afa-punk-23
15-12-2016 14:06:41
Заметки о христианизации Древней Руси
Православные нередко заявляют, что в Древней Руси христианизация не была насильственной, в отличие от скандинавских стран, которые были крещены «огнем и мечом». Действительно, сохранилось довольно мало источников о христианизации разных земель Древней Руси, но некоторые из сохранившихся помогают воссоздать картину насаждения христианства в древнерусском государстве.
Начнем с Иоакимовской летописи, в которой приводятся сведения о христианизации Новгорода. Иоакимовская летопись в отдельных фрагментах дошла до нас в изложении Татищева. Раскопки, проводимые В. Л. Янина в Новгороде доказывают историческую достоверность Иоакимовской летописи, он отмечает , что « в Ногороде в 989 , несомненно, был большой пожар, уничтоживший береговые кварталы в Неревском , и возможно в Людином конце.»Эти археологические данные согласуются с описанием летописи. Янин делает вывод, что археологические и дендрохронологические исследования позволяют сделать вывод о «насильственном крещении новгородцев».( Янин В.Л. Летописные сказания о крещении новгородцев ( о возможных источниках Иоакимовской летописи// Русский город. Вып.7.М.: 1984, с.55-56). Летопись повествует нам о сопротивлении новгородцев христианизации из Киева, главными христианизаторами были выбраны дружинник князя Владимира — Добрыня, и епископ Иоаким. Новгородцы не захотели впускать Добрыню в город и креститься, а священники не смогли своими сладкоречивыми проповедями сделать из язычников христиан. Тогда христианизаторы избрали наступательную тактику: тысяцкий Путята переправился ночью в ладьях с отрядом 500 воинов на противоположный берег и высадился в Людином конце. Здесь началась у него сеча с новгородцами, а затем произошла насильственная христианизация новгородцев:
« Тысяцкий же Владимиров Путята , муж смышленый и храбрый, приготовил ладьи, избрав от ростовцев 500 мужей, ночью переправился выше града на другую сторону и вошел во град, и никто ему не препятствовал, ибо все видевшие приняли их за своих воинов. Он же дошел до двора Угоняева, оного и других старших мужей взял и тотчас послал к Добрыне за реку. Люди же стороны оной, услышав сие, собрались до 5000, напали на Путяту, и была между ними сеча злая. Некие пришли и церковь Преображения Господня разметали и дома христиан грабили. Наконец на рассвете Добрыня со всеми кто был при нем приспел и повелел у берега некие дома зажечь, чем люди более всего устрашены были, побежали огонь тушить; и тотчас прекратилась сеча, и тогда старшие мужи, придя к Добрыне, просили мира.Добрыня же, собрав войско, запретил грабежи и немедленно идолы сокрушил, деревянные сжег, а каменные, изломав, в реку бросил; и была нечестивым печаль велика. Мужи и жены, видевшие то, с воплем великим и слезами просили за них, как за настоящих их богов. Добрыня же, насмехаясь, им вещал: "Что, безумные, сожалеете о тех, которые себя оборонить не могут, какую пользу вы от них можете надеяться получить?" И послал всюду, объявляя, чтоб шли на крещение. Воробей же посадник, сын Стоянов, который при Владимире воспитан и был весьма сладкоречив, сей пошел на торжище и более всех увещал. Пришли многие, а не хотящих креститься воины насильно приводили и крестили, мужчин выше моста, а женщин ниже моста. Тогда многие некрещеные заявили о себе, что крещеными были; из-за того повелел всем крещеным кресты деревянные, либо медные и каперовые (сие видится греческое оловянные испорченное) на шею возлагать , а если того не имеют, не верить и крестить; и тотчас разметанную церковь снова соорудили. И так крестя, Путята пошел к Киеву. С того для люди поносили новгородские: Путята крестит мечем, а Добрыня огнем.( Татищев В.Н. История Российская. Т.1. С.112-113.)
О христианизации жителей Киева нам почти не сохранилось сведений , в Повести Временных лет можно прочитать лишь, что Владимир после того повелел опрокинуть и сжечь языческие идолы в Киеве, повелел сказать всему городу: «Если не придет кто завтра на реку- будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб -будет мне врагом.» ( ПВЛ. http://old-russian.chat.ru/02povest.htm, читать сообщение за 988 год).Жители Киева оплакивали Перуна и других низвергаемых идолов, так как по словам летописца «не приняли они ещё святого крещения». В любом случае называть христианизацию киевлян добровольной мы не можем, ведь Владимир жестко потребвал от всех жителей Киева креститься.
