afa-punk-23
07-03-2016 12:03:53
Два с половиной века тому назад лучшие умы Европы отвечали на вопрос «что такое Просвещение?». Среди них был и великий немецкий философ Иммануил Кант, чей ответ звучит свежо и по сей день. Но сегодня, в условиях торжества неолиберального капитализма более актуален другой вопрос: «Что такое мракобесие?» Что это — страшная тень из прошлого, или, наоборот, — новое, доселе невиданное варварство? Многим знакомо традиционное религиозное мракобесие. Но сегодня существует и другое, либеральное мракобесие. Да, постмодерн, слепая вера в рыночную экономику и “современное искусство” — тоже мракобесие, ничем не лучшее, чем православные “духовные скрепы” или исламский фундаментализм. Об основных формах этого явления в России и том, как они вместе выполняют свою грязную работу, и рассказывается в статье Николая Ливнева.
В основах своих мракобесие старо как мир, но современные его формы имеют свои, только им присущие особенности. Для начала же дадим этому явлению строгое определение. По самому распространённому определению мракобесие есть противодействие широкому распространению научного знания, просвещению и прогрессу. Нам оно кажется недостаточно логичным и точным. И здесь нам поможет уже упомянутая статья Канта. Просвещение, по его словам, учит нас пользоваться собственным разумом, опираться на собственные силы и брать на себя ответственность за происходящее. Именно в этом и заключается выход человека и человечества из состояния несовершеннолетия. Для этого же Просвещение считает необходимым распространение знания среди всех без исключения людей.
Пойдём от противного: мракобесие учит нас отказываться от собственного разума, уповать на чуждые нам внешние силы и отказываться от личной ответственности за происходящее. Оно хочет оставить человека и человечество навеки в состоянии младенчества. И, естественно, для этого нужно ограничить распространение знания среди большинства.
Обычно, когда более или менее начитанный человек слышит слово «мракобесие», он представляет костры инквизиции, почти поголовную неграмотность на селе и церковно-приходские школы с розгами и «законом божьим» вместо физики и географии. К сожалению, этим далеко не исчерпывается современное мракобесие. В наиболее общем виде, мы можем выделить две его формы – традиционное, о котором уже шла речь выше, и современное, либеральное. Они выполняют общую задачу, но олицетворяют собой разные эпохи и общественные силы. Если первое олицетворяет собой пережитки давно разбитого феодализма, то второе есть порождение позднего капитализма, когда буржуазия окончательно утратила остатки прогрессивности.
Давайте же посмотрим, как решают основные задачи мракобесия две разные его формы? Старое, феодальное мракобесие, основным проводником которого у нас является Русская Православная Церковь, противопоставляет разуму веру – слепую, не приемлющую доказательств, доходящую порой до фанатизма. В этом смысле, как бы ни открещивались от них официальные иерархи церкви, выходки Дмитрия Энтео, устроившего погром в Дарвиновском Музее, чётко отражают сокровенные мечты церковников. Попы не ограничиваются словами и пиар-акциями – они постепенно пытаются вернуть назад утраченные позиции в основных институтах общества: в школе, в армии, в системе здравоохранения. Уроки православия в школах и часовни в больницах и в военных городках – лишь маленький плацдарм, который они будут расширять при первой возможности.
Не стоит также думать, что мракобесием занимается одна только РПЦ. Другие конфессии не отстают, особенно это верно в отношении воинствующих протестантов в США и всевозможных исламских фундаменталистов - включая и пресловутую ИГИЛ. Самое же интересное, что тот же радикальный ислам идёт рука об руку с экономическим либерализмом, породив уже формулу “Аллах и доллар”. Последнюю можно без проблем заменить на “Иисус Христос и мать его Углеводородица”, “Яхве и шекель” и так далее.
И всё это тем более опасно, так как либеральное мракобесие открыло второй фронт в войне против разума. Либеральные и «евролевые» интеллектуалы наперебой предлагают очередной способ отделаться от разума. Философ Джанни Ваттимо изобрёл «дебильное мышление», а гуру постмодернизма Жак Деррида обвиняет разумное мышление в излишней авторитарности. Видный представитель последнего поколения позитивизма Пол Фейерабенд одну из своих работ так и назвал «Прощай, разум!» И все эти, с позволения сказать, мыслители считают себя «левыми» – то есть якобы стоящими на стороне интересов большинства. Тот же Фейерабенд назвал своё учение не иначе как «эпистемологический анархизм», и автор в своё время едва не клюнул на эту приманку. Историк и философ Перри Андерсон не зря назвал Париж, центр этого философского и культурного направления, «столицей интеллектуальной реакции в Западной Европе». То есть, по-нашему, мракобесия.
Самыми разными способами мракобесие решает и задачу принижения сил и достоинства человека. Традиционное мракобесие не ограничивается одной отсылкой к божественной воле, а также слабости и греховности человека. В его арсенал вошли и приёмчики из арсенала фашизма. В первую очередь речь идёт о теориях заговора, которые все покоятся на идее о том, что историю творят не люди, а некие могущественные, таинственные и чуждые человеку силы. Собственно, та же теория жидомасонского заговора так и осталась бы маргинальным бредом, если бы Гитлер и его приспешники не возвели её в степень официальной идеологи, включив те же “Протоколы Сионских мудрецов” в школьную программу. Тем самым, подрывается всякая вера человека в свою силу и достоинство – ведь какое достоинство может быть у пешки в чужой игре. Ещё одна идея из багажа консервативного мракобесия – этатизм. Суть её лучше всего выразил Бенито Муссолини в своём лозунге «Всё внутри государства, ничего вне государства, никого против государства». Человек объявляется песчинкой, чьи интересы и силы пренебрежимо малы.
Что ж, либеральное мракобесие, всюду кричащее о «борьбе с тоталитаризмом» за «права человека», унижает человека не менее мракобесия традиционного. В первую очередь, речь идёт о практически религиозной вере либералов в «невидимую руку рынка» – то есть полностью внешнюю по отношению к человеку силу, управляющую обществом. Объективный закон стоимости, открытый Адамом Смитом, превратился в руках либеральных идеологов в своего рода «теорию заговора». В конце концов, велика ли разница между ящериками с планеты Нибиру и такой же мифической «невидимой рукой рынка».
У либералов нет бога? Да вот же он!
Другая идея, подрывающая веру человека в свои силы, родилась в недрах постмодернизма. Речь идёт о представлении, по которому ничего нового уже не может быть создано, и человеку в современной «ситуации постмодерна» только и остаётся, как играть с уже готовыми образами. Причём «игра» чаще всего – как показывает опыт так называемого «современного искусства», – представляет собой банальное глумление над искусством. И раз уж искусство превращается в мазню, то не так уж важно, кто художник – талантливый циник, обычный бездарь, умственно-отсталый ребёнок или даже животное. Если свинья провозглашается художником, то это значит не то, что свинья доросла до человека, а то, что сам человек встал на четвереньки.
Ещё одна идея из арсенала либерального мракобесия – о торжестве капитализма и конце истории. Впрочем, сейчас, когда даже слепому очевиден кризис неолиберального капитализма, её автор, Фрэнсис Фукуяма, оказался в сложной ситуации и в своих последних работах безуспешно пытается (Разбор взглядов Фукуямы у историка и философа Ю. И. Семёнова ) выкрутиться.
Из идеи слабости человека выходит и идея о его безответственности. Именно это избавление от ответственности и отдаёт многих людей в руки религиозного мракобесия. «Убивайте всех – господь узнает своих!» – эти слова, сказанные крестоносцем девять веков назад, может повторить и израильский солдат, и боевик-исламист. И если в теории у разных религиозных течений ещё могут быть разночтения в вопросе об ответственности человека, то на практическом уровне религия есть всегда способ переложить свою ответственность на некую высшую силу. Привлекательность политических теорий заговора тоже основана, преимущественно, на том, что они снимают с человека груз ответственности и вины за ситуацию. Ведь мы все отвечаем за то, что не предотвратили. И обыватель, не желая признавать этот печальный факт, пытается оправдать себя тем, что сложившаяся ситуация – дело рук кого угодно – жидомасонов, ящериков, но не обычных людей, таких как он сам.
Либеральные мракобесы тоже не отстают: Миллионы людей голодают? Плевать – так решил рынок. Десятки городов превращаются в руины? И поделом – так решил рынок. И так до бесконечности. Ещё один приём либерализма – вообразить, что всё происходит понарошку. В рамках постмодерна можно делать что угодно – лишь бы это не выходило за пределы песочницы. Таким образом, постмодернизм культивирует психологию незрелого подростка, на полном серьёзе считающего, что после смерти можно просто перезагрузиться и переиграть всё заново. Такая радикальная безответственность является питательной средой для нового, либерального фашизма, который, увы, является реальной угрозой, а не выдумкой прокремлёвских идеологов.
И, наконец, оба вида мракобесия заняты тем, что пытаются ограничить распространение знания как одного из орудий просвещения и прогресса. Всем памятна борьба реакционеров в рясах и без с теорией Дарвина. «Обезьяньи процессы» проходят как в ультрарелигиозных США или отсталой Турции, так и в «цивилизованных» Италии и России. Что ж, противостояние церковных и близких к ним политических кругов светскому образованию – дело давно известное.
Но у церковников теперь есть новый союзник – либералы и даже некоторые «левые». Именно с помощью псевдолевой риторики на свет появляется такая мракобесная дичь, как «право человека на неграмотность». Оказывается, неграмотные – это тоже меньшинство, а права меньшинств надо защищать. Ведь они же не дураки, а «альтернативно одарённые». Ровно таким же способом, апеллируя к якобы «бюрократической заскорузлости официальной науки», легализовали существование десятков лжеакадемий, где развернули свою деятельность многочисленные шарлатаны, проходимцы и прочие «непризнанные гении». Буйный расцвет лженауки – ещё один гвоздь в гроб российской науки, которая всё ещё продолжает отчаянно цепляться за жизнь.
Следует отметить, что обе формы мракобесия в системе образования и науки продвигают, в принципе, одни и те же люди. Старшее поколение таких начётчиков в советские годы занималось тем, что забивало головы студентов до предела искажённым и дубовым псевдомарксизмом, прививая попутно ненависть к марксизму настоящему. И, надо сказать, что все эти люди не только используют старые, давно знакомые им методы, но и включили в арсенал мракобесия наиболее реакционные и выхолощенные элементы советской идеологии.
Ещё один инструмент мракобесов в борьбе с просвещением – идея «благородной лжи». Эта мысль – одна из фундаментальных для современного неоконсерватизма, идеологии, оказавшей влияние в России как на охранителей, так и на либералов. Мысль эта не нова – ещё Платон говорил, что «правителям позволено лгать», но Лео Штраус и его ученики подняли её на новую высоту низости.+
Мы подошли к последнему, самому важному вопросу – что вызывает к жизни само мракобесие в самых разных его формах. Отчасти мы уже дали на него ответ, когда сказали, что за общественные силы стоят за разными формами мракобесия. Остаётся лишь добавить – мракобесие есть всегда орудие отживших общественных сил, которым давно пора на свалку истории. Именно поэтому все, кто борется с капитализмом, должны быть последовательны в борьбе с мракобесием во всех его формах. Sapere aude – дерзайте мыслить разумно!
Автор: Николай Ливнев
Источник: http://vestnikburi.com/mrakobesie-prizr ... arvarstvo/
Скрытый текст: :
В основах своих мракобесие старо как мир, но современные его формы имеют свои, только им присущие особенности. Для начала же дадим этому явлению строгое определение. По самому распространённому определению мракобесие есть противодействие широкому распространению научного знания, просвещению и прогрессу. Нам оно кажется недостаточно логичным и точным. И здесь нам поможет уже упомянутая статья Канта. Просвещение, по его словам, учит нас пользоваться собственным разумом, опираться на собственные силы и брать на себя ответственность за происходящее. Именно в этом и заключается выход человека и человечества из состояния несовершеннолетия. Для этого же Просвещение считает необходимым распространение знания среди всех без исключения людей.
Пойдём от противного: мракобесие учит нас отказываться от собственного разума, уповать на чуждые нам внешние силы и отказываться от личной ответственности за происходящее. Оно хочет оставить человека и человечество навеки в состоянии младенчества. И, естественно, для этого нужно ограничить распространение знания среди большинства.
Обычно, когда более или менее начитанный человек слышит слово «мракобесие», он представляет костры инквизиции, почти поголовную неграмотность на селе и церковно-приходские школы с розгами и «законом божьим» вместо физики и географии. К сожалению, этим далеко не исчерпывается современное мракобесие. В наиболее общем виде, мы можем выделить две его формы – традиционное, о котором уже шла речь выше, и современное, либеральное. Они выполняют общую задачу, но олицетворяют собой разные эпохи и общественные силы. Если первое олицетворяет собой пережитки давно разбитого феодализма, то второе есть порождение позднего капитализма, когда буржуазия окончательно утратила остатки прогрессивности.
Давайте же посмотрим, как решают основные задачи мракобесия две разные его формы? Старое, феодальное мракобесие, основным проводником которого у нас является Русская Православная Церковь, противопоставляет разуму веру – слепую, не приемлющую доказательств, доходящую порой до фанатизма. В этом смысле, как бы ни открещивались от них официальные иерархи церкви, выходки Дмитрия Энтео, устроившего погром в Дарвиновском Музее, чётко отражают сокровенные мечты церковников. Попы не ограничиваются словами и пиар-акциями – они постепенно пытаются вернуть назад утраченные позиции в основных институтах общества: в школе, в армии, в системе здравоохранения. Уроки православия в школах и часовни в больницах и в военных городках – лишь маленький плацдарм, который они будут расширять при первой возможности.
Скрытый текст: :
Не стоит также думать, что мракобесием занимается одна только РПЦ. Другие конфессии не отстают, особенно это верно в отношении воинствующих протестантов в США и всевозможных исламских фундаменталистов - включая и пресловутую ИГИЛ. Самое же интересное, что тот же радикальный ислам идёт рука об руку с экономическим либерализмом, породив уже формулу “Аллах и доллар”. Последнюю можно без проблем заменить на “Иисус Христос и мать его Углеводородица”, “Яхве и шекель” и так далее.
Скрытый текст: :
И всё это тем более опасно, так как либеральное мракобесие открыло второй фронт в войне против разума. Либеральные и «евролевые» интеллектуалы наперебой предлагают очередной способ отделаться от разума. Философ Джанни Ваттимо изобрёл «дебильное мышление», а гуру постмодернизма Жак Деррида обвиняет разумное мышление в излишней авторитарности. Видный представитель последнего поколения позитивизма Пол Фейерабенд одну из своих работ так и назвал «Прощай, разум!» И все эти, с позволения сказать, мыслители считают себя «левыми» – то есть якобы стоящими на стороне интересов большинства. Тот же Фейерабенд назвал своё учение не иначе как «эпистемологический анархизм», и автор в своё время едва не клюнул на эту приманку. Историк и философ Перри Андерсон не зря назвал Париж, центр этого философского и культурного направления, «столицей интеллектуальной реакции в Западной Европе». То есть, по-нашему, мракобесия.
Самыми разными способами мракобесие решает и задачу принижения сил и достоинства человека. Традиционное мракобесие не ограничивается одной отсылкой к божественной воле, а также слабости и греховности человека. В его арсенал вошли и приёмчики из арсенала фашизма. В первую очередь речь идёт о теориях заговора, которые все покоятся на идее о том, что историю творят не люди, а некие могущественные, таинственные и чуждые человеку силы. Собственно, та же теория жидомасонского заговора так и осталась бы маргинальным бредом, если бы Гитлер и его приспешники не возвели её в степень официальной идеологи, включив те же “Протоколы Сионских мудрецов” в школьную программу. Тем самым, подрывается всякая вера человека в свою силу и достоинство – ведь какое достоинство может быть у пешки в чужой игре. Ещё одна идея из багажа консервативного мракобесия – этатизм. Суть её лучше всего выразил Бенито Муссолини в своём лозунге «Всё внутри государства, ничего вне государства, никого против государства». Человек объявляется песчинкой, чьи интересы и силы пренебрежимо малы.
Что ж, либеральное мракобесие, всюду кричащее о «борьбе с тоталитаризмом» за «права человека», унижает человека не менее мракобесия традиционного. В первую очередь, речь идёт о практически религиозной вере либералов в «невидимую руку рынка» – то есть полностью внешнюю по отношению к человеку силу, управляющую обществом. Объективный закон стоимости, открытый Адамом Смитом, превратился в руках либеральных идеологов в своего рода «теорию заговора». В конце концов, велика ли разница между ящериками с планеты Нибиру и такой же мифической «невидимой рукой рынка».
Скрытый текст: :
У либералов нет бога? Да вот же он!
Другая идея, подрывающая веру человека в свои силы, родилась в недрах постмодернизма. Речь идёт о представлении, по которому ничего нового уже не может быть создано, и человеку в современной «ситуации постмодерна» только и остаётся, как играть с уже готовыми образами. Причём «игра» чаще всего – как показывает опыт так называемого «современного искусства», – представляет собой банальное глумление над искусством. И раз уж искусство превращается в мазню, то не так уж важно, кто художник – талантливый циник, обычный бездарь, умственно-отсталый ребёнок или даже животное. Если свинья провозглашается художником, то это значит не то, что свинья доросла до человека, а то, что сам человек встал на четвереньки.
Скрытый текст: :
Ещё одна идея из арсенала либерального мракобесия – о торжестве капитализма и конце истории. Впрочем, сейчас, когда даже слепому очевиден кризис неолиберального капитализма, её автор, Фрэнсис Фукуяма, оказался в сложной ситуации и в своих последних работах безуспешно пытается (Разбор взглядов Фукуямы у историка и философа Ю. И. Семёнова ) выкрутиться.
Из идеи слабости человека выходит и идея о его безответственности. Именно это избавление от ответственности и отдаёт многих людей в руки религиозного мракобесия. «Убивайте всех – господь узнает своих!» – эти слова, сказанные крестоносцем девять веков назад, может повторить и израильский солдат, и боевик-исламист. И если в теории у разных религиозных течений ещё могут быть разночтения в вопросе об ответственности человека, то на практическом уровне религия есть всегда способ переложить свою ответственность на некую высшую силу. Привлекательность политических теорий заговора тоже основана, преимущественно, на том, что они снимают с человека груз ответственности и вины за ситуацию. Ведь мы все отвечаем за то, что не предотвратили. И обыватель, не желая признавать этот печальный факт, пытается оправдать себя тем, что сложившаяся ситуация – дело рук кого угодно – жидомасонов, ящериков, но не обычных людей, таких как он сам.
Либеральные мракобесы тоже не отстают: Миллионы людей голодают? Плевать – так решил рынок. Десятки городов превращаются в руины? И поделом – так решил рынок. И так до бесконечности. Ещё один приём либерализма – вообразить, что всё происходит понарошку. В рамках постмодерна можно делать что угодно – лишь бы это не выходило за пределы песочницы. Таким образом, постмодернизм культивирует психологию незрелого подростка, на полном серьёзе считающего, что после смерти можно просто перезагрузиться и переиграть всё заново. Такая радикальная безответственность является питательной средой для нового, либерального фашизма, который, увы, является реальной угрозой, а не выдумкой прокремлёвских идеологов.
Скрытый текст: :
И, наконец, оба вида мракобесия заняты тем, что пытаются ограничить распространение знания как одного из орудий просвещения и прогресса. Всем памятна борьба реакционеров в рясах и без с теорией Дарвина. «Обезьяньи процессы» проходят как в ультрарелигиозных США или отсталой Турции, так и в «цивилизованных» Италии и России. Что ж, противостояние церковных и близких к ним политических кругов светскому образованию – дело давно известное.
Но у церковников теперь есть новый союзник – либералы и даже некоторые «левые». Именно с помощью псевдолевой риторики на свет появляется такая мракобесная дичь, как «право человека на неграмотность». Оказывается, неграмотные – это тоже меньшинство, а права меньшинств надо защищать. Ведь они же не дураки, а «альтернативно одарённые». Ровно таким же способом, апеллируя к якобы «бюрократической заскорузлости официальной науки», легализовали существование десятков лжеакадемий, где развернули свою деятельность многочисленные шарлатаны, проходимцы и прочие «непризнанные гении». Буйный расцвет лженауки – ещё один гвоздь в гроб российской науки, которая всё ещё продолжает отчаянно цепляться за жизнь.
Следует отметить, что обе формы мракобесия в системе образования и науки продвигают, в принципе, одни и те же люди. Старшее поколение таких начётчиков в советские годы занималось тем, что забивало головы студентов до предела искажённым и дубовым псевдомарксизмом, прививая попутно ненависть к марксизму настоящему. И, надо сказать, что все эти люди не только используют старые, давно знакомые им методы, но и включили в арсенал мракобесия наиболее реакционные и выхолощенные элементы советской идеологии.
Ещё один инструмент мракобесов в борьбе с просвещением – идея «благородной лжи». Эта мысль – одна из фундаментальных для современного неоконсерватизма, идеологии, оказавшей влияние в России как на охранителей, так и на либералов. Мысль эта не нова – ещё Платон говорил, что «правителям позволено лгать», но Лео Штраус и его ученики подняли её на новую высоту низости.+
Мы подошли к последнему, самому важному вопросу – что вызывает к жизни само мракобесие в самых разных его формах. Отчасти мы уже дали на него ответ, когда сказали, что за общественные силы стоят за разными формами мракобесия. Остаётся лишь добавить – мракобесие есть всегда орудие отживших общественных сил, которым давно пора на свалку истории. Именно поэтому все, кто борется с капитализмом, должны быть последовательны в борьбе с мракобесием во всех его формах. Sapere aude – дерзайте мыслить разумно!
Автор: Николай Ливнев
Источник: http://vestnikburi.com/mrakobesie-prizr ... arvarstvo/