Заметки о христианизации Древней Руси

afa-punk-23

15-12-2016 14:06:41

Заметки о христианизации Древней Руси

Православные нередко заявляют, что в Древней Руси христианизация не была насильственной, в отличие от скандинавских стран, которые были крещены «огнем и мечом». Действительно, сохранилось довольно мало источников о христианизации разных земель Древней Руси, но некоторые из сохранившихся помогают воссоздать картину насаждения христианства в древнерусском государстве.

Начнем с Иоакимовской летописи, в которой приводятся сведения о христианизации Новгорода. Иоакимовская летопись в отдельных фрагментах дошла до нас в изложении Татищева. Раскопки, проводимые В. Л. Янина в Новгороде доказывают историческую достоверность Иоакимовской летописи, он отмечает , что « в Ногороде в 989 , несомненно, был большой пожар, уничтоживший береговые кварталы в Неревском , и возможно в Людином конце.»Эти археологические данные согласуются с описанием летописи. Янин делает вывод, что археологические и дендрохронологические исследования позволяют сделать вывод о «насильственном крещении новгородцев».( Янин В.Л. Летописные сказания о крещении новгородцев ( о возможных источниках Иоакимовской летописи// Русский город. Вып.7.М.: 1984, с.55-56). Летопись повествует нам о сопротивлении новгородцев христианизации из Киева, главными христианизаторами были выбраны дружинник князя Владимира — Добрыня, и епископ Иоаким. Новгородцы не захотели впускать Добрыню в город и креститься, а священники не смогли своими сладкоречивыми проповедями сделать из язычников христиан. Тогда христианизаторы избрали наступательную тактику: тысяцкий Путята переправился ночью в ладьях с отрядом 500 воинов на противоположный берег и высадился в Людином конце. Здесь началась у него сеча с новгородцами, а затем произошла насильственная христианизация новгородцев:
« Тысяцкий же Владимиров Путята , муж смышленый и храбрый, приготовил ладьи, избрав от ростовцев 500 мужей, ночью переправился выше града на другую сторону и вошел во град, и никто ему не препятствовал, ибо все видевшие приняли их за своих воинов. Он же дошел до двора Угоняева, оного и других старших мужей взял и тотчас послал к Добрыне за реку. Люди же стороны оной, услышав сие, собрались до 5000, напали на Путяту, и была между ними сеча злая. Некие пришли и церковь Преображения Господня разметали и дома христиан грабили. Наконец на рассвете Добрыня со всеми кто был при нем приспел и повелел у берега некие дома зажечь, чем люди более всего устрашены были, побежали огонь тушить; и тотчас прекратилась сеча, и тогда старшие мужи, придя к Добрыне, просили мира.Добрыня же, собрав войско, запретил грабежи и немедленно идолы сокрушил, деревянные сжег, а каменные, изломав, в реку бросил; и была нечестивым печаль велика. Мужи и жены, видевшие то, с воплем великим и слезами просили за них, как за настоящих их богов. Добрыня же, насмехаясь, им вещал: "Что, безумные, сожалеете о тех, которые себя оборонить не могут, какую пользу вы от них можете надеяться получить?" И послал всюду, объявляя, чтоб шли на крещение. Воробей же посадник, сын Стоянов, который при Владимире воспитан и был весьма сладкоречив, сей пошел на торжище и более всех увещал. Пришли многие, а не хотящих креститься воины насильно приводили и крестили, мужчин выше моста, а женщин ниже моста. Тогда многие некрещеные заявили о себе, что крещеными были; из-за того повелел всем крещеным кресты деревянные, либо медные и каперовые (сие видится греческое оловянные испорченное) на шею возлагать , а если того не имеют, не верить и крестить; и тотчас разметанную церковь снова соорудили. И так крестя, Путята пошел к Киеву. С того для люди поносили новгородские: Путята крестит мечем, а Добрыня огнем.( Татищев В.Н. История Российская. Т.1. С.112-113.)
О христианизации жителей Киева нам почти не сохранилось сведений , в Повести Временных лет можно прочитать лишь, что Владимир после того повелел опрокинуть и сжечь языческие идолы в Киеве, повелел сказать всему городу: «Если не придет кто завтра на реку- будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб -будет мне врагом.» ( ПВЛ. http://old-russian.chat.ru/02povest.htm, читать сообщение за 988 год).Жители Киева оплакивали Перуна и других низвергаемых идолов, так как по словам летописца «не приняли они ещё святого крещения». В любом случае называть христианизацию киевлян добровольной мы не можем, ведь Владимир жестко потребвал от всех жителей Киева креститься.

