Бунтарь Иисус Христос

NestorLetov

26-05-2012 19:10:45

Борг М. Бунтарь Иисус. Жизнь и миссия в контексте двух эпох [пер. с англ. М. И. Завалова]. — М.: Эксмо, 2009. — 400 с.

Аннотация: Иисус из Назарета нападал на общепринятые ценности своего времени и вел себя то как пламенный пророк, то как воодушевленный мистик, то как непримиримый бунтарь. Его антиимперские акции и публичные выступления быстро всколыхнули общество.

Мэтр современного религиоведения Маркус Борг написал книгу о жизни и учении Иисуса в контексте I и XXI веков истории христианского мира.

С одной стороны, Борг показывает, как понимать поступки и слова Иисуса на фоне социально-политического устройства мира, в котором он жил: тяжелое положение крестьян, произвол религиозного истеблишмента, римская оккупация.

С другой стороны, Борг говорит о перспективах современного христианства: знаках надежды для верующих, преодолевших тупики фундаментализма и натиск массовой культуры.
http://krotov.info/spravki/essays_bible ... s/borg.htm
***
9. Сопротивление Царство Бога и система господства
Власть имущие и богатые

Пророческие обличения Иисуса были адресованы властителям его народа. Но из его слов видно, что он осознает всеобщее распространение систем господства в окружающем мире. Он сказал ученикам: "Вы знаете, что те, которые считаются начальниками над народами, господствуют над ними, и вельможи их показывают над ними свою власть". А затем объясняет ученикам, чем его представления отличаются от обычных представлений культуры. Тем, кто хочет следовать за ним, он говорит: "Но не так между вами" (Мк 10:42-43).

Пророческое видение реальности окрашивает и слова Иисуса о богатстве. В предыдущей главе мы уже рассматривали многие изречения на эту тему в контексте критики общепринятой мудрости и "широкого пути". Мы говорили, что Иисус видел в богатстве господина, который не позволяет людям поставить на первое место в жизни Бога.

Но одновременно обличения богатых содержат критику системы господства. Каким образом человек обретает богатство в нашем мире? Только благодаря сотрудничеству с системой господства, частью которой он сам становится. В то время благополучной жизни невозможно было достичь, потратив много сил на получение образования или открыв свое дело, которое приносит большой доход. В античном обществе богатство доставалось человеку в силу его принадлежности к малочисленному классу элиты, который создавал систему эксплуатации всех остальных. Человек получал богатство по наследству или благодаря сотрудничеству с правителями. И крестьяне это прекрасно понимали. Как богатые получали свое богатство? Отняв земли и большую часть продукции у крестьян. В мире Иисуса богатый не был невинным человеком, но был соучастником преступления.

Иисус также обличал тех, кто обслуживает правящую элиту. Так, он говорил о книжниках, которые работали на богатых и власть имущих: "Берегитесь книжников, любящих длинные одежды и приветствия на площадях, и первые сиденья в синагогах, и первые места на званых обедах". Почему их надо беречься? Потому что они демонстрируют свое привилегированное положение? Быть может, книжникам достаточно просто стать поскромнее, и тогда их не в чем будет упрекнуть? Нет. Иисус объясняет это тем, что они "поедают дома вдов" (Мк 12:38-40). Каким же образом они это делают? Вероятно, забирают дома за неуплату долга.

Иисус обличал и законников, которые изучали Закон и служили элите: "И вам, законникам, горе, что возлагаете на людей ноши неудобоносимые, а сами ни единым пальцем не дотрагиваетесь до этих нош" (Лк 11:46; Мф 23:4). Что это за ноши? Под влиянием Реформации, которая противопоставляла благодать Закону, под этими ношами многие стали понимать "дела Закона", полагая, что в иудаизме человек зарабатывал себе оправдание через выполнение мелочных требований Закона. Однако такие представления появились в результате проекции споров первых протестантов на евангелия. Скорее "неудобоносимые ноши", налагаемые законниками на плечи народа, отражают их роль в системе экономического угнетения.

Иисус обличал и фарисеев, которые скрупулезно соблюдали обычаи, но пренебрегали справедливостью. Десятина была налогом с сельскохозяйственной продукции, так что, в частности, Храм был кровно заинтересован в ее получении. Как видно из евангелий, некоторые фарисеи понимали десятину шире, чем того требовала Тора. Иисус говорит:
Горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты и руты и всяких овощей и нерадите о правосудии и о любви Божией: это надлежало исполнить и того не опустить (Лк 11:42; Мф 23:23).

Иисус не протестует против взимания десятины. Но он противопоставляет ее более важным темам Закона — справедливости и Божьей любви: "Это надлежало исполнить".

Мы уже упоминали слова Иисуса о блаженстве бедного и горе богатого. Почему он так говорил? Потому что бедняки отличались добродетелями, а богатые вели себя порочно? А если богатый исполнял Десять заповедей, этого было бы довольно? Нет, вероятно, речь идет не о личных добродетелях. Но, скорее, о том, что царство Божье, мечта Бога о нашем мире, должно принести блаженство тем, кто страдает под бременем системы господства, и горе тем, кто ее строит и пользуется ее привилегиями. Царство Божье — это великий переворот относительно обычного положения вещей.

И наконец, следует заметить, что некоторые слова Иисуса содержат пророческие обличения, переданные в привычных формах речений мудрецов. Так, притча о добром самарянине (Лк 10:25-37) говорит нам не только о том, как мы должны стать ближними для нуждающихся в нашей помощи. Она также обвиняет священника и левита, прошедших мимо. Что заставило их поступить так? Слушатели Иисуса должны были это понимать. Священник и левит хотели избежать осквернения от контакта с мертвым телом. Может быть, лежащий уже мертв (Лука говорит, что его оставили "полумертвым")? И потому они проходят мимо. Они верны законам чистоты, а из-за этого не проявляют милосердия.

В другой притче Иисус объясняет, почему он садится за трапезу с "плохими" людьми. Это были обычные трапезы, но на символическом языке они говорили о царстве Божьем, куда входят отверженные и самые несчастные. Лука 15:1-32 содержит притчи о потерянной овце, о потерянной драхме и о блудном сыне, и все они стоят в определенном контексте: Иисус отвечает на обвинение в том, что "принимает грешников и ест с ними".

Возможно, к этой же категории можно отнести и одну из самых загадочных притчей Иисуса, которую обычно называют притчей о талантах. Она приведена у Матфея (25:14-30) и Луки (19:11-27), и между двумя этими версиями есть отличия. Талант представлял собой очень крупную денежную единицу (само это слово ведет к неверному представлению о том, что тут говорится о наших "талантах": об интеллекте, о способностях к музыке, к спорту или предпринимательству и т.д.). Тут говорится о богаче (Матфей) или о знатном человеке (Лука), который уезжает, поручив каждому из своих трех рабов присматривать за крупной суммой его денег. По возвращении он награждает двух своих рабов, которые приумножили богатство хозяина. Третий же раб просто сохранил то, что ему поручили, закопав деньги в землю. Господин произносит суровые слова осуждения: "Лукавый раб и ленивый, ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал? Потому надлежало тебе дать деньги мои менялам, и придя, я получил бы свое с ростом" (Мф 25:26-27; Лк 19:22-23).

Далее звучит суровый приговор третьему рабу: "Возьмите же у него талант и дайте имеющему десять талантов; ибо каждому имеющему будет дано, и у него будет изобилие, а у неимеющего будет взято и то, что он имеет". И это еще не все, хозяин продолжает: "И негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов" (Мф 25:28-30; Лк 19:24-27).

Эта притча остается загадкой по той причине, что чаще всего в богаче или знатном человеке видели Бога. Так ли действует Бог? Награждает ли он тех, кто с помощью денег получает новые деньги в таком обществе, где жил Иисус? Когда хозяин бранит третьего раба за то, что тот не пустил деньги в оборот, — разве он не нарушает запрет Торы на ростовщичество? Он отнимает у того, у кого мало, все его малое имущество? Или же следует думать, что богатый хозяин в данной притче вовсе не представляет собой Бога? Может быть, это обвинение богатому? Возможно, эта притча говорила слушателям: вот как действует система господства — богатые обогащаются, а у неимущих отнимают те последние крохи, которыми они владели.16
Ненасильственное сопротивление

Многое из того, что мы уже рассмотрели, можно назвать ненасильственным сопротивлением. Критика властей относится к этой категории (если, конечно, не содержит призыва к насилию). Антиимперский въезд в Иерусалим и обвинение Храма также можно назвать акциями ненасильственного сопротивления, которые подобны символическим действиям некоторых современников. Скажем, в борьбе за гражданские права в США использовались такие формы сопротивления, как сидячие демонстрации в закусочных, бесплатные автобусы без расовой сегрегации и марши протеста во многих городах. Или другой пример, когда во время войны во Вьетнаме протестующие обливали документы в военкоматах утиной кровью или, сравнительно недавно, поцарапали нос межконтинентальной ракеты. И поскольку иногда христиане ссылаются на пророческое действие Иисуса в Храме, чтобы оправдать насилие, важно подчеркнуть, что ничтожный ущерб имуществу радикальным образом отличается от насилия, направленного на людей, которое может повлечь смерть.

Кроме того, есть довольно большой отрывок в Нагорной проповеди (по большей части материал Q), в котором Иисус дает практические советы касательно ненасилия. Один из выдающихся исследователей Нового Завета, Уолтер Винк, указал многим другим на такое прочтение Мф 5:38-41, 43-45, так что тут я обязан именно ему.17 Чтобы легче было их комментировать, я пронумеровал отдельные положения евангельского текста:

Вы слышали, что было сказано: "Око за око, и зуб за зуб". А Я говорю вам: не противься злому.
Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую;
и желающему с тобою судиться и взять рубашку твою, оставь ему и верхнюю одежду.
И кто принудит тебя идти с ним тысячу шагов, иди с ним две.
Вы слышали, что было сказано: "Возлюби ближнего твоего и возненавидь врага твоего". А Я говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас, чтобы стать вам сынами Отца вашего, Который на небесах, потому что солнце Свое Он возводит над злыми и добрыми и изливает дождь на праведных и неправедных.

Чаще всего эти слова понимают как призыв к пассивному принятию зла: не сопротивляйся, когда тебя бьют; пройди лишнее расстояние; не настаивай на своих правах. Короче говоря, стань тряпкой, пускай об тебя вытирают ноги. Кроме того, обычно эти слова относят к сфере личных взаимоотношений, но не к сфере политики. Большинство христиан не склонно думать, что этот текст запрещает участие в военных действиях или смертную казнь. Государственное насилие — это нечто иное. Тем не менее Винк убедительно показал, что это неверное понимание, которое позволяет "приручить" отрывок со взрывоопасным политическим смыслом. Власть имущие должны радоваться, когда люди в результате чтения евангелия становятся тряпками.

В первом положении Иисус напоминает о законе воздаяния: "Око за око, и зуб за зуб". Этот принцип трижды приводится в Ветхом Завете.18 Он может показаться современному человеку варварством, но на самом деле он ограничивает возмездие: если человек лишил кого-то глаза или зуба, можно потребовать его глаз или зуб, но не более того. Этому Иисус противопоставляет иной принцип. Данные слова Иисуса часто переводят неправильно, как это делает NRSV: "А Я говорю вам: не противься злому". Однако греческий глагол, которые тут переведен как "противиться", чаще всего означает "сопротивляться с помощью насилия". Таким образом, этот текст не призывает отказаться от сопротивления злодею и сложить руки, взирая на зло. На самом деле, этот стих говорит: "Не противься злому с помощью насилия"}9 Как ясно показывают дальнейшие слова Иисуса, здесь подразумевается: сопротивление нужно, а насилие нет.

Три следующих пункта представляют собой конкретные примеры ненасильственного сопротивления. В пункте 2 говорится: "Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую". Если мы обратим внимание на упоминание о правой щеке и вспомним, что в том мире люди обычно наносили удары правой рукой, это даст нам ключ к пониманию речения. Как может правша ударить другого человека по правой щеке? Только тыльной стороной ладони (попробуйте сделать соответствующее движение — и вы сами в этом убедитесь). В мире Иисуса пощечину тыльной стороной ладони мог дать только вышестоящий нижестоящему. Поэтому тут описывается ситуация господства: крестьянин получает пощечину от управляющего, узник — от тюремщика и так далее. Когда это происходит, подставь другую щеку. Что же тогда произойдет? Если вышестоящий захочет нанести новый удар, он уже должен использовать лицевую сторону ладони — так дерутся равные люди. Разумеется, он может именно так и сделать. Однако он почувствует замешательство, а нижестоящий продемонстрирует свое равенство, даже если пощечины продолжают на него сыпаться.

Третий пункт гласит: "Желающему с тобою судиться и взять рубашку твою, оставь ему и верхнюю одежду". Тут говорится о ситуации, в которой из-за неуплаты долга у крестьянина забирают рубашку (а только совершенно нищий человек может предоставить взамен долга одежду). В мире Иисуса крестьянин обычно носил только два вида одежды: длинную тунику и верхнюю одежду, которая могла служить также и его одеялом. И если он, отдав рубашку, снимает с себя также и верхнюю одежду, то остается голым. Это не только напугает кредитора, но и вызовет в нем стыд, поскольку нагота вызывала стыд у того, кто на нее смотрел. Более того, это символическое действие, которое говорит: посмотри, что делает с нами эта система — она раздевает нас догола.

Четвертый пункт, где говорится о "второй тысяче шагов", указывает на всем известную практику. Римский солдат имел право потребовать у крестьянина понести за ним его тяжелое снаряжение, но не более чем на расстояние в тысячу шагов. Это ограничение ввели, чтобы солдаты не злоупотребляли своим положением и не заставляли крестьян таскать их снаряжение весь день (если не дольше). Иначе это порождало возмущение, а иногда крестьянин, пропутешествовав целый день и больше, оказывался вдали от дома. И тогда было введено данное ограничение, причем за его нарушение римских солдат подвергали наказанию, порой достаточно серьезному. Что же Иисус предлагает делать в ситуации, когда римский солдат потребовал от тебя пронести снаряжение на расстояние в тысячу шагов? Согласиться — а затем продолжать нести тяжести дальше. Как говорит Винк, возникает просто комическая ситуация — представьте себе, как солдат старается отнять у крестьянина свои вещи, а тот отвечает: "Нет, пожалуйста, не надо. Позвольте мне понести их еще тысячу шагов".

Винк убедительно показывает, что нам не следует видеть в этих словах "правила", то есть что каждый раз в такой ситуации надо вести себя именно так. Трудно себе представить, что Иисус хотел научить людей "подставлять другую щеку" при каждом избиении; в этом случае жестокий хозяин вскоре должен бы был сказать: "Ага, это старый трюк, метод другой щеки". Скорее Иисус привел яркие примеры ненасильственного сопротивления, чтобы пробудить в людях творческие способности, которые позволят придумать много новых подобных тактик.

Пункт пятый начинается с более широкого принципа: "Любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас". Если учесть контекст предыдущих слов, это можно понять как призыв любить врагов, в то же время оказывая им ненасильственное сопротивление.

Ненасильственное сопротивление, к которому призывал Иисус, отличало его подход к системе господства от подходов многих других его современников. Он отказался с ней соглашаться, как это делали коллаборанты из элиты или крестьяне, смирившиеся с неизбежностью. Он обличал первых и ободрял вторых. Но одновременно он отказался от пути вооруженного сопротивления и занял свое место среди сторонников сопротивления ненасильственного.

Почему он отказался от насилия? Потому ли, что видел тщетность восстания, которое закончится тем, что крестьян перебьют воины империи? Он должен был знать о том, что произошло с Сепфорисом и Галилеей в 4 году до н.э., когда Рим подавил мятеж иудеев. Или же он отверг насилие не только из соображений стратегии и житейской мудрости?

Окончание пятого пункта говорит о том, что дело тут не только в прагматике. Эта позиция связана с представлениями Иисуса о характере Бога. Зачем нужно любить врагов? "Чтобы стать вам сынами Отца вашего, Который на небесах"; "солнце Свое Он возводит над злыми и добрыми и изливает дождь на праведных и неправедных". Таков Бог. В основе любви к врагам и ненасильственного сопротивления лежит характер и желание Бога. Бог не применяет насилия, а потому и мы должны отказаться от насилия. Бог желает справедливости, а потому и мы должны стремиться к справедливости. Итак, сопротивляйтесь несправедливости. Но делайте это без насилия. Таким образом, Иисус противостоял системе господства. Его грозные предупреждения о судьбе Иерусалима, обличение богатых и власть имущих с их приспешниками, а также призыв к ненасильственному сопротивлению говорят о том же, о чем говорили и "эпифании" первых дней Страстной недели. Теперь же нам предстоит рассмотреть, как это сопротивление связано с "царством Божьим".
Весь текст главы http://www.biblicalstudies.ru/Books/Borg9.html
Храни вас Господь.

noname

27-05-2012 07:04:57

Какой же он бунтарь? Он отказался от прямого предложени еврейских партизан возглавить их движение, ибо царство Млё не от мира сего.

Дмитрий Донецкий

27-05-2012 07:48:16

noname писал(а):Какой же он бунтарь?


Неправильное представление о бунтарях. Лев Толстой или Джон Леннон например бунтари. А Федя Касторкин - какой же он бунтарь? Так, очередной революционер переворотчик очередной власти.

Felix917

28-05-2012 18:01:35

Изображение
правильное представление о бунтарях

noname

29-05-2012 07:19:06

Дмитрий Донецкий писал(а):Неправильное представление о бунтарях. Лев Толстой или Джон Леннон например бунтари.
8=) вероятно во мне течет кровь гуннов и я от Толстого легко перетекаю к Аттиле.

Рабочий

29-05-2012 18:50:05

А что ледь Гага ДД не бунтарь?

ясенъ

30-05-2012 23:31:51

прежде чем продолжать разговор - обязательное кино по теме. Там всё буквально реалистично, без прикрас и документально, насколько можно. Иисус невысокий цыган, коего все шугаются, только дети любят. А Иуда - просто обычный чел, как все мы вокруг. http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=936552

Дмитрий Донецкий

31-05-2012 06:58:18

Рабочий писал(а):А что ледь Гага ДД не бунтарь?


А это кто?

Серго Житомирский

31-05-2012 14:10:46

Дмитрий Донецкий писал(а):А что ледь Гага ДД не бунтарь?

НЕА....
Felix917, аватарка понравилась...

Серго Житомирский

31-05-2012 14:19:18

ясенъ писал(а):прежде чем продолжать разговор - обязательное кино по теме. Там всё буквально реалистично, без прикрас и документально, насколько можно. Иисус невысокий цыган, коего все шугаются, только дети любят. А Иуда - просто обычный чел, как все мы вокруг. http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=936552

Такой писатель был- Леонид Андреев " Иуда Искариот". Лично для меня собирательный портрет Исуса- яркий показатель морального урода. На его фоне даже Понтий Пилат выглядит вполне достойно.

ясенъ

31-05-2012 20:52:58

Серго Житомирский
а есть ещё у хорошего писателя борхеса "три версии предательства иуды", но и андреев и борхес - верующие, а пазолини - атеист, поэтому к у них - то всё беллетристика, а у пазолини - насколько возможно реализм.

Серго Житомирский

01-06-2012 10:46:37

Насколько возможен "реализм", когда речь идёт о Исусе Христосе. Ни одного !!! исторического сведения и даже апостолы-евангелисты противоречат друг другу. Тем не менее я допускаю что среди множества юродивых- проповедников того времени может и был реальный человек по имени Исус Христос. Может быть. Послужил прототипом для библейского образа. Но даже этот образ мне не симпатичен. Я вижу перед собой в первую очередь человека слабого и истеричного, к жизни не приспособленного....Ну в общем, такой противный типчик, вызывающий отвращение.

Smersh

03-06-2012 16:14:12

Серго Житомирский писал(а):Я вижу перед собой в первую очередь человека слабого и истеричного, к жизни не приспособленного.

А почему? Интересно узнать по-конкретней почему "слабого" и "к жизни неприспособленного".

Рабочий

03-06-2012 17:06:44

Все же Исус образ собирательный. Реальный прототипы конечно были, но не тянут они на размах библейской легенды.

Рабочий

03-06-2012 17:08:47

Дмитрий Донецкий писал(а):
Рабочий писал(а):А что ледь Гага ДД не бунтарь?


А это кто?

А кто тогда Джон Ленон? Или как там по твоему Дима Ленточкин....