Будем смиренны братия и сестры !

Trinity

18-01-2009 16:06:42

Сущность смирения.

Согласно Священному Писанию смирение - это фундаментальная добродетель, без которой невозможно преуспеть ни в чем добром. С призыва к смирению Господь Иисус Христос начал Свою Нагорную Проповедь, говоря: "Блаженны нищие духом, потому что их есть Царство Небесное" (Мат. 5:3). Как обыкновенные нищие чувствуют себя нуждающимися во всем, так и нищий духовно сознает себя несовершенным и нуждающимся в Божией помощи. Это сознание, в свою очередь, привлекает к человеку Божье благоволение, которое обогащает его во всем.

К сожалению многие "светские" люди, недооценивают и презирают добродетель смирения. Они думают, что, проповедуя смирение, христианство принижает человеческую личность и уничтожает в людях чувство собственного достоинства. Смирение, говорят они, лишает человека жизненной активности, подавляет инициативу и воспитывает в нем психологию рабского угодничества. Такое ошибочное понимание смирения вытекает из духовного невежества.

Сущность смирения прекрасно раскрывается в ряде Евангельских рассказов. Начнем с примера исцеления слуги римского сотника. В одно из посещений Капернаума, к Иисусу Христу подошел римский сотник, по нашему офицер, с просьбой: "Господи! Слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает." Не отказывая никому в просьбе, Спаситель обещал, что он придет к нему домой и исцелит его слугу. Каждый верующий человек обрадовался бы такому обещанию, но сотник реагирует совершенно необычно: "Господи! Я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой!" Глубокая вера и смирение сотника тронули Господа, так что Он не только мгновенно исцелил его слугу, но и поставил его в пример другим, говоря: "И в Израиле я не нашел такой веры!" (Мат. 8:6-13).

Слыша о многочисленных исцелениях, совершенных Спасителем, сотник глубоко проникся верой в Его всемогущую силу. Нисколько не унижая своего достоинства, он, одновременно, сознавал, что недостоин требовать к себе особого внимания, тем более, что он - язычник и чужестранец. При этом сотник вспомнил, что если он, будучи обычным человеком, когда приказывает своим подчиненным, те беспрекословно повинуются ему, - то тем более всё подвластно воле Божьего посланника.

Признание, с одной стороны, Божественного всемогущества, а с другой, своей недостаточности, являются основой того настроения, которое называется смирением.

Когда человек своей глубокой верой прикасается к бесконечной мощи Творца, он не может не ощущать своей малости и немощи - он видит себя ничтожной букашкой у берега безбрежного океана. Поэтому в общении с Богом смирение - это самое естественное чувство. Тщеславиться и гордиться может только тот, кто далек от Бога и сравнивает себя с такими же ничтожными существами, как и он сам.

Крепкая вера, по слову Спасителя, может и горы переставлять (Мат. 17:20) - не потому, что эта уверенность сама по себе обладает какой-то сверхъестественной силой, как учат некоторые сектанты, а потому, что она привлекает силу Божию - которая и творит невозможное. Вот почему все известные случаи крепкой, чудодейственной веры, одновременно являются и примерами глубоко смирения: женщина, страдавшая кровотечением (Мар. 5:25-28), мать-хананеянка (Мат. 15:22-28) и многие другие Евангельские случаи. Чем крепче у человека вера, тем он смиреннее; и, наоборот, гордец не способен глубоко верить, потому что он весь поглощен собой. Будучи духовно слабым, он поэтому неспокоен и пуглив, хотя всеми мерами старается это скрыть от других.

Как духовная так отчасти и светская литература знает множество примеров великих и гениальных личностей. Многие весьма одаренные люди сознавали, что они далеко еще не достигли той меры совершенства или знаний, которых они могли бы достичь. Это сознание нисколько не делает их вялыми или унылыми, а, напротив, побуждает их и дальше работать над собой и совершенствоваться. Думать, что смирение убивает в человеке инициативу и делает его инертным или рабски настроенным, значит не понимать сущности христианства. Ведь отличительной особенностью христианства является то, что оно зовёт человека к совершенствованию путем восхождения от теперешнего, грехом поврежденного состояния к уподоблению Богу, как сказано: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мат. 5:48). Самодовольный гордец - очень жалок, потому что он настолько слеп, что даже не видит своего убожества (Апок. 3:17).

Чтобы не быть голословными в том утверждении, что подлинное величие всегда сочетается с чувством смирения, приведем несколько примеров. Великий пророк Моисей, обученный всей премудрости египетской, который одним движением посоха производил величайшие чудеса, который беседовал с Богом "лицом к лицу," как человек беседует с другом своим, был в то же время, по свидетельству Библии, очень смиренным и кротким человеком (Числа 12:3). Царь Давид, сразивший великана Голиафа и проявлявший невероятное мужество в войнах, был также очень смиренным (Псалом 24). Пророк Иоанн Креститель, этот величайший пророк всех времен, который своей проповедью зажигал сердца тысяч людей, был тоже смиренным (Марк 1:7). Пресвятая Дева Мария, Которую христианство считает выше херувимов и серафимов, очень скромно думала о Себе, хотя и была Матерью Спасителя мира (Лук. 1:48).

