Trinity
10-02-2010 13:16:59
Крещение Руси - памятная дата.
"Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитву, стоя на месте" - так увидел Летописец "крещение Руси".
День этот, по тексту "Повести временных лет", самому раннему дошедшему до нас летописному своду, можно восстановить достаточно полно. Киевляне начали собираться на Днепр ещё на заре. Накануне глашатаи объехали город: объявили - на утро назначено крещение. Явиться должны были все - княжеские слуги громко и внятно передали слова князя Владимира: "Если не придёт кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - да будет мне враг!"
Владимир вроде бы не обязывал идти на Днепр, но мало кто в открытую рискнул бы принять княжеский вызов… Летописец записал точно: "И сошлось там людей без числа". Итак, массовое действо, государственный акт, первый церковно-государственный акт в Древней Руси. Княжеское войско постарались согнать киевлян раньше назначенного. Они пошли спозаранку будить киевлян-язычников, колотить дубьём в двери и заборы: "Вставайте: князь на реку велит!.."
…Толпы на низком берегу под кручей, цепочка охранения - мера необходимая; не то чтобы разбегутся, но так порядка больше. По реке тянет ладаном: идёт служба, смуглые чужеземные попы в сияющих на солнце ризах с пением погружают в воду крест… Никто в толпе толком не понимает ни что с ним будут делать, ни что делать ему самому. Знают только, что загонят в воду…
Никто не представлял себе, что и как нужно делать. Да и трудно понять, как массу самого разного народа можно было окрестить. Загнать в реку разом? Многие потонут. Загонять группами? А сколько нужно пробыть в воде? В какой это момент язычник становится христианином? Попы-то знают, но они где-то там поют, далеко и непонятно… Несомненно - сумятица. Кто залез по грудь, кто - по шею, младенцев держат на руках - не держать же их в воде, кто-то там и на месте не стоит, ходит. Нарушает таинство или нет? Неясно. Крестят по греческому обряду в три погружения… Как это всё сделалось? Приседали они там, что ли? с головой ли окунались? - понять невозможно.
Наконец разрешили вылезать. Все в мокрой одежде. "Разошлись по домам", - подытожил день Летописец. Но теперь-то князь знал, что в каждой киевской хижине - его "брат во Христе". И в каждой, самой бедной хижине тоже знали, что в палатах крепкого города тоже есть "брат во Христе" - великий князь.
Но как отличить крещёного от некрещёного? По ритуалу должны были надевать нательный крест. Летопись об этом не сообщает, хотя момент важный. Так вот, похоже, что в Киеве то ли вовсе не давали крестов новым христианам, то ли на всех не хватило. Некоторые язычники, чтобы как-то переждать кампанию крещения, заявляли, что уже крещены. Тогда поступило распоряжение, чтобы носили кресты, хоть медные, хоть деревянные, хоть какие, а у кого креста на шее не будет, тому не верить и крестить, пусть повторно… И видимо, велик был накал страстей: где-нибудь в центре на вечевой площади, на торгу не покажешься без креста, отойди в сторону, так по переулкам как раз за крест могли накостылять по шее…
Вот только мы точно не знаем, в каком это было году. Историки всерьёз и аргументированно спорят о дате уже более ста лет, но с полной уверенностью сегодня никто не может сказать, произошло это в 988 или в 989 году. Безусловного ответа нет. Летописца дата не заинтересовала. Так или иначе, церковь тоже не настаивает особенно на 988 году и не утверждает, что "крещение Руси" произошло именно в этот год. В гимназиях, когда учебники контролировались церковью, учебник истории указывал две даты 988 и 989. Важный источник, который так же позволяет датировать крещение Руси, - это "Похвала и память Владимиру". Она написана монахом Киево-печорского монастыря Иаковом в конце XII века, может быть в начале XIII века.
Иаков Мних определяет факт крещения самого Владимира от крещения самой Руси. По тексту "Памяти и похвалы", поход на Корсунь состоялся тогда, когда Владимир уже был окрещён. После крещения, пишет Иаков, Владимир прожил 28 лет.Князь умер в 1015 году,что дает нам дату его личного крещения - 987 год. там же дана хронологическая канва последующих событий: "На другое лето по крещении к порогам ходил", - это 988 год. На следующий год - это 989 - "Корсунь взял".
В "Повести временных лет" события датируются теснее: Десятинную, "церковь Присвятой Богородицы", Владимир заложил в 989 году, сразу после возвращения из корсунского похода и крещения киевлян, отнесённых, таким образом, на 988 год. Но всё же большинство историков считает, что годом начала "крещения Руси" является 988 год.
"Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитву, стоя на месте" - так увидел Летописец "крещение Руси".
День этот, по тексту "Повести временных лет", самому раннему дошедшему до нас летописному своду, можно восстановить достаточно полно. Киевляне начали собираться на Днепр ещё на заре. Накануне глашатаи объехали город: объявили - на утро назначено крещение. Явиться должны были все - княжеские слуги громко и внятно передали слова князя Владимира: "Если не придёт кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - да будет мне враг!"
Владимир вроде бы не обязывал идти на Днепр, но мало кто в открытую рискнул бы принять княжеский вызов… Летописец записал точно: "И сошлось там людей без числа". Итак, массовое действо, государственный акт, первый церковно-государственный акт в Древней Руси. Княжеское войско постарались согнать киевлян раньше назначенного. Они пошли спозаранку будить киевлян-язычников, колотить дубьём в двери и заборы: "Вставайте: князь на реку велит!.."
…Толпы на низком берегу под кручей, цепочка охранения - мера необходимая; не то чтобы разбегутся, но так порядка больше. По реке тянет ладаном: идёт служба, смуглые чужеземные попы в сияющих на солнце ризах с пением погружают в воду крест… Никто в толпе толком не понимает ни что с ним будут делать, ни что делать ему самому. Знают только, что загонят в воду…
Никто не представлял себе, что и как нужно делать. Да и трудно понять, как массу самого разного народа можно было окрестить. Загнать в реку разом? Многие потонут. Загонять группами? А сколько нужно пробыть в воде? В какой это момент язычник становится христианином? Попы-то знают, но они где-то там поют, далеко и непонятно… Несомненно - сумятица. Кто залез по грудь, кто - по шею, младенцев держат на руках - не держать же их в воде, кто-то там и на месте не стоит, ходит. Нарушает таинство или нет? Неясно. Крестят по греческому обряду в три погружения… Как это всё сделалось? Приседали они там, что ли? с головой ли окунались? - понять невозможно.
Наконец разрешили вылезать. Все в мокрой одежде. "Разошлись по домам", - подытожил день Летописец. Но теперь-то князь знал, что в каждой киевской хижине - его "брат во Христе". И в каждой, самой бедной хижине тоже знали, что в палатах крепкого города тоже есть "брат во Христе" - великий князь.
Но как отличить крещёного от некрещёного? По ритуалу должны были надевать нательный крест. Летопись об этом не сообщает, хотя момент важный. Так вот, похоже, что в Киеве то ли вовсе не давали крестов новым христианам, то ли на всех не хватило. Некоторые язычники, чтобы как-то переждать кампанию крещения, заявляли, что уже крещены. Тогда поступило распоряжение, чтобы носили кресты, хоть медные, хоть деревянные, хоть какие, а у кого креста на шее не будет, тому не верить и крестить, пусть повторно… И видимо, велик был накал страстей: где-нибудь в центре на вечевой площади, на торгу не покажешься без креста, отойди в сторону, так по переулкам как раз за крест могли накостылять по шее…
Вот только мы точно не знаем, в каком это было году. Историки всерьёз и аргументированно спорят о дате уже более ста лет, но с полной уверенностью сегодня никто не может сказать, произошло это в 988 или в 989 году. Безусловного ответа нет. Летописца дата не заинтересовала. Так или иначе, церковь тоже не настаивает особенно на 988 году и не утверждает, что "крещение Руси" произошло именно в этот год. В гимназиях, когда учебники контролировались церковью, учебник истории указывал две даты 988 и 989. Важный источник, который так же позволяет датировать крещение Руси, - это "Похвала и память Владимиру". Она написана монахом Киево-печорского монастыря Иаковом в конце XII века, может быть в начале XIII века.
Иаков Мних определяет факт крещения самого Владимира от крещения самой Руси. По тексту "Памяти и похвалы", поход на Корсунь состоялся тогда, когда Владимир уже был окрещён. После крещения, пишет Иаков, Владимир прожил 28 лет.Князь умер в 1015 году,что дает нам дату его личного крещения - 987 год. там же дана хронологическая канва последующих событий: "На другое лето по крещении к порогам ходил", - это 988 год. На следующий год - это 989 - "Корсунь взял".
В "Повести временных лет" события датируются теснее: Десятинную, "церковь Присвятой Богородицы", Владимир заложил в 989 году, сразу после возвращения из корсунского похода и крещения киевлян, отнесённых, таким образом, на 988 год. Но всё же большинство историков считает, что годом начала "крещения Руси" является 988 год.