Trinity
06-04-2011 20:52:40
Шифман И.Ш.

Одним из наиболее распространенных заблуждений касательно религии древнего иудейско-израильского общества является ходячее представление, будто она была искони монотеистической (единобожной). Именно такое убеждение формирует у своего читателя Ветхий завет. Исконной религией древних израильтян, утверждает он, является служение Яхве; почитание других богов, которые к тому же и не боги вовсе, — измена служению Яхве, мерзость, за которую он жестоко карает свой народ. Это воззрение активно поддерживают как иудаистская синагога, так и христианская церковная традиция. Оно распространено и в либеральной буржуазной библеистике, тесно смыкающейся с богословием.
Однако внимательное чтение Ветхого завета показывает, что эта концепция есть не что иное, как фальсификация реальной исторической действительности. Многочисленные обмолвки, оговорки, а часто и прямые свидетельства Ветхого завета показывают, что исконная религия древних израильтян была политеистической. Более того, сопоставление сведений, извлекаемых из Ветхого завета, с поэтическими повествованиями и ритуальными текстами, открытыми при раскопках древнего города Угарита на северо-восточном побережье Средиземного моря (II тыс. до н. э.), а также с финикийскими надписями (I тыс. до н. э.) показывает, что древнеизраильская политеистическая религия была местным вариантом религии семитских (принадлежавших к ханаанейско-аморейской языковой группе)[1]народов, населявших в Древности сирийско-палестинский регион.
Иначе и быть не могло: древние израильтяне и по языку и по культуре принадлежали к той же ханаанейско-аморейской среде, что и угаритяне и финикияне. Были здесь, разумеется, и местные специфические особенности.
Главою древнеизраильского пантеона был общесемитский верховный бог Эл, иначе Элоах или Элохим. Само это слово во всех вариантах значит одно и то же: бог. Слово Элохим внешне имеет форму множественного числа, однако в действительности оно таковым не является: в Ветхом завете оно постоянно согласуется с глаголами в единственном числе.
Окончание -м сохранилось в этом слове пережиточно со 11 тысячелетия до н. э., когда оно играло роль определенного артикля, ставившегося в конце слова. В I тысячелетии до н. э. этот артикль исчез, однако именование бога с окончанием -м сохранилось. Аналогичные формы существовали в финикийском и в аммонитском языках.
Древнеизраильский Эл был верховным богом и главою совета богов (Пс., 82[81]:1)[2], но совет богов существовал и был объектом культа в угаритском и финикийском пантеоне. Эл Всевышний считался творцом неба и земли (Быт., 14: 19; ср. Быт., 1:1). Эта роль принадлежит Элу также и в угаритской и финикийской мифологии.
В иудейско-израильском пантеоне фигурируют и другие божества обще семитского пантеона. К их числу принадлежат Ашера - великая владычица и праматерь богов, супруга Эла, Астарта - богиня любви и плодородия, земледельческий бог Баал (в переводе на русский язык — хозяин), умирающий и воскресающий земледельческий бог Таммуз, а также богиня-охотница и воительница Анатбетэль[3].
Имя Баала встречается неоднократно в так называемых теофорньгх собственных именах (т. е. именах, в которых упоминается божество), например: Ишбаал-- „человек Баала", Йеруббаал -„да умножит Баал" и т. д. Поклонение Баалам и Ашерам активно осуждается в Ветхом завете, но еще в Талмуде поля, орошаемые дождем, называются „полями Баала". Существовал и культ Медного Змея, изготовление которого приписывалось Моисею (ПЦар.[IV Царств], 18: 4).
Очень популярно в древнем Израиле было поклонение „войску небесному" — Солнцу, Луне и звездам (Иерем., 8:2; Иезек., 8: 16). В героической песне пророчицы Деворы (Суд., 5:20; текст датируется XIII в. до н.э.) говорится о том, как звезды сражаются с врагами израильского племенного союза.
В нашем распоряжении имеются некоторые свидетельства, проливающие дополнительный свет на древнеизраильское «язычество». Так, пророк Иезекииль (Иезек., 8: 14) рассказывает, что у северных ворот Иерусалимского храма Яхве женщины совершали обряд оплакивания умершего бога Таммуза. Иеремия (Иерем., 7: 18) упоминает другой ритуал: „сыновья собирают дрова, и отцы зажигают огонь, а женщины замешивают тесто, чтобы приготовить пироги Царице Небесной (Ашере. — И. Ш.) и возлияния другим богам" (ср. также Иерем., 44: 15—19). Большую роль в обрядности земледельческой религии играл так называемый священный брак.
Он должен был обеспечить плодородие полей и богатый урожай. Нам известен своеобразный сценарий этого празднества, происходящий из Угарита. Здесь совершается священный брак верховного бога Илу (соответствует древнеизраильскому Элу) и его жен Асирату (соответствует древнеизраильской Ашере) к Девы; от этого брака рождаются благостные боги Шахару (бог утренней зари) и Шалиму (бог всеобщего благоденствия) .
Интересно, что одним из важных элементов этого обряда является поедание козленка, сваренного в молоке. В свете сказанного получает свое объяснение ветхозаветный запрет есть козленка, сваренного в молоке его матери (Исх., 23: 19; Второз., 14: 21), — тем самым ставится непреодолимая преграда к участию в священном браке.
Тем не менее эта церемония совершалась и в израильском обществе; она носила, как и везде, характер разнузданной оргии, сопровождалась снятием всех сексуальных запретов. Вот почему библейские пророки постоянно говорят о языческих культах как о блуде, разврате. К обрядности священного брака Эла и Ашеры восходит обличительная речь, приписываемая пророку Исайе (57:7-8):
На горе высокой и возвышенной
ты ставишь свое ложе,
именно туда ты восходишь принести жертву.
И за дверью, за косяком
ты ставишь свою память,
ибо от Меня ты удалилась, разделась и взошла,
расстелила свое ложе
и сговорилась себе с ними,
возлюбила их ложе,
руку узрела.
Заметим, что «рука» в древней переднеазиатской поэтике — это эвфемистическое обозначение мужского полового органа.
Из описания религиозной реформы царя Иосии (621 г. до н. э.) (II Цар.[IV Царств], 23: 4—14) видно, что в Иерусалимском храме хранились статуи и утварь, связанные с культами Баала, Ашеры, Солнца, Луны, звезд и „всего войска небесного".
При храме находились и специальные дома, в которых жили жрицы-блудницы, ткавшие для Ашеры одежды.
В храме имелись также колесницы Солнца и кони, которых иудейские цари ему посвящали. Обрядность служения Солнцу включала, очевидно, ритуальный проезд изображений этого божества на священной колеснице, что должно было соответствовать прохождению Солнца по небесам от восхода до заката. В одном из псалмов (19[18]: 5—7) сохранилось описание, соответствующее этому ритуалу:
Солнцу Он поставил шатер на них (небесах. -И. Ш.),
и оно, как жених, выходит из-под своего крова,
радуется, как витязь, пробежать свой путь.
От края небес его выход,
и его шествие до их краев,
и ничто не укроется от его жара.
...