Христианизация Муромской земли. «Повесть о водворении христианства в Муроме является ценным историческим источником, повествующим о распространении христианства в Муромской земле Глебом Владимировичем и князем Константином (Ярослав Святославович?).Муромцы отказались креститься, когда князь Глеб потребовал этого. «И егда приде святый Глеб ко граду Мурому, и еще тогда невернии быша людие и жестоцы, и не прияша его к себе на княжение, и не крестишася, но сопротивляхуся ему. Он же оттъеха от града 12 поприщ на реку Ишню и тамо пребываше до преставления святаго отца его...»( Повесть о водворении христианства в Муроме // Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко / Под ред. Н.Костомарова. – СПб., 1860. – Вып. I.) В «Житии князя Константина Муромского», как отмечает Рапов,говорит о том, «что благоверный князь Глеб тех неверных людей не одолев ( то есть язычников) от града Мурома отиде 12 поприщ». После Глеба, главным христианизатором назван Константин (церковное предание считает его сыном Черниговского князя Святослава Ярославича, внуком Ярослава Мудрого). Повесть о водворении христианства в Муроме показывает, что муромцы снова отказались принять «святую веру», несмотря на обещание Константина облегчить их повинности .Только после угроз военного вторжения , угроз «муками и ранами» князю удалось склонить муромцев к принятию христианства. В «Житие князя Константина Муромского» так описывается «начало» христаинства в Муроме : «невдале рода того же великаго князя Владимира и не по мнозех летех благоверный князь Константин Святославович и с ним сынов его князь Михаил и князь Федор, поиде из Киева ко граду Мурому, и прииде под град Муром,и во граде Муроме невернии люди исполчишася со многими людьми, и бысть у них сеча велика под градом Мурома и убиша у благоверного князя Константина сына его большаго благовернаго князя Михаила. И прииде на них страх господень и ужас и милостию божею благоверный князь Константин с сыном свои Федором град Муром взял и неверных людей во граде Муроме укрепил и утвердил бесстрашно, и воздвиг собором святым в старом городищи первоначальный храм Благовещения пречистей Богородицы и сына своего благовернаго Михаила у Благовещения пречистыя Богородицы положил...»( Серебрянский Н. Древнерусские княжеские жития.М. : 1915, с.102). То есть муромцы крестились после того, как их город был взят Константином. Исследователь русской церкви Рапов пишет: « Муромцы потому были вынуждены выйти на реку Оку креститься, что Константин угрожал им репрессиями, а не из-за того что он «вжажадали» стать христианами». (Рапов О. М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. - М.: Высшю шк., 1988, с. 332)

Христианизация Ярославля. Главным источником по христаинизации является «Сказание о построении города Ярославля». До появления князя Ярослава Мудрого на месте Ярославля находилось селище под названием «Медвежий угол», «а населяли его люди поганой веры — язычники, злые ужасно» ( Сказание о построении города Ярославля.https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A1%D ... 0%BB%D1%8F) Эти язычники поклонялись Волосу, а Ярослав со своей ратью стал склонять их принять крещение. Вот, что говорит нам данное сказание: «Молитвами пречистой богородице и святым угодникам княжие воинство победило врагов на том месте, где какой-то ручей впадал в Которосль, за ним же и селище то стояло. И благоверный князь поучил его обитателей, как надо жить и обиды никому не творить, и кроме того, познакомясь с благомерзкой верой их, уговаривал их креститься. И люди эти клятвою перед Волосом жить в согласии и оброк ему платить, но только креститься не хотели.» Князь Ярослав, однако, так и не смог принудить жителей стать христианами, хотя призвал с собой разных попов, церковников для миссионерских целей.

В заключение, я бы хотела отметить следующее:1) христианство насаждалось в разных древнерусских землях киевскими князьями и дружинниками. Местное население воспринимало принятие христианства ещё и как подчинение Киеву и его элитам.2)Христианство встречало неприятие со стороны жителей древнерусских земель, они часто вступали в военное противостояние с христианизаторами;3) христианизация все-таки была очень поверхностной, различные языческие обряды и представления ещё долго жили в сознании обычного человека.