Наконец, Господь Иисус Христос, Сын Божий, сошедший с Небес, слову Которого мгновенно повиновались и природа и потусторонние духи, Который возвращал к жизни умерших, является для всех и величайшим примером смирения. Кто может быть выше Творца всего видимого и невидимого, а Он был примером послушания своим земным "родителям," повиновался гражданским властям, платил подати, кротко прощал своих врагов. Стараясь быть смиренными, мы подражаем нашему Спасителю, завещавшему нам: "Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим" (Мт. 11:29).

Старец Силуан писал: "Когда душа Духом Святым увидит Господа, какой Он кроткий и смиренный, тогда сама она смиряется. Это особое состояние, которое никто не может описать, потому что оно опытно познается только Духом Святым."

По словам преп. Аввы Дорофея существует два вида смирения: "Начальное смирение состоит в том, чтобы ближнего своего считать разумнее и лучше себя ... Второй вид смирения состоит в том, чтобы свои достижения и преимущества приписывать Богу, а не себе - это есть совершенное смирение святых. Оно естественно рождается в душе от исполнения заповедей Божиих. Это, как ветки деревьев, когда на них висит много плодов, от тяжести их сгибаются вниз. Ветвь же, на которой нет плодов, тянется прямо вверх. Существуют деревья, которые не дают плодов, пока их ветви растут вверх; если же кто-нибудь, привесив камень к ветви, нагнет ее книзу, тогда она начинает приносить плоды. Так и душа, когда смиряется, тогда становится плодотворной, и чем более приносит плодов добрых дел, тем более смиряется. Это мы видим на примере святых: чем более они приближались к Богу, тем более сознавали себя грешными и недостойными."

Итак, смирение это драгоценнейшая добродетель, без которой невозможно преуспеть ни в чем добром. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что "если гордыня некоторых из ангелов превратила в бесов, то, без сомнения, смирение может и из бесов сделать ангелов. Итак, да дерзают грешники, уповая на Бога!"

http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/smirenie_gordostj.htm

Trinity

18-01-2009 16:08:30

"Черная дыра" гордыни.

Гордыне - этой ужаснейшей духовной болезни - предшествует целая вереница сродных заболеваний, среди них: самолюбие, тщеславие, высокомерие, надменность, чванство, лицемерие, похвальба... Все они являются результатом одного основного духовного отклонения: нездоровой "обращенности к себе."

В процессе развития, гордыне всегда предшествует тщеславие. Различие между тщеславием и гордыней такое, как между отроком и зрелым мужчиной. Святые отцы называют гордыню "безумной" потому, что болеющий ею, говорит и делает массу глупостей - при полной уверенности в своей правоте и мудрости. Гордыню еще можно уподобить галлюцинации и слепоте.

О пагубности этой ужасной болезни свидетельствует сам родоначальник и "отец" её - дьявол, который из светлого Денницы превратился в свирепого дракона (Быт. 3:1; Апок. 12:3-9). Сколько раз в истории человечества, он, в своей безумной борьбе с Богом, терпел поражения; сколько раз воплотившийся Сын Божий обнаруживал его бессилие (Мат. 12:29, Мат. 8:31). Даже в самом его "подземном" царстве (аду) Сын Божий, сойдя туда, поразил гордого Сатану, связав его и отняв у него всякую власть над людьми (Апок. 20:2-3). Силой креста Христова даже малые дети прогоняют этого гордеца, а тот никак не хочет признать, что борьба с Творцом - бесполезна. "Кумушка, перестань срамиться!" - советовал дедушка Крылов моське, лающей на слона. Ведь, как некогда мудрейший среди ангелов, он должен понять, что Бог -всемогущ, а он - ничтожен; что своими злодеяниями он все глубже увлекает себя на дно геенны огненной. С другой стороны, видя милосердие Божие к даже самым великим грешникам, он еще может покаяться и примириться со своим Создателем. Но нет! - злобствует демон: "Унизить себя и признать себя побежденным - никогда! Пусть погибну я на веки вечные, но не уступлю! И хоть совсем мало мне осталось времени, а всё же успею еще кое-кого погубить вместе с собой..." Такова "логика" этого гордеца среди гордецов: по всем меркам - небесным или земным - она безумна! Только созидать трудно, а разрушить может каждый.

Единственно, в чем действительно гениален он - это в обмане: он лжет, клевещет, изворачивается, притворяется, путает и дурачит наивных без устали. И тысячу раз несчастны те, которые ему верят!

