ставит точку на проблеме польский специалист по русской истории Казимир
Валишевский: "Фикция существования высокой нравственности на низкой
ступени культурного развития историей опровергается" [19, с. 94].
У В.О. Ключевского только в девятом томе полного собрания его сочинений, в
дневниковых записях, вовсе не предназначенных для публики, удается
выяснить, почему он принимает европейский прогресс как неизбежность,
имеющую моральное оправдание.
Вот вы на улице нанимаете пролетку, если у вас есть деньги. Лихач мчится,
заставляя испуганно шарахаться в стороны прохожих победнее. Конечно, это
не настраивает в пользу цивилизации, это неприятно. Но вдруг кучер резко
осаживает лошадей: через дорогу ковыляет малыш! И это сразу примиряет вас
с цивилизацией. Это означает, что века просвещения не прошли даром,
отложились в психологии людей: "Нет, это не природа, а история. Это не
сотворилось, а выработалось, стоило много трудов, ошибок, вдохновенных
замыслов и разочарований" [42, с. 300]. По В.О. Ключевскому получается, что
нецивилизованные дикари давили бы детей, не колеблясь.
... Что ж, абстрактные дикари только для того и существуют, чтобы оттенять
достоинства культурных людей. А как живут конкретные дикари, которых
европейские естествоиспытатели изучали, наблюдали беспристрастно,
протокольно точно, как любой другой объект исследования, одушевленный или
неодушевленный?
Профессор А.Э. Норденшельд, 1878 год, о чукчах: "Детей, здоровых, веселых,
нежно любимых жителями, было множество. Доброго слова детям было
достаточно, чтобы обеспечить дружественный прием в яранге... Я видел, как
отец перед сном целовал и ласкал своих детей" [65, с. 103].
Н.В. Слюнин, 1900 год, о тунгусах: "Дети пользуются большой любовью и
заботой..." [85, с. 371].
Н.Ф. Каллиников, 1912 год: "Но особую любовь и нежность проявляют чукчи к
детям, особенно к маленьким" [39, с. 85].
Г.У. Свердруп, 1921 год, о чукчах: "Родители не нарадуются на своих детей"
[80, с. 285].
Я прерываю цитирование только потому, что оно слишком уж однообразно. И
так ясно: насколько злобны и свирепы абстрактные дикари, настолько же
добры и заботливы дикари конкретные.
Но они, надо думать, не умеют любить своих детей, наверно, они, как говорил
Максим Горький, любят своих детей как курица любит цыплят?
В чем же состоит педагогическое умение? Самая учительная книга, библия,
дает следующие наставления: "Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а
кто любит, тот с детства наказывает его" (Прит. 13:24).
Вот где проявилась непросвещенность туземцев! Не выполняют они мудрый
совет царя Соломона, ну и, раз яблочко от яблоньки недалеко падает,
вырастают детишки аборигенов такими же нецивилизованными, как и их папы
с мамами. (это ирония, кто не понял)
Г. Майдель, 1870 год, о чукчах: "Взрослые обращаются с детьми всегда очень
хорошо; они охотно балуют их, так что ребятишки всегда довольны и веселы"
[54, с. 519].
К. Нейман, 1871 год: "Чукчи очень любят своих детей и чрезвычайно их
балуют" [64, с. 21].
А.Э. Норденшельд, 1878 год: "С детьми чукчи обращались удивительно
ласково, и никогда не случалось слышать со стороны старших бранного
слова... Дети не злоупотребляют этим мягким обращением. Если им давали
что-нибудь, их первой мыслью было поделиться с родителями. В этом
отношении они стоят гораздо выше многих европейских детей" [65, с. 236].
Это пересказ сообщения лейтенанта Бове, совершившего во время зимовки
поездку в селение Наукай. А вот впечатления самого А.Э. Норденшельда:
"Детей не бранят и не наказывают, и все же более благонравных детей я
никогда не видел. Поведение их в яранге можно вполне сравнить с
поведением хорошо воспитанных европейских детей в гостиной" [65, с. 357].
В.Г. Богораз, 1895: "Детям дают лучшие куски, их ласкают и пестуют все
взрослые люди... Детство у чукоч проходит очень счастливо. Детей ни в чем не
стесняют и не запугивают" [12. Ч. I, с. 101].
Н.В. Слюнин, 1900 год: "Дети крайне почтительны к родителям, хотя на глазах
тех и других никогда не появляется слез при потере любимого существа:
тунгус никогда не плачет" [85, с. 371].
Н.Ф. Каллиников, 1912 год, о чукчах: "Ни разу я не замечал, чтобы родители
били ребенка" [39, с. 85]. С детьми лет четырнадцати-пятнадцати уже
советуются во всех серьезных делах. "Зато и последние платят старикам таким
уважением, такой любовью, примеров которой не часто встретишь в
культурной жизни" [39, с. 85]. Молодые все трудное берут на себя, лучшее
место, лучший кусок отдают старшим.
Г.У. Свердруп, 1921 год: "Родители никогда не бранят детей. Даже
удивительно, что дети растут прилежными и послушными, когда родители
позволяют им делать все, что только заблагорассудится" [80, с. 285].
Каковы же последствия нарушения мудрой заповеди царя Соломона? "У чукчей
оленеводов обращение молодежи со стариками прямо поражает. Работать
старику у них не позволено вовсе, будь то богатый или бедный старик.
Молодые приводят его оленей, запрягают и выпрягают, счищают снег со
старика при его возвращении, уступают ему лучшее место и лучший кусок.
Молчат, когда старик говорит, и никогда не возражают, даже если он ворчит
или сердится без всякого основания" [80, с. 275].
Уважение друг к другу, терпимость были привычны для кочевника с детства. У
них не было заведено кричать, перебивать друг друга. В своих заповедях
Виссарион, которого его последователи признают Мессией, советует:
"Говорить можно только там, где слушают. Не старайтесь говорить там, где
говорят".
Эту заповедь можно посчитать протокольной записью наблюдений о поведении
чукчей. Я хочу еще раз воспроизвести текст А.Э. Норденшельда: "Если чукче
нужно было что-то сказать, он говорил тихо, точно стеснялся. Его слушали
внимательно, не прерывая. Следующий начинал говорить только тогда, когда
кончал первый" [65, с. 236].
Ф. Моуэт, 1947 год, эскимосы-ихалмюты: "...дети ихалмютов не знают никаких
ограничений, не считая тех, которые они устанавливают для себя сами [61, с.
163]....Этот народ относится к детям тепло и заботливо просто по доброте
душевной" [61, с. 162]. Когда писатель выразил удивление, почему родители
не применяют к детям телесных наказаний, эскимосы посмотрели на белого
человека как на сумасшедшего, - как можно поднять руку на свою
кровиночку? Как можно ударить слабого?
Дети пользуются абсолютной свободой поведения. Они могут вставать и
ложиться спать когда хотят, они могут есть все, что хотят или не есть ничего.
Они могут делать все, что хотят или не делать ничего. К любым их желаниям
взрослые относятся не как к капризам, а с полным уважением. У
южноамериканских индейцев-арауканов, если даже ребенок заявит, что ему
не нравится это стойбище, и потребует переехать на другое место, все племя
без возражений и попыток переубеждения неразумного дитяти снимается с
места и переселяется туда, куда захотел ребенок.
Во-первых, дети сразу привыкают к ответственности в поведении. Во-вторых,
и это гораздо важнее, дикари, сами дети природы, относятся с полным
доверием к природе. "Человек рождается совершенным", - этот афоризм
Жан-Жака Руссо большинство цивилизованных людей считает неправдой или
красивым преувеличением. Для дикаря это истина настолько элементарная,
что она не нуждается даже в формулировке. Чего тут спорить-то, на этом надо
основывать всю свою жизнь! Зла вообще не существует, и оно само по себе не
может возникнуть, если оно не привнесено со стороны. А так как никто
из дикарей привнести зла не может, то пусть все так и идет естественным
путем. Природу не надо поправлять, ей надо доверять.
Ну и какими вырастают дети в обстановке вседозволенности и своеволия?
Распущенными эгоистами и индивидуалистами? Вовсе нет, как выясняется.
Вырастают они добрыми, заботливыми, вырастают коллективистами, потому
что есть в натуре человеческой инстинкты добра и общительности, а
инстинктов зла и конкуренции нет.
Но неужели родители пускают на самотек весь воспитательный процесс? Не
ругают, не бранят, не ограничивают ни в чем, и дети растут сами по себе, как
трава растет? Это ведь тоже непедагогично!
Салин Ю.С. - Эволющионный тупик (ред. - Цивилизационный тупик)
Два образа народной культуры
Принятие идеи прогресса неизбежно формирует отношение ко всему менее
затронутому научно-технической цивилизацией как к более отсталому и
примитивному.
Вот какими представляет нецивилизованных людей Фридрих Шиллер: "Многие
из этих дикарей еще не были знакомы с самыми необходимыми ремеслами, не
знали употребления железа и плуга, и даже огня. Многие еще вели борьбу с
дикими зверями за пищу и за жилье, у многих речь еле поднималась от
звериных криков к членораздельным звукам. У одних не существовало даже
брачных связей, другие не имели никакого представления о собственности, у
третьих неразвитый интеллект не мог удержать данные ежедневного опыта.
Дикари беспечно бросали ложе, на котором они спали сегодня, потому что им
не приходило в голову, что завтра они тоже будут спать. Но войны велись
повсюду, и мясо побежденного врага нередко служило наградой победителю...
Такими были и мы сами. Восемнадцать столетий назад Цезарь и Тацит нашли
нас не в лучшем положении" [102, с. 15-16].
Анни Безант, англичанка, участница индийского движения за свободу и
независимость, рассказывает о дикарях, которым белые благотворители
раздают вечером одеяла, а они утром обменивают их на другие вещи, потому
что не понимают, что после заката солнца снова придет ночь; о дикарях,
которые поедают своих жен, а когда высокоразвитые миссионеры пытаются
пристыдить их, говоря, что они поступили плохо, возражают: "Уверяю вас, она
была очень вкусная" [6, с. 5]. Вот до какого зверства доходят люди,
находящиеся в гармонии с природой!
Да и были ли предки культурных людей способными жить среди дикой
природы? "Какими жалкими и бессильными, без мыслей и без желаний были
они в те времена! Они слонялись по земле, не зная, за что приняться, как
построить себе жилище. От дождя и диких зверей прятались они в глубоких
пещерах, куда никогда не заглядывало солнце. Они не умели предвидеть
приближение зимы с ее морозами или щедрыми плодами осени. И еду не умели
готовить те люди, которые не владели огнем". Такими представляла себе
первобытных людей греческая античность в мифе Эсхила о Прометее [59, с.
12].
Как же могла эволюция допустить такой просмотр? Мышка и птичка
догадываются о приближении зимы, готовят себе запасы в предчувствии
холодов, медведь благоустраивает берлогу, лебедь и волк остаются верны до
гроба подруге жизни, обезьяна умирает от тоски при потере любимого, а
человек дал такого маху! К чему бы вдруг такой провал в развитии? Чтобы,
отдохнув от переутомления с появлением перволюдей-недочеловеков,
эволюция снова принялась за дело неуклонного совершенствования
чувствующей материи, чтобы хоть со второй попытки создать что-то по образу
и подобию божию... Иначе у цивилизованного человека концы с концами не
сойдутся в объяснении мирового порядка, иначе он никак не сможет считать
себя венцом творения.
"Образ "слаборазвитых обществ", созданный в девятнадцатом столетии, явился
в значительной степени следствием позитивистской, антирелигиозной и
неметафизической позиции, которой придерживались многие, пользовавшиеся
уважением исследователи и этнологи, изучавшие "дикарей" с идеологических
позиций Конта, Дарвина и Спенсера", - пишет Мирча Элиаде: "В чужой
культуре ... исследователь ... обнаруживает лишь то, что он был "готов"
обнаружить" [105, с. 7].
Ставит точку на проблеме польский специалист по русской истории Казимир
Валишевский: "Фикция существования высокой нравственности на низкой
ступени культурного развития историей опровергается" [19, с. 94].
У В.О. Ключевского только в девятом томе полного собрания его сочинений, в
дневниковых записях, вовсе не предназначенных для публики, удается
выяснить, почему он принимает европейский прогресс как неизбежность,
имеющую моральное оправдание.
Вот вы на улице нанимаете пролетку, если у вас есть деньги. Лихач мчится,
заставляя испуганно шарахаться в стороны прохожих победнее. Конечно, это
не настраивает в пользу цивилизации, это неприятно. Но вдруг кучер резко
осаживает лошадей: через дорогу ковыляет малыш! И это сразу примиряет вас
с цивилизацией. Это означает, что века просвещения не прошли даром,
отложились в психологии людей: "Нет, это не природа, а история. Это не
сотворилось, а выработалось, стоило много трудов, ошибок, вдохновенных
замыслов и разочарований" [42, с. 300]. По В.О. Ключевскому получается, что
нецивилизованные дикари давили бы детей, не колеблясь.
... Что ж, абстрактные дикари только для того и существуют, чтобы оттенять
достоинства культурных людей. А как живут конкретные дикари, которых
европейские естествоиспытатели изучали, наблюдали беспристрастно,
протокольно точно, как любой другой объект исследования, одушевленный или
неодушевленный?
Профессор А.Э. Норденшельд, 1878 год, о чукчах: "Детей, здоровых, веселых,
нежно любимых жителями, было множество. Доброго слова детям было
достаточно, чтобы обеспечить дружественный прием в яранге... Я видел, как
отец перед сном целовал и ласкал своих детей" [65, с. 103].
Н.В. Слюнин, 1900 год, о тунгусах: "Дети пользуются большой любовью и
заботой..." [85, с. 371].
Н.Ф. Каллиников, 1912 год: "Но особую любовь и нежность проявляют чукчи к
детям, особенно к маленьким" [39, с. 85].
Г.У. Свердруп, 1921 год, о чукчах: "Родители не нарадуются на своих детей"
[80, с. 285].
Я прерываю цитирование только потому, что оно слишком уж однообразно. И
так ясно: насколько злобны и свирепы абстрактные дикари, настолько же
добры и заботливы дикари конкретные.
Но они, надо думать, не умеют любить своих детей, наверно, они, как говорил
Максим Горький, любят своих детей как курица любит цыплят?
В чем же состоит педагогическое умение? Самая учительная книга, библия,
дает следующие наставления: "Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а
кто любит, тот с детства наказывает его" (Прит. 13:24).
Вот где проявилась непросвещенность туземцев! Не выполняют они мудрый
совет царя Соломона, ну и, раз яблочко от яблоньки недалеко падает,
вырастают детишки аборигенов такими же нецивилизованными, как и их папы
с мамами. (это ирония, кто не понял)
Г. Майдель, 1870 год, о чукчах: "Взрослые обращаются с детьми всегда очень
хорошо; они охотно балуют их, так что ребятишки всегда довольны и веселы"
[54, с. 519].
К. Нейман, 1871 год: "Чукчи очень любят своих детей и чрезвычайно их
балуют" [64, с. 21].
А.Э. Норденшельд, 1878 год: "С детьми чукчи обращались удивительно
ласково, и никогда не случалось слышать со стороны старших бранного
слова... Дети не злоупотребляют этим мягким обращением. Если им давали
что-нибудь, их первой мыслью было поделиться с родителями. В этом
отношении они стоят гораздо выше многих европейских детей" [65, с. 236].
Это пересказ сообщения лейтенанта Бове, совершившего во время зимовки
поездку в селение Наукай. А вот впечатления самого А.Э. Норденшельда:
"Детей не бранят и не наказывают, и все же более благонравных детей я
никогда не видел. Поведение их в яранге можно вполне сравнить с
поведением хорошо воспитанных европейских детей в гостиной" [65, с. 357].
В.Г. Богораз, 1895: "Детям дают лучшие куски, их ласкают и пестуют все
взрослые люди... Детство у чукоч проходит очень счастливо. Детей ни в чем не
стесняют и не запугивают" [12. Ч. I, с. 101].
Н.В. Слюнин, 1900 год: "Дети крайне почтительны к родителям, хотя на глазах
тех и других никогда не появляется слез при потере любимого существа:
тунгус никогда не плачет" [85, с. 371].
Н.Ф. Каллиников, 1912 год, о чукчах: "Ни разу я не замечал, чтобы родители
били ребенка" [39, с. 85]. С детьми лет четырнадцати-пятнадцати уже
советуются во всех серьезных делах. "Зато и последние платят старикам таким
уважением, такой любовью, примеров которой не часто встретишь в
культурной жизни" [39, с. 85]. Молодые все трудное берут на себя, лучшее
место, лучший кусок отдают старшим.
Г.У. Свердруп, 1921 год: "Родители никогда не бранят детей. Даже
удивительно, что дети растут прилежными и послушными, когда родители
позволяют им делать все, что только заблагорассудится" [80, с. 285].
Каковы же последствия нарушения мудрой заповеди царя Соломона? "У чукчей
оленеводов обращение молодежи со стариками прямо поражает. Работать
старику у них не позволено вовсе, будь то богатый или бедный старик.
Молодые приводят его оленей, запрягают и выпрягают, счищают снег со
старика при его возвращении, уступают ему лучшее место и лучший кусок.
Молчат, когда старик говорит, и никогда не возражают, даже если он ворчит
или сердится без всякого основания" [80, с. 275].
Уважение друг к другу, терпимость были привычны для кочевника с детства. У
них не было заведено кричать, перебивать друг друга. В своих заповедях
Виссарион, которого его последователи признают Мессией, советует:
"Говорить можно только там, где слушают. Не старайтесь говорить там, где
говорят".
Эту заповедь можно посчитать протокольной записью наблюдений о поведении
чукчей. Я хочу еще раз воспроизвести текст А.Э. Норденшельда: "Если чукче
нужно было что-то сказать, он говорил тихо, точно стеснялся. Его слушали
внимательно, не прерывая. Следующий начинал говорить только тогда, когда
кончал первый" [65, с. 236].
Ф. Моуэт, 1947 год, эскимосы-ихалмюты: "...дети ихалмютов не знают никаких
ограничений, не считая тех, которые они устанавливают для себя сами [61, с.
163]....Этот народ относится к детям тепло и заботливо просто по доброте
душевной" [61, с. 162]. Когда писатель выразил удивление, почему родители
не применяют к детям телесных наказаний, эскимосы посмотрели на белого
человека как на сумасшедшего, - как можно поднять руку на свою
кровиночку? Как можно ударить слабого?
Дети пользуются абсолютной свободой поведения. Они могут вставать и
ложиться спать когда хотят, они могут есть все, что хотят или не есть ничего.
Они могут делать все, что хотят или не делать ничего. К любым их желаниям
взрослые относятся не как к капризам, а с полным уважением. У
южноамериканских индейцев-арауканов, если даже ребенок заявит, что ему
не нравится это стойбище, и потребует переехать на другое место, все племя
без возражений и попыток переубеждения неразумного дитяти снимается с
места и переселяется туда, куда захотел ребенок.
Во-первых, дети сразу привыкают к ответственности в поведении. Во-вторых,
и это гораздо важнее, дикари, сами дети природы, относятся с полным
доверием к природе. "Человек рождается совершенным", - этот афоризм
Жан-Жака Руссо большинство цивилизованных людей считает неправдой или
красивым преувеличением. Для дикаря это истина настолько элементарная,
что она не нуждается даже в формулировке. Чего тут спорить-то, на этом надо
основывать всю свою жизнь! Зла вообще не существует, и оно само по себе не
может возникнуть, если оно не привнесено со стороны. А так как никто
из дикарей привнести зла не может, то пусть все так и идет естественным
путем. Природу не надо поправлять, ей надо доверять.
Ну и какими вырастают дети в обстановке вседозволенности и своеволия?
Распущенными эгоистами и индивидуалистами? Вовсе нет, как выясняется.
Вырастают они добрыми, заботливыми, вырастают коллективистами, потому
что есть в натуре человеческой инстинкты добра и общительности, а
инстинктов зла и конкуренции нет.
Но неужели родители пускают на самотек весь воспитательный процесс? Не
ругают, не бранят, не ограничивают ни в чем, и дети растут сами по себе, как
трава растет? Это ведь тоже непедагогично!