Автор: Анна Дворниченко

Источник: https://vk.com/id359345864?w=wall359345864_227%2Fall

Дубовик

15-12-2016 15:46:11

христианизация все-таки была очень поверхностной, различные языческие обряды и представления ещё долго жили в сознании обычного человека.

Да что вы такое говорите?!
Языческие обряды и представления живут в сознании обычных человеков до сих пор, причем, по некоторым параметрам, они до сих пор оказывают на поведение и мировоззрение более сильное влияние, чем христианство.

павел карпец

15-12-2016 17:26:57

Интересно когда Польша с Чехией крестились ?

Дилетант

15-12-2016 17:40:26

Скрытый текст: :
Дед Мороз не противится Древней Руси и Руси Киевской.Он им ёлки на поминки веточками клал.

afa-punk-23

15-12-2016 22:46:01

павел карпец писал(а):Интересно когда Польша с Чехией крестились ?


Приведу ответ на сей вопрос собственно от самого автора статьи:

У историков не очень много данных о принятии христианства в Великой Моравии, Чехии и Польше. Я преимущественно буду опираться на монографию "Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси", а также на такие источники как "Чешская хроника "Козьмы Пражского, "Великая хроника" ( о Польше , Руси и их соседях в XI-XIII вв.).

Великая Моравия (822- 907 гг.) - государство на Среднем Дунае, которое в период своего расцвета включало в себя территории современных Венгрии, Чехии, Словакии, часть Польши,Украины. Миссионеры из Пассауского епископства, связанные с восточнофранкским королем Людовиком Немецким, начали свою ристианизаторскую деятельность в конце 20-х гг. IX в. в Моравии.Согласно "Обращению баваров и карантанцев" в 831 году пасаусский епископ Регинхар крестил всех мораван. Исследователи предполагают, что принятие крещения из Пассау означало распространение на Великую Моравию юрисдикции этой церкви. (Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси. М.: Наука,1988, с. 124).В 20- 40гг. IX в. отношения мораван с Каролингской Империей были мирными, а крещение мораван было вызвано желанием господствующего класса Моравии иметь дипломатические связи с Каролингами ( Ibid, c .125).