Вот, что пишет преподобный Антоний Великий на эту тему. "Дьявол, за свою гордость ниспав с небесного чина, всеми силами старается увлечь в падение и всех... тем же путем, каким и сам ниспал, т.е. через гордыню и любовь к суетной славе... Многие истинно великие подвижники понесли труды добродетельной жизни, но по неразумию погубили себя. Это же может произойти и с вами, если например, охладев в подвиге, вы будете думать, что обладаете добродетелями. Ибо вот вы уже и ниспали в эту дьявольскую болезнь (самомнение), думая, что близки к Богу и пребываете в свете, тогда как на самом деле еще находитесь во тьме. Что побудило Господа нашего Иисуса Христа снять Свои одежды, препоясаться полотенцем и умыть ноги тех, которые ниже Его, если не то, чтобы научить нас смирению? Да, - смирение Он тогда показал Своим примером."

alex df

18-01-2009 16:10:01

во даёт

Trinity

18-01-2009 16:13:19

Два направления воли.



СМИРЕНИЕ


Родственные Смирению добродетели:

Скромность, кротость, долготерпение, сострадание, умение понять, уступить и простить, чуткость, великодушие, мужество в признании своих недостатков, покаяние, надежда на Бога, желание стать лучше, уважение к чужому мнению, уважение к личности...

Искажения Смирения:

Раболепство, человекоугодничество, подобострастие, нерешительность, угрюмость, плаксивость, вялость, трусливость, малодушие, всякие страхи и фобии.


ГОРДЫНЯ

Мнимые преимущества Гордыни:

Волевая и сильная натура, "Байроновский герой," целеустремленный, идейный, рожденный для того, чтобы вести и повелевать, смелый, отважный, знающий себе цену, прямой, решительный... Таким он кажется, но вглядитесь в него пристальнее, и вы увидите в нем свойства, перечисленные ниже ...



Свойства Гордыни:

Высокого мнения о себе, тщеславный, лицемерный, упрямый, капризный, мнительный, неуправимый, беспокойный, щепетильный по отношению к себе, придирчивый, суетный, самовлюблённый эгоист, обидчивый, дерзкий, сумасбродный барчук, вспыльчивый, склонный критиковать и осуждать, властолюбивый, надменный, завистливый, непримиримый, злопамятный, жестокий, быстрый на оскорбления, язвительный, патологически активный, бунтарь против всякого авторитета...

Революционный, нигилистический дух. Сатана, будучи первым революционером, прославляет всякий бунт, как борьбу за свободу.

http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/smirenie_gordostj.htm

alex df

18-01-2009 16:23:30

мама дорогая

Trinity

18-01-2009 17:15:09

Профессор Д. Е. Мелихов полагает, что в основе многих психических расстройств лежит несмирение (гордыня).

Невроз в этом смысле не является исключением. Общепризнанно, что заболевание это развивается ввиду конфликта личности с собой (интра-психический конфликт) или с другими людьми (интерпсихический конфликт). Невроз есть столкновение между желаемым и действительным. Чем мощнее это столкновение, тем острее протекает заболевание.

Как-то во время приема женщина, страдающая одной из форм невроза, эмоционально и многократно повторяла: “Доктор, я устала болеть и хочу вылечиться любой ценой. К тому же я не понимаю, о каком столкновении желаемого и действительного вы говорили.” На эти слова пациентки врач ответил ей примерно следующее: “Господь ведает о вашей скорби, и если не спешит поменять имеющееся положение вещей, то, стало быть, и нет пока Его святой воли вот так сразу вас исцелить. Когда, к примеру, со святыми случались неприятности, болезни или скорби, то они благодарили за то Бога и говорили: “По грехам своим приемлю.” А что получается в нашем случае? “Хочу исцеления любой ценой.” Вот в этом и столкновение между желаемым и действительным. Лечиться, конечно, можно и нужно, но очень важно смириться с постигшими вас болезненными обстоятельствами, считать себя достойной их и принять с благодарением. Господь о вас не забудет и не пошлет вам испытания выше ваших сил. В этом нас уверяет святой апостол Павел, который писал: “Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемым сверх сил, но при искушении даст и облегчение.” Посему успокойтесь и не отчаивайтесь. Невроз — болезнь духовная. Смиритесь перед Богом, и вам станет легче!”

О том, какое облегчение приносит человеку смирение, читаем в жизнеописании святителя Игнатия (Брянчанинова): “Беспрекословное послушание и глубокое смирение отличали поведение послушника Брянчанинова в монастыре. Первое послушание было назначено ему при поварне. Поваром был бывший крепостной. В день вступления в поварню случилось, что нужно было идти в амбар за мукой. Повар грубо сказал ему: “Ну-ка, брат, иди за мукой!” — и бросил ему мучной мешок так, что его всего обдало белой пылью. Новый послушник смиренно взял мешок и пошел. В амбаре, растянувши мешок обеими руками и по приказанию повара прихватив зубами, чтобы удобнее было всыпать муку, он ощутил в сердце некое новое, странное чувство, какого раньше никогда не испытывал: его смиренное поведение, с попранием чувства обиды так усладили его душу, что он на всю жизнь запомнил этот случай.”

http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/orthodox_psychotherapy_d_avdeev.htm

ДВС

18-01-2009 17:21:14

Трнити, что , друг, с тобой?!:eek::eek::eek: