afa-punk-23
15-12-2016 14:02:22
О христианизации Перми.
Начало распространения христианства у коми-зырян связано с деятельностью Стефана Пермского, миссионера, который создал алфавит для народа коми и перевел на местный язык основные церковные сочинения; в 1383 году он становится первым епископом Пермской епархии. Основными источниками относительно его деятельности в качестве христианизатора являются «Вычегодско-Вымская летопись» и «Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского» (житие написано Епифанием Премудрым). Стефан был монахом в ростовском монастыре Григория Богослова и он очень грустил о том, что «земля Пермская осталась в первоначальном идольском обольщении, не просвещенной святым крещением, не наученной вере христианской.» В житии святого рассказывается о том, как не давали покоя Стефану идолы и жрецы другой религии:« Слыхал преподобный сей о Пермской земле, что живут в ней идолослужители, что дьявольское действо царствует в ней, потому что в Перми люди приносили жертвы бездушным кумирам и молились бесам, были одержимы волхвованием, верили в бесовство и колдовство, и кудесничество. И об этом очень сожалел раб Божий и весьма печалился об их обольщении и разгорался духом, ибо люди сотворены Богом, Богом уважены, но порабощены врагом. И о том он скорбел немало, как бы их вырвать из дьявольских рук.»(1). Как истинный фанатик Стефан верил, что несет свет «христовой истины» язычникам, и что поедание крови и плоти Христа во время причащения является чем-то высокомудрым на фоне языческих жертвоприношений.
В Вычегодско-Вымской летописи за 1383 год отмечается, что Стефан прибыл в Москву, где митрополит Пимен и князь Дмитрий Донской дали добро на христианизацию. Стефан был поставлен епископом Пермским. (2 ).В 1384 году согласно летописи Стефан воздвигает христианские храмы на Усть-Выме, при этом он конечно не могу проявлять веротерпимость по отношению к язычникам; «разъярился владыко Стефан на кумирници пермскии поганые, истуканные, изваянные, издолбленные боги их в конец сокрушил, раскопал, огнем пожегл, топором посекл, сокрушал обухом, испепелил без остатку и по лесом, и по погостом, и на межах, и на перепутьех.»(3 )Однако,местные жители явно были не рады тому, что их культурные памятники уничтожаются прибывшим из Москвы епископом. Руководителем местной языческой оппозиции стал местный верховный жрец- Пам, но этот жрец « сам посрамлен бысть и изгнан из Пермские земли из роду племени. А непохотел кто к святей вере быти, отиде теи на Удору и на Пенегу с жоны и детьми свои.» Как видим несогласные с христианизацией вынуждены были оставить свои дома. Почему же местное население не возжелало принять христианскую веру? Ответ содержится в житие Стефана Пермского, где кудесник Пам обращается к народу с речью о том, как тяжела зависимость народа коми от Московского княжества: «А от Москвы что хорошего может быть нам? Не оттуда ли к нам идут тяготы, дани тяжкие и насилие, управляющие, сборщики податей и надсмотрщики? Потому не слушайте его, но лучше послушайте меня, желающего вам добра. Я же вашего рода и одной с вами земли, одного рода и одного племени, одного колена и одного народа.» (4) Стефан Пермский был представителем московского правительства, установлению власти которого противилось языческое население из-за усиления эксплуатации, насилия со стороны наместников их Москвы. А. С. Хорошев отмечает, что «протест народа против новых форм идеологического, политического и феодального закабаления принимал форму борьбы за сохранение старых языческих культов.»(5)
Стефан вел активную миссионерскую деятельность, он не переставал « указывать им путь истинный и «наставлять их на стезю праведную», а суету кумирную обличать и обольщение идольское посрамлять, желая привлечь их к познанию Божию. Но люди, прежде пребывавшие во мраке, не понимали язычники Божьей благодати, то, что было для них благом, воспринимали как нечто бесполезное, с трудом верили и не только здесь же, сразу, не слушали сказанного, но и гневались на благодетеля и ненавидели творящего им добро, и, неблагодарные, роптали на учителя.Раз еще в один из дней, найдя раба Божьего уединившимся, двинулось на него множество пермяков, неверных и некрещеных, и устремились на него, словно для убийства. И нападая, нападали на него с яростью, гневом и воплем, будто желая убить и погубить его. Все единодушно ополчились на него и, словно сонмище, став вокруг него, «напрягая, напрягли луки свои» и, сильно их на него натянув, — к тому же и стрелы в их луках были смертоносными — меткими стрелами своими застрелить его жаждали и так хотели наконец предать его смерти.» Но Стефан «не побоялся нападающих на него и их устремлений, не побоялся их выстрелов», и « когда стреляли, не побоялся и как на детские стрельбы смотрел на их выстрелы.»(6) В другой раз наш «раб Божий» замыслил разрушить знаменитую кумирницу и после молитвы осуществил свое намерение, «и задумал разрушить их идолов, и опрокинул их жертвенники, сравнял с землей их богов и Божьей силой знаменитую их кумирницу зажег и пламенем запалил ее. Все это он сделал один, когда идолослужители этого не знали и служителей кумирницы здесь не было, и «не было избавляющих», ни отнимающих их. »(7)
Так как юридически пермская территория входила в земли Великого Новгорода, то новгородский архиепископ являлся духовным пастырем Пермской земли. А основание пермской кафедры и отправление туда епископа из Москвы вырывало пермское население из-под церковной опеки Новгорода. «Тем самым подготавливался переход Пермской земли под московское государственное управление», а «организация кафедры московским митрополитом была проведена с санкции великого князя именно в момент наиболее напряженных новгородско-московских отношений, в условиях подготовки похода Донского на Новгород.»(8 )В 1385 году согласно Вычегодско-вымской летописи новгородский владыка был недоволен тем, что митрополит московский Пимен пожаловал пермскую епархию Стефану, что и вылилось в сражение между дружинниками новгородского архиепископа и «устюжанами», которых позвал Стефан. «Лета (1385 г.) владыко новугородский разгневан бысть зело, како посмел Пимен митрополит дати епархия в Перме, в вотчине святей Софии и прислал дружинники воевати пермскую епархию. Позвал владыко Стефан устюжан, им бы беречи Пермскую землю от разорения. Устюжане побили новугородцев под Чорной рекой под Солдором.»Борьба за власть и влияние на те или иные территории между епископами не представляла чего-то особого, ведь церковь владела значительными земельными владениями в то время. Но в этой ситуации на стороне Стефана выступал московский князь Дмитрий Донской, и поэтому у новгородцев было мало шансов на победу после того кого , как «князь великий Дмитрей ослушенников побил, волости вернул себе и с новугородцев и с двинцов окуп взял».(9 )На следующий год Стефан смог помириться с уже более сговорчивым новгородским владыкой, так как Дмитрий Донской в результате большого похода на Новгород сжег ряд пригородных монастырей взял выкуп с новгородских бояр в размере 8000 рублей.(10)
После того, как Стефан разрушает кумирницу он дает народу следующее поучение: « Ради чего поклоняетесь вы идолам и почитаете их, и называете богами? Болваны изваянные, вырубленные ваши кумиры — это бездушное дерево, «дело рук человеческих: уста имеют, а не говорят, уши имеют, а не слышат, глаза имеют, а не видят, ноздри имеют, а не обоняют, руки имеют, а не осязают, ноги имеют, а не идут». И не ходят, и не сойдут с места, и «не издадут звука своими гортанями», и не нюхают своими ноздрями, и жертв приносимых не принимают, не пьют и не едят.»(11) Видимо святой полагал, что иконы не являются делом рук человеческих, сам бог с небес их спускает «умудренным иереям», следовательно иконы- не какое-то бездушное дерево. Далее Стефан предлагает уверовать добровольно язычникам в «истинного бога и творца всего», отречься от колдовства и «всех исконных пермских обычаев». А если язычники не пожелают ощутить благодать истинной веры, то они осуждены будут на муку вечную.(«А если не уверуете и не креститесь, то осуждены будете на муку вечную».)(12) Многие язычники все равно не хотели принимать крещения, несмотря на такие «убедительные доводы» нашего апологета. Стефан воспылал всей ревностью за бога и «со своими учениками не ленясь, обходил леса и по селеньям расспрашивал, и в домах разыскивал, и в лесах находил, и в станах обретал, и здесь и там — всюду находил их, пока все кумирни не уничтожил и до основания не искоренил их, и ни одна из них не уцелела. А что было повешено возле идолов — или как кровля над ними, или как жертвоприношение, или принесенное им как украшение, или шкуры соболей, или куниц, или горностаев, или ласок, или бобров, или лисиц, или медведей, или рысей, или белок — все это, собрав, в один сарай сложил и предал огню.» (13)
Стефан Пермский жил в Усть-Выме, центре Пермской епархии, основанной в 1383 году,а каких-либо документальных фактов о пребывании св. Стефана Пермского в Перми Великой не имеется. До верховьев Камы он не успел добраться.(14) О христианизации Великой Перми нам повествует небольшой отрывок из Вычегодско-вымской летописи за 1455г: «Лета 6963 приездил владыко Питерим в Великую Пермь на Чердыню крестити ко святей вере чердынцев. Тово лета шли на Пермь безвернии вогулечи, Великую Пермь воевали, Питерима идуще с Перми поимали и убили в месте зовемый Кафедраил на реке Помосе.»(15) Из-за недовольства христианизацией коми на Вычегде, вогулы (манси) убили Питерима, собиравшегося осуществить христианизацию Перми. Сведений о том, как проходила христианизация данной местности практически нет. Имеется послание митрополита Московского и всея Руси Симона великокняжескому наместнику Великой Перми князю Матвею Михайловичу, написанное в 1501 году. Г.Н. Чагин отмечает, что судя по наставлениям Симона, языческие обряды осуществлялись повсеместно.(16) Митрополит Симон упоминает в свое послании почитание пермянами Войпеля -бога связанного с северным ветром, зимой и ночным временем.(17) Вот, что он пишет: «А кумиром бы есте не служили, ни треб их не приимали, ни Войпепю болвану не молитеся по древнему обычяю и всех Богу ненавидимых тризнищ не творите идолом.»(18) Далее митрополит пишет осуществовании обычая левиратных браков: «Ни жените незаконных не чините боryмерскых, якоже слышу о вас, что деи у вас поимаются в племени по ветхому по татарскому обычаю: кто у вас умрет, и вторый деи его брат жену его поимает, и третьи деи брат его такожде творит.» Митрополит негодуетна женщин не покрывающих голову, и на то, что не все жители Перми Великой проходят христианский брачный обряд: «А жены ваши ходят простовласы, непокровеными главами. Ино то чините не по закону християнскому, то есть развратно вере нашой православной, и вы 6ы от сих мест напред так не чинили, как невернии чинят. А которым у вас женитися, и они 6ы женилися с благословением от священника, с обручянием и с венчанием, по закону християнскому, ни в роду, ни в племяни. А жены бы ваши имели покровены главы.»(19)
Исследуя послание митрополита Симона, мы можем сделать вывод, что население Великой Перми можно с натяжкой назвать христианами ;да, они могли делать вид, что посещают церкви, называть публично себя христианами, но при этом продолжать верить в своих богов, жить по своим обычаям. Христианизатор Стефан Пермский тоже сокрушался по поводу того, что язычники не хотят оставить своих идолов. Процесс христианизации в Перми - процесс длительный, а само насаждение христианство не вызвало одобрения у местного населения .
Ссылки на литературу:
1) Епифаний Премудрый . Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского. http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10091
2) Вычегодско-вымская летопись. http://krotov.info/acts/17/1/vychegod.htm
3) Ibid.
4)Епифаний Премудрый . Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского. http://lib.pushkinskijdom.ru
5) А.С. Хорошев. Политическая история русской канонизации. М.: Издательство Московского университета, 1986, с. 127.
6)Епифаний Премудрый . Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского. http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10091
7)Ibid.
8) А.С. Хорошев. Политическая история русской канонизации. М.: Издательство Московского университета, 1986, с. 127.
9)Вычегодско-вымская летопись. http://krotov.info/acts/17/1/vychegod.htm
10)ПСРЛ, том III. Издание 1-e. СПб., 1841, с.133. http://psrl.csu.ru/toms/Tom_03.shtml -здесь можно скачать Новгородскую первую летопись, на которую мы ссылаемся.
11)Епифаний Премудрый . Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского. http://lib.pushkinskijdom.ru
12)Ibid.
13)Ibid.
14) Г. Н. Чагин. Пермь Великая и первые века ее христианизации. Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви.2011. Вып. 5 (42). С. 7.
15)Вычегодско-вымская летопись. http://krotov.info/acts/17/1/vychegod.htm
16) Г. Н. Чагин. Пермь Великая и первые века ее христианизации. Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви.2011. Вып. 5 (42). С. 9.
17)Ibid. с.9.
18) Послание Симона митрополита всея Русии в Великую Пермь. http://zz-project.ru/xvi-vek/78-1501g-avgusta-22-posl..
19)Ibid.
Автор: Анна Дворниченко
Источник: https://vk.com/id359345864?w=wall359345864_236%2Fall
Начало распространения христианства у коми-зырян связано с деятельностью Стефана Пермского, миссионера, который создал алфавит для народа коми и перевел на местный язык основные церковные сочинения; в 1383 году он становится первым епископом Пермской епархии. Основными источниками относительно его деятельности в качестве христианизатора являются «Вычегодско-Вымская летопись» и «Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского» (житие написано Епифанием Премудрым). Стефан был монахом в ростовском монастыре Григория Богослова и он очень грустил о том, что «земля Пермская осталась в первоначальном идольском обольщении, не просвещенной святым крещением, не наученной вере христианской.» В житии святого рассказывается о том, как не давали покоя Стефану идолы и жрецы другой религии:« Слыхал преподобный сей о Пермской земле, что живут в ней идолослужители, что дьявольское действо царствует в ней, потому что в Перми люди приносили жертвы бездушным кумирам и молились бесам, были одержимы волхвованием, верили в бесовство и колдовство, и кудесничество. И об этом очень сожалел раб Божий и весьма печалился об их обольщении и разгорался духом, ибо люди сотворены Богом, Богом уважены, но порабощены врагом. И о том он скорбел немало, как бы их вырвать из дьявольских рук.»(1). Как истинный фанатик Стефан верил, что несет свет «христовой истины» язычникам, и что поедание крови и плоти Христа во время причащения является чем-то высокомудрым на фоне языческих жертвоприношений.
В Вычегодско-Вымской летописи за 1383 год отмечается, что Стефан прибыл в Москву, где митрополит Пимен и князь Дмитрий Донской дали добро на христианизацию. Стефан был поставлен епископом Пермским. (2 ).В 1384 году согласно летописи Стефан воздвигает христианские храмы на Усть-Выме, при этом он конечно не могу проявлять веротерпимость по отношению к язычникам; «разъярился владыко Стефан на кумирници пермскии поганые, истуканные, изваянные, издолбленные боги их в конец сокрушил, раскопал, огнем пожегл, топором посекл, сокрушал обухом, испепелил без остатку и по лесом, и по погостом, и на межах, и на перепутьех.»(3 )Однако,местные жители явно были не рады тому, что их культурные памятники уничтожаются прибывшим из Москвы епископом. Руководителем местной языческой оппозиции стал местный верховный жрец- Пам, но этот жрец « сам посрамлен бысть и изгнан из Пермские земли из роду племени. А непохотел кто к святей вере быти, отиде теи на Удору и на Пенегу с жоны и детьми свои.» Как видим несогласные с христианизацией вынуждены были оставить свои дома. Почему же местное население не возжелало принять христианскую веру? Ответ содержится в житие Стефана Пермского, где кудесник Пам обращается к народу с речью о том, как тяжела зависимость народа коми от Московского княжества: «А от Москвы что хорошего может быть нам? Не оттуда ли к нам идут тяготы, дани тяжкие и насилие, управляющие, сборщики податей и надсмотрщики? Потому не слушайте его, но лучше послушайте меня, желающего вам добра. Я же вашего рода и одной с вами земли, одного рода и одного племени, одного колена и одного народа.» (4) Стефан Пермский был представителем московского правительства, установлению власти которого противилось языческое население из-за усиления эксплуатации, насилия со стороны наместников их Москвы. А. С. Хорошев отмечает, что «протест народа против новых форм идеологического, политического и феодального закабаления принимал форму борьбы за сохранение старых языческих культов.»(5)
Стефан вел активную миссионерскую деятельность, он не переставал « указывать им путь истинный и «наставлять их на стезю праведную», а суету кумирную обличать и обольщение идольское посрамлять, желая привлечь их к познанию Божию. Но люди, прежде пребывавшие во мраке, не понимали язычники Божьей благодати, то, что было для них благом, воспринимали как нечто бесполезное, с трудом верили и не только здесь же, сразу, не слушали сказанного, но и гневались на благодетеля и ненавидели творящего им добро, и, неблагодарные, роптали на учителя.Раз еще в один из дней, найдя раба Божьего уединившимся, двинулось на него множество пермяков, неверных и некрещеных, и устремились на него, словно для убийства. И нападая, нападали на него с яростью, гневом и воплем, будто желая убить и погубить его. Все единодушно ополчились на него и, словно сонмище, став вокруг него, «напрягая, напрягли луки свои» и, сильно их на него натянув, — к тому же и стрелы в их луках были смертоносными — меткими стрелами своими застрелить его жаждали и так хотели наконец предать его смерти.» Но Стефан «не побоялся нападающих на него и их устремлений, не побоялся их выстрелов», и « когда стреляли, не побоялся и как на детские стрельбы смотрел на их выстрелы.»(6) В другой раз наш «раб Божий» замыслил разрушить знаменитую кумирницу и после молитвы осуществил свое намерение, «и задумал разрушить их идолов, и опрокинул их жертвенники, сравнял с землей их богов и Божьей силой знаменитую их кумирницу зажег и пламенем запалил ее. Все это он сделал один, когда идолослужители этого не знали и служителей кумирницы здесь не было, и «не было избавляющих», ни отнимающих их. »(7)
Так как юридически пермская территория входила в земли Великого Новгорода, то новгородский архиепископ являлся духовным пастырем Пермской земли. А основание пермской кафедры и отправление туда епископа из Москвы вырывало пермское население из-под церковной опеки Новгорода. «Тем самым подготавливался переход Пермской земли под московское государственное управление», а «организация кафедры московским митрополитом была проведена с санкции великого князя именно в момент наиболее напряженных новгородско-московских отношений, в условиях подготовки похода Донского на Новгород.»(8 )В 1385 году согласно Вычегодско-вымской летописи новгородский владыка был недоволен тем, что митрополит московский Пимен пожаловал пермскую епархию Стефану, что и вылилось в сражение между дружинниками новгородского архиепископа и «устюжанами», которых позвал Стефан. «Лета (1385 г.) владыко новугородский разгневан бысть зело, како посмел Пимен митрополит дати епархия в Перме, в вотчине святей Софии и прислал дружинники воевати пермскую епархию. Позвал владыко Стефан устюжан, им бы беречи Пермскую землю от разорения. Устюжане побили новугородцев под Чорной рекой под Солдором.»Борьба за власть и влияние на те или иные территории между епископами не представляла чего-то особого, ведь церковь владела значительными земельными владениями в то время. Но в этой ситуации на стороне Стефана выступал московский князь Дмитрий Донской, и поэтому у новгородцев было мало шансов на победу после того кого , как «князь великий Дмитрей ослушенников побил, волости вернул себе и с новугородцев и с двинцов окуп взял».(9 )На следующий год Стефан смог помириться с уже более сговорчивым новгородским владыкой, так как Дмитрий Донской в результате большого похода на Новгород сжег ряд пригородных монастырей взял выкуп с новгородских бояр в размере 8000 рублей.(10)
После того, как Стефан разрушает кумирницу он дает народу следующее поучение: « Ради чего поклоняетесь вы идолам и почитаете их, и называете богами? Болваны изваянные, вырубленные ваши кумиры — это бездушное дерево, «дело рук человеческих: уста имеют, а не говорят, уши имеют, а не слышат, глаза имеют, а не видят, ноздри имеют, а не обоняют, руки имеют, а не осязают, ноги имеют, а не идут». И не ходят, и не сойдут с места, и «не издадут звука своими гортанями», и не нюхают своими ноздрями, и жертв приносимых не принимают, не пьют и не едят.»(11) Видимо святой полагал, что иконы не являются делом рук человеческих, сам бог с небес их спускает «умудренным иереям», следовательно иконы- не какое-то бездушное дерево. Далее Стефан предлагает уверовать добровольно язычникам в «истинного бога и творца всего», отречься от колдовства и «всех исконных пермских обычаев». А если язычники не пожелают ощутить благодать истинной веры, то они осуждены будут на муку вечную.(«А если не уверуете и не креститесь, то осуждены будете на муку вечную».)(12) Многие язычники все равно не хотели принимать крещения, несмотря на такие «убедительные доводы» нашего апологета. Стефан воспылал всей ревностью за бога и «со своими учениками не ленясь, обходил леса и по селеньям расспрашивал, и в домах разыскивал, и в лесах находил, и в станах обретал, и здесь и там — всюду находил их, пока все кумирни не уничтожил и до основания не искоренил их, и ни одна из них не уцелела. А что было повешено возле идолов — или как кровля над ними, или как жертвоприношение, или принесенное им как украшение, или шкуры соболей, или куниц, или горностаев, или ласок, или бобров, или лисиц, или медведей, или рысей, или белок — все это, собрав, в один сарай сложил и предал огню.» (13)