Подробности христианизации нам неизвестны. В середине столетия отношения Великоморавского государства с баварским духовенством осложнились, так как власти Восточно-франкского королевства попытались подчинить Великую Моравию своему влиянию.Для правящей верхушки стало необходимостью создание самостоятельной церкви, и не получив положительного ответа от папы римского князь Ростислав попросил прислать епископа из Византии.Монахи- миссионеры Кирилл и Мефодий в отличие от баварских миссионеров в Моравии не отвергали возможность использования местного языка для распространения христианства, ими был создан алфавит для передачи славянской речи, а также сделаны переводы христинаских сочинений.Нужно также отметить, что в " Пространном житии Кирилла имеются выпады против немецких духовных лиц в Моравии, которые более примиренчески были настроены к языческим обрядам. Когда Мефодий становится архиепископом в Моравии, при его участии создается правовой кодекс " Закон судный людям", где за совершение е обрядов предусматривалось продавать человека в рабство, также в этом сборнике были регламентированы суровые наказания ( телесные наказания, штрафы, увечья) за нарушения христианских норм в семейной жизни. Этот кодекс также защищал имущественные права церкви, вводил суровые наказания за кражу церковного имущества; церкви должно было передавать имущество вельмож, допускавших отправление языческих обрядов в своих владениях(Ibid.128-129). Однако,в середине 80 гг. вспыхнул конфликт между более лояльным к язычникам немецким духовенством и Мефодием;в результате великоморавский князь Святополк в 885 г. после смерти Мефодия позволил выгнать его учеников из страны. Археологические данные свидетельствуют о поверхностной христианизации в Великой Моравии. С Середины IX в. наблюдается рост влияния Великой Моравии на чешские земли, чешские князья становится зависимыми от моравских."Чешская хроника " Козьмы Пражского говорит нам о крещении первого исторического князя чехов Борживоя епископом моравским Мефодием при дворе моравского князя Свтополка в 894 году. Вот ,что говорится в хронике: " Гостивит был отцом Борживоя, а тот - первым князем, который был крещен достопочтенным Мефодием, епископом моравским, во времена императора Арнульфа и Святополка, короля Моравии".(Козьма Пражский. Чешская хроника. Галл Аноним. Хроника и деяния князей, или правителей польских. Рязань: Александрия,2009, с.52, кн. первая, гл.10) Однако ,иследователи датируют крещение Борживоя 882-884 гг., так как в 894 году Мефодий уже умер и не мог крестить князя. Князь Борживой при принятии христианства руководствовался политическими мотивами - он стремился к равноправному положению с другими вассалами Святополка, а также к упрочнению своей власти в Чехии. После принятия христианства чешский народ изгнал Борживоя из страны, он отправился в Моравию."Борживой вернулся на трон ,опираясь на военную поддержку Святополка,и произвел переворот в традиционном политическом строе. Место племенных собраний, на котором стоял княжеский трон, было окруженно каменными стенами, став территорией княжеской крепости - Пражского града.Из рук племенного собрания власть перешла в руки князя и его дружины - ядра формирующегося класса раннефеодального общества." (Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси. М.: Наука,1988, с.135) в результате начинается процесс складывания раннефеодального государства. О христианизации страны известно очень мало сведений. "чешская хроника" сообщает,что
князь Болеслав II (967--999 гг.)"основал 20 храмов, наделив их в достаточной мере всеми доходами, которые соответствуют церковным нуждам." (Козьма Пражский. Чешская хроника. Галл Аноним. Хроника и деяния князей, или правителей польских. Рязань: Александрия,2009, с.70, кн. первая, гл. 22) Для нас представляют интерес и сообщения написанных в 70-80 гг. X в. латинских житий Вацлава о языческой "реакции" в Чехии в малолетство князя Вацлава ( начало 20-х гг. X века) В житиях говорится о борьбе с язычеством внутри социальной верхушки, дружинников ,отпавших от христианства подвергали бичеванию.(Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси. М.: Наука,1988, с.138). Страна была довольно поверхностно христианизирована , о чем свидетельствует конфликт епископа Войтеха с Болеславом и феодальной верхушкой Чехии из-за несоблюдения христианских норм в Чехии. ( браки духовных лиц, несоблюдение постов, нарушение норм поведения в церковные праздники и т.д.)

С христианизацией Польши связано правление князя Мешко, в 966 году он принял христианство, о чем сообщается в "Великой хронике", он взял в жены Дубровку, дочь чешского короля Вацлава (христианка).("Великая хроника" о Польше , Руси и их соседях в XI-XIII вв.Под ред. В.Л. Янина, М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987 ,с. 66) В "Хронике " Галла Анонима говорится о том,что крещение Мешко связано с дубровкой, которая отказывалась выйти за него замуж,если он останется в язычестве.(Козьма Пражский. Чешская хроника. Галл Аноним. Хроника и деяния князей, или правителей польских. Рязань: Александрия,2009, с.275) Однако, исследователи полагают, что Мешко хотел привести в соответствие с новыми раннефеодальными отношениями в Польше религию, которая бы оправдывала власть князя и феодальной верхушки,социальную дифференциацию в обществе.(Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси. М.: Наука,1988, с.145)При сыне Мешко- Болеславе Первом, как сообщается в "Великой хронике" закладываются 6 кафедральных соборов, " из них первым - познаньский, где после смерти он и покоится в середине костела; затем гнезненский, мазовецкий...Он ( Болеслав )также заложил ,построил и наделили имуществом много монастырей."("Великая хроника" о Польше , Руси и их соседях в XI-XIII вв.Под ред. В.Л. Янина, М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987 ,с. 66) Принятие христианства в Польше связано с желанием князя Мешко укрепить взаимоотношения с Чехий, Священной Римской Империей, стать одной из христианских держав.(Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси. М.: Наука,1988, с.146)

павел карпец

27-12-2017 10:03:12

Тут ещё надо иметь ввиду , что раскол христиан на католиков и православных произошёл только в 1054-м году , т.е. уже после христианизации Руси и Моравии .

NT2

27-12-2017 11:33:10

Скорее раскол стал официальным в том году, а терки были задолго до того, не так?

павел карпец

27-12-2017 11:47:01

Конечно . Конечно были , но тем не менее и дата раскола тоже есть .