Христианизация Муромской земли. «Повесть о водворении христианства в Муроме является ценным историческим источником, повествующим о распространении христианства в Муромской земле Глебом Владимировичем и князем Константином (Ярослав Святославович?).Муромцы отказались креститься, когда князь Глеб потребовал этого. «И егда приде святый Глеб ко граду Мурому, и еще тогда невернии быша людие и жестоцы, и не прияша его к себе на княжение, и не крестишася, но сопротивляхуся ему. Он же оттъеха от града 12 поприщ на реку Ишню и тамо пребываше до преставления святаго отца его...»( Повесть о водворении христианства в Муроме // Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко / Под ред. Н.Костомарова. – СПб., 1860. – Вып. I.) В «Житии князя Константина Муромского», как отмечает Рапов,говорит о том, «что благоверный князь Глеб тех неверных людей не одолев ( то есть язычников) от града Мурома отиде 12 поприщ». После Глеба, главным христианизатором назван Константин (церковное предание считает его сыном Черниговского князя Святослава Ярославича, внуком Ярослава Мудрого). Повесть о водворении христианства в Муроме показывает, что муромцы снова отказались принять «святую веру», несмотря на обещание Константина облегчить их повинности .Только после угроз военного вторжения , угроз «муками и ранами» князю удалось склонить муромцев к принятию христианства. В «Житие князя Константина Муромского» так описывается «начало» христаинства в Муроме : «невдале рода того же великаго князя Владимира и не по мнозех летех благоверный князь Константин Святославович и с ним сынов его князь Михаил и князь Федор, поиде из Киева ко граду Мурому, и прииде под град Муром,и во граде Муроме невернии люди исполчишася со многими людьми, и бысть у них сеча велика под градом Мурома и убиша у благоверного князя Константина сына его большаго благовернаго князя Михаила. И прииде на них страх господень и ужас и милостию божею благоверный князь Константин с сыном свои Федором град Муром взял и неверных людей во граде Муроме укрепил и утвердил бесстрашно, и воздвиг собором святым в старом городищи первоначальный храм Благовещения пречистей Богородицы и сына своего благовернаго Михаила у Благовещения пречистыя Богородицы положил...»( Серебрянский Н. Древнерусские княжеские жития.М. : 1915, с.102). То есть муромцы крестились после того, как их город был взят Константином. Исследователь русской церкви Рапов пишет: « Муромцы потому были вынуждены выйти на реку Оку креститься, что Константин угрожал им репрессиями, а не из-за того что он «вжажадали» стать христианами». (Рапов О. М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. - М.: Высшю шк., 1988, с. 332)
Христианизация Ярославля. Главным источником по христаинизации является «Сказание о построении города Ярославля». До появления князя Ярослава Мудрого на месте Ярославля находилось селище под названием «Медвежий угол», «а населяли его люди поганой веры — язычники, злые ужасно» ( Сказание о построении города Ярославля.https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A1%D ... 0%BB%D1%8F) Эти язычники поклонялись Волосу, а Ярослав со своей ратью стал склонять их принять крещение. Вот, что говорит нам данное сказание: «Молитвами пречистой богородице и святым угодникам княжие воинство победило врагов на том месте, где какой-то ручей впадал в Которосль, за ним же и селище то стояло. И благоверный князь поучил его обитателей, как надо жить и обиды никому не творить, и кроме того, познакомясь с благомерзкой верой их, уговаривал их креститься. И люди эти клятвою перед Волосом жить в согласии и оброк ему платить, но только креститься не хотели.» Князь Ярослав, однако, так и не смог принудить жителей стать христианами, хотя призвал с собой разных попов, церковников для миссионерских целей.
В заключение, я бы хотела отметить следующее:1) христианство насаждалось в разных древнерусских землях киевскими князьями и дружинниками. Местное население воспринимало принятие христианства ещё и как подчинение Киеву и его элитам.2)Христианство встречало неприятие со стороны жителей древнерусских земель, они часто вступали в военное противостояние с христианизаторами;3) христианизация все-таки была очень поверхностной, различные языческие обряды и представления ещё долго жили в сознании обычного человека.
Автор: Анна Дворниченко
Источник: https://vk.com/id359345864?w=wall359345864_227%2Fall
Православные нередко заявляют, что в Древней Руси христианизация не была насильственной, в отличие от скандинавских стран, которые были крещены «огнем и мечом». Действительно, сохранилось довольно мало источников о христианизации разных земель Древней Руси, но некоторые из сохранившихся помогают воссоздать картину насаждения христианства в древнерусском государстве.
Начнем с Иоакимовской летописи, в которой приводятся сведения о христианизации Новгорода. Иоакимовская летопись в отдельных фрагментах дошла до нас в изложении Татищева. Раскопки, проводимые В. Л. Янина в Новгороде доказывают историческую достоверность Иоакимовской летописи, он отмечает , что « в Ногороде в 989 , несомненно, был большой пожар, уничтоживший береговые кварталы в Неревском , и возможно в Людином конце.»Эти археологические данные согласуются с описанием летописи. Янин делает вывод, что археологические и дендрохронологические исследования позволяют сделать вывод о «насильственном крещении новгородцев».( Янин В.Л. Летописные сказания о крещении новгородцев ( о возможных источниках Иоакимовской летописи// Русский город. Вып.7.М.: 1984, с.55-56). Летопись повествует нам о сопротивлении новгородцев христианизации из Киева, главными христианизаторами были выбраны дружинник князя Владимира — Добрыня, и епископ Иоаким. Новгородцы не захотели впускать Добрыню в город и креститься, а священники не смогли своими сладкоречивыми проповедями сделать из язычников христиан. Тогда христианизаторы избрали наступательную тактику: тысяцкий Путята переправился ночью в ладьях с отрядом 500 воинов на противоположный берег и высадился в Людином конце. Здесь началась у него сеча с новгородцами, а затем произошла насильственная христианизация новгородцев:
« Тысяцкий же Владимиров Путята , муж смышленый и храбрый, приготовил ладьи, избрав от ростовцев 500 мужей, ночью переправился выше града на другую сторону и вошел во град, и никто ему не препятствовал, ибо все видевшие приняли их за своих воинов. Он же дошел до двора Угоняева, оного и других старших мужей взял и тотчас послал к Добрыне за реку. Люди же стороны оной, услышав сие, собрались до 5000, напали на Путяту, и была между ними сеча злая. Некие пришли и церковь Преображения Господня разметали и дома христиан грабили. Наконец на рассвете Добрыня со всеми кто был при нем приспел и повелел у берега некие дома зажечь, чем люди более всего устрашены были, побежали огонь тушить; и тотчас прекратилась сеча, и тогда старшие мужи, придя к Добрыне, просили мира.Добрыня же, собрав войско, запретил грабежи и немедленно идолы сокрушил, деревянные сжег, а каменные, изломав, в реку бросил; и была нечестивым печаль велика. Мужи и жены, видевшие то, с воплем великим и слезами просили за них, как за настоящих их богов. Добрыня же, насмехаясь, им вещал: "Что, безумные, сожалеете о тех, которые себя оборонить не могут, какую пользу вы от них можете надеяться получить?" И послал всюду, объявляя, чтоб шли на крещение. Воробей же посадник, сын Стоянов, который при Владимире воспитан и был весьма сладкоречив, сей пошел на торжище и более всех увещал. Пришли многие, а не хотящих креститься воины насильно приводили и крестили, мужчин выше моста, а женщин ниже моста. Тогда многие некрещеные заявили о себе, что крещеными были; из-за того повелел всем крещеным кресты деревянные, либо медные и каперовые (сие видится греческое оловянные испорченное) на шею возлагать , а если того не имеют, не верить и крестить; и тотчас разметанную церковь снова соорудили. И так крестя, Путята пошел к Киеву. С того для люди поносили новгородские: Путята крестит мечем, а Добрыня огнем.( Татищев В.Н. История Российская. Т.1. С.112-113.)
О христианизации жителей Киева нам почти не сохранилось сведений , в Повести Временных лет можно прочитать лишь, что Владимир после того повелел опрокинуть и сжечь языческие идолы в Киеве, повелел сказать всему городу: «Если не придет кто завтра на реку- будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб -будет мне врагом.» ( ПВЛ. http://old-russian.chat.ru/02povest.htm, читать сообщение за 988 год).Жители Киева оплакивали Перуна и других низвергаемых идолов, так как по словам летописца «не приняли они ещё святого крещения». В любом случае называть христианизацию киевлян добровольной мы не можем, ведь Владимир жестко потребвал от всех жителей Киева креститься.
Христианизация Муромской земли. «Повесть о водворении христианства в Муроме является ценным историческим источником, повествующим о распространении христианства в Муромской земле Глебом Владимировичем и князем Константином (Ярослав Святославович?).Муромцы отказались креститься, когда князь Глеб потребовал этого. «И егда приде святый Глеб ко граду Мурому, и еще тогда невернии быша людие и жестоцы, и не прияша его к себе на княжение, и не крестишася, но сопротивляхуся ему. Он же оттъеха от града 12 поприщ на реку Ишню и тамо пребываше до преставления святаго отца его...»( Повесть о водворении христианства в Муроме // Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко / Под ред. Н.Костомарова. – СПб., 1860. – Вып. I.) В «Житии князя Константина Муромского», как отмечает Рапов,говорит о том, «что благоверный князь Глеб тех неверных людей не одолев ( то есть язычников) от града Мурома отиде 12 поприщ». После Глеба, главным христианизатором назван Константин (церковное предание считает его сыном Черниговского князя Святослава Ярославича, внуком Ярослава Мудрого). Повесть о водворении христианства в Муроме показывает, что муромцы снова отказались принять «святую веру», несмотря на обещание Константина облегчить их повинности .Только после угроз военного вторжения , угроз «муками и ранами» князю удалось склонить муромцев к принятию христианства. В «Житие князя Константина Муромского» так описывается «начало» христаинства в Муроме : «невдале рода того же великаго князя Владимира и не по мнозех летех благоверный князь Константин Святославович и с ним сынов его князь Михаил и князь Федор, поиде из Киева ко граду Мурому, и прииде под град Муром,и во граде Муроме невернии люди исполчишася со многими людьми, и бысть у них сеча велика под градом Мурома и убиша у благоверного князя Константина сына его большаго благовернаго князя Михаила. И прииде на них страх господень и ужас и милостию божею благоверный князь Константин с сыном свои Федором град Муром взял и неверных людей во граде Муроме укрепил и утвердил бесстрашно, и воздвиг собором святым в старом городищи первоначальный храм Благовещения пречистей Богородицы и сына своего благовернаго Михаила у Благовещения пречистыя Богородицы положил...»( Серебрянский Н. Древнерусские княжеские жития.М. : 1915, с.102). То есть муромцы крестились после того, как их город был взят Константином. Исследователь русской церкви Рапов пишет: « Муромцы потому были вынуждены выйти на реку Оку креститься, что Константин угрожал им репрессиями, а не из-за того что он «вжажадали» стать христианами». (Рапов О. М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. - М.: Высшю шк., 1988, с. 332)
Христианизация Ярославля. Главным источником по христаинизации является «Сказание о построении города Ярославля». До появления князя Ярослава Мудрого на месте Ярославля находилось селище под названием «Медвежий угол», «а населяли его люди поганой веры — язычники, злые ужасно» ( Сказание о построении города Ярославля.https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A1%D ... 0%BB%D1%8F) Эти язычники поклонялись Волосу, а Ярослав со своей ратью стал склонять их принять крещение. Вот, что говорит нам данное сказание: «Молитвами пречистой богородице и святым угодникам княжие воинство победило врагов на том месте, где какой-то ручей впадал в Которосль, за ним же и селище то стояло. И благоверный князь поучил его обитателей, как надо жить и обиды никому не творить, и кроме того, познакомясь с благомерзкой верой их, уговаривал их креститься. И люди эти клятвою перед Волосом жить в согласии и оброк ему платить, но только креститься не хотели.» Князь Ярослав, однако, так и не смог принудить жителей стать христианами, хотя призвал с собой разных попов, церковников для миссионерских целей.
В заключение, я бы хотела отметить следующее:1) христианство насаждалось в разных древнерусских землях киевскими князьями и дружинниками. Местное население воспринимало принятие христианства ещё и как подчинение Киеву и его элитам.2)Христианство встречало неприятие со стороны жителей древнерусских земель, они часто вступали в военное противостояние с христианизаторами;3) христианизация все-таки была очень поверхностной, различные языческие обряды и представления ещё долго жили в сознании обычного человека.
Автор: Анна Дворниченко
Источник: https://vk.com/id359345864?w=wall359345864_227%2Fall