Демиар
15-03-2008 19:56:42
[SIZE="1"]реферативный перевод доклада, представленного Ричардом Хайнбергом на 24-м ежегодном съезде Международного общества сравнительного изучения цивилизаций в университете "Райт Стэйт", г. Дэйтон, штат Огайо, 15 июня 1995г.
первоначально опубликовано в тульском фэнзине Эль Чупакабрас #1, осень 2007
перевод - борода[/SIZE]
Цивилизация = ошибка?
Сама постановка такого вопроса может показаться смешной цивилизованному человеку. Как человек, выросший среди машин, электричества и телевидения может всерьез воспринимать идею существования без крыши над головой, питаясь тем, что дала природа? Итак, каковы же причины того, что этот вопрос вообще обсуждается на этих страницах? Если взять самые основные, то их всего две.
1. Устрашающие изменения современного мира, всего того, что существует вокруг нас. Мы действительно УБИВАЕМ планету. С лёгкой руки правящих мира сего, из газет и с телеэкранов нам говорят, что беспокоиться не о чем – вред, наносимый окружающей среде «прогрессивным» человечеством сильно преувеличен. Это очевидный пример того, как желаемое выдается за действительное. И уж точно, вряд ли это делается неосознанно. На самом деле ясно видно, что океаны вырождаются, человеческая популяция давно превысила все мыслимые и немыслимые пределы «вместимости» нашей планеты, озоновый слой продолжает исчезать, а мировой климат постоянно сигнализирует о своей нестабильности (в этом году я вообще не понимаю, что творится с погодой, и ничему не удивляюсь). И, если всё так и будет продолжаться, лет эдак через 50-60, может сто, большинство людей на Земле будут жить в таких условиях, что, по сравнению с этим, существование любого отдельно взятого первобытного племени покажется вам раем.
2. Влияние цивилизации на человека в самом широком смысле этого слова. Человек одомашнил животных, не заметив при этом, как превратил в домашнее животное себя. Мы становимся цивилизованнее и в то же время - слабее в физическом плане, мы уже не можем сделать что-то своими руками, мы совершенно неспособны выжить в дикой природе.
Нецивилизованные, «дикие» люди современности относятся к нам, как к довольно жалким созданиям, хотя для них мы действительно опасны благодаря уровню нашего технологического развития и большей численности. Они относятся к цивилизации, как к социальной болезни. Мы живем под действием сильнейшего наркотика в виде денег, товаров массового потребления, топлива, электричества, без которого мы беспомощны. Таким образом, нами очень легко манипулировать – вызывая желание еще большего или страх лишиться того, что у нас есть. Коммерческие и политические структуры давно научились управлять нашими желаниями и страхами для получения собственной выгоды и контроля над нами. А когда оказывается, что производство нашего пресловутого наркотика влечёт за собой рабство, безнаказанное воровство, убийство и насилие над природой, мы закрываем на это глаза, дабы не ставить себя перед противоречиями.
Цивилизация и примитивизм
На протяжении всего исторического развития человека во всех религиях и народных верованиях лежит сказ о Золотой Эпохе, о старых добрых днях, когда царила свобода и независимость. Это самая характерная черта неосознанного движения к примитивизму – много-много-многолетняя вера в необходимость возвращения к корням. По мере разрастания кризиса, вызванного цивилизацией и связанного с перенаселением и ухудшением экологии, примитивизм обрел новую жизнь. До людей, наконец, дошло, что цивилизация в своем доминировании над природой зашла слишком далеко, и мы должны позаимствовать сплоченность и близость к природе у наших предков для того, чтобы выжить…
Существует множество различных трактовок термина «цивилизация». Происхождение этого слова – от «цивис», т.е. «город» - позволяет утверждать, что речь идет, по крайней мере, о городской культуре. Результатом развития цивилизации также стало появление письменности, разделения труда, сельского хозяйства, крупномасштабных войн, роста численности населения и социальной стратификации (разделения людей на классы).
В нашем сознании возникновение цивилизации Ближнего Востока, Азии и Центральной Америки означает, в первую очередь, появление монархии, рабства, завоеваний, земледелия, перенаселения и уничтожения окружающей среды. И тут вполне можно провести параллели с цивилизацией в ее современном состоянии в виде постиндустриального общества и глобального рынка – пусть в наше время место королей, вождей и фараонов заняли в основном «демократически избранные» правительства, за рабский труд стали платить зарплату, а колониализм культивируется мультинациональными корпорациями.
Примитивизм против цивилизации
медицина
Что касается здоровья и уровня жизни людей, цивилизация является своего рода заболеванием, ослабляющим иммунитет человека. С точки зрения здоровья человеческого организма, образ жизни охотников-собирателей, существовавший до появления земледелия и одомашнивания животных, был близок к идеальному. Такие заболевания, как рак, сердечная недостаточность, диабет, гипертония и цирроз, приводящие в нашем цивилизованном обществе к 75 % смертных случаев, были совершенно несвойственны первобытным людям и вызваны переходом к «цивилизованному существованию».
Конечно, сейчас продолжительность жизни людей намного превышает первобытные времена. Однако по большей части, это вызвано не появлением каких-либо чудодейственных лекарств, а, скорее – улучшением санитарно-гигиенических условий и сокращением уровня детской смертности. Несомненно, современные антибиотики спасли жизни множества людей. В то же время, именно они явились причиной появления и эволюции страшнейших вирусов, влекущих за собой эпидемии невообразимых масштабов.
Древняя практика самолечения, которая существует уже, как минимум, на протяжении 60000 лет, используется всеми высокоразвитыми животными на инстинктивном уровне. Знание лечебных растений чудодейственной силы стало основой современной медицины и, во многих случаях, до сих пор ее превосходит. Современные синтетические искусственные лекарства заменили натуральные не потому, что они эффективнее или безопаснее, а просто потому, что их проще и выгоднее производить.
экономика
По своей сути предметом экономики являются отношения людей с окружающим миром и друг с другом в процессе удовлетворения потребностей. В примитивном обществе эти отношения прямы и прозрачны – за землю, кров и еду не надо платить. Все блага распределены, нет богатых или бедных, и счастье человека мало зависит от наличия у него материальной собственности. Примитивный человек живёт безмятежно (все его потребности легко удовлетворимы), у него полно времени на отдых и развлечения.
Цивилизация, в свою очередь, основывается на технологии и глобальном рынке. «Технология» в данном контексте включает в себя всё, что угодно: от плуга до ядерного реактора – всё, что позволяет с наибольшей эффективностью извлекать из природы энергию и ресурсы. Превосходство экономических ценностей над человеческими особенно ярко выражено на современных фабриках и заводах, где человек стал своего рода придатком машины.
По мере взросления мы всё больше привыкаем ценить всё, что измеряется деньгами. Сколько стоит жизнь животного? Какова стоимость часа человеческой жизни? Рынок даёт нам ответ, основываясь на спросе и предложении. И, веря в то, что эти цифры имеют какое-то значение, мы обрекаем себя на жизнь в безжалостном и бесчеловечном мире, жизнь без сердца и души.
разделение труда
В большинстве примитивных сообществ отсутствуют лидеры, руководители, законы, преступления или налоги. Труд практически не делится на мужской и женский, а там, где такое разделение всё-таки имеется, они ценятся примерно одинаково. Возможно, поэтому охотники-собиратели ведут мирный образ жизни. К примеру, антрополог Ричард Ли, исследуя южно-африканских бушменов, обнаружил, что они категорически не приемлют драки, считая что, допуская их, ты выглядишь глупо.
С появлением земледелия возникает разделение труда, увеличивается неравенство полов, и закладываются основы социальной иерархии. Вслед за этим появляются монархия, армии и войны, организованная церковь. В конечном счёте, появляется законодательная система и границы между государствами. Государство, как организованный институт подавления и жестокого обращения с людьми, достигло своей кульминации в XIX-XX вв. в форме колониализма, фашизма и сталинизма.
земля прежде всего
Цивилизованным людям присущи антропоцентрические взгляды на мир. Наш интерес к природе носит утилитарный характер: Мы ценим её, т.к. используем в процессе удовлетворения собственных потребностей.
Примитивные люди, напротив, видели в природе нечто священное. Во многих культурах был закреплён запрет на чрезмерную охоту или вырубание деревьев. Аборигены Австралии верили в то, что главная задача человечества во Вселенной – забота о Земле, что означало периодическое проведение ритуального «обновления» животных, растений и почвы.
Разница между антропоцентричным и экоцентричным взглядами на мир и их последствиями огромна. Мы, современные люди, считая себя самыми высокоразвитыми существами на планете, сегодня занимаемся самым глупым и идиотским делом, которое только можно себе представить – уничтожаем систему собственного жизнеобеспечения, созданную природой. Вот только некоторые из наших «величайших» достижений: порабощение живых существ на фермах и мясокомбинатах, уничтожение и опустынивание почв, загрязнение воды и воздуха, истребление различных видов диких животных… перечислять можно практически бесконечно!
***
Для современного человека остаться остаться в бескомфортной среде дикой природы – все равно, что котёнку оказаться на улице в коробке из-под обуви. Хотя, дикие сородичи наших домашних питомцев: пернатых, кошачьих, собачьих – спокойно живут вдали от человеческих жилищ и сухих кормов, без проблем противодействуя нашим стремлениям поймать и одомашнить их. Так же и примитивные люди счастливо живут вне цивилизации и всячески противоборствуют её внедрению. Примитивизм указывает направление постепенных социальных изменений, не предполагая моментального ухода от цивилизации. Собственно, вопрос в том стоит ли нам постепенно приспосабливаться к другому стилю жизни – тому, который способен наилучшим образом реализовать предназначение человечества с поправкой на экологические аспекты – или же держаться за то, что у нас есть до печального конца?
Конечно, мы не можем повернуть время вспять. Но сейчас мы находимся на той стадии исторического развития, когда мы в состоянии отобрать те составные части сегодняшней и вчерашней культуры, которые наиболее гуманны и оправданы. И, хотя созданная таким путём новая культура не будет немедленным возвращением к собирательству, она сможет вернуть нам ту свободу и естественность, которые мы так легко променяли на дары цивилизации.
Никакие философские течения, никакие «-измы» не могут стать волшебным решением всех проблем человечества. Примитивизм не даёт простых, в лоб, ответов, он лишь указывает на иное направление развития, другую систему ценностей. На протяжении долгих лет цивилизация двигала человечество по пути контроля и подавления. Примитивизм же показывает, что есть некий внутренний предел, граница, до которой мы можем двигаться по этому пути, после чего нам придётся заново вписывать себя в природу. Суть примитивистской критики цивилизации не в абсолютном отрицании всех аспектов современной жизни, а в разъяснении возникающих вместе с ней проблем для того, чтобы мы могли осознать масштабность тех потерь, которые несём сегодня и смогли пересмотреть своё отношение к природе. Посредством этого примитивизм, как философское течение, вносит свой вклад в реорганизацию общественного договора между людьми.
http://community.livejournal.com/a_primitivism/34159.html
http://primitivism.com/primitivist-critique.htm