знаешь, собственно социализма не было никогда.
Был или частный капитализм - или в разной степени обхвата госкапитализм.
При различных идеологиях.
Все остальное - теория. Непроверенная убедительно.
(если не считать Испанию, вон там протестовали модель разнообразия, отличную от двух сторон капитализма, левой и правой; эксепиремнт был обещающий, да как левые его и задушили, ударив анархистам в спину)
Рынок больше напоминает эволюцию, нежели план, но если человечество считает себя разумным, поступать надо НЕЕСТЕСТВЕННО, направляя эволюцию. Чем и все социальные экспериментаторы и занимаются (ставя в центр внимания либо индивида, либо коллектив, либо избранных индивидов, либо избранное большинство).
(как раз привилегий анархизм и не признает: пролетариат - не революционный класс. Революционерами могут быть личности, но не толпы)
В капитализме одно плохо (можно даже назвать это извращением) - привилегия одного товара над всеми остальными. О деньгах речь. Они не подчиняются логике остальных товаров, потому из эквивалента, разменного товара (средства), превратились в чудовище, порождая систему, где несправедливость воспроизводит саму себя. Если третировать деньги наравне с другими товарами (т.наз. "беспроцентные деньги"), рынок становится справедливее, находит баланс между производством и торговлей, устраняет до санитарного минимума (или напрочь уничножает) порочное деланье денег из денег (ростовщичество)... это как начало. Роль средства обмена может играть и договор, кстати. Финансы перестают управлять материальным производством, не прибыль, а полезность становится критерием и целью труда.
А если убрать и государство (или на первых порах свести его к службе выработки стандартов и рекомендательных правил, один из центров статистики - наряду с сетями статистических товариществ и НИИ), тогда не будут появляться монополии и картели - ни выживать, даже возникнув, без "крыши" властей, потому что самих властей не будет...
такое состояние общества некоторые называют анархокапитализмом. Но анархокапитализм - лишь одна из паралельно сосуществующих экономических практик в обществе безвластия. Рядом со структурами, которые предпочтут здоровой конкуренции (не преследующей прибыль, а удовлетворение потребностей и просто творчество, не борется за рынок всеми средствами, короче) некое плановое хозяйство (плановость снизу!), третьи - смесь, четвертые - еще чего, что мы сейчас себе представить не можем. Одни коллективы прибегнут к заместителю денег, другие - вообще без них, третьи - исключительно бартер.
Это и есть анархизм - РАЗНООБРАЗИЕ способов производства-распеделения-потребления, которые не конфликтуют и НИКЕМ не ставятся в привилегированое положение.
Поэтому анархия - ВНЕ левого и правого. Она шире, объемнее... да живее сухих она одномерных идей в конце концов! Анархия - наиболее близкая к самой жизни модель. Причем такая, которая вменяет разумным существам вести себя РАЗУМНО, то бишь - действовать упреждающе, а не реагировать наподобие животных на внешние раздражители...
не знаю про автономов - по-моему это как раз и новые "цвета" на палитре анархизма.
вот так. Левое не может быть опорочено - оно порочно по определению, потому что оно - госкапитализм, экономический диктат меньшинства (избранных большинством), воздействующего на остальных внеэкономическим принуждением.
Не уверен, понимали ли это "левые" или заблуждались.
В первом случае они демагоги и мошенники, а во втором - дураки или фанатики идеи (функционально неотличимые от исламистов-талибанов, например).
В Греции творится левая контрареволюция. Основные требования сводятся к социальному государству. Это мое мнение. Мои товарищи не все со мной согласны, но черезмерный рост насилия и мародерство - это контрареволюция. Да, полиейские убили паренька. Который, кстати, вел себя вызывающе. Правильная реакция анархистов тут бы была вот какая: точечный ответ по убийце. Нет ему оправдания. Но крушить все что попадется? Забрасывать зажигалками ВСЕХ полицейских? Эт мне РФ-вояк в Чечне напоминает... неразборчивость кого КОНКРЕТНО надо карать за преступление - это не черта анархизма. Это большевизм и есть.
а комунизм и в само деле идеал религиозный. И, уж прости, но в идее бога есть одновременно и унижающий человека момент, и в то же время ГОРДыНЯ.
Вот почему:
По дефиниции, Бог - центр вселенной. Пусть не "геометрический", но сущностный. Перед ним человек - нищожество. Это момент самоунижения. А вот и гордыня - Бог сконцентрирован на своем творении, человеке, все внимание на дела людские. И даже НЕ ТОЛЬКО НА ДЕЛА, а и на слова, и на ПОМыСЛы! Помысел может быть преступен! Это ли не тоталитаризм, а? И в конечном итоге что получается? А то, что нищожество человек находится в ЦЕНТРЕ ЦЕНТРА ВСЕЛЕННОЙ! Во как...
Несмотря на признание горделивости смертным грехом...
В заключение - ты упомянул имена Кропоткина, Махно, Дурути.
Уважаемые люди, да. Авторитеты. но вот еще одна особенность анархизма: принцип лозености сомнения. Сомнения во всем. Особенно - в правоте авторитетов. Со всем уважением к ним. Но люди ошибаются. Жизнь опровергает их постулаты. Надо сомневаться! Лишь в огне сомнения правда не горит и очищается от лжи и заблуждений! Сами все перечисленные автноритеты вряд ли бы были довольны тем, что их мнение надо считать непререкаемым. Даже если поставить на них ярлык "отцов анархизма" - любой отец будет несчастен, если дитя не превзошло его постижения. А и кроме того - мы строим, стоя на плечах авторитетов. Без их ошибок, мы бы не нашли верного пути.
(кстати, фраза Нютона о том, что он лишь стоял на плечах гигантов-предшественников - это не выражение скромности. Нютон так уколол своего оппонента, известного математика, вот имя забыл... И суть колкости - оппонент физика был невысокого роста, почти карлик и сильно от этого переживал.
Великие - несовершенны. И это хорошо - совершенна, полностью гармонична с прородой лишь смерть; тоесть к ней уже ничего не прибавить - определение совершенства (если к совершенному можно нечто добавить, улучшить совершенное - значит оно совершенным и не было вовсе)
ТАково мое мнение.
Не надо анархистам символов веры, Чизес. Знание нужно. И сомнение, здоровый скептицизм.
НАверное тебе почудится, что таким образом под ногами пропасть разверзнется... в духовном смысле.
Знаешь, орлы почему-то не боятся пустоты под ногами.
А осознание своей собственной крохотности во всемире - это оптимизм. Значит - есть место для роста, есть простор. Есть где развернуться. Ничего не мешает.
А не крышка гроба и теснота идеологий.