павел карпец

27-12-2017 11:48:54

Православные нередко заявляют, что в Древней Руси христианизация не была насильственной, в отличие от скандинавских стран, которые были крещены «огнем и мечом».


Но ведь до этого времени скандинавы с германцами успешно завоевывали Европу .

А вот кто действительно больше всех пострадал от насильственной христианизации , так это не Русь и не Скандинавия , а "буферная зона" , т.е. в первую очередь литовцы , латыши , эстонцы и финны против которых с Хlll века организовывались специальные Северные крестовые походы .

павел карпец

27-12-2017 14:11:29

НТ , а что там с христианизацией Болгарии ? Кто , кого , как , когда ?

Скуки ради....

NT2

27-12-2017 14:44:09

Да вот
Скрытый текст: :

(русская статья слишком лаконична)

Тоже насильно, но и без особого сопротивления, кроме злосчастных пятидесяти двух боилских родов, коих вырезали начисто за бунт против крещения.
Тем не менее, еще при жизни Бориса I, стали распространяться ереси, при правлении его сына Симеона (империалист тот еще) появилось и богомильство, которое при следующем правителе, уже с титулом ЦАРЬ, преследовалось яро, с кострами и прочими потехами.
Некоторые ветераны анархизма усматривали в богомильстве зародыши безвластничества, но я тут скептичен, скорее у чешских таборитов усматривается протоанархизм, в то время как богомильская философия довольно мрачноватая...

Факт, признаваемый даже огалтелыми сторонниками християнства среди историков, таков - после крещения Болгария постепенно уподобляется практически во всех отношениях Византии, эдакая славяноязычная ее версия. Т.е. оригинальная дохристиянская культура была уничтожена.
А еще историки, знакомые и в сми, сетуют на то, что несмотря на появление письменности и первоначальный нахрап церковников ограмотить повально всех, дабы библию читали, болгары ОЧЕНЬ МАЛО писали, поэтому все Средние века до падения под османцами действительно темные с точки зрения информации; о том, что происходило в болгарских царствах, нередко более одного в один и тот же период (а так же деспотствах и севастократорствах) судят в основном из летописей соседей и бродячих хронистов.
Так что и само крещение, что было на самом деле, неясно.

NT2

27-12-2017 14:49:13

Беда в том, что из Болгарии християнство распрострянилось на те славянские земли, кои потом стали русскими зваться (до того само слово не встречается, поход Светослава описан как "нашествие тавроскифов" в одном из немногих болгарских документах тех времен - кажется донесение градоначальника дунайской крепости царю в Великий Преслав; сохранилось только потому, что на обратной стороне пергамента накалякали какието молитвы в одном из монастырей).
Так что вина заражения за болгарами...
Каюсь.

павел карпец

27-12-2017 15:45:39

А как ,интересно , между южными славянами и восточными\западными славянами оказались романоязычные румыны ?

NT2

27-12-2017 18:57:41

Не помню, а сейчас лень искать. Вклинились в какой-то период. Впрочем, до середины ХIX века пользовались кирилицей, а мелодика румынского не сильно отличается от болгарской.

павел карпец

28-12-2017 08:14:16

Один знакомый старый молдован говорил , что худо-бедно в общих чертах понимает итальянскую речь .

NT2

28-12-2017 16:11:00

И с французским у них нет затруднений.
В то же время есть немало общих слов (в основном диалектных), неизвестно кто у кого позаимствовал.

В османские времена все бунтовщики убегали в Букурешти, там комитеты устраивали, снаряжали отряды для засылки обратно, газеты печатали, листовки, тоже для отправки за Дунай.

павел карпец

04-01-2018 04:00:56

Ну ладно , с Румынией более менее ясно
viewtopic.php?f=7&t=30495&p=417678#p417653
Язык от первого Рима , религия от второго , государство , видимо , оттуда же .
А вот , интересно , албанцы... албанцы же , как и Прибалтика , например , вообще плохо поддавались этой римской и постримской экспансии государства ?

NT2

04-01-2018 07:59:50

Про албанцев знаю мало, они вообще "мутная индия". Но видимо были под влиянием западной церкви, а потом, яростно сопротивляясь османцам, заслужили себе почетную капитуляцию, приняли ислам и стали чем то вроде казаков на службе русским царям.