Дабы не создавать новую тему.
Из того же сайта. Отрывки из Кураева про Украину, кризис, атеизм и интернет. Мне - украинцу, безработному, атеисту и интернет-зависимому, интересно. Может ещё кому? К слову: митрополит Владимир киевский, как и ожидалось, вчера отказался от претензий на московскую патриархию.
"Патриарх Кирилл" - пора привыкать?
Андрей Кураев, диакон, профессор Московской Духовной Академии.
(…) Будут раскладывать пасьянс с фотографиями митрополитов, гадая, кто из них кому "конкурент" и у кого "шансы предпочтительнее". Просто "Семнадцать мгновений зимы". Но у Штирлица по воле сценариста был доступ к личными делам изучаемых субъектов, и он знал, кто из "истинных арийцев" - обладатель "нордического характера".
(…) Православный епископ совсем не обязан (по ожиданиям своей паствы и собственным представлениям о своем служении) выступать в роли комментатора текущих событий. Он - образ Вечности, а не "зеркало недели". Он говорит о церковных традициях и церковных праздниках, вновь и вновь повторяет святые библейские прописи. И под Иродом он имеет в виду именно Ирода, а не президента.
(…) Единственный православный епископ, который все же высказывается по всему спектру общественных дискуссий -митрополит Кирилл. Но это работа у него такая, его церковное "послушание". Он (на протяжении уже 20 лет) - куратор ВНЕШНИХ связей Патриархии.
(…) Украинская делегация (треть голосов на Соборе) может выдвинуть своих кандидатов. Но тут есть ряд неясностей.
Первая - согласится ли сам митр. Владимир, обремененный серьезными болезнями, на склоне лет к принятию столь серьезной и новой для него нагрузки, пожелает ли он вживаться в проблемы другой страны?
Вторая - готова ли Украинская Церковь двигать своего человека в Москву ценой собственной дестабилизации? А именно это ждет ее при переезде Киевского митрополита Владимира в Москву. Он был кандидатом еще в 1990 году и набрал голосов почти столько же, сколько ставший патриархом Алексий. И сегодня он пользуется безусловным уважением во всем епископате и духовенстве Украинской Церкви, и даже у оранжевых властей. Другого же столь явного лидера - даже для самой себя - Украина дать сегодня не может. Перед лицом неотвратимого дефолта, самоликвидации правительства и вообще всей светской власти в стране, может ли она рискнуть еще и тем, что вышлет за свои пределы единственного общенационального лидера?
Третья - готова ли будет Россия проголосовать за иностранца (увы, Украина пока все еще заграница) в качестве своего патриарха?
Наконец, не неясностью, а, напротив, очевидностью, является нежелание российских епископов голосовать за епископа Александра (Драбинко). Этот совсем молодой епископ с детских лет был ближайшим помощником и келейником митр. Владимира. Еп. Александр - человек талантливый, но, значит, и "идейный". И свои представления о том, что является благом для Украинской Церкви, он очевидно и эффективно проводит через киевского митрополита, с годами все более прислушивающегося к его советам. При переезде в Москву митр. Владимир не оставит своего "сына" в Киеве. Значит, голосуя за митрополита Владимира, члены собора будут понимать, что по сути они ставят над собой Александра Драбинку. И вряд ли в этой ситуации соборяне не вспомнят термин "временщик".
Попытка же выдвинуть другого консолидированного кандидата на московский престол будет выглядеть неэтично - по сути это будет номинация "преемника" при еще живом митрополите Владимире. Тот же еп. Александр этого не допустит.
20 декабря совещание украинских епископов в Киеве составило обращение к митр. Владимиру с просьбой не отказываться от выдвижения его кандидатуры на московском соборе. Мне представляется, что в свете вышесказанного это серьезный ход УПЦ, направленный на облегчение пути к патриаршеству для митрополита Кирилла. Объединив весь украинский епископат вокруг своего имени, митрополит Владимир заблокировал выдвижение других кандидатов с Украины и от Украины. А в решающую минуту, вероятнее всего, он передаст свои голоса владыке Кириллу.
(…) Впрочем, в тихом омуте могут и черти водиться. Среди благочестивых архиереев, умиляющих людей своим "градо-китежским" видом и говором, могут быть люди трех весьма разных складов.
Первый - это настоящий монах, искренне полагающий, что верность древним образцам поможет преодолеть сегодняшние трудности.
Второй тип - постник-каннибал, сочетающий личный аскетизм с дикой безжалостностью к подчиненным им священникам.
И третий тип - актер. Лицемер, который, зная, что церковный майнстрим хотел бы видеть на высшем посту тихого молитвенника-печальника, сознательно конструирует этот образ из себя (сам-себе-имиджмэйкер).
Кстати, на Украине епископов такого склада я не знаю. Тут если некий епископ - "жизнелюб", то он этого не скрывает. А вот в России есть епископы с полным разрывом частной и публичной жизни. Полное отсутствие запретов для себя в своей келье и в своем кругу, - и печально-атеистическая маска для посторонних (в том числе прихожан и Патриархии).
(…) Выборы придутся на "дни начала конца" (ставшего привычным за последние годы уклада жизни). Финансовый кризис в 2009 году перерастет в социальный, социальный - в политический, а в ряде регионов мира (не без помощи США) и в военный. В шторм Церкви понадобится сильный кормчий ("кормчий" - слово из церковного лексикона, не из сталинского. С "кормом" оно не имеет ничего общего. Скорее оно связано с кибернетикой. "Кормчий" - калька с греческого "кибернетис" - управляющий. В русском оно связано со словом "корма", т.е. местом, где находится рулевой, правящий ладью).
Но самый серьезный кризис России 21 века - это кризис демографический.
На вопрос "что же будет с Родиной и с нами", ответ прост: будущее у России ясное, короткое и печальное. России осталось не больше 50 лет. И этот ответ я беру не из видений "старцев", а из математики.
(…) После 20-ти лет перестройки и реформ наконец обозначилась наша долгоискомая национальная идея: выжить бы... Страна тихо умирает под громкие звуки рекламных пауз.
Уже в 90-е годы Россия приняла 11 миллионов мигрантов (в среднем по 781 000 человек в год) - это третий показатель в мире после США и Германии .
"По прогнозам, на середину нынешнего столетия число иммигрантов и их потомков в России, нравится нам это или нет, превысит половину ее населения. В результате к 2050 году Россия превратится более чем наполовину в мусульманскую страну. Выражение "исламская опасность" - не наш лексикон" . Это демонстрирует дивную "диалектическую логику" Владимир Дергачёв. Мол, трамвай нас все равно задавит, но именно поэтому мы с рельса сходить не будем и поприветствуем вагоновожатого!
Россия (если в нее не переедут жить китайцы) будет или мусульманская или православная (и в том и в другом случае будет значительная и влиятельная вторая религиозная община). Но она уже не будет атеистически-либеральной. Атеисты вымрут как мамонты и причем по собственному желанию. Не хочешь "нищету плодить"? - Что ж, твой единственный ребенок в родном городе станет иноязыким меньшинством... А вот один московский батюшка на вопрос о демографическом кризисе ответил недоумением: "Кризис? Какой кризис? Где кризис? Не вижу его! У меня на приходе рождаемость выше, чем в Египте!".
Но если многодетные семьи почти исключительно у религиозных семей, то, значит, именно в их убеждениях - шанс на спасение России.
(…) В дни прощания с патриархом Алексием все издания искали что-то яркое в его служении. И при этом не смогли дать записи какой-то запоминающейся речи или проповеди. Не нашлось и людей, которые сказали бы о том, что именно проповедь Патриарха пронзила их сердце.
(…) Солженицын говорил, что Россия исчерпала свой лимит на революции. Верно. Но и Церковь исчерпала свой лимит на застой. Вполне по-горбачевски митр. Кирилл сказал студентам Московской Духовной Академии: "У нас с вами нет времени для раскачки и благодушествования, для лени и разгильдяйства, для прожигания жизни. Нам Господь этого времени - не дал". Понимаю, что сравнение с Горбачевым не очень лестно, но все же митрополит очевидно умнее упомянутого государственного мужа, а потому он не приведет Церковь к итогу столь же печальному, какой "перестройка" обрушила на страну по имени СССР.
Понимаю, что вымирание русского народа (а наипаче его нынешнего либерально-неверующего большинства) тревожит не всех. Но члены православного собора воспринимают эту демографическую мутацию именно как катастрофу. Выбирая нового патриарха, они должны понимать, что могут просто вычеркнуть русский народ из списка государство-образующих наций. Они выберут патриарха на ближайшие 20 лет (столько обычно правили русские первоиерархи в 20 веке).
(…) В дни прощания с патриархом Алексием в интернет-блогах выплеснулось невероятное и неожиданное количество совершенно немотивированной ненависти к ушедшему. Матерная ругань, карикатуры, злорадство... И это - в адрес 80-летнего старика, который никогда с этими юзерами не встречался и ничего плохого им не сделал. Немотивированная, а потому - бескорыстная, чистейшая ненависть.
Обитатели интернета - это молодежь. Это люди с деньгами и с образованием. Со стабильным социальным статусом и карьерными перспективами. Становой хребет пост-индустриального информационного общества. Вот они и подставили нам зеркало: "Так, вы, попы, нами смотритесь! Так мы о вас думаем и вот туда мы всех вас посылаем!".
И это злое улюлюканье вслед ушедшему патриарху - это тоже итог "второго крещения Руси". Итог, который весьма заглушает фанфары официальных цифровых отчетов: "столько храмов возрождено, столько монастырей отстроено!".
Комсомольцы 80-х, если бы у них был свободный интернет, так не отзывались бы на смерть тогдашнего патриарха... А, значит, это уже задача для патриарха нового - найти слова и аргументы, которые смогли бы совершить ментальную революцию. Я имею в виду переход от выражения "ваша Церковь" - к "наша Церковь".
(…) Вся жизнь митрополита Кирилла - это дискуссия. Когда ему было 9 лет, весь его класс "вступали" в пионеры. Будущий митрополит отказался. Его уговаривают, и в ответ слышат: "Марь Ванна, да я согласен! У меня только один вопрос: а можно я в этом галстуке буду в храм ходить?". На этом вопрос о пионерстве был снят. И в этой реплике - весь будущий митрополит. Он отстоял ортодоксальную позицию, но с помощью неожиданно-нового аргумента.
Затем как ректор Духовной Академии 10 лет он ведет непубличный диалог с железобетонными большевиками, которые пробовали управлять церковной жизнью Ленинграда (в итоге его в 1985 году снимают с ректорства и из Ленинграда посылают в Калининград - при том, что в Калининградской области просто не было ни одного действующего православного храма). Он вел дискуссии с католиками и протестантами, либералами и "зарубежниками". И в итоге стал единственным человеком, в присутствии которого даже Познер ведет себя прилично... Да, митрополит Кирилл властен. Это видно даже через телеэкран. Но в шторм уступчивый и тихий капитан просто опасен для всего экипажа. И властность бывает разная. Митрополит Кирилл свою жизнь подчинил идее и ради этой, церковной идеи он готов идти вверх.
(…)