Стефан Пермский жил в Усть-Выме, центре Пермской епархии, основанной в 1383 году,а каких-либо документальных фактов о пребывании св. Стефана Пермского в Перми Великой не имеется. До верховьев Камы он не успел добраться.(14) О христианизации Великой Перми нам повествует небольшой отрывок из Вычегодско-вымской летописи за 1455г: «Лета 6963 приездил владыко Питерим в Великую Пермь на Чердыню крестити ко святей вере чердынцев. Тово лета шли на Пермь безвернии вогулечи, Великую Пермь воевали, Питерима идуще с Перми поимали и убили в месте зовемый Кафедраил на реке Помосе.»(15) Из-за недовольства христианизацией коми на Вычегде, вогулы (манси) убили Питерима, собиравшегося осуществить христианизацию Перми. Сведений о том, как проходила христианизация данной местности практически нет. Имеется послание митрополита Московского и всея Руси Симона великокняжескому наместнику Великой Перми князю Матвею Михайловичу, написанное в 1501 году. Г.Н. Чагин отмечает, что судя по наставлениям Симона, языческие обряды осуществлялись повсеместно.(16) Митрополит Симон упоминает в свое послании почитание пермянами Войпеля -бога связанного с северным ветром, зимой и ночным временем.(17) Вот, что он пишет: «А кумиром бы есте не служили, ни треб их не приимали, ни Войпепю болвану не молитеся по древнему обычяю и всех Богу ненавидимых тризнищ не творите идолом.»(18) Далее митрополит пишет осуществовании обычая левиратных браков: «Ни жените незаконных не чините боryмерскых, якоже слышу о вас, что деи у вас поимаются в племени по ветхому по татарскому обычаю: кто у вас умрет, и вторый деи его брат жену его поимает, и третьи деи брат его такожде творит.» Митрополит негодуетна женщин не покрывающих голову, и на то, что не все жители Перми Великой проходят христианский брачный обряд: «А жены ваши ходят простовласы, непокровеными главами. Ино то чините не по закону християнскому, то есть развратно вере нашой православной, и вы 6ы от сих мест напред так не чинили, как невернии чинят. А которым у вас женитися, и они 6ы женилися с благословением от священника, с обручянием и с венчанием, по закону християнскому, ни в роду, ни в племяни. А жены бы ваши имели покровены главы.»(19)
Исследуя послание митрополита Симона, мы можем сделать вывод, что население Великой Перми можно с натяжкой назвать христианами ;да, они могли делать вид, что посещают церкви, называть публично себя христианами, но при этом продолжать верить в своих богов, жить по своим обычаям. Христианизатор Стефан Пермский тоже сокрушался по поводу того, что язычники не хотят оставить своих идолов. Процесс христианизации в Перми - процесс длительный, а само насаждение христианство не вызвало одобрения у местного населения .
Ссылки на литературу:
1) Епифаний Премудрый . Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского. http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10091
2) Вычегодско-вымская летопись. http://krotov.info/acts/17/1/vychegod.htm
3) Ibid.
4)Епифаний Премудрый . Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского. http://lib.pushkinskijdom.ru
5) А.С. Хорошев. Политическая история русской канонизации. М.: Издательство Московского университета, 1986, с. 127.
6)Епифаний Премудрый . Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского. http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10091
7)Ibid.
8) А.С. Хорошев. Политическая история русской канонизации. М.: Издательство Московского университета, 1986, с. 127.
9)Вычегодско-вымская летопись. http://krotov.info/acts/17/1/vychegod.htm
10)ПСРЛ, том III. Издание 1-e. СПб., 1841, с.133. http://psrl.csu.ru/toms/Tom_03.shtml -здесь можно скачать Новгородскую первую летопись, на которую мы ссылаемся.
11)Епифаний Премудрый . Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского. http://lib.pushkinskijdom.ru
12)Ibid.
13)Ibid.
14) Г. Н. Чагин. Пермь Великая и первые века ее христианизации. Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви.2011. Вып. 5 (42). С. 7.
15)Вычегодско-вымская летопись. http://krotov.info/acts/17/1/vychegod.htm
16) Г. Н. Чагин. Пермь Великая и первые века ее христианизации. Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви.2011. Вып. 5 (42). С. 9.
17)Ibid. с.9.
18) Послание Симона митрополита всея Русии в Великую Пермь. http://zz-project.ru/xvi-vek/78-1501g-avgusta-22-posl..
19)Ibid.
Автор: Анна Дворниченко
Источник: https://vk.com/id359345864?w=wall359345864_236%2Fall