Дубовик
16-04-2008 16:34:09
Немецкий анархист Макс Неттлау (1865-1944) относится к числу известнейших деятелей героической эпохи анархического движения, пришедшейся на конец Х1Х и первые десятилетия ХХ вв. Но известен он не в качестве революционера-практика, бунтаря, пропагандиста и организатора, и даже не в качестве теоретика, - а, прежде всего, как историк анархического движения. За пятьдесят с лишним лет своей творческой работы Неттлау написал огромное количество статей, брошюр и книг, - полный перечень их составляет несколько тысяч (!) названий. Он искал, собирал, систематизировал и осмысливал самые разные источники и материалы по истории анархического движения, - для которого, к сожалению, «не было возможности все, написанное им, вместить, использовать, сделать общим достоянием». До сих пор архив Неттлау содержит много важных и интересных работ в рукописном виде, а некоторые книги сразу после своего выхода стали редчайшими библиографическими ценностями, - как, например, монументальная, подробнейшая трехтомная монография о М. А. Бакунине, отпечатанная на гектографе в количестве 50 (пятьдесят) экземпляров, разошедшихся по нескольким крупным библиотекам мира.
Неттлау, как убежденный анархист отрицавший все искусственные границы между народами, никогда не рассматривал себя принадлежащим какому-то национальному движению: его народом было человечество, полем его деятельности – весь мир. Как историк Неттлау очень большое внимание уделял именно России, - жизнь, идеи и деятельность Бакунина, пожалуй, были здесь центральным пунктом его внимания, - на протяжении почти десятилетия он являлся постоянным сотрудником журнала российских анархистов-эмигрантов «Пробуждение», выходившего в США с конца 1920-х до 1939 г. Предлагаемая статья относится к серии «Статьи по разным социальным вопросам», написанной специально для русских анархистов и читателей «Пробуждения» в 1930-1932 гг. Текст печатается (с незначительными сокращениями) по репринтному изданию «Макс Неттлау. Очерки по истории анархических идей». – Таксон, Аризона. 1991, - подготовленному американским издателем-анархистом Фредом Вудвортом специально для единомышленников в (тогда еще) СССР и отпечатанному тиражом 200 (двести) экз. К сожалению, Неттлау и после смерти «везет» на тиражи.
А. Дубовик.
***************************************
Макс Неттлау
АНАРХИЗМ И РЕЛИГИЯ
Единственная связь между анархизмом и религией состоит, по моему мнению, в том, что они занимают места на противоположных полюсах человеческой эволюции. Религия, в ее ранних, начальных формах, развивалась на первых ступенях эволюции, а анархизм, в его многоразличных формах, на позднейшем этапе развития человечества. Ибо религия возникла из потребностей первобытного человека защищаться против многих непонятных ему сил природы и вести борьбу с ними. Для этого ему требовалось истолкование этих сил, дающее представление о них. Он судил об этих силах, как судил о людях, принимая в соображение их силу, их волю, их цель. Он приписывал подобную же злую силу и недобрую цель силам и явлениям природы, действовавшим вокруг него. Так же он понимал животных, считая их своими врагами во всех случаях, когда они не являлись его жертвами или добычей. Он не только сражался с ними, но и пытался умилостивить их с помощью различных форм культа, устанавливавших связь с животными, почитание их и бережное отношение к ним.
Помимо хитрости, нападения или защиты, метод умилостивления неизвестных сильных врагов состоял в том, чтобы либо сражаться с ними, если это возможно, либо признать их превосходство путем всех видов покорности, от раздела власти с ними, до униженной покорности и приношения дани, напоминавшего жертвоприношения божествам. Эта иерархия людей и сил природы (а также, на протяжении долгого времени, и почитаемых сильных животных) вела во всех случаях к тому, что из нее выводили общие законы и обычаи и создавали охранителей их. Эти законы и обычаи никогда не шли очень далеко против интересов вождей и жрецов и всегда были более или менее согласованы между собой. Материальные интересы вождей освящались жрецами с помощью соответствующего истолкования божественной воли – и обратно, за счет всего остального племени.
Из этого тройного ряда властей – вождей, жрецов и высших животных – группа вождей стала выделяться по мере того, как население становилось гуще, личные потребности возрастали, и все шире развивались торговые отношения, делая собственность более ценной в силу ее редкости. Власть вождей превращалась в чрезвычайно развитую систему политического и экономического господства сильного и богатого. Власть жрецов, вначале бывших только искусными лекарями, возвысилась до священной сферы абстрактного, к большой выгоде жрецов. На первых ступенях общественного развития ждали материальных результатов от предполагаемого искусства жрецов умилостивить божества. С того же момента, когда их деятельность поднялась до строгой сферы молитвы и внутренних чувств, никто уже не мог проверить результатов возносимых жрецами молитв, а это было много удобнее для благоденствия жрецов и увеличения их духовной власти. Только животные, не имевшие прямых представителей среди людей, были заброшены, и лишь некоторые выражения – «мудры, как змии» и т.п. – напоминают нам о былом равенстве животных с вождями и божествами.
Религия, т.о., может быть определена как наиболее ранняя попытка истолкования природы людьми, бывшими совершенно невежественными и неразвитыми. В их умах сохранились следы того, что думали их животные предки до того момента неуловимого, как математическая точка, - когда они перестали быть животными и стали считаться людьми. Ибо мы замечаем, что естественные явления, неизвестные материальные факторы, неожиданные события оказывают сильное влияние также и на животных. Т.о., путем накопления бесконечно малых увеличений интеллекта, на протяжении долгого времени, эта дифференциация вела к постепенному развитию первобытного дикаря и к превращению его в современного дикаря высшего типа, который двадцать лет тому назад, в 1914-1918 гг., истребил каких-нибудь десять миллионов своих братьев в мировой войне, и который далеко еще не излечился от готовности к новым массовым убийствам.
С другой стороны, анархизм изо всех сил спешит уйти от примитивного прошлого и стремится к максимуму понимания и управления силами природы во вселенной и к их полезному применению, т.е. к величайшему возможному совершенству науки и прикладной науки, техники. Он стремится также сделать людей самими собой, по личному почину создающими коллективы, храмы знания, исследования и взаимного благоденствия, - всего того, что хорошо для индивида, для общины и для человеческого рода. От законов, изданных и проводимых властью вождей, королей, парламентов, от моральных правил, провозглашаемых жрецами, анархизм идет вперед к людям, становящимся своими собственными законодателями, создающими свои обычаи и привычки в согласии со своим собственным опытом, вдохновляющимся разумным и бескорыстным чувством дружелюбия ко всем людям. Уже много раз было сказано, но надо еще раз сказать, что анархизм не стремится ввести какой-нибудь новый, искусственный элемент в человеческую и социальную жизнь, т.е. он не желает навязывать что бы то ни было, даже самого себя, он только стремится строить на прогрессивных элементах в человеке. Эти элементы существуют на деле, ибо, начиная от пещерного жителя и вплоть до симпатичных людей нашего времени, которых каждый встречает даже в нынешней жалкой жизни, всегда была потребность усилить и подкрепить эти тенденции к уходу от прошлого и к развитию в направлении к свободе и солидарности.
Итак, на этом пути религия оставлена позади так же, как власть и привилегия, как невежество и предрассудки, как насилие и покорность, как нетерпимость и многие другие мощные, но роковые и бесконечно вредные факторы мрачного прошлого. Эти силы реакции образуют сплошную фалангу, но противодействующие им прогрессивные силы образуют такую же фалангу – свободу и равенство, науку и независимое исследование, взаимную доброжелательность, независимость и терпимость. (…)
Не может быть безусловной уверенности в том, что эволюция примет такое направление, и возможно, даже вероятно, что в отдаленном будущем человеческий род станет вырождаться, или что земной шар будет поставлен в такие условия, которые сделают медленное разрушение или катастрофический конец неизбежным. Ледниковые периоды уже бывали в истории, и ни одна звезда не защищена против окончательного исчезновения. Однако, на протяжении очень многих веков жизни человечества, доступных нашему исследованию, наблюдается огромный интеллектуальный и социальный подъем, и все это в направлении, указанном выше. Нет оснований ожидать, что все это изменится или остановится как раз в наше время, когда великие затруднения стоят перед многими народами, и когда высоко поднялась реакционная волна, которая, как и всякая волна, спадет, ни в каком случае не являясь еще предвестником интеллектуального и морального ледникового периода.
На самом деле происходит то, что огромный прогресс последних 150 лет в растущей степени проникает в отсталые части человечества, в его огромное большинство, хотя и не привлекает это большинство целиком на сторону прогресса, но заставляет его трепетать за свою безопасность, за пользование властью и привилегиями, средствами эксплуатации других людей и содержания их в невежестве. Короче говоря, все реакционные силы, которым до конца 18-го века бросали вызов только свободные мыслители и бунтари, которых за это угнетали и сокрушали, теперь постепенно встречают сопротивление целых народов – политически, и многочисленных отрядов эксплуатируемых масс – социально. Это вызывает сильнейшее сопротивление реакции, и она приводит в движение небо и землю, чтобы сохранить под собою почву. (…)
Религия, власть и собственность – становой хребет этого перманентного, никогда не складывающего оружия контр-революционного движения, и представители каждой из трех перечисленных сил знают, что их интерес общий и один и тот же. Деньги, власть и фанатизм являются, таким образом, страшным врагом, внутренне объединенным. Тот, кто стал бы бороться против одного из них, сделал бы ошибку. Это и случилось с европейским либерализмом, боровшимся с политической реакцией и клерикализмом, но желавшим сохранить собственность, - он был, и сейчас остался, почти уничтоженным. То же самое случилось с авторитарным социализмом, - борясь против собственности, но стремясь к власти для себя и считая, что он очень умно поступает, оставляя религию в стороне, весь европейский социализм оказался в неустойчивом положении. При всех своих избирательных успехах, получая на выборах голоса почти всей массы рабочих, социализм имеет против себя не только капиталистов, но и всю массу клерикальных крестьян, и бессилен даже там, где он как будто бы стоит у власти. Антиклерикализм, свободная мысль, сами по себе также не могли оказать влияния на ход событий, и римский папа, мишень нападок либеральной Италии на протяжении нескольких поколений, побратался с Муссолини и, два года тому назад, стал святыней в Италии (1. - здесь и далее так обозначены комментарии, данные в конце).
Религия, таким образом, во всех своих организованных формах оказалась жестоким и неутомимым врагом прогресса и ничем иным и быть не могла. Ибо она, даже в своих позднейших формах, продолжает поддерживать те самые взгляды, которые были сформулированы тысячи лет назад. Если и были нововведения, то они были продуктом отдельных индивидов, как, например, авторы мормонской библии (2) сто лет тому назад, или авторы «исправленной» библии, с которыми я случайно познакомился и которые, может быть, все еще живут среди нас. Чтобы заставить народ поверить во все это в Х1Х или ХХ веке, необходимо, чтобы это было сделано в ранней молодости человека, когда он не обладает еще ни критическим смыслом, ни историческим и научным знанием. Далее требуется, чтобы взрослые люди, воспринявшие такие верования в детстве, были бы постоянно укрепляемы в них. Их надо удерживать от соприкосновения с современным научным знанием, а где можно, то и внушать им недоверие и презрение к знанию, результату исследований специалистов в каждой стране, за которыми непосвященные не могут уследить, но которые – по крайней мере, главные новейшие открытия – очень скоро становятся общим достоянием всех образованных людей на всем земном шаре.
Неттлау, как убежденный анархист отрицавший все искусственные границы между народами, никогда не рассматривал себя принадлежащим какому-то национальному движению: его народом было человечество, полем его деятельности – весь мир. Как историк Неттлау очень большое внимание уделял именно России, - жизнь, идеи и деятельность Бакунина, пожалуй, были здесь центральным пунктом его внимания, - на протяжении почти десятилетия он являлся постоянным сотрудником журнала российских анархистов-эмигрантов «Пробуждение», выходившего в США с конца 1920-х до 1939 г. Предлагаемая статья относится к серии «Статьи по разным социальным вопросам», написанной специально для русских анархистов и читателей «Пробуждения» в 1930-1932 гг. Текст печатается (с незначительными сокращениями) по репринтному изданию «Макс Неттлау. Очерки по истории анархических идей». – Таксон, Аризона. 1991, - подготовленному американским издателем-анархистом Фредом Вудвортом специально для единомышленников в (тогда еще) СССР и отпечатанному тиражом 200 (двести) экз. К сожалению, Неттлау и после смерти «везет» на тиражи.
А. Дубовик.
***************************************
Макс Неттлау
АНАРХИЗМ И РЕЛИГИЯ
Единственная связь между анархизмом и религией состоит, по моему мнению, в том, что они занимают места на противоположных полюсах человеческой эволюции. Религия, в ее ранних, начальных формах, развивалась на первых ступенях эволюции, а анархизм, в его многоразличных формах, на позднейшем этапе развития человечества. Ибо религия возникла из потребностей первобытного человека защищаться против многих непонятных ему сил природы и вести борьбу с ними. Для этого ему требовалось истолкование этих сил, дающее представление о них. Он судил об этих силах, как судил о людях, принимая в соображение их силу, их волю, их цель. Он приписывал подобную же злую силу и недобрую цель силам и явлениям природы, действовавшим вокруг него. Так же он понимал животных, считая их своими врагами во всех случаях, когда они не являлись его жертвами или добычей. Он не только сражался с ними, но и пытался умилостивить их с помощью различных форм культа, устанавливавших связь с животными, почитание их и бережное отношение к ним.
Помимо хитрости, нападения или защиты, метод умилостивления неизвестных сильных врагов состоял в том, чтобы либо сражаться с ними, если это возможно, либо признать их превосходство путем всех видов покорности, от раздела власти с ними, до униженной покорности и приношения дани, напоминавшего жертвоприношения божествам. Эта иерархия людей и сил природы (а также, на протяжении долгого времени, и почитаемых сильных животных) вела во всех случаях к тому, что из нее выводили общие законы и обычаи и создавали охранителей их. Эти законы и обычаи никогда не шли очень далеко против интересов вождей и жрецов и всегда были более или менее согласованы между собой. Материальные интересы вождей освящались жрецами с помощью соответствующего истолкования божественной воли – и обратно, за счет всего остального племени.
Из этого тройного ряда властей – вождей, жрецов и высших животных – группа вождей стала выделяться по мере того, как население становилось гуще, личные потребности возрастали, и все шире развивались торговые отношения, делая собственность более ценной в силу ее редкости. Власть вождей превращалась в чрезвычайно развитую систему политического и экономического господства сильного и богатого. Власть жрецов, вначале бывших только искусными лекарями, возвысилась до священной сферы абстрактного, к большой выгоде жрецов. На первых ступенях общественного развития ждали материальных результатов от предполагаемого искусства жрецов умилостивить божества. С того же момента, когда их деятельность поднялась до строгой сферы молитвы и внутренних чувств, никто уже не мог проверить результатов возносимых жрецами молитв, а это было много удобнее для благоденствия жрецов и увеличения их духовной власти. Только животные, не имевшие прямых представителей среди людей, были заброшены, и лишь некоторые выражения – «мудры, как змии» и т.п. – напоминают нам о былом равенстве животных с вождями и божествами.
Религия, т.о., может быть определена как наиболее ранняя попытка истолкования природы людьми, бывшими совершенно невежественными и неразвитыми. В их умах сохранились следы того, что думали их животные предки до того момента неуловимого, как математическая точка, - когда они перестали быть животными и стали считаться людьми. Ибо мы замечаем, что естественные явления, неизвестные материальные факторы, неожиданные события оказывают сильное влияние также и на животных. Т.о., путем накопления бесконечно малых увеличений интеллекта, на протяжении долгого времени, эта дифференциация вела к постепенному развитию первобытного дикаря и к превращению его в современного дикаря высшего типа, который двадцать лет тому назад, в 1914-1918 гг., истребил каких-нибудь десять миллионов своих братьев в мировой войне, и который далеко еще не излечился от готовности к новым массовым убийствам.
С другой стороны, анархизм изо всех сил спешит уйти от примитивного прошлого и стремится к максимуму понимания и управления силами природы во вселенной и к их полезному применению, т.е. к величайшему возможному совершенству науки и прикладной науки, техники. Он стремится также сделать людей самими собой, по личному почину создающими коллективы, храмы знания, исследования и взаимного благоденствия, - всего того, что хорошо для индивида, для общины и для человеческого рода. От законов, изданных и проводимых властью вождей, королей, парламентов, от моральных правил, провозглашаемых жрецами, анархизм идет вперед к людям, становящимся своими собственными законодателями, создающими свои обычаи и привычки в согласии со своим собственным опытом, вдохновляющимся разумным и бескорыстным чувством дружелюбия ко всем людям. Уже много раз было сказано, но надо еще раз сказать, что анархизм не стремится ввести какой-нибудь новый, искусственный элемент в человеческую и социальную жизнь, т.е. он не желает навязывать что бы то ни было, даже самого себя, он только стремится строить на прогрессивных элементах в человеке. Эти элементы существуют на деле, ибо, начиная от пещерного жителя и вплоть до симпатичных людей нашего времени, которых каждый встречает даже в нынешней жалкой жизни, всегда была потребность усилить и подкрепить эти тенденции к уходу от прошлого и к развитию в направлении к свободе и солидарности.
Итак, на этом пути религия оставлена позади так же, как власть и привилегия, как невежество и предрассудки, как насилие и покорность, как нетерпимость и многие другие мощные, но роковые и бесконечно вредные факторы мрачного прошлого. Эти силы реакции образуют сплошную фалангу, но противодействующие им прогрессивные силы образуют такую же фалангу – свободу и равенство, науку и независимое исследование, взаимную доброжелательность, независимость и терпимость. (…)
Не может быть безусловной уверенности в том, что эволюция примет такое направление, и возможно, даже вероятно, что в отдаленном будущем человеческий род станет вырождаться, или что земной шар будет поставлен в такие условия, которые сделают медленное разрушение или катастрофический конец неизбежным. Ледниковые периоды уже бывали в истории, и ни одна звезда не защищена против окончательного исчезновения. Однако, на протяжении очень многих веков жизни человечества, доступных нашему исследованию, наблюдается огромный интеллектуальный и социальный подъем, и все это в направлении, указанном выше. Нет оснований ожидать, что все это изменится или остановится как раз в наше время, когда великие затруднения стоят перед многими народами, и когда высоко поднялась реакционная волна, которая, как и всякая волна, спадет, ни в каком случае не являясь еще предвестником интеллектуального и морального ледникового периода.
На самом деле происходит то, что огромный прогресс последних 150 лет в растущей степени проникает в отсталые части человечества, в его огромное большинство, хотя и не привлекает это большинство целиком на сторону прогресса, но заставляет его трепетать за свою безопасность, за пользование властью и привилегиями, средствами эксплуатации других людей и содержания их в невежестве. Короче говоря, все реакционные силы, которым до конца 18-го века бросали вызов только свободные мыслители и бунтари, которых за это угнетали и сокрушали, теперь постепенно встречают сопротивление целых народов – политически, и многочисленных отрядов эксплуатируемых масс – социально. Это вызывает сильнейшее сопротивление реакции, и она приводит в движение небо и землю, чтобы сохранить под собою почву. (…)
Религия, власть и собственность – становой хребет этого перманентного, никогда не складывающего оружия контр-революционного движения, и представители каждой из трех перечисленных сил знают, что их интерес общий и один и тот же. Деньги, власть и фанатизм являются, таким образом, страшным врагом, внутренне объединенным. Тот, кто стал бы бороться против одного из них, сделал бы ошибку. Это и случилось с европейским либерализмом, боровшимся с политической реакцией и клерикализмом, но желавшим сохранить собственность, - он был, и сейчас остался, почти уничтоженным. То же самое случилось с авторитарным социализмом, - борясь против собственности, но стремясь к власти для себя и считая, что он очень умно поступает, оставляя религию в стороне, весь европейский социализм оказался в неустойчивом положении. При всех своих избирательных успехах, получая на выборах голоса почти всей массы рабочих, социализм имеет против себя не только капиталистов, но и всю массу клерикальных крестьян, и бессилен даже там, где он как будто бы стоит у власти. Антиклерикализм, свободная мысль, сами по себе также не могли оказать влияния на ход событий, и римский папа, мишень нападок либеральной Италии на протяжении нескольких поколений, побратался с Муссолини и, два года тому назад, стал святыней в Италии (1. - здесь и далее так обозначены комментарии, данные в конце).
Религия, таким образом, во всех своих организованных формах оказалась жестоким и неутомимым врагом прогресса и ничем иным и быть не могла. Ибо она, даже в своих позднейших формах, продолжает поддерживать те самые взгляды, которые были сформулированы тысячи лет назад. Если и были нововведения, то они были продуктом отдельных индивидов, как, например, авторы мормонской библии (2) сто лет тому назад, или авторы «исправленной» библии, с которыми я случайно познакомился и которые, может быть, все еще живут среди нас. Чтобы заставить народ поверить во все это в Х1Х или ХХ веке, необходимо, чтобы это было сделано в ранней молодости человека, когда он не обладает еще ни критическим смыслом, ни историческим и научным знанием. Далее требуется, чтобы взрослые люди, воспринявшие такие верования в детстве, были бы постоянно укрепляемы в них. Их надо удерживать от соприкосновения с современным научным знанием, а где можно, то и внушать им недоверие и презрение к знанию, результату исследований специалистов в каждой стране, за которыми непосвященные не могут уследить, но которые – по крайней мере, главные новейшие открытия – очень скоро становятся общим достоянием всех образованных людей на всем земном